Что такое смальта? Попросту говоря, кусочки, брусочки или пластинки разноцветного стекла. А если всерьез, то это тема для статьи. Что такое смальта, мы рассмотрим ниже.
Старинные ювелирные украшения из смальты.
Смальта — это цветное непрозрачное стекло,которое применяется для мозаичных работ в виде маленьких кубиков, пластинок и других форм. В прошлом смальтой называлась также, распространенная главным образом в 17 веке, синяя краска, которая готовилась из стекла, окрашенного окисью кобальта. Смальту изготовливают, сваривая стекло с солями и окислами различных металлов, придающими нужную окраску, с заглушающими материалами (двуокись олова, окись сурьмы и др.) и минеральными красками. Смальта по цвету бывает однородной, жилистой и пятнистой. Два последних вида смальты получают путем неполного сплавления масс стекла различных цветов.
Смальту начали применять еще в античную эпоху, включая ее в мозаику из естественных камней. Палитра смальты заметно обогатилась в средневековых мозаиках Византии, Древней Руси, Италии. Количество колеров смальты в 17 ввека достигло нескольких тысяч. В России изготовление смальты началось в 18 веке. В СССР широко применялась смальтовая мозаика в декоративном убранстве крупных общественных сооружений. Актовый зал МГУ на Ленинских горах в Москве, станции Московского метрополитена, например, украшены мозаикой из смальты.
Что если использовать титан, а не золото в ювелирных украшениях
Применяется смальта и в ювелирном деле. Например,и тальянская фирма "Le Sibille", в своих творческих устремлениях обращающаяся к разным эпохам и стилям в своих коллекциях, мозаике отводит не последнюю роль. За основу формообразующего принципа дизайнеры фирмы взяли развитие древней формы в миниатюре. Разнообразные украшения: кольца, подвески, колье созданы при помощи мозаики из крохотных кусочков смальты. Изготовление подобных мозаик являлось ранее тайной Ватикана. Обращение к римской мозаике 8-го века – это обращение к славному прошлому своего народа. Это желание возродить старинные технологии и вдохнуть новую жизнь в народные традиции. Орнаменты, сюжеты, сочетания красок взяты с помпейских фресок, мозаичных полов римских и флорентийских соборов.
Об этом будет отдельный пост. А здесь, в основном, украшения из смальты начала 20 -го века.
Брошь из смальты. 1929г., Италия
Брошки бабочки.Смальта, золото,бриллианты, рубины. Ар нуво
Брошь из прозрачной смальты
Прозрачная смальта, золото, бриллианты. Ар нуво 1904, Франция
Испанское колониальное золото, смальта, 16 век
Колье, Рене Лалик 1900-е. Золото, смальта, австралийский опал, сибирский аметист
Брошь бабочка, смальта, аметист. Югендстиль.
Стрекозы. Золото, изумруды, бриллианты, цитрины и смальта.Люсьен Гайяр, 1904
Антикварный золотой браслет с синей смальтой, рубинами и бриллиантами.
Админ: Смальта, церковная для изразцов, или ювелирная старая. Катрин, 03.12.2019. Аметистов, 03.12.2019. От удаления Вашего вопроса, спасла только приличная фотография = читайте правила форума. Не то, что не рассказали историю приобретения, но и не написали ничего вообще. Ну да ладно. Фотография всё рассказала. Смальту можно и сейчас обнаружить на прилавках народных промысловиков в туристических местах в городах центральной России, объединенных "Золотым Кольцом", а также в других "туристических" местах. 2 — Вашу смальту со стекольного завода или из церковной мастерской выбросили, потому что она бракованная. Ошиблись в оттенке.
Что такое смальта: разновидности, свойства и применение. Мозаичная смальта
Что такое смальта? Попросту говоря, кусочки, брусочки или пластинки разноцветного стекла. А если всерьез, то это тема для статьи. Что такое смальта, мы рассмотрим ниже.
Виды цветного стекла
- Прозрачное имеет сильный блеск, чистый глубокий цвет, играет и переливается.
- Опаловое обладает ярким цветом, отличается особым блеском и сочностью окрасок.
- Пятнистое получают сплавлением стекол различных цветов.
- Золотое и серебряное. Между двумя слоями стекла вкладывают необходимую пластинку.
Колор современный художник может подобрать из огромного количества оттенков, которые придают стеклу соли и окислы различных металлов. И все это – смальта стеклянная.
Качества смальты
1. Она светится изнутри самого материала.
2. Очень долговечна (римские мозаики из смальты не потеряли за тысячелетия своей привлекательности). Она не боится сырости и морозов, что позволяет использовать ее как универсальный наружный и внутренний отделочный материал.
3. Традиционный размер элементов — 5 х 5 х 5 мм. Но это могут быть любые геометрические фигуры – овалы и разные многогранники. Чтобы получить такие формы, стекольную крошку разогревают и формуют. Теперь уже становится яснее, что такое смальта.
Смальта сама по себе довольно дорога, а ручной труд, который используется при изготовлении изделия, еще более повышает цену.
Изготовление смальты
Готовое стекло измельчают в порошок. Оно может быть как цветным, даже бутылочным, так и бесцветным. Добавляют в различных процентах буру, селитру, кобальт, криолит и направляют в печи для варки. Затем жидкую горячую массу без включений пузырьков воздуха разливают по формам. Потом производят отжиг и шлифовку. Вот что такое смальта.
История смальты
Ее история восходит к началу нашей эры, к древнему Риму. В него она пришла из Греции и именно через него широко распространилась. Римляне полюбили эффектный новый материал. Хотя, когда изготавливали стеклянные камешки, то далеко не всегда представляли, какими по цвету они получатся.
Технология не была отработана. Они любили выкладывать разноцветными камешками полы, стены своих вилл, дворцов и терм, также дорожки в садах. Но кроме смальты, часто использовались в мозаике небольшие камешки и галька. Эту технику можно применять как долговечную и очень эффектную и в наше время. Стена, потолок или пол из смальты преобразят вашу квартиру. А если ее использовать в домашнем тренажерном зале, то полу не будет износа.
Иное дело — Византия. В восточной римской империи мастера достигли значительных высот. Их работы по сравнению с античными более утонченны. Христианские храмы были богато орнаментированы.
На стенах создавались сложные композиции на темы, взятые из Библии. Оконные и дверные проемы также были изукрашены. Выкладка камней стала более изящной, камешки применялись мелкие. Широко использовалась золотая смальта в качестве фона. Разноцветная смальта стала основным приемом украшения. Из нее создавались панно из мозаики. В многочисленных мастерских выплавляли смальту. У мастеров были свои секреты, и число оттенков, которые они могли получить, было больше ста. Византия даже приняла закон, по которому вывоз смальты контролировало государство. К середине пятнадцатого века Византии не стало, и производство смальты продолжилось в Италии. Это было дорогое производство, и оно не получило широкого распространения.
На Руси и в России
Вместе с Крещением князья Киевской Руси обратили внимание на убранство своих церквей. Археологи нашли по крайней мере одну мастерскую по изготовлению смальт для изготовления икон.
В более позднее время изготовлением смальт занимался М.В. Ломоносов. Его работы не нашли в то время применения, хотя он полностью разработал варку стекла и укладку мозаики. Значительно позже, когда Огюст Монферанн построил Исаакиевский собор, то мозаика из смальты использовалась при изготовлении икон и других элементов собора, занимая около шестисот кв. м.
Еще один пример применения смальты связан с тяжелой датой – безвременной гибелью императора Александра III. Тогда был построен храм Спаса-на-Крови. Интерьер был заполнен мозаиками из смальты.
Что еще делают из смальты
Прежде всего, монументальные панно. Они могут быть расположены на стене или потолке. У стены украшается уличная часть, фасад, как правило, или внутренний интерьер. Если панно из мозаики, то его очень часто выкладывают из смальты.
В советские времена
Яркими примерами применения панно из мозаики, собранной из смальты, являются станции московского метро. Для примера возьмем две: «Чеховскую» (1987) и «Киевскую» (1954). Пилоны, которые поддерживают своды на «Чеховской», незаметны. Облицовка сделана из белого мрамора. Зато путевые стены – настоящее произведение искусства. Они выполнены в стиле флорентийской мозаики и представляют нам сцены из произведений А. П. Чехова (см. выше). Совершенно иначе смотрится станция «Киевская».
На ней имеется восемнадцать помпезных пилонов, на которых прославляется украинский народ. А также работающие крестьяне и простые люди, которые встречают 1 Мая и День Победы. Нельзя не отметить панно из мозаики работы Павла Корина на станции «Новослободской». Оно называется «Мир во всем мире».
Величественная женщина (предполагают, что моделью была супруга архитектора этой станции), которая идет навстречу людям и держит на руках ребенка, изображена на фоне пятиконечной звезды, серпа и молота, золотых снопов из колосьев. Над головой вьются голуби. А был портрет Сталина, который сняли после XX съезда. Мир, таким образом, выражен в крупных обобщенных формах. Строители рассказывают легенду, что архитектор и художник, следуя традиции, заложили под первые стекла монетки. Группа Корина также работала на станции «Комсомольской-Кольцевой», исполнив 8 мозаичных панно. Это было в 1951 году, поэтому их общая тематика – победы русского народа в различных войнах. Примеров на станциях метрополитена можно привести еще очень много, потому что многие их них выглядят как дворцовые залы.
Картины из смальты
Их смело можно помещать в ванные комнаты, кухню и, естественно, повесить в комнатах, холлах, прихожих. Это может быть как оригинальная тема, так и копия с картин известных русских и зарубежных мастеров.
В любом помещении картины из смальты смотрятся органично, чрезвычайно необычно и эффектно. К недостаткам можно отнести только их высокую цену. Но она оправдана стоимостью материала и тонкой, кропотливой ручной работы.
Эта древняя техника сейчас получает новое возрождение. Обновляя дизайн помещения, хорошо вспомнить о ней и воспользоваться ее неоспоримыми достоинствами.
Применяется смальта и в ювелирном деле. Например,итальянская фирма "Le Sibille", в своих творческих устремлениях обращающаяся к разным эпохам и стилям в своих коллекциях, мозаике отводит не последнюю роль. За основу формообразующего принципа дизайнеры фирмы взяли развитие древней формы в миниатюре. Разнообразные украшения: кольца, подвески, колье созданы при помощи мозаики из крохотных кусочков смальты. Изготовление подобных мозаик являлось ранее тайной Ватикана. Обращение к римской мозаике 8-го века – это обращение к славному прошлому своего народа. Это желание возродить старинные технологии и вдохнуть новую жизнь в народные традиции.
Статьи
Это прозрачное или цветное стекло небольших размеров с запресованным в него золотом, применяемое для мозаичных работ. Мы изготавливаем смальту из прозрачного и цветного стекла, с использованием сусального золота и серебра. Главным отличием цветной от золотой смальты, является разнообразиее окрасок, особая фактура поверхности их излома, напоминающая живописные краски. Золотая и серебряная смальты представляют собой небольшие плитки, состоящие из двух спрессованных в горячем состоянии слоев стекла, между которыми запекается листочек золота или серебра. В отраженном свете тонкие листочки золота создают впечатление массивных кусков этих металлов. Защищенные слоем стекла золото и серебро могут столетиями не терять своего вида. Нашу золотую смальту мозаичисты и художники используют для создания мозаичных фонов и картин вечной живописи.
Что такое смальта вообще?
Смальта (от нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen — плавить, итал. smalto — эмаль; устар. — шмальта) — может означать ярко-синюю краску, полученную из кремневой кислоты и кобальта; или цветное искусственное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.
Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно. В России XVIII–XIX века смальтой (шмальтой) целиком нередко называли и сами мозаики.
Смальта как цветное искусственное стекло существует нескольких видов:
- прозрачная смальта — на основе огнеупорных красителей;
- глухая или опаловая смальта — на основе заглушающих веществ, например двуокиси олова или окиси сурьмы;
- жилистая и пятнистая смальта — соединяющих несколько оттенков, путём термической обработки;
- золотая и серебряная смальта — изготавливается путём запрессовки фольги между двумя слоями стекла.
Смальта обладает широчайшей цветовой палитрой. Внутри одного стекла ручной выплавки также могут быть незначительные переливы цвета, что в готовом изделии создает эффект живого цвета, мерцания. Смальта также может быть золотой и серебряной.
Смальта обладает эффектом внутреннего свечения, глубины материала. Смальта — один из наиболее долговечных материалов. Римские мозаики из смальты пережили два тысячелетия, не потеряв красоты и яркости. Смальта водостойка, морозоустойчива, устойчива ко многим агрессивным средам.
Размер и форма элементов (модулей) из смальты может варьироваться фактически неограниченно, что вместе с широким выбором цвета дает основу для создания различных визуальных эффектов. Крупноформатные неполированные мозаики эффектны за счет игры света на поверхностях элементов. Мозаики из мелких модулей с полированной поверхностью приближаются по своим художественным достоинствам и точности рисунка к лучшим живописным образцам.
Смальта — универсальный материал, может быть использована как для внутренней, так и для внешней отделки. Смальта — практичный материал для создания монументальных произведений. Смальта также отлично подходит для зон с повышенной влажностью и облицовки бассейнов.
При всей современной технике создание мозаики из смальты — ручной труд, требующий аккуратности и тщательности подбора цветов. Смальта обладает сравнительно высокой себестоимостью, а мозаичные работы остаются трудоёмкими и затратными.
Первые производства смальты как материала для декоративных и отделочных работ были созданы в Древнем Риме примерно во II–I веке до нашей эры, когда римская мозаика стала одним из основных художественных приемов в отделке интерьера. Производство было исключительно ручным и во многом — непредсказуемым по конечному результату. Многие римские мозаики комбинировали смальту с природным камнем — мрамором, известняком.
Значительных успехов в выплавке смальт достигли мастера Византии. В монументальной архитектуре христианских храмов до иконоборческого периода мозаика использовалась повсеместно — как в создании сложных художественных композиций на библейские темы, так и в орнаментальном украшении различных поверхностей стен, окон, дверных проемов. Особым приемом стало использование золотой смальты в качестве фона для изображений. Смальта стала основным материалом для изготовления мозаик.
Выплавка смальт осуществлялась в специальных мастерских, число получаемых цветовых оттенков перевалило за сотню. В Киевской Руси существовала, по крайней мере, одна мастерская по выплавке смальт. Возле Софии Киевской археологами найдены остатки производства смальт, использовавшихся для создания мозаик главного русского христианского храма той поры — образо́в Христа Вседержителя и Оранты Заступницы.
Вероятно, киевской мастерской руководили византийские мастера. После падения Византии центр стекольных производств и выплавок смальты переместился в Италию. Но высокая стоимость смальты и самих мозаичных работ привели к доминированию живописных и фресковых техник в отделке храмов, дворцов и общественных помещений. Мастера-стекловары постепенно сделали технологию выплавки смальт секретной, что также способствовало превращению процесса изготовления смальтовых мозаик в редкое и эксклюзивное искусство.
В XVIII веке Михаил Ломоносов фактически заново открыл технологию смальт для России. Поставив в течение 3 лет более 4 тысяч опытов, М. В. Ломоносов нашел способ получать смальты практически любого цвета. Недалеко от Ораниенбаума, в местечке Усть-Рудица М. В. Ломоносов построил фабрику цветного стекла и смальты, начавшую выпуск продукции в 1754 году.
Часть 11. "Стекляшки" в ювелирных украшениях. 23 февраля 2021. 929 прочитали. Но следует помнить, что некоторые стеклянные камни все же проходят отдельную огранку, так что эти признаки не всегда присутствуют в стеклянных имитациях. “Новаджемс” – это ограненные стеклянные ювелирные камни, которые украшали Ювелирную Башню (Тауэр оф Джуэлс), центральную инсталляцию высотой около 130 м, установленную на выставке Панама Пэсифик Интернэшнл Экспозишн в 1915 году в Сан-Франциско. Этот официальный символ выставки сейчас хранится в экспозиции калифорнийского музея « California State Capital Museum ».
- https://www.liveinternet.ru/users/5159934/post262133314/
- https://fb.ru/article/279933/chto-takoe-smalta-raznovidnosti-svoystva-i-primenenie-mozaichnaya-smalta
- https://goldsmalt.ru/statii/