В старину, чтобы заглушить стекло, то есть сделать его непрозрачным, в массу из кусочков колотого стекла добавляли оксиды различных металлов (олова, сурьмы, свинца и др.), а затем расплавляли ее при высокой температуре в течение длительного времени. Нередко в качестве глушителя применяли костяную муку (фосфорнокислый кальций). В наше время для глушения обычно используют фториды (криолит, плавиковый шпат и некоторые другие природные и синтетические соединения фтора).
В результате глушения в стеклянной массе появляется бесчисленное множество мельчайших кристалликов размером меньше одного микрона. В одном кубическом миллиметре их бывает до нескольких сотен тысяч. Эти кристаллики обычно совершенно прозрачны. Но их показатель преломления отличается от показателя преломления окружающего стекла. Поэтому падающие на кристаллики лучи света отклоняются от своего прямолинейного направления и стекло перестает быть прозрачным.
Смальта — изобретение Ломоносова
Смальта отличается глубокими цветами (в известных мозаичных мастерских применяют до 28 тысяч колеров и оттенков) и превосходит по физическим свойствам обычное стекло. Она пропускает через себя свет, но расположенные за ней предметы делает невидимыми и при этом будто светится изнутри. Поверхности, выложенные из смальты, долговечны, прочны, не боятся влаги, низкой температуры и химических веществ.
Примерно так же, как смальту, делают белые и цветные глазури и эмали (французское email произошло от франкского smeltan — плавить). Основные компоненты почти всех эмалей — двуокись кремния, борный ангидрид, окиси алюминия, титана, окислы щелочных и щелочноземельных металлов, свинца, цинка, некоторые фториды и др. Обычно эмали наплавляют одним или несколькими тонкими слоями на металл, а глазурью покрывают керамические и стеклянные изделия.
См. в номере на ту же тему
Источник: www.nkj.ru
История смальты и мозаики
Самые древние материальные свидетельства умения человечества производить стекло относятся к 2600-2750 годам до нашей эры. В это время жители Древнего Египта уже умели не просто выплавлять стекловидную массу, а делать стеклянные бусы. Однако, по всей видимости, долгое время изделия из стекла были лишь предметами искусства и украшениями (надо полагать, достаточно дорогими).
По составу древнеегипетское, а затем и древнеримское стекло почти не отличались от простых сортов современного стекла: кремнезема — 57,9 до 69,4%; щелочей — от 14,9 до 30,5%; извести — от 3,4 до 5,6%; небольшое количество окиси железа, алюминия, магния. Песок, используемый при производстве стекла, имел примеси, и стекло приобретало зеленоватый или мутно-синеватый оттенок. Лишь примерно за 200-150 лет до нашей эры было получено обесцвеченное стекло (добавлением перекиси марганца), и примерно в это же время была освоена техника прессования стекла в открытых формах. Толстые стекла достаточно большого размера стали применятся в качестве оконных (например, такие стекла найдены в Помпеях).
Почему в СССР здания так часто украшали мозаикой из смальты
В I веке нашей эры технология выдувания стекла сделала стеклянные изделия широко востребованными. Производство стекла быстро распространилось по территории Римской империи. Начались эксперименты с формой и цветом стекла. На раннем этапе стеклоделия получали голубое и бирюзовое стекло, окрашенное медью. Позднее стали изготовлять синее стекло, окрашенное кобальтом.
А спустя несколько веков палитра непрозрачного стекла — смальты — насчитывала тысячи цветов и оттенков.
Раннее христианство
Раннехристианские мозаики. III-IV век
Раннее христианство при строительстве первых храмов естественным образом использовало традиции Римской империи в оформлении внутреннего убранства — мозаичные полы столетия оставались неизменной деталью интерьера.
Византия
Византийские мозаики из камня и смальты. V-XII век
Искусство Византийской империи — во многом предмет споров историков, философов и культурологов. Но если многие философские трактаты и живописные произведения оказались утраченными за несколько веков, то прекрасные византийские мозаики из камня и смальты стали символом эпохи и целой цивилизации.
Древняя Русь
Мозаики Древней Руси из смальты. XI век
Мозаики из смальты пришли в культуру Древней Руси вместе с Византийским влиянием и стали одним из заметных направлений художественно-декоративной живописи.
Америка до Колумба
Мозаики доколумбовой Америки
О многом можно гдать, глядя в глаза маски ацтекского бога, сделанной из черепа и украшенной мозаикой из бирюзы. Культуры доколумбовой Америки во многом утрачены, а многие памятники художественного искусства уничтожены. Тем не менее, сохранившееся дает определенные представления о майя и ацтеках, как об искусных мастерах мозаики из различнх природных материалов — камня, ракушек, перьев.
Российская империя
Мозаики Российской Империи от Ломоносова до Фроловых
Эпоха преобразований Петра Первого способствовала знакомству и русских аристократов, и художников, и ремесленников самых различных профилей деятельности с мозаичным искусством Европы, воплощенным в самых разных материалах. Венецианцы держали в секрете технологии получения цветного стекла, унаследованные от времён расцвета Византии, но Михаилу Ломоносову удалось разгадать секрет и экспериментальным путем разработать свою технологию смальтоварения. Созданная Ломоносовым смальтовая мастерская Российской Академии Художеств в Санкт-Петербурге стала своего рода точкой отсчёта большинства русских мозаик периода Российской империи.
Советские мозаики
Советские мозаики
Советское мозаичное искусство естественным образом выросло из традиций Российской империи, из смальтовых мастерских Академии Художеств в Петербурге-Ленинграде и мозаичных мастерских семьи Фроловых, представители которой стали создателями и знаменитых мозаик московского метро. В спокойные 1960-1980-е годы мозаика была востребованным и модным монументальным искусством. Её широко использовали в отделке общественных зданий, кинотеатров, домов пионеров, дворцов культуры, спортивных залов и любых зданий, где находилось достаточно площади для размещения мозаик. Отдельной и любимой темой советских художников стало использование мозаик в создании парковых ландшафтных композиций с фонтанами и красочными панно.
Источник: www.smalta.ru
Что такое Смальта
«Смальта» переводится как «плавить». Это — цветное, непрозрачное (глушёное) стекло, применяемое для изготовления мозаик. Этот материал имеет многовековую историю. Смальту (небогатую по оттенкам) начали применять ещё в античную эпоху в дополнение к мозаике из камней.
В XVII-XIX вв. в Европе смальта широко применялась для имитации масляной живописи [в т. ч. и в России (например, смальтовые мозаики, созданные М. В. Ломоносовым)]. Одной из ведущих отраслей монументально-декоративного искусства являются смальтовые мозаики в ХХ веке.
Смальта в России
Следующий этап в истории смальты в России — вторая половина XIX века. Идея замены икон и элементов оформления Исаакиевского собора мозаиками способствовала быстрому росту интереса к смальте и мозаике со стороны как ответственных за строительство лиц, так и всех, кто так или иначе считал себя причастным к архитектурному и художественному миру двух российских столиц.
Основным местом производства смальт стала мастерская Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
Кроме Исаакиевского собора еще одним монументальным объектом, полностью отделанным мозаиками из смальты, стал Храм Воскресения Христова (Спас на крови).
В послевоенное советское время Смальта использовалась практически повсеместно — как для создания монументальных мозаичных панно, так и для украшения станций метро и остановок общественного транспорта, как для оформления помпезных общественных зданий, так и для небольших интерьерных композиций в детских садах. Отдельным направлением стало использование смальты в оформлении фонтанов в курортных и южных городах.
В конце XX века были разработаны промышленные технологии изготовления смальты, в том числе готовых мозаичных элементов заданных размеров и формы. Тем не менее, большая часть мозаик из смальты по-прежнему набирается вручную из материала, изготовленного также ручным способом.
Свойства Смальты
Смальта обладает уникальным свойством — она светится изнутри. Благодаря этому она широко применялась и продолжает применяться в производстве витражей и художественных интерьерных мозаик, а также в качестве декоративного материала для внешней и внутренней отделки строений. Цветовая гамма смальты поистине не знает границ. Несмотря на то, что смальта относится к одному из видов стекла, этот материал обладает завидной стойкостью к ударам. К тому же смальте не страшны морозы, что немаловажно для нашей страны.
Различают прозрачную смальту (стекло, окрашенное огнеупорными красителями) и глухую (опаловую) смальту, получаемую введением в стеклянную массу веществ, заглушающих прозрачность (двуокись олова, окись сурьмы и др.). Стекломассу перерабатывают в кубики и пластинки штамповкой или раскалыванием. Изготовляют также жилистую и пятнистую смальту (в одном куске которой путём термической обработки соединяется смальта нескольких оттенков), золотую и серебряную (в которой между основным слоем стекла и покровным слоем запрессовывается фольга)».
Область применения
Мозаичные панно… картины — все это настоящие произведения искусства, главным элементом которых является смальта. Любое изделие, выполненное из смальты или с ее «участием», имеет множество «лиц». Дело в том, что данный материал обладает уникальной способностью изменяться под действием света.
Смальта обладает еще одной характеристикой, свойственной стеклу: она не поглощает воду. Это говорит о том, что использовать ее можно там, где преобладает воздействие воды и влаги. А где, как не в бассейне возможно это преобладание. В связи с этим смальта широко используется для облицовки бассейнов, а также помещений, связанных с повышенной влажностью (в сантехнических узлах и ванных комнатах). Но не только способностью отталкивать влагу славится смальта.
Помимо всего прочего смальта — огнеупорный материал, и ее (в отличие от обычного стекла) используют для облицовки каминов.
Все наши мозаичное панно из смальты смотрите здесь под хештегом #мозаика из смальты
Источник: yanproject.ru