Блж. Феофилакт архиепископ Болгарский. Толкование на 1-ое послание к Коринфянам святого апостола Павла
И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими.
Выше низлагал надмение коринфян внешней мудростью; но, чтобы они не сказали: мы превозносимся не этой, а духовной мудростью, теперь показывает, что и в нашей мудрости они не достигли совершенства, а остаются еще несовершенными, и говорит, что они еще ничего не слышали о предметах, более совершенных. Хорошо сказал: не мог, дабы не подумали, что он не говорил им о более совершенном по зависти.
Я потому не мог говорить с вами, как совершенными, что вы все еще занимаетесь плотским. Но как же они, будучи плотскими, совершали знамения? Действительно, они были таковы, как и в начале сказано. Но можно и знамения творить и в то же время быть плотским, подобно тем людям, которые изгоняли бесов именем Христовым. Ибо знамения бывают для пользы других и потому часто совершаются и чрез недостойных.
Как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские.
Вопросы пастору — О каком «дне» говорит Павел?
В тайнах Христовых, говорит, вы еще младенцы, поэтому я поил вас молоком, то есть простейшим учением, а не предлагал вам твердой пищи, то есть учения более совершенного. Почему? потому что вы были еще не в силах (принимать его). А чтобы низложить их гордость, прибавляет: да и теперь не в силах, ибо еще помышляете о плотском. Видишь ли: они не в силах принимать такое учение потому, что не хотят быть духовными, а остаются плотскими.
Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
Все, что сказано было выше, говорил к начальникам, гордившимся своею мудростью и благородством, а теперь обращается к подчиненным и говорит: я справедливо называю вас плотскими, потому что между вами есть зависть, споры и разногласия. Он мог обвинять их и в блудодеянии и многих других пороках; но так как между ними особенно усилились разногласия и споры, то о них и упоминает.
Важно отметить что везде соединяет зависть со спорами. Это потому, что от зависти происходят споры, а от споров разногласия. Но если все эти беспорядки есть у вас, то не по человеческому ли обычаю поступаете? то есть не о плотском ли, не о человеческом ли и земном помышляете?
Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
Именами Павла и Аполлоса означает знаменитых между коринфянами мужей и учителей [14].
Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали.
Поставив свое и Аполлосово имя, верно достигает Своей цели. Рассуждает таким образом: если мы ничто, то что сказать о ваших учителях? Мы, говорит, служители, а не самый корень и источник благ, этот источник — Христос. Поэтому нам не должно превозноситься, так как мы доставили вам блага, принятые от Бога; ибо все принадлежит Ему, подателю благ. Не сказал: мы благовестники, но: служители — это потому, что благовествование обнимает только учение, а служение заключает и дела.
Драгоценных Камней — Мудрость Часть 3
И притом поскольку каждому дал Господь.
Да и это, говорит, малое служение мы не от себя имеем, но получили от Господа, каждый в свою меру.
Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог.
Я, говорит, первый посеял проповедь; Аполлос же постоянным своим учением не дал семени засохнуть от зноя искушений лукавого, но возрастил вас Бог.
Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
Смотри, как, уничижая себя и Аполлоса, делает сносным уничижение мудрых и богатых начальников коринфских, научая, что к Нему относит все даруемые нам блага.
Насаждающий же и поливающий суть одно.
Они ничего не могут сделать без помощи Божией, в этом отношении они — одно; как же вы превозноситесь друг пред другом, когда вы одно?
Но каждый получит свою награду по своему труду.
Легко могло случиться, что те, которые более прочих трудились в делах веры, сделались бы беспечными, услышав, что все одно; поэтому тотчас объясняет свое выражение и говорит, что все одно только в отношении к их бессилию сделать что-либо без помощи возращающего Бога. Что же касается воздаяния, то каждый получит награду по своему труду. Не сказал: по своему делу, но: по своему труду, ибо что нужды, если кто и не совершил дела? По крайней мере, он трудился.
Ибо мы соработники у Бога.
Рик Реннер: Огненному испытанию подвергнется каждый из нас
Развитие
Автор afmedia На чтение 8 мин Просмотров 60 Опубликовано 19.02.2019
Я хочу сейчас поговорить о важности строить свою жизнь правильно, в послушании Божьей воле и Божьему замыслу, и делать это наилучшим образом, чтобы своей жизнью почитать Бога и то, что Он сделал ради нас через Своего драгоценного Сына.
Начать хочу с одного случая, произошедшего несколько лет назад, который оживил в моём сердце эту истину и знакомый многим верующим библейский стих.
Однажды ночью мы с Дэнис услышали рёв пожарных машин, приближавшихся к нашему дому. В то время мы жили в многоэтажном доме в центре Москвы. Пожарные машины мчались по направлению к нашему дому с включёнными сиренами, а эхо от воя сирен отскакивало от зданий по обе стороны улицы, подобно тому как в большой пещере оно рикошетом отлетает от стен.
Я увидел отблеск огня с тыльной стороны квартиры, и мы с Дэнис вышли на балкон посмотреть, что происходит. Горело здание, стоящее прямо позади нашего дома. Пламя уже охватило крышу и, яростно потрескивая, вздымалось в задымлённое небо. Воздух был настолько раскалён, что пожарные не смогли подобраться к зданию поближе.
Они были вынуждены стоять поодаль и наблюдать за разрушительной работой огня, прежде чем смогли подойти поближе и начать качать воду, чтобы потушить полыхающую крышу. Когда пожар был наконец потушен, от здания осталась только каменная его часть, всё остальное было сожжено дотла.
Что имел в виду Павел, говоря, что люди строят из золота, камней, дерева и соломы?
Сейчас с помощью современной техники и оборудования пожары удаётся тушить гораздо быстрее, чем раньше, и тем самым сокращать количество урона. Но я хочу говорить с Вами о времени, в которое жил апостол Павел. Тогда такой техники, как сегодня, не существовало. Пожары были огромной проблемой для больших городов.
Если в городе начинался пожар, он бушевал не один день, прежде чем его удавалось потушить. Проблема усугублялась тем, что жилища рабов, проживавших в больших городах, были сделаны из дерева, сена и соломы.
Это и имел в виду Павел, когда писал: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы» (1 Коринфянам 3:12).
Конечно, Павел говорит здесь о том, как каждый из нас строит свою жизнь перед Богом: строим мы на прочном основании, которое есть Иисус Христос, или же на каком-то другом фундаменте, который не выдержит испытания жизнью.
Греческое слово xulos – «дерево» – описывает всё, относящееся к дереву, ветки, доски, брёвна, а также применимо ко всему, что сделано из дерева. Это же слово часто использовалось в значении топливо для костра. Таким образом, слово xulos описывает помещение, построенное из дешёвых, временных, скоропортящихся, легко воспламеняемых материалов, неспособных уцелеть в огне.
Греческое слово chortos – «сено» – ещё переводится как трава. Сено вообще не должно использоваться в качестве строительного материала по причине стремительного возгорания. Оно предназначено быть пищей для животных, и наиболее распространённое его значение – «корм». А солома (по-гречески kalame) и подавно никуда не годилась, даже животные её не ели, однако в домах рабов она использовалась в качестве напольного покрытия, теплоизоляции и матраса.
Огонь все испытывает
Только представьте: жилища рабов были построены из дерева и ветвей, крыша была из сена, а пол из соломы. Такие сооружения, едва их касался огонь, тут же загорались и стремительно сгорали дотла. Стоило огню затронуть один такой домик, он вспыхивал, как коробок спичек, и тут же начиналась цепная реакция – друг за другом воспламенялись и остальные домики. Куски горящего дерева, искры от полыхающего сена и соломы взлетали и падали на соседние жилища рабов. Один за другим каждый из этих домиков, построенных из дерева, сены и соломы, загорался, и вот всё кругом уже полыхает, как в аду.
Когда огонь заканчивал уничтожающий всё на своём пути бег от одного жилища к другому и наконец потухал, от всего, что было сделано из дерева, сена и соломы, оставался лишь пепел.
Важные здания строили из камня. Строители знали, что, если в городе начнётся пожар, каменные здания, хоть и пострадают в большей или меньшей степени, всё же уцелеют. Пусть стены покроются копотью и пропитаются запахом дыма, но сами здания устоят и их можно будет восстановить.
Это касается каждого
Живя в первом веке и служа в крупных городах, Павел, несомненно, видел пожары и их последствия. Зная о том, что пожары настолько частое явление, что с этим суровым испытанием сталкиваются почти все, он использовал этот пример, когда писал 1-е послание к Коринфянам 3:12, в качестве фона того, о чём сказал далее: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (13-й стих).
Сказав «каждого», Павел дал нам знать, что для каждого человека настанет время проверки, испытания. Греческое слово hekastos – «каждый» – подразумевает всех и каждого, без исключения. Следовательно, Павел говорит, что никому в этом мире не удастся избежать «огненных» ситуаций, цель которых испытать человека и выявить истинное качество того, что он делает и как строит свою жизнь.
Применяя свою веру и следуя водительству Святого Духа, мы сможем избежать многих катастроф и нападок дьявола. Но до тех пор пока мы находимся в этом мире, где действует дьявол, наши дела будут подвергаться огненному испытанию. Тогда-то и настанет тот важный момент, когда откроется, строим мы на основании из золота, серебра и драгоценных камней или же наши строительные материалы – дерево, сено и солома.
Огонь испытает наши дела
Слово «дело» ясно даёт понять, что именно будет испытано. Греческое слово ergos – «дело» – относится к работе или плодам чьей-либо жизни; оно подразумевает деятельность, поступки, действия. Часто это слово относится к занятиям человека, роду его деятельности, его работе, приносимым им плодам, результатам его усилий, карьере, профессии.
Итак, Павел предупредил нас о том, что придёт день, когда наши дела будут испытаны. В тот день истинное качество наших дел, наши реальные мотивы и намерения станут очевидными. Поэтому Павел и сказал, что «каждого дело обнаружится». Греческое слово phaneros – «обнаружиться» – также означает становиться видимым, заметным, явным, очевидным, ясным, открытым.
Наши дела станут очевидными, поэтому Павел и сказал: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается…» (1 Коринфянам 3:13). Греческое слово apokalupto – «открываться» – состоит из двух слов: apo, означающего прочь, и kalupsis, означающего завеса, покров. Составное же слово apokalupto описывает процесс, когда завесу убрали и взору предстало то, что было скрыто за ней в течение долгого времени.
Это похоже на то, как будто Вы отодвинули штору и перед Вами открылся вид за окном. Он был всегда, но штора закрывала его от Вас. И вот она больше не мешает Вам видеть картину, которую прятала от Вашего взора. Отодвинув её, Вы впервые увидели скрывавшийся за ней вид, который был там всё это время, просто из-за шторы Вы его не замечали.
Как мы строим свою жизнь?
Огненному испытанию подвергнется каждый из нас. Я хочу, чтобы всё, что я делаю в жизни и Служении, выдержало испытание огнём, как золото, серебро или драгоценные камни. Я верю, что этого же хотите и Вы. Когда наши дела откроются, или же выявятся, они подтвердят наше искреннее послушание и покорность Богу, что однажды и перейдёт с нами в вечность (см. 1 Коринфянам 3:14-15).
Эта истина должна побудить каждого из нас серьёзно подойти к тому, как мы строим свою жизнь. Прошлого Вам не изменить, но Вы можете решить, что будете строить свою жизнь только на основании, коим является Иисус Христос. И тогда Он поможет Вам наверстать потерянное время и устремиться вперёд, к «почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (см. 1 Коринфянам 3:11; Колоссянам 4:5; Филиппийцам 3:12-14).
Испытание огнём пройдёт каждый из нас. И будет просто замечательно, если наши дела, пройдя через эти испытания, останутся целыми и невредимыми. И когда дела подтвердят наше послушание Богу, наши правильные мотивы и стремление выполнить их наилучшим образом, это принесёт Ему большую славу и честь.
Разве не все мы хотим быть примером в том, как выполнять данное Богом поручение на высочайшем уровне? Я хочу, однажды представ перед Ним, услышать: «Хорошо сделано!» Уверен, Вы тоже хотите это услышать.
Рик Реннер — cтарший пастор московской церкви «Благая весть», автор книг, служитель, проповедник, издатель. Основатель церквей «Благая весть» в г. Рига и г. Киев. Основатель и руководитель служения Rick Renner Ministries
Источник: afmedia.ru
Православная геммология, или Кому какой нужен камень
В книгах Ветхого и Нового Заветов часто упоминаются драгоценные металлы и камни. Чего стоит только Судный наперсник с 12-ю камнями, символизирующими колена израилевы.
Апостол Павел в чтении 9-й недели по Пятидесятнице сравнивает жизнь христианина со строящимся зданием. В зависимости от материалов, которые он будет использовать для этой стройки, зависит его вечная участь.
«Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3:12–18). Итак, чтобы дом нашей души не сгорел, его нужно строить из материалов, которые не могут быть уничтожены огнем – а это драгоценные металлы и камни.
Поскольку «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1:5), то золото стало «абсолютной метафорой Бога». Оба аспекта света – прозрачная ясность и тяжелое блистание выражены через субстанцию стекла и золота в образе Небесного Иерусалима: «. город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21:18). Серебро – это символ нравственной чистоты, святости, целомудрия.
Значительно меньше мы знаем о символике драгоценных камней. А им в Библии придается большое внимание, поскольку камень, в силу своей плотности, является идеальной эмблемой надежности и отражает процессы духовного созидания и преображения. Краеугольным Камнем нашего спасения именует себя Сам Господь, Иисус Христос. На камне веры Петра строится Церковь, живыми камнями которой являются христиане.
Прямое указание Бога на использование драгоценных камней в богослужебных целях мы находим в книге Исход (39:8-30), где названы двенадцать камней, связанные с именами израильских родов, которые должны были украшать Судный наперсник первосвященника. По свидетельству Иосифа Флавия эти камни обладали чудесным свойством передавать волю Божию. Они были проводниками Божественной энергии и символизировали ее свойства.
В средние века с коленами Израиля стали связывать некоторые оккультные течения иудаизма и знаки зодиака, привязывая их к символике драгоценных камней наперсника и развивая свою магическую мировоззренческую доктрину.
В других местах Библии упоминание драгоценных камней служит для выражения Священной Славы Бога, которая была открыта пророкам.
Моисей и Иезекииль видят трон Господень, как сапфир (Иез.1:26), (Исх. 24:10). Синий цвет этого камня символизирует тайну, истину, непостижимость. В Новом Завете обилие символики драгоценных камней мы находим в Откровении Иоанна Богослова. Бог «видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр.
4:2).
Слава Божия освящает Небесный Иерусалим подобно «драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» (Откр. 21.11). Яспис – это камень зеленого цвета, скорее всего яшма или нефрит. Смарагд – изумруд, также зеленого цвета. Сардис – красный камень (яшма или корнеол).
Таким образом, в Новом Завете символом Господа являются камни зеленого и красного цвета, передающие образ Сына Божия. Зеленые – (яспис и смарагд) показывают Христа, как источник Вечной Жизни, а красный цвет (сардис) напоминает о Его Жертве.
Но самым большим материалом Нового Завета, связанным с символикой драгоценного камня, является описание апостолом Иоанном Небесного Иерусалима (Откр. 21:11-23). Основание стен города имеет надписи имен апостолов, которые «украшены всякими драгоценными камнями». Иоанн Богослов перечисляет наименование двенадцати камней, которые по толкованию Андрея Кесарийского соответствуют именам следующих апостолов: яспис (Петр), сапфир (Павел), халкидон (Андрей), смарагд (Иоанн), сардоникс (Иаков Алфеев), сардолик (Филипп), хризолит (Варфоломей), вирилл (Фома), топаз (евангелист Матфей), хрисопрас (Фаддей), гиацинт (Симон Зилот), аметист (Матфий).
Наименования всех этих камней совпадают с теми камнями, которые используются в Судном наперснике первосвященника в Ветхом завете, о котором мы говорили выше.
Другие толкователи драгоценные камни, на которых построен Небесный Иерусалим, относили исключительно к Личности Спасителя, которые символизировали его духовные качества: яспис – искупление грехов, сапфир – душу, халкидон – стремление к истине, изумруд – доброту, сардоникс – силу духовной жизни, сардис – готовность отдать свою кровь за Церковь, хризолит – Божественную красоту, берилл – смирение, топаз – честность, хризопраз – непримиримость к греху, гиацинт – царское достоинство и аметист – совершенство.
Христианин, который строит свою душу в согласии с замыслом Божьим о себе, также должен приобрести такие свойства, которые будут отражать в нем подобие Божие.
Интересную, на наш взгляд, трактовку этим драгоценным камням мы находим у архиепископа Рабана Мавра (IХ в.): «В яшме отражается истина и вера; в сапфире – высота надежд небесных; в халцедоне – пламя внутреннего милосердия. В изумруде выражена сила веры в несчастии; в сардониксе – смирение святых; в сарде – священная кровь мучеников. Хризолит отражает истинную духовную проповедь; берилл – совершенство пророчеств. Наконец, в хризопразе отражены труды благословенных мучеников и их вознаграждение; в гиацинте – вознесшиеся на небо в высоких мыслях и их покорное сошествие к делам земным; в аметисте – постоянная мысль о Царствии Небесном в душах смиренных».
Конечно, символическое толкование значения драгоценных камней не может претендовать на какую-то богословскую точность. Нам следует не забывать слова святого Андрея Кесарийского о том, что «точное исследование непостижимых для нас вещей достойно посмеяния». Но мы не ошибемся, если скажем, что драгоценные камни в библейской традиции являются символами духовных качеств, независимо от их персонификации. Этим объясняется обилие самоцветов на окладах святых чудотворных икон, Евангелий и других особо почитаемых церковных реликвиях.
В бытовом сознании значение драгоценных камней часто связывалось с их особыми свойствами. В народе ходили целые сочинения, которые назывались «лап@$&рии». В них подробно описывались целебные и магические свойства тех или иных драгоценных камней. Такое языческое значение драгоценных камней Церковью было, конечно же, отвергнуто.
Но в мирском искусстве, особенно средневекового периода, магические свойства камней играли очень важную роль. Известно, что, например, царь Иван Грозный очень любил самоцветы и свято верил в их магическую силу.
Можно добавить, что церковные ювелиры при работе с драгоценными камням их практически не обрабатывали. Вся обработка сводилась только к одному – выявлению цвета, а природная форма камня по возможности сохранялась. Кристаллическая структура при этом не обнажалась, как при огранке, а благодаря полировке, загоралась внутренним светом. Камни, в прямом смысле, получались «живыми».
Происходило как бы духовное преображение материи. Это было великолепным символом преображения души, которая, не меняя свои личные индивидуальные особенности, преображается божественной энергией.
В светском же ювелирном искусстве происходит прямо противоположная тенденция. Там любой камень требует абсолютной идентичности всех внешних параметров, которые используются в общей групповой композиции. Поэтому для таких искусственных проектов больше подходят искусственные камни, которые выращивают производители искусственных кристаллов. Если камень – это символ человеческой личности, то в этом производстве отражается суть того идеала, который пропагандирует новый мировой порядок.
Православие указывает на совершенно иное понимание. Бог, не нарушая человеческой свободы, дает нам возможность вобрать в себя Его Свет. Тогда серый камень нашей души, не изменяя своей формы, приобретет драгоценные свойства Божественной природы, играя яркими красками Фаворского света. Неслучайно наше новое имя в Царстве Небесном, «которого никто не знает, кроме того, кто получает», также будет написано на белом камне (Откр. 2:17).
Поделиться
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку , чтобы сообщить об этом редакции.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter или эту кнопку Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите эту кнопку Выделенный текст слишком длинный!
Источник: spzh.news