Сколько яиц изготовил карл фаберже

История ювелира Фаберже

Ювелирный дом Фаберже был открыт в Санкт-Петербурге в 1842 году. Основатель фирмы — Густав Фаберже, чьими предками были балтийские немцы и французские гугеноты. Причём изначально они носили другую фамилию. Но смена мест жительства привела к тому, что Фаври (или Фабри) сначала изменилась на Фабрьер, а в 1825 году превратилась в Фаберже.

Поначалу дела у Густава шли средне. Заказы были, но ни о какой популярности речи не шло. В 1846 году в семье Фаберже произошло пополнение — родился сын Карл. И отец сделал всё, чтобы дать первенцу блестящее образование. Сначала Карл учился в одной из петербургских гимназий, а продолжил обучение в Дрездене.

Сколько драгоценных Пасхальных Яиц изготовила фирма Фаберже для Дома Романовых?

Затем познакомился с лучшими ювелирами Германии, Франции, Англии, посещал музеи и галереи. Однако было понятно, что Карл не станет ювелирным гением. Зато он нашёл себя в другом. К ювелирному мастерству подходил как учёный, изучая всевозможные методики работы с драгоценными камнями и металлами.

Карл Фаберже.

В 1864 году Карл вернулся в Санкт-Петербург. Полученные знания позволили ему начать сотрудничество с Эрмитажем. Фаберже серьёзно занялся исследовательской и реставрационными работами, восстанавливая ювелирные изделия. Густав в сыне не разочаровался. Наоборот, он понимал, что Карл сможет руководить семейным делом без его помощи. И поэтому перебрался в Дрезден.

А Фаберже-младший унаследовал компанию, в которой трудилось около сотни мастеров из разных европейских стран. Его помощником стал младший брат Агафон.

В 1882 году братья Фаберже представили свои работы на Всероссийской художественно-промышленной выставке. Там их заметил император Александр III. Экспозиция дома Фаберже вызвала у него восторг. Вскоре Карл стал ювелиром Его императорского Величества и ювелиром Императорского Эрмитажа. Это звание позволило Карлу выйти на новый уровень.

Его компания начала получать заказы на украшения не только из России, но и Европы.

Александр III и Мария Фёдоровна.

Карл управлял компанией, не подозревая, что близиться час триумфа.

Яйцо с сюрпризом

Настала весна 1885 года, приближалась Пасха. По одной версии, именно государь Александр III заказал у Фаберже яйцо с сюрпризом, чтобы порадовать супругу. Однако есть версия, что идея необычного сувенира пришла в голову мастеру Михаилу Перхину. За основу были взяты драгоценные безделушки в форме яйца, принадлежащие датским монархам. Сувенир изготовили и выставили на продажу.

Фаберже сколько яиц сделали? Сколько из них сохранилось?

Когда государь узнал об этом, он заплатил за ювелирное изделие свыше 4 тысяч рублей, что по тем временам являлось солидной суммой. Мария Фёдоровна на Пасху получила уникальный подарок — драгоценное яйцо. Его «белок» был изготовлен из белой эмали, «желток» — из золота. Внутри «желтка» находилась золотая курочка, которая хранила в себе рубиновую корону.

Естественно, Мария Фёдоровна вспомнила о своём датском происхождении и растрогалась. Сам ли император додумался до пасхального яйца или же просто купил его — неважно. С подарком он попал в «яблочко».

«Курочка».

С тех пор жизнь самого Карла Фаберже и его компании разделилась на «до» и «после». Он превратился в Поставщика Высочайшего Двора и имел право размещать герб империи на своих изделиях. При этом у Карла было обязательство перед императорской семьёй — каждый год на Пасху от него требовалось новое яйцо. В жёсткие рамки монарх творца не загонял. Александр лишь требовал, чтобы изделие было уникальным и с обязательным сюрпризом внутри.

И дом Фаберже взялся за работу. В следующем году Карл представил государю курочку с сапфировым кулоном внутри. Однако это яйцо стало последним из «простых». В последующие годы мастера Фаберже усложняли изделие. Например, в 1891 году Мария Фёдоровна получила яйцо под названием «Память Азова».

В яйце был спрятан одноимённый фрегат, на котором цесаревич Николай с братом Георгом совершили дальневосточное плавание. При создании сувенира ювелиры использовали золото, платину, аквамарин, бриллианты.

Сохраняя традиции

Николай II, сменивший умершего отца на троне осенью 1894 года, продолжил пасхальную традицию. Только теперь Фаберже получил 2 ежегодных заказа на яйца. Одно предназначалось для супруги государя Александры Фёдоровны, второе — для его матери.

Читайте также:
Часы guess женские кто производитель

 «Память Азова».

Так пасхальные яйца Фаберже окончательно укрепились в статусе символа российской императорской семьи. А ювелиры старались ему соответствовать. В 1898 году Мария Фёдоровна получила яйцо «Пеликан». Оно было покрыто золотом в стиле ампир, а сверху восседал в эмалевом гнезде пеликан. Подарок скрывал внутри платины-миниатюры с изображениями учреждений, которые основала мать государя.

Супруге Николай преподнёс яйцо «Ландыши». Подарок украшали жемчужные цветы, а внутри находились портреты императора, а также дочерей Ольги и Татьяны.

В начале 1900-х годов Российскую империю захлестнула волна революционных потрясений. Однако Фаберже исправно из года в год изготавливал для императора 2 яйца. Единственное исключение — 1904-й и 1905-й. Неизвестно, делал ли вообще ювелир сувениры или нет. Возможно, 2 безымянных яйца были утеряны.

«Ландыши».

В 1912 году Николай преподнёс матери яйцо «Наполеоновское» в честь 100-летней годовщины Отечественной войны. Ювелиры использовали не только золото, бриллианты и слоновую кость, но ещё бархат и атлас. Супруга же получила сувенир «Царевич». Внутри яйца был спрятан двуглавый орёл с портретом царевича Алексея.

Не прервалась традиция даже во время Первой мировой войны, в которую Российская империя вошла неподготовленной. Тяжёлое положение в стране наложило отпечаток на произведения ювелирного искусства. Особенно хорошо это видно на сувенирах 1916 года. Мария Фёдоровна получила яйцо «Орден Святого Георгия».

И хотя мастера использовали золото, хрусталь и серебро, от былой роскоши не осталось и следа. Ещё более скромный подарок достался Александре Фёдоровне — яйцо под названием «Военное стальное». Сувенир был выполнен из стали, на которой ювелиры разместили золотой герб и корону. Внутри находилась миниатюра, изображавшая посещение императора и наследника войск.

После революции

В стране произошла Февральская революция 1917 года. В марте 1917 года Николай II отрёкся от престола. Но, как известно, царскую семью это не спасло. Мария Фёдоровна смогла вырваться из России и вернуться в Данию в 1918 году. С собой она забрала на память лишь 1 яйцо — «Орден Святого Георгия».

 «Орден Святого Георгия».

За три десятка лет Карл Фаберже и его ювелиры изготовили для монаршей семьи более полусотни пасхальных яиц. Но кроме Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны уникальными сувенирами обладали ещё несколько человек. Как минимум 7 яиц получила в подарок меценатка и благотворительница Варвара Петровна Базанова от своего супруга Александра Кельха. Сувенирами могли похвастать и княгиня Юсупова, герцогиня Мальборо, Ротшильды и несколько других богатых и влиятельных людей.

Пока шла Гражданская война, на пасхальные яйца императорской семьи никто не обращал внимания. Вспомнили о них только в 1925 году. Был составлен каталог ценностей дома Романовых, куда внесли и сувениры. И затем часть из них продали, причём по низкой цене — около 400 долларов за яйцо. Времена были тяжёлые, страна нуждалась в валюте.

Что же касается самого Карла Фаберже, то он сбежал из России в 1918 году. Ювелир понимал, что при новой власти шансов на жизнь у него нет. Революционные события сильно подкосили старика. Он так и не смог оправиться от удара и часто повторял: «Жизни больше нет». Не стало Фаберже в сентябре 1920 года.

Покинули Россию и четверо сыновей Карла. Евгений и Александр, обосновавшись в Париже, даже основали фирму «Фаберже и К». Но былого величия им достигнуть не удалось.

«Военное стальное».

Точно неизвестно, сколько яиц было изготовлено ювелирным домом Фаберже. Принято считать, что 71 (императорских — 54). Но до наших дней дошло 65 (императорских — 48). Сейчас они хранятся в государственных музеях и частных коллекциях. Причём не только в России, но и в США, Великобритании, Швейцарии, Монако.

Источник: histrf.ru

Пасхальные яйца Карла Фаберже

Яйца Фаберже одни из самых дорогих ювелирных изделий в мире. Воистину царский подарок. Первое яйцо Фаберже появилось в 1885 году. Оно было заказано российским императором Александром III как пасхальный подарок для своей супруги Марии Фёдоровны. И за создание этого подарка взялись Карл Фаберже и ювелиры его фирмы.

Читайте также:
Колье шарлотты сколько серий

Пасхальные яйца Карла Фаберже

Карл Фаберже родился в России, в Санкт-Петербурге. Родился он в 1846 году в семье немца из Эстонии Густава Фаберже и дочери датского художника Шарлотты Юнгштедт. Ещё в 1842 году его отец основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге, Карл также с юных лет обучался ювелирному мастерству и в 24 года возглавил фирму отца.

А в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III, фирма Фаберже стала получать заказы от императорского двора. Славились изделия фирмы Фаберже и в Европе, так в Париже Карл Фаберже был удостоен звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров». После революции Фаберже закрывает свою фирму и эмигрирует в Лозанну, Швейцария, где и умирает в 1920 году. Его сыновья в 1923 году основали в Париже фирму «Фаберже и К».

Карл Фаберже производил разнообразные ювелирные изделия, но славу принесли ему именно ювелирные яйца, известные на весь мир как яйца Фаберже.

Пасхальные яйца Карла Фаберже

Кстати, первое созданное им яйцо 1885 года имело свой прообраз. В XVIII веке изготовлялись ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри, а в самой курочке находилась корона, а в короне – кольцо. Именно таким и было первое, созданное Фаберже в 1885 году, яйцо. Яйцо, подаренное императрице Марии Фёдоровне, которая, как и сам Карл Фаберже, имела датские корни. Ведь одно из трёх подобных сохранившихся от XVIII века яиц как раз таки и хранится в датском замке Розенборг (Копенгаген).

Позже фирмой Фаберже был изготовлен ещё ряд пасхальных яиц. Всего в мире существует 71 одно яйцо фирмы Фаберже. И 54 из них были императорскими. Александр III стал основателем традиции, на Пасху он дарил своей супруге Марии Фёдоровне яйца Фаберже, после его смерти эту традицию продолжил его сын – Николай II. Он дарил пасхальные яйца Фаберже как своей супруге Александре Фёдоровне, так и своей матери – Марии Фёдоровне.

яйца Фаберже

Также существует и около 15 яиц сделанных фирмой Фаберже для частных лиц. И если императорские яйца каждый раз были новыми, каждый раз с новым сюрпризом внутри, и их изготовлением фирма начинала заниматься за год до следующей Пасхи, то яйца Фаберже для частных лиц чаще копируют сюжеты императорских. Так известно 7 яиц, принадлежащих семье Кельха.

Предприниматель, золотопромышленник, Александр Кельх, как и император, на Пасху дарил своей супруге яйца Фаберже. Первое яйцо Кельха, которое так и называется «Курочка Кельха» копирует сюжет первого императорского «Куриного» яйца. Но вскоре супруги Кельх разошлись, да и их финансовое положение ухудшилось. Яйцами Фаберже они более не интересовались. Также не императорские яйца Фаберже были сделаны на заказ для Феликса Юсупова (представителя достаточно богатой знатной семьи, в будущем убийцы так ценимого императрицей Александрой Фёдоровной Распутина), племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо.

Императорские яйца Фаберже имели достаточно разнообразные сюжеты: это могли быть яйца-часы или яйца с различными фигурками внутри, в самих яйцах также в качестве сюрприза могли находиться различные миниатюры, к примеру, существовало «Яйцо с вращающимися миниатюрами», внутри которого находилось 12 миниатюр с изображениями памятных для императора мест. Самым дорогим из яиц Фаберже, оплаченных Романовыми, считается яйцо «Зимнее». Оно было выполнено из бриллиантов, хрусталя и опалов. Сюрпризом этого яйца была корзина с анемонами.

Пасхальные яйца Фаберже

Пасхальные яйца Карла Фаберже после октябрьского переворота.

В годы революции некоторые из яиц Фаберже были утеряны, большинство – перевезены в Кремль, где они и хранились до 1930 года. В 1930 году началась распродажа многих предметов, которые, несомненно, составляли русское культурное наследие, из-за нехватки финансовых средств у советской власти. Были проданы и многие яйца Фаберже.

Многие из них были куплены Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким. Ярым коллекционером яиц Фаберже был и Форбс. Его коллекция состояла из 11 императорских и 4 частных яиц Фаберже. В 2004 году эта коллекция была выставлена на аукцион, до начала которого и была полностью выкуплена российским олигархом Виктором Вексельбергом. Так некоторые из яиц Фаберже вновь вернулись на родину.

Пасхальные яйца

Сегодня в России яйца Фаберже можно увидеть в Оружейной палате (10 штук), собрание Вексельберга, Русском национальном музее и Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана РАН.

Читайте также:
Винный камень что такое

Многие из яиц Фаберже находятся в различных коллекциях в США. Несколько штук этих миниатюрных сокровищ присутствуют и в коллекциях английской королевы Елизаветы II, Альбера принца Монако.

У каждого из яиц Фаберже своя судьба, своя история. Только одно из яиц Фаберже «Георгиевское» смогло покинуть революционную Россию вместе со своей законной владелицей, императрицей Марией Фёдоровной, матерью последнего российского императора Николая II.

«Георгиевское» яйцо было создано в 1915 году, после получения Николаем II награды «Орден Святого Георгия». Ранее этой награды был удостоен и его сын Алексей, за свои посещения линии фронта. Николай II заказал это яйцо специально для своей матери. Сюрпризом служил его портрет. Мария Фёдоровна горячо благодарила сына за подарок и писала:
«Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами, добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе. От души желаю тебе, мой дорогой милый Ники, всего лучшего и всего светлого и успех во всем. Горячо тебя любящая твоя старая Мама».

Mary Katrantzou 2011/2012

Mary Katrantzou 2011/2012

Mary Katrantzou 2011/2012

Сегодня существует целый сайт коллекции Вексельберга (https://www.treasuresofimperialrussia.com/r_explore.html), на котором можно подробно ознакомиться с историей каждого из яиц Фаберже, находящихся в этой коллекции.

Нельзя утверждать, что все яйца создал именно сам Карл Фаберже. Ведь как только поступал новый заказ, над ним сразу же начинала трудиться целая команда ювелиров фирмы. Имена многих из них сохранились. Это и Август Хольстром, и Генрик Вигстром, и Эрик Коллин. И Михаил Перхин, который работал над созданием яиц Кельха.

Но кроме подлинных яиц Фаберже известны и их многочисленные подделки, которые иногда по своему изяществу ничуть не уступают оригиналам. Так в середине 1990-ых в Метрополитэн-музей (Нью-Йорк, США) проходила целая выставка, посвящённая поддельным яйцам Фаберже.

С 1937 года бренд Фаберже не принадлежит потомкам самого Карла Фаберже, которые продали его американцу Сэмюэлу Рубину. В XX веке под этим брендом выпускались самые различные товары: от парфюмерии и одежды до кинофильмов. А в 2009 году появился ювелирный дом Faberge, который принадлежит южноафриканскому бизнесмену Брайну Гилбертсону. Он в 2007 году приобрел все права на бренд. В 2011 году российский бизнесмен Виктор Вексельберг пытался выкупить бренд Faberge, но ему это не удалось.

Такова история самых известных, самых роскошных, самых сказочных и самых дорогих пасхальных яиц.

Источник: mylitta.ru

История коллекции императорских яиц Фаберже

Вряд ли найдётся хотя бы один человек,который бы не слышал о коллекции пасхальных яиц императорской семьи,которая была выполнена знаменитой ювелирной фирмой Карла Фаберже.Серия яиц создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71экземпляра, из которых императорскими являются 52.

Хотелось бы подробнее узнать историю создания каждого яйца,но прежде ,чем мы приступим к этой теме,немного предыстории этой знаменитой коллекции.

До нашего времени дошли 46 яиц, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными. Только одно из них, «Георгиевское», смогло покинуть большевистскую Россию вместе с законной владелицей — в 1918 году, в багаже императрицы Марии Фёдоровны, уехавшей через Крым на свою родину, в Данию.

Остальные остались в Петрограде. Очевидно, большинство из них исчезло в неразберихе, прочие (24 шт.?) вместе с другими императорскими драгоценностями были перевезены в новую столицу, в будущее Алмазное хранилище Кремля.

Новая власть нуждалась в средствах для борьбы с голодом и разрухой, нужны были деньги для покупки станков и тракторов и прочего. Было решено создать запас “предметов роскоши и старины, могущих служить предметами вывоза за границу”

Председателем комиссии по учёту и сосредоточению ценностей был Троцкий. Комиссия начала работать в Оружейной палате 14 января 1922 года. Уникальнейшие изделия русских ювелиров Сазикова, Фаберже, Хлебникова были признаны “не художественными ценностями, а художественно обработанным серебром”, то есть рыночным товаром, который, “вследствие прекращения производства стал товаром антикварным”.

Читайте также:
Как выглядят ангелы

Но и на этом злоключения изрядно поредевшей коллекции не закончились. В 1933 году Антиквариат отобрал ещё 5 яиц из собрания Оружейной палаты. Надо сказать, что сотрудники сокровищницы дрались за экспонаты до последнего. Но тогдашний комендант Кремля товарищ Петерсон распорядился выдать все предметы.

С огромным трудом удалось отстоять яйцо “Клевер” и “Память Азова” (о которых расскажем в следующих репортажах). Три из пяти выбранных яиц пришлось отдать.

Это изысканное Мозаичное яйцо в стиле дамского рукоделия и как будто вышитое по платиновой основе цветными драгоценными камнями. Платиновое яйцо-корзинка с золотым полихромным букетом полевых цветов – эти два яйца сейчас хранятся в коллекции королевы Великобритании Елизаветы. И юбилейное яйцо с памятником Петру Первому на огромном сапфире. Оно теперь находится в Музее изящных искусств штата Виргиния.

В 1927 году, когда первая волна антикварных продаж схлынула, в Оружейную палату было передано 24 пасхальных яйца фирмы Фаберже. Но на этом сокращение коллекции не закончилось.

В 1930 году, когда в рамках общей распродажи культурного наследия Советской России в поиске средств, по приказу Сталина 14 из них было продано, причём, как утверждают, некоторые по цене меньше чем 400$. Большинство из них было приобретено Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким, английскими дилерами Фаберже.

В результате всех этих событий в Оружейной палате остались десять принадлежащих императорской семье пасхальных яиц.

После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось собрать нью-йоркскому магнату Форбсу. Оно включало 11 императорских яиц, несколько разрозненных «сюрпризов» из неизвестных или несохранившихся яиц, а также 4 частных яйца (всего 15).

В феврале 2004 года наследниками Форбса собрание предполагалось выставить на аукцион, где бы оно, вероятно, ушло поштучно, но за несколько дней до начала торгов коллекция была целиком перекуплена русским олигархом Виктором Вексельбергом. С 2013 г. коллекция Виктора Вексельберга экспонируется в созданном им Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.

В России, яйца Фаберже, ставшие одним из её символов, теперь можно увидеть в четырёх местах. В их число, кроме вышеупомянутых Оружейной палаты и собрания Вексельберга, входит Государственный Эрмитаж и Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН, Москва. Московский Русский национальный музей (частный музей Александра Иванова), ранее располагал ещё одним яйцом, которое с 2009 года находится в музее Фаберже в Баден-Бадене (также частный музей Александра Иванова).

Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами — горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.
Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX—XX вв. составляла 3000-8000 руб.

Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз. Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось, и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Структура фирмы Фаберже опережала свое время: ювелирные фирмы, входящие в концерн, были достаточно самостоятельны в работе. Многие ювелиры, работающие у Фаберже, владели собственными фирмами, но считали честью участвовать в исполнении императорского заказа.

Имена мастеров говорят о интернациональном составе команды: из 24 мастеров 14 были родом из Финляндии или работали по приглашению родных. Вначале утверждался эскиз. Потом за работу бралась целая команда ювелиров фирмы. Имена некоторых дизайнеров и ювелиров сохранились (так что говорить, что автор всех из них — Карл Фаберже, не следует).

Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август Холмстрём, Альберт Хольстром, Август Холлминг, Генрик Вигстрём, Эрик Коллин, Виктор Ааре, Хъялмар Армфелт, Стефан Вякева, Алма Пихл — единственная женщина-художник, автор стиля изморозь на хрустале, придумавшая «Зимнее яйцо»

Как работала фирма Фаберже.

Создание каждой вещи начиналось в кабинете Фаберже с обсуждения за круглым столом, во время которого главный мастер и художник обсуждали и прорабатывали дизайн.

Затем создавался очень подробный рисунок, который после обсуждения передавали в мастерские. Все проблемы по эмалированию, камням, металлам обсуждались и решались непосредственно специалистами.

Значительные произведения, такие как, например, как Императорские Пасхальные яйца, создавались отдельными мастерами. За них лично отвечал главный мастер, все этапы их создания держал под контролем сам Фаберже, вникая во все тонкости.

Читайте также:
Сбербанк в авиапарке на каком этаже

Часто людей, работающих в фирме Фаберже, связывали тесные родственные узы. Сыновья, практически всегда, сменяли своих отцов – так было с Августом и Альбертом Хольмстремами, Альфредом и Карлом Тильманами, Кнутом и Оскаром Пилами .

Все четыре сына Фаберже тоже работали в фирме отца. Фаберже вел фирму, хотя нет доказательств, что он своими руками создал хотя бы одну вещь. Все его мастера были независимы, работали по контракту, сами подбирали нужных людей и могли не заботится о сбыте изделий.

Они не платили ни за мастерскую, ни за дорогие материалы, а от прибыли с продажи изделий получали неплохие проценты. Иерархия была такова: Фаберже, старший мастер, начальники мастерских, работники мастерских (рядовые мастера, подмастерья, ученики). В лучшие дни в фирме работало около 500 человек, причем 20 из них занималось исключительно созданием коробочек, в которых потом хранились произведения фирмы Фаберже.

Мастера имели свои клейма, которые, вместе с другими, помогают установить подлинность работы и дату.

ЛУЧШИЕ МАСТЕРА ФИРМЫ ФАБЕРЖЕ

Михаил Перхин. (1869-1903)

Пришел в фирму в 26-летнем возрасте и работал в ней до самой смерти. Русский крестьянин, самоучка, он выполнял свои работы с большим усердием. Все его произведения отличаются высочайшим качеством.

Он был мастером, великолепно работавшим в технике гильоше и в технике контрастного золота. Среди исторических стилей мастер отдавал предпочтение стилю барокко. Именно Перхин отвечал за создание таких выдающихся произведений ювелирного искусства, как Императорские Пасхальные яйца. Клеймо Перхина – «М.П.»

Август Холмстрем (1829-1903)

Густав Фаберже назначил Холмстрема главным ювелиром в 1857 году. Руководил мастерской драгоценных камней, располагавшейся на 4 этаже петербургского отделения фирмы. Он работал в фирме еще в то время, когда ее возглавлял Густав Фаберже.

Несколько десятилетий Хольмстрем отвечал за произведения, украшенные ювелирными камнями, в т.ч. – Пасхальные яйца. Наиболее крупный вклад он внес в работу над яйцом «Двенадцать вензелей», которое Александр III подарил своей жене в день их серебряной свадьбы в 1892 году.

Генрих Вигстрем (1862-1923)

Вигстрем стал главным мастером фирмы Фаберже после смерти Перхина в 1903 году. Как главный мастер фирмы он взял на себя изготовление пасхальных яиц для императорской семьи. Вигстрем отличался особенным умением в изготовлении портсигаров, рам и фигурок, которые фирма производила в больших количествах в свои самые продуктивные годы. Работы Вигстрема стилистически напоминают стиль Первой Империи и стиль Людовика XVI.

Он руководил мастерскими в те годы, когда слава фирмы Фаберже достигла своего пика. В своих изделиях Вигстрем любил воспроизводить элементы стиля Людовика XVI, а также стиля ампир. Особенно широко он использовал орнаменты из лавра. Почти все изделия из твердых камней (фигурки, животные, цветы) делались под его наблюдением. Клеймо Вигстрема – «H.W.»

В изделиях фирмы Фаберже смело сочетаются драгоценные и полудрагоценные камни. РУБИНЫ, сапфиры, ИЗУМРУДЫ, БРИЛЛИАНТЫ соседствовали в изделиях с лунными камнем, хризолитом, халцедоном, агатом. Кроме того, драгоценные камни сочетались с ЭМАЛЯМИ, в изготовлении которых фирма особенно преуспела.

Также мастера фирмы особое внимание уделяли подбору камня и выявлению его природной красоты. Для этих целей широко использовались уральские полудрагоценные камни разных цветов, а также горный хрусталь.

Под влиянием японских образцов, и особенно нэцкэ мастерами фирмы создавались фигурки из твердых полудрагоценных камней, которые отделывались драгоценными камнями и металлами. Была даже открыта специальная мастерская по обработке камней во главе с П.М. Кремлевым. Фигурки изображали людей и животных, а некоторые из них даже несли функциональное назначение – печати, ручки зонтов.

В коллекции английской королевы Елизаветы II – более 170 фигурок животных из драгоценных камней, сделанных фирмой Фаберже. Многие фигурки уникальны, дубликаты делались только в редких случаях и по специальному заказу. Многие фигурки имеют сигнатуру Фаберже, некоторые – знак «К», иногда есть дата и инвентарный номер.

Дальше подробно познакомимся с историей создания отдельных яиц Фаберже из этой знаменитой коллекции.

Источник: proza.ru

Рейтинг
Загрузка ...