Сретение Господне: иконы, фрески, миниатюры.
Иконография Сретения сложилась на основе повествования евангелиста Луки (Лк.2:22–39). На иконах, фресках и миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке голубей, а за спиной праведного Симеона – пророчица Анна со свитком в руке.
Древнейший сохранившийся до наших дней образ Сретения запечатлен в одной из мозаик триумфальной арки, обрамляющей алтарное пространство церкви Санта Мария Маджоре в Риме (432-440-е годы). Многофигурная сцена Сретения трактована здесь как шествие Богоматери с Младенцем на руках в сопровождении ангелов навстречу св. Симеону.
Мерный ритм этого шествия задается ритмом колоннады с арками, на фоне которой происходит действие. Согбенный Симеон в порыве простирает ко Христу задрапированные в мантию руки. За его спиной представлены мужчины (возможно, книжники или священники Иерусалимского храма).
Сретение Господне. В чем смысл праздника?
На фресках в церкви Санта Мария в Кастельсеприо в Италии, выполненных византийским мастером (конец VII), Симеон изображен подчеркнуто ветхим старцем с длинными волосами – по преданию, в ожидании обещанной ангелом встречи с Господом он прожил более трехсот лет. Ещё одним древним памятником иконографии Сретения, созданном до эпохи иконоборчества, является константинопольская мозаика ц. Богоматери Кириотиссы (в эпоху турецкого владычества ставшей мечетью Календархане). Здесь Младенца Христа также держит на руках Богоматерь, тогда как в памятниках, созданных после эпохи иконоборчества Младенца Христа чаще всего держит Симеон. Богоматерь же нередко изображается скорбящей, предчувствующей страдания Сына на кресте, согласно пророчеству Симеона: «и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35).
- Сретение Господне: иконы, фрески, миниатюры. — Православие.Ru
- Сретение Господне (Событие праздника и его эортологическая динамика, праздник в богослужении, святоотеческая экзегеза праздника, иконография) — Георгий Битбунов
- Сретение Господне — Древо
- Сретение Господне: «Видеста очи мои…» — протоиерей Андрей Ткачев
- Слово первое на день Сретения Господня — святитель Амфилохий Иконийский
- Слово второе на день Сретения Господня — святитель Амфилохий Иконийский
- Слово на Сретение Господне — святитель Феофан Затворник
- Уроки праведного старца. Сретение Господне — иерей Дмитрий Шишкин
Наряду с Благовещением, Рождеством и Крещением, Сретение являлось одной из ведущих сцен в мозаичном убранстве храмов средневизантийского периода – св. Луки в Фокиде, Неа Мони на о. Хиос, церкви Успения в Дафни. На Руси древнейшими образцами сцены Сретения являются фрески середины XII века в псковском соборе Мирожского монастыря, а также росписи XII века в Кирилловской церкви (Киев) и церкви Спаса на Нередице (Новгород). На фреске из церкви Успения на Волотовом поле (Новгород, середина XIV века) Симеон с Младенцем на руках представлен за низкими закрытыми дверями, ведущими в Святая святых. Многочисленные иконы «Сретения», сохранившиеся до наших дней, являлись частью праздничного ряда храмовых иконостасов.
Сретение Господне
Сретение Господне. Икона, 1408 год. Мастерская Андрея Рублева. Из иконостаса Успенского собора Владимира. Государственный Русский музей
Сретение Господне. Икона, XVI век
Сретенье Господне. Икона. Новгород
Сретение Господне. Икона, XVIII век. Кострома
Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. 1895г. В альбоме Фесенко изображена икона Сретения Господня из верхнего яруса иконостаса Храма Христа Спасителя в Москве. Первоначальная эта икона была исполнена профессором Т.А. фон Нефом в 1860-х .
Сретенье Господне и Богоявление. Невьянская икона, 1814-1822 г. Иконописцы — мастерская Богатыревых
Сретение Господне. Невьянская икона, 1786 год
Сретение Господне. Невьянская икона, 1830-1840 годы
Сретение Господне. Миниатюра Менология Василия II, первая четверть XI век. Библиотека Ватикана (Vat. gr. 1613)
Сретение Господне. Средневековая западная книжная миниатюра. Британская библиотека
ИсточникИконография Сретения Господня
Симеон – муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева. Ему было предсказано Духом Святым, что он не узрит смерти, доколе не увидит Христа Господня. В древности праздник носил названия: Принесение Господа в храм, Праздник Сретения Симеоном и Анной Спасителя и затем – Сретение Господне. Праздник Сретения вошел в практику Константинопольской Церкви при императоре Юстине I (518–527) и потом стал распространяться дальше, по всему свету. Иконография Сретения складывается в IX–X веках.
Иконография Сретения сложилась на основе повествования святого евангелиста Луки (Лк. 2: 22–39). Встреча Богоматери и Младенца святым Симеоном Богоприимцем произошла в Иерусалимском храме. По закону Моисееву Младенца Христа принесли в храм на сороковой день по рождении, как было предписано в законе Господнем для каждого младенца мужского пола.
В этом событии символически отразилась встреча двух эпох, Ветхого и Нового Завета, а также Бога и человека. И иконография отображает эти смыслы: например, Младенец изображается иногда на руках Матери, а Симеон с Анной, стоя с противоположной стороны престола около ветхозаветной скинии, находятся в «области» Ветхого Завета.
Сцена Сретения трактуется как шествие Богоматери с Младенцем на руках навстречу святому Симеону. Неторопливый шаг Богоматери и Иосифа подчеркивается ритмом колоннады с арками или пилястрами на фоне стены. Иногда изображается небольшая ограда-заборчик как возможный намек на внутренний дворик Иерусалимского храма, где приносились жертвы; по двору гуляют жертвенные голуби. Событие Сретения происходит в Иерусалимском храме, о месте встречи напоминают такие детали, как своды, красная завеса, двери, отделявшие вход в Святая святых, и престол. На поздних иконах изображаются целые «палаты» с роскошными, украшенными узорами, церковными стенами.
Сретение происходит в Иерусалимском храме, о месте встречи напоминают многочисленные детали на иконах
В «Паломничестве ко Святым местам» галльской паломницы Этерии (Сильвии Аквитанской) конца IV века у праздника Сретения нет самостоятельного названия: он именуется «сороковым днем от Богоявления». То есть Сретение понималось как один из череды праздников, посвященных явлению в мир Спасителя. Торжество, включающее крестные ходы до Храма Гроба Господня, было, конечно, связано с Иерусалимской Церковью.
Старец Симеон, который ожидал Спасителя, в какой-то момент, возможно, переселился в Иерусалим после возвращения из Египта – поближе к Храму, зная, что именно здесь он может увидеть Младенца, пришедшего в храм для законного обряда. Одно из преданий говорит о том, что Симеон прибыл в Александрию во времена Птолемея Филадельфа и по его приглашению; и что для царя 70 переводчиков (толковников) сделали перевод Ветхого Завета. Симеон переводил книгу пророка Исайи и, усомнившись в возможности того, что Дева, не имеющая мужа, родила Сына, хотел исправить в книге слово «Дева» на слово «жена». И тогда ему было возвещено свыше, что он сам увидит исполнение этих слов.
Внешний облик святого Симеона напоминает об этом ожидании – он изображен седым, а нередко согбенным старцем. Одежда Симеона напоминает пророческие и праотеческие одеяния, он одет в хитон и гиматий: Святой Дух почивал на пророках, и Он внушил Симеону, что тот не умрет, пока не увидит Мессию, Иисуса Христа. Он подобен и праотцам, которые долго жили: все они ожидали Мессию, и Симеон ожидал «Утешения Израилева». В Евангелии говорится, что Симеон взял Младенца на руки и произнес слова «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко…».
Младенец, одетый в рубашечку или золотые одежды, благословляет старца; иногда Он с теплотой обнимает Симеона и поворачивается к Матери. В некоторых миниатюрах или стенописи, например, в Кирилловской церкви в Киеве, Младенец показан на руках Богоматери в сложной позе полулежа; затем появляются иконы, где уже Симеон держит на руках Младенца.
Пресвятая Дева протягивает Его старцу Симеону на вытянутых и покрытых платом руках, как жертву Богу. О жертвенном служении Христа тут же напоминает святой Симеон, благословляя пришедших: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34–35).
В некоторых миниатюрах Младенец показан на руках Богоматери в сложной позе полулежа; затем появляются иконы, где Симеон держит Его на руках
Богородица обычно одета в одежду иерусалимских жен: темный мафорий – длинную и широкую накидку. Впрочем, на одном раннем изображении Сретения Господня, в церкви Санта Мария Маджоре в Риме, Она одета как Небесная Царица – в золотые богатые одежды римской императрицы. Богородица находится в молитвенном предстоянии перед Безначальным Словом. Руки Богоматери, как и других персонажей, покрыты краем одежды в знак благоговения: какое-то внутреннее согласие участников события подчеркивается мерным ритмом их шагов.
Пророчица Анна, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, чаще всего изображается за спиной Богородицы или Симеона. Она указывает жестом на Спасителя, а в руках держит свиток: «Се есть всем чудное избавление во граде Иерусалиме», – ведь Анна единственная женщина, названная в Новом Завете пророчицей. Святая Анна изображается с высоко поднятой рукой, в сложном повороте, привлекая внимание к происходящему.
Слева за спиной Богородицы стоит Иосиф – в короткой тунике и перекинутом через левое плечо плаще. Изображение праведного Иосифа определено косвенным упоминанием его в Евангелии: Младенец Христос был принесен в Храм для совершения над Ним законного обряда своими родителями. Иосиф держит двух горлиц, иногда в клетке: одна приносится в жертву за грехи, а другая в благодарность за дарование первородного Сына. В этой иконографии показаны ожидание и вера Богоматери и праведного Иосифа: иногда Богородица оглядывается на Иосифа, как бы собеседуя с ним, воздевая молитвенно руки.
Основные варианты изображения Сретения: ассиметричный, в котором к Симеону направляются Богородица, святые Анна и Иосиф, и симметричный, при котором участники события располагаются двумя группами вокруг престола. Интересно, что когда в храмовых росписях художники изображают Сретение, они нередко размещают его по сторонам от окна, и тогда в прочтение образа невольно вносится символика Света, и вспоминаются слова старца Симеона – о Христе, Свете истинном. Уникальный вариант иконографии Сретения – изображение в центре горящей свечи как символа жертвы Богу (Лк. 2: 30–32), например, в грузинском искусстве. В Византии в сей праздник проходили крестные ходы со свечами, в Русской Церкви существует Чин освящения свечей на Сретение, и в некоторых храмах его поныне придерживаются.
Иконография лаконична, она почтительно следует за евангельскими событиями, отражает богослужение, но имеет в виду и благочестивые церковные обычаи. А на иконах XVI века и даже на утонченных Палехских образах XIX столетия, в клеймах или на самом поле иконы, могут изображаться редкие сюжеты: пророк Исаия, записывающий откровения в книгу, явление ангела Симеону. Эти изображения, благодаря своей основе на известных текстах Пролога и Акафиста Богоматери, сразу считываются и дополнительно рассказывают об истории события и о жизни святого Симеона.
Старец Симеон восходит по длинной лестнице к Храму, и, «разлучаясь с живущими на земле», с миром, отпускается в мир небесный, идет проповедовать «во аде сущим всем… божественное воплощение» (канон праздника, песнь 6), и, беря Младенца на руки, радуется.
ИсточникИкона Сретение Господне
Неостановимо движение жизни, когда уходящее с покорностью и благоговением встречает события, идущие ему на смену. Об этом повествует икона «Сретение Господне».
Икона Сретение Господне
Сретение Господне. Что за праздник?
Двунадесятый непереходящий великий праздник отмечается 15 февраля. Он приходится на 40 день после Рождества Христова. Дата отсылает верующих к первым дням жизни Иисуса, когда по древнему еврейскому закону родители Богомладенца принесли в храм своего первенца, чтобы посвятить Его Богу. Название праздника переводится с церковнославянского как «встреча», ведь именно так состоялась символическая встреча Божественного и человеческого, Ветхого и Нового Заветов.
Закон, по которому мать приносит искупительную жертву за рождение первенца, берет начало в ветхозаветные времена. Жертва храму в виде годовалого агнца и голубицы символизировала искупление греха, в котором был рожден первенец. Иногда вместо агнца приносили двух голубиц. Обряд установлен в память об освобождении еврейского народа от египетского рабства.
В храме Святое семейство встретил старец Симеон и пророчица Анна. Старец войдет в историю Церкви как Симеон -Богоприимец. По преданию, ученый муж давно ожидал встречи с новорожденным Мессией. За много лет до этого события он переводил текст Священного Писания и смутился, встретив фразу
Однако ангел, удержавший его от исправления, пообещал, что старец не отойдет в иной мир, пока не увидит Христа своими глазами. Когда пророчество сбылось, Симеон, держа на руках Богомладенца, сказал пророческие слова о дальнейшей Его судьбе и уже после отошел в иной мир. На момент кончины ему было более 300 лет.
Иконография древнего изображения Сретения Господня
Традиция изображать событие складывается с конца IV века, когда встречаются и первые упоминания о празднике. Самое древнее изображение — фреска в базилике Санта Мария Маджоре в Риме.
Действие разворачивается во дворе Иерусалимского храма. В центре композиции Симеон, протягивающий к Младенцу руки, покрытые плащом. Между сводами центральной арки струится свет. Световой акцент предвосхищает посвящение Иисуса.
Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент
Марию и Симеона визуально отделяют Иосиф Обручник и пророчица Анна, между которыми находится ангел. Их жесты художник позаимствовал с античных композиций, на которых изображались императоры, выказывающие свое соизволение происходящим событиям. Поэтому на фреске жесты персонажей также трактуются как согласие, благочестие. Это перекликается с событиями Сретения. Ведь истинным благочестием был тот факт, что родители Иисуса принесли Его в храм,чтобы соблюсти Закон Моисеев, несмотря на опасность соглядатаев Ирода.
Примечательно, что на первых иконах у Марии и Иосифа отсутствуют нимбы, символизирующие святость, хотя после Эфесского собора несторианство, отвергавшее святость Марии, было принято считать ересью. Исследователи объясняют это тем, что традиция изображать святых с нимбом еще только складывалась и полностью оформилась в христианской иконографии лишь к V веку. Пока же нимб изображается только над головой Иисуса и ангелов.
Слово «нимб» происходит от латинского корня «nimbus», что переводится как облако. Это слово, в свою очередь, погружает в старославянский язык, где оно означало «окружение». Облако и являет Бога, и одновременно «оболакивает», прикрывает Его.
На нимбе Иисуса в присутствует еще и крест красного цвета — символ спасения человечества через искупительную жертву Христа.
Иконографические типы и символика образов на иконах Сретения Господня
Иконография праздника окончательно складывается к IX ,X векам и с тех пор практически не меняется.Она ограничивается двумя типами изводов — более древним симметричным и сформировавшийся позже, где герои запечатлены в движении. В первом случае они изображены статично, во втором — подходящими к ступеням храма, где их встречает Симеон. Оба варианта лаконичны, что позволяет сосредоточиться на главной смысловой доминанте праздника.
Икона начала XV в., из праздничного ряда Благовещенского собора Московского Кремля
Она заключается в том, что с рождением Мессии происходит смена времен, переход от Старого завета к Новому. Фигура Симеона и пророчицы Анны символизирует старозаветные времена, которые с радостью уступают место новому времени. Мария либо передает старцу Младенца, который стремится в протянутые Симеоном руки, либо тот уже находится в руках старца.Таким образом Младенец — Иисус становится связующим звеном, соединяющим две эпохи — ветхозаветную и новозаветную.
На некоторых изводах тема перехода к Новому времени визуально поддерживается еще одной деталью. Это ткань багряного цвета, перекинутая между двумя архитектурными сооружениями. Они также символизируют Ветхий и Новый Заветы, которые соединяет струящийся велум.
Таинство посвящения Богомладенца происходит над престолом, облаченным обычно в багряный цвет, что также отсылает к теме будущей искупительной жертвы Иисуса. Поэтому радость от прихода нового времени существует одновременно со скорбью о будущей жертве, которую принесет Мессия во имя спасения человечества.
“…се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец” (Лк. 2:34-35).
Изображение сосуда на иконах Сретения встречается нечасто. Несмотря на факультативность образа и разные формы — кувшин или потир, символика его многогранна. Так, потир, находящийся над багряным престолом, осмысливается как чаша страданий. Этот смысл визуально поддерживает тему жертвенности, будущее искупление грехов человечества Иисусом.
Икона Сретения Господне
На иконах Сретения также встречается кувшин. По мнению исследователей, символика сосуда уходит корнями в древнюю иудейскую традицию принесения в жертву двух голубиц. Поэтому эти две детали — птицы и кувшин или сосуд присутствуют на иконе как смысловой тандем, создавая прообраз будущей жертвы Христа.
По древней традиции сосуд наполняли кровью одной из птиц, а вторую отпускали живой, обагрив ее крылья. Одна из них олицетворяла человеческую природу Христа, другая — Божественную. В этот символ заложена мысль о том, что Его Божественная природа приняла на себя человеческие страдания, искупив греховность человека.
Некоторые исследователи склоняются к тому, что глиняный кувшин означает также народ, способный принять Новый завет, наполнившись его правдой. Иногда кувшин изображают со стоящими в нем красными гвоздиками, которые трактуются как кровь Христа.
Тема жертвенности содержится в той или иной мере в каждом образе — и голубиц, и багряного престола, и сосудов. Она представлена так многогранно и глубоко,поскольку и Новый завет придет на смену Старому именно через жертву.
Икона «Сретение Господне» Андрея Рублёва
Икона относится к первому, раннему типу изводов, в котором персонажи изображены симметрично. Средоточием ее является Иисус — Младенец. Художник передает эту смысловую доминанту с помощью композиции и разной степени насыщенности красок.
Так, в левой части, где последовательно изображены Иосиф -Обручник и Мария цвета одежд более яркие, визуально тяжелые. У полускрытой за фигурами архитектурной формы видно основание, опирающееся на землю. Поэтому взгляд движется снизу вверх. Так художник подчеркивает зримость, ощутимость, основательность персонажей.
1408 г. Мастерская Андрея Рублева.
Из иконостаса Успенского собора Владимира. Государственный Русский музей
В правой же части, где находятся фигуры Симеона и Анны — пророчицы, основание архитектурной формы скрыто, поэтому взгляд падает на ее верхнюю часть — ступени,уводящие конструкцию вверх, делая ее невесомой. Она как будто парит в воздухе. Да и одежды старца и пророчицы полупрозрачны. Они словно исчезают, растворяются в воздухе, зрительно уступая главенство ощутимым формам и краскам левой половины.
Этим приемом художник подчеркивает зримость нового, пришедшего на смену старому, исчезающему, почти невесомому. Композиционный центр — Иисус — осмысливается как фигура, позволяющая перейти к новому миру. Еще одна зрительная траектория — слева направо подчеркивает закономерность и неумолимость этого процесса. Мария готовится передать Младенца, а старец готов Его принять, протягивая руки и, исполнив предначертанное, уйти в иной мир.
Изображение прикрытых покрывалом рук на иконе повторяется трижды: у Иосифа, Марии и старца Симеона. Это своеобразное усиление образа престола — жертвенника, одного из ключевых смыслов иконы.
В каких случаях обращаются к этой иконе?
Икона повествует о событии, которое подарило надежду на избавление грешникам. В мир пришел Сын Божий, который в скором будущем искупит своей смертью на кресте грехи порочного человечества. С этой вестью грешникам о заступничестве Бога отправился в ад и Симеон. Поэтому перед иконой можно просить о многих чаяниях:
- об укреплении в вере;
- о смягчении Божьего гнева;
- о помощи в сложных житейских стадиях;
- защите от болезней;
- обретении душевного покоя при потере близких людей.
Надежда живет в душе каждого христианина. И только искренняя вера позволяет надеяться на поддержку, помощь и спасение.
Автор Евгения Пономарева
Молитва
Молитва на Сретение Господне
Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне и Слове Божий, древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гаданий, в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии нетленно рожденный и в четыредесятный день сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя, яко Младенец руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона во спасение всем сущим от Адама носимый!
Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение и от святаго старца Божественное сретение Твое! Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем. Древле Моисей восходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего, зане явил еси ему точию задняя Своя.
В пресветлый же день сей Сретения Твоего Ты явил еси Себе человеком во святилище, сияя неизреченным Светом Божества, да вкупе с Симеоном видят Тя лицем к лицу и руками да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да познают Ти Бога во плоти пришедша.
Сего ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое, яко пришествием Твоим даровал еси ныне небесную радость падшему древле роду человечу: Ты бо праведным судом Своим изгнал еси прародители наши из рая сладости в мир сей, ныне же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и обратил еси плач наш на радость, да падший Адам к тому уже да не стыдится Тебе за преслушание и да не будет скрыватися Лица Твоего, Тобою призываемый, яко Ты пришел еси ныне, да возьмеши на Себе грех его, да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежду веселия и украсиши его, яко невесту красотою.
Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим, сподоби с мудрыми девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему, с горящими светильниками веры, любви и чистоты, да улицезрим очами веры Божественное Лице Твое, да восприимем Тя в душевныя объятия своя, и да понесем Тя в сердце своем во вся дни Живота своего, да будеши нам в Бога и мы в людие Твои.
В последний же и Страшный день Пришествия Твоего, егда вси святии изыдут на последнее и великое Сретение Твое на воздусе, сподоби и нам усрети Тя, да тако всегда с Господом будем. Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче, яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Источник