Сусальное золото что это значит

Известны сейчас различные виды этого металла: желтое, красное, белое, голубое и даже черное золото (не путать со штампом журналистов об угле). Все зависит от добавок в золотой сплав. На бытовом уровне различают еще турецкое и цыганское золото. Об этих подделках отдельный разговор. Но каждая дама разбирается во всех этих видах, пробах и каратах «бранзолеток».

И только некоторые из них знают, что же такое «сусальное золото». Впрочем, им это и не нужно, ведь данный вид используется только в декоративно-прикладном искусстве и оформлении куполов церквей.

Сам термин «сусальное золото» происходит от слова «сусаль» — лицо, лицевая поверхность. В России сусальное золото изготавливалось как одиночными мастерами-сусальщиками, так и на небольших фабриках. Наиболее крупным центром производства сусального золота, серебра и двойника (с одной стороны — золото, с другой — серебро) издавна было Пошехонье в Ярославской губернии.

Сусальное золото: это надо знать

Как делают настоящее сусальное золото? Берут кусок золота и расплющивают на наковальне молотком, затем эту ленту нарезают на пластинки, которые после многочасовой ручной ковки с помощью молотов разного веса расплющивают в тонкую пленку в несколько десятков раз тоньше человеческого волоса.

Чтобы золотая пластина не приставала к молотку и не рвалась на части, ее кладут между двумя слоями так называемой «снасти» — раньше на Руси она изготавливалась из плевы, содранной с говяжьей печени, или из кишок. Сейчас вместо нее используют пластмассы, а вместо молотобойцев — станки с компьютерным управлением.

Толщина золотых листков зависит не только от умения мастера, но и от условий будущего применения. В продажу они поступают одного размера — 9,5 на 9,5 см, но разной толщины — в зависимости от так называемого лигатурного веса сусального золота. Для изготовления 1500 листов сусального золота требуется около 100 г сплава.

Тонкое золото (1−2 г) применяется для внутренних работ — золочения рам, киотов и прочего. Золото с лигатурным весом 3−5 г используется для золочения куполов, внешнего декора, скульптуры. Например, фонтан «Самсон» в Петродворце покрыт 5-граммовым сусальным золотом.

Читайте также:
Как изменить дату регистрации брака

Но не все то золото, что блестит. Из-за дороговизны этого металла и сложной технологии сейчас все чаще применяют имитацию сусального золота, т. н. поталь. Это плёнки из металлов, сплавов или химических соединений, имитирующих золото.

Например, сплавы меди с цинком или серебра с алюминием, которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком после закрепления листов из этих металлов на изделии. Наиболее распространено двусернистое олово (сульфид олова), получаемое при пропускании сероводорода через раствор хлорного олова. Это соединение применяется также в составе красок, имитирующих позолоту. Применяется также бронзовое напыление.

Как это делается. Золотые покрытия. Сусальное золочение.

Сейчас еще применяется новая технология изготовления золоченой фольги: медной, покрытой никелем 3 мкм и износостойким сплавом золото-кобальт (до 5%) толщиной 0,25 мкм, и алюминиевой толщиной 9−12 мкм, покрытой сплавом никеля и золотом толщиной 0,2 мкм. Они стоят в 3 раза дешевле, чем настоящее сусальное золото.

Но, впрочем, кто полезет на купол церкви выяснять, настоящее там золото или подделка?

Источник: www.shkolazhizni.ru

Что такое сусальное золото

Что же такое сусальное золото? Оно представляет собой очень тонкие листы металла, состоящие из золота, они обычно применяются для декоративной отделки изделий из металла, а также и неметаллических изделий. Сусальное золото производят из золота, но иногда, чтобы снизить себестоимость, золото накладывают на серебро (двойник).

Что-такое-сусальное-золото-1

Бывают и другие варианты, когда сплав меди и цинка, а также серебра и алюминия, покрывают жёлтым и прозрачным лаком, это делается после закрепки листов на изделии из данных металлов.

У сусального золота есть и другое название — сульфид олова. Оно обычно используется составе краски, которая имитирует цвет золота.

Слово сусальное происходит от слова «сусаль» – что означает лицо, внешний вид, лицевая поверхность. В нашей стране сусальное золото производится на не больших фабриках и одиночными мастерами в своих мастерских. Как известно золото очень мягкий металл и хорошо поддаётся ковке, соответственно его расплющивают в очень тонкие листы, в которых нет разрывов и не образуется трещин.

Читайте также:
Как придумали имя компания ювелирная с блеском

Сусальное золото получается по средством отливки слитка с параметрами 20х5х1 см и затем данный брусок раскатывают в 30-метровую очень тонкую полосу. Потом полученный материал нарезают квадратными частями, после чего их вкладывают каждый между листами специальной бумаги. Полученные стопки содержат обычно от 100 — 300 квадратов сусального золота.

Что-такое-сусальное-золото-2

Применение сусального золота

После того как стопку поместят под большой молот, по ней производится около 2-х тысяч ударов, до тех пор пока каждый квадрат не превратится в лепёшку круглой формы, толщина которой достигает всего несколько микрон. Дальше из круга опять вырезают квадрат или прямоугольник, это зависит от изделия в котором будет использоваться сусальное золото , и вставляется например в книжку. Бывают экземпляры книг которые могут содержать до 300 листов из тонкого золота. Обычно это дорогие коллекционные экземпляры или выдающиеся шедевры книжной индустрии.

Конечно, на этом применение сусального золота не заканчивается. Его применяют для декоративной отделки зданий музеев, церквей, соборов и других в архитектурных шедеврах.

Вот например как выглядит колона, в отделке которой использовалось сусальное золото. По-моему очень красиво и это не единственный экземпляр.

Что-такое-сусальное-золото-3

Вот ещё один пример отеля в Гонконге, он называется Swisshorn Gold Palace золотой отель, и это не спроста, так как стены в комнатах, двери, ванные комнаты, мебель и туалеты покрыты сусальным золотом 585 пробы.

Что-такое-сусальное-золото-4

А вот посуда и все столовые приборы вообще полностью состоят из золота. Этот отель находится под усиленной охраной, множество камер и большое количество охраняющего персонала и это понятно, так как, по словам хозяина отеля, на изготовление всех интерьеров и столовых предметов ушло пять лет работы и где-то 2-е с половиной тонны золота и почти 82 миллиона баксов.

Ещё одно интересное применение есть у сусального золота, это индустрия красоты, а именно ногтевые салоны, украшают ногти своих клиенток рисунками вырезанными из листа тончайшего золота. Это конечно не дешёвое удовольствие, но как говорится красота стоит денег, а женщины ради красоты готовы на большие жертвы.

Читайте также:
Как выбрать Смарт часы женские для Андроид хорошем качестве

Что-такое-сусальное-золото-5

В сочетании с золотыми ювелирными украшениями выглядит неотразимо. Как мы видим этот материал можно использовать в совершенно различных целях, насколько позволяет человеческая фантазия, а как известно она безгранична, соответственно и применение сусального золота можно назвать безграничным.

Источник: tvoi-uvelirr.ru

Сусальное золото

Представьте себе десятую долю человеческого волоса… Именно такова толщина уникального материала, который является обличьем многих Православных святынь и культурных памятников России, имя ему — сусальное золото. А мастера, сумевшие расковать кусок золота до толщины паутины, на Руси стали называться кузнецами-золотобоями.

Искусство создания тончайшего золота неразрывно связано с эстетикой Православного храма. Поэтому истоки этой чудо-профессии уходят вглубь русской истории.

Золотобойное искусство — от старорусского выражения “бить золото” — ковать. Сусальное золото — это тончайшие листы золота размером 91,5*91,5 мм, укладываемые в специальные книжки. Благодаря уникальным свойствам сусального золота в золочении достигается эффект цельнозолотой поверхности. Срок службы позолоты поразителен — объекты и предметы, правильно вызолоченные сусальным золотом, способны сохранять свою эстетику 30 и более лет.

Первым вызолоченным храмом, по свидетельству Лаврентьевской летописи стал Михайловский монастырь, заложенный в 1108 году князем Святополком (Михаилом Изяславовичем) и прозванный златоверхим. Такого великолепия до этого не видывала Русь — купола сияли на солнце, будто вылитые из золота, и казалось, что невиданная и непознання великая сила пребывает там.

Золото для облицовки куполов храма выковали искусные кузнецы, мастерство которых и положило начало золотобойному делу на Руси. Золотобои были не только физически сильными, но и смекалистыми людьми, потому как процесс отбивания золота — трудоемкий и технологически сложный. Кузнецы наносили удары молотом с выверенной силой, в определенной последовательности, соблюдая единую траекторию ударов, для того, чтобы золото расплющилось строго равномерно и чтобы конечная пластина была равной толщины без дыр и различных дефектов. После этого золотое полотно, настолько тонкое, что просвечивающееся на свету, нарезалось на равные листы и укладывалось в «книжки».

Читайте также:
Как выбрать хрусталь

Так выглядела книжка сз в 19в.

Умение превратить брусок золота в лист толщиной с человеческий волос считалось равным чуду, поэтому дело кузнецов-золотобоев было почитаемо и держалось в секрете. Богоугодное дело — создание материала для обличья святынь — техника кования золота передавалась из поколения в поколение лишь избранным.

«Исторические традиции золочения на земле русской очень сильны. Особый толчок к развитию золотобойного дела дал великий князь Андрей Боголюбский, по приказу которого начали массово золотить купола храмов на Руси. Гораздо позже, при масштабном золочении объектов Российской империи, в частности в Москве и Петербурге, как и во времена Святой Руси, также применяли золото, выкованное русскими золотобоями» — рассказывает директор департамента научно-производственного предприятия «Раритетъ» Андрей Былинин.

Мастерство русских золотобоев достигло своего расцвета в XIXв. В это время в Москве действуют несколько крупных золотобойных артелей. Ни в одном государстве производство сусального золота не централизовалось к одной местности, как в России, в Москве. Причиной этому было удачное торговое положение Москвы по отношению к Азии и Европе.

Среди известнейших производителей того времени — фабрика волоченого и плющеного золота в Москве купца Иевлева, который писал в своем изложении: «Техника выбивания золота бывает двух родов: одна, называемая немецкая, другая — русская. Русская наиболее употребительна в Москве и дает наилучшие листы золота». Сусальное золото этой артели и вправду было одним из лучших — его покупали не только в России, но и выписывали для Европы. Годовой доход артели от производства сусального золота, серебра и двойника составлял около 2 миллионов рублей.

С приходом событий начала XХ в., когда храмовое строительство и православная культура были прерваны, дело русских кузнецов-золотобоев оставалось лишь на страницах истории. Почти столетие Россия не знала сусального золота, изготовленного по старинным рецептам наших мастеров.

Читайте также:
Код розничная торговля ювелирными изделиями

Золото -отражение лика Божьего, считали на Руси

Возрождать славные традиции русских золотобоев, в конце XХ в. взялись сотрудники исследовательского центра научно-производственного предприятия «Раритетъ». Несколько лет велись работы по изучению наследия кузнецов-золотобоев. И в результате в 1999 году появились на свет первые листы сусального золота, выкованные в истинных традициях русского золотобойного мастерства.

Масштабная реставрация храмов и культурных объектов, процессы которой мы наблюдаем в России вот уже несколько лет, подтвердила каноничность сусального золота, изготавливаемого предприятием «Раритетъ». А случилось это таким образом. Исторически в России золотили различными оттенками сусального золота.

Мастера-золотобои изготавливали золото по рецептам для нескольких сплавов, каждый из которых строго соответствовал определенному цвету. Объекты, вызолачиваемые в дореволюционное время, покрывались сусальным золотом классического желтого цвета и его различных оттенков. Поэтому при реставрации позолоты уже в веке ХХI мастера, восстанавливающие позолоту, столкнулись с вопросом — как сохранить аутентичность материала? Ведь даже некорректный подбор цвета сусального золота может превратить культурный памятник в новодел.

«Для того, чтобы предложить реставрационной отрасли более эффективные решения для реставрации позолоты, мы изучили цветовые карты сусального золота на объектах культурного наследия России. В ходе исследований мы выделили наиболее распространенные цвета, а соответственно, сплавы, в каждой цветовой гамме сусального золота, — рассказывает директор департамента НПП «Раритетъ» Андрей Былинин. — Далее мы описали регламенты соответствия исторически сложившихся цветов сусального золота на языке современных технологий и, таким образом, получили шесть цветов — классический желтый, белый, зеленый, красный, лимонный и лунный. Теперь реставраторы имеют возможность подобрать сусальное золото, максимально соответствующее цвету и фактуре оригинального покрытия».

Вот так возрождается наследие искусных мастеров-золотобоев — в опыте современного золотобойного предприятия и реставраторов-позолотчиков, совместными усилиями которых получают второе рождение великие памятники духовности и культуры русской земли. Возвращение храмам и памятникам того обличья, который задумали для них наши предки, является важной вехой на пути возрождения русской духовности.

Источник: cyrillitsa.ru

Рейтинг
Загрузка ...