Значение узоров и орнаментов
Символы появились очень давно. Ведь, если посмотреть внимательно на древние знаки — у всех народов они почти одни и те же. Символы — это информация. В основе лежат сведения о строении Мира и процессах, происходящих в нём. Правильно применив символ — мы можем достичь конкретного результата: улучшить здоровье, уберечься от сглаза, порчи, укрепить отношения в семье.
На данной странице будет размещаться сводная информация по значению символики русских узоров и орнаментов в виде таблицы с функцией поиска. Таблица будет обновляться символами и дополняться постоянно.
Если с Вашей стороны будут какие-то дополнения — я их обязательно внесу.
42 комментария: Значение узоров и орнаментов
и сюда проникла свастичная зараза
Веня, свастика, как древний символ многих народов, была, есть и будет. То, что Гитлер сделал её «заразой» — так это вина Гитлера. Вы углубитесь немного в тему — всё станет Вам ясно.
А при чём здесь Гитлер? Мне кажется человек говорил вполне о вас. Зараза она и без Гитлера зараза.
Главная тайна Славянских узоров .Об этом вы точно не знали
Я говорю лишь о том, что свастичный символ стал нести негативный смысл благодаря Гитлеру, который придумал использовать его в качестве нацистского символа. В противном случае я не понимаю, почему Веня называет его заразой. Свастичные символы были распространены не только в вышивке Русского Севера, но и по всему миру.
Прежде чем толковать эмоциональную несостоятельность Вениамина, рекомендую прочитать книгу Александра Владимировича Тарунина Сакральный символ. История свастики. Представленные в ней материалы носят чисто научный, исследовательский характер.
Тарунин А.В. Сакральный символ. История свастики.
… А какого комментария можно ожидать от человека по имени Веня (так называют обычно последнего мальчика в еврейской семье)… Удивительно, что он вообще ищет на этом сайте?
Отличный сайт много чего узнал спасибо создателю (админу) за этот сайт!
А что значит “ и сюда проникла”? это древний и добрый знак. Просто Гитлер любил обвесить себя всевозможными амулетами. Амулеты, как известно, используют люди двух типов. Первые – это очень верующие люди. Вторые – это неуверенные в себе, но амбициозные люди.
Поскольку искрене верующий человек не будет вешать амулет для всеобщего обозрения, да еще и брать в руки оружие. Гитлеру и его приспешникам в 21 веке остается вторая характеристика – неуверенные в себе, амбициозные, агрессивные люди. А нам всем нужно лучше знать историю. А то приписываем авторство простым потребителям, да еще совсем недобрым.
дауны и сюда проникли
Действительно. Как проник, так и выходи. Надеюсь, не заблудишься, Веня.
Веня, она проникла в древнюю историю человечества и славян, русских в частности, коварно прокралась аж на вышивки русских Нац — х , костюмов ( крестьян) , на рубахи, поневы, пояса, полотенца, рушники и тд аж за 18/ 19 век
Ребята Причем здесь гитлер посмитрите шевроны советской армии 1917-35 годов там тоже присутствовала свастика это древний символ славян
Славянские обереги — символы и их значение
Вы ошибаетесь. Свастичной заразой её сделали фашисты. В особенности Гитлер, который был человеком верящий в сверх. силы, он то и испоганил значение данного знака.
Очень полезно, интересно и наглядно. Благодарю! С нетерпением жду обновлений и дополнений.
Спасибо)))) Очень интересно.
Здравствуйте, admin! Если я вашу информауию в своей группе размещу, Вы не будете против? (Источник я укажу) Заранее спасибо!
Спасибо большое за символы!
А что касается свастики… Это древний символ, не носящий в себе совершенно ничего дурного, как привыкли думать многие. Как говорят в одной из версий, в 39 году при соглашении мира Сталин подарил символ свастики (один из самых распространённых символов у славян) Гитлеру в знак примирения. В дальнейшем же Гитлер использовал данный знак, дабы унизить русский народ.
Кстати говоря, поднятая вверх рука использовалась им с теми же намерениями (как известно, данный жест всегда использовался на Руси. До сих пор, когда мы здороваемся, мы иногда поднимаем руку. Открытая ладонь говорит о том, что мы к человеку открыты душой). Так вот и приняли два важных славянских символа дурное значение среди многих.
А свастика, между прочим, даже вышивалась на солдатской форме.
Поднятая рука- это др. римское приветствие.
Свастика, ярга и подобные символы действительно встречаются в русских нац. Костюмах, рубахах, поясах, поневах и пр в разных областей России за 18 / 19 век
Это древний символ.
А гитлер просто заимствовал его и приветствие
Учусь мезенской росписи, искала информацию расшифровывающую символы. Прочитанная здесь информация мне понравилась. Буду признательна, если также подробно расскажете о символах, которые применялись в мезенской росписи. Интересно узнать о старом толковании знаков, применяемых в этой росписи. Спасибо.
Наталья, В том то и дело, появилось очень много информации «новой», возможно, на фантазиях основанной. А вот «старых» знаний мало, так как завязаны они на особое мировоззрение наших предков. Есть на сайте нашем статья по мезенским узорам http://rusorn.ru/%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D0%B8-%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%BC%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8/.
Обратите внимание, что толкование символов, особенно «старое», связано с трёхчастным миром: небеса, земля, подземелье. Соответственно, каждый знак находился на своём уровне и толковался исходя из местоположения. Все вместе они образовывали не просто орнаментальный рисунок или узорную композицию, а некую систему образов, которые описывали мир вокруг, причем, целостно, захватывая и явные, и скрытые от обычного взора, детали.
какой узор на рушник под ноги берегиня или древо жизни для молодожонов
спасибо.
бесит, что наши Алатыри везде называют «норвежскими снежинками» и «норвежскими звёздами». такое чувство, что за манией поклоняться западу ни разу не видели русскую вышивку.
Свастичная зараза? Эти люди хоть что-то читают?! Ладно рушники старинные, узоры, но ведь это еще и древний буддистский символ, распространен и в индуизме (свасти — приветствие, пожелание удачи(санскр.)).
Действительно, Гитлер поспособствовал тому, чтобы соляр, свастика прочна связалась в сознании людей с насилием и зверством. Но я почему-то не слышала, чтобы где-то запретили руну «соул», которая дважды повторялась в эмблеме СС. Так почему запрещают свастику?
Здравствуйте !я бы не стала считать слово СВАСТИКА правильным для обозначения этого сильного русского символа . его называли КОЛОВРАТ. пусть этим и только этим словом его и обозначают в тексте. здесь считаю ошибкой издателей.
«его называли КОЛОВРАТ. пусть этим и только этим словом его и обозначают в тексте»
Эээээ… Вообще-то само слово Свастика восходит к предку всех индоевропейских языков — в том числе, и русского, и санскрита. Вас же не смущают слова «сваха»? А имя Сварог. Так чем же это слово хуже «Кололврата»? Которое, кстати, сейчас уже вовсю используют разные сомнительные организации… Цель которых — отнюдь не изучение древней русской культуры.
Так что, слова ни при чем…
У фюрера была не свастика,а хайген кройц(паучий крест).Свастика-Сва-небо,тик-бег(гл.тикать-бежать),отсюда ,Небесный бег. Свастика-древнейший солярный символ распространён повсеместно,в Юго-Восточной азии,средней и передней азии,Монголии,Тибете,Индокитае и полуострове Индостан,Афганистане,но наиболее он был распространён в России печатался на первых советских деньгах,а также на отличительных знаках солдат РККА.
символ «хакенкройц» (нем. Hakenkreuz, буквально — «крюковый крест», иногда «мотыгообразный крест», и тому подобное)[6].
Было бы прекрасно, если бы автор статьи сослался на авторитетных ученых, изучающих историю древних славян. Люди, читайте научную литературу, подтверждённую фактами, исследованиями. Свастика это не славянский символ.
Ну хоть кто-то написал. А то все заладили «это все гитлер виноват», а сами ни одну книгу о реальной русской вышивке не читали.
Ну, судя по комментарию, вы как раз ни одной и не читали!))) И вдобавок умудрились НИ РАЗУ (. ) не побывать ни в одном этнографическом музее. Если вы НАСТОЛЬКО безграмотны, посмотрите фото старинных русских костюмов из Русского музея, они есть в сети. Там картинки, много ума не надо -там свастика во всех видах представлена
На авторитетных ученых? да ради Бога!
Ну вот, сходу — Владислав Петрович Даркевич – историк, доктор исторических наук, академик РАЕН. С 1958 года работает в Институте археологии РАН, автор около 200 трудов научных трудов, руководитель ряда археологических экспедиций. Кстати, его статьи есть здесь, в разделе Книги (Символы небесных светил в орнаменте древней Руси).
Научных трудов очень много, поскольку это известный исторический факт. Альбомы с археологическими находками полистайте.
Читайте, просвещайтесь, а потом уже пытайтесь казаться «умной». А то неубедительно как-то!)))
а можно ссылку на научную литературу или авторитетных ученых, где утверждается что свастика — это не славянский символ?
В таблице 4 верхний символ это Инглия. Символизирует Первичный Жизньродящий Божественный Огонь Творения, из которого появились все Вселенные и наша система Ярилы-Солнца. В обереговом обиходе, Инглия – символ Изначальной Божественной Чистоты, защищающей Мир от сил Мрака.
А второй Коловрат.
Свастика изображается прямым крестом с лучами вправо.
Прямой крест с лучами влево (движение посолонь) Символ Агни (Огонь)
Хорошо что много таких тролей как Веня, без них было бы скучно )
Такой знак, как свастика есть, но такого названия как «коловрат» — НЕТ!
И сюда проникла нео-придурославянская зараза.
Такой знак, как свастика есть, но такого названия как «коловрат» — НЕТ!
Замечательно! Значит нашего Рязанского героя звали Евпатий Нет Такого Названия!
О как, а он то и не знал!
Понимаю,что не совсем авторитетно, НО… Посмотрите люстру в храме Христа…… Посмотрите многие кресты на маковках с МАГЕНДАВИДОМ Все эти символы — солярные знаки,употребляемые народами. Просмотрите картинки по поисковикам : свастики в буддизме,свастики в христианстве,свастики в иудаизме,в исламе и т.д В древних храмах (от 5000лет! ) на полах и стенах — свастики О каком НЕО можно говорить,увидев эту дату? Или на груди 2000-летней статуи Будды ? Как ни крути,а гитлер изгадил….. И свастика (сва — движение) и магендавид — солярные знаки Каждому народу ближе какой — то один знак. Так что — узбогойси….Веня……
Эти знаки встречаются и у других народов, быть может выглядят немного по другому, но смысл этих знаков не тот что в комментариях к ним. Номер 2 это знак человека стоящего на духовном пути и покорившего две свои боковые сущности (т.е. Взял свои животные инстинкты под контроль, по христиански -святой) Номер 3 — это тоже самое что и номер 2 — просто другая стилизация.
Номер 4 это разные знаки. По часовой стрелке -изначальное небесное движение (созидание, жизнь), против — разрушение (смерть). Номер 5 ромб — это знак существа из высшего мира (пророк, сын божий).
сейчас и радуга означает не только явление природы…
Совершенно верно, Гитлер дескридитировал славянские символы.
Никто же не запрещает библию за то, что сященики-педофилы проводили мессы держа её в руках. Убивали людей держа в руках ту же библию.
посмотрите на космические фото галактик и сравните с коловратом(свастикой)
Я думаю Гитлер в этом всём назначенное лицо. Вообще эту чёрную, механизированную заразу вскармливала против нас верхушка запада целенаправленно раньше чем с тридцать третьего года. И европейские страны только для истории сопротивлялись, на самом деле были подчинены что бы поднять индустриальную мощь Нежити до невиданных размеров.
Свастика ими использована специально, чтобы пробить очередную брешь в Нашей духовной силе. Что бы Русские народы даже спустя десятилетия не могли использовать один из самых мощных своих оберегов. Точнее хотели уничтожить очередную часть нашей с Вами жизни, обычаев и верования дабы мы выродились изнутри.
История показывает, что личины наших противников разные, но способы одинаковые. Ещё при Михаиле Васильевиче Ломоносове иноземные » учёные» возами вывозили летописные книги из наших церковных библиотек. На что православная вера искореняла Наших Богов а книги, рукописи берегла. До известных событий.
В общем противник наш единый в многих лицах, и сквозь века целенаправленно, подлостями от мала до велика уничтожает Русский мир. Значит это чуждого рода тайная секта, адепты которой несут зависть и ненависть от поколения к поколению.
Это очевидно.
Всем Здоровья, Разума и Просветления.
Разнообразие и значение традиционного русского орнамента
Издревле русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.
Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.
Традиционный русский орнамент
Экскурс в историю
Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.
Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.
Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.
Даже в экстерьере домов прослеживалась символика
Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.
В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.
Смысл и значение
Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.
Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.
Каждый символ имеет определенное значение:
- Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.
Священный Алатырь
- Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.
Один из вариантов изображения Дерева Царствования
- Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.
Варианты изображения символа солнца у славян
- Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.
Символ Орепей
- Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.
Славянская символика очень разнообразна
Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.
Красота и защита
Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).
Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.
Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги
Промыслы и ремесла
Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.
Наиболее популярными можно назвать:
- Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.
Роспись гжелью — старинный промысел
- «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.
Роскошная жостовская роспись
- «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.
Хохлома популярна и в наши дни
- Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.
Старооскольские глиняные игрушки
- Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.
Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар
Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.
Рисуем в народном стиле
Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.
Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:
- Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
- Разложить рисунок на простые детали.
- Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
- Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
- Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.
И вот уже готов уникальный узор.
Подобный узор под силу нарисовать каждому
О русской вышивке
Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.
Цвет важная составляющая рукоделия.
Люди наделяли его сакральными свойствами:
- Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
- Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
- Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
- Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
- Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.
Традиционная русская вышивка
Нить тоже наделялась определенными качествами:
- Лен символ мужественности.
- Шерсть это защита, покровительство.
В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.
- Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
- Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
- От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
- Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
- Мужчин защищали зеленым и синим узором.
Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.
Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани
Народный костюм
Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.
Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.
Русский народный костюм отличается разнообразием
Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:
- Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
- Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.
Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.
Сохраняя традиции
Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.
Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.
Русская коллекция Ив Сен Лорана
Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.
Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
ИсточникСлавянские символы,узоры и их значение.
Символ жизни, воды и моря. Знак символизирует саму Мару, которую иногда называют чёрной змеей.
Огненный крест
Так же символ грома, счастья. Крест привлекает счастье, энергию, огонь, гром, ветер, солнце. Сильный и популярный символ во всем мире. Используют, когда надо идти бороться за что-то.
Знак Мартыня
Знак осеннего урожая и плодородия.
Крест Мары
Так же крест крестов – символ огня и его границы. Это символ счастья и любви. Защищает от злых духов.
Лунный крест
Л уна – оберегатель людей и помощник в ночных походах и работах, которые связаны с лунным календарем. Знак привлекает силу небесного плодородия. Растущая и убывающая луна – это знак жизни и уничтожения.
Уж
Знак мудрости, знаний, изворотливости, острого ума и находчивости. Ассоциируется с потусторонними ритуалами. Этот знак используют чародеи в серёзных действиях как символ подземелья.
Знак Солнца
Символ вечного движения, силы жизни.
Охраняет род, несет благословение Бога.
Знак Яна
Солнце находится в самой высокой точке над землей.
Усиньш
Благоприятен для домашних животных, особенно для лошадей. Знак обозначает лошадей Бога Света Усиньша, извозчика Солнца. Его носителю приносит удачу в пути.
Метелочка счастья. Иголочка
Символ всемирного дерева. Обозначает божественную Лайму. Выметает прочь плохую информацию, так же совершенное «дурным глазом». Иголочка – так же символ всемирного дерева. Это не символ, а орнамент, в основе которого символ Мары.
Юмис
Образован от божественного креста. Несёт плодородие, даёт благословение и энергию. Юмис – верхушка крыши дома – несёт плодородие и достаток.
Дубок, дерево солнца, так же дерево Аустры.
Так же садик, колодец, счастье. Оберегает род, обладателя соединяет с Богом. Даёт силу и совет. Хранитель домашнего очага и огня.
Божественный – небесный знак
Древнейший культовый знак божественного света – небеса. Соответствует Вселенной и знаку мужской силы – треугольник
Звезда. Аусеклис, в наипростейшей форме – крест.
Оберегает от зла. Аусеклис – это символ утренней звезды, который символизирует победу света над тьмой.
Источник