В первой части статьи 1 рассказывалось о торпедном вооружении военно-морских сил США, Великобритании и Франции. Были рассмотрены особенности конструкции универсальных торпед (УТ 2 ), приведены их тактико-технические характеристики.
Во второй части автор подробно останавливается на УТ Германии, Италии, Японии и Китая.
Универсальные торпеды ВМС ФРГ. В настоящее время на вооружении подводных лодок флотов ряда стран НАТО находится УТ DM2A3 «Зеехехт» мод. 4. Она входит в состав вооружения германских ДЭПЛ проекта 212А.
Бортовая система управления торпеды выполнена полностью на цифровой элементной базе, что обеспечило существенное повышение возможности бортового компьютера по обработке гидроакустических сигналов и отстройки от помех средств ГПД. Конструкция БЗО торпеды позволяет поражать современные двухкорпусные ПЛ и НК с двойным дном.
Торпеда оснащена электрической двигательной установкой, в состав которой входят модульная серебряно-цинковая АБ и электродвигатель постоянного тока.
Серебро,Палладий в переключателях.
Особенностью АБ этой торпеды является возможность варьирования дальности хода за счет модульности конструкции.
В аккумуляторном отсеке может быть размещено от одного до четырех модулей, которые содержат до 150 дискообразных аккумуляторных ячеек. Необходимое их количество устанавливает персонал минно-торпедной базы перед погрузкой на подводную лодку. В зависимости от варианта комплектации батарейными модулями меняются размеры и характеристики торпеды.
Электродвигатель УТ DM2A3 «Зеехехт» мод. 4 — высокооборотный вентильный постоянного тока на постоянных магнитах, с электронной системой управления, состоящий из двух двигательных модулей. Эти модули через короткие валы приводят в действие два соосных гребных винта противоположного вращения. Для охлаждения двигателя в торцах имеются полости-теплообменники, через которые прокачивается забортная вода. Среди преимуществ вентильных двигателей специалисты называют: высокий КПД (более 90%), минимальные потери энергии из-за небольшого магнитного сопротивления, высокие показатели безопасности (могут длительное время работать в условиях пиковых нагрузок), а также широкий диапазон скоростей с возможностью плавного регулирования.
Гребные винты торпеды в целях улучшения гидродинамических характеристик и снижения шумности изготавливаются из стеклопластика. На переднем винте расположено 10 суперкавитационных лопастей, на заднем — 7. Рули управления имеют электромеханические приводы и обеспечивают минимальный радиус разворота торпеды — 50 м.
После выхода из ТА ДЭПЛ управление УТ обеспечивается по ВОЛС в двустороннем режиме со скоростью обмена данных 1 442 бит/с. От торпеды на борт стреляющей лодки поступает информация об обстановке и о параметрах движения (скорости, курсе и глубине хода). ГСН работает в пассивном режиме в широком диапазоне частот.
После обнаружения и идентификации цели торпеда переходит на управление по данным головки самонаведения, которая продолжает работать в пассивном режиме, а при сближении с предполагаемым местом нахождения цели переключается в активный.
ОЧЕНЬ БОГАТЫЕ КНОПКИ НА СОДЕРЖАНИЕ СЕРЕБРА. РАЗБОР КНОПОК К-4-1. В 1 ШТ — 2,6 ГРАММА СЕРЕБРА
Гидроакустическая конформная антенна многочастотной ГСН торпеды состоит из 30 приемопередающих модулей, формирующих широкую диаграмму направленности в пределах +70° по горизонтали и +28° по вертикали, и обеспечивает обнаружение подводной лодки противника с противогидроакустическим покрытием в активном режиме на дистанции до 2,9 км. Обтекатель антенны головки самонаведения выполнен по технологии литья из полифторированного бифенила резины. При подтверждении идентификации цели в активном режиме ЭД переводится на максимальную скорость, а ГСН — в режим самонаведения.
В ходе самонаведения ССН выводит торпеду в точку оптимального угла встречи с целью для ее поражения фугасной боевой частью. В случае промаха или потери цели система самонаведения переходит на программу повторного поиска и с ее обнаружением выполняет программу самонаведения.
Одной из последних разработок в классе УТ для германских ВМС является DM2A4 «Си Хэйк» мод. 4, которая представляет собой усовершенствованную версию УТ DM2A3. Боеприпас входит в состав вооружения ДЭПЛ германского проекта 212А.
УТ DM2A4 «Си Хэйк» мод. 4 оснащена гидроакустической активно-пассивной ГСН с конформной антенной решеткой, которая формирует расширенный сектор обзора, аппаратурой управления по ВОЛС, датчиками наведения по кильватерному следу, системой цифровой обработки широкополосных гидроакустических сигналов, что повышает ее возможности по сопровождению целей. На торпеде установлены генератор помех и блок классификации и отбора ложных целей в активном и пассивном режимах работы ГСН.
Новая УТ также имеет модульный отсек для АБ. В нем могут размещаться от двух до четырех батарей. АБ, содержащие цинк-оксид серебра, отличаются протекающими в них безопасными химическими процессами и коротким временем активизации. Устанавливаемый на торпеде электродвигатель в сочетании с четырьмя батареями обеспечивает ей движение со скоростью более 50 уз и максимальную дальность хода более 50 км.
Учебный вариант УТ DM2A4 «Си Хэйк» мод. 4, как и УТ DM2A3, оснащается литий-ионными АБ. Разрабатываемые литий-железофосфатные батареи повысят взрывобезопасность аккумуляторов, которые в течение срока службы торпеды (не менее 5 лет) могут перезаряжаться более 200 раз.
Энергетические системы УТ и системы охлаждения замкнутого цикла независимы от воздействия окружающей среды.
На базе УТ DM2A4 мод. 4 разработана ее модификация — мод. 4 ER — с дальностью хода более 140 км (теоретически заявлена 185 км). Это превышает возможности системы телеуправления торпеды, в связи с чем наведение ее на цель осуществляется через антенну GPS-навигации, которая периодически поднимается над поверхностью воды, обеспечивая коррекцию вывода боеприпаса в район цели и траекторию движения по сложному маршруту. На конечном участке она использует пассивную гидроакустическую систему наведения.
DM2A4 «Си Хэйк» мод. 4 ER запускается как из торпедных аппаратов, так и с подвижной береговой установки на автомобильном шасси. Для достижения заявленной дальности в ее ЭСУ включен аппаратный модуль оптимизации скорости хода.
УТ SUT и DM2A3 разработаны в рамках программы «Си Девил» (SEADEVIL) в 1970-1990-х годах. Они могут быть модернизированы за счет интеграции корпусов и силовых агрегатов с ССН и ГСН УТ DM2A4 «Си Хэйк» мод. 4, что продлит срок их службы не менее чем на 20 лет.
Универсальные торпеды ВМС Италии. На вооружении флота этой страны состоит УТ А184 мод. 3. Ей оснащаются ДЭПЛ типа «Усовершенствованная Сауро» и проекта 214. Производство торпеды прекращено в 2019 году.
Всего в арсеналах ВМС Италии насчитывается около 300 единиц.
Одновременно с производством этой торпеды для нее были разработаны и выпускались модернизированные комплекты, которые позволяли улучшить имеющиеся характеристики. В результате при активном участии итальянских ВМС был создан улучшенный вариант торпеды — A184 «Эдвансд» или A184 мод. 4 «Блэк Шарк», которая с 2003 года состоит на вооружении флотов более шести стран НАТО и Латинской Америки.
Современная система самонаведения этой торпеды включает в себя гидроакустическую активно-пассивную ГСН и устройство дистанционного управления. УТ применяется как в режиме телеуправления и последующем автономном, так и в полностью автономном по принципу «выстрелил-забыл». Одной из особенностей головки самонаведения является наличие двух приемных антенных решеток тракта шумопеленгации. Конформные приемные решетки ГСН размещены в горизонтальной и вертикальной плоскостях, обеспечивая наведение торпеды в активно-пассивном режиме в полярных координатах.
Широкоапертурная антенная решетка головки самонаведения обеспечивает поиск целей в пассивном режиме. Режимы работы ГСН одинаково эффективны на глубине и мелководье.
В качестве источника энергии в торпеде используются алюминиево-серебряные АБ, которые без замены позволяют хранить ее в арсенале не менее 12 лет. За счет улучшения обводов корпуса, новой формы гребного винта и двухскоростной ЭСУ удалось добиться значительного снижения уровня шума.
Несмотря на то что на вооружение итальянских ВМС торпеда так и не поступила, она стала основой для создания УТ А184 мод. 4 NSP, которая заменит А184 мод. 3. Разработанная в рамках национальной программы «Новая тяжелая торпеда» (NSP — Nuovo Siluro Pesante), она отличается от базовой модели сменным блоком АБ и новой БЧ с модернизированным взрывателем, новым устройством хранения и выпуска кабеля ВОЛС, а также программным обеспечением с расширенными возможностями по обеспечению помехозащищенности гидроакустической ГСН. Разработанное в рамках программы ASTRA ПО позволило реализовать в ССН многолучевое формирование диаграммы направленности планарной антенны головки самонаведения и цифровое сжатие отраженного сигнала при первичной обработке. Мультичастотный режим работы ГСН позволяет проводить раздельную обработку сигнала по каждому лепестку ДНА.
На основе УТ А184 мод. 4 NSP также разработан учебный вариант с практической БЧ. Отсек с блоком АБ может быть заменен в зависимости от выполнения боевых или учебных задач. В боевом варианте торпеда оснащается блоком серебряно-цинковых батарей.
Особенности конструкции отсека позволяют при активации электролитического цикла АБ снизить демаскирующие акустические шумы торпеды, увеличивая скрытность ее применения. Для того же в ЭСУ УТ включен новый бесщеточный электродвигатель, который обеспечивает управление скоростью ее плавного хода с интервалом 1-2 уз.
В учебном варианте торпеда оснащается блоком перезаряжаемых литий-ионно-полимерных АБ, позволяющему осуществить до 100 учебных пусков. Это снизит затраты на ее эксплуатацию в течение 5-6 лет (срок эксплуатации учебных составлял 12-18 месяцев). В 2019 году ВМС Италии получили первые серийные УТ А184 мод. 4 NSP для оснащения двух ДЭПЛ проекта 214.
Универсальные торпеды ВМС Японии. На вооружении японского флота находятся торпеды Тип 89. Они входят в состав вооружения ДЭПЛ типа «Сорю» и «Оясио»». УТ разработана на базе американской Mк 48 мод. 5 ADCAP.
Ее технические системы, узлы и агрегаты производились в Японии. За период выпуска Тип 89 их количество в арсеналах японских ВМС составило более 600 единиц.
В отличие от Mк 48 мод. 5 ADCAP в УТ Тип 89 в качестве энергетической установки используется электродвигатель, работающий от серебряно-цинковой АБ, что позволяет увеличить скорость и дальность хода торпеды.
По способам применения Тип 89 схожи с универсальными торпедами других типов. Телеуправление обеспечивается в пассивном режиме работы головки самонаведения или при активном применении противником средств ГПД. При обрыве кабеля включается активно-пассивный режим ГСН, который обеспечивает ее дальнейшее самонаведение.
В случае промаха, если оператор имеет возможность управлять торпедой, а также позволяет длина кабеля ТУ, осуществляется повторная атака. Когда телеуправление невозможно, она переходит в режим поиска цели. На базе Тип 89 разработана паротурбинная УТ с высокой скоростью хода, а также со значительной массой ВВ.
Универсальные торпеды ВМС Китая. УТ Yu-3, пройдя несколько программ модернизации, по-прежнему входит в состав вооружения практически всех подводных лодок национальных ВМС.
Активно-пассивная ГСН, ССН с ТУ без обратной связи, а также новый легкосплавный корпус позволяют эксплуатировать ее до полного изъятия из арсеналов.
В настоящее время на смену УТ Yu-3 и противокорабельной Yu-4 пришла Yu-6, которая по своим ТТХ значительно приблизилась к аналогичным торпедам ВМС ведущих зарубежных стран начала 2000-х годов. В ходе создания Yu-6 китайские инженеры смогли воплотить на практике самые современные технологические решения.
Комбинированная ССН включает в себя активно-пассивную трехкоординатную ГСН с акустически прозрачным обтекателем, канал наведения по кильватерному следу и систему ТУ с коаксиальным кабелем. Вычислительные возможности системы самонаведения обеспечиваются процессором, сопоставимым по своим характеристикам с процессором Интел 80486.
При тактовой частоте 50 МГц он выполняет около 40 млн машинных команд в секунду. Приборы ССН имеют модульную конструкцию и открытую архитектуру ПО.
Малошумная газотурбинная установка работает по открытому циклу Брайтона на унитарном топливе, рецептура которого была расшифрована китайскими специалистами, когда те получили в свое распоряжение американскую торпеду Mк 48. Топливо, аналог которого американское Otto II, состоит из трех компонентов: 75% — горючее (пропиленгликоль-динитрат); 23% — десенсибилизатор — дибутилсебацинат, снижающий чувствительность горючего к внешним воздействиям; 2% — стабилизатор — 2-нитродифениламин, предотвращающий саморазложение горючего. Для сгорания унитарного топлива не требуется подвода какого-либо окислителя, оно происходит после подогрева и испарения в результате взаимодействия входящих в его состав компонентов.
Если сравнивать с предыдущими образцами торпедного оружия ВМС Китая, Yu-6 имеет увеличенную глубину хода. Вследствие этого возникла необходимость изготовления корпуса торпеды из особо прочного легированного сплава ZLJD-1S с высокой антикоррозийной устойчивостью.
Результаты исследований в области новых материалов дали возможность изготовить обтекатель антенны ГСН с использованием специальной звукопрозрачной резины, имеющей плотность 1,098 г/см3, и шероховатостью поверхности 0,16 мкм. При этом скорость звука в резине близка к скорости звука в воде — 1 551 м/с, что обеспечивает формирование ДНА без искажений и необходимую чувствительность гидрофонов.
Модель Yu-6 является базовой при создании целого ряда образцов УТ для китайских ВМС. Примером тому служит малошумная торпеда с ЭДУ и ТУ с применением ВОЛС, а также с двусторонним управлением.
Таблица. Основные ТТХ универсальных торпед
2 Используемые в статье сокращения приводятся в первой ее части.
Источник: factmil.com
Про шило, которое в торпеде не утаишь
Об авторе: Андрей Борисович Рискин — заместитель главного редактора «НГ», капитан 2 ранга запаса.
Во время учебных стрельб главное – не потерять торпеду.
Фото РИА Новости
В минувшую субботу мужское население страны бурно отметило День защитника Отечества. Лучшая, но не самая молодая часть мужского пола (та, что служила до развала СССР), отметила День Советской Армии и Военно-морского флота.
Потому что День защитника Отечества – это для тех, кто, может, и не служил, но защищать страну готов. А вот День СА и ВМФ – только для мужиков, которые тянули армейскую лямку, пили чай на клотике и т.п. Кстати, в те годы, надо полагать, наштамповали бы соответствующих медалек типа «95 лет СА и ВМФ». Было бы что обмыть.
А так пьем по старинке: «За тех, кто в море, на вахте, гауптвахте, за границей и (не дай бог!) в трипперной больнице!» Чтобы последнее не стало явью, нужно дружить с корабельным врачом, то есть доком. У хорошего дока всегда есть чем вылечить моряка, намотавшего на винты. Несмотря на то что в годы, когда существовали СА и ВМФ, нужные лекарства были в большом дефиците. Но, как говорил наш док Савелий Штангаров: «Тяжело в лечении, легко в гробу». Это когда у него было хорошее настроение. А когда моряки доставали его своими болячками, док просто вспоминал первую строчку клятвы Гиппократа: «Как вы меня все задолбали!»
При этом не любить дока было нельзя. Это же медицина, то есть энные запасы медицинского спирта. В годы, когда партия и правительство долго и безуспешно боролись с пьянством и алкоголизмом в армии и на флоте (в основном с помощью постановлений ЦК КПСС и приказов министра обороны), спасали Вооруженные силы именно медики в погонах.
Ну, еще командиры радиотехнической части (для протирки аппаратуры они спирт более или менее приличный использовали), штурманы (для гирокомпаса тоже спирт нужен) и механики. У последних – шило, оно же спирт, обычно отвратительной очистки – называется «калоша», потому что пахнет резиной, и после принятия от офицера два дня отвратительно несет. Впрочем, даже строгий плакат на переборке со словами «Механик, помни! Ни грамма в пасть, все на матчасть!» не мешал командиру БЧ-5 нашей славной «Линзы» (малого разведывательного корабля) Саше Дремову протирать контакты на рулевом устройстве исключительно «тонким слоем». В общем, принял спиртика на грудь, дыхнул на контакты и протер их ваткой.
Когда к борьбе с пьянством подключился Михаил Сергеевич Горбачев, стало сложнее. Нормы спирта урезали, ничего не доставалось не только механизмам «на протирку», но и живым людям. И говорить об алкоголе стало опасно.
Когда мой друг Андрей Криворучко, будучи уже капитаном 2 ранга, прибыл с Севера в славный град Питер к новому месту службы и решил, как положено, проставиться (или, как мы говорили, сдать на допуск к столу), новый его командир на вопрос «А что брать спиртного?» ответил строго: «Ты что, с ума сошел? В стране идет борьба с пьянством! Есть строгое указание партии. Так что никакого алкоголя. Возьмешь пару ящиков водки, коньячку немного – бутылок 10–15. И, запомни, никакого алкоголя!»
Тема алкоголя на флоте бесконечна, как зубная паста в старом тюбике. Не потому, конечно, что пьют на флоте с утра и до вечера. А потому, что шило – это и конвертируемая валюта, и средство от служебного стресса, и лекарство от всех болезней, и прочая, прочая, прочая.
Если спирт низкого качества (см. выше про «калошу»), просто в горло не лезет, туда добавляют марганцовку (для отстоя сивушных масел), чеснок или острый перчик. На некоторых кораблях делают фирменный напиток. К примеру, на сторожевике «Задорный» Северного флота готовили «Задорновку», добавляя в спирт кофе и пряности. Получалось божественно.
Впрочем, главное, чтобы шило имелось в наличии. Тут возможны варианты. К примеру, подводная лодка выходит в море на торпедные стрельбы. Торпеду готовят в специальном цехе на берегу. После залпа учебная торпеда, условно поразив цель, должна всплыть.
Потому что тонуть ей никак нельзя: в торпеде есть серебряно-цинковые аккумуляторы. В зависимости от типа торпеды в каждой из них до 180 элементов, в каждом из которых полтора килограмма чистого серебра (порой до тонны). Если стрельба проводится зимой, чтобы клапана на торпеде не замерзли и она в итоге все-таки всплыла, в нее заливают 200 килограммов спиртоводочной смеси.
Речь идет о 40-градусном продукте. Понятно, что подобная расточительность немыслима на флоте. В лучшем случае продукт тянет на градусов 15–17. Поэтому иногда торпеды после стрельбы не всплывают. И четверть тонны серебра высочайшей пробы идет на дно.
![]() Во время учебных стрельб главное – не потерять торпеду. Фото РИА Новости |
Понятно, что тут же из штаба флота прибывает комиссия. Идет долгий разбор полетов, в ходе которого члены комиссии успешно выпивают шило, что не досталось торпеде, после чего составляют акт на ее списание. Надо ли добавлять, что торпедные стрельбы у нас любили проводить именно зимой, потому что летом торпеда всплывает и без допинга. А у командира части, готовящей торпеды к использованию, всегда в комнатке хранится бочка со спиртом.
Бывают, правда, случаи, когда шило буквально падает с неба. И в большом количестве. Помнится, когда Латвия была республикой в составе СССР, в учебном центре в Усть-Двинске, что под Ригой, изучали азы морского дела ливийские военные моряки. И тут же они принимали корабли, построенные в Советском Союзе по заказу полковника Муаммара Каддафи. Мы тогда как раз продавали ливийской Джамахирии очередной тральщик проекта 266МЭ.
Сдача подходила к концу, когда наши ливийские друзья заказали 200-килограммовую бочку уайт-спирита (за все, конечно, платили валютой). Кто не знает, уайт-спирит – растворитель. Используется на корабле для чистки орудийных стволов после стрельбы. А ливийские товарищи, хотя и учили в центре аж полтора года русский язык, естественно, всех тонкостей познать не успели. Вот кто-то из их боцманов и написал в ведомости вместо «уайт-спирит» более ласкающее слух русских моряков слово «спирт».
Бочку со спиртом завезли на борт тральщика «Марсовый» (до передачи заказчику корабль носит русское имя). Понятное дело, ливийские коллеги к шилу непривычны, офицеры у них предпочитали употреблять «Пшеничную» с соком манго.
Так что командир ливийского экипажа Муфтах, забыв о доставленном грузе, просто оформил еще одну ведомость – теперь уже на бочку уайт-спирита (с правильным, увы, написанием). Вот тут-то нам карта и пошла! Правда, успели откачать лишь полбочки спирта. А потом набежала свора штабных и реквизировала остатки.
Warspot о наградах: серебряная торпеда
Эти два необычных знака появились в годы Второй мировой войны для отличия американских моряков торгового флота, которым довелось пережить торпедную атаку или подрыв их судна на мине. Оба имели одно название — «Торпедирован» (Torpedoed).
Первый учредил в 1942 году Тихоокеанский профсоюз морских пожарных, смазчиков, котельщиков и мойщиков (The Pacific Coast Marine Firemen, Oilers, Watertenders and Wipers Association — MFOW) — один из старейших профессиональных союзов США, объединявший моряков торгового флота. На нём синий эмалевый спасательный круг с надписями MFOW и Pacific пронзала торпеда с надписью Torpedoed. Знак изготавливался из стерлингового серебра (500-я проба) и имел размеры примерно 13/16 дюйма (20 мм) в ширину и 1/2 дюйма (13 мм) в высоту. Носился знак на груди на винтовой закрутке.
Второй знак, учреждённый Национальным морским союзом (National Maritime Union — NMU), интересен тем, что состоял из двух частей. Основная часть знака из стерлингового серебра с позолотой и эмалью имела высоту 1 и 1/4 дюйма (32 мм) и ширину 7/8 дюйма (22 мм). На лицевой стороне изображался американский орёл, сидящий на перекладине старинного якоря, с буквами US на крыльях и малым гербом США на груди.
Ниже помещена синяя плашка с надписью «Торговый флот» (MERCHANT MARINE). На якорь наложено колесо штурвала, поверх которого помещена круглая эмблема NMU. В нижней части знака на красной ленте помещён девиз NMU в годы войны — «Мы заставляем их плавать» (WE KEEP ‘EM SAILING). Знак носился на груди на вертикальной заколке.
Вторая часть знака, размещавшаяся ниже основного щита на горизонтальной булавке (иногда в сопровождении розетки из ленты цветов национального флага), имела вид серебряной торпеды размерами 1 и 3/16 на 3/16 дюйма (30×5 мм) с верхней частью, покрытой голубой эмалью, литерой «V» в качестве символа победы и надписью Torpedoed. Таких торпед могло быть и несколько, если счастливчику, который сумел вернуться домой однажды, удавалось пережить не один корабль.
Прообразами обоих знаков, видимо, можно считать британскую нашивку аналогичного назначения, введённую в июне 1918 года для моряков собственного торгового флота. Там торпеду красного цвета нашивали на рукав, отмечая затем повторные торпедные атаки полосками (одна атака) и звёздами (пять атак) выше основной нашивки.
В годы войны погибло около 1800 моряков американского торгового флота. Выжившие получили несколько тысяч описанных знаков «Торпедирован», однако мало кто относился к ним с должным уважением — иные выкидывали их сразу после вручения, не усматривая особого повода для гордости, иные отдавали в качестве игрушки детям, часто серебряную торпеду напаивали на зажигалки «Зиппо». В любом случае, в наши дни такие знаки очень и очень редки.
Источник: tehnowar.ru