Обработка Камня 7 Букв
Среди ответов лучшим является «Огранка» из 7 букв, нажав на него или другое слово, вы можете найти похожие слова и синонимы, которые помогут вам разгадать кроссворд.
Ты знаешь ответ?
Если вы знаете ответ и хотите помочь остальному сообществу, отправьте свое решение
Enable notifications to receive an email when someone answers this question
Аналогичный
- Вtрезать Из Камня Или На Камне 6 Букв
- Печь Из Камня 7 Букв
- Рабочий, Занимающийся Обтеской Камня 9 Букв
- Печь Из Камня, Без Трубы В Деревенской Бане 7 Букв
- Строить Из Камня, Кирпича 6 Букв
- Точило Для Камня 5 Букв
- Грань Отшлифованного Камня 7 Букв
- Отшлифованная Грань Камня 5 Букв
- Высокая Ограда Из Камня, Кирпича И Т. П 5 Букв
- Большой, Плоский Кусок Камня Или Металла 5 Букв
- Обрамление Драгоценного Камня 6 Букв
- Инструмент Для Рубки Металла, Камня 6 Букв
- Дробление Камня 14 Букв
- Зубчатый Молоток Для Обработки Камня 7 Букв
- Имя Камня 6 Букв
- Инструмент Скульптора Для Обработки Камня 8 Букв
- Искатель «Философского Камня 7 Букв
- Обработчик Камня 9 Букв
- Грань Отшлифованного Камня 5 Букв
- Грань Шлифованного Камня 5 Букв
- Грань Камня 5 Букв
- Резное Украшение Из Камня 5 Букв
- Добытчик «Философского Камня» 7 Букв
- Мастер По Цветам Из Камня 6 Букв
- Ювелирная Шлифовка Алмаза 7 Букв
- Придание Алмазу Шика 7 Букв
- Обработка Самоцветов 7 Букв
- Процесс «Облагораживания» Драгоценного Камня
- Отличие Алмаза От Бриллианта Букв
- Механический Элемент
- Обработка Поверхности Драгоценных Камней
- Способ Превращения Алмаза В Бриллиант
- Ювелирная Работа 7 Букв
Последние ответы
- Вход В Рай Или Алтарь 5 Букв
- Реакция Читателя На Публикацию 6 Букв
- Аренда По Русски 4 Буквы
- Устаревшее Название Взятки 6 Букв
- Искусственный Краситель 6 Букв
- Главарь, Лидер, Гегемон 5 Букв
- Наживка Для Крупной Рыбы 5 Букв
- Придумал Незнайку 5 Букв
- Матушка Ягненка 4 Буквы
- Бог Покровитель Мертвых 6 Букв
- Баш На Баш 4 Буквы
- Количество Сказочных Козлят 4 Буквы
- Месяц Пробуждения Природы 4 Буквы
- Факсимиле На Скотской Шкуре 5 Букв
- Марка Импортного Мыла 4 Буквы
- Гибрид Футбола И Гандбола 5 Букв
Как определить стекло или камень в ювелирном изделии простой способ
Источник: www.krossvordy.com
Способ обработки драгоценного камня 7 букв
Облагораживание драгоценных камней
Что получится, если отшлифовать обычный камень с дороги
ОБРАБОТКА (ОБЛАГОРАЖИВАНИЕ) ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
Под обработкой (облагораживанием) понимается любой процесс кроме огранки и полировки, который улучшает проявления качеств камня (цвет/чистота/насыщенность), увеличивает срок жизни камня и делает его пригодным для использования в качестве ювелирного, то есть – драгоценного камня.
Драгоценные камни редко попадают к конечному покупателю в своем естественном виде. Основные способы «обработки» — огранка и полировка драгоценного камня, необходимые для придания природному кристаллу его «драгоценности», мы только что вынесли за скобки по одной главной причине. При огранке и полировке происходит механическое изменение его внешнего вида, но не происходят иные процессы, влияющие на структуру кристаллической решетки и меняющие химичиский состав камня.
Все другие способы обработки, которые мы классифицируем и рассматриваем, имеют своей целью вмешательство в структуру камня и/или его химический состав.
Основные причины для облагораживания драгоценных камней:
Красота: Облагораживание приводит к значительному улучшению некоторых параметров камня, к большему проявлению того, что мы называем «красотой». В результате облагораживания камни становятся значительно чище, приобретают лучший цвет, а в некоторых случаях – и стабильность (долголетие) цвета.
Цена: Прекрасные, высшего класса, природные драгоценные камни без существенных дефектов всегда в дефиците, очень редки и очень дороги. Значительно более доступно сырье среднего и низкого качества, которое в результате применения различных способов облагораживания превращается в весьма прилично выглядящие камни по вполне доступным ценам.
Востребованность: Если бы ювелирный мир использовал бы только необлагороженные драгоценные камни, то цены даже на самые дешевые камни и изделия с ними были космически высокими.. Не из-за стоимости камней как таковой, а из-за практической недоступности таких изделий.. Использование облагороженных камней дает возможность практически любому человеку найти что-либо нравящееся для себя и для близких.
Основные методы обработки (облагораживания) природных драгоценных камней:
Основные, наиболее распространенные методы – термическая обработка (иногда называется «отжиг»), пропитка маслом или иными органическими бесцветными или цветными веществами, облучение и диффузные методы обработки (диффузия ионов внутрь кристаллов)
Термическая обработка (отжиг, нагревание) — самый широко распространенный процесс обработки, используемый для рубинов, сапфиров, янтаря, аквамарина, аметиста, цитрина, танзанита, циркона, топаза и турмалина. Позволяет улучшить чистоту и/или цвет камней.
Для различных камней применяются различные методы термической обработки: от простого удерживания драгоценных камней в открытом пламени до использования суперсовременных электрических автоматических печей с возможностью регуляции и изменения температуры, давления и напряженности магнитного поля. Практически все корунды подвергаются термической обработке для улучшения в первую очередь цвета. Абсолютное большинство турмалинов нагревают для их «осветления» — от природы турмалины как правило очень темные. 100% крайне редких в природе голубых цирконов в обязательном порядке подвергают нагреву для закрепления цвета, в противном случае через 1-2 недели воздействия солнечного цвета на голубой от природы циркон цвет изменится на коричневый. Также термообработке подвергаются все (99.9999%) тазнзаниты, так как в естественном виде они коричнево-желто-зелено-непонятного цвета.
Термическая обработка совершенно нормально воспринимается геммологическим сообществом, так как в подавляющем большинстве случаев результат ее перманентен.
Новейшие методы термической обработки:
— с заполнения камня естественной пастой (fracture filled).
Применим в основном для корундов.. Так как большая часть сырья природных корундов не самого, мягко так скажем, высокого качества, то крупные кристаллы подвергают следующему воздействию.
Приготавливается паста на основе того же типа корунда, кторый подлежит обработке. Для пасты размалывается в микроскопическую пыль другой кристалл корунда. Обрабатываемый камень запекается в этой пасте в течение длительного времени в печи при температуре 1400-1450 градусов. Находящяяся внутри камня влага растворяет все доступные для растворения естественные включения, а сжиженная фракция из пасты заполняет образующиеся пустоты, вытесняя лишнюю влагу и воздух..
Такие камни, как правило, ненамного дешевле необработанных. Данный метод в последнее время крайне редко применяется, исключение делают только для очень крупных, потенциально уникальных камней. Беда метода в том, что для измельчения приходится использовать сырье очень высокого класса.
— с заполнения камня стекломассой (led-glass filled).
Все тоже самой и точно также, как рассказано выше, только паста приготавливается на основе стекла. Все пустоты и трещины в камне оказываются заполнены стекломассой. Такие камни нельзя долго держать в ультрасонике и под стиммером – могут развалиться на части (если степень заполнения выше чем 25-30%).
Изделия с такими камнями нельзя паять – опять же могут развалиться из-за различного градиента температурного расширения стекла и собственно корунда. Практика такой обработки не прижилась для сапфиров, но вот рубины подвергаются такой обработке в 99% случаев! Если Вам предлагают рубин по стоимости 20-50 долларов за карат, то сомневаться можно только в одном: чего в камне больше? Стекла или рубина.
— глубокая диффузия инонов Be.
Сырые сапфиры из месторождений Танзании, Мадагаскара и Шри-Ланки как правило поднимаются из земли в конгломератах с цирконом, шпинелями, хризобериллами, турмалинами и другими драгоценными и не очень минералами.. При промышленнном производстве времени на переборку и разделение различных минералов зачастую не хватает. И все вместе, вся эта куча идет в печку для прокаливания ( при этом камни остаются целыми, а вмещающие породы чаще всего растрескиваются и отваливаются)..
«Странный» эффект был обнаружен при проведении рутинного отжига на одной из фабрик Таиланда. Загруженные в печь едва заметно-фиолетовые корунды после отжига вышли из печи достаточно яркими розовыми и желтыми.. Длительное эксперементирование показало, что такой эффект достигается, когда в загружаемой в печь массе присутсвует хризоберилл..
И — ничего не происходит, если хризоберилла в печи нет. Хризоберилл, как известно, содержит бериллий. Попытки внести искуственно в прокаливаемую массу малые количества бериллия дали то же результат – появились ярко желтые и ярко-розовые сапфиры.
В последнее десятилетие этот метод принят на вооружение. Почти все (99.9999%) мелких рассыпных розовых и желтых сапфиров – Be-treated. Определить такую обарбтоку для мелких камней стало почти невозможно при использовании только неразрушающих геммологических методов. Достоверно помогает спектроскопия, но не каждая рядовая геммологическая лаборатория имеет такое оборудование.
Несколько проще с крупными, от 0.5 карат, камнями. В таких камнях иноны бериллия проникают только во внешние и средние зоны камня (по глубине). Центральная зона остается «непрокрашенной» и естественный цвет центральной внутренней зоны нетрудно заметить с использованием микроскопа или даже хорошей геммологической лупы.. При этом наблюдатель должен иметь хорошо натренированный глаз: надо знать, где и что можно увидеть, и как, по каким признакам распознать.
Данный метод применяется, помимо производства желтых и розовых сапфиров, для производства рубинов и красных сапфиров, как правило – танззанийских месторождений. Придает рубинам и сапфирам яркий цвет с сильным оранжевым оттенком.
— Облучение
Драгоценные камни могут менять цвет под воздействием радиации. Эти процессы вполне естесвенные, происходят в земной коре под воздействием излучения радиоактивных элементов, в коре же и содержащихся. Занимают такие процессы очень долгое время – миллионы и десятки миллионов лет. Человек все-навсего придумал, как ускорить продесс.
Облучение в подавляющем большинстве случаев дает постоянный результат, цвет уже не меняется (хотя исключения известны). Наиболее массово эта технология применяется для производства цветных бриллиантов, а среди более доступных камней – для производства голубых топазов и всех ювелирных разновидностей кварцев: аметистов, цитринов.
Промасливание.
Заполнение бесцветным маслом – способ обработки камней берилловой группы, известный с древнейших времен. В современности применяется в основном только к изумрудам, зато – повсеместно! Непрошедшие такую обработку изумруды – штучные редкости. Наиболее популярный естественный продукт для данной технологии – кедровое масло.
Сейчас его используют только для изумрудов высшей категории, для всех остальных применяются синтетические масла. Масло просачивается внутрь камня через трещины, которые достигают поверхности камня, и визуально улучшает чистоту и окраску изумруда. К сожалению – результаты такой обработки не очень постоянны, камни требуют специального ухода, и нередко – повторного промасливания.
— Заполнение резиной.
Очень часто попадаются изумруды красивого цвета, неплохой чистоты, но с такой сильной трещиноватостью, что практически невозможно сохранить камень целым. Такие изумруды помимо промасливания заполняют специально подготовленной бесцветной резиной, которая работает и как клей, и как амортизатор при механических нагрузках. Как минимум 50% всех изумрудов на мировом рынке – резинонаполненные.
Все перечисленные выше способы являются так называемыми «принятыми» технологиями. То есть геммологическое сообщество знает о них, согласно с их использованием, и лишь требует от продавца всегда правдиво указывать соответствующую информацию.
Но известны и технологии облагораживания драгоценных камней массового применения, не принятые геммологическим сообщество. Коротко об основных:
— Поверхностная диффузия.
— Окрашивание с использованием магнетронного напыления тонких пленок.
Технологически — очень простой способ. Всего несколько секунд в магнетроне, и гора каменй, размещенных в его вакуумной камере, превращается в. мистик-топазы, мистик-кварцы, в мистик-вообще что угодно. А также в розовые топазы, в невероятные желто-голубые аметрины, в танзаниты (окрашенный кварц), да и вообще во все, что придет в голову нечистоплотному манипулятору, игрющему на всеобщей геммологичской безграмотности. Результаты такой обработки непостоянны, тонкая пленка легко царапается и разрушается.
Оба поименованных выше вида обработки признаны недопустимыми. Также недопустимыми являются виды стандартных обработок, если для того или иного типа камней они не дают постоянного результата (может поменяться цвет или ухудшиться чистота).
Большинство методов обработки не приводят к изменениям химического состава камней. Диффузия и стеклозаплнение влияют на химический состав. Основное требование, которое должно предъявляться к продавцам — правдивость информации! Допустимо продавать камень, прошедший глубокую обработку, недопустимо продавать его под видом камня, свободного от обработки.
НЕБОЛЬШОЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАМНЯМ, ОБЫЧНО ПОДВЕРГАЕМЫМ ОБРАБОТКЕ (ОБЛАГОРАЖИВАНИЮ)
ИЗУМРУД: Промасливание, промасливание + заполнение резиной.
РУБИН: Термическая обработка, стеклозаполнение, диффузия.
САПФИР: Термическая обработка, диффузия.
ТАНЗАНИТ: Термическая обработка для придания камню фиолетового цвета.
АКВАМАРИН: Обычно – термическая обработка для улучшения цвета.
ГОЛУБОЙ ТОПАЗ: Обычно – облучение и термическая обработка для придания камню голубого цвета.
ЦИТРИН: Обычно — термическая обработка аметиста для придания характерного цвета.
АМЕТИСТ: Часто — термическая обработка для усиления и закрепления цвета.
ВСЕ ВИДЫ ПРОЗРАЧНЫХ КВАРЦЕВ: Часто — облучение для усиления цвета.
ТУРМАЛИН: Обычно – облучение для усиления розового и красно-фиолетового цветов, термическая обработка для осветление темных камней.
АНДЕЗИН-ЛАБРАДОРИТ: Почти всегда термическая обработка для придания и усиления красно-оранжевого цвета.
АПАТИТ: Очень часто – термическая обработка.
ГОЛУБОЙ ЦИРКОН: Часто – термическая обработка либо для закрепления естественного природного цвета, всегда — для придания камню голубого цвета.
НЕФРИТ, ЖАДЕИТ, ЛАЗУРИТ, МАЛАХИТ и подобные минералы: Обычно — пропитка бесцветным воском.
КОРАЛЛ: Обычно — отбеливание.
ЖЕМЧУГ: Обычно — отбеливание для улучшения цвета и в качестве подготовки к покраске.
ЧЕРНЫЙ ОНИКС: Всегда окрашивание.
Источник: gems4u.ru
Как облагораживают минералы
Быть может, природа намеренно создает такие непривлекательные образцы горных пород, чтобы человек посредством своего труда сделал их прекрасными. Намек был понят, и теперь облагораживание драгоценных камней осуществляется на высшем уровне.
Зачем нужно обрабатывать минералы?
Как уже было сказано, натуральные экземпляры не столь красивы, как обработанные. Кто-то готов с этим поспорить, считая, что природа знает свое дело, и если она создает самоцветы такими, значит, на то есть основания. Возможно, что это так, но все-таки большинство предпочитает облагороженные минералы естественным, которые больше подходят любителям.
Среди причин, по которым следует облагородить минерал, назовем следующие:
- Эстетичность. Процесс облагораживания в результате дает улучшенный внешний вид породы. Самоцвет становится зрительно чище, ярче, приобретает более насыщенный оттенок, который, к тому же, еще и долговечен.
- Выгода. Бесспорно, существуют и природные самоцветы удивительной красоты, обрабатывать которые никому и в голову не придет. Но стоят такие породы несравненно дороже своих облагороженных собратьев.
- Популярность. Термическая, химическая или механическая обработка позволяет кристаллу «раскрыться» в полной мере и продемонстрировать свою удивительную красоту. Кроме того, каждый минерал обладает уникальными свойствами. Это позволяет любому человеку выбрать именно тот камень, который подходит ему по всем параметрам.
История развития технологии
Это уважаемое дело имеет богатую и увлекательную историю. Человеку свойственно стремиться к идеалу, поэтому наши предки, не смирившись с природной красотой каменьев, попытались сделать их внешний вид более привлекательным.
В этих целях минералы выдерживали в специально приготовленных растворах или в природных веществах, например, в мёде. Были попытки окрасить самоцветы охрой, запекать внутри хлеба, воздействовать медным купоросом и горячим воском. Многое использовали, чтобы сделать кристалл красивее, чем он был. Некоторые манипуляции приводили к желаемому результату, тогда их усовершенствовали и продолжали использовать. Большинство же методов, что логично для процедуры эксперимента, оказалось бездейственными, зато люди получили ценный опыт и отныне знали, что нужно использовать, а что применять абсолютно бессмысленно.
С течением времени каждый из способов становился более совершенным. Алхимики, постепенно начавшие перевоплощаться в химиков, стали изобретать более технологичные растворы, а камни из века в век обрабатывались все более качественно. Впоследствии люди поняли, что облагороженные самоцветы ничуть не хуже нетронутых. Стоимость их почти сравнялась.
Физические опыты и исследования выявили ряд способов, благодаря которым можно было даже изменить кристаллическую решетку камней. Выяснилось, что потоки мельчайших частичек определенной массы способны давать по-настоящему великолепный эффект. Люди начинали понимать, как формируются кристаллы, благодаря чему стало возможно в искусственных условиях изменить окрас того или иного минерала.
В наше время процесс облагораживания драгоценных минералов предполагает использование самых передовых технологий. В то же время не забылись и старые, но все еще действенные способы. Теперь их используют как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Например, температурное воздействие нередко совмещается с воздействием определенных химических веществ.
Теперь даже трудно сказать, какой способ является более результативным: новый или старый. Например, невозможно определить, что придает камню больше блеска и насыщенности цветом: нагревание на солнце или запекание в золе, заполнение трещин полимером или втирание в них масла. В то же время у новейших методов есть одно неоспоримое преимущество: меньшая трудоемкость.
Основные методы обработки драгоценных камней
Существует множество способов облагораживания, но здесь мы рассмотрим самые популярные из них.
- Термическая обработка. Этот способ позволяет сделать минерал более чистым и блестящим. В зависимости от разновидности самоцвета применяют и определенный способ термообработки: самоцвет могут просто удерживать в открытом пламени, либо использовать высокотехнологичные электропечи с регуляцией напряжения магнитного поля. Этот метод обработки используют в отношении почт всех корундов, чтобы их цветовая насыщенность стала лучше. Турмалины, от природы неприглядно темные, этим методом осветляют. Естественно, голубые цирконы, чтобы сохранить цвет, также нагревают.
- Облучение. Выяснилось, что даже под воздействием радиации самоцветные камни изменяют свой окрас. Такие процессы происходят и в естественных условиях, когда содержащиеся в земной коре радиоактивные элементы облучают породу, изменяя ее цвет. Но отличие искусственного облучения от естественного в том, что искусственное осуществляется в миллионы раз быстрее. Таким способом получают ценнейшие бриллианты, все виды кварца и яркие топазы.
- Промасливание трещин. Часто природные камни имеют трещины, которые совсем не украшают самоцвет. Человечество научилось бороться с ними, превращая кристалл в подлинную во всех смыслах ценность. Для этого применяют заполнение трещин специальным масляным раствором. Эта технология не предусматривает использования исключительно натуральных продуктов, потому наряду с кедровым маслом применяют и синтетические (все же намного чаще, чем кедровое). Самые известные камни, с которыми производят данные манипуляции – это изумруды. Порой в масло добавляют красящее вещество, особенно при обработке бериллов. В результате получаются камни более насыщенные по окраске, чем они были изначально.
- Заполнение трещин клеевым веществом. Иногда встречаются камни с высоким уровнем прозрачности и насыщенным цветом от природы, но они бывают настолько усеяны трещинами, что могут легко сломаться. В таких случаях, особенно это касается изумрудов, используют заполнение трещинок определенным раствором, например, бесцветной смолой или резиной.
- Заполнение стекломассой. В данном случае трещины заполняются раскрошенным на мельчайшие частички и смешанным с определенными веществами стеклом. Порой стекла в камне при таком способе оказывается больше, чем вещества, из которого этот драгоценный камень состоит. Это сразу же сказывается на стоимости минерала.
- Заполнение естественным веществом. Под естественным веществом здесь следует понимать именно то вещество, из которого камень состоит изначально. То есть для заполнения трещин минерала используют такой же, только измельченный минерал. Затем камень подвергается термообработке.
- Диффузия. Это процесс окрашивания камней с помощью присутствия при термообработке определенных микроэлементов. Окраска камней становится равномерной и на поверхности и внутри. Выяснилось, что наиболее применим в этом процессе хризоберилл. С его помощью получают прелестные сапфиры.
Вышеперечисленные способы позволяют получить камень отличного качества. Все характеристики драгоценной породы сохраняются, а минерал становится только качественнее, красивее и буквально лучше. Цвет или блеск, приобретенные при помощи таких методов, перманентны. Чаще всего их и используют, чтобы закрепить оттенок и обезопасить его от влияния внешней среды.
Но существуют и другие часто используемые методы обработки камней, которые могут давать аналогичный результат в отношении красоты камня и абсолютно противоположный в отношении качества. То есть обработанные камни, хоть и приобретают товарный вид, но ненадолго. Вот некоторые и них:
- Диффузия поверхности минерала. Для изменения цвета камня на его поверхность клеят пленку такой окраски, которую желают получить. Затем минерал помещают в специальную печь, где пленка растворяется, и пигмент проходит на глубину в несколько микрон. Поверхность камня уже никогда не приобретет первоначальный цвет, а вот если расколоть или даже поцарапать самоцвет, проведенные манипуляции сразу станут очевидными.
- Магнитное напыление пленки. Для осуществления этой технологии камни помещают в вакуумную камеру, где на их поверхность напыляется пленка определенного цвета. В результате даже далекие от драгоценных камни можно выдать любителям за ценность и продать втридорога. Но раскусить обман может любой человек, если он знает, что, поцарапав поверхность такого лже-камня, пленка отстанет, и станет виден его натуральный цвет.
Последние два способа считаются недопустимыми в любом случае. Даже некоторые из стандартных методов нельзя применять в отношении того или иного минерала, чтобы не испортить его.
Применение различных методов к определенным видам самоцветов
Облагораживание камней – процесс увлекательный и интересный. Осуществляя его, необходимо обладать определенными знаниями, чтобы не повредить структуру или не испортить цвет безвозвратно. Ниже описано, каким способом можно облагораживать некоторые минералы.
Таблица 1. «Способы облагораживания драгоценных камней»
Метод | Камень |
Обычное окрашивание или отбеливание | Агат, жемчуг, коралл, черный оникс |
Термообработка | Рубин, сапфир, танзанит, аквамарин, голубой топаз, цитрин, аметист, турмалин, циркон |
Заполнение клеевым веществом | Изумруд, нефрит, бирюза, жадеит, малахит, лазурит |
Облучение | Голубой топаз, цитрин, аметист, турмалин |
Глубокая диффузия | Рубин, сапфи, турмалин |
Промасливание | Изумруд |
Стеклозаполнение | Рубин |
Как видно из таблицы, большинство каменьев прекрасно переносят самый древний способ – термическую обработку. Но и другие методы очень популярны во всем мире. В скором будущем, безусловно, разработают еще более совершенные способы облагораживания, а пока важно не ошибиться при выборе самоцвета и купить не подделку сомнительного качества и без особенных свойств, а настоящий, пусть и обработанный, драгоценный камень.
Читайте популярные статьи:
- Стоимость популярных драгоценных минералов
- Лучшее сочетание драгоценных минералов
- Камни по году рождения
- Можно ли носить чужие украшения?
- Минералы и планеты-покровители
Источник: topkamni.ru
Способы обработки, отделки и огранки ювелирных камней
Как это ни странно, но необработанный драгоценный камень весьма непривлекателен и мало похож на восхитительно сверкающий самоцвет. Лишь специальная обработка превращает похожий на булыжник природный минерал в драгоценность. Для придания драгоценным камням формы, красоты и обеспечения игры цветов минералы необходимо обрабатывать. Обработка драгоценных камней иначе называется гранильным искусством.
Основными этапами данного вида работы являются огранка и полировка минералов. А сам процесс обработки ювелирных камней включает в себя непосредственно огранку и резьбу по камню (гравирование).
Смысл огранки заключается в такой обработке камня, в результате которой его блеск и игра света будут особенно эффектны. Даже более того — хорошая огранка позволяет замаскировать небольшие недостатки камня и подать его в лучшем виде. Вот почему качество огранки имеет такое значение: профессиональная обработка увеличивает в стоимости минерал, а посредственная огранка, наоборот, обесценивает камень.
В большинстве случаев огранка (кроме кабошона) — это нанесение на поверхности драгоценного камня граней или фасетов, в результате чего отсекается все лишнее и образуется форма самоцвета. Грани необходимы для отражения и преломления света в структуре камня. Луч попадает на грань, проходит внутрь камня, отражается от других граней и создает волшебное сияние.
В ограненном камне различают:
— рундист — это край или оконечность камня, которая образует его периметр. Это та оконечность, где смыкаются верхняя и нижняя части камня, то есть, по сути, своего рода разделительная линия. Именно здесь обычно фиксируется оправа;
— корону — это верхняя часть камня, находящаяся над рундистом;
— павильон — это нижняя часть камня, иначе говоря, та часть камня, которая находится ниже рундиста вплоть до его нижней точки;
— калету — это самая нижняя точка камня. При осмотре ряда камней вы можете ее не увидеть, что, вероятно, свидетельствует о возможном браке, но в том, что касается цветных камней, может возникнуть вопрос о замысле огранки.
Различают три типа огранки: кабошон, фасеточная, смешанная.
Одним из древнейших и самых простых способов обработки минералов является кабошон (рис.1), заключающийся в придании верхней части камня округленной формы. Данный вид обработки ювелирных камней наиболее популярен среди непрозрачных минералов, например, бирюзы, змеевика или малахита. В результате огранки достигается максимальная игра цвета. Кабошон чаще всего применяется для камней полупрозрачной и непрозрачной структуры.
Рис.1. Вид огранки — кабошон
Кабошон бывает трех видов: двойной выпуклый, простой, двойной выпукло-вогнутый.
Простой — нижняя поверхность плоская. Чаще всего кабошоны имеют плоский низ и округлый верх.
Двойной выпуклый — обе поверхности верхняя и нижняя изогнуты.
Двойной выпукло-вогнутый — эффект линзы. Полыми кабошоны делают тогда, когда хотят ослабить интенсивность окраски. Такая форма применяется почти исключительно для темно-красного граната альмандина, или карбункула, который без полости выглядит почти черным.
Фасеточная огранка — форма, образованная плоскими многоугольниками. В фасеточной огранке весь камень обрабатывается в виде плоских граней. Фасеточная огранка имеет несколько разновидностей.
— бриллиантовая (полная, упрощенная, огранка «восьмеркой»)
Фасетная огранка применяется главным образом для прозрачных камней. Большинство разновидностей фасетных огранок относится к двум основным формам – бриллиантовой и ступенчатой.
Полная бриллиантовая огранка насчитывает не менее 32 фасет и площадку в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части. Она разработана специально для алмаза, поэтому ее называют еще и алмазной огранкой.
Рис.2. Виды бриллиантовой огранки
Обычно под бриллиантами подразумевают вообще огранённые алмазы. Но всё же собственно бриллиантами, в строгом смысле этого слова, называются алмазы, имеющие бриллиантовую огранку. Считается, что эта огранка наиболее полно выявляет игру и блеск камня. Она состоит из двух многогранных пирамид — полной и усечённой, сложенных основаниями, грани короны и павильона располагаются в несколько рядов, распространено трёхрядное размещение граней (так называемая, тройная бриллиантовая огранка). Чаще используются такие виды бриллиантовой огранки: полная — на 57 граней и упрощённая — на 17 граней (для очень мелких бриллиантов).
Рис.3. Полная бриллиантовая огранка- 57 граней
Впоследствии для сохранения большего веса и объема камня, которые терялись в результате бриллиантовой огранки, на основе последней были созданы новые видоизмененные формы: «Звезда Кэра», так называемый «старый американский бриллиант», английский бриллиант, огранка «юбилейная» и так далее.
Рис.4. Видоимененные формы бриллиантовой огранки
Для камней несимметричной формы были созданы специальные виды бриллиантовой огранки, в которой расположение граней обычное, но все они искажены. Характерными для таких видов огранки являются форма «маркиза» (или «челнок») и «панделок» (или каплевидная огранка).
Огранка «восьмеркой» имеет кроме площадки по 8 фасет в верхней и нижней частях. Применяется для самых мелких алмазов, у которых полная огранка либо невозможна, либо нерентабельна. На один карат (200 мг) приходится по 300, а подчас по 500 штук таких «восьмерок».
Роза — фасетная огранка без площадки и нижней части. Различают шесть или семь ее вариантов в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и др.).
Рис.5. Огранка «роза»
В настоящее время в виде «розы» или «розетты» ограняются алмазы величиной от 1 до 2 каратов. Верхняя часть её состоит из 24 граней. Такая форма сверху несколько напоминает своим видом бутон розы, чем и объясняется само её название.
Алмазы, огранённые розой, обычно составляют 1/5 стоимости алмазов, с бриллиантовой огранкой при том же весе и чистоте. Классические формы алмазов в виде бриллиантов и роз могут быть получены лишь на достаточно крупных кристаллах.
Камень, огранённый розой, называется алмаз, а не бриллиант.
Из-за плохой игры она теперь почти не используется.
Ступенчатая огранка (огранка «лесенкой») — простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных драгоценных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней. При этом виде огранки подчеркивается внутренняя окраска камня.
Рис.6. Виды ступенчатой огранки
Огранка «площадкой» или «таблицей» — первая простейшая ступенчатая огранка. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Как правило, применяется для мужских перстней.
Рис.7. Ступенчатая огранка («лесенкой»)
Изумрудная огранка — ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Используется главным образом для изумруда. Признанной в мире считается уральская изумрудная огранка.
Ступенчатая (лестничная) огранка — простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту возрастает. Число фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней.
Огранка клиньями (клиньевая) — разновидность ступенчатой огранки. Каждая фасета разделена на четыре клина.
Цейлонская огранка дает возможность полнее сохранить массу камня. С этой целью на него наносят множество мелких фасет. Эта огранка не всегда симметрична, и поэтому ограненный так камень часто подвергают переогранке.
Гладкая шлифовка может быть ровной, выпуклой в виде кабошона или иметь форму шара. Гладкая шлифовка используется преимущественно для огранки агата и других непрозрачных драгоценных и поделочных камней. Там, где нужно только оптически оживить, проявить или украсить до того неприметную поверхность непрозрачного камня, достаточно чаще всего отшлифовать ровную поверхность.
Смешанная огранка представляет собой смесь фасетной огранки и гладкой шлифовки. В верхней части (или нижней) драгоценный камень имеет грани, а в другой своей части он гладкий, закругленный или плоский. Иногда встречаются формы огранки, при которых на одной и той же половине камня огранка является смешанной.
Глиптика — включает в себя изготовление гемм, то есть гравированных камней с углубленным (инталии – рис.1.8.) или выпуклым (камеи – рис.1.9.) изображением, а также изделий мелкой пластики и декоративных предметов.
Рис.1.8. Инталия Рис.1.9. Камея
Широко распространена была глиптика в античной Греции. Еще более высокого уровня она достигла во времена Древнего Рима. А вот позже, в средние века, в ее развитии наступает застой. Лишь в эпоху Возрождения в Италии вновь обращаются к искусству резьбы по камню. Сегодня оно опять популярно во всем мире.
Им занимаются крупные художники, которые предлагают в своих работах интересные современные решения. В Европе центром камнерезного искусства слывет Идар-Оберштейн (ФРГ), откуда поступает свыше 90% всех западноевропейских резных камней.
Многие драгоценные камни очень восприимчивы к действию высоких температур: их цвет становится насыщеннее, а природные включения не столь заметны. Некоторые самоцветы даже меняют свой оттенок после такого обжига, например, золотистые топазы, фиолетовые танзаниты и т.п.
Воздействие облучением способно выявить более глубокий и интенсивный цвет драгоценного камня. Такой метод облагораживания часто применяют в случае с синими топазами, зелеными кварцами и т.д.
Дефекты на поверхности драгоценного камня можно замаскировать специальными восковыми или масляными составами, точно повторяющими цвет камня. Такая обработка делает камень более прозрачным и привлекательным, однако уход за такими минералами требует особой осторожности, так как можно очень легко повредить тонкую масляную пленку на поверхности. Также практикуется заполнение трещин и дефектов камня специальным свинцовым стеклом, которое визуально скрывает недостатки камня.
Источник: studopedia.ru