СРЕТЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРАВЕДНОЙ ЕЛИСАВЕТЫ
Возвестив Пресвятой Деве Марии благую весть свыше, что Она избрана Богом для рождения Спасителя (Лк. 1, 28-33), Архангел Гавриил открыл Ей и тайну Боговоплощения: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц.
Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 35-37). Святой евангелист Лука повествует далее, что Пресвятая Богородица, возблагодарив Архангела Гавриила («се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему»), поспешила «в нагорную страну [отсюда название местности «Горнее»], в город Иудин» [2].
Здесь Пресвятая Дева Мария встретилась с праведной Елисаветой, родной сестрой своей матери (святой праведной Анны), которой доводилась племянницей. «И вошла в дом [священника] Захарии, и приветствовала [жену его] Елисавету.
Православная азбука. Сретение Владимирской иконы пресвятой богородицы
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её [будущий святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча], и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1, 40-45).
Далее евангелист приводит хвалебную песнь Пресвятой Девы Марии: «Величит душа Моя Господа. » (Лк. 1, 46-55; «Честнейшая» в православном Уставе, которая поётся на утрени по 9-й песни канона).
Пресвятая Дева Мария пребывала в доме священника Захарии вместе с праведной Елисаветой три месяца, после чего, когда Елисавете настало время родить, возвратилась в город Назарет, в дом Свой.
![]() |
Икона сретения Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы |
В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) приобрёл участок земли в Аин-Кариме, где, по преданию, стоял дом праведной Елисаветы, который посетила Пресвятая Богородица. По благословению Святейшего Синода Русской Православной Церкви здесь была основана женская Горненская обитель, с той поры и доныне находящаяся в ведении Русской Духовной Миссии. Правила, регламентировавшие жизнь обители, были утверждены Святейшим Синодом в 1898 году.
В 1883 году архимандрит Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление особого праздника в память посещения Пресвятой Девой Марией Своей праведной сродницы Елисаветы и Её пребывания здесь в течение трёх месяцев. Указом Синода от 5 августа 1883 года это празднование было установлено совершать 30 марта, если этот день не выпадет на период от Лазаревой субботы до Пасхи; иначе празднование переносится на пятницу Светлой седмицы. Архимандрит Антонин тогда же составил для службы этого празднования особые стихиры на Господи, воззвах и стиховные, а также тропарь с кондаком. Канон на утрени в этот день и стихиры на Хвалитех положены Благовещенские. Согласно указу Святейшего Синода, вся служба в «Горненский праздник» должна совершаться по благовещенской главе Типикона, включая литургию святителя Иоанна Златоуста [3].
Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы , значение праздника и о чем молятся у иконы
В русском женском Горненском монастыре поныне сохраняется благочестивый обычай: на праздник к источнику Божией Матери в Аин-Карем привозят икону Благовещения из Троицкого собора Русской Миссии. Икону ожидают сёстры Горненской обители и паломники с букетами цветов в руках. У источника читается отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о памятном событии.
После молебна под звон колоколов совершается крестный ход в монастырь через восточные врата в Казанский храм. Игумения и сестры поочередно несут икону. Перед храмом к празднику выкладывается ковер из цветов. Икону помещают на особое возвышенное место с покровом в виде голубой мантии и игуменским жезлом.
На срок пребывания образа в обители Божия Матерь почитается здесь игуменией, сама же игумения обители уже не становится на игуменское место, а находится рядом с ним. Икона Благовещения, в память трёхмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в обители на три месяца, до дня Рождества Иоанна Предтечи, после чего образ возвращается в Троицкий собор [4].
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Де́во Безневе́стная/ и Ма́ти Всечи́стая,/ прие́мши от Арха́нгела благове́щение,/ со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,/ и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,/ Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́, / и возвели́чила возвели́чившаго Тя́ Го́спода:/ Благослове́нна Ты́ в жена́х,// и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.
Кондак, глас 3
Вои́стинну блаже́нна еси́,/ Свята́я Де́во Мари́е,/ и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,/ я́ко из Тебе́ провозсия́ Со́лнце Пра́вды,// Христо́с Бо́г на́ш.
Использованные материалы
- Минея-март, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 283, 282:
- http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar2283.html — о празднике;
- http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar2282.html — тропарь и кондак
[1] Если этот день не выпадет на период от Лазаревой субботы до Пасхи; иначе празднование переносится на пятницу Светлой седмицы. В «Палестинско-грузинском календаре» X века это празднование отмечено 1 апреля — в день, который был отданием Благовещения. Западная Церковь с XIII века празднует это событие 2 июля. См.: Синаксарь. Жития святых Православной Церкви.
Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — Т. IV. — С. 415, сноска 1.
[2] Существует три версии относительного того, что это было за место. Наиболее распространённая гласит, что это теперешний Аин-Карим, или Айн-Карем в 4-х километрах на юго-запад от Иерусалима), где расположен Горненский монастырь.
В «Житиях» святителя Дмитрия Ростовского под «городом Иудиным» подразумевается Хеврон, называвшийся «Горним градом» из-за высоких гор, на которых был расположен. Третья версия содержится в книге «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы» (напр., изд. 8-е — М., Типо-Литография И. Ефремова. — 1904) и в «Полном церковнославянском словаре» прот. Григория Дьяченко (напр., http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-tserkovn. tml ): Иудов град — это Иутта или Ютта, город, «назначенный для пребывания священных лиц (Нав. 15, 55, 21, 16). — См.: «Ютта — место встречи Богородицы с Елизаветой и рождества Иоанна Крестителя», страница блога Съ нами Богъ разумѣйте языцы.., http://avdy-san.livejournal.com/39447.html .
[3] См.: Архимандрит [впоследствии митрополит Ленинградский] Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. // Богословские труды, сб. 20. — М., 1979, с. 44)
[4] «Праздник Встречи Пречистой Девы Марии с праведной Елисаветой в Горней,» официальный сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме, 20 Апреля 2012 — http://www.rusdm.ru/?item=697
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
«СРЕТЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРАВЕДНОЙ ЕЛИСАВЕТЫ» еще можно поискать:
полнотекстовый поиск в Древе: Google
Источник
в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google8 сентября 2022 года, четверг: Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. История святыни, значение, молитвы, в чём помогает
8 сентября Русская Православная Церковь и верующие отмечают празднование в честь Сретения (то есть встречи) Владимирской иконы Божией Матери при перенесении ее из Владимира в Москву, праздник установлен в память о спасении от нашествия Тамерлана в 1395 г.
В самые тяжёлые и сложные времена у Богородицы просят заступничества и помощи. Молитвы, обращённые к Богоматери, к Её лику — помогают, исцеляют и спасают нас от разных бед. В каждом доме верующего человека обязательно есть икона Богородицы. Одной из самых значимых и почитаемых святынь является Владимирская икона Божией Матери.
История иконы очень древняя, а придание гласит, что Владимирская икона Божией Матери была написана святым апостолом Лукой на доске от стола, за которым разделяло трапезу Святое Семейство — Дева Мария, Иисус Христос и Иосиф Обручник.
На Русь икона попала в двенадцатом веке — патриарх Константинополя преподнёс её князю Мстиславу в подарок. Икону поместили в Вышгородский монастырь, недалеко от Киева, и очень скоро она прославилась, как чудотворная.
Когда князь Андрей Боголюбский узнал о чудесах, происходящих от иконы Божией Матери, то решил перевезти её на север, но, недалеко от Владимира, лошади с повозкой, на которой перевозили икону, остановились и их не могли сдвинуть с места. Князь решил, что таким образом Богородица указала ему о Своём желании оставить икону во Владимире, а на этом месте была возведена обитель с храмом в честь Рождества Богородицы. Так, в 1160 году икона Божией Матери получила название Владимирская.
Сретение Владимирской иконы Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери особо почитается в Сретенском монастыре, который основан в честь Сретения (встречи) Владимирской иконы. Тогда, в 1395 году по просьбе великого князя Василия I Владимирскую икону Божией Матери донесли крестным ходом из Владимира в Москву, чтобы Её лик защитил город и жителей от нашествия полчищ Тамерлана. По дороге в Москву тысячи молящихся людей встречали икону и просили Богородицу избавить русскую землю от нашествия врагов. Эта торжественная встреча (сретение) иконы Божией Матери произошла 8 сентября. В тот же день Тамерлану явилась во сне Богородица, после чего хан отступил от Москвы без боя.
Так же празднество Владимирской иконы Божией Матери установлено 6 июля в память о спасении Москвы в 1480 году от нашествия хана Ахмата, который отправился на Русь, отказавшуюся платить дань татарам. Дойдя до устья реки Угры, хан был остановлен русской ратью и разбил лагерь. На противоположном берегу реки обосновался лагерь русского монарха. В лагерь принесли икону Владимирской Божией Матери и отслужили молебен, после чего стали являться различные чудеса, которые усмирили Ахмата, хан отступил и Русь была избавлена от многовекового ига Орды.
Следующий день празднества Владимирской иконы Божией Матери 3 июня. Оно установлено в память спасения Москвы от хана Махмет-Гирея в 1521 году. Полчища хана, приближаясь к Москве разрушали всё на своём пути, грабили города, убивали жителей. Пока великий князь Василий едва успевал собрать войско против хана, митрополит Московский Варлаам и жители Москвы отчаянно молились об избавлении от вражеского нашествия. В это время у одной благочестивой слепой инокини было видение, как из Спасских ворот Кремля выходили московские святители и уносили главную святыню города — Владимирскую икону Божией Матери — в наказание Божие за грехи жителей.
У ворот святителей встретили преподобный Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, которые начали умолять оставить святыню и не покидать город. Все вместе они начали усердно молиться Господу л прощении грехов жителей Москвы и от избавления города от нашествия врагов. После молитвы святители вернулись в Кремль и внесли обратно Владимирскую икону Божией Матери.
Но такое видение было не только у инокини, то же самое видение было и у московского святого блаженного Василия, который увидел, что Москва будет спасена молитвами святых и заступлением Божией Матери. Татарскому хану Махмет-Гирею было видение Богородицы в окружении огромного, сильного войска, которое устремилось на полчища татар. Так, враги в страхе бежали, и Москва была спасена.
С 1999 года Владимирская икона Божией Матери находится в храме-музее при Третьяковской галерее в честь святителя Николая в Толмачах. Дни празднования Владимирский иконы — 3 июня, 6 июля и 8 сентября.
Молитвы перед Владимирской иконой Божией Матери неоднократно спасали Русь от вражеских нашествий, эпидемий, перед этим образом Богородицы проходило венчание русских монархов на царство, присягали на верность. Молитвы перед иконой Божией Матери помогут в укреплении веры, принятии правильного решения, в усмирении гнева, избавлении от врагов и недоброжелателей. Перед Владимирской иконой молятся об исцелении от недугов и о благополучии в семье. Все наши искренние молитвы Богородица обязательно услышит и придёт на помощь.
Молитва:
О, Всеми́лостивейшая Госпоже́ Богоро́дице, Небе́сная Цари́це, Всемо́щная Засту́пнице, непосты́дное на́ше Упова́ние! Благодаря́ще Тя о всех вели́ких благодея́ниях, в ро́ды родо́в лю́дем росси́йским от тебе́ бы́вших, пред пречи́стым о́бразом Твои́м мо́лим Тя: сохрани́ град сей (или: весь сию́, или: святу́ю оби́тель сию́) и предстоя́щия рабы́ Твоя́ и всю Зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельства, земли́ трясе́ния, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни.
Сохрани́ и спаси́, Госпоже́, Вели́кого Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́ и Господи́на на́шего (имярек), Преосвяще́ннейшего епи́скопа (или: архиепи́скопа, или: митрополи́та) (титул), и вся Преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя. Даждь им Це́рковь Росси́йскую до́бре упра́вити, ве́рныя о́вцы Христо́вы неги́блемы соблюсти́.
Помяни́, Влады́чице, и весь свяще́ннический и мона́шеский чин, согре́й сердца́ их ре́вностию о Бо́зе и досто́йно зва́ния своего́ ходи́ти коего́ждо укрепи́. Спаси́, Госпоже́, и поми́луй и вся рабы́ Твоя́ и да́руй нам путь земна́го по́прища без поро́ка прейти́. Утверди́ нас в ве́ре Христо́вой и во усе́рдии ко Правосла́вной Це́ркви, вложи́ в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух смире́ния, в напа́стех терпе́ние нам пода́ждь, во благоде́нствии – воздержа́ние, к бли́жним любо́вь, ко враго́м всепроще́ние, в до́брых де́лех преуспе́яние. Изба́ви нас от вся́каго искуше́ния и от окамене́ннаго нечу́вствия, в стра́шный же день Суда́ сподо́би нас хода́тайством Твои́м ста́ти одесну́ю Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Православный церковный календарь на сентябрь 2022 года: когда будем отмечать Воздвижение Креста Господня и надо ли поститься
Церковный календарь напоминает верующим о важных датах и правилах, которые следует придерживаться в эти дни.
Какие православные праздники будем отмечать в сентябре.
Итак, первый осенний месяц 2022 года связан с тремя ключевыми событиями в православии, верующие будут отмечать:
11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи: дату установили в память о мученической смерти Иоанна Крестителя, который был обезглавлен по приказу тетрарха Галилеи Ирода.
Двунадесятые непереходящие праздники:
21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы в народе еще называют Малой или Второй Пречистой: именно с этого празднества в церковном календаре начинается новый год для православных верующих;
27 сентября – Воздвижение Креста Господня: праздник повествует о том, как обретен Крест, на котором был распят Иисус Христос.
Церковные однодневные посты
После Успения Пресвятой Богородицы наступил Осенний мясоед, который продлится с 29 августа до 27 ноября, когда православные верующие преклоняются святому Апостолу Филиппу. Фактически – это период между Успенским и Рождественским постами. Он считается порой свадеб.
Как известно, Православная Церковь установила по средам и пятницам постные дни в течение всего года, по сути, это однодневные посты. Поэтому воцерквленным людям рекомендуется 2, 7, 9, 14, 16, 23, 28, 30 сентября сухоядение, т. е. желательно употреблять невареную растительную пищу типа хлеба, воды, соли, сырых фруктов и овощей, сухофруктов, орехов, меда.
Вместе в тем в дни важных церковных праздников нужно соблюдать однодневные посты:
в воскресение, 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и вторник, 27 сентября, на Крестовоздвижение позволена горячая растительная пища с маслом, можно варить кашу, готовить суп, тушить овощи и грибы, применяя жир, растительное или сливочное масло.
хотя Рождество Пресвятой Богородицы приходится на среду, 21 сентября, в этот день можно лакомиться рыбой и морепродуктами.
Дни памяти святых
В сентябре православные христиане отмечают около 80 дней памяти святых и с особым благоговением преклоняются перед иконами. Вспомним, лишь несколько дат, на наш взгляд, самых важных:
1 сентября – день памяти мученика Андрея Стратилата и иже с ним.
2 сентября – день памяти пророка Самуила.
3 сентября – день памяти апостола Фаддея и мученика Вассы.
8 сентября – День памяти Псково-Печерской иконы Божией Матери именуемой «Умиление».
10 сентября – день памяти преподобного Моисея Мурына и святого Августина, епископа Иппонского.
11 сентября – Поминовение православных воинов, на поле брани убиенных.
13 сентября – праздник в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы.
22 сентября – день памяти праведных Иоакима и Анны, также мученика Севериана.
29 сентября – день памяти Иконы Божией Матери, именуемой «Призри на смирение»
ИсточникСРЕТЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
С тех пор, как народ Руси принял крещение, Божья Матерь считается покровительницей нашей страны. И это не голословно, поскольку от икон Пресвятой Богородицы наши соотечественники получали чудодейственную помощь в самых трудных ситуациях, когда на кон были поставлены не только свобода целой нации, но и жизнь массы людей. Одним из таких почитаемых образов является Владимирская икона Божией Матери.
8 сентября — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1395)
История иконы
По церковному преданию, Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.
Долгое время икона эта пребывала в Иерусалиме (примерно до середины V века н.э.). Позже она была перенесена из Иерусалима сначала в Константинополь, а в начале XII века из Византии попала в Россию, как подарок святому князю Мстиславу (†1132) от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода (древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги), недалеко от Киева. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.
Покинув Вышгород, князь Андрей Боголюбский повез икону в Ростов. В 11 верстах от Владимира, кони, везшие икону, вдруг остановились, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Все сочли это чудесным предзнаменованием. Отслужив молебен, решили здесь заночевать. Ночью во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества.
Храм Рождества Богородицы и остатки замка Андрея Боголюбского (ниже шатра колокольни) в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области
Ко всеобщей радости жителей князь Андрей возвратился во Владимир вместе с чудотворной иконой. Образ Божией Матери занял почетное место в Успенском соборе. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской .
Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире
История праздника 8 сентября — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы
Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, выпадающий на 8 сентября, указывает на конкретную дату – 1395 год. Слово «сретение» означает «встреча». И действительно, в указанном году в Москве произошла встреча святого образа Богородицы москвичами. Позже на месте случившегося сретения был возведен Сретенский монастырь. Обитель сия дала название улице Сретенке.
В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) с полчищами татар вступил на русскую землю и достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.
Тамерлан
Великий князь Василий I Димитриевич, старший сын Дмитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Численность войск Тамерлана в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью.
Войско Тамерлана
Великий князь Василий Димитриевич молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.
Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В Москве икону встретили 26 августа (8 сентября по новому стилю).
Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)
В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка) , Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России.
Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.
В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь , а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
После этого события чудотворная Владимирская икона Божией Матери осталась в Москве навсегда. Ее поместили в кремлевском Успенском Соборе Московского Кремля. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители.
Успенский Собор Московского Кремля
В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею. Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах (м.«Третьяковская», М. Толмачевский пер., 9).
Храм Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее
Музей-храм Святителя Николая в Толмачах
Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери . Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:
8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.
6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году.
3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.
Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву .
Иконография
Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.
Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.
Престол уготованный. Оборот «Владимирской иконы Божьей матери»
Престол уготованный (греч. Этимасия) — богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Состоит из следующих элементов:
- церковный престол, облачённый обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы);
- закрытое Евангелие (как символ книги из Откровения Иоанна Богослова — Откр.5:1);
- орудия страстей, лежащие на престоле либо стоящие рядом;
- голубь (символ Святого Духа) или корона, венчающие Евангелие (изображаются не всегда).
Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости?Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. А минь.
Молитва 2-я Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
О, Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани!Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти.
Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. А минь.
Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.Кондак, глас 8
Источник
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.