Распад державы Александра Македонского. Сразу же после смерти Александра македонские полководцы стали делить земли, входившие в созданную им державу. Из недавних друзей и боевых соратников они превратились в злейших врагов.
Непрерывно воюя, они захватывали друг у друга страны и города, перекраивая карту Восточного Средиземноморья[3]. На месте державы Александра возникло много государств. Главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. В этих государствах военачальники Александра провозгласили себя царями.
Подобно Александру, они основывали города, в которых поселяли македонских воинов и греков. По греческому образцу в этих городах строили театры, гимнасии, портики.
1. В александрийском порту. Крупнейшим культурным и торговым центром всего Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия.
Множество торговых кораблей из разных стран прибывало в Александрию. Уже издали, даже в кромешной тьме и в непогоду, моряки видели огромный маяк, расположенный на острове Фарос. Надобность в маяке была велика: близ берегов тянулись мели и подводные скалы, маяк указывал вход в гавань. По ночам под куполом, увенчанным статуей По
Эпоха эллинизма (рус.) История древнего мира
сейдона, пылал огонь. Свет пламени усиливался металлическими зеркалами. Топливо доставляли на осликах по проходящей внутри маяка пологой винтообразной лестнице. С вершины маяка наблюдали за морским простором: не гірибли-
жается ли вражеский флот. Фаросский маяк был не намного ниже пирамиды Хеопса. Греки называли его одним из чудес света.
По морю в Египет доставляли древесину, серебро, выкрашенные пурпуром шерстяные ткани, дорогие вина для царя и вельмож. А вывозили зерно, папирус, слоновую кость, тончайшие льняные ткани, изделия из стекла и многое другое.
3. На улицах и площадях. Александрия была выстроена по единому плану, её улицы пересекались под прямыми углами. Главная улица тянулась более чем на шесть километров. Она была вымощена мраморными плитами и настолько широка, что по ней свободно ехало рядом несколько повозок. С утра до вечера улицы и площади были заполнены людьми. Земледельцы-египтяне везли на продажу то, что у них осталось после сдачи налога
![]() |
В библиотеке Александрии. Рисунок нашего времени. |
в царскую казну. Маршировали отряды воинов — греков или македонян. На площадях толпа глазела на актёров, разыгрывавших смешные сценки, на танцовщиц и ловко подбрасывавших мячи жонглёров.
4. В александрийском Музее. Крупнейшим центром науки был Музей — это слово означает «место, где обитают музы». В греческих мифах музы — девять сестёр- богинь, покровительниц поэзии, искусств и наук. Например, Мельпомена — муза трагедии, Терпсихора — муза танца, Клио — муза истории.
Птолемеи. Цари эллинистического Египта. (рус.) Исторические личности
Музей занимал в Александрии целый район, в котором было много больших и малых зданий, окружённых деревьями и цветниками. Учёные и поэты съезжались сюда из многих стран по приглашению царя Египта, желавшего прославить самого себя и свою столицу.
В Музее им предоставляли бесплатное жильё, питание, помещения для занятий. Обитатели Музея встречались в красивом портике, где вели научные споры и знакомили друг друга со своими открытиями. Так, Аристарх Самосский впервые в истории высказал гениальную догадку о вращении Земли вокруг Солнца. А географ Эратосфён, исходя из того, что Земля представляет собой шар, предсказал возможность кругосветных путешествий. Он же утверждал, что нельзя оценивать людей
Из истории древних библиотек
Была известной и библиотека в городе Пергёме (Малая Азия). Царь Египта, завидовавший её растущей славе, запретил вывоз папируса в Пергам. Тогда во II (2-м) веке до н. э. в Пергаме стали использовать для письма тонко выделанную кожу молодых животных — ягнят, телят. Этот писчий материал получил название пергамент.
Пантикапей |
ЧЕРНО |
Крупнейшие государства, образовавшиеся на территории державы Александра Македонского после её распада
Вавило: |
Территория, отошедшая к Индии
Границы держа вы Александра Македонского в 324 г.
Распад державы Александра Македонского.
по их национальности, ибо среди греков есть люди грубые и невежественные, а среди негреков — воспитанные и образованные.
аравийское море |
При Музее находилась знаменитая Александрийская библиотека. Она насчитывала до 700 тысяч папирусных свитков.
Велика была слава Музея, но его обитатели напоминали птиц в золотой клетке: они должны были прославлять царя и его мудрость. Лишь немногим удавалось отстоять свою независимость. Таким был Евклид, оказавший огромное влияние на развитие математики. Его знаменитая книга «Начала» стала учебником геометрии[4] на тысячи лет. Прославленный учёный выше всего ценил знание и утверждал, что в науке нет лёгких путей. Однажды царь вызвал его к себе: «Научи меня геометрии, да побыстрее!» Евклид отвечал: «Государь, к науке геометрии нет царской дороги!»
Опишите рисунок -В библиотеке Александрии- (см. с. 209). Чем заііятьі ученые? Какую помощь оказывают им библиотекари? Как выглядят древние книги? Предположите, кому могло быть поставлена статуя о центре зала.
Составьте рассказ от имени мальчика или девочки, посетивших древнюю Александрию. Включите в рассказ описание маяка, гавани, улиц. Музея.
Подведём итоги и сделаем выводы
• Какие страны и области были завоёваны Александром Македонским и вошли в его державу?
• Что представляли собой библиотека и Музей в Александрии Египетской?
• Какой вклад в науку внесли учёные Аристарх Самос- ский, Эратосфен, Евклид?
Источник: finances.social
Презентация на тему ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ
5 а класс МОУ «СОШ № 73»ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТЗагадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц и саркофагов называют иероглифами – «священным письмом»Египтяне рисовали то, что хотели сказать, изображая иероглифами слова и предметы.В
Слайды и текст этой презентации
Слайд 15 а класс МОУ «СОШ № 73»
Выполнили: учащиеся 5 а
класса МОУ «СОШ № 73»
ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ
Слайд 25 а класс МОУ «СОШ № 73»
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Загадочные знаки, покрывающие
стены египетских храмов, гробниц и саркофагов называют иероглифами – «священным
письмом»
Египтяне рисовали то, что хотели сказать, изображая иероглифами слова и предметы.
В египетском письме около 800 иероглифов.
У египтян один значок мог изображать и слово, и звук. Это было неудобно, т.к. многие слова нельзя изобразить рисунком, например имена. Тогда они стали иероглифами изображать не только слова, но и согласные звуки, с которых они начинались.
Слайд 35 а класс МОУ «СОШ № 73»
Гласные звуки у египтян
иероглифами не передавались.
Сложность при прочтении египетских иероглифов была в том,
что иероглиф мог обозначать не только звук, но и слог или даже слово.
Для того, чтобы избежать путаницы египтяне использовали значки определители, которые не читались, а только подсказывали о чём идёт речь.
Слайд 45 а класс МОУ «СОШ № 73»
Правила египетского иероглифического письма
были очень сложны. Поэтому человек умеющий читать и писать, казался
египтянам настоящим мудрецом.
Разгадать тайну египетских иероглифов удалось французскому учёному Шампольону. Он сопоставил египетские и греческие надписи, покрывавшие большой камень, найденный в Египте.
Основным носителем информации в Египте был папирус.
Слайд 55 а класс МОУ «СОШ № 73»
В долине Нила рос высокий тростник – папирус. Стебель его разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски складывали на гладкую поверхность в ряд, одну возле другой , в продольном направлении. Сверху второй ряд, но уже в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем.
При этом тростниковые волокна выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу. Писать на папирусе можно было только с одной стороны: чернила наносившиеся заостренной камышовой палочкой, проникали на всю глубину. Папирус хрупок, поэтому сгибать его листы было нельзя.
Слайд 65 а класс МОУ «СОШ № 73»
Когда листочек папируса исписывали
до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась все
длиннее и длиннее. Для хранения ее сворачивали в свиток. До наших дней сохранились папирусные свитки, длина которых более 40 метров.
На папирусах начало новой мысли (новый абзац) выделяли красной краской. Новый абзац в тексте мы начинаем с «красной» строки.
Слайд 75 а класс МОУ «СОШ № 73»
Древнее Двуречье
Древние шумеры писали
на глиняных табличках специальными клиновидными палочками, поэтому они оставляли оттиск
в виде клина. Такое письмо называется клинописью.
У клинописи есть своя история. Сначала люди рисовали. Такое письмо называлось пиктографией. Затем это стало неудобно и они стали обозначать слова знаками. Удобнее было писать клиновидными палочками.
Так появилась клинопись.
Слайд 85 а класс МОУ «СОШ № 73»
Многие знаки, соответствующие коротким
словам в Двуречье обозначали буквы, слоги или короткие односложные слова.
В
клинописи было более 200 знаков.
Научиться писать и читать в Двуречье было очень сложно. Много лет мальчики занимались в специальной школе писцов. Ученики старательно записывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей.
Археологи раскопали библиотеку ассирийского царя Ашшурбанапала (VII век до н.э.), на полках которой было более 20 тыс. табличек с самыми разнообразными текстами. Эта библиотека не погибла от пожара, потому что состояла из покрытых письменами глиняных табличек.
Слайд 95 а класс МОУ «СОШ № 73»
ФИНИКИЯ
Финикийским торговцам была нужна
письменность для того, чтобы вести учет покупаемым и продаваемым товарам.
В Финикии была самая простая система письма. Значительно проще египетской.
Каждый значок финикийского письма соответствовал звуку и был буквой.
В финикийском алфавите всего 22 согласные буквы.
Слайд 105 а класс МОУ «СОШ № 73»
Главным недостатком финикийской письменности
было отсутствие знаков для обозначения гласных звуков.
Алфавит усовершенствовали
греки, они впервые стали обозначать не только согласные, но и гласные звуки.
Слово «алфавит» происходит от названия двух первых финикийских букв: «алеф» и «бет».
Слайд 115 а класс МОУ «СОШ № 73»
Записи в Древней Индии
делались на пальмовых листьях.
В Древней Индии писали чернилами из сажи,
смешанной с соком сахарного тростника.
Древнеиндийская книга была из пальмовых листьев скреплённых между собой верёвочкой.
Цифры, которые мы используем, называются арабскими.
Арабские цифры придумали в Индии.
Слайд 125 а класс МОУ «СОШ № 73»
Письменность Китая (китайские иероглифы)
похожа на египетскую письменность.
Китаец, умеющий читать и писать, должен был
запомнить тысячи иероглифов.
Образованный китаец должен был писать не только грамотно но и красиво.
Бамбуковые китайские книги представляли собой связку узеньких дощечек из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечёвку.
Слайд 135 а класс МОУ «СОШ № 73»
В Китае научились изготавливать
тонкие и воздушные шелковые ткани, из которых не только шили
богатую одежду, но и делали на них надписи.
Изобретением бумаги мы обязаны китайцам.
Бумага изготавливалась из тряпок, бамбука и коры деревьев.
К старому тряпью добавляли древесную кору, волокно бамбука, всё это измельчали и варили в чанах. Затем они всю массу пропускали через сита. На ситах, оставался слой, который после обработки становился листом бумаги.
Китайцы скрывали технологию изготовления бумаги.
Слайд 145 а класс МОУ «СОШ № 73»
Древняя Греция
В результате войн
произошёл упадок греческой культуры, греки перестали пользоваться письмом и забыли
его. Это произошло в 12 веке до нашей эры.
В 8 веке до н.э. в Греции появилась новая письменность. Её создали на основе финикийского алфавита.
Впервые греки стали обозначать буквами гласные звуки. Это позволило грекам более точно передавать при письме звуковую речь.
А всего букв было 24.
Слайд 155 а класс МОУ «СОШ № 73»
Греки писали на пальмовых
листьях, льняных тканях, папирусе. В школах применяли таблички покрытые воском.
Старый текст можно было затереть и нанести новый.
В III веке до нашей эры возникла самая известная библиотека древности – Александрийская в Египте. В I веке до н.э. в ней было около 700 тыс. свитков.
Слайд 165 а класс МОУ «СОШ № 73»
Однажды египетский царь Птолемей
попросил у афинян рукописи Эсхила и Софокла, желая снять с
них копии. Боясь за судьбу знаменитых рукописей, афиняне потребовали за них залог 500 кг серебра. Птолемей дал этот залог, взамен получил рукописи и передал их не для переписки, а на вечное хранение в Александрийскую библиотеку. Царь предпочел потерять серебро, но сохранить драгоценные рукописи у себя.
Слайд 175 а класс МОУ «СОШ № 73»
Библиотека в Пергаме конкурировала
с Александрийской библиотекой. Поэтому царь Египта запретил вывоз папируса в
Пергам. Тогда в Пергаме наладили производство тонко выделанной кожи молодых животных, предназначенной для письма.
Пергамент изготовлялся из телячьей, овечьей, козьей кожи. Это был прочный, но очень дорогой материал. Листы можно было сгибать и сшивать. Писали на пергаменте с двух сторон и не только тростниковыми палочками, но и заостренными птичьими перьями. Пергаментные тетради стали использовать в школах.
Источник: theslide.ru
Кто сжег Александрийскую библиотеку: причины, история и интересные факты
Время царствования в небольшой сначала Македонии сына царя Филиппа — Александра — ознаменовалось великими сражениями и военными походами, в результате которых территории Македонии сильно увеличились в размерах за счет захваченных государств. Среди этих государств был и Египет. Египтяне поклонялись Александру Македонскому как сыну бога Солнца. Именно в городе Александрии, построенном в Египте и так любимым Александром, был возведен Музей, частью которого была удивительная библиотека. До сих пор человечество задается вопросом: «Кто сжег Александрийскую библиотеку?»
Александрия Египетская
Город Александра Македонского Александрия Египетская был построен на берегу Средиземного моря. В его порту всегда было много торговых кораблей из разных стран. Они привозили сюда древесину, серебро, дорогие вина, выкрашенную пурпуром шерсть. Ориентиром морякам служил знаменитый Фаросский маяк, известный в мире как одно из семи чудес света.
От причалов Александрийского порта отплывали корабли египетских купцов, вывозивших из Александрии тонкие льняные ткани, зерно, тростник-папирус и изделия из него, слоновую кость, предметы из серебра и др.
Рядом с портом находился знаменитый дворец Птолемеев, роскошные интерьеры которого были декорированы мрамором разных сортов, дорогой утонченной резной мебелью, узорчатыми коврами и коврами, украшенными сценами из мифологии.
Улицы Александрии были прямыми. Они пересекались под углом 90 градусов. Длина главной магистрали достигала 6 км. Улица была такой широкой, что по ней одновременно могло ехать несколько повозок. По улицам в течение всего дня маршировали отряды греческих и македонских воинов.
В центре было столько народу, что не протолкнуться, а на площадях скапливались зеваки, созерцавшие представления уличных актеров и циркачей.
Музей в Александрии
Но главной достопримечательностью в городе Александра Македонского был истинный храм науки и искусства, который назвали Музеем. Дословный перевод этого слова звучит как «Храм Муз» и связан аллегорически с девятью дочерьми верховного бога Зевса — покровительницами искусства. Среди них есть и те, которых сейчас мы причисляем не к искусствам, а к наукам: астрономия, история.
Александрийский Музей был возведен в правление династии Птолемеев. Он занимал в городе целый район. Состоял из комплекса зданий разных размеров и назначения. Территория вокруг была украшена деревьями и цветниками.
Обитатели Музея и посетители библиотеки
В Александрийский Музей приезжали приглашенные царем из разных стран известные ученые и поэты. Здесь они жили, участвовали в совместных трапезах, проводили занятия, в многочисленных портиках вели содержательные и увлекательные беседы, спорили и делились друг с другом своими открытиями. Именно здесь впервые ученый Аристарх Самосский предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, а Эратосфен предсказал возможность кругосветных путешествий. Он основывался на представлении о Земле как о шаре. Евклид написал удивительную книгу «Начала», совершившую переворот в математике и давшую начало науке геометрии, став первым учебником по этой дисциплине.
Именно здесь, в Музее, высказывались новые социальные воззрения ученых мужей. Эратосфен высказал точку зрения на отношение к людям разных национальностей с позиции уровня их интеллекта и воспитанности: он заявил, что нельзя оценивать людей по национальности, ведь как среди греков есть люди невоспитанные и необразованные, так и среди негреков есть весьма образованные и воспитанные люди.
Коварный Птолемей
История Александрийской библиотеки — история создания ее фондов. Это была одна из крупнейших библиотек мира. Ее можно отнести к научным, так как в коллекции хранилось около семисот тысяч свитков папирусов. Здесь были и рукописи Эсхила и Софокла, переданные на вечное хранение египетским царем Птолемеем III Эвергердом. К слову сказать, добыл он их не совсем честным путем.
Известны интересные факты об Александрийской библиотеке. Например, о том, что Птолемей III Эвергерд, взяв свитки под залог у афинян для создания копий, предпочел потерять немалые деньги, но сохранить рукописи у себя. Не менее коварно обходился царь и с гостями: он строго проверял, какие книги привозили они в Александрию. Если такого экземпляра не было в коллекции Александрийской библиотеки, оригинал изымался в пользу города и Египетского государства, а гостю вручалась копия его книги.
Библиотека в Александрии
Слово «библиотека» первоначально дословно переводилось как «книжный шкаф». В Александрийской библиотеке свитки хранились в огромных книжных шкафах от пола до потолка, оправдывая тем самым название заведения. Основателем ее считается Птолемей II Филадельф. Он же создал и Музей. А временем создания библиотеки и Музея называется период с 309 по 246 гг. до н. э.
Содержалась библиотека в Александрии на средства царей правящей династии. Посетителем ее мог стать каждый желающий, причем совершенно бесплатно.
Организация работы библиотеки
Возглавлял Александрийскую библиотеку главный библиотекарь. В его обязанности входило определение качества и подлинности рукописей. Велся строгий учет книг. Был составлен каталог рукописных сокровищ. Книги в фондах и каталогах классифицировались по темам, языкам и снабжались специальными ссылками. Учитывались и особые интересы читателей к определенным изданиям.
Пополнение фондов велось за счет приобретения книг в небольших библиотеках и частных коллекциях.
В библиотеке работали специальные мастера, которые занимались реставрацией книг и обеспечением их «читабельности». Они же перепроверяли достоверность излагаемой информации, а сомнительные моменты помечали специальными значками, чтобы любой читатель мог понять, на какие факты можно опираться, а с какой информацией следует работать с осторожностью.
В долине Нила современными учеными были найдены в большом количестве древние папирусы. Эти находки позволили им сделать вывод о том, что оригиналы в библиотеке переписывались. А поскольку Александрия была крупным центром в том числе и книжной торговли, то, возможно, эти копии с папирусов являлись ходовым товаром, вывозимым александрийскими купцами в другие страны и продаваемым на портовом рынке.
Историками был определен и примерный список библиотекарей Александрийской библиотеки — вплоть до 2 в. до н. э.
Особо в Александрийской библиотеке следили за выполнением санитарно-гигиенических норм и норм, предъявляемых к хранению книг, с целью их наибольшей сохранности. Помещения хорошо проветривались, защищались от сырости. Свитки время от времени проверялись на предмет повреждений, в том числе и от многочисленных насекомых, и своевременно приводились в порядок.
В период правления Птолемея III Эвергерта при Александрийском Серапеуме (храм бога Серапиуса) был открыт филиал заведения.
Кто сжег Александрийскую библиотеку?
История говорит нам о нескольких событиях, нанесших урон знаменитой библиотеке.
Первая дата — 48 г. до н. э., когда большое количество свитков сгорело вместе с частью библиотеки во время войны с римским императором Юлием Цезарем. Вот тогда и случился знаменитый пожар в Александрийской библиотеке, вспыхнувший в результате городского пожара, возникшего от поджога римскими войсками городских стен.
В тот раз численный состав коллекции удалось восполнить. Но качественно состав ее сокровищ изменился. Произошло это в 41 г. до н. э. благодаря Марку Антонию. Он изъял из коллекции Пергама 200 тысяч свитков и подарил их своей возлюбленной — египетской царице Клеопатре. Позже коллекция была вторично разграблена римлянами.
Однако и это не дает нам ответа на вопрос о том, кто уничтожил Александрийскую библиотеку.
В период римского владычества, когда в 4-м в. во всей Римской империи главной религией было объявлено христианство, библиотека в Александрии была разрушена по приказу египетского епископа Феофила, боровшегося всеми силами с ненавистным ему «язычеством». Произошло это в правление императора Феодосия. Но и это еще не окончательный ответ на вопрос о том, кто сжег Александрийскую библиотеку.
В первой половине 7-го века Александрию дважды захватывали арабы, и окончательную гибель ее библиотеки часто связывают с этими вторжениями.
Так что на вопрос о том, кто сжег Александрийскую библиотеку, чтобы прославиться, вряд ли когда-то найдется точный ответ.
Источник: fb.ru