Судьба скиф кого золота

Меч, свобода и верная дружба — что еще нужно настоящему рыцарю? Ну, может быть, немного удачи в добывании воинских трофеев. Но если вы думаете, что эти тяжеловооруженные всадники появились только в Средневековье, значит, вы плохо знакомы со скифами — владыками огромной территории, которую сегодня принято называть Великая степь. Достаточно посмотреть на скифскую пектораль, чтобы понять, где и когда наступил Золотой век Евразии.

Пектораль из Толстой могилы

В бывшей монастырской пекарне Киево-Печерской лавры, ныне Музее исторических драгоценностей Украины, среди экспонатов коллекции золотых изделий хранится древняя пектораль — нагрудное украшение скифского царя IV века до н.э. В июне 2011 года исполнилось 40 лет с тех пор, когда этот артефакт необычайной красоты был обнаружен в кургане Толстая могила археологом Борисом Мозолевским. Несмотря на почтенный возраст (2300 лет на глубине восьми с половиной метров Толстая могила скрывала от людей свои сокровища), пектораль выглядит так, будто еще вчера сверкала на груди воинственного аристократа, ведущего непобедимую конницу на неприятеля. При малейшем движении искусно отлитые неизвестным мастером фигурки пекторали словно оживают в лучах вечернего степного солнца. А если посмотреть на эту культовую вещь глазами историка, перед нами откроется загадочный мир, охватывавший когда-то весь гигантский степной «коридор» между Восточной Европой и Средней Азией.

О судьбе скифского золота

Вселенная диаметром 30 см

Витые золотые трубки, изящно скрепленные крошечными головками львов, составляют трехъярусный каркас пекторали, в котором ювелир разместил 50 фигурок людей, зверей, птиц, насекомых. Три части украшения отражают представления скифов об устройстве Вселенной. В нижнем ярусе идет ожесточенная борьба лошадей и фантастических грифонов, львы терзают кабанов, пантеры преследуют зайцев.

Это образ стихийного и цикличного мира дикой природы, круговорота жизни и смерти. Грифон, символ загробного, подземного мира, царства мертвых и тьмы, стремится поглотить свет бытия в образе коня. Смерть в представлении скифов — непременное условие продолжения жизни.

Средний ярус заполнен бутонами цветов, птицами и ветвями. Это земля, степь, древо жизни — непременный атрибут великой богини Апи, с древнейших времен символизирующий центр мира, место, где начинается возрождение.

Верхний, самый главный ярус, на первый взгляд, детально изображает размеренные картины из жизни кочевого народа:в центре два бородатых скифа шьют рубаху из овчины, новорожденные жеребята и телята сосут материнское молоко, один юноша доит овцу, другой запечатывает сосуд с напитком.

Удивительно, что царь столь воинственного народа носил пектораль (а она была частью защитной амуниции) со столь мирными сценами? Но скифы вряд ли увлекались бытовыми зарисовками. Возможно, перед нами образ горнего мира, где готовясь к празднику весеннего равноденствия, два мифических царя шьют сакральную брачную одежду из золотого руна.

Скифское золото! Знаменитые предметы с царских курганов.

Кем же были загадочные скифы, любители украшать себя и своих коней затейливыми изделиями из золота, серебра и бронзы? Бесстрашными в бою владыками степей, которые из черепов убитых врагов делали чаши для питья, а снятыми скальпами увешивали сбрую. Кочевниками, оставившими нам за тысячелетнюю историю вместо городов и письменных свидетельств двадцатиметровые курганы, полные золота, а также легенды и неразрешимые загадки, вдохновляющие исследователей и фантастов. Даже для древних греков, покупавших у скифов зерно и рабов, этот свободолюбивый народ оставался тайной за семью печатями.

Читайте также:
Крестик почему из золота

Скифский курган

«Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, с раскосыми и жадными очами!» — писал Александр Блок. Однако скифы были не монголоидами и уж тем более не предками славян, а арийскими ираноязычными племенами, светловолосыми европейцами.

Они неожиданно появились на мировой арене примерно в VIII веке до н. э., заполонили все гигантское природное пастбище Евразии, подчиняя другие народы и устрашая такие могущественные империи, как Ассирия и Египет. Именно скифы, или сколоты, как они сами себя называли, научили мир искусству верховой езды и первыми сделали конницу, к тому же тяжеловооруженную, основным видом войск. До них только ассирийцы догадались оседлать лошадь, однако лишь для того, чтобы добираться на ней до места боя. Сегодня трудно представить, но в те времена верховая езда вызывала удивление, а наездников звали кентаврами — полулюдьми-полуконями. Или, как говорили наши предки, — полканами.

Скифский золотой гребень

Хотя скифы и были кочевым народом, населявшим степи еще за полторы тысячи лет до пришествия монголов, они придумали конскую сбрую и вооружение, не претерпевшие существенных изменений (за исключением сабли и кольчуги) вплоть до появления огнестрельного оружия. Каждый скифский конный лучник владел коротким мечом-акинаком, копьем, искусством бросать аркан, носил топорик, щит, шлем и доспехи. А скифская одежда (широкие штаны, облегающая запашная куртка и остроконечный капюшон) была так удобна, что с III века до н. э. китайцы стали использовать ее вместо халатов, неприспособленных для верховой езды.

Внешнему блеску, доблести и оснащенности скифов не уступала их военная стратегия. Они первые в истории применили тактику «малой войны» — стратегического отступления, и первые поделили войско на части с постановкой отдельных задач для каждого подразделения.

Древнегреческий историк Геродот описал занимательный сюжет о вторжении в Скифию в конце VI века до н. э. Дария, царя могущественной Персии, войско которого значительно превосходило по численности скифское. Скифы заманили персов вглубь своей территории так, что Дарий, не проиграв ни одного крупного сражения, потерял значительную часть людей в мелких изматывающих стычках.

В конце концов, Дарий, привыкший к битвам «стенка на стенку», отправил царю скифов Иданфирсу послание: «. Чудак, зачем ты все убегаешь. остановись, прекрати свои блуждания и сразись со мной. приди для переговоров к своему владыке с землею и водою». На что Иданфирс посмеялся в ответ и сказал, что признает над собою только Бога-Отца и Великую Богиню-Мать, а разорения своей земли не боится, ведь Богиню-Мать нельзя разорить. Сражаться он был готов только за отчие могилы — главную святыню скифов, связывающую верхний и нижний миры, сакральный дом Богини, вторжение в который было равносильно духовной смерти для всего народа. Речь шла о знаменитых царских курганах, спрятанных где-то в бескрайней степи. Все свои несметные богатства скифы «хранили» там.

Читайте также:
Что лучше в террарии золото или серебро

Война была не просто естественным образом жизни, но священным состоянием скифов. Меч считался воплощением бога, ему поклонялись, устраивали святилища и приносили жертвы. На огромную гору из хвороста водружался древний железный акинак. Он окроплялся кровью жертвенных коней, скота и каждого сотого пленника.

Восстановленное святилище скифов богу войны

Акинак в ножнах из кургана Толстая могила, IV в. до н. э.

Доблесть и смерть в бою были почетны, а трусость и предательство — позорны и непростительны. Скифской дружбе завидовали даже греки, о ней слагали легенды. Договоры друзья скрепляли клятвой. Во время обряда в большую чашу наливали вино, смешанное с кровью участников, затем туда погружали акинак, стрелы, копье, секиру, произносили заклинание и выпивали содержимое. Такой договор мог быть заключен только между двумя или тремя скифами, но дружба их была нерушима.

Существует легенда о побратимах Дандамисе и Амизоке. На четвертый день клятвы Амизок попал в плен к врагам. Узнав об этом, Дандамис не раздумывая бросился в Танаис (Дон), переплыл на вражеский левый берег реки и предложил свою жизнь взамен друга. Но вождь потребовал не жизнь, а глаза Дандамиса, и тот без колебаний выдержал испытание.

Отпущенный на волю Амизок разделил судьбу друга и ослепил сам себя. Оба провели остаток жизни вместе, окруженные поддержкой и уважением.

Три скифа отдыхают под деревом. Тыва, Долина царей, курган Аржаан

Принцесса с грифоном

Истории об амазонках — символе женской независимости — сегодня, в век эмансипации, будоражат умы как никогда. Однако мало кто знает, что античные авторы помещают их родину на Дону и северном берегу Азовского моря, называя Дон Танаисом — «амазонской рекой». История Геродота о скифах, вступивших в союз с амазонками, до недавнего времени считалась мифом, но последние археологические находки подтверждают, что это чистая правда.

На Алтае, неподалеку от границы с Китаем, ученые обнаружили курган с мумией таинственной принцессы — молодой, европейского типа женщины. Она была одета в редкие шелка, высокий головной убор с золотыми накосниками и широкий красный пояс — знак посвященного воина. В руках у нее лежала палочка из лиственницы — ритуальное орудие сотворения мира.

При жизни принцесса была лихой наездницей и ловко стреляла из лука. На левом плече ее красовался сакральный знак — грифон. Еще Геродот писал о том, что алтайские племена скифов, высокие ростом и неземной внешности, могут обращаться в грифонов, стерегущих золото. А еще он утверждал, что во главе скифских царей стояла «праматерь», «владычица скифов». Принцесса с грифоном на плече, скорее всего, была великой жрицей.

Реконструкция наряда и татуировки принцессы Укока

Так выглядела принцесса при жизни

Читайте также:
Любят ли гоблины золото

Так выглядели раскопки Алтайской принцессы в 1993 году

Скифская богиня

Куда исчезли скифы?

Они пропали так же внезапно, как и появились. Случилось это во II–III веках н. э. Возможно, скифы представляли собой не единый народ, а культурную общность, вбиравшую в себя разные племена. Например, в могильниках скифских царей находили представителей монголоидной расы.

Некоторые скифы, селившиеся на окраинах огромной «империи», вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и, возможно, слились с новыми племенами — сарматами и славянами. Так или иначе, но волны скифской культуры разошлись по всему миру. Особенно сильным ее влияние было на Киевскую Русь, которую еще долго называли Скифией. Скифские следы заметны во многих языческих обрядах, фантастической технике работы с металлами (затем безвозвратно утерянной), в предметах домашней утвари и, конечно, знаменитом зверином стиле. Характерные птичьи мотивы сохранились на древнерусской вышивке, украшениях церковных фасадов, изделиях из металла, керамики.

Скифская богиня-мать (мировое дерево) с двумя конями по сторонам (или двумя всадниками) — устойчивый мотив в славянских вышивках

Русские обереги с изображением птиц (в том числе петушков)

Впрочем, звериный стиль пришелся по душе многим народам Европы, начиная с кельтов и скандинавов. Олени и грифоны викингов, звериные головы на их драккарах (кораблях) тоже имеют узнаваемые очертания. Скифский декоративный стиль, а вместе с ним и восприятие жизни как цепочки роковых случайностей, стал достоянием всей Евразии. Но никому не удалось превзойти его изобретателей, умевших так пронзительно запечатлеть в образе зверя вселенский закон — вечный, яркий и неизбежный переход между жизнью и смертью. Мы нигде не увидим итога — в поединке между грифонами и конями нет победивших, нет проигравших.

Скифский золотой олень с поджатыми ногами из кургана Куль-Оба, IV век до н.э.

Текст: Мария Абельян, Коллаж: Вячеслав доронин, Фото пекторали: telesyk.livejournal.com (Журнал «Самозащита без оружия» 4, 2011)

Источник: kadambary.livejournal.com

Легенды о золоте скифов – как все начиналось

Само словосочетание «золото скифов» настолько часто звучит в СМИ, что уже стало едва ли не нарицательным в рекламе. Сегодня есть и одноименные сорт пива, и женские духи и даже сорт хризантем. А легенды о несметных сокровищах известны даже тем, кто далек и от истории и от археологии. Выставки, посвященные этой теме, неизменно пользуются огромным успехом у публики. Но что положило начало такому ажиотажу вокруг скифского золота?

Исследования скифских курганов, которые должны были таить в себе богатства, начались еще в 19 веке. Но, как обычно, все самые значимые для истории и ценные артефакты обнаруживаются случайно. Так получилось и в 1830 году во время добычи камня на холме Куль-Оба близ Керчи.

Местный археолог-любитель Дюбрюкс предположил, что холм этот не природного происхождения, а представляет собой рукотворную гробницу. И действительно, в ходе раскопок был обнаружен угол склепа. Вот так состоялось первое знакомство мира с богатством скифов – в гробнице обнаружилось неразграбленная могила знатного воина.

Читайте также:
Что такое дисконтное золото

Участники раскопок были поражены богатым убранством погребенного – одежды расшиты золотыми бляшками, на ногах и руках надеты золотые украшения искусной работы. Рядом с воином покоилось его оружие – меч и лук со стрелами. При этом, и ножны, и рукоять меча, и футляр для лука были украшены пластинами все из того же драгоценного металла, изображающими дивных зверей.

По древней традиции, рядом с воином захоранивали его вторую половину. И убранство жены было еще великолепнее – расшитый золотом костюм, диадема с камнями, браслеты, медальоны, зеркальце с золоченой ручкой. Но самым уникальным артефактом стала ваза из золота, изображавшая сцены военных действий скифов.

После первой находки последовало второе значимое открытие. В 1862 году на Чертомлыкском кургане (Днепр) археологи развернули масштабный фронт работ на целых два сезона. И усилия оказались не напрасными – в холме обнаружилось сразу несколько нетронутых погребения – царя, его супруги и слуг. Под курганом также были найдены останки лошадей и конюхов, которые провожали своего правителя в последний путь.

Примерно в это же время начал исследовать алтайские курганы археолог Радлов. Удивительно, что во время раскопок исследователи наткнулись на лед. Дождевая вода, просачиваясь сквозь камни, замерзала, что помогло «законсервировать» тела, изделия из ткани, кожи и дерева. Но на тот момент открытие Радлова не произвело сенсации.

И только в 1924 году, когда подобные курганы стали объектом досконального изучения, в миру пошли слухи о древних сокровищницах Алтая. Ученые переправили находки (костяные и деревянные изделия, ковры из войлока, конную упряжь) в Эрмитаж. С тех пор и начались на юге России «золотые сенсации».

Сегодня изученных курганов масса, а предметы скифского золота уже известны «в лицо». Это и фигурки пантеры (курган близ Келермесской станицы), и оленя (Костромской курган), и быков (Майкопский курган). Вот так изучение сокровищ, оставленных скифами, дало нам понять, что представители этого народа были не только варварами, сеющими разрушение и хаос. Скифы оказались довольно высокоразвитыми представителями человечества, сумевшими создать свой неповторимый стиль в культуре. Теперь нам остается оценивать предметы шедеврального античного искусства, выставленные в музеях, слушать легенды о невиданном военном мастерстве и отваге скифского племени и надеяться, что найденные сокровища – это только маленькая толика той золотой тайны, которую продолжают хранить неисследованные холмы и курганы.

Источник: psifactor.info

Украина затягивает решение голландского суда о судьбе золота скифов из музеев Крыма

Украина затягивает решение голландского суда о судьбе золота скифов из музеев Крыма

Киев выразил недоверие судье Апелляционного суда Нидерландов и потребовал доверить процесс другому специалисту. Подробности – в материале ИА FederalCity.

Теперь Арбитражному суду в Роттердаме предстоит определить, насколько правомерны претензии украинской стороны, и стоит ли удовлетворять пожелания Киева.

В марте 2019 года стало известно, что Апелляционный суд Нидерландов требует от сторон дополнительных доказательств и переносит сроки принятия решения на несколько месяцев. После того, как доводы сторон были представлены, украинским юристам стало понятно, что мнение судьи склоняется в пользу крымчан, и именно поэтому ему был дан отвод.

Читайте также:
Золото Дубай что это

Напомним, что собрание скифского золота, представленное на тематической выставке в музее Алларда Пирсона, формировалось из нескольких источников в начале 2014 года. Часть экспозиции составили артефакты из Киевского исторического музея, а три четверти – из четырех музеев Крыма. Стоит отметить, что Амстердамский музей заключил договора с пятью музеями Крыма, что экспонаты после завершения срока соглашения будут возвращены обратно по месту их пребывания.

Экспонат из крымской «скифской коллекции» Амстердама. Фото: kremlinpress.com.

После воссоединения Севастополя и Крыма с РФ перед организаторами выставки встал вопрос об адресате отправления коллекции – официальный Киев выразил протест в связи с возможным возвращением скифского золота на полуостров, так как он теперь принадлежит России.

Руководство Амстердамского университета в ответ запретила передачу коллекции любой из сторон до выяснения вопроса о принадлежности ценностей в суде.

Первое решение по данному делу было принято окружным судом Амстердама в декабре 2016 года. Тогда ювелирные украшения и другие артефакты были признаны собственностью Украины.

В голландском суде заявили, что действуют на основании соглашений ЮНЕСКО от 1970, которое предполагает возвращение выставочных ценностей тому государству, на территории которого хранились элементы экспозиции до момента вывоза их на выставку.

Шлем скифского вождя из крымской коллекции, отправленной в Амстердам. Фото: 1106.ml.

Однако в марте 2017 года в Апелляционный суд Амстердама поступило обращение от нескольких крымских музеев, экспонаты из фондов которых были вывезены в Голландию. Руководители этих учреждений требовали от голландской стороны вернуть украшения обратно в музейные запасники.

«Такова нелегкая дилемма, стоящая сейчас перед голландской юридической системой. С одной стороны, экспонаты, согласно международной практике, должны вернуться в музеи, где они находились до момента их отправки на выставку. С другой стороны, Евросоюз не признает российской принадлежности Крыма и не спешит вернуть скифское золото в РФ вместо Украины, откуда оно формально было отправлено», — считает эксперт Дмитрий Вайсберг.

Власти Республики Крым надеются, что голландская Фемида прислушается к их доводам по поводу золота – возвращение золота на Украину во-первых, нарушила бы принципы межмузейного взаимодействия при организации выставок за рубежом, а во-вторых, лишила бы народы полуострова исторического наследия, оставшегося от тех, кто населял эти земли тысячелетия назад.

Теперь решение судьбы золота скифов Тавриды усилиями Украины откладывается как минимум, до 2021 года.

Экспозиция, где находился один из экспонатов крымского музея, вывезенный в Амстердам. Фото: rupolitika.com.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен

  • ГУ МВД Москвы: задержанный заявил об инсценировке нападения на оппозиционного политика
  • В Петербурге разворачивается скандал в связи со смертью воспитанников психоневрологического интерната

Источник: federalcity.ru

Рейтинг
Загрузка ...