Синтетический бунт: как искусственно выращенные бриллианты завоевывают мир
В мае рынок потрясла новость — старейшая алмазодобывающая компания De Beers объявила о готовности продавать искусственно выращенные бриллианты. «РБК Стиль» разбирается, как в консервативном ювелирном мире случилась революция и кому это выгодно.
Кажется, марка De Beers решила последовать известному дипломатическому принципу «не можешь подавить бунт — возглавь его» и стать монополистом не только на рынке натуральных бриллиантов, но и искусственно выращенных камней. Специально для этих целей был создан бренд Lightbox, который будет продавать украшения только с камнями, выращенными в лабораторных условиях. Простые, незатейливого дизайна, дешевые — на каждый день.
«Синтетические бриллианты — не более, чем поветрие и мода, — говорит Брюс Кливер, генеральный директор De Beers. — Они не подходят, чтобы отмечать значительные события вашей жизни, которые хотелось бы запомнить надолго». Ему вторит финансовый директор компании Нимеш Пател: «Такие камни — не что-то уникальное.
Производство синтетических Алмазов. Алмазы
Потеряв украшение с синтетическим бриллиантом, вы вряд ли сильно расстроитесь. Кстати, это отличная альтернатива для украшения ребенку».
В общем, запуская новую марку, спикеры De Beers сделали все от них зависящее, чтобы репутация лабораторных бриллиантов упала ниже некуда. И это при том, что еще в сентябре 2017 года компания официально заявила, что никогда не будет продавать искусственно выращенные бриллианты, что как раз было понятно и объяснимо: в противном случае это выглядело бы как каннибализация собственного бизнеса.
Есть ли различия?
Тема искусственно выращенных бриллиантов активно подогревается последние два года. Единственный вопрос, который все это время волнует общественность: «Чем же они отличаются от натуральных?»
Правильный ответ — практически ничем. Чистый углерод. Спрессованный миллионом лет геологических процессов или сжатый методом осаждения пара в лаборатории.
Причем непосредственно для образования алмаза и в естественной, и в искусственной среде требуется примерно одинаковое время — две-три недели. Просто натуральный потом еще «немного» полежал в земной коре. Химический состав одинаковый. Кристаллическая структура — тоже.
В плане визуальной идентичности — бесцветные синтетические бриллианты от натуральных не отличит даже эксперт под 15-кратным увеличением. При особой тренированности может заподозрить — но не более.
«На самом деле, это не совсем так, — рассказывает независимый ювелирный эксперт, 35 лет проработавший в компании De Beers. — При огранке мастер легко отличает натуральный бриллиант от выращенного в лаборатории — для наметанного глаза структура заметно отличается».
Собственно, именно для того, чтобы изучить выращенные человеком алмазы во всех подробностях, компания De Beers пару лет назад организовала собственную лабораторию Element Six по выращиванию и изучению синтетических бриллиантов в британском Беркшире.
Сегодня большинство лабораторно выращенных бриллиантов пытаются выдать себя за природные, что и потребовало таких основательных и дорогостоящих исследований от De Beers.
Плохая новость в том, что если искусственный камень не обнаружили эксперты на уровне производства украшения, то в магазине вы это определить не сможете. Хорошая — в том, что вряд ли это сделает кто-то еще, так что вы никогда не узнаете, что вас обманули. Но сама возможность заставляет сильно нервничать не столько покупателей, сколько экспертов и ювелиров — все-таки репутация.
Сколько это стоит?
А вот теперь главный смысл трюка De Beers c брендом Lightbox. До вывода марки на рынок украшения с искусственными бриллиантами продавали несколько американских компаний (которые их же и производили), причем по цене лишь на 30% ниже, чем стоили натуральные камни.
Главным маркетинговым отличием и приманкой для покупателей стала экологичность и этичность лабораторных камней. Во всем остальном новые игроки использовали ту же идею продвижения («ценность для важных моментов жизни»), близкий дизайн, те же огранки. Проще говоря, «синтетика» попыталась сыграть на поле натуральных бриллиантов.
То есть претендовала на кусок жирного рынка, который годами дорогостоящих рекламных кампаний вскармливали De Beers, воспитывая в покупателях желание инвестировать в бриллианты, платя за камни значительно больше их реальной стоимости.
«Синтетический» или «выращенный человеком»?
Синтетические бриллианты появились на рынке в крайне неудачном репутационном формате: пытаясь мимикрировать под натуральные в рамках большой партии натуральных мелких бриллиантов весом до полутора карат. А это, как и любое мелкое мошенничество, не могло породить доверия к идее в целом.
Впрочем, искусственные бриллианты довольно быстро поднялись до небольших ювелирных марок, радеющих за экологию и этичность. Самые известные из них — Diamond Foundry (инвесторы Леонардо ди Каприо и Мирослава Дума), Orro, Gordan Max, Innocent Stone, Carat и еще десяток других. Большинство производств расположено в Америке и Азии, хотя есть и одна довольно известная среди профессионалов лаборатория в Сестрорецке — именно здесь два года назад был выращен самый крупный искусственный синий бриллиант весом 5 карат.
Общими усилиями мысль о своеобразной уникальности и ценности синтетических бриллиантов удалось донести до журналистов, которые хватались за идею инновационности и этичности, а затем и до потребителей.
Алмазодобывающие компании объединились в попытках внушить общественности, что синтетические камни не имеют «ни души, ни божественного прикосновения». На рынок были выпущены рекламные кампании «Real is rare, real is diamond».
При этом в рекламе показывают камень карат на 20 уникальной чистоты и прозрачности, а сама рекламная кампания, как мы понимаем, рассчитана на покупателей вполне ординарных бриллиантов максимум карат до двух, которые с трудом могут быть причислены к категории редких. Но вот парадокс: чем больше ювелиры и добывающие компании рассказывали о разнице в свойствах, «редкости» и «уникальности» природных камней, тем больше они способствовали популяризации синтетических.
К концу года пресса сменила тон со снисходительного на уважительный: эпитет «синтетический» с явным негативным оттенком был вытеснен более привлекательным — «выращенный человеком». Диамантеры забеспокоились всерьез.
Запуская Lightbox, De Beers преследует две простые цели. Первая — создать синтетическим бриллиантам репутацию на уровне стразов — модно, дешево, несерьезно. И вторая, гораздо более важная — опустить их стоимость.
Если последние два года цены на синтетику держались на 30% ниже, чем рыночная стоимость натуральных камней (то есть фактически на уровне биржевых цен), то Lightbox будет продавать украшения по цене на 85-90% ниже стоимости натуральных бриллиантов — по $ 200 за камень в четверть карата и $ 800 за карат. Для сравнения, по данным бюллетеня Rappaport за август 2018 года, 0,5 карата среднего качества натурального бриллианта стоит около $ 1500, а 1 карат — от $ 4000 до $ 6000 в зависимости от характеристик. Пока замысел De Beers напоминает короткий победоносный блицкриг, но время покажет.
ИсточникИскусственный бриллиант
Чем искусственный (синтетический) бриллиант отличается от ограненного природного алмаза? – Он намного дешевле.
В отличие от фианита и муассанита это не имитация, а настоящий бриллиант, выращенный в лабораторных условиях.
У синтетического и натурального бриллиантов абсолютно идентичное строение кристаллической решетки, а также практически идентичный химический состав (незначительное количество примесей есть и там, и там). Что касается визуального восприятия, то синтетические бриллианты от натуральных даже опытный эксперт сможет различить лишь с помощью микроскопа. В Европе и США такие бриллианты называются Synthetic Diamond (синтетические), а также Laboratory-Grown Diamond (бриллианты, выращенные с помощью специальных лабораторных методов) или Cultivated Diamond (культивированные бриллианты).
Торговый зал «Сапфир», Москва, ул. Люблинская, 18А (ст. м. “Текстильщики”), +7 495 739 4311, доб. 150
Алмазы в лабораторных условиях начали выращивать еще полвека назад. По мере совершенствования технологий синтетические бриллианты начали активно конкурировать с натуральными, сначала по цене, а потом и по качеству:
- еще 10 лет назад себестоимость производства составляла $4000 за карат, а сегодня производство одного карата синтетического алмаза стоит от $300 до $500;
- с каждым днем отличить эти два вида бриллиантов становится сложнее и сложнее, и уже в 2018 года Федеральная торговая комиссия США постановила называть искусственный бриллиант так же, как и натуральный, – diamond.
Искусственные бриллианты завоевывают мир, и ювелирная промышленность перестраивается под новые условия. Неудивительно, что рынок растет со скоростью 15–20% в год. По экспертным оценкам к 2024 году он удвоится по отношению к 2015 году, составив примерно $28 млрд. долл.
В 2014 году Китай вышел на рынок искусственных алмазов и обвалил его в 20 раз, заявив, что теперь цены честные. А в мае 2018 года в ювелирном мире произошло весьма важное событие: компания De Beers объявила о запуске бренда синтетических бриллиантов Lightbox (“Лайтбокс”) для молодежной аудитории.
Ни для кого не секрет, что большинство природных камней в ювелирных украшениях теряет в своей цене треть или около того сразу после покупки, и не может рассматриваться как серьезная инвестиция. Бренд Lightbox рассчитан на “миллениалов”, то есть практичную молодежь нового поколения, которая не видит смысла в том, чтобы переплачивать огромные деньги за физически идентичные камни, отличающиеся только тем, что один из них был добыт в шахте, а второй получен в лаборатории.
Алмаз (неважно какой – природный или искусственный), это просто кубическая аллотропная форма углерода, и ничего более. И молодые люди это очень хорошо понимают. В искусственно выращенных бриллиантах, в цену, заложена только технология (а не раздутая цена бренда).
Примерно, как Биткойн.
Синтетическими алмазами занимается не только De Beers. Сегодня рынок выращенных в лаборатории бриллиантов (lab grown diamonds) растет как на дрожжах, на десятки процентов в год. Многие известные личности своим именем и деньгами вкладываются в поддержку этого направления ювелирного рынка.
Например, одним из инвесторов крупного производителя Diamond Foundry стала голливудская звезда Леонардо Ди Каприо, а в Helzberg’s Diamond Shops Inc. вложился миллиардер Уоррен Баффетт. Есть компании, которые рекламируют себя как борцов за этику в ювелирном деле: скажем, American Grown Diamonds рассказывает, как вредны для экологии алмазные копи и как аморально угнетать на них малооплачиваемых работников – не мучайте, мол, природу, покупайте сделанное в лаборатории.
То есть сильные мира сего взялись за раскрутку нового тренда. И нет сомнения, что синтетический бриллиант будет так же стабильно востребован в мире ювелирного искусства, как его природный аналог, но выгодно отличаясь хорошей ценой при отличном качестве.
Искусственно выращенные алмазы методом осаждения из газовой фазы (Chemical Vapor Deposition). Круглая огранка в 57 граней.
ИсточникДорого и фальшиво Почему искусственные алмазы скоро заменят настоящие
В конце мая 2018 года в ювелирном мире произошло весьма важное событие: De Beers, одна из ведущих и самых известных алмазодобывающих и обрабатывающих компаний в мире, объявила о запуске бренда синтетических бриллиантов Lightbox для молодой аудитории. «Лента.ру» выяснила, кому это выгодно и почему «фальшивые» камни могут потеснить натуральные.
Эталон твердости
Алмаз, или, говоря научным языком, кубическая аллотропная форма углерода, — материал во всех отношениях уникальный. Самый твердый по минералогической шкале твердости Мооса (то есть с его помощью можно гранить все другие камни, включая предыдущий по шкале, корунд — сапфир и рубин). Также он широкозонный полупроводник и обладает очень низким коэффициентом трения по металлу (что позволяет использовать его в металлообработке — и в огранке, и в бурении), а также самым высоким (в сравнении с другими известными ученым материалами) модулем упругости и самым низким коэффициентом сжатия.
Однако изначально алмаз (в ограненном виде он называется бриллиантом) ценился за свои, так сказать, визуальные качества — блеск и игру (на физическом языке — высокий показатель преломления и дисперсию). В древности этот камень был очень редким, что связано с особенностями его добычи, и ценился выше всех других драгоценных камней. Со временем совершенствовались приемы и техника огранки бриллиантов, что позволяло усиливать их блеск, а также и способы добычи алмазов.
Но и обнаружение новых месторождений в XIX веке (крупнейшее — в районе реки Оранжевой на территории нынешней ЮАР), и новые технологии в горном деле не уменьшили дефицита натуральных алмазов, поскольку помимо своего ювелирного назначения они в новейшее время стали очень востребованными в науке и технике — благодаря их уникальным физическим качествам. Уже к середине XX века потребность в синтетических кристаллах с идентичными натуральному кубическому аллотропному углероду характеристиками стала очевидной.
Искусство против природы
Разрабатывать искусственные драгоценные камни начали одновременно в нескольких странах. Первыми в 1953 году синтетический алмаз получили шведы. Поскольку в середине прошлого века в центре внимания ведущих мировых держав были космическая гонка и гонка вооружений, то и СССР занимался синтетическими алмазами, нужными, помимо прочего, в ракетостроении.
В Союзе в Физическом институте Академии наук СССР — ФИАНе — создали так называемый фианит (кубический цирконий), а потом и технические алмазы. Они уступали лучшим природным алмазам, но по многим характеристикам устраивали тех, для кого создавались, использовались для микросхем, рентгеноаппаратуры, телескопов.
Стадии изготовления синтетического алмаза в лаборатории Algordanza
Фото: Christian Hartmann / Reuters
Сейчас о кубическом цирконии знают даже юные девушки: это популярная вставка в недорогих серебряных украшениях разных марок вроде Pandora и Thomas Sabo. Искусственные же бриллианты ювелирного качества в широкую продажу до сравнительно недавнего времени не поступали — чтобы их определяющие характеристики (чистота, от которой зависит потом преломление света, и цвет) соответствовали уровню, требуемому в ювелирном деле, нужны высокие технологии производства и оборудование, которое, грубо говоря, способно в лабораторных условиях сымитировать природную среду, в которой углерод-графит превращается в алмаз, и ускорить этот процесс, естественный ход которого занимает тысячелетия, до нескольких дней.
Ученые разработали две основные технологии синтеза искусственных алмазов, не уступающих по своим физическим и химическим характеристикам природным камням. Это HPHT (High Pressure, High Temperature, в переводе «высокое давление, высокая температура») и CVD (Chemical Vapor Deposition — «химическое осаждение из газовой фазы»). В первом случае используется пресс, электрический ток и нагревание до 1500 градусов Цельсия, во втором кристалл формируется из горячей реакционной газовой смеси путем конденсирования ее на особую подложку, или, как говорят специалисты, на контролируемую поверхность.
Казалось бы, все просто, но на самом деле изготовление камней большого размера, бесцветных и высокой чистоты — не такое уж простое дело. Технология CVD, которая, кстати, используется для нанесения устойчивого к царапинам покрытия на металлические поверхности, при попытке вырастить синтетические кристаллы дает не самый лучший результат: специалисты отмечают, что камни, выращенные, так сказать, из газа, не блещут во всех смыслах — у них есть заметный темный оттенок, который существенно понижает их ювелирные достоинства. Есть свои проблемы и у HPHT-технологии, и с производством очень крупных камней ювелирного качества, но ученые на то и ученые, чтобы решать проблемы.
Лучше больше и дешевле
Новый бренд Lightbox, созданный De Beers, далеко не первый в этом бизнесе. Синтетические алмазы уже несколько лет делают многие американские марки. Некоторые их них весьма примечательны.
Например, один из инвесторов крупного калифорнийского производителя Diamond Foundry — голливудская звезда Леонардо Ди Каприо, а в Helzberg’s Diamond Shops Inc. вложился миллиардер Уоррен Баффетт. Есть компании, которые рекламируют себя как борцов за этику в ювелирном деле: скажем, American Grown Diamonds рассказывает, как вредны для экологии алмазные копи и как аморально угнетать на этих копях малооплачиваемых работников — не мучайте, мол, природу, покупайте синтетическое.
Фото: Francois Lenoir / Reuters
Марки LifeGem и Heart In Diamond и вовсе воплотили в жизнь сатирический роман Ивлина Во «Незабвенная» и делают бриллианты из биоматериала: прядей волос влюбленных, молочных зубов детишек и, если нужно, из праха дорогих покойников. У дебирсовского Lightbox маркетинговая стратегия не такая макабрическая: он просто рассчитывает на миллениалов, практичную молодежь нового поколения, которая не видит смысла переплачивать за физически идентичные камни только потому, что натуральный найден в природе.
А разница существенная: в Lightbox заявляют, что каратный камень традиционной для помолвочных колец круглой огранки будет стоить 800 долларов, что в десять раз ниже цены природного камня тех же характеристик цвета и чистоты. По большому счету, это демпинг: как отмечает Bloomberg, сейчас средняя стоимость карата синтетического камня других производителей составляет около 4 тысяч долларов, то есть не в десять раз, а только вдвое ниже цены природного чистого камня.
Брюс Кливер, CEO De Beers, политику бренда объясняет просто: «Лабораторные бриллианты не представляют из себя ничего особенного. Они не натуральные, они не уникальные. Вы можете выпускать их постоянно, один за другим, и они все будут одинаковыми».
Кому выгодно
В позиции экономных миллениалов и откровенности Кливера есть свой резон. Не секрет, что большинство даже природных камней в ювелирных украшениях теряет в своей цене треть или около того сразу после покупки и не может рассматриваться как серьезная инвестиция. Речь, разумеется, об ординарных небольших камнях, которые покупает большинство потребителей во всем мире, а не об уникальных по своим характеристикам громадных абсолютно чистых бриллиантах или цветных бриллиантах редких оттенков (голубых, желтых, розовых).
Фото: Brendan McDermid / Reuters
Эти камни останутся инвестиционным капиталом и объектом желания всех, кто может себе позволить драгоценности класса люкс, или haute joaillerie. Их цена будет только расти, потому что природные камни, в отличие от лабораторно синтезированных, — ресурс невозобновляемый, и рано или поздно природные месторождения исчерпаются, хотя тот же De Beers и другие алмазодобытчики планомерно снижают объемы добычи природных камней: с 145 миллионов каратов в 2015-м до 142 миллионов в 2017 году. Объем производства синтетики, напротив, быстро растет: в 2014 году он составлял около 360 тысяч каратов, а в 2017-м — уже около 4,2 миллиона каратов.
Причины этому различны: медиа нередко транслируют широкой публике прекраснодушные заявления о необходимости беречь природу, этичности производства (о неэтичном производстве снят нашумевший фильм «Кровавый алмаз» с уже упомянутым Ди Каприо) и бережном отношении к природе. В реальности есть куда менее сентиментально-пафосная причина: снижение спроса во всем мире на дорогие природные камни из-за экономического кризиса и пересмотра молодежью системы ценностей и отношения к роскоши. Именно с ней De Beers, похоже, и намерен бороться, продавая миллениалам синтетические бриллианты.
ИсточникСинтетические бриллианты
Уникальные синтетические бриллианты впервые были представлены на выставке в швейцарском Базеле в 2017 году. Синтетические бриллианты, по твердости, блеску, внутреннему сиянию света ничем не отличающиеся от природных, имеют такой же состав: атомы углерода, которые наращиваются при высокой температуре и давлении. Собственно это и есть бриллианты, только выращенные не в природе!
Рождаясь из зернышка и вырастая слой за слоем, синтетический бриллиант доводится до совершенства высокоточной огранкой.
Чистота, цвет, размеры и прочие характеристики камней определяются традиционным способом. Как и природные алмазы, синтетические бриллианты классифицируются по системе 4C, а для камней весом от 0,3 кт прилагается сертификат Международного геммологического института.
Чтобы идентифицировать камни, подтвердить их происхождение и уникальность, на каждый экземпляр от 3 мм наносится лазерная гравировка — она видна только под микроскопом. Это абсолютные бриллианты, на 100 % идентичные натуральным и созданные по самым высоким стандартам — производственным, социальным и экологическим.
Компания «Кристалит» поставляет на российский рынок синтетические бриллианты, кристаллы и другие ювелирные камни. Мы — официальный дистрибутор производителя, совместное сотрудничество продолжается более 20 лет.
- широчайший ассортимент синтетических бриллиантов в уникальной огранке — традиционной или супермодной;
- выверенные цены, выгодные накопительные скидки и оптовые программы;
- помощь в подборе продукции и реализации идей — мы ежегодно делаем обзор передовых тенденций рынка, предоставляем нашим партнерам полезную информацию о ювелирных трендах
Компания Crystalit corp. славится благодаря постоянному исследованию инновационных материалов и развитию новых технологий. Сегодня идеи основателя компании воплощены в синтетических бриллиантах, впервые представленных на выставке Baselworld в 2017 году.
Искусственно выращенный алмаз — синтезированный — начинает свою жизнь так же, как и растение — из зернышка. Благодаря инновационной технологии крошечные алмазные зерна наращиваются атомами углерода при высоких температурах и давлении для ускорения удивительного процесса образования алмазов. Слой за слоем алмаз растет и формируется, прежде чем огранщик доведет его до совершенства.
Подобно тому, как выращенная в теплице орхидея является настоящей орхидеей, синтетические бриллианты также являются бриллиантами на 100%, обладающими той же твердостью, химическим составом, блеском и сиянием, что и бриллианты, добытые традиционным способом.
Они также классифицируются по системе 4 «C». Созданные в лаборатории синтетические бриллианты диаметром более 3 мм имеют лазерную гравировку для идентификации, видимую только под микроскопом. Готовые изделия могут быть отмечены специальной биркой.
Синтетические бриллианты – выбор ответственных людей. Сrystalit corp. подчеркивает свою неизменную приверженность роскоши с осознанным потреблением, выбирая синтетические бриллианты для своих ювелирных коллекций.
Шумная премьера состоялась на церемонии Оскар в 2017 году, с тех пор великолепные украшения с искусственными бриллиантами появлялись на таких звездах, как Пенелопа Крус, Наоми Харрис и Эмма Робертс на красных коврах по всему миру. Сrystalit corp. также принял на себя обязательство использовать золото из ответственных источников во всех своих ювелирных коллекциях в результате сотрудничества с Fairtrade.
Синтетические бриллианты, вдохновленные природой и созданные наукой, открывают захватывающую новую главу в истории об увлечении человека драгоценными сокровищами земли.
Источник