Спас нерукотворный что это

Чудотворная икона XVIII века из Борисоглебского монастыря Изюмской епархии Писанная на дереве икона канонического византийского стиля (45×36 см), атрибутированная XVIII веком, в течение жизни нескольких поколений находилась в семье жительницы села Красная Поляна Змиевского района Харьковской области Александры Леонтьевны Проскуриной. Во время

С этой иконы Иисус смотрит не на человечество вообще, а прямо на тебя

29 августа — праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа

Приблизительное время чтения: 5 мин.

С этой иконы Иисус смотрит не на человечество вообще, а прямо на тебя. И от тебя ожидает столь же личного ответа. Он не благословляет, не предлагает словесных формул спасения. Он предлагает только Себя. Остальные иконы — это о Нем, здесь — Он сам.

«Просвети нас лица Твоего зраком»

Перенесение Нерукотворного Образа Христа из Эдессы (сейчас это город Шанлыурфа в Турции) в Константинополь произошло в 944 году. И с того дня, когда эту реликвию в праздник Успения Пресвятой Богородицы торжественно внесли в церковь Большого дворца, она стала главной византийской святыней. Чтобы выкупить ее у эдесского эмира, император гарантировал безопасность городов Эдессы, Харана, Сароци и Самосаты, отпустил 200 пленников и заплатил 12000 серебряных монет.

Нерукотворный Образ Иисуса Христа [День Ангела]

С этой иконы Иисус смотрит не на человечество вообще, а прямо на тебя

Согласно православному церковному преданию, изображение лица Иисуса на куске полотна появилось благодаря болезни правителя Эдессы Авгаря V. Наслушавшись рассказов о чудесном израильском целителе, он написал Ему письмо с просьбой о помощи. Но посланцам Авгаря никак не удавалось пробиться к Иисусу, все время окруженному толпой, пока Он сам их не подозвал. Спаситель пообещал прислать в Эдессу одного из своих учеников, а напоследок, умывшись, отер лицо куском полотна, на котором остался его отпечаток, и передал эту первую икону (святой Мандилион) в дар Авгарю, к которому потом действительно послал апостола Фаддея.

Описывая это событие в своей «Церковной истории», римский историк IV века Евсевий Кесарийский в качестве доказательства приводит два переведенных им документа из архивов Эдессы — письмо Авгаря и ответ Иисуса. Цитируются они и армянским историком V века Моисеем Хоренским. А в VI веке Прокопий Кесарийский в книге «Война с персами. Война с вандалами. Тайная история» описывает посещение Авгаря апостолом Фаддеем.

Однако в X веке существовала и другая версия происхождения Мандилиона. Согласно ей, отпечаток лица Иисуса появился на полотенце, которым он отер кровавый пот после молитвы в Гефсимании пред своими крестными муками — его-то и передал Фаддей Авгарю, чтобы того исцелить.

Зачем человеку икона?

Но как бы там ни было, благодарный правитель Эдессы велел поместить чудесный плат над главными воротами города, и каждый входящий в них должен был поклониться святыне, пока один из правнуков Авгаря, не разделявший религиозных убеждений своего предка, не повелел заложить ее кирпичами.

Читайте также:
Сердолик камень значение и свойства

Со временем о святыне и вовсе забыли и вспомнили лишь несколько веков спустя, когда Эдессу осадили войска персидского шаха Хосрова I Ануширвана. Антиохийский автор VI века Евагрий Схоластик рассказывает, как по откровению, бывшему во сне епископу Евлалию, Мандилион был обнаружен, жители Эдессы совершили с ним крестный ход, и персы отступили. Весть о чудесном избавлении города облетела весь Восток, и даже арабы, в 630 году захватившие Эдессу, не мешали христианам поклоняться их знаменитой реликвии.

В 787 году на Седьмом Вселенском Соборе само существование Нерукотворного Образа стало важнейшим аргументом против иконоборчества. Ведь о чем, по сути, говорит история об Авгаре? Прежде всего о том, что Иисус хотел иметь Свое изображение. Больше того, Он послал это изображение вместо Себя, подтверждая правомочность его почитания. И наконец, Он послал изображение в ответ на просьбу Авгаря об исцелении, что прямо подтверждает чудотворность иконы и целительную силу других реликвий.

Мандилион или Плат Вероники?

О судьбе Мандилиона после перенесения его в Константинопль существует несколько преданий. По одному, его похитили крестоносцы вовремя разграбления города, но их корабль потонул в Мраморном море. По другому, Нерукотворный Образ около 1362 года привезли в Геную, где он до сих пор хранится в монастыре апостола Варфоломея.

Существует версия, что Мандилион неоднократно давал точные отпечатки: один из них — на черепице, другой — на плаще. Возможно, именно существованием этих отпечатков и объясняются разночтения преданий.

На Западе, например, католическая традиция совсем иначе объясняет происхождение Нерукотворного Образа. Западный вариант предания, возникший позднее восточного — в XIII–XV веках, — повествует о некоей благочестивой еврейке Веронике, сопровождавшей Христа в крестном пути на Голгофу и подавшей ему платок — отереть кровь и пот с лица. «Плат Вероники» с отпечатавшимся на нем ликом Христа хранится в соборе святого Петра в Риме (впрочем, некоторые ученые утверждают, что имя Вероники — просто искажение латинского выражения veraicon,«истинный образ»). Главное его отличие от Мандилиона из Эдессы — терновый венец на голове Спасителя.

«Спас» на Руси

Почитание Нерукотворного Образа пришло на Русь в XI–XII веках и особенно распространилось, начиная со второй половины XIV века. В 1355 году новопоставленный московский митрополит Алексий привез из Константинополя список святого Мандилиона, для которого сразу был заложен храм. Вскоре по всей стране стали появляться церкви, монастыри и приделы храмов, посвященные Нерукотворному образу и получавшие название Спасских.

С этой иконы Иисус смотрит не на человечество вообще, а прямо на тебя

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. Фото: пресс-служба Мосгорнаследия / mos.ru

Перед иконой Спаса Нерукотворного молился воспитанник митрополита Алексия Дмитрий Донской, получив известие о нападении Мамая. Хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного сопровождала русское войско с Куликовской битвы до Первой мировой войны. Со временем эти хоругви стали называть знамениями или знаменами — так слово «знамя» заменило древнерусское «стяг».

Иконы Спаса Нерукотворного размещали на крепостных башнях. Он стал одним из центральных образов русского православия, близким по значению и смыслу к распятию.

А в народе он стал Третьим Спасом — праздником, завершающим Успенский пост (исторически совпавшее с Успением перенесение Нерукотворного Образа в Константинополь было решено вспоминать на следующий день, чтобы не смешивать два эти торжества).

Спас Нерукотворный — единственная икона, на которой Иисус предстает нам просто как Личность. На других иконах Он либо благословляет, либо держит в руках книгу и указывает на написанные там слова. Но спасает-то Он нас не какими-то действиями, а самим фактом своего присутствия в мире. И мы идем за Ним просто потому, что Он нас зовет. И любим Его просто за то, что Он есть.

Спас Нерукотворный — образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер Свой лик. Празднование 16 августа, 7 июля — обновление иконы " Спас Нерукотворный " в женском Борисоглебском монастыре Изюмской епархии (Укр. [1]). История происхождения. Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой. Со временем место это было забыто.

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Уккама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Читайте также:
Какие существуют основные виды огранки ювелирных камней

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.

Со временем место это было забыто.

Обретение Образа

Образ был снова обретён, когда Едесса была осаждена персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году. Положение города казалось безнадёжным. И тогда епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасёт город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрёл Нерукотворный Образ, перед которым горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т. н. Чрепие.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.

Начиная с 843 года, праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.

Перенесение в Константинополь

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник "Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа".

Читайте также:
Как сделать кольцо своими руками в домашних условиях

Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному — его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нём забыли.

Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом "Учение Аддаи".

Евагрий Схоластик упоминает его в "Церковной истории" и называет образ "богозданной иконой".

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

Спас Нерукотворный. Чудотворная икона (XVIII в.) из женского Борисоглебского монастыря в с. Водяное Изюмской епархии, обновившаяся в 1997 г.
Спас Нерукотворный. Чудотворная икона (XVIII в.) из женского Борисоглебского монастыря в с. Водяное Изюмской епархии, обновившаяся в 1997 г.

Чудотворная икона XVIII века из Борисоглебского монастыря Изюмской епархии

Писанная на дереве икона канонического византийского стиля (45×36 см), атрибутированная XVIII веком, в течение жизни нескольких поколений находилась в семье жительницы села Красная Поляна Змиевского района Харьковской области Александры Леонтьевны Проскуриной. Во время Великой Отечественной войны икона хранилась в сыром и холодном погребе, в результате чего сильно потемнела. 9 января 1997 года образ был передана в Борисоглебский храм села Водяное Змиевского района, где её установили в алтаре на горнем месте. В том же году 20 июля во время воскресной литургии произошло чудесное обновление иконы. По словам очевидцев, икона блистала золотистым свечением, после чего проступили ранее неразличимые надписи, а по бокам, в зеркалах, стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. Позолота иконы приобрела светлый вид, от иконы начало распространяться благоухание, державшееся пять дней. Сразу после обновления икона была чрезвычайно светлой, как бы сияющей. Впоследствии она немного потемнела, цвета стали контрастнее.

5 августа 1997 года по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима была создана епархиальная комиссия для изучения обстоятельств произошедшего события. На основании её выводов и последовавшего рапорта председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 28 октября 1997 года икона была признана чудотворной и благословлено её богослужебное почитание в Слободском крае. Церковное празднование иконы установлено на 7 (20) июля — день чудесного обновления иконы [2].

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Те́м благода́рственно вопие́м Ти́:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся́, Спа́се на́ш, прише́дый спасти́ ми́р.

Кондак, глас тот же (Подобен: В молитвах:)

Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почитаем, того лобызающе. http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2115.html

Ин кондак, еллинский, глас тот же [3]

Богоза́рнаго Твоего́ Зра́ка подо́бие,/ живонача́льныя мо́лнии облиста́ющее,/ от Еде́са прия́хом,/ я́ко носи́ло вся́каго дая́ния./ Ты́ бо о́браз Сво́й вообрази́вый,/ к Первоо́бразу то́й возве́л еси́,// Еди́н сый Многоми́лостивый.

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ [4] Твоего́// пресла́вное воображе́ние [5].

Ино величание

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́, / и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ и́мже на́с спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

  • Анчисхатский Спас Нерукотворный
  • Святое Чрепие

Использованные материалы

  • "Перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа", страница на официальном сайте издательства Московской Патриархии:
    • http://calendar.rop.ru/?svt=aug16-perenesenie
    • http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2127.html (тропарь)
    • http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2128.html (величания)
    • http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2134.html (кондак)

    [1] Календарь на официальном сайте Украинской Православной Церкви, https://church.ua/calendar/?cd=2022-07-20.

    [3] Тропари и кондаки еллинстии. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Источник: Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα). Афины, 2003 г., https://ulita-n.livejournal.com/10680.html.

    [4] Вариант: "ли́ка"

    [5] вариант: "изображе́ние".

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

    "СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ" еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Google

    в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —

    в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

    Спас Нерукотворный — единственная икона, на которой Иисус предстает нам просто как Личность. На других иконах Он либо благословляет, либо держит в руках книгу и указывает на написанные там слова. Но спасает -то Он нас не какими-то действиями, а самим фактом своего присутствия в мире. И мы идем за Ним просто потому, что Он нас зовет. И любим Его просто за то, что Он есть.

    Спас Нерукотворный

    Происхождение иконы Спас Нерукотворный Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа. Спас Нерукотворный: значение Существует Предание, согласно […]

    Происхождение иконы Спас Нерукотворный Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа. Спас Нерукотворный: значение Существует Предание, согласно […]

    Происхождение иконы Спас Нерукотворный

    Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа.

    Спас Нерукотворный: значение

    Существует Предание, согласно которому человек, страдающий от проказы, попросил своего архивария Ханнана (Ананию) отнести Христу письмо. В письме он просил спасителя прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь попросил архивария принести хотя бы образ Спасителя, если Сам Он не сможет явиться.

    Ханнан увидел Христа, когда Того окружала плотным кольцом толпа. Он понял, что не сможет пробиться сквозь нее и взобрался на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя. Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик платом. К удивлению Ханнана на плате отобразился образ Христа. Он подошел к Ханнану и отдал ему плат с ответным письмом, где говорил, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него придет его ученик.

    С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды, после Пятидесятницы, в Едессу не вошел апостол Фаддей. Святой апостол исцелил Авгаря окончательно и крестил его.

    Авгарь же взял плат Христа и прикрепил в нише над городскими воротами, вместо стоящего там языческого идола. К сожалению, один из потомков Авгаря стал язычником и попытался уничтожить Спас Нерукотворный, епископам пришлось спрятать икону с зажженой перед ней лампадой в городской стене.

    Спас Нерукотворный стал символом силы веры, благодаря которой даже плат Иисуса был целительным для человеческого недуга, но речь шла не только о физических недугов. Господь исцелил и тело и душу Авгаря за его веру в спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа.

    Икона Спас Нерукотворный

    Молитвы образу Спас Нерукотворный

    Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

    О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.

    В чем помогает икона Спас Нерукотворный

    Спас Нерукотворный считается одним из первых изображений Спасителя. Перед иконой молятся:

    • Об исцелении;
    • Об укреплении в вере;
    • Для помощи в решении жизненных трудностей.

    Спас Нерукотворный: иконография

    Образ Спас Нерукотворный

    • Икона Спас Нерукотворный входит в программу обучения иконописцев и становится их первой самостоятельной работой;
    • Образ Спас Нерукотворный изображает Христа с нимбом замкнутого типа в знак гармонии и наполненности мирового устройства;
    • Лик Спасителя изображается практически полностью симметричным в знак совершенства всего, что создает Господь;
    • Лик Спасителя на иконе Спас Нерукотворный свободен от эмоций и человеческий страстей. Он спокоен и чист, прекрасен Божественной красотой;
    • На иконе изображен только лик Спасителя, это символизирует главенство души над телом.

    Спас Нерукотворный, иконография

    Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

    Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

    Образ Спаса Нерукотворного появился на Руси еще до всеобщего крещения, он имелся уже в деревянной церкви, которая тогда появилась в Киеве. Став христианами, русские люди начали использовать флаги для обозначения принадлежности к той или иной дружине. В этом был определенный символизм – получалось, что воины в битве защищали и святого, которого считали своим покровителем и это придавало особые силы. Поэтому такие флаги назывались стягами и хоругвями. Именно по хоругвям и считалась численность войск, каждая хоругвь – определенное подразделение из какой-либо местности.

    "Источники"
    • https://foma.ru/s-jetoj-ikony-iisus-smotrit-ne-na-chelovechestvo-voobshhe-a-prjamo-na-tebja.html
    • https://drevo-info.ru/articles/588.html
    • https://www.pravmir.ru/spas-nerukotvornyj/

Рейтинг
Загрузка ...