Урок по подготовке к ЕГЭ. Целью урока является повторение способов образования слов, отработка умения определять способ словообразования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Повторение способов словообразования.
(Подготовка к ЕГЭ, задание В1)
Цель : повторить способы образования слов, отработать умение определять способ словообразования.
Оборудование : раздаточный материал (карточки с заданиями), варианты тестовых заданий ЕГЭ
I. Образцы тестовых заданий из ЕГЭ
В1. Из предложений 8-11 выпишите слово, образованное приставочным способом.
А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть.
Навстречу мне попалась женщина. Она несла букет желтоватой черёмухи. Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.
Укажите способ образования слова ЗАВАЛЕННЫМ в предложении:
За столом, заваленным большими счётными листами, сидели четыре чиновника и играли в карты.
II. Повторение словообразования
Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем (приставки, суффикса, одновременно приставки и суффикса, бессуффиксным способом, сложением корней, переходом из одной части речи в другую (субстантивация)
— Вспомните способы образования слов. Заполнение таблицы с разбором
присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом новое слово относится к той же части речи. Что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия
бабушка – прабабушка, весёлый – развесёлый, моральный – аморальный, что – нечто, всюду – повсюду, завтра – назавтра
Присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи, а также причастия и деепричастия
Лес – лесник, писать – писатель, толкать – толкнуть, терпеть – терпение, бодрый – бодрость, какой – какой-то, дружеский – дружески, думать — думая
Присоединение приставки и суффикса одновременно к основе исходного слова, наиболее часто таким способом образуются существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия
Хлеб – нахлебник, свеча – подсвечник, ворчать – разворчаться, тайна – втайне, старый – по-старому, приятельский – по-приятельски, река — заречный
Образование слов при помощи нулевого суффикса. Так образуются существительные от глаголов и прилагательных
Рассказать – рассказ, выходить – выход, пилить – пила, просечь – просека, гнилой – гниль, сухой – сушь, суша, синий – синь.
Образование новых слов, с помощью двух или более корней
Сложение целых слов: вагон-ресторан, жар-птица, школа-интернат
Сложение с помощью соед. гласной: бензозаправочный, жилищно-бытовой, пешеход, отчётно-выборный
Сложносокращённые слова (сложение начальной части слова с целым словом или частей двух слов): автовокзал, зарплата, пол-арбуза, универмаг
Аббревиация: МГУ, КВН, ТЮЗ
6. Переход из одной части речи в другую
Чаще всего таким способом образуются существительные от прилагат., причастий, числительных
Ванная, настоящее, приёмная, снотворное, учащиеся, учительская, первые цветы
Возьми на заметку!
При определении способа образования слова помни!
- О формах, у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав. ст. прил., служебные части речи)
- Обращать внимание на чередования (водить-вождение)
- При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие)
- Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)
- Словообразовательный разбор – это не разбор по составу!
Как определить способ словообразования:
- Найди производящее слово, т.е. то, от которого непосредственно образовалось данное слово
- Попробуй объяснить лексическое значение данного слова с помощью однокоренного слова. Если их несколько, то выбери то слово, которое ближе к производному по составу морфем (с которым больше общих частей) и значению
- Выброси окончание и формообразующие суффиксы (они в словообразовании не играют никакой роли)
- По той морфеме, которая осталась, определи способ словообразования.
Возьми на заметку!
Как определить приставочный способ словообразования:
- Выпиши все слова с приставками
- Закрой приставку и посмотри, может ли существовать слово без приставки
III. Задание: Определите способ образования данных слов с последующей проверкой
Бескрайний, бред, выключатель, заколка, заново, придворный, хлебозаготовка, педсовет, разболеться, подарок, несущий, услышать, мель, взрослые, соображая
Бес край н ий← край
выключа тель ← выключать
закол к а← заколоть
за нов о ← новый
при двор н ый← двор
хлебозаготовка← хлеб+заготовить+ к
раз болеть ся ←болеть
подар ок ←подарить
сообража я ←соображать
V. Выполнение тестовых заданий
1. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:
2. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:
3. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ:
4. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК:
5. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ:
VI. Самостоятельная работа по карточка
- Определите способ словообразования: прибыль, подземный, глубина.
- Разберите слова по составу: беспощадный, скромненький, неинтересный
- Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.
1. Определите способ словообразования: по-хорошему, постепенно, будущее.
2. Разберите слова по составу: замыкается, законченный, перечитывать
3. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования.
1 . Определите способ словообразования: сохранение, постель, во-вторых.
2. Укажите способ образования слова ПОСАДКА из предложения.
Был прекрасный летний вечер, когда наш самолёт после многочасового перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками.
- Определите способ словообразования: взрыв, долголетие, сороковка.
- Укажите способ образования слова ВЫИСКИВАЮТ из предложения
Нет: специально выискивают самые трудные маршруты; без трудов, лишений и риска – исчезает смысл, нет радости.
- Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично – теперь всё померкло, многоголосный мир затих.
1. Определите способ словообразования: молчаливо, небрежность, словосочетание.
2. Укажите способ образования слова ДВИЖЕНИЯ в предложении
От волнения движения облаков и волн, блеска воды и дали девушка почти не могла уже различать, что движется: она, корабль; всё двигалось и опадало.
Из предложения выпишите слово, образованное приставочным суффиксальным способом.
Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.
- Определите способ словообразования: бессмертие, постепенно, некуда.
2. Укажите способ образования слова ПОСТЕПЕННО в предложении
Вадим стоял под густой липой, и упоительный запах вокруг его головы, и чувства, уже окаменевшие от сильного напряжения души, растаяли постепенно и, отвергнутый людьми, он готов был кинуться в объятия природы и судьбы.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Я прикупил себе общую тетрадку в кожаном переплёте и начал методично, как счетовод, записывать в неё цитаты из прочитанных мною книг.
- Разберите слова по составу: расклёванный, подвесить, выздороветь.
2. Определите способ словообразования: разбойник, беличье, медлительный.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Его никто не провожал: он не любил проводов.
VI. Домашнее задание:
Подобрать самостоятельно по 5 слов на каждый способ словообразования
Источник: nsportal.ru
Словообразовательный разбор слов — хитрость, излечение, безрукавка, молодцеватый, глуповатенький, переходящий, образованный, снегоуборочная, преподавательский, накричаться, побелить, самоварный, моделирование, примирение. сделать словообразовательный разбор
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Словообразовательный разбор слов — хитрость, излечение, безрукавка, молодцеватый, глуповатенький, переходящий, образованный, . » по предмету Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Новые вопросы по русскому языку
Разберити предложение смотрит с неба месяц бледный
Помогите Отрывки из современных песен. Найдите в низ ошибки Ты звОнишь ей домой, Когда меня рядом нет. Скажи мне «да» или «нет» И дай мне свой ответ Я шоколадный заяц Я ласковый мерзавец И сладкий на все сто .
Составить текст про осень с определением
Почему здесь не сладки пишется раздельно: Недостатки всем не сладки.
Составить словообразовательное гнездо к словам «дерево», «земля», «вода»
Главная » Русский язык » Словообразовательный разбор слов — хитрость, излечение, безрукавка, молодцеватый, глуповатенький, переходящий, образованный, снегоуборочная, преподавательский, накричаться, побелить, самоварный, моделирование, примирение.
Источник: urokam.net
Даю 29 баллов. Помогите. Какое словообразование у слов: серебряными, приносил, вечнозелёные, …
Даю 29 баллов. Помогите.
Какое словообразование у слов: серебряными, приносил, вечнозелёные, белогрудых, пролегла, маленьких.
Каролина Авдалимова Вопрос задан 29 сентября 2019 в 1 — 4 классы, true»> Поделиться
Основные способы словообразования (5 класс, видеоурок-презентация)
Все способы словообразования
1 Ответ (-а, -ов)
Серебряными-суффиксальный
Приносил- приставочно суффиксальным
Вечнозеленые-сложение основ
Белогрудые-сложение основ
Пролегла-приставочно суффиксальным
Маленьких- суффиксальным
Есения Астошкина Отвечено 29 сентября 2019
- ‘ data-html=»true»> Поделиться
- Комментариев (0)
Источник: matfaq.ru