ОТДЕЛКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Отделка и художественная обработка ювелирных изделий проводятся для того, чтобы повысить художественную ценность и износостойкость изделий, антикоррозионную стойкость их поверхностей и придать изделиям соответствующий товарный вид. Отделочные процессы можно классифицировать по трем видам: механическая отделка — полирование, чеканка, гравирование; декоративно-защитные покрытия — эмалирование и чернение; химическая обработка — оксидирование и гальванизация.
§ 41. Полирование
Сущность процесса полирования заключается в удалении с поверхности металла микронеровностей, чем достигается высокий класс чистоты и зеркальность поверхности. Полирование — один из отделочных процессов обработки изделий. Ювелирные-изделия могут подвергаться полированию перед оксидированием — покрытием слоем другого металла.
Если изделия после сборки нельзя отполировать целиком, некоторые детали их полируют в процессе монтировки. В основном применяются два вида полирования ювелирных изделий: механические и электрохимическое. Механически м называют поштучное полирование изделий с абразивом и без него. Массовые же способы полирования — в барабанах и контейнерах, несмотря на то, что фактически тоже механические, называются галтовкой и виброобработкой.
Огранка ювелирных камней
Электрохимическое полирование — это анодное травление изделий в среде электролитов под действием электрического тока, т. е. процесс, обратный золочению и серебрению.
Механическое полирование. Механическое абразивное полирование проводят на полировальных станках с помощью эластичных кругов и щеток с абразивными пастами, а безабразивное — вручную специальными полировками. Для абразивного полирования ювелирных изделий применяют двухшпиндельные станки, оснащенные насадками для крепления полировального инструмента и вытяжными устройствами со сборниками отходов для последующего извлечения драгоценных металлов.
Инструментом для механического полирования служат эластичные круги, щетки и полировники (рис. 124). Они должны хорошо удерживать на поверхности абразивные пасты и быть стойкими в эксплуатации. Назначение полировального инстру-мейга зависит от материала, из которого он сделан, и его формы.
Фетровые круги (фильцы) — применяют для первоначального полирования гладких, ровных и выпуклых поверхностей. Это высококачественный полировальный инструмент, очень стойкий в эксплуатации, его твердость зависит от грубошерст-ности материала. Размер кругов определяется их внешним диаметром. Фетровый круг благодаря имеющемуся в центре отверстмю наворачивается на конусно-вин-товую насадку шпинделя полировального станка.
Волосяные круги (дисковые щетки) — служат для полирования ювелирных изделий сложной конструкции с ажурной и рельефной поверхностью. Дисковая щетка имеет деревянную основу — опорный деревянный диск, на котором по всей окружности укреплены торчащие волосяные кисти. Эластичность щетки определяется жесткостью и длиной волоса. Увеличить жесткость щетки можно, укоротив длину волосяного покрова. Крепятся волосяные круги на полировальном станке так же, как и фетровые.
Обработка отливок. Часть 1: Бормашина, насадки, ручной инструмент
Матерчатые круги — служат для окончательного полирования (наведения блеска). Представляют собой сделанные из материала диски, собранные в пакеты. В качестве материала могут использоваться: бязь, миткаль, полотно, фланель. Собранные в пакет дис.ч закрепляют между деревянными щечками с осевым отверстием.
При сборке пакета целесообразно использовать несколько прокладок из дисков меньшего диаметра, это улучшает вентиляцию круга и увеличивает срок его службы. Жесткое. ь кругов можно оегулировагь прошиванием дисков (сшиванием между собой), чем меньше расстояние между строчками прошива, тем жестче круг. Матерчатые круги — самые универсальные, в зависимости от подобного материале и нанесенной пасты ими можно полировать поверхность любого вида и любой чисто •> •
Нитяные круги (пушок) — применяются, так же как и матерчатые, для наведения глянца на поверхности изделия. По конструкции напоминают волосяные, разница в том, что вместо волосяного покрова у них покров нитяной. Нитяные круги очень мягкие.
Все перечисленные коуги используются как станочным инструмент. На поверхность каждого вращающегося круга наносят полировочные (абразивные) пасты. Зернистость пасты выбирается в зависимости от стадии полирования изделий (начальной или конечной). Полировочные пасты содержат тонкие абразивные порошки, жи-,)ОВые связки и специальные добавки.
Абразивным материалом служит оксид хрома, крокус (оксид железа), оксид кремния, качестве связок в пастах используют: теарин, парафин, техническое сало, цезе->ин, воск, окисленный петролатум. Специальными добавками являются: двууглекислая сода и олеиновая кислота, которые -.водятся для активизации процесса полирования, скип@$ равномерное сглаживание металла по всей поверхности, сохраняющее конфигурацию изделий; сокращение потерь драгоценных металлов. Электрохимическое полирование происходит в ванных с электролитом при соблюдении определенного режима. Состав электролита для золота следующий (г/л):
Изделие служит анодом при катоде из нержавеющей стали, расстояние между электродами 10 см. Напряжение на ванне 2,8—3 В. Продолжительность полирования 5—10 мин при температуре электролита 50—60°С.
Полирование происходит при анодной плотности тока 2—10 А/дм2, рабочая температура электролита 20—25°С, продолжительность процесса 5—15 мин.
Если для изделий полирование — процесс окончательный, то после промывки и сушки изделия подвергают глянцеванию механическим способом с помощью абразивной пасты. Окончательная промывка после глянцевания завершает процесс отделки ювелирных изделий. Для промывки ювелирных изделий современные предприятия оснащены ультразвуковой установкой, резервуар которой заполняется моющим раствором следующего состава (г/л):
Источник: anastasia-myskina.ru
Ручное изготовление ювелирных изделий из благородных металлов и природных минералов
Наши дополнительные сервисы и сайты:
г. С аратов
Химия для очистки ювелирки
Гибка и правка ювелирного материала
Гибка.
Процесс деформации материала, когда отдельные его участки под действием внешних сил формоизменяются, причем в самой различной степени, называется гибкой. Гибка — одна из важнейших монтировочных операций. Из общего объема монтировочных работ на долю гибки приходится примерно 30 %. Наиболее широко применяется эта операция при изготовлении ювелирных украшений техникой филиграни. Существуют два способа гибки: вручную и с помощью инструмента.
Гибка вручную. Это самый простой способ, гибки, при котором для придания материалу необходимой формы достаточно силы пальцев руки. Так можно производить гибку тонкой проволоки и полосы (листа), например тонкого браслета. Значительно тяжелее гнуть таким образом короткую и толстую проволоку, потому что придать материалу сложные формы за счет усилий, создаваемых пальцами рук, практически невозможно.
Рис. 3.2. Гибка и правка ювелирного материала
Гибка с помощью инструмента. Такая гибка выполняется с применением гибочных щипцов, оправок, различных приспособлений (рис. 3.2, а, б).
Гибка звеньев круглой формы из проволоки производится (рис. 3.2, в) с помощью цилиндрических металлических
44 ,
оправок и ригелей, обычного гвоздя, куска латунной проволоки. Оправки выбирают диаметром чуть меньшим внутреннего диаметра звена, потому что упругость проволоки не позволяет ей достаточно плотно пристать к оправке; за счет этой же упругости внутренний диаметр звеньев после снятия их с оправки увеличивается до необходимого.
До начала гибки проволоку отжигают; при этом она не должна иметь никаких дефектов. Намотку спирали производят от руки с закреплением оправки в ручных тисках и без такого закрепления. Перед снятием с оправки спираль отжигают (вместе с оправкой). Съем спирали с оправки производят плоскогубцами путем протягивания оправки через отверстие волочильной доски. После того, как спираль снята, ее разрезают на отдельные звенья лобзиком; положение пилки лобзика при этом должно быть перпендикулярным к виткам спирали.
Гибка звеньев овальной формы из проволоки осуществляется строго в той же последовательности, что и гибка звеньев круглой формы. Оправками для гибки таких звеньев служат металлические (медь, латунь, сталь) заданного профиля полосы с закругленными (неострыми) краями (рис/ 3.2, г).
Гибка спирали, витки которой повторяются равномерно по всей длине, выполняется с помощью приспособления, изображенного на рис. 3.2, д. Гибку производят следующим образом: один конец отожженной, протравленной и зачищенной проволоки сгибают круглогубцами в петлю, петлю жестко (смещения недопустимы) накидывают на крайний штифт приспособления. Затем проволоку, постоянно подтягивая за другой конец, навивают как можно плотнее на второй и последующие штифты.4Снимают спираль со штифтов с помощью обычной отвертки.
Гибка полос и листов осуществляется с применением опорных плит и оправок заданных форм. Опорные плиты используют как своеобразные матрицы, а оправки — как пуансоны штампа. Практические приемы гибки показаны на рис. 3.2, е.
Правка.
Процесс выправления, выпрямления неровностей поверхности и формы материала изготовления называется правкой. Различают правку ручную и с помощью специальных инструментов и приспособлений: металлических, текстолистовых И деревянных молотков, стальных правочных (рихтовальных) плит-флакейзенов, наковален-шпераков, плоскогубцев, ригелей, оправок, обычных и специальных пуансонов.
Правка ручная. Имеет ограниченное применение, так как усилием пальцев рук можно выправить лишь тонкую про-
волоку, небольшие ее изгибы. Качество ручной правки невысокое.
Правка с помощью инструмента и приспособлений. Такая правка подразделяется на правку листового, ленточного, пруткового материала, правку штампованных и литых изделий и деталей.
Правка листового, ленточного и пруткового материала выполняется на флакейзене или шпераке молотками с круглой или прямоугольной формой бойка (рис. 3.2, ж). Рабочая поверхность инструмента должна быть гладкой, без каких-либо дефектов. Перед правкой материал отжигают. Правку широкого листа ведут простукиванием от середины к краю.
Правка проволочного и трубчатого материала выполняется несколькими способами (рис. 3.2, з): вытягиванием (протягиванием) плоскогубцами вокруг оправки или без использования оправки; вытягиванием через отверстие волочильной доски и рихтовкой на правочной плите. Последний способ правки необходим, когда требуется абсолютно ровное выправление материала; правку ведут осторожно, постоянно меняя положение материала на плите.
Правка штампованных изделий и деталей сводится в основном к правке шинок колец для придания им правильной круглой формы. Эта операция производится с помощью ригеля (рис. 3.2, и) , коническая форма которого позволяет править кольца с самыми различными диаметрами шинок и обеспечивает одновременно необходимую плотность прилегания шинки к поверхности ригеля. Наряду с круглыми бывают еще овальные, квадратные, прямоугольные и шестиугольные ригели.
Правка гладких шинок ведется текстолитовыми молотками равномерными ударами по всей окружности. Правку колец с кастом (оправой для камня) начинают от каста и ведут поочередно в разные стороны сверху вниз и снизу вверх. Во избежание приобретения шинкой формы, близкой к форме ригеля (конической), кольца правят сначала с одной, потом с другой стороны.
В случае необходимости правят также боковые стороны шинок. В качестве ударного инструмента при такой правке используют металлические молотки, а в качестве опорных плит — флакейзен или шперак (рис. 3.2, к). Правку ведут, равномерно (по всей окружности) простукивая металлическим молотком с прямоугольной формой бойка.
Правку боковых сторон колец можно осуществить и в специальных приспособлениях. Этот способ (рис. 3.2, л) обеспечивает высокое качество правки, кроме того, исключает последующие запиловку и шабровку. Приспособления для такой правки можно сделать из отслужившего срок штампа, незначительно доработав его. Требуемые точность и качество правки достигаются буквально одним ударом металлического молотка.
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.
Источник: www.matrixplus.ru
Ручное изготовление ювелирных украшений
Сложный, кропотливый труд, требующий большого мастерства. Процесс изготовления любого украшения начинается с идеи: сначала разрабатывают дизайн, рисуют и корректируют эскиз, создают 3D-модель будущего изделия. Когда утверждены все детали, начинается производство.
На ювелирных предприятиях художники работают в тесном контакте с технологами, ведь далеко не всегда есть реальная возможность создать то, что красиво выглядит на эскизе. К сожалению, технологические возможности ювелирного дела не безграничны.
Как изготавливают ювелирные изделия
В наше время ювелиры-универсалы, которые в одиночку делают украшения, встречаются все реже — основной ассортимент на рынке производится совсем иначе. На ювелирных предприятиях каждый мастер занимается исключительно своим делом: одни специалисты работают с заготовками, другие отвечают за закрепку драгоценных камней, третьи занимаются полировкой. И если каждый делает свою работу не просто хорошо, а безупречно, то качество готовых ювелирных изделий будет очень высоким.
Ручное изготовление ювелирных украшений
- О книге
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Материалы для изготовления ювелирных украшении 1.1. Драгоценные металлы
- 1.2. Сплавы драгоценных металлов
- 1.3. Цветные металлы
- 1.4. Сплавы цветных металлов
- 1.5. Другие металлы
- 1.6. Драгоценные камни
- 1.7. Полудрагоценные камни
- 1.8. Поделочные камни
- 1.9. Органические камни
- 1.10. Искусственные камни
- 1.11. Стекло
- 1.12. Пластические массы
- 1.13. Кость, рог
- 1.14. Дерево, текстиль, кожа, фарфор, резина, папье-маше, эмаль, лаки
- 1.15. Кислоты
- 1.16. Щелочи и соли
- 1.17. Пасты
- 1.18. Огнеупоры
- 1.19. Клеи
- Глава 2. Инструменты и приспособления для изготовления ювелирных украшений вручную
-
2.1. Мерительный инструмент
- 2.2. Режущий инструмент
- 2.3. Инструмент для гибки и правки
- 2.4. Инструмент для пайки
- 2.5. Инструмент для шлифования и полирования, матирования и крацевания
- 2.6. Инструмент для закрепки вставок
- 2.7. Приспособления
- 2.8. Средства измерения массы — весы
- 2.9. Рабочее место ювелира
-
3.1. Разметка
- 3.2. Гибка и правка
- 3.3. Пайка
- 3.4. Опиливание
- 3.5. Выпиливание лобзиком
- 3.6. Сверление
- 3.7. Шабрение
- 3.8. Штифтование
- 3.9. Отбеливание
- 3.10. Отжиг
-
4.1. Классификация ювелирных украшений
- 4.2. Ассортимент ювелирных украшений
- 4.3. Конструкция ювелирных украшений
- 4.4. Ювелирная мода, современные ювелирные украшения
- 4.5. Технические требования к ювелирным украшениям, уход за ними
-
5.1. Изготовление накладок
- 5.2. Изготовление шинок
- 5.3. Изготовление кастов
- 5.4. Изготовление рантов
- 5.5. Изготовление швенз
- 5.6. Изготовление замков
- 5.7. Изготовление шарниров
- 5.8. Изготовление крючков
- 5.9. Изготовление петель
- 5.10. Изготовление стойки
- 5.11. Изготовление ушек
- 5.12. Изготовление зерни
- 5.13. Припасовка деталей ювелирных украшений
-
6.1. Изготовление колец
- 6.2. Изготовление серег
- 6.3. Изготовление брошей
- 6 4. Изготовление кулонов
- 6.5. Изготовление цепочек
- 6.6. Изготовление браслетов
- 6.7. Изготовление заколок
- 6.8. Изготовление медальонов, колье, ожерелей, запонок, зажимов для галстука
-
7.1. Типы огранки камней
- 7.2. Виды закрепки вставок
- 7.3. Общие закономерности и особенности технологии закрепки вставок
- 7.4. Вид брака при закрепке
-
8.1. Основные сведения о размерной точности
- 8.2. Шлифование и полирование
- 8.3. Матирование и крацевание
-
9.1. Чеканка
- 9.2. Гравирование
- 9.3. Эмалирование
- 9.4. Чернение
- 9.5. Оксидирование
- 9.6. Гальванические покрытия
-
10.1. Виды и элементы филиграни
- 10.2. Примеры изготовления филигранных украшений
-
11.1. Пробы
- 11.2. Пробирный надзор
- 11.3. Клейма
-
12.1. Техника безопасности при ручном изготовлении ювелирных украшений
- 12.2. Гигиена труда
- 12.3. Производственная санитария
Источник: Новиков В.П., Павлов В.С. ‘Ручное изготовление ювелирных украшений’ — Санкт-Петербург: Политехника, 1991 — с.208
Основные технологии изготовления ювелирных изделий
- Литье. Эта технология чаще всего используется для украшений, которые состоят из нескольких деталей.
Принцип ювелирного литья достаточно прост: восковые модели собирают в «елку», припаивая их на один стержень. Эту «елку» заливают формомассой и запекают, и если все сделано правильно, то воск вытапливается и вытекает, а форма с пустотами остается. Теперь в эту форму заливают сплав, остужают, убирают формомассу — остается металлическая «елка», с которой буквально обрезают изделия из металла. Остается скрепить части украшения (это делают ювелирные монтировщики) и придать ему товарный вид — отшлифовать, отполировать, закрепить камни.
- Штамповка. Эту технологию обычно применяют для создания плоских форм — медальонов, крестиков и т.д. Изделия выдавливают прессом по форме из пластины драгметалла, после чего придают им товарный вид и выпускают в продажу.
Как делают ювелирные изделия из золота и серебра на заказ
Чтобы изготовить украшение по индивидуальному или оптовому заказу или другое изделие из драгоценных металлов заказу, необходимо продумать мельчайшие детали, особенно если клиент хочет заказать эксклюзивную вещь. Простого наброска для начала производства недостаточно, хотя заказчик может даже просто описать словами, какое украшение ему хотелось бы получить.
Сначала на основе пожеланий клиента дизайнеры делают эскиз, а после на основе эскиза модельеры создают 3D-модель. Если заказчика все устраивает, то после утверждения эту модель распечатывают на 3D-принтере. Также заранее обсуждается, из чего могут быть сделаны желаемые украшения (учитываются особенности дизайна и материалов).
На основе полученной модели создают форму для литья драгоценного металла. Уже отлитые части украшения переходят в руки мастерам для шлифовки, покрытия эмалью или закрепки камней. Поверхность изделия должна быть идеальной, камни не должны треснуть или выпасть, ведь украшение низкого качества никто не захочет купить. Поэтому на этапе доведения украшений до совершенства без ручного труда не обойтись — даже при наличии высокотехнологичного оборудования некоторые этапы доверяются только опытным, квалифицированным мастерам.
Общее представление о ювелирных техниках
У любых мастеров своего дела, ровно как и у ювелиров, найдется огромное количество техник и традиционных приемов. В ювелирном искусстве одних только тонировок наберется превеликое множество. Тут и золочение, чернение, анодирование, серебрение, оксидирование. Множество изделий украшаются рисунками путем резьбы, инкрустации, чеканки, канфарения, гравировки и тиснения. С линиями и контурами работают при помощи филлиграни, а для работы с цветом используют эмаль.
Старинным ювелирным приемом является канфарение. С него мы, пожалуй, и начнем. На поверхности материала при помощи этой техники создается так называемый «шумовой фон» (штрихи и крошечные узоры). Наиболее близкой к канфарению техникой является гравировка. Изделия гравируются как вручную, при помощи специальных инструментов, так и химическим способом (например, травлением).
Не менее популярный вид обработки ювелирных изделий — чернение. Эта графика по металлу (обычно чернение применяют к серебру), которая наиболее похожа на черную эмаль. На металле обычно гравируют рисунок, на который впоследствии наносится специальная смесь — чернь. Далее изделие обжигают, сводя чернь в бороздки рисунка, после чего украшение очищается и полируется.
Тем кто в детстве плел украшения из цветных проволочек или делал импровизированные колечки наверняка знакома такая ювелирная техника, как филигрань (или же скань). Филигранные украшения делаются путем приваривания проволоки из драгоценного металла к металлической основе, предварительно изобразив из нее некоторый узор. Иногда эти кружева мастера запаивают в места пересечения. Например, финифть, где воедино соединена филигрань, зернь и художественная эмаль. Что же касается зерни, то это особый вид ювелирной техники, при котором каплевидные зерна напаиваются на металлическую основу.
Если вы обладаете идеальной точностью, вам необходимо обратить свое внимание на технологию инкрустирования. После гравировки орнамента на украшении в углубления вставляется и закрепляется тонкая проволока металла, контрастная по цвету с фоном.
Одной из самых ярких технологий является эмалирование. Если вам нужно придать изделию неповторимый, яркий, а может быть и контрастный цвет, добиться этого можно при помощи эмали. Эмаль бывает разных видов: сканная, обронная, перегородчатая, а так же прозрачная и непрозрачная. К живописной эмали можно отнести Ростовскую финифть.
Древнейшая ювелирная техника — покрытие украшения тончайшим слоем золота, или золочение. Существуют различные методики нанесения золота на изделие, в настоящее время пользуются гальваническим. Существует огромное количество других способов покрытия украшений различными веществами, например ксидирование — покрытие серебра темным налетом.
Обычно таким методом покрывают изделия с рельефным рисунком. Так же, нередко, украшения из алюминия покрывают под цвет золота. Это называется анодированием. Многие из нас еще помнят октябрятскую звездочку, так вот голова Владимира — штамповка, лучи звезды и круглый белый фон — выемчатая эмаль, а желтый цвет металла — с должной степенью вероятности, анодирование алюминия.
В настоящее время штамповка практически полностью заменила ювелирную чеканку — рельефные узоры, выбитые чеканами на металлическом основании. После штамповки изделие поправляют вручную.
Успешные ювелирные мастера всегда сочитают в своих шедеврах большое количество разнообразных техник. И, несмотря на то, что многие технологии уже давно устарели, кто знает, когда в очередной раз начнется спрос на старину?
| опубликовать свою технику
Источник: xn—-7sbbajpvdlh1a7asu0dxa6ji.xn--p1ai