Платиновый катализатор сегодня используется во многих автомобилях. Он является одним из основных элементов выхлопной системы и обеспечивает снижение уровня вредных выбросов. Его корпус покрыт драгоценными металлами, которые, при наличии определенных условий, можно извлечь. Однако сложно заранее предугадать, сколько платины содержится в катализаторе автомобиля.
Конструкция катализатора
Внутренняя часть автомобильного компонента заполнена особой конструкцией, выполненной из керамики или металла. Внешне она напоминает пчелиные соты. Верхняя часть катализатора покрыта тонким слоем драгоценного металла.
Наличие такого напыления обеспечивает снижение уровня вредных выбросов. Это достигается за счет того, что выхлопные газы, контактируя с драгметаллами и другими веществами, вступают с ними в химическую реакцию. Для напыления внутренней части автокомпонента используют сочетание:
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЦЕНА НА СТАРЫЕ КАТАЛИЗАТОРЫ СОДЕРЖАЩИЕ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ
Каждый из этих металлов оценивается довольно высоко. Поэтому автомобильные катализаторы привлекают многих людей, которые занимаются извлечением драгоценных материалов с целью их дальнейшей перепродажи.
Добычи указанных металлов – это довольно сложный процесс, требующий наличия соответствующих навыков и различных дорогостоящих веществ.
Существует несколько технологий, посредством которых можно извлекать драгметаллы. Они подбираются исходя из конечных целей работы.
Некоторые из указанных технологий, а также их результаты приведены в таблице.
Метод | Результат |
Выщелачивание посредством окислителей | Платина и родий |
Гальванический метод | Палладий |
Воздействие «Царской водкой» | Платина |
Фторирование | Палладий |
Выбор в пользу конкретной технологии обусловлен в основном возможностями человека, который получает платину из катализатора. Также важно понимать, что в процессе аффинажа существуют неизбежные потери извлекаемых материалов. В частности, подобные недостатки отмечаются у техники выщелачивания, которая требует многократных промывок компонентов химической реакции.
Поверхность автокатализаторов покрыта напылением драгоценных металлов. Эти материалы, при наличии соответствующих навыков и реагентов, можно извлечь.
Драгоценные металлы катализатора. Сколько их и как можно отделить?
Почему платина из катализатора высоко ценится
Платина относится к классу редких химических элементов. Этот металл серебристого цвета стоит в разы дороже золота, поскольку для его получения требуется гораздо больше ресурсов. Высокую цену объясняет не только тот факт, что платина практически не встречается в природе, но и ряд присущих ей положительных качеств:
- Высокая стойкость. Материал невосприимчив к коррозионным отложениям, влиянию агрессивных химических сред, сохраняет первоначальные свойства при нагревании.
- Твердость и, как следствие, устойчивость к внешним воздействиям. Благодаря этому качеству, платина широко используется при производстве эксклюзивных ювелирных украшений.
- Возможность применения в чистом виде, что особенно важно во многих отраслях промышленности.
Именно благодаря платине в составе катализаторов, снижается уровень токсичных компонентов в выхлопных газах. Металл преобразует опасные для окружающей среды вещества в углекислый газ, азот, водяной пар.
Техника выщелачивания
В домашних условиях и в промышленности для выделения родия и палладия чаще применяют выщелачивания. Такая техника предполагает использование окисляющих растворов, состоящих из концентрированных соляной и азотной кислот. При этом выщелачивание имеет ряд существенных недостатков отчасти обусловленных особенностями конструкции автомобильного катализатора.
Последний изготавливается либо из керамики, либо из алюминия. Наличие этого металла затрудняет проведение аффинажа, так как окислители вступают с ним реакцию. В процессе выделения платины, которая извлекается в виде раствора, необходимо многократное повторение выщелачивания и промывки исходных компонентов. Более того, даже такой подход не позволяет добыть драгоценный металл в достаточном количестве: избежать потери невозможно. Соответственно, для извлечения платины потребуется несколько катализаторов.
В целях снижения потерь, возникающих во время проведения аффинажа, автокомпонент на начальном этапе смачивают в водном растворе соляной кислоты. В дальнейшем катализатор подвергается нагреву. Далее, когда под воздействием высокой температуры появились пары, на исходный компонент наносятся окислители.
Кроме того, в зависимости от состава сплава, который напылялся на поверхность катализатора, для проведения аффинажа можно применить смесь концентрированной азотной кислоты и 30-процентного раствора пероксида водорода.
В промышленных масштабах для извлечения платины используют специальную решетчатую сетку, на которую помещается деталь. На нее затем оказывают воздействие парообразного окислителя. Для этого сначала заготавливают раствор соляной кислоты, в которую помещается деталь, а затем ее доводят до кипения. По окончании этого процесса, в ходе которого пары многократно проходят через каналы и поры катализатора, последний подвергается промывке чистой водой.
Использование парообразного окислителя имеет несколько преимуществ в сравнении с жидкостными кислотами. Основное отличие между двумя приведенными выше подходами заключается в том, что газовая смесь обладает большей проникающей способностью. Поэтому она лучше «промывает» катализатор, затрагивая даже мелкодисперсные частицы.
Извлечение платины и родия
Один из самых распространенных способов отделения родия и платины из сотовой конструкции – ее выщелачивание с использованием специальных окисляющих смесей в жидком состоянии. Однако данный метод отличается целым рядом недостатков. В первую очередь это то, что кроме драгоценных веществ, в катализаторах также есть окиси алюминия, которые предотвращают полное изъятие платины.
Такая процедура для положительного результата подразумевает многократное выщелачивание и последующую промывку устройства для полного извлечения драгоценной смеси, поэтому требует дополнительных материальных затрат. Кроме того, даже в таком случае не всегда получается извлечь всю платину.
Более современным способом является такой, что основа на переводе металла в растворимое состояние.
Осуществляться это будет путем предварительного смачивания детали в соляной кислоте. Данный процесс проводится при нагревании для циркуляции смеси паров и газа.
К преимуществам такого метода относится простота в реализации и возможность получить максимально возможное для каждой конкретной модели катализатора количество драгоценного металла. А благодаря использованию современных окислителей есть возможность много раз проводить обмывание частиц вещества при помощи такого раствора.
Особенности добычи палладия
Для извлечения палладия из автомобильного катализатора можно применять техники, описанные выше. Но в таком случае полученный металл включает в себя множество примесей, что снижает его ценность. Наиболее действенным способом добычи палладия из автомобильных деталей считается электродуговое нагревание (гальванический метод).
Метод фторирования позволяет выделить практически весь палладий, что содержит в себе автомобильный катализатор.
Имеет ли смысл самостоятельно извлекать металл?
Таким образом, в каждом катализаторе любого транспортного средства есть небольшое количество драгоценных металлов, которые участвуют в химических реакциях, превращаю вредные продукты сгорания топлива в безопасные газы.
Отделить такие вещества с отслуживших свое катализаторах при наличии определенных знаний и навыков вполне возможно, но следует помнить, что при самостоятельном выполнении такого процесса вряд ли удастся получить чистый металл. Да и к тому же не следует забывать, что в одном катализаторе содержится столько драгоценного вещества, что в случае его продажи никак не получиться окупить все затраты на его добычу.
Если примерно прикинуть — сколько получается этих материалов, можно понять что это реально крохи! Даже если вы имеете достаточные химические навыки, знаете как смешать и как смыть этот слой с «сот катализатора», то полученный результат вас реально разочарует. Если прикинуть грубо, то с одного фильтра, получается около 0,05 – 0,1 грамма. Если перевести это в деньги, то это всего около 120 – 200 рублей! А вот реактивов вы потратите примерно на тысячу, возможно и больше!
Поэтому отделять дорогие металлы с таких автомобильных деталей с целью заработка целесообразно только в промышленных масштабах, когда одновременной переработке поддается сразу несколько десятков, а может быть и сотен таких фильтров.
Но в обычных гаражах, найти их крайне сложно! Кстати их принимают для переработки, и самым правильным способом получения денег, является сдача их таким организациям, в конечном итоге получите больше денег.
НА этом заканчиваю, свою статью, думаю было интересно. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
Похожие новости
- Как снизить расход топлива?
- Погнул диск | «прокатка» диска
- Что подарить автомобилисту (в том числе и девушке)? На праздники…
Источник: baikalhangkai.ru
Наличие платины и палладия делает катализатор самой дорогой запчастью автомобиля
Содержащиеся в катализаторах платина, палладий и другие драгоценные металлы делают их одними из самых дорогих запчастей автомобиля. Например, на «бюджетники» Kia Rio и Hyundai Solaris за эту деталь придется выложить порядка 30 тысяч рублей, а на модели выше классом – еще больше.
Именно поэтому злоумышленников интересуют не столько сами автомобили (в плане их угона), сколько их катализаторы — компактные блоки с сотовой структурой весом в несколько килограммов, содержащие в себе небольшое количество драгоценных металлов.
Имея это в виду, многие злоумышленники ставят воровство катализаторов «на поток» и вместо того, чтобы продавать их как запчасти, выделяют из них самое ценное – драгметаллы. Так, например, из «сот» одного катализатора можно взять 1,5-2 грамма палладия или платины и заработать на этом несколько десятков тысяч рублей.
В России, как сообщали «Автоновости дня», особенно часто катализаторы воруют в Москве и Подмосковье. В конце прошлого года «жертвами» стали сразу несколько машин: у одной из них ценную запчасть срезали рядом со станцией метро «Тульская», а у другой – в Зеленограде.
Источник: Quto
Источник: avtonovostidnya.ru
Драгметаллы в автомобильном катализаторе
Представить сегодня жизнь человека без автомобиля практически невозможно. И если отсутствие личного транспортного средства еще может иметь веские основания, отказаться от общественного или грузового авто уж точно невозможно. Уже более ста лет люди эксплуатируют быстро возрастающий парк автомобилей.
И чем больше авто ежедневно выходит на дороги, тем более ощутимый урон они наносят окружающей среде, отравляя ее токсичными выхлопами, вырабатываемым двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и дизельными установками. Все дело в том, что какой бы совершенной модели не был современный ДВС, добиться 100% безвредных выхлопов пока не удается.
Основной вред наносится следующими газами, которые являются продуктами горения:
- непосредственно сами углеводороды — СНх, являющимися основными составляющими смога;
- оксиды азота — NOx, также входит в состав смога;
- окись углерода — CO, бесцветный газ без запаха.
Именно поэтому все современные автомобили стали еще на стадии сборки на заводе-изготовителе оснащаться специальным фильтром — каталитическим нейтрализатором автомобильных выхлопов (или просто катализатор). Причем в разных марках авто может быть сразу несколько таких нейтрализаторов.
Как же устроен и какой принцип работы катализатора. Разберем подробнее.
Конструкция и принцип работы катализатора
Каталитический нейтрализатор — это агрегат в виде утолщенной трубы, монтируемый под днищем авто. Место расположения — сразу за выходным коллектором. Утолщение трубы — это внешний защитный корпус, который имеет входной и выходной патрубки.
С помощью их в катализатор поступают выхлопные газы и после преобразования выводятся через глушитель в атмосферу. Так же к этим патрубкам подключаются специальные датчики — лямбда-зонды. Их функция в контроле качества очистки выхлопных газов и передача полученных данных в электронный блок управления (ЭБУ) автомобиля.
Внутри защитного кожуха размещается наполнитель, еще называемый монолитом. Изготавливается данная деталь катализатора из огнеупорной керамики или металлических листов. И в одном и в другом случае конструктивной особенностью монолита является особая матрица, состоящая из большого количества очень мелких сквозных ячеек. В разрезе ячейки напоминают пчелиные соты.
Материал монолита разделяет катализаторы на две основные группы: керамические и металлические катализаторы. Независимо от материала монолита, на его поверхность наносится специальный слой, называемый еще каталитическим. В составе напыления входят металлы платиновой группы: платина, палладий, родий или иридий. Все чаще используется и традиционное золото, так как оно дешевле указанных драгметаллов.
Все указанные металлы обладают одним основным свойством, они могут выступать как катализаторы — ускорители протекания химической реакции разложения, когда выхлопные газы заполняют ячейки монолита и соприкасаются с их поверхностью.
Именно для этого и придумана такая оригинальная конструкция, так как таким образом в ограниченном пространстве внешнего кожуха достигается максимальная площадь поверхность монолита.
Однако конструктивные особенности монолита с одной стороны — это преимущество катализатора, а с другой — недостаток. Разберем более подробно причины выхода катализатор из строя, признаки их поломки и что делать с отработанным каталитическим фильтром.
Признаки выхода со строя катализатора
Как и любая деталь автомобиля, катализатор также имеет свой срок эксплуатации. А учитывая агрессивную среду, в которой функционирует фильтр, есть ряд аспектов, существенно сокращающих период качественной очистки фильтром выхлопных газов. Что же это за аспекты?
Прежде всего, это качество заправляемого в авто топлива. Если это бензин низкого качества, которым промышляют на сомнительного вида заправках, то готовьтесь к тому, что катализатор не выдержит заявленные заводом-изготовителем 120-150 тыс. км автопробега.
Остатки несгоревших углеводоров вместе с выхлопами будут поступать в каталитический фильтр и постепенно засорять его ячейки. Количество забитый сквозных ячеек будет постепенно увеличиваться, а эффективность работы катализатора существенно снижаться. Выражаться это будет в поведении работы двигательной установки. Так, динами ка набора скорости будет падать, на холостом ходу двигатель станет все чаще глохнуть.
Если во время начала движение при наборе скорости еще и слышится грохот в районе расположения катализатора, значить фильтр пострадал еще от важной одной причины поломки. Грохот создают отколовшиеся куски керамического наполнителя. Образоваться они могли от сильного внешнего удара, нанесенного, например камнем, попавшим по внешнему корпусу катализатора по время неаккуратного вождения.
Повышенная температура выхлопных газов (свыше 800°С) также может вывести каталитический нейтрализатор из строя. Мелкие керамические ячейки просто оплавляются и забивают сквозной проход. Что также снижает пропускную способность детали.
Удаление катализатор и прошивка
В случае выхода катализатора из строя необходимо озаботиться двумя основными проблемами. Прежде всего, катализатор бу следует удалить из выхлопной системы авто. Дело это лучше поручить нашей специализированной компании, так как мы занимаемся утилизацией отработанных катализаторов на промышленном уровне, извлекая ценные металлы на специализированном оборудовании.
Безусловно, многих владельцев авто интересует, сколько платины в катализаторе автомобиля. Следует сразу предупредить, что количество тех или иных драгметаллов в каждом монолите разниться, но все равно исчисляется долями грамма. Поэтому заниматься самостоятельной попыткой извлечения той же платины или палладия не следует, так как это не только противозаконно, но и экономически не выгодно.