Легендарный ювелир Карл Фаберже — создатель уникальных пасхальных яиц. О том, как начиналась история ювелирного дома, и куда привела сегодня, — читайте в статье.
Карл Фаберже создал лишь 52 роскошных декоративных яйца, которые члены российской императорской семьи дарили друг другу в качестве необычных пасхальных подарков. Впоследствии Фаберже изготавливал похожие яйца и для других знатных клиентов, не относящихся к императорской семье.
Реклама — Продолжение ниже
Первое яйцо Фаберже выполнил по заказу императора Александра III в качестве подарка на Пасху его жене Марии Фёдоровне. Известное, как «Курочка», яйцо изготовлено из золота и покрыто белой эмалью, а в «желтке» из матового желтого золота хранится небольшая золотая курочка. Внутри фигурки спрятаны миниатюра императорской короны и рубиновая подвеска — оба сувенира были утеряны.
История создания шедевров. Сколько всего в мире яиц Фаберже
Спустя время Карл Фаберже сделал яйца более сложными, но сюрприз внутри каждого из них оставался неизменной деталью. В некоторых можно было найти небольшие часики или заводной механизм, как, например, в яйце «Павлин» 1908 года. Многие яйца были созданы в честь знаменательных событий, например, яйцо «Коронационное» 1897 года или яйцо «Транссибирская магистраль» 1900 года.
Фаберже: 10 фактов о знаменитом ювелирном доме
Большинство ценных предметов императорской семьи, в том числе и яйца, были конфискованы большевиками во время революции 1917 года и были потеряны или уничтожены. Для многих экспертов поиск яиц Фаберже стал делом всей жизни.
Реклама — Продолжение ниже
Итак, где же сейчас знаменитые царские яйца Фаберже? Десять уцелевших находятся в Оружейной палате в Москве — на данный момент это самая большая коллекция яиц. 3 яйца принадлежат королеве Елизавете; российский бизнесмен Виктор Вексельберг в 2004 году выкупил у Малкольма Форбса 9 яиц за 100 миллионов долларов и вернул на родину.
Третье императорское пасхальное яйцо, которое считалось утерянным в течение 122 лет, было обнаружено не так давно — в 2014 году. Американец нашел его на блошином рынке в США и пытался продать, не имея понятия о происхождении находки. Неизвестно каким образом яйцо оказалось на Среднем Западе Америки, однако, история впечатляющая.
Оставшиеся яйца разбросаны по всему миру и хранятся в музеях, например, в Виргинском музее изобразительных искусств находится 5 из них. Сам же ювелирный дом намерен продолжать традицию производства уникальных пасхальных яиц.
Подписывайтесь на Jewellery Mag в Telegram и VK, чтобы первыми узнавать о новых публикациях.
Источник: jewellerymag.ru
Купил яйцо Фаберже, говорят настоящее.
Музей Фаберже. История, легенды и интересные факты, экспонаты и яйца Фаберже в Спб
Стоить только упомянуть фамилию Фаберже, и перед читателями сразу же проплывают не только картинки дорогих украшений известного ювелирного дома, но и драгоценные яйца. Настоящие шедевры, украшенные золотом, бриллиантом и со скрытым сюрпризом по сей день остаются одной из вершин ювелирного искусства. Как же получилось так, что фамилия петербургского ювелира прославилась на весь мир, и при этом он не сделал ни одного изделия собственными руками?
Петер-Карл Фаберже родился в семье ювелира и по суровым законам того времени практически не имел шансов на освоение иной профессии. Попробуйте пойти против решения влиятельного отца, ведь тот ему с детства вбивал любовь к этому трудному, но уважаемому делу. К слову, наш герой так и не смог стать хорошим ювелирным мастером. Это довольно иронично звучит, когда мы разговариваем о таком роскошном наследии, но все же мастером он был крайне фиговым. Как шутил сам герой, вбивать необходимые старания и любовь к этому делу нужно было кожаным ремнем по детским полупопиям, но «Меня не били, вот ничего и не вышло».
2.
Даже высланный в погоне за драгоценными знаниями в Европу Карл Фабереже так ничему там и не научился. Азы и теорию он конечно освоил, а вот его руки отказывались производить на свет что-то интересное. Зато он был гениальным организатором с мышлением настоящего предпринимателя, и поэтому учебная командировка не прошла бесследно. «Почему это должен делать я, если это могут сделать за меня?». Основываясь на таких простых истинах тогда еще неизвестный «ювелир» начинает собирать по всему миру лучших из лучших, эдаких гениев своего дела и свозить их в Петербург.
3.
Те начали создавать шедевры, а Петер-Карл пожинать плоды. Но его радость была бы не полной без императора России, а на одной ювелирной выставке продукция дома Фаберже так заинтересовала правящего монарха, что Александр III решил деть этому дому специальный заказ. «Хочу к пасхе не какой-то там Kinder Surprise с пингвинами в шоколаде, а настоящее драгоценное искусство! Чтоб золото вместо пластмассы, чтоб золото вместо обертки. Ну а когда жене сие чудо подарю, то та ахнет от удовольствия и целый год будет вспоминать столь изящный подарок».
4.
Поговаривают, что первое яйцо Фаберже не было прорывом в области искусства, а лишь повторяло увиденное ранее сами императором. Якобы на одной из выставок в Париже он узрел пасхальный сувенир подобного составного плана, выполненный неизвестным мастером. Тот по завету Славы КПСС ушел в мир иной безызвестным ноунеймом, а его идея нашла отображение в подарке, выполненном ювелирным домом Петербурга парой лет спустя. Но более точная история гласит, что идея была скомуниздина с яйца из слоновой кости, которое и по сей день хранится в замке Розенборг в Копенгагене, и его в своем детстве видела императрица Мария Федоровна, вернее уроженка датской столицы Мария София Фредерика Дагмар. Фактически, яйцо — плагиат.
5.
«Курочка» — довольно простое и ничем не примечательное творение, теряющееся на фоне шедевров, появившихся позже. Но первое в линейке подарков, а потому самое ценное и запоминающееся. Ведь мало кто вам скажет, какое яйцо было тридцать пятым, но почти каждый вспомнит первое. Тем более оно должно было отвлечь императрицу от грустных мыслей после серии покушений на царскую семью.
Золотое, покрытое белой матовой эмалью, хранившее сюрприз в виде золотого желтка. Внутри желтка была та самая курочка, а в курочке утерянная смерть Кощея. Шучу конечно, там была пропавшая золотая цепочка с рубиновым кулоном для нее и миниатюрная копия императорской короны для него.
6.
Но даже столь простое украшение слизанное с того, что императрица видела в детстве, произвело на нее сильнейшее впечатление, и видать она подарила такую незабываемую ночь своему императору, что тот на волне успеха провозгласил Петера-Карла Фаберже придворным ювелиром, ну а императорский заказ на пасхальные яйца стал ежегодным. С приходом к власти Николая II традиция обросла еще одним дополнительным комплектом, и теперь нужно было готовить не один подарок, а два. Матери дарить подарок за упокоенного отца и супруге за себя.
7.
Говорят в первые пару лет император еще вмешивался в идею создания подарка, но постепенно доверился своему ювелиру полностью и сюрприз стал неожиданным как и для императрицы, так и для него. В своих творениях Фаберже не уходил далеко от событий, произошедших в царской жизни, пряча в сюрприз миниатюрные портреты, копии известных памятников и дворцов, кораблей, паровозов и царских карет, фигурки раскрывающего хвост механического павлина и поющего петуха.
8.
Самым известным событийным или как модно нынче говорить event-яйцом стало «Коронационное». Тот самый Kinder Surpise с игрушкой в виде кареты юной императрицы, замыкавшей парадную процессию при въезде в Москву. В фильме «Двенадцать друзей Оушена» его украла банда охламонов, но в реальной же жизни оно и по сей день хранится в музее Фаберже в Петербурге. Пооткрывать дверки и посмотреть, как выпадает ступенька вам конечно не дадут, но посмотреть через стекло на шедевр ювелирного дела можно. Кстати, создание подделки для фильма обошлась реквизиторам в 4.000 долларов.
9.
Жена же у меня не могла оторваться от чистого, юного и невинного яйца под названием «Ландыши», в сердце которого запрятали самых дорогих для императорского сердца персон — мужа и двух детей. Яйцо действительно выбивается из общего фона ювелирных произведений, созданных к пасхе, и выполнено в любимом для многих стиле модерн. Хотя на всемирной выставке 1900 года проходившей во Франции, куда его привезли для экспозиции коллекции царских яиц, обозвали произведением «утонченного вкуса» и при этом нещадно критиковали. Понимаете ли, веточки «слишком близко прилегают к яйцу», ножек не три, а четыре, да и заканчиваются они банальными завитками. Ох уж это утонченное европейское общество.
10.
Мне же понравилось яйцо «Петушок», подаренное матери Николая как дань уходящему прошлому. Компьютерный век тогда еще не наступил, но мир сильно менялся, и эклектика XIX уходила в прошлое. Поэтому решено было несколько высмеять типичные часы с кукушкой, и при нажатии на кнопку в верхней части туловища ажурная крышка отскакивала, а из-под нее появлялся петушок, оклеенный настоящими птичьими перьями. Он кукарекал, раскрывая клюв, и хлопал крыльями, после чего снова скрывался внутри, а крышка захлопывалась.
11.
Ну или яйцо-шкатулка «Ренессанс», сюрприз которого не только утрачен, но и неизвестен. Что было внутри до сих пор остается тайной, в счете, выставленном царскому дому за работу не указан, а Мария Федоровна сама не рассказывала. Спросить никто и не осмеливался, ведь этот пасхальный подарок стал последним от любимого мужа, так как в октябре того же года он скончался. Говорят, что идею этой формы для своего яйца мастер Фаберже подглядел у шкатулки XVIII века амстердамского мастера Ле Роя, хранящейся в Дрездене, преобразовав овальные очертания в яйцо, украсив под стать стилю «давно минувших эпох».
12.
Многие думают, что свои яйца Фаберже подкатывал только к царскому дому и то во время пасхи. Но при детальном изучении оказалось, что определенные серии или яйца создавались и для других домов. Чего только стоит коллекция из семи пасхальных яиц для семьи Кельха, ну или понравившееся моей жене яйцо герцогини Мальборо.
Несмотря на говорящую фамилию американская миллионерша не имела никакого отношения к сигаретам, а свой подарок вымолила у Фаберже при посещении Петербурга. «У императора есть синее яйцо, которое мне запало в душу! Шеф, два счетчика плачу, сделай мне такое же». Петер-Карл решил не упускать маячившую выгоду и сделал ей копию первого яйца для супруги Николая II, но в розовом цвете.
13.
Всего Фаберже создал 52-54 яйца для императорского дома, склонировал серию из семи подарков для семьи Кельха, а еще одиннадцать произведений искусства воссоздал для разного рода заказчиков за очень большие суммы и просьбы.
14.
Традицию драгоценного яйцедарения прервали пришедшие к власти большевики, и по странному стечению обстоятельств так нуждавшиеся в золоте и богатстве революционеры смогли все это наследство сохранить, распродавая направо и налево царское имущество по частным коллекциям. А ведь могли просто переплавить.
15.
Мало кто знает, но при Сталине даже была особая контора под кодовым названием «Антиквариат», которая занималась продажей ценного имущества за границу. Правда сложно говорить об особых успехах, ведь ни одно из четырнадцати проданных ими яиц не вышло дороже 400 долларов, хотя и доллар раньше был другим.
16.
Парадная лестница дворца Наршкиных-Трубецких, там где сейчас находится Музей Фаберже. Это моя первая склееная панорама, так что прошу сильно не придераться.
Помотавшись по частным коллекциям яйца стали аккумулироваться в одних руках, и самым главным их держателем стал Малькольм Форбс, после смерти которого все яйца должны были уйти с молотка на аукционе, но русский олигарх из Львова по фамилии Вексельберг перекупил коллекцию и выставил на всеобщее обозрение в петербургском Музее Фаберже. Сегодня здесь выставляется 15 яиц (11 императорских, 2 из коллекции Кельха и еще 2 иных), вторая по размерам коллекция из десяти яиц хранится в Оружейной палате на территории Московского кремля. Кстати, это именно те не проданные представителями Сталинского «Антиквариата» яйца, ну или хранившиеся как драгоценный запас на черные советские дни.
Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.
Источник: alkopona.livejournal.com
Роковые яйца
Фаберже
Долго говорили мне про яйца Фаберже. Я к ювелирным украшениям отношусь спокойно. Честно сказать, вообще никак. Но творения Карла Фаберже в этом плане интересны. Во-первых, форма какая, а во-вторых, судьба. Они стали легендой.
За ними охотились коллекционеры, про них снимали фильмы. Шутка ли, даже легендарный Агент 007 к ним прикоснулся. Их копировали, их воровали, ими восхищались… Но невозможно повторить легенду. Эти яйца стали символом роскоши, расцветшей накануне великой катастрофы. Это были роковые яйца!
Немного истории. Яйца дарили к Пасхе, и в Пасхе есть секс. Это не секрет. Традиции праздника уходят корнями в древность. А в языческих верованиях тема секса никогда не была запретной.
Так, например, рождение богини Афродиты, согласно одному из древнегреческих мифов, произошло так. Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Тот оскопил отца серпом.
Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились богини мести эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а от капель крови и семени, упавших в море, — богиня Афродита. Богиня любви возникла из морской пены обнажённой и на раковине (античном символе женских гениталий), добралась до берега. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы.
Зевс, который впоследствии сменил своего отца Кроноса, тоже обладал огромной сексуальной активностью. Он проникал к своим любовницам и в виде лебедя, быка, облака и даже золотого дождя. Короче говоря, секс был везде, и не только в Греции.
Но вернёмся к Пасхе. Куличи и яйца. Тут всё просто: это фаллический символ, изначально не имеющий к христианству никакого отношения. Яйцо — это отголосок мифа о рождении богини Астарты в древней Месопотамии. Она родилась из яйца, брошенного в реку. Богиня символизировала собой женское начало, красоту, власть и плодородие. С куличом всё проще — это мужской детородный орган.
Без него, как говорится, зачатие невозможно. А какая весна без секса? Вокруг вся природа с ума от гормонов сходит, чем люди-то хуже?
Шло время, традиции смешались, о происхождении символов все забыли. Яйцо стало ассоциироваться с Христом, превратилось в символ вечной жизни. Были, конечно художники, которые видели в этом символе сексуальный подтекст. Николай Васильевич Гоголь, например, говоря об идеальной женской красоте писал: «У неё было гладкое, как яйцо, лицо». Но Гоголь всегда был особенный, что с него взять?
История яиц Фаберже началась с милого подарка императора Александра III своей супруге Марии Фёдоровне на пасху. Императрица была родом из Дании. В сокровищнице датской короны хранилось несколько ювелирных изделий в виде яиц с сюрпризом. Фаберже должен был сделать что-то подобное. Всё было незатейливо.
Белое яйцо открывалось, внутри оно было золотое, и там сидела курочка. В курочке была маленькая императорская корона и цепочка с рубиновым кулоном. Подарок так понравился Марии Фёдоровне, что Карл Фаберже стал придворным ювелиром. На каждую Пасху он должен был делать новое произведение.
Мастеру давалась полная творческая свобода, он должен был соблюдать только два условия: модели не должны были повторяться, в каждой из них должен был быть сюрприз. После смерти Александра III Николай II стал заказывать у ювелира уже по два яйца. Одно — для своей матери, другое — для жены. Так яйца стали символом русской монархии. Каждое из них стоило огромных денег.
Ювелиры не экономили на материалах. Это была поразительная роскошь. Проблема только в том, что времена тогда были очень тяжёлые.
Люди часто смотрят в прошлое с ностальгией. Многим кажется, что раньше было лучше. Кто-то даже Сталина с любовью вспоминает. Не удивительно, что и конец XIX века теперь воспринимается как романтичное и великолепное время. Только вот это не совсем так. Постоянный голод, слабая экономика, ужасное положение рабочих.
Революции не происходят просто так — всегда существуют причины.
Император дарил яйца даже в годы первой революции. Что, конечно, немного кощунственно после событий «Кровавого воскресенья», когда после Рождества правительственные войска расстреляли мирную демонстрацию.
В 1912 году Николай II сделал своей матери и жене особенно шикарные подарки. А страна переживала последствия страшного голода, унёсшего почти два миллиона жизней. Правительство не переставало экспортировать хлеб даже из тех регионов, в которых положение крестьян было особенно тяжёлым. А потом ещё и война началась. Первая мировая.
Сейчас её нечасто вспоминают. Но именно она и определила судьбу всего мира. Российская империя вступила в крупнейший на тот момент военный конфликт с абсолютно неподготовленной армией, экономикой, не способной приспособиться к условиям военного времени. Итог всем известен. Революция, расстрел царской семьи и многое другое.
Но яйца дарили и в это время. Теперь символ вечной жизни говорил о смерти.
Военные яйца стали последними. Их подарили в 1916 году. А потом императора свергли, взяли под охрану, стало не до яиц, да и денег уже не было. Подарки на пасху 1917 года никто не получил, да и Фаберже из страны уехал вместе со многими другими мастерами своей фирмы. Поселился в Финляндии, там и умер.
А коммунисты, захватившие власть, большинство яиц императорской фамилии себе присвоили, народным достоянием объявили, а при Сталине продали часть из них по дешёвке. Нужны были деньги на трактора, а тут императорские яйца под рукой. Шедевры Фаберже продавали по четыреста долларов США за штуку. Продешевили товарищи коммунисты.
Но вернёмся к военным подаркам. Это был 1916 год. В то время Николай II мечтал о скорой победе. Хотел Стамбул захватить. Художнику Васнецову новую форму заказали разрабатывать в стиле русских богатырей. В ней войска должны были на параде победы в Царьграде маршировать.
Но по иронии истории в эту форму нарядили Красную армию.
Символ вечной жизни превратился в символ смерти. Яйцо опиралось на артиллерийские снаряды, а внутри была миниатюрная картина, на которой Николай II со своиv сыном Алексеем приветствовали войска. Это была красивая сказка, полностью не соответствующая реальности. Сказка закончилась трагедией. Царскую семью расстреляли.
А яйца? Они разъехались по странам, попали в частные коллекции или затерялись в истории. Они стали символом эпохи. Расцветом роскоши накануне великой катастрофы.
Источник: artifex.ru