Статуя на носу корабля как называется

В давние времена нос корабля обязательно старались украсить скульптурой. Названия этих фигур разное, в зависимости от страны, к которой принадлежало судно. Больше всего встречалось женских образов, но и не только. Какой смысл несла корабельная скульптура? И почему женских сущностей было на них больше всего?

Немного истории

В старину женщин на корабле не было. Это плохая примета. При этом, нос корабля украшала скульптура в виде женщины. Поверье говорит, что так моряки возлагали надежу на нее, считая фигуру способной успокоить встречный шторм.

В XVIII столетии фигура на носу корабля обрела разнообразность. Уже можно встретить античных героев, образы животных, портреты в скульптуре и даже целые композиции из множества фигур.

Именовали такие носовые скульптуры по-разному: в Риме – рострой, в Греции – кариатидой. Иногда их называли гальюнными. Слово имеет немецкие корни. Гальюн – это площадка под бушпритом в носу корабля. Именно там располагались скульптуры.

Корабельные фигуры XIX века представили на выставке в Великобритании

Каждая фигура на носу корабля была гордостью судовладельца. Они всегда делались, устремленными вперед. Это символ судна. Отслужив рабочий срок, корабль списывался, а носовую фигуру обязательно снимали. После кораблей она становилась украшением стен хозяйских домов, других зданий, колон.

Впоследствии такие скульптуры оказывались в морских музеях.

Носовые фигуры корабля в музее

Сегодня название «галеонная фигура» на носу корабля – это обозначение скульптуры по имени судна на носовой части. Однако в морской терминологии она осталась «гальюнной», соответственно месту расположения. Интересно, что на том же свесе находились отхожие места для корабельного экипажа. Отсюда современное название корабельных туалетов – гальюн.

Читайте также:
Опал триплет что это

Суеверия

В давние времена судна были относительно примитивными. Служившие на них мореплаватели часто чувствовали себя бессильными перед водной стихией. Веруя в различные божества, они всяким образом старались задобрить их, прося о помощи в укрощении ветра, волн, отведения несчастий и привлечения удачи. Духи должны были охранять судно от любых несчастий, штормов, мелей, опасных ветров. А если даже так случалось, что корабль тонул, то божества сопровождали души погибших моряков в страну, где пребывают мертвые.

Битва военно-морских кораблей за Актиум

Каким изображениям отдавали предпочтения в разных странах?

Если заглянуть в Древний Египет, то там фигура на носу корабля в основном изображала священную птицу. Финикийцы отдавали предпочтение резной деревянной голове лошади, как символ быстроходности корабля. Греки и римляне устанавливали разъяренного дракона или кабана, в знак запугивания потенциального врага. Викинги тоже предпочитали головы драконов.

Корабли викингов

ДЛЯ ЧЕГО ЭТА ШТУКОВИНА у кораблей? Корабельный бульб.

Для норвежских судов тоже вырезали деревянные головы дракона, а славяне украшали ладьи головами козлов и баранов. Среди древних кораблей встречаются и такие, что украшены скульптурами павлинов.

Изображения богов тоже часто украшали суда, особенно у древних греков. Там предпочтение отдавалось Нике – богине победы. В убранстве кораблей можно обнаружить много разных мифологических персонажей. В основном это Нептун и Меркурий – древнеримские боги, покровители торговли и мореплавания.

О чем еще говорили скульптуры?

Часто носовые фигуры в прямой, символической или аллегорической форме указывали на название судна. Это помогало понять название и назначение корабля, так как многие люди еще не умели читать.

Для таких целей использовались самые разнообразные скульптурные изображения: от императоров до героев мавров и индейцев. Очень часто значащей скульптурой являлась фигура женщины на носу корабля, дев, монахов и святых.

Читайте также:
Знак зодиака водолей как ювелирное изделие

Женская фигура на носу корабля

Уже в середине XVI века мастера корабельного дела в Испании и Португалии устанавливают на галеонах (больших трехмачтовых парусниках, предназначенных перевозить ценные грузы) очень совершенные, в художественном смысле, скульптуры. Так, к XVII веку богатый скульптурный декор плотно вошел в кораблестроение и стал вполне обычным атрибутом всех парусников.

Зачастую пышность отделки судна не уступала роскошным дворцам своих хозяев. Бывало и такое, что даже превосходила их. Если речь шла о военно-морских силах, то целью было продемонстрировать могущество владельцев. Общеевропейскими символами на боевых кораблях были геральдические львы и орлы. Они показывали силу и благородство воинов.

Лев часто украшал форштевни флагманских шведских судов. На корабле Эрика IV, шведского короля, рычащего льва изобразили в короне.

Торжество эстетики

Часто женская фигура на носу корабля выполнялась в виде всевозможных русалок, наяд – существ, связанных с морем. Они должны были защищать корабль от потопления. Фигуры сначала были очень массивными, но со временем было замечено, что они утяжеляли судно и делали его менее ходким, валким на волне. Поэтому их размеры значительно сократились.

Поклонение божествам постепенно утратило свое значение. Его потеснила эстетика. Поэтому чаще всего украшением служила женская фигура на носу корабля. Архитектура судна должна была не только соответствовать по функциональности своему назначению, но быть максимально совершенной в своей красоте.

Фигура на корабле в носовой части

В Петровские времена для украшения российских кораблей и их проектирования привлекались очень выдающиеся личности, такие как Пименов, Чижов, Микешин, Клодт. В 1724 году для создания носовой скульптуры в виде портрета Петра I был сделан заказ у Бартоломео Растрелли.

Архитектура парусников до самого конца XVIII века сохраняла стиль барокко. Затем в искусстве постепенно утвердился классицизм.

Читайте также:
Часы лотус женские отзывы

В XIX веке чаще всего нос украшало поясное или подгрудное изображение фигуры, связанной с названием корабля.

Источник: fb.ru

Как появились носовые скульптуры на кораблях, и для чего они были предназначены

Лицо корабля: Носовые фигуры, приносящие удачу

Лицо корабля: Носовые фигуры, приносящие удачу

Традиция украшать корабли скульптурами имеет очень давнюю историю, но расцвет ее приходится на 16 — 17 век. Владельцы кораблей таким образом демонстрировали свою мощь или богатство. Носовые фигуры в человеческий рост, вырезанные из дерева, нередко представляли собой настоящие произведения искусства, также они служили для команды корабля своего рода талисманом, приносящим удачу.

Хороша была галера: румпель был у нас резной,
И серебряным тритоном нос украшен был стальной.
Кандалы нам терли ноги, воздух мы хватали ртом,
Полным ходом шла галера. Шли акулы за бортом.
(Редьярд Киплинг, перевод Е. Дунаевской)

Вначале эти фигуры в виде мифических животных размещали на носу судна, на специальном выступе.
Зачастую их устанавливали с целью устрашения врагов, особенно это касалось викингов. На высоких носах своих драккаров они размещали еще и высоко поднятые головы драконов. И когда эти головы выплывали из тумана в сопровождении ревущих боевых рогов, на европейских жителей это производило весьма устрашающее впечатление.

Корабли с носовыми фигурами в виде драконов зачастую имели и соответствующие названия — «Драконоголовый», «Морской Змей» или что-то похожее.
В те времена мало кто умел читать и писать, поэтому и названия кораблей на их бортах никто не писал.

Дракон Харальд Прекрасноволосый

Дракон Харальд Прекрасноволосый

Примитивные суденышки часто оказывались бессильными перед морской стихией, и для успешного плавания капитаны старались установить на кораблях фигуры богов – укротителей морской стихии, надеясь таким образом получить от них защиту и покровительство для своей команды.
Но, как оказалось, эти тяжелые статуи на носу корабля, наоборот, делали его менее устойчивым на волнах, поэтому для них нашли другое, более подходящее место – под бушпритом, именно там мы и привыкли их видеть.

Читайте также:
К чему снится покупка ювелирных изделий

К середине 16 века скульптуры становятся уже весьма совершенными в художественном плане, резчики по дереву, умело используя структуру дерева, научились искусно передавать контуры тел этих фигур. Все эти носовые фигуры устремлены вперед, будто помогая судну идти быстрее.
И вскоре уже на всех крупных парусных судах под бушпритом красовались великолепные скульптуры.

И, по-прежнему, носовые фигуры старались делать соответствующими названию корабля, которое теперь уже было написано на его борту и корме — «Единорог», «Морская дева» и др. И фигуры при этом были соответствующие – единороги, русалки…

Источник: kulturologia.ru

Скульптура на носу корабля. 6 букв?

Ответ на Ваш вопрос — Ростра.Подходит по количеству букв и по значению. Такие ростры Вы можете увидеть, например, на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге на колоннах, которые так и называются Ростральными.

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
sieh0­ 8 [159K]
5 лет назад

Старинные парусники и вообще все все корабли в старину имели скульптурные фигуры на носу судна. Они изображали богов-покровителей этого корабля. Имя бога носил часто и сам корабль. И почти всегда это были изображения женских существ: древних богинь и богов, чудищ, сирен и русалок. Если они не разбивались в походах при таранах вражеских судов, то хранились как реликвии после того, как корабли списывали.

Скульптуры были красивые и крепкие. Но, как и все на корабле, они несли и утилитарную функцию. Красивое изображение отвлекало и маскировало отхожее место — гальюн. Именно там располагалась уборная для моряков. Все отходы смывались волнами при быстром ходе корабля и все было прилично.

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
В Рокот­ ов [281K]
5 лет назад

Изначально этот предмет нес именно утилитарную функцию, но совсем не ту, которую сегодня приписывают этому предмету (озвучу в конце ответа). Изначально фигура, помещаемая на носу корабля служила для нарушения целостности обшивки вражеских кораблей, то есть боевым тараном. Эта скульптура имела острие направленное вперед и вверх, так как раньше помещалось чуть выше ватерлинии, позже таран утратил свою боевую функцию и стал использоваться как охранный символ, приобретая черты божества, который был ответственный за непотопляемость и сохранность команды и имущества(Ника, Меркурий). Изначально таран назывался ростра (от этого ростральные колонны в С-Пб).

Читайте также:
Cartier отзывы о ювелирных изделиях

Сегодня в игре «Кто хочет стать миллионером» был задан такой вопрос, само место на котором помещалась скульптура на носу корабля называется по нидерландски galjoen — нос корабля, так как на носу корабля часто помещалось место для справления нужды командой, этому названию (ГАЛЬЮН) стало приписываться иное значение.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Рейтинг
Загрузка ...