1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В этой мес..ност.. я знал каждый пов..рот дорог.. каждый овраж..к. На моих глазах
тут см..нялись все вр..мена года.
Я вид..л т..нистые а(л,лл)еи и окрес..ные рощи в п..строте лист..пада. Любовался ими
з..мой. Тогда в..рхушки б..рё(з/с) бл..стали в серебря(н,нн)ом (2) ине.. а ёлоч..ки пр..крывались тяж..л..ми снежн..ми хлоп..ями. Мне пр..ходилось проб..рат..ся по какой(то) (не)пролазной апрел..ской гр..зи когда над землёй кр..чали (не)истовые грачи.
В июн..ском ч..р..довании со..нца и (сине)ч..рных туч.. мне открывалась история края. Я в(з/с)лушивался в название пр..дорожного п..сёлка Первый Воин и раз(и/ы)скивал древние
укр..пления против ордынских полчищ.. . Подви(г/к) (древне)русских ратн..ков, которые
первыми пр..нимали удар вр..га, повт..рили (3) ос..нью тысяча дев..тьсот сорок второго года
танкисты. Они г..роически сд..ржали натиск неме..ких коло(н,нн). (4)
ГОРНЫЙ БОЕВИК! ЗЕКИ ПОМОГАЮТ НАЙТИ КЛАД В ОБМЕН НА СВОБОДУ! Альпинисты! Русские сериалы
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и
звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Балую, добыча, звонят, сливовый.
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Ученики нашего класса занимаются в театральной студии с двух часов до пяти.
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите
правильный вариант формы слова (слов).
1) двое ножниц
2) высочайший уровень
3) вкусный кольраби
4) пятидесятью минутами
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри
предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) При небольшом морозе снег особенно искрист и свеж.
2) Осенний листопад красивый и живописный.
3) Чистые озёра главное богатство этого края.
4) Яркие искры заиграли в каплях росы на цветах.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дети молчали и всматривались в темноту но мимо дома никто не проходил.
2) У киоска мороженого толпились люди и мы решили обойтись холодным лимонадом.
3) Пионы никнут от жары роняют лепестки и благоухают на весь палисадник.
4) Смотри на меня океан очами небесного цвета!
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.
Текст 2
(1)У людей, придумавших поговорку «Нем как рыба», были основания считать рыб немыми. (2)Ведь для того, чтобы услышать, как разговаривают рыбы, надо или опуститься в воду, или пользоваться какими-нибудь подсобными средствами. (3)Правда, иногда, в редких случаях, человек может слышать голос рыбы без специальных приспособлений. (4)Так, один путешественник был очень удивлён, услышав на берегах Амазонки странные и довольно
Парень Попал В Мир, Где Живут 7000 Женщин, Динозавры и Рептилоиды
громкие звуки, похожие на стоны и тяжёлые вздохи. (5)Звуки доносились из воды и оказались «пением» рыб, живущих в этой реке.
(6)Что же такое звук в воде? (7)Тот звук в воздухе, который мы слышим, − это колебания воздуха. (8)Например, если ударить палочкой по барабану, туго натянутая кожа барабана колеблется и колеблет воздух. (9)Эти колебания достигают наших ушей, колеблют барабанные перепонки, и мы слышим звук барабана. (10)Водные звуки – это тоже колебания, только не воздуха, а воды. (11)Но как же рыбы ухитряются производить эти колебания, передавать звуковые сигналы, ведь люди, звери, птицы пользуются языком, горлом, лёгкими?
(12)В этом рыбам помогает плавательный пузырь. (13)Пузырь окружён специальными мышцами, которые бьют по нему, как по барабану, причём некоторые рыбы умудряются
даже выбивать специальную дробь. (14)Пузырь к тому же усиливает эти звуки, а тело рыбы
не задерживает их – оно как бы прозрачно для звуков. (15)Есть рыбы, которые посылают
сигналы таким способом: одна из костей, подходящая вплотную к ключице, постукивает другим своим концом по плавательному пузырю. (16)У некоторых рыб часть пузыря расположена близко к поверхности тела, и рыбы барабанят по ней плавниками.
9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Что, по мнению автора текста, представляют собой водные звуки?
12. Определите и запишите лексическое значение слова «считать» из предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
13. Определите стилистическую окраску слова «умудряться» («умудряются») из предложения 13, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
14. Объясните и запишите значение фразеологизма находить общий язык. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого
фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
ОТВЕТЫ
1.В этой местности я знал каждый поворот дороги, каждый овражек. На моих глазах тут сменялись все времена года.
Я видел тенистые аллеи и окрестные рощи в пестроте листопада. Любовался ими зимой. Тогда верхушки берёз блистали в серебряном (2) инее, а ёлочки прикрывались тяжёлыми снежными хлопьями. Мне приходилось пробираться по какой-то непролазной апрельской грязи, когда над землёй кричали неистовые грачи.
В июньском чередовании солнца и сине-чёрных туч мне открывалась история края. Я вслушивался в название придорожного посёлка Первый Воин и разыскивал древние укрепления против ордынских полчищ. Подвиг древнерусских ратников, которые
первыми принимали удар врага, повторили (3) осенью тысяча девятьсот сорок второго года танкисты. Они героически сдержали натиск немецких колонн. (4)
(По Я. Хелемскому)
2.
повторили (3)
1. Повторили (что сделали?) – глагол, н. ф. – повторить.
2. Пост. – сов. вид, невозвр., переходн., II спр.; непост. – в форме изъявит. накл., прош. вр.,
мн. ч.
3. В предложении является сказуемым.
Они героически сдержали натиск немецких колонн. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: они (подлежащее, выражено местоимением) сдержали (сказуемое,
выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (сдержали) натиск – дополнение, выражено именем
существительным; (сдержали) героически – обстоятельство, выражено наречием; (натиск)
колонн – дополнение, выражено именем существительным (возможно: определение);
(колонн) немецких – определение, выражено именем прилагательным.
3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание слова: сменялись;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 9 букв и 8 звуков, так как буква ь не обозначает звука.
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке
4. Балýю, добы́ча, звоня́т, сли́вовый
5. сущ. мест. сущ. глаг. предл. прил. сущ. предл. числ. сущ. предл. числ .
Ученики нашего класса занимаются в театральной студии с двух часов до пяти.
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке
6. Вкусная кольраби, пятьюдесятью минутами
7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание предложения и места постановки тире: Чистые озёра – главное богатство этого края;
2) обоснование выбора предложения: В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п. ИЛИ сущ., им. п. сущ., им. п.
Чистые озёра − главное богатство этого края.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
8. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Смотри на меня, океан, очами небесного цвета!;
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением. ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
9. Основная мысль текста.
Рыбам передавать звуковые сигналы в воде помогает плавательный пузырь.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке
10. Примерный план.
1. Есть ли основания считать рыб немыми?
2. Как появляются звуки в воде?
3. Каковы способы передачи звуков у рыб?
11. Ответ может быть сформулирован так: Водные звуки – это тоже колебания, только не воздуха, а воды.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке
12. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение :
считать – воспринимать, расценивать каким-либо образом.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа: Мальчику три года, а он уже умеет считать до десяти.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово
употреблено в иных значениях
13. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание стилистической окраски слова: умудряться – разговорное;
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: умудряться –ухитряться, изловчаться.
Может быть подобран другой синоним
14. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) объяснение значения фразеологизма: находить общий язык – добиваться, достигать полного взаимопонимания;
2) толкование ситуации в заданном контексте, например:
Мы переехали в другой район, и теперь я пойду в другую школу. Но я умею
быстро находить общий язык с ровесниками, поэтому с радостью жду начала
учебного года.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно
употребление указанного фразеологизма
Источник: russkiykim.ru
# 10169
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
В этой мес .. ност .. я знал каждый пов .. рот дорог __ каждый овраж .. к. На моих глазах тут см .. нялись все вр .. мена года.
Я вид .. л т .. нистые а (лл/л) еи и окрес .. ные рощи в п .. строте лист .. пада. Любовался ими з .. мой. Тогда в .. рхушки б .. рё (з/с) бл .. стали в серебря (нн/н) ом (2) ине __ а ёлоч .. ки пр .. крывались тяж .. л .. ми снежн .. ми хлоп .. ями. Мне пр .. ходилось проб .. рат .. ся по какой(то) (не)пролазной апрел .. ской гр .. зи когда над землёй кр .. чали (не)истовые грачи.
В июн .. ском ч .. р .. довании со .. нца и (сине)ч .. рных туч .. мне открывалась история края. Я в (с/з) лушивался в название пр .. дорожного п .. сёлка Первый Воин и раз (и/ы) скивал древние укр .. пления против ордынских полчищ .. . Подви (г/к) (древне)русских ратн .. ков, которые первыми пр .. нимали удар вр .. га, повт .. рили (3) ос .. нью тысяча дев .. тьсот сорок второго года танкисты. Они г .. роически сд .. ржали натиск неме .. ких коло (нн/н) . (4)
(По Я. Хелемскому)
Правильный ответ:
В этой мес т ност и я знал каждый пов о рот дорог и, каждый овраж е к. На моих глазах тут см е нялись все вр е мена года.
Я вид е л т е нистые а лл еи и окрес т ные рощи в п е строте лист о пада. Любовался ими з и мой. Тогда в е рхушки б е рё з бл и стали в серебря н ом (2) ине е, а ёлоч ки пр и крывались тяж ё л ы ми снежн ы ми хлоп ь ями. Мне пр и ходилось проб и рат ь ся по какой — (то) (не) пролазной апрел ь ской гр я зи , когда над землёй кр и чали (не) истовые грачи.
В июн ь ском ч е р е довании со л нца и (сине) — ч ё рных туч мне открывалась история края. Я в с лушивался в название пр и дорожного п о сёлка Первый Воин и раз ы скивал древние укр е пления против ордынских полчищ . Подви г (древне) русских ратн и ков, которые первыми пр и нимали удар вр а га, повт о рили (3) ос е нью тысяча дев я тьсот сорок второго года танкисты. Они г е роически сд е ржали натиск неме ц ких коло нн . (4)
(По Я. Хелемскому)
В этой местности я знал каждый поворот дороги, каждый овражек. На моих глазах тут сменялись все времена года.
Я видел тенистые аллеи и окрестные рощи в пестроте листопада. Любовался ими зимой. Тогда верхушки берёз блистали в серебряном (2) инее, а ёлочки прикрывались тяжёлыми снежными хлопьями. Мне приходилось пробираться по какой-то непролазной апрельской грязи, когда над землёй кричали неистовые грачи.
В июньском чередовании солнца и сине-чёрных туч мне открывалась история края. Я вслушивался в название придорожного посёлка Первый Воин и разыскивал древние укрепления против ордынских полчищ. Подвиг древнерусских ратников, которые первыми принимали удар врага, повторили (3) осенью тысяча девятьсот сорок второго года танкисты. Они героически сдержали натиск немецких колонн. (4)
Источник: gordeevaln.ru
Русский язык. ОГЭ. Задание 7. Сравнение. Метафора
На ОГЭ, в отличие от ЕГЭ, проверяется минимальное количество изобразительно-выразительных средств, в частности тропы: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола (редко), литота (редко).
Кроме тропов проверяется также умение находить фразеологизмы.
Что такое тропы
Тропы — языковые средства, слова или выражения, которые используются в переносном значении для достижения образности.
Сравнение
Сравнение — это уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.
Сравнение может быть выражено следующими способами:
- сравнительным оборотом или придаточным сравнения с союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧЕМ:
Я сам, как зверь , был чужд людей
И полз, и прятался, как зверь . (М. Лермонтов).
- существительным в творительном падеже:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами ,
Блестя на солнце, снег лежит… (А. Пушкин)
- оборотами со словами ПОХОЖ, ПОХОЖИЙ, ПОДОБЕН, ПОДОБНЫЙ, НАПОДОБИЕ, ВРОДЕ и др.
В сотне метров от берега летели над серой водой похожие на белые сабли паруса. (В. Крапивин)
- сравнительной степенью прилагательных или наречий:
Ты всех милее, всех дороже , русская, суглинистая, жёсткая земля. (А. Сурков)
- Сравнение — это троп. Сравнительный оборот — это синтаксическое средство. Для ОГЭ это неважно. Для ЕГЭ принципиально.
- На ОГЭ в задании 7 может быть 2 формулировки: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот » или «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение ». Надо заострить внимание учеников на том, что в первом случае это только обороты со сравнительными союзами, во втором — любые способы выражения сравнения.
- В задании могут быть предложения, в которых есть союз КАК, но это не сравнительный оборот и не придаточное сравнения. На это нужно обратить внимание учеников.
Примеры из открытого банка заданий ФИПИ
Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся . (Сравнение, выраженное придаточным сравнительным)
Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог. (Это НЕ сравнение, так как союз «как» связывает придаточное изъяснительное с главным в СПП)
Он работал, работал , как подёнщик , как вол , и вдохновение рождалось в работе. (Сравнительные обороты с союзом «как»)
Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей. (Сравнение, выраженное оборотом со словом «подобно»)
Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу . ( Сравнение, выраженное сравнительным оборотом с союзом «чем» и сравнительной степенью наречия «хуже»)
Метафора
Метафора — это скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.
Метафора может быть выражена следующими способами:
- существительным в переносном значении:
Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед,
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет. (С. Есенин)
- глаголом в переносном значении:
За Кремлём горит заря туманная… (М. Лермонтов)
Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении фрагмента текста.
Младенцем завернула
Заря луну в подол . (С. Есенин)
- На ОГЭ даётся следующая формулировка: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора ». Термин «развёрнутая метафора» в формулировке не используется, но в предложениях развёрнутая метафора встречается. С учениками надо разбирать такие случаи.
- Ученики часто путают метафору и сравнение. Обращаем внимание детей на то, что метафора — это или существительное, или глагол обязательно в переносном значении. Поэтому именно их и надо искать в предложенных фрагментах. Кроме того, метафора — это скрытое сравнение, то есть в ней нет сравнительных союзов, но их легко можно подставить («волос золотое сено» — цвет волос, как золотое сено; «горит заря туманная» — цвет неба на заре, как будто что-то горит). В метафоре нет предмета или действия, с которым происходит сравнение.
Примеры из открытого банка заданий ФИПИ