Десятинная церковь в Киеве Десятинная церковь в Киеве реконструкция М.Н. Холостенко Софийский собор в Киеве Софийский собор в Киеве Софийский собор в Киеве Мозаика «Оранта». Главный алтарь Софии Киевской Мозаика «Христос-Вседержитель» главный купол Софийского собора в Киеве Собор Святой Софии в Новгороде Собор Святой Софии в Новгороде Мечи, найденные на территории Древней Руси в IX- первой пол. XI вв. Кольчуга Зернь – сложная ювелирная техника, когда на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков- зёрнышек Скань – ювелирная техника, когда орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой Скань и эмаль
Источник: lib-5.ru
Основные виды ювелирных техник
У ювелиров, как и у других профи, масса разных приёмов и техник. Сколько наберется одних только тонировок поверхности – золочение, серебрение, чернение, оксидирование, анодирование… Украсить изделие рисунком можно путём гравировки, резьбы, инкрустации, чеканки, канфарения и тиснения. Техника ювелирной филиграни — это скорее уже работа с линией и контуром, а эмаль на украшениях — чудная возможность работы с цветом.
Профессиональный курс закрепки крупных фантазийных камней
Ювелирные техники и приёмы
Начнём с канфарения – старинного ювелирного приёма. С помощью этой техники на поверхности металла создаётся как бы «шумовой фон» (линии, штрихи, крошечные узоры). Гравировка металлов – близкий родич канфарения. Гравируют изделия как вручную (но не ногтем, конечно, а инструментами), так и механическим или химическим (травление кислотой) способом.
Еще один популярный и сегодня вид ювелирной техники -чернение. Если коротко, это графика по металлу (обычно — серебру), похожая на черную эмаль. На металле гравируется рисунок, на него наносят специальную смесь – чернь. После обжига чернь уходит в бороздки рисунка. Её счищают, открывая рисунок, и завершают отделку. Кто знает – возможно подросток, коптящий стену лифта и царапающий на ней тоску своей души – просто будущий ювелир?…
Кстати, в рукоделии не так уж много принципиально новых приёмов. Тем, кто в детстве плёл колечки и браслеты из цветных проволок, сразу ясно, что такое техника филиграни (она же скань). Как делались филигранные украшения? Золотую или серебряную проволоку, выложив ее узорами, приваривали на основу из металла.
Позднее эту «кружевную паутину» ювелиры стали запаивать в точках пересечения. Как пример – финифть: трио филиграни, зерни и художественной эмали. Кстати, зернь – это, как вы догадались, еще один вид ювелирной техники. Каплевидные зернышки напаиваются на поверхность металла: серебряные — на серебре и золотые — на золоте.
Инкрустирование – ещё одна ювелирная техника, требующая идеальной точности. На изделии гравировался орнамент. В полученные углубления вставлялась и закреплялась тонкая проволока металла, по цвету контрастного с «фоновым».
Техника филигрань filigree technique hand made
Но всё же одной из самых нарядных ювелирных техник считается эмалирование. По происхождению углублений в металле эмаль бывает перегородчатая эмаль, сканная и выемчатая (обронная). По составу эмалевого вещества различают прозрачную и непрозрачную эмали. Ростовская финифть, скажем – вид живописной эмали.
Старейшая из ювелирных техник это золочение ювелирных изделий(покрытие изделий тонким слоем золота). В древности изделия золотили холодным и горячим способом. В 19 веке перешли к гальваническому золочению и серебрению. Существуют и другие химические техники покрытия ювелирных изделий различными веществами.
Например, оксидирование металла– это покрытие серебра темным налетом, иногда переходящим к более светлому тону. Как правило, оксидируют изделия с рельефным рисунком. Тонирование украшений из алюминия под цвет золота называют анодированием. Подходящий, хотя и не ювелирный, пример – партийные значки. Рождённые в СССР помнят октябрятскую звёздочку.
Головка Владимира – штамповка; лучи звезды, круглый белый фон –выемчатая эмаль, жёлтый цвет металла – скорее всего, анодирование алюминия.
Ювелирнаячеканка – это рельефные узоры, выбитые чеканами на металлической основе. В массовом производстве, к сожалению, давно уже не чеканят, а штампуют, при необходимости подправляя изделие вручную.
Насколько применимы сейчас традиционные ювелирные техники?
Мастера успешно сочетают несколько видов техник в одном украшении. Примеры канфарения, зерни, гравировки мы видим в музейных витринах. Братины, кубки, потиры и прочие внушительные изделия являются образцами ювелирного мастерства. Но век измельчал, увы. На что сегодня замахнётся массовый покупатель?
Пожалуй, филигранный подстаканник это максимум… Хорошо, что выручает Софрино. Религиозно-культовое ювелирное производство достойно несёт знамя профессиональных традиций.
Не бойтесь контакта с продавцом, приходя в ювелирный магазин. Изучая украшения визуально и тактильно, можно научиться отличать золото от анодированного алюминия, — хотя бы на вес.
Источник: zegold.ru
Презентация на тему Изготовление ювелирных изделий в технике филигрань
Филигранные изделия изделия, изготовленные из тонкой проволоки — гладкой, крученой, вальцованной и невальцованной, образующей сложные кружевные узоры.
- Главная
- МХК
- Изготовление ювелирных изделий в технике филигрань
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Изготовление ювелирных изделий в технике «филигрань»
Лекция 5
Слайд 2Филигранные изделия
изделия, изготовленные из тонкой проволоки —
гладкой, крученой, вальцованной и невальцованной, образующей сложные
кружевные узоры.
Слайд 3Виды филиграни
Различают ажурную и фоновую филигрань.
называют кружевной узор с хорошо просматривающимся сквозным
рисунком. Ажурная филигрань бывает плоской и объемной.
Фоновая, или напайная, филигрань отличается от ажурной тем, что узор напаивается на специально подготовленный фон из того же металла. Фон может быть сплошным (глухая филигрань) или филигранным(ажурным). При филигранной основе рисунок фона делается более частым и однотипным, чтобы не отвлекать внимания от основного узора. Элементы филиграни, напаивающиеся на фон, могут иметь сложные изгибы и объемную форму.
Слайд 4Плоская и объемная филигрань. Набор объемной по
развертке
Как и ажурная, фоновая филигрань бывает плоской
Объемную ажурную филигрань можно набирать двумя способами:
В плоскости по рисунку развертки объемной фигуры.
Заготовку набирают по плоской развертке объемного изделия, паяют, затем придают ей нужную форму. Изделие изгибают вручную, затем правят в матрицах (кожаных, войлочных, деревянных, свинцовых, стальных с подкладкой) с помощью пуансонов из тех же материалов. После придания изделию нужной формы производят пайку швов.
Слайд 5Набор объемной филиграни на бухтированный шаблон
2) По
листовому шаблону, имеющему форму данной фигуры.
Набор объемной ажурной филиграни производят на изогнутом или вогнутом (бухтированном) шаблоне, подобно плоскому набору, но процесс очень осложняется тем, что элементы приходится не только сгибать по рисунку, но и выгибать по форме шаблона. Подобная работа требует от филигранщика некоторого навыка.
Слайд 6Набор глухой филиграни
— это набор по
готовому изделию, изготовленному из листового проката толщиной
Изделие должно иметь хорошо подготовленную поверхность. Если предусмотрено полирование, то поверхность, служащая фоном глухой филиграни, должна быть отполирована и обезжирена.
Набор производится так, чтобы узор плотно прилегал к фону и припаивался по всей длине его касания.
Слайд 7Виды заготовок для филиграни:
— гладь,
-веревочка,
-шнурок,
-плетенка,
-елочка,
-дорожка.
-зигзаг
Гладь — круглая проволока различных
сечений.
Прокатанную в плоских валках проволоку называют плоской гладью. Плоская гладь больших сечений часто служит контуром филигранного узора.
Слайд 8Виды заготовок филиграни
Веревочка — это жгутик, скрученный
из двух проволок.
Веревочка, прокатанная в плоских
валках, называется плоской веревочкой и является одним из наиболее широко применяемых видов скани. Сплющенная с боков, она имеет на ребрах зернистую поверхность, что создает удивительной красоты зернистый узор в изделии.
Из плоской веревочки изготовляют все основные элементы филиграни.
Шнурок — жгут, скрученный из трех или четырех проволочек или из двух веревочек. Располагая рисунок веревочек по-разному, получают различный рисунок шнурка.
Интересный шнурок получают скручиванием проволоки различных сечений или веревочки и проволоки.
Слайд 9Виды заготовок филиграни
Плетенка — косичка, плотно сплетенная
из трех проволочек. Изготавливают ее вручную из
коротких отрезков хорошо отожженной проволоки, а затем выравнивают.
Елочка — эффект елочки создают две лежащие рядом веревочки со спиралью, направленной в разные стороны. Если по эскизу елочка имеет сложный изгиб, то веревочки спаиваются между собой заранее, если же она лежит прямо или с незначительными изгибами, то их совмещают в процессе набора филиграни.
Слайд 10Дорожка круглая представляет собой слегка растянутую спираль
из круглой глади малого сечения. Для ее
изготовления тонкую проволоку навивают на ригелек нужного сечения (0,5. 1,0 мм). Снятую с ригелька спираль слегка растягивают так, чтобы зазор между витками был не более сечения.
Дорожка смятая имеет вид поваленной спирали, кольца которой, наваливаясь, частично закрывают друг друга. Сминают спираль легким текстолитовым молотком на правочной плите так, чтобы расхождение колен было одинаковым. Смятая дорожка применяется в качестве оправы камня, обрамления изделия, розетки для корнера (шарика) и других элементов филиграни.
Виды заготовок филиграни
Слайд 11Разновидностью смятой дорожки является плющеная дорожка. Отличается
от смятой тем, что плющение ее происходит
плоских валках. Зазор между валками устанавливают равным сечению проволоки, так что сминается спираль только в местах нахлеста проволоки. Расхождение колец таково, что они едва касаются друг друга, а поэтому вытягиваются поперек дорожки и принимают форму капли.
Зигзаг — зигзагообразные дорожки двух видов: зубчатый зигзаг и круглый зигзаг (змейка). Любой из этих видов, набранный в одной плоскости в несколько рядов, образует красивый ажурный равномерный фон.
Виды заготовок филиграни
Слайд 12Зубчатый зигзаг делают из плоской глади, круглой
и плоской веревочки, толщина которых колеблется в
пределах 0,3. 0,5 мм, с помощью миниатюрных зубчатых вальцов с ручным приводом. Рабочими валками служат специальные шестерни, зубцы которых изгибают плоскую заготовку, проходящую между ними, в зигзаг.
Заготовкой для змейки служит плоская или круглая веревочка, которую навивают сразу на два ригелька (одинаковых в сечении) восьмеркой. Затем ригельки вынимают из полученной двойной спирали, и спираль осторожно плющат, как обычную дорожку.
Поваленную двойную спираль растягивают на ширину звена и выравнивают в плоскости, чтобы избежать нахлестов.
Виды заготовок филиграни
Источник: thepresentation.ru