«Слоны» — картина Сальвадора Дали, создающая минималистичный и почти однотонный сюрреалистический сюжет. Отсутствие множества элементов и голубого неба делает ее непохожей на остальные полотна, однако простота картины усиливает внимание, которое зритель уделяет слонам Бернини — многократно повторяющемуся элементу в творчестве Дали.
Человек, победивший реальность
Дали – один из тех художников, которые редко оставляют равнодушных даже среди людей, чуждых искусству. Неудивительно, что он является самым популярным художником нового времени. Картины сюрреалиста написаны так, будто реальности, такой, какою ее видит окружающий мир, для Дали не существовало.
Многие специалисты склонны думать, что плоды воображения художника, выливавшиеся на холст в форме нереальных сюжетов, – это плод болезненного разума, съедаемого психозом, паранойей и манией величия (мнение, с которым часто соглашаются массы, пытаясь тем самым объяснить то, что невозможно понять). Сальвадор Дали жил, как писал, думал, как писал, поэтому его картины, как и полотна других художников, — отражение реальности, которую видел вокруг себя сюрреалист.
СЛОНЫ САМИ РИСУЮТ КАРТИНЫ! ВЫ БУДЕТЕ ШОКИРОВАНЫ, КОГДА УЗНАЕТЕ КАК ИМ ЭТО УДАЕТСЯ!
В его автобиографиях и письмах сквозь плотную пелену заносчивости и самолюбования проглядывает рациональное отношение к жизни и своим поступкам, сожаление и признание собственной слабохарактерности, которая черпала силу в непоколебимой уверенности в собственной гениальности. Разорвав связи с художественной общественностью родной Испании, Дали заявил, что сюрреализм – это он, и не ошибся. Сегодня первое, что приходит на ум при встрече со словом «сюрреализм», — это имя художника.
Повторяющиеся символы
Дали часто использовал в своих картинах повторяющиеся символы, такие как часы, яйца или рогатки. Критики и искусствоведы не в состоянии объяснить значение всех этих элементов и их цели в картинах. Возможно, вновь и вновь появляющиеся предметы и объекты связывают картины между собой, однако есть теория, что Дали использовал их с коммерческой целью, чтобы повысить внимание и интерес к своим картинам.
Какими бы ни были мотивы использования одних и тех же символов в разных картинах, художник почему-то выбрал именно их, значит, они обладали тайным смыслом, если не целью. Одним из таких элементов, переходящих из полотна в полотно, являются и «длинноногие» слоны с обелиском на спине.
Впервые такой слон появился на картине «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Впоследствии была написана картина Сальвадора Дали «Слоны», на которой он изобразил двух таких животных. Сам художник называл их «Слонами Бернини», поскольку образ был создан под влиянием сна, в котором скульптура Бернини шагала в похоронной процессии Папы Римского.
СЛОНЫ Фигурки что означают их смысл Иван Шабанов
Сальвадор Дали, «Слоны»: описание картины
На картине два слона на невероятно длинных и тонких ногах идут по пустынной равнине навстречу друг другу на фоне красно-желтого закатного неба. В верхней части картины на небе уже светят звезды, а горизонт еще освещен ярким солнечным светом. Оба слона несут на себе атрибуты Папы Римского и покрыты одинаковыми коврами, в тон самим слонам. Один из слонов опустил хобот и голову и направляется с запада на восток, другой идет ему навстречу, подняв хобот.
Картина Сальвадора Дали «Слоны» заставляет все, кроме самих животных, тонуть и растворяться в ярком свете заката. У ног слонов изображены очертания человеческих фигур, идущих навстречу; их тени вытянуты почти так же гротескно, как и ноги слонов. Одна из фигур напоминает силуэт мужчины, другая – женщины или ангела. Между фигурами людей, на втором плане, стоит полупрозрачный дом, освещенный лучами заходящего солнца.
Символизм Сальвадора Дали
Картина Сальвадора Дали «Слоны» кажется проще, чем многие другие, поскольку не изобилует множеством элементов и выполнена в узкой и достаточно темной цветовой палитре.
Символами, помимо самих слонов, являются:
- кровавый закат;
- полупрозрачный дом, больше напоминающий памятник;
- пустынный пейзаж;
- бегущие фигуры;
- «настроение» слонов.
Во многих культурах слоны являются символами силы и влияния, возможно, именно это и привлекло великого эгоиста Дали. Выбор именно слонов Бернини некоторые связывают с символом религии, однако, вероятнее всего, особая привлекательность скульптуры для сюрреалиста Дали состоит в том, что Бернини создавал ее, не видев настоящего слона ни разу в жизни. Длинные, тонкие ноги слонов на картине противопоставлены их массе и силе, создавая искаженный, двоякий символ силы и мощи, которая держится на шаткой конструкции.
Сальвадор Дали был художником с нечеловеческим полетом фантазии и уникальным воображением. Не каждому понятны его картины, и совсем немногие могут дать им конкретное, подтвержденное фактами, объяснение, но все согласны с тем, что каждая картина испанского сюрреалиста является в той или иной мере отражением реальности, какой ее воспринимал художник.
Картина Сальвадора Дали «Слоны» является прекрасным примером сюрреалистического сюжета. Она создает реальность, напоминающую чужую планету или странный сон.
Источник: fb.ru
Слон
Христианская религия относилась к слону благосклонно, его почитали за символ чистоты и стыдливости. Считалось, что слона не волнуют сексуальные желания и самка ради продолжения рода сама ищет и выкапывает плод мандрагоры, чтобы предложить его спутнику и тем самым пробудить нужные инстинкты. На картине Арчимбольдо щека композитного персонажа образована слоном, и читается здесь как символ стыда — скорее всего, из-за способности щек краснеть.
В раннехристианском греческом трактате «Физиологус» утверждалось, что слон спит стоя, прислонившись к дереву. Если это дерево подпилить, то зверь упадет, сам подняться не сможет, превратится в легкую добычу, и его охотники и поймают. «Физиологус» лег в основу многочисленных средневековых бестиариев, которые описывали слона наряду с другими реальными, а также нереальными (единорог, феникс, василиск) животными. Фантастический стиль изображения, далекий от реализма, распространялся и на тех и на других.
Со временем, конечно, слоны в изобразительном и книжном искусстве стали обнаруживать большее сходство с оригиналом. Подавляющему большинству жителей Древней Руси слон не был знаком, хотя его изображение можно увидеть на фасаде белокаменного Геогиевского собора в Юрьеве-Польском — видимо, приглашенные галичские мастера по белому камню могли видеть такую экзотику в популярных книгах.
Источник: arzamas.academy
Что означают символы на картинах Сальвадора Дали
Все искусство Сальвадора Дали пронизано скрытыми смыслами, шифрами и кодами, которые можно разгадывать бесконечно.
Художника нет с нами уже почти 30 лет, а его жизнь и наследие, куда входят картины, скульптуры, книги и даже логотип всем известной карамельки, не дают покоя как знатокам искусства, так и простым обывателям. Первое знакомство с произведениями Сальвадора Дали , как правило, производит ошеломляющее впечатление.
Расплавленные часы — ускользающее время
Этот символ появляется на его полотнах особенно часто. Изобразить полужидкие, расплавленные циферблаты художнику пришло в голову, когда он размышлял о сыре «камамбер». Этот сыр, попав в тепло, мгновенно начинает таять, не в силах сопротивляться высокой температуре. Дали решил воплотить образ упущенных возможностей, которые, исчезнув через мгновение, уже не вернутся. Часы, текущие, свешивающиеся, будто находящиеся, как камамбер, в полужидком состоянии, — это горечь при мысли о том, что время пожирает все, и даже самое себя.
Муравьи — смерть
На первый взгляд, зашифровывать смерть в образе муравьев бессмысленно. На самом деле этот образ — отзвук детских впечатлений Дали. Пятилетний будущий художник однажды увидел на улице мертвое тело летучей мыши, которое пожирали муравьи. Он долго не мог избавиться от этого зрелища — оно вставало перед его глазами снова и снова. Позднее мысли о смерти трансформировались в сознании сюрреалиста в образ маленьких, но таких прожорливых и опасных муравьев.
Костыли — связь между сюрреализмом и реальной жизнью
Вид костылей на картинах Дали наталкивает на мысль о какой-то поддержке. Так оно и есть: костыли служат на его полотнах неким связующим звеном, соединяющим мир подсознания и реальность. Костыли Дали — опора, она дает надежду на то, что за мечтой, фантазией существует нечто настоящее.
Слоны – будущее
Космический слон. Марбелья. Источник: wikimedia.org
Это необычные слоны. Сильные животные на картинах сюрреалиста идут на тонких и длинных, готовых вот-вот подломиться ногах. Слоны у Дали — символ будущего. Именно поэтому они несут на спинах или человека, или какой-нибудь груз.
Но, посмотрев на несчастных надрывающихся слонов, становится понятно: судьба — слишком тяжелый груз, чтобы можно было надеяться дотащить его лишь на своих плечах. А еще тонкие слабые ноги сильных животных символизируют недолговечность и уязвимость любой власти.
Деревянные выдвижные ящики — скрытые желания
Если верить Зигмунду Фрейду , такие ящики символизируют скрытые сексуальные желания. Некоторые биографы писали о Дали как о бисексуале. Если это действительно так, то понятно, почему так часто в его работах присутствуют выдвижные ящики — они говорят о женской половине его натуры. Многие ящики он изображал приоткрытыми, желая показать и потаенность этих желаний, и совершенное равнодушие художника к мнению окружающих по этому поводу.
Яйцо — человеческая жизнь
Яйцо — нечто хрупкое и чистое, но в то же время уязвимое, очень материальное. Именно так представлялась Сальвадору Дали жизнь человеческого существа — а точнее, жизнь его самого. Предполагается, что, изображая на картинах яйцо, он подразумевал самого себя в утробе матери.
Дело в том, что у Дали был старший брат, умерший в пятилетнем возрасте, и, когда родился будущий художник, его решили назвать в честь умершего ребенка — Сальвадором. Известно, что сюрреалиста преследовало чувство вины за то, что брат умер, а он живет. Вероятно, постоянно повторяющийся образ яйца — отсылка к этим переживаниям художника.
Улитка и голова человека — психоанализ
Увиденная однажды улитка потрясла воображение художника: снаружи твердая, а внутри такая хрупкая и уязвимая, в точности как черепная коробка человека с мягким мозгом внутри. Сходство улитки и жесткой оболочки человеческого мозга с мыслью в мягком наполнителе преследовало его всю жизнь, это он и постарался отобразить в своих картинах.
Источник: dzen.ru