Скульптура из золота и слоновой кости выполнялась именно в такой технике

В искусстве пластики термин «хризелефатин», полученный от греческих слов «золото» (хрусос или хризос) и «слоновая кость» описывает тип скульптуры, выполненной из золота и слоновой кости. Золото обычно использовалось для драпировки статуи, в то время как слоновая кость использовалась для плоти, как основной материал.

В классической греческой скульптуре статуи из хризелефатина считались высшей формой пластики и предназначались только для наиболее важных произведений религиозного искусства. Две самые известные хризелефатиновые статуи – обе изготовлены Фидием (488-431 гг. до н.э.) – были созданы в эпоху высокой классики греческой скульптуры (ок. 450-400 гг. до н.э.).

Одна из них была 12-ти метровой статуей Афины Парфеносской (или Промахос) (начало 447 г. до н.э.) в Парфеноне в Афинах; другой была статуя Зевса высотой 11 метров (ок. 432 г. до н.э.) в Олимпии, которая стала одним из семи чудес древнего мира. Термин «хризелефатин» немного потерялся в современную эпоху, когда он был расширен, чтобы включить любую скульптуру, выполненную из комбинации слоновой кости и других материалов, таких как золото, серебро, бронза, мрамор или оникс.

НИКТО не Ожидал ЭТО Увидеть! Золотая Статуя Древнего Гиганта

Происхождение и история

Истоки хризелефатиновой скульптуры остаются неясными. Считается, что самыми ранними известными примерами, датируемыми 2-м тысячелетием до н.э., были статуи эгейского искусства из золота и слоновой кости из областей, которые стали частью греческого мира. Наиболее известный шедевр минойского искусства, известный как «Палаикастро Курос» – с Крита.

Техника хризелефатина также практиковалась в небольших масштабах в египетской, а также в месопотамской скульптуре, и также встречалась в микенском искусстве. Позднее он стал более распространенным в архаической греческой скульптуре (ок. 600–480 гг. до н.э.) и особенно в классический период (ок. 480–323 гг.), Когда золото и слоновая кость иногда использовались для украшения акролитических статуй, то есть статуй с телом из дерева, покрытым драпировкой, а голова, руки и ноги в камне. Большинство скульптур хризелефатина были колоссальными культовыми фигурами, которые стояли в главных храмах или святилищах.

Статуи в технике хризелефатин: характеристики

Статуи хризелефатина обычно изготавливали вокруг деревянной рамы, к которой были прикреплены резные листы слоновой кости, представляющие плоть и тонкие листы сусального золота, представляющие доспехи, драпировку, волосы и другие физические детали. Кроме того, кусочки цветного стекла, а также драгоценные и полудрагоценные камни использовались для подсветки глаз и оружия.

Помимо того, что они великолепно выглядели, статуи хризелефатин также представляли богатство и культурный статус их владельцев. Они стоили огромных денег и привлекли к работе множество мастеров, обладающих навыками резьбы по слоновой кости, скульптуры, ювелирного дела, плотницкого и ювелирного искусства, и – после завершения – нуждались в постоянном обслуживании.

Читайте также:
Монетарное золото и спз это

Кроме того, чтобы минимизировать финансовое бремя, статуи были построены по модульному принципу, чтобы часть золота могла быть извлечена из скульптуры и расплавлена для чеканки монет во времена жесткой экономии, с возможностью обратной замены позже, когда финансовое состояние восстановится. Например, фигура Ники в правой руке Афины-Парфеноса была изготовлена из чистого золота. Так как эти статуи были настолько ценными, большинство их было демонтировано ради драгоценных материалов во время классической древности или ранней средневековой эры. Например, статуя Афины Парфенос полностью исчезла и о ней известно только из подробного описания, данного греческим исследователем Павсанием (период активности 143–176 гг. н.э.), подтвержденного несколькими миниатюрными копиями, в том числе одним из экспонатов в Национальном археологическом музее Афин.

Китайские скульптуры из камня. Китайские вазы. Стоит дорого. Искусство в брошенном контейнере.

Палаикастро Курос (1480-1425 гг. до н.э.)

Статуя, известная как «Palaikastro Kouros», была названа в честь места ее открытия на востоке Крита. Датируемый поздним бронзовым веком, это один из старейших сохранившихся образцов хризелефатиновой фигуративной скульптуры. Скульптура изображает юношу, вырезана из зуба бегемота и украшена золотом. Его волосы сделаны из змеи, глаза из горного хрусталя.

Постепенно, по частям (1987-90 гг.), он был раскопан из святилища у минойского поселения Руссолаккос, важного центра ранней критской культуры, который лежал нетронутым после разрушения святилища в результате пожара в 15 веке до нашей эры. На стиль статуэтки большое влияние оказало египетское искусство Нового царства.

Статуя Афины Парфенос (начало 447)

Афина Парфенос («Афина Богородица») – это знаменитое сокровище греческого искусства, представляющее собой монументальную культовую скульптуру в технике хризелефатин греческой богини Афины, созданную Фидием и несколькими его помощниками. Она состояла из вертикально стоящей Афины, держащей крылатую фигуру Ники (Богиня Победы) в правой руке, в то время как ее левая рука поддерживает щит и копье.

На ее голове декоративный шлем, украшенный сфинксом и двумя пегасами. На верхней части ее груди надет нагрудник, украшенный змеями и изображением легендарной фигуры Медузы. Статуя была установлена в храме Парфенона (447-422) на Акрополе в Афинах.

Действительно, главной функцией Парфенона было размещение статуи, вероятно, самого известного культового изображения в Афинах и одного из самых известных примеров скульптуры древней Греции. Хотя золотые листы весом более тонны (около 1100 кг) были заменены позолоченной бронзой и большая часть самой скульптуры была отремонтирована, статуя продолжала стоять в Парфеноне, пока римские войска не забрали ее в 5-м веке нашей эры. Есть некоторые свидетельства того, что она была доставлена в Константинополь, где он послужила вдохновением для византийского искусства. Сегодня наиболее подлинными копиями статуи Афины Парфенос являются Афина Варвакион и Афина Ленормант . Другие находятся в Лувре, Национальном музее Романо в Риме и в музее Нэшвилла, штат Теннесси.

Реплика Парфенона: Нэшвилл, Теннесси

Полномасштабная копия греческого Парфенона находится в Нэшвилле, штат Теннесси: он был построен в 1897 году в рамках столетней экспозиции в Теннесси. Внутри храма находится современная 13-ти метровая копия культовой статуи Афины Парфенос, которая была создана американским скульптором Аланом ЛеКуайром в 1980-х годах и представлена публике в 1990-м.

Читайте также:
Сбербанк правила покупки золота

Работа выполнена из гипсового цемента и измельченного стекловолокна, покрыта сталью и алюминием. Вместо тяжелых и дорогих золотых пластин LeQuire позолотил статую сусальным золотом весом 23,75 карата, примерно на одну треть толщины папиросной бумаги. Вся работа была основана на тщательных исследованиях, чтобы гарантировать самое близкое сходство с оригинальной статуей Фидия. Фактически весь храм Парфенона – теперь с полихромными украшениями в оригинальном стиле – является уникальным памятником одному из величайших образцов греческой архитектуры в эпоху классической древности.

Статуя Зевса (430-422 гг. до н.э.)

Статуя Зевса в Олимпии была монументальной скульптурой из хризелефатина в форме сидячей фигуры высотой около 13 метров, вырезанной греческим скульптором Фидием для храма Зевса в святилище Олимпии. Согласно описанию от Павсания, фигура Зевса, сделанная из панелей из золота и слоновой кости, покрывающих деревянный каркас, была размещена сидящей на троне из кедрового дерева. В правой руке Зевс держал небольшую статую Ники, богини победы, а в левой – скипетр, украшенный золотом, увенчанный орлом. Статуя была украшена черным деревом, драгоценными камнями и считалась одним из семи чудес древнего мира вплоть до разрушения в 5-м веке нашей эры, во время распада Римской империи. Копий этой статуи не найдено.

Источник: gallerix.ru

Скульптура из хризелефантина

Древнегреческая скульптура из золота и слоновой кости Золото и обгоревшие фрагменты слоновой кости, почерневшие от огня Архаические статуя хризелефантина (Археологический музей Дельф )

Скульптура хризелефантина (от греч. χρυσός, chrysós, «золото» и ελεφάντινος, слоновая кость, слоновая кость) — скульптура, сделанная из золото и слоновая кость. Хризелефантин культовые статуи пользовались высоким статусом в Древней Греции.

Древние примеры

статуи хризелефантины были построены вокруг деревянного каркаса с прикрепленными тонкими резными пластинами слоновой кости, представляющими плоть, и листами сусальное золото, изображающее одежду, доспехи, волосы и другие детали. В некоторых случаях стеклянная паста, стекло и драгоценные и полудрагоценные камни. камни использовались для таких деталей, как глаза, украшения и понры.

Происхождение техники неизвестно. Известны примеры со 2-го тысячелетия до нашей эры композитных скульптур из слоновой кости и золота из областей, которые стали частью греческого мира, наиболее известными из которых являются так называемые «Палаикастро Курос » (не путать с архаическими статуями, известными под этим термином ) из Миноан Палаикастро, c.1500 г. до н.э. Однако неясно, связана ли с ними греческая хризелефантина. Хризелефантиновая скульптура получила широкое распространение в архаический период. Позже акролитит статуи с мраморными головами и конечностями и деревянным стволом, позолоченным или покрытым драпировкой, были сопоставимой техникой, использовавшейся для культовых изображений.

Эта техника обычно использовалась для культовых статуй в храмах; обычно они были больше, чем в натуральную величину. Конструкция была модульной, так что часть золота можно было удалить и переплавить для получения монеты или слитков во время серьезных финансовых трудностей, чтобы заменить позже, когда финансы восстановятся. Например, фигура Ники в правой руке Афины Парфенос Фидия была сделана из чистого золота именно с этой целью. Действительно, во времена процветания было отлито до шести никае из чистого золота, которые служили «священной сокровищницей», безопасность которой дополнительно обеспечивалась святостью, придаваемой культовому объекту, а также присутствием жриц, жрецов и обслуживающего персонала в монастыре. храм.

Читайте также:
В Армения сколько золото

Фрагменты сгоревшей хризелефантовой статуи иногда предлагали изображать Аполлона (Археологический музей Дельфы )

Двумя наиболее известными образцами, относящимися к классическому периоду, являются скульптуры Фидия : стоящая статуя Афины Парфенос высотой 13 метров (43 фута) в Парфеноне в Афинах, и 12-метровая (39 футов) сидящая статуя Зевса в храме в Олимпии, считающаяся одним из семи чудес древнего мира.

Статуи из хризелефантина не только поражали воображение, они также отображали богатство и культурные достижения тех, кто их построил или финансировал их строительство. Для создания такой статуи потребовались навыки скульптуры, столярных работ, ювелирных изделий и резьбы по слоновой кости. статуи нуждались в постоянном уходе. Известно, что в Олимпии был задействован квалифицированный персонал, чтобы поддерживать статую. Во втором веке до нашей эры выдающийся скульптор, Damophon из Messene было поручено отремонтировать его.

Из-за высокой стоимости некоторых использованных материалов и недолговечности других большинство статуй из хризелефантинов было разрушено в древности и средневековье. Например, от статуи Афины Парфенос сегодня в полу ее храма сохранилась только дыра, которая удерживала ее центральную деревянную опору.

Тем не менее, внешний вид статуи известен по ряду миниатюрных мраморных копий, обнаруженных в Афинах, а также по подробному описанию Павсания. Павсаний также описал статую Зевса Фидия в Олимпии. Здесь, в здании, известном как «Мастерская Фидия», были обнаружены глиняные формы для частей одежды Зевса из стекла или стеклотары. Это единственные находки, которые напрямую связаны с самыми известными произведениями великого скульптора и, таким образом, предоставляют полезную информацию об их творчестве.

Было найдено несколько примеров хризелефантовой скульптуры. Наиболее яркими из сохранившихся примеров являются фрагменты нескольких сожженных статуй (меньше, чем в натуральную величину) периода архаики, обнаруженные в Дельфах. К сожалению, неизвестно, кого они изображают, хотя предполагается, что они представляют божеств.

Современные примеры

Репродукция статуи Афины Парфенос в репродукции Парфенона в Нэшвилле, Теннесси, США.

Термин «хризелефантин» также Используется для стиля скульптуры, довольно распространенного в европейском искусстве XIX века, особенно ар-нуво. В этом контексте он описывает статуэтки, кожу, представленную в слоновой кости, с одеждой и другими деталями, сделанными из других материалов, таких как золото, бронза, мрамор, серебро или оникс. Например, скульптор Пьер-Шарль Симар создал копию Афины Парфенос из Фидия для покровителя Оноре Теодорика д’Альбер де Люин, около 1840 года, из слоновой кости и золота, по древним описаниям. Результат был несколько разочаровывающим: «Люинсу стоило сто тысяч франков доказать, что Симарт не Фидий». Другая версия этой фигуры, созданная американским скульптором Аланом ЛеКуайром, стоит в центре Парфенона в Нэшвилле, Теннесси.

В начале 20 века немецкие скульпторы Фердинанд Прейс и Франц Иффланд стали известны своими скульптурами из хризелефантинов. Ряд других европейских скульпторов также производил изделия из хризелефантина, в том числе, но не ограничиваясь, Джо Дескомпс, Йозеф Лоренцль, Жорж Омерт, Клэр Дж. Р. Колине, Пьер Ле Фагуэ, Д. Х. Чипарус, Бруно Зак и Доминик Алонсо.

Читайте также:
В какой части африки добывают алмазы и золото

После 1890-х годов его значение было расширено и теперь включает любую статую, созданную из слоновой кости с другими материалами.

Литература

  • Кеннет Д.С. Лапатин. Хризелефантины в древнем средиземноморском мире. Oxford University Press, 2001. ISBN 0-19-815311-2

См. Также

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с хризелефантиновыми скульптурами.
  • Искусство в Древняя Греция
  • Классическая скульптура

Источник: alphapedia.ru

Древнегреческие статуи из золота и слоновой кости:

Из Древней Греции до нас дошли мраморные и бронзовые статуи, да еще и в подавляющем большинстве — через копии римского времени. Однако древнегреческие скульпторы имели большой арсенал техник и материалов для создания статуй, и мрамор с бронзой совершенно не исчерпывали его.

Дорогой и, как говорится, богатой была хрисоэлефантинная техника. По названию — χρυσός/золото и ελεφάντινος/слоновая кость (род.п.) — становится ясно, какие материалы использовались в этой технике. Основой статуи обычно становился деревянный болван, который оклеивали пластинками из слоновой кости там, где должны были быть открытые части человеческого тела.

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Волосы, украшения, головные уборы, одежда, оружие и прочие атрибуты — все это изготавливалось из золота.

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Самые известные в античном мире хрисоэлефантинные статуи — это работы Фидия Зевс из Олимпии и Афина Парфенос из Парфенона Афин.

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Увы, ни Зевс, ни Афина до нас не дошли, но о них много упоминаний в античной литературе. Об Афине интересную вещь сообщает Плутарх (Перикл. 31):

«Скульптор Фидий, взялся, как говорят, соорудить знаменитую статую; он был другом Перикла и пользовался у него наибольшим влиянием, поэтому у него были враги, причем одни завидовали ему из личных соображений, а другие хотели на нем произвести опыт, — каким окажется народ, когда ему придется судить Перикла.

Они склонили на свою сторону Менона, одного из сотрудников Фидия, и убедили его сесть на агоре как молящего у алтаря (двенадцати) богов; он просил предоставить ему право выступить безнаказанно с заявлением о преступлении, совершенном Фидием. Народ удовлетворил просьбу Менона.

Однако хищения не обнаружили: Фидий, по совету Перикла, уже заранее так приладил золотую одежду к статуе, что вполне можно было снять ее и проверить ее вес, что Перикл и предложил сделать судьям».

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Судя по описаниям, например, у Павсания (V. 11, 1-2), Зевс представлял собой что-то типа римского Юпитера из Эрмитажа.

«Бог сидит на троне; его фигура сделана из золота и слоновой кости; на его голове венок как будто бы из ветки маслины. В правой руке он держит Нику (Победу), тоже сделанную из золота и слоновой кости; у нее повязка и венок на голове. В левой руке бога скипетр, изящно расцвеченный различными металлами, а птица, сидящая на скипетре, — это орел. Из золота же у бога его обувь и плащ; на этом плаще изображены животные, а из цветов — полевые лилии. Трон украшен золотом, драгоценными камнями, эбеновым (черным) деревом и слоновой костью».

Читайте также:
Что такое Хром золото

Статуя Юпитера. Государственный Эрмитаж

Статуя Юпитера. Государственный Эрмитаж

Кстати, на территории Олимпии статуй Зевса было несколько. Хрисоэлефантинным был только тот Зевс, что был установлен в храме Зевса Олимпийского.

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Павсаний же сообщает интересные сведения о том, как храмовые служки ухаживали за статуями из слоновой кости и золота (V. 11, 10-11):

«Пол перед статуей [Зевса] выстлан не белым, а черным мрамором. Это черное пространство окаймляет несколько приподнятая полоса из паросского мрамора, чтобы задерживать сливающееся сюда масло. Масло очень полезно для статуи в Олимпии: это масло служит средством предохранить слоновую кость от той порчи, которую может принести болотистый воздух Альтиса.

На афинском же Акрополе для статуи Афины, так называемой Парфенос (Девы), полезно не масло, а вода: вследствие высокого расположения Акрополя воздух там сухой, и статуя, сделанная из слоновой кости, требует воды и испарений от воды.

В Эпидавре же на мой вопрос, почему на статую Асклепия не льют ни воды, ни масла, служители храма сказали мне, что статуя бога и его трон сооружены над колодцем».

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Сохранились фрагменты хрисоэлефантинных статуй богов архаического и раннеклассического времени. Их всего несколько десятков, и самые известные из них — это боги Дельф. В том числе весьма женственный — по традиции изображения — Аполлон.

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

Фрагменты хрисоэлефантинных статуй из экспозиции археологического музея Дельф

В эллинистическое время македонский царь Филипп II, отец Александра, заказал афинскому скульптору Леохару статуи — внимание! — людей, а не богов, как это было принято в классической Греции. А именно — членов Македонской династии, изображения которых были установлены в Филиппейоне в Олимпии. Об этом тоже рассказывает Павсаний (V. 20, 9):

. круглое здание, называемое Филиппейон; на верхушке Филиппейона медная маковка связывает балки. Это здание стоит налево от выхода из Пританея и сделано из обожженного кирпича; вокруг него стоят колонны. Оно было выстроено в честь Филиппа, когда после битвы при Херонее погибла Эллада. В нем стоят статуи Филиппа и Александра, а с ними и статуя Аминты, отца Филиппа. Это тоже творения Леохара, из слоновой кости и золота, так же как и статуи Олимпиады и Эвридики.

Древнегреческие статуи из золота и слоновой кости: хрисоэлефантинная техника создания скульптур

Но, к сожалению, они тоже не сохранились. Однако можно представить, какое впечатление оставляли в памяти зрителя хрисоэлефантинные статуи — с мягким, молочным цветом «кожи» открытых частей «тела» и мерцавшими в свете огня светильников храма или сверкавшими в луче солнца золотыми украшениями.

Источник: russianjeweller.ru

Рейтинг
Загрузка ...