10 мифов о советских украшениях
В этом материале Лавка Сороки собрала распространенные мнения о советских украшениях. Что-то оспорим, что-то подтвердим, но главное — покажем более полную картину украшений в СССР.
Мы разберем десять мифов. Утверждения могу звучать грубо, но именно так их сформулировали наши клиенты и коллеги:
- Советский дизайн был простой и скучный, выпускали только «бессмертную классику»
- Украшения были коряво сделаны
- Советские украшения злоупотребляли бесвкусными крупными корундами, как будто всегда хотели выглядеть «дорого-богато»
- В советских украшениях были натуральные рубины и сапфиры
- У меня есть украшения с александритами
- Все камни в советских украшениях синтетические
- Советские ювелиры использовали «настоящий якутский берилл»
- Проба с головой = довоенные украшения
- В советских украшениях была только 875 проба, все остальные — подделка или новые украшения
- Украшений было мало, а носить их было некуда
Миф №1. Советский дизайн был простой и скучный, выпускали только «бессмертную классику»
Под “классикой” подразумеваются украшения, чья стилистика заимствована из викторианской и эдвардианской эпох. Это в том числе и хорошо знакомые изделия Харьковского ювелирного завода. Их знаменитые “цветки” в серьгах и кольцах выпускались (и до сих пор выпускаются) большими тиражами. Зачастую с ними ассоциируют всю ювелирную промышленность СССР.
Самые интересные славянские драгоценные камни и Сила природы и самоцветы
Однако, во-первых, та же классика была достаточно разнообразной. Пример трех колец с разными вставками и разной формой цветка:
А во-вторых, это был лишь один из тысяч дизайнов. На том же Харьковском Ювелирном одновременно с этими серьгами могли изготавливать вот такие броши:
В-третьих, в СССР существовали мастерские при художественных фондах. Они делали настоящие произведения искусства. Такие вещи не доходили до покупателей, их показывали на выставках. Но иногда их дизайн перерабатывали и пускали в тираж. Читайте нашу статью про подобный пример.
Миф №2. Украшения были коряво сделаны
Качество советских украшений зависит от места производства. Например, красносельские мастера создавали много красивых, но примитивных стилизаций. Изделия заводов Ленинграда, Таллина и Друскининкая ничем не уступали европейским. Украшения Харьковского ювелирного завода можно назвать добротными, а вот из Алма-Аты — посредственными.
ТОП 10 самых РУССКИХ драгоценных камней от ювелирного бренда Сила природы
О качестве прежде всего говорила довоенная традиция мастеров на этих заводах. Города с сильной дореволюционной традицией, зачастую выдавали лучшие украшения.
Ещё один аспект качества — финансирование. Лишнего старались не тратить нигде, часто экономили на позолоте и драгоценных металлах. Отсюда, например, традиция артели “Красная пресня” в работе со стеклянными имитациями дорогих камней:
Когда сегодня, спустя полвека, до нас доходят такие вещи, стекло зачатстую в плохом состоянии, а серебро истерлось. Поэтому и может создаться впечатление низкого качества.
С другой стороны, посмотрите на эти украшения Львовского Ювелирного завода. У них интересный дизайн, они сделаны основательно:
Миф №3. Советские украшения злоупотребляли бесвкусными крупными корундами, как будто всегда хотели выглядеть «дорого-богато»
Тут снова злую шутку сыграли украшения Харьковского Ювелирного завода. Их массивные кольца с розовыми и красными корундами из серебра и золота разошлись по всей стране.
Знакомо, не правда ли?
Их много и сегодня. Но уже в наше время они ассоциируются не с «маст хевом» в ювелирном гардеробе, а скорее с советскими «представительницами торговли». Эти кольца и вправду стремились произвести впечатление, наверное, поэтому они и были так популярны. Они настолько колоритные, что мы в Лавке Сороки называем их «барон».
И в целом в СССР действительно использовали много красных и розовых корундов, которые сегодня кажутся вызывающими и старомодными. Снова количественное преимущество мешает замечать вариативность. Стоит помнить о масштабах Советского Союза! У многих регионов есть узнаваемые черты и каждый найдет среди них что-нибудь своё.
«Русские самоцветы» из Ленинграда делали шикарные украшения с горным хрусталем:
А для Таллинского ювелирного завода больше характерны изделия из серебра с эмалью:
Миф №4. В советских украшениях были натуральные рубины и сапфиры
Самый устойчивый и народный миф.
Рубины, сапфиры — в советских украшениях они, как правило, выращены искусственно. Возраст роли не играет — ученые синтезируют эти камни уже более ста лет. Эти драгоценные камни первого порядка — самые дорогие и редкие камни в мире. Их ценят за прочность, износостойкость и красоту. Стоимость зависит от чистоты, каратности и цвета камня.
Например, чистый рубин без облагораживания с минимальными включениями и ярким цветом может стоить от 800 до 1500 долларов за один карат.
Месторождений рубинов и сапфиров на территории СССР не было, в страну их не импортировали.
Советская ювелирная промышленность не афишировала, что камни в украшениях синтетические. Однако процесс изготовления ученые освоили еще в 20-е годы.
Все это стало большим разочарованием для людей в 1990-е годы. Тогда многие продавали советские украшения в надежде выручить за них значительные средства.
Суровая правда состояла в том, что цена на синтетические камни значительно ниже природных — их можно приобрести около 50 центов за штуку размером 6×8 мм.
Миф №5. У меня есть украшения с александритами
Еще одна «больная тема». Как мы уже разобрались в прошлом пункте, натуральных сапфиров и рубинов в СССР не было. По тем же причинами не было и натуральных александритов.
Однако в СССР не было и синтетических александритов. Почему?
Советские химики изготавливали синтетические корунды. Эта группа минералов включает в себя рубин, сапфир и непрозрачные камни, которые используются для шлифовки и полировки.
То, что сегодня многие продавцы пытаются выдать за александрит – это синтетический корунд-сапфир с эффектом смены цвета. Александрит – другой камень, у него другие физико-химические свойства, природа смены цветы у него тоже иная.
Миф №6 Все камни в советских украшениях синтетические
Этот миф обратный прошлым двум.
В украшениях СССР были натуральные драгоценные камни, которые можно встретить на территории страны: аметисты, изумруды, бриллианты.
Еще лучше дело обстояло с поделочными камнями, они же самоцветы: яшма, родонит, агат, авантюрин, халцедон, нефрит, амазонит и т.д. В СССР было немало мест добычи камней, поэтому нам привычны не только украшения, аксессуары, но и предметы быта и облицовка помещений такими камнями. Зачастую самые интересные предметы из самоцветов делали на Свердловском ювелирном заводе. История завода описана в одной из наших статей.
Интересно, что самоцветы редко имитировали даже в бижутерии. Недостатка в сырье не было. Стеклянные и пластмассовые имитации встречаются в серебре и бижутерии, но их достаточно легко отличить от оригинального камня.
Миф №7. Советские ювелиры использовали «настоящий якутский берилл»
Несколько раз мы встречали тезисы о настоящем якутском берилле, поэтому остановимся на них подробнее.
Бериллы — семейство драгоценных камней-силикатов. К этой группе принадлежит изумруд — прозрачная разновидность берилла, окрашенная в травянисто-зеленый цвет оксидом хрома или оксидом ванадия, иногда с примесью оксида железа. Крупные качественные изумруды весом от 5 карат ценятся дороже алмазов!
Изумрудные копи Урала были открыты в XIX веке. В СССР ими заведовал трест “Русские самоцветы”, чуть позже — “Союзпредмет”. Добычи изумрудов ювелирного качества в приоритете не было. Рудники разрабатывались ради извлечения металла бериллия. Он использовался в военной промышленности.
Поэтому природные изумруды в советских украшениях — достаточно редкое явление. Чаще это были искусственно-выращенные изумруды. В заблуждение вводят двойственность названий. Например, якутским изумрудом называют хромдиопсид, а уральским изумрудом — демантоид.
Миф №8. Проба с головой = довоенные украшения
Отчасти этот тезис верен, но не совсем. Углубимся немного в историю клейм советского периода!
С 1917 до 1927 года стандарт клейма отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции установили стандарт — -голова рабочего с молотком наперевес и буквенный шифр пробирной инспекции (буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами. Эти клейма встречались до 1956 года, пока на смену голове рабочего пришла пятиконечная советская звезда. Принцип чтения остался тот же, но для буквенного шифра стали использовать кириллицу.
Учитывая турбулентность 30-х годов, сложнейший период Второй Мировой войны, до нас дошло мало украшений, сделанных в то время. Сегодня клеймо в виде головы рабочего мы встречаем в основном на украшениях, сделанных в период с 1950 по 1956 г.
Миф №9. В советских украшениях была только 875 проба, все остальные — подделка или новые украшения.
Проба сообщает сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. До революции в Российской империи использовалась золотниковая проба, привязанная к русскому фунту. При переходе на более распространенную и понятную метрическую систему, произошел пересчет. Таким образом, дореволюционная 84 проба превратилась в 875, а 88 — в 916.
875 проба серебра со звездой встречается в советских украшениях чаще всего.
Была также 916 проба серебра. Как правило, её использовали Ленинградский, Таллиннскй, Ереванский ювелирные заводы для украшений с эмалью.
О том, как читать клейма у нас есть отдельный подробный материал.
Миф № 10. Украшений было мало, а носить их было некуда
Досуг СССР не отличался разнообразием, но это вовсе не значит, что его не было. Женщины с удовольствием одевались на праздники и для выхода в свет. Особенно часто вспоминают выпускные, когда девочкам дарили серьги или кольца, или специально одалживали их у друзей и родных.
Среди воспоминаний есть место и робости относительно дорогих и красивых вещей — даже если они появлялись, показывать их было неловко, а может и считалось неуместным. Отсюда вечно хранимые в сервантах драгоценности и наборы посуды — когда-нибудь “на потом”, но не сейчас.
Тон в стиле задавали певицы, актрисы и их воплощения на киноэкране. Смотря советские фильмы можно смело допустить, что так могли выглядеть и некоторые женщины на улице. Примеры — Людмила Гурченко или даже Нина Дорошина из фильма “Любовь и голуби”.
Источник: sorokastore.com
Правда ли, что во все советские ювелирные украшения вставляли только синтетику?
Во времена СССР мы гордились тем, что наша страна имеет самые лучшие месторождения золота, серебра и драгоценных камней.
На географической карте можно было увидеть, что Урал богат изумрудами, топазами и аквамаринами.
Что Сибирь богато лазуритом и нефритом, а Якутия добывает самые чистые алмазы.
И всегда складывалось впечатление, что все эти богатства поступают к огранщикам, а потом к ювелирам. И мы можем любоваться этими природными самоцветами на наших красавицах женщинах. Но, когда мы ехали в метро или приходили на работу, то видели женщин практически в одинаковых украшениях. И вряд ли кто из нас воочию видел аквамарины или топазы, которые украшали бы наших реальных советских женщин.
В основном все природные камни, которые добывались на богатых просторах нашего СССР в сырье через экспортное предприятие «Байкалкварцсамоцветы» отправлялось за рубеж.
Это и прекрасная красная шпинель из Таджикистана, уральские аквамарины, изумруды и турмалины.
Какие же камни гранили для внутреннего рынка?
Алмазы не очень хороших характеристик, бледные изумруды и яшмы.
Из алмзов делали бриллианты на заводах «Кристалл», изумруды гранили для внутреннего пользования те, которые было невозможно продать за валюту. Яшма использовалась для недорогих украшений.
А что же тогда вставляли в советские золотые изделия? Синтетические камни!
Рубины, сапфиры, гидротермальные изумруды. Эти камни были синтетическими аналогами драгоценных камней.
Также в украшения закрепляли искусственные камни, то есть те, которые не имеют аналогов в природе. К ним относятся: фианиты и гадониевые гранаты(розового цвета). Камни на заводах по выращиванию синтетического материала получались яркие и высокого качества. Их огранивали на станках с программным управлением. Они имели все правильные размеры и поэтому их легко можно было крепить в массовую продукцию.
Источник: dronova-nona.livejournal.com
Старинные русские названия драгоценных камней
Натуральные камни – красочные, загадочные, притягательные творения природы – с давних времен вызывали восхищение, в старину и вовсе нередко становились предметом поклонения. Природные камни – древнейший материал, который использовался для создания амулетов, предметов для совершения обрядов или просто украшений, а еще – для лечения различных заболеваний. Примечательно, что в каждой стране были свои предпочтения относительно природных камней. Во многом это было обусловлено географическим положением. Камень, высоко ценящийся на Востоке, мог быть совершенно неприметным на Западе и наоборот.
На Руси исконно в большом почете (как у мастеров-резчиков, так и простых обывателей) были такие камни, как малахит, яшма, змеевик, нефрит и агат. Каждый из этих камней уникален, неповторим и очень красив. В старину природные камни широко использовались в декоре.
Особым почетом минералы (особенно речной жемчуг, малахит, яшма и агат) пользовались у представителей царской семьи, а также состоятельной прослойки населения. Без ума от украшений с полудрагоценными камнями была императрица Екатерина Великая и Анна Иоанновна. Екатерина имела бесчисленное количество украшений из природных камней, с удовольствием носила и их и щедро одаривала своих приближенных. Один из известных историков, А.Е. Ферсман, писал, что период правления Екатерины II был своеобразным «веком моды на бриллианты и природные камни».
Украшения и аксессуары из самоцветов актуальны и по сей день. Они пользуются большой популярностью во всем мире. Однако прежде чем отправляться в магазин и покупать украшение из природного камня, стоит ознакомиться со свойствами минералов, так как камень, каким бы он красивым ни был, может просто не подойти, если не совпадает, скажем, с характером человека, его ведущей внутренней энергией.
Особенности популярных русских камней
Если что и объединяет полудрагоценные камни, так это долговечность и красота. В остальном (даже очень похожие внешне камни) минералы отличаются практически во всем, в первую очередь – физическими свойствами.
Популярный в России малахит (богатые залежи в старину были обнаружены на Урале) – минерал с чарующе зеленым оттенком. Малахит на Руси считался камнем чудодейственным. Наши предки верили, что обладатель малахита может становиться невидимым и разговаривать с птицами и дикими животными. Считается, что малахит благотворно влияет на здоровье: успокаивает нервную систему, снимает напряжение, улучшает зрение. Украшения из малахита рекомендуется носить людям, подверженным тяжелым физическим и умственным нагрузкам.
Еще один популярный камень – яшма. Ее в нашей стране называют «царицей камней». Этот камень используется для создания украшений с древнейших времен. В старину с помощью яшмы также лечили целый спектр различных недугов: от болей в желудке до лихорадки и эпилепсии. Яшма – камень храбрых и отважных. Украшения из яшмы рекомендуется носить людям, чья профессия связана с риском: альпинистам, спасателям, полицейским…
Темно-зеленый природный камень с характерным названием змеевик – камень душевного равновесия. Такое название он носит не случайно — змеевик покрыт красивым рисунком, напоминающим змеиную кожу. Змеевик – очень сильный камень, он, как выражались наши предки, способен заряжать человека положительной энергией, придавать сил. Также змеевик нередко использовался для лечения простудных заболеваний. Змеевик подходит людям, занимающимся физическими нагрузками, в первую очередь, спортсменам, а также стража м правопорядка, юристам, бизнесменам и управленцам.
Еще один камень, пользовавшийся большой популярностью на Руси, – нефрит. Название камня неслучайно. Нефрит (от греческого «нефра» — почка) в старину применялся для лечения заболеваний почек, а также для лечения сердечно-сосудистой системы. В странах Востока нефрит почитался как камень сильных, самоотверженных людей.
Самый распространенный тип нефрита – темно-зеленый камень с едва заметными светлыми вкраплениями. Украшения из змеевика рекомендуется носить людям опасных профессий, подверженных риску.
Не менее популярный на Руси камень – агат. Название этого камня происходит от итальянской реки Ахатес. Агат известен в нашей стране примерно с 16 века. Этот камень широко применялся как для создания украшений, так и при лечении различных недугов: от нервных расстройств до проблем с пищеварением. Из агата также создавались амулеты для защиты от порчи и сглаза.
Считалось, что агат способен помочь человеку стать более мужественным и уравновешенным. Украшения из агата рекомендуется носить людям, подверженным стрессу, а также тем, кто хочет стать более уверенным в себе. Агат отлично подойдет торговцам, артистам, бизнесменам.
Источник: www.rusvelikaia.ru
Джордж Кунц — Драгоценные камни в мифах и легендах
На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу Джордж Кунц — Драгоценные камни в мифах и легендах, Джордж Кунц . Жанр: Мифы. Легенды. Эпос. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст и даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем литературном портале bookplaneta.ru.
Название: Драгоценные камни в мифах и легендах
Дата добавления: 20 июнь 2019
Количество просмотров: 237
Читать онлайн
Драгоценные камни в мифах и легендах читать книгу онлайн
Драгоценные камни в мифах и легендах — читать бесплатно онлайн , автор Джордж Кунц
Известный знаток и почитатель драгоценных камней Джордж Кунц собрал в своей книге уникальную коллекцию мифов, легенд и волшебных историй о минералах. Он увлекательно рассказывает о старинных верованиях, посвященных камням-амулетам и талисманам, об астрологических предсказаниях и мистических ощущениях, которые с древних времен люди основывали как на магических, так и на реальных свойствах самоцветов. Автор анализирует и объясняет необычайно сложную символику камней, в которую до такой степени верили во все времена, что порой драматическим образом менялись судьбы целых династий, а также предлагает читателям разобраться в прошедших сквозь века преданиях разных народов и воспользоваться их опытом, чтобы отыскать собственный камень-хранитель.
Перейти на страницу:
Перикл (ок. 490–429 до н. э.) – афинский государственный деятель, вождь демократической партии, оратор, полководец. Сорок лет управлял государством. При нем резко снизилась роль аристократии, хотя сам он был знатнейшим аристократом. Имея прекрасное образование, уделял огромное внимание культурному развитию общества.
При нем были построены Одеон, знаменитые Пропилеи, Акрополь, много скульптур, сохранившихся по сей день.
Евсевий Памфил (ок. 264–339) – епископ Кесарии Палестинской, церковный писатель и историк, активный создатель молодой христианской церкви, выдающийся теолог, автор многотомной «Церковной истории».
Фуггеры – ювелиры и банкиры XV и XVI вв. (Примеч. авт.)
Монардес Николас (1512–1588) – испанский врач и естествоиспытатель.
Пселл Михаил (до пострижения в монахи – Константин) (1018 – ок. 1078 или ок. 1096) – византийский политический деятель, писатель, ученый.
Гельмонт Ян Баптист ван (1579–1644) – фламандский аристократ, врач, естествоиспытатель.
Источник: bookplaneta.ru