Сусальное золото это металл

Величественная, символическая картина — сияющие на солнце золотые купола. Глядя на них, любой человек задается вопросом: как удалось создать такое чудо? Каким способом возможно покрыть золотом такие огромные предметы сложной формы? И неужели это действительно настоящее золото?

Еще в 2500 г. до н.э. в Египте, Китае, Индии и других странах знали секрет золочения предметов листовым способом. Упоминали об искусстве производства листового золота Гомер, Плиний, Теофил. Позже эта техника распространилась по всему миру, а на Руси золото, используемое для золочения, получило название сусального золота.

Происхождение этого названия остается загадкой, но самой реалистичной версией считается слово «сусало» — в древнерусском языке оно означало «лицо, морда». То есть, сусальным золотом покрывали лицевую часть изделий. Раньше название «сусальное золото» применяли ко всем материалам, используемым для золочения, сегодня же многие из них носят свои имена, а вариантов составов существует множество.

ЕМ МЕТАЛЛ… МОЖНО ЛИ ЕСТЬ ЗОЛОТО???

Сусальное золото определяют как тончайшие листы золота толщиной около 100 нанометров, которые используют в основном в декоративных целях методом наклеивания на поверхность. Пожалуй, самое интересное, что можно рассказать о сусальном золоте, — это технология его изготовления, которая требует мастерства, точности и даже спустя тысячелетия остается довольно сложной.

Даже сейчас считается, что ручной способ производства сусального золота позволяет добиться более качественного продукта, чем автоматизированный. Хотя сегодня применяют метод автоматической отбивки с использованием компьютерного управления.

Вручную сусальное золото изготавливается таким образом: сначала отливают брусок золота определенного размера, после чего раскатывают его в длинную полосу (30-50 м) в прокатном стане. Поскольку золото — мягкий и ковкий металл, то он довольно легко поддается раскатыванию и расплющиванию без угрозы трещин и повреждений.

Получившуюся полосу разрезают на квадраты, которые складывают в стопку из 100-300 квадратов, проложив каждый листом специальной пергаментной бумаги. Следующий этап — по стопке бьют гладким молотом до тех пор, пока квадраты не расплющатся в лепешки, при этом они уменьшаются по толщине в 4 раза. Из лепешек вырезают квадраты, которые снова складывают в стопку и отбивают, проложив «плевкой» — специально обработанной оболочкой бычьих кишок (конечно, сейчас этот материал заменяют пластиковыми формами, а раньше для изготовления «плевки» требовалось огромное количество кишок, процесс обработки которых был крайне неприятным из-за запаха и трудоемким). Во время отбивки стопку из листов периодически просушивают. Отбивать золото необходимо до тех пор, пока листы не достигнут заданной толщины — а в результате получаются золотые квадраты, тонкие настолько, что пропускают свет.

Читайте также:
Вес монеты 15 рублей золото

Самое сложное в отбивке вручную — это наносить удары равномерно, с определенной силой, чтобы весь лист имел одинаковую толщину, ведь от этого зависит впоследствии качество и срок жизни позолоты. Квадраты, получившиеся в итоге, вкладывают в специальные книжечки из пергаментной бумаги, которые могут содержать от 10 до 300 листов золота. Качество листков тщательно контролируется: на них не должно быть пятен, трещин и других признаков брака, кромки должны быть идеально ровными, а форма — четко прямоугольной.

Съедобное ✨золото✨

Изготовление сусального золота — процесс материалоемкий, ведь выход чистого продукта составляет всего 45%, то есть, чтобы получить килограмм сусального золота, потребуется более 2-х кило золота обычного.

В зависимости от толщины полученных листочков золото делят на три вида: для внешних и внутренних работ, а также поверхностей, на которых в особой мере влияет внешняя среда. Интересно также то, что чистое сусальное золото — это металл 960-й пробы, толщина которого от 0.1 до 0.25 микрона. Это обеспечивает универсальность золота, то есть работы, проведенные в разное время, дают одинаковый результат по цвету и фактуре. Кроме того, в России сложилось традиционно, что еще с дореволюционных времен именно такими параметрами обладало сусальное золото.

Но такое золото — далеко не единственный вариант. Листки могут изготавливать из различных сплавов, что дает им разные свойства и цвета. Например, сплав золота и серебра называют «зеленый молот», «двойник» — это золото, положенное на серебро, «тальма» — золото на меди. Металл, сплавляемый с золотом, носит название «лигатурный».

Если добавить в состав кадмий, получится зеленоватый оттенок, цинк дает белый цвет, никель — бледно-желтый. А сплав золота, серебра (9%) и меди (32.5%) сделает листки оранжевыми. Различные сплавы, имитирующие золото, называют «поталь». К ним относятся сплавы меди с цинком, алюминием, которые покрывают желтым блестящим лаком, чтобы создать сходство с настоящим золотом.

Читайте также:
Серебро бронза золото что по назначению

Конечно, сплавы и поталь — более дешевые материалы, но чистое золото имеет неоспоримое преимущество: оно значительно более стойко к воздействию внешней среды, и чем больше в нем карат, тем дольше прослужит такая позолота. Поталь же чаще используют для внутренних работ, при этом обязательно покрывают слоем защитного лака, предотвращающего потемнение.

Работа с сусальным золотом требует немалого мастерства, ведь листки настолько тонкие, что их нельзя брать пальцами — есть риск разрывов и повреждений. Листки извлекают из книжечки, предварительно ее разрезав, пинцетом или специальной кистью позолотчика, и помещают на подготовленную поверхность. Для закрепления золота используется пентафталевый лак, после чего приклеенные листки слегка простукивают тампоном, смоченным в воде. Через 2-3 дня излишки золота и лака удаляют. Чтобы покрыть сусальным золотом 50 квадратных сантиметров, потребуется не менее 60 листков из книжечки.

По способу нанесения сусальное золото делят на 2 вида: свободное и трансферное. Свободное золото отличается тем, что специальным ножом после помещения листка на специальную подушку из него вырезают фигуру нужной формы и размера, а потом наносят на поверхность. А трансферное золото изначально давлением соединено с белой шелковой бумагой, поэтому наносится вместе с ней, а после высыхания бумагу отделяют. Такой способ проще, потому что он похож на обычное нанесение наклейки.

Сегодня сусальное золото приобретает все большую популярность, ведь увеличивается разнообразие вариантов его применения. Наносить золотые листки можно на любые поверхности — металл, дерево, пластик, ткани и даже человеческую кожу, что дает возможность использования в дизайне, производстве мебели, изобразительном искусстве, боди-арте.

Более того, сусальное золото исполняет свою особую роль и в кулинарии! Дело в том, что чистое золото биологически инертно и настолько мягкое, что не образует опасных режущих кромок, потому его довольно широко используют для украшения различных блюд. Как пищевой добавке, сусальному золоту даже присвоили код — Е175. Чаще всего золотом покрывают сладости, добавляют его в алкогольные напитки (в частности, водку с золотыми хлопьями), а в Японии существует даже такой экзотический продукт, как «позолоченный» кофе.

Читайте также:
Золото адамас отзывы покупателей о качестве изделий

02.2011

  • Ювелирные камни
  • Знаки Зодиака
  • Что подарить

Источник: a-gold.su

Сусальное золото

Сусальное золото

Сусальное золото – это золото, вбитое в тонкие листья. Чистое золото является старейшей формой металла еще со времен древнего Египта. Ремесло золочение предполагало в себе преобразование драгоценных металлов, таких как золото и серебро в очень тонкие листья для использования украшения различных поверхностей.

В древности такие листья были сделаны вручную, что являлось трудной задачей, требующей тотального контроля и высокой точности удара молотом. Сегодня в основном все эти процессы автоматизированы, что гарантирует высокое качество продукта. Все остальные этапы производственного процесса выполняются вручную квалифицированными и опытными работниками.

Сусальное золото это металл

Сусальное золото и поталь – в чем отличие?

Любой путешествующий по России человек всегда удивлялся, во-первых, огромному количеству сохранившихся старинных храмов, во-вторых, неземной красоте куполов, сверкающих золотыми красками. Все дело в покрытии церковных маковок сусальным золотом, которое сохраняет свои качества продолжительное время.

Сейчас наряду с сусальным золотом используется поталь – между этими двумя декоративными отделками существует определенное внешнее сходство и в то же время есть кардинальные отличия.

Технология производства

Сусаль изготавливается из чистого золота, которое раскатывается до чрезвычайно тонких листов. Затем пластины в декоративных целях наносятся на купола, статуи. Этот химический элемент относится к мягким металлам, хорошо поддающимся ковке. Именно эти его свойства используются для создания сверхтонких пластин.

Сначала из золота готовят бруски, затем каждый из них раскатывают в полосу длиной до 30 метров. На следующем этапе каждая полоса нарезается квадратами, их укладывают один на один, перестилая специальной бумагой. Образуются стопки, каждая из которых содержит 100-300 листов золота.

Далее стопка помещается под специальный молот, который плющит золотые квадраты в лепешки. Процесс удара молотом повторяется около 2000 раз, в результате чего толщина каждой из лепешек уменьшается до нескольких микрон. Вновь повторяется процесс вырезания, теперь уже из лепешек, квадратов, которые вкладываются в специальную книжку. В ней может содержаться от 10 до 300 листов сусального золота.

Читайте также:
Хороший фотограф на вес золота

Всего при производстве этой декоративной шикарной отделки проводится до 30 различных операций. Самая важная из них – расплющивание, к тому же она и самая трудоемкая. Необходима четкая регулировка силы удара молота, установление определенной последовательности и направления ударов. Правильная технология позволит получить равномерное расплющивание, листы сусального золота будут одинаковой толщины, без выбитых участков или, наоборот, утолщений. В конечном счете, качество листов скажется на времени сохранности покрытия.

Раньше и сейчас

Технология изготовления сусального золота насчитывает более 1700 лет. Первыми в этом деле, как и во многих других технологиях, были китайцы. Сейчас же такое производство налажено во многих странах мира. За столетия технологии, естественно, изменились, в первую очередь это касается расплющивания.

Сначала использовался только ручной труд – специальный молотобоец наносил удары по стопке. Были в этом деле и признанные мастера, хотя ни один специалист в мире не обеспечит идеального расплющивания.

На смену человеку пришли автоматические молоты, которые, во-первых, облегчили его труд, во-вторых, процесс расплющивания проходил равномерно, как следствие, меньше брака было на выходе. Сила молотобойца была уже не нужна – удары наносил молот, но стопку должен был двигать все равно человек. Современные технологии позволили человеку практически устраниться от участия в таком тонком процессе. Молот автоматически наносит удары, робот, для которого разработана специальная программа, передвигает стопку золота. При этом тщательно соблюдается технологический процесс, идет постоянный контроль качества.

Имитация золота

Понятно, что использование сусального золота во многих случаях является слишком дорогим удовольствием. Во-первых, само по себе золото – довольно-таки дорогой металл, во-вторых, запасы его не бесконечны, в-третьих, технологии производства сложны. Поэтому издавна люди искали способы получения красивой декоративной отделки, подобной золоту, но гораздо ниже по стоимости. Изобретение потали, имитирующего сусальное золото, не было случайным, к нему люди шли целенаправленно!

В настоящее время существует несколько технологий производства потали. Согласно одной из них, вместо золота используют другие металлы, например алюминий, более распространенные, дешевые и ковкие, а также сплавы металлов. Самый распространенный вариант – сплав меди и цинка. После того как сплавы будут нанесены на изделие, их покрывают лаком желтого цвета, чтобы имитировать тон настоящего золота. Вторая технология потали предполагает использование химических соединений, которые добавляются в краски, имитирующие позолоту.

Читайте также:
Как называется мытье золота

Отличия сусального золота и потали

Учитывая все вышесказанное, можно отметить следующие моменты. Во-первых, поталь является имитацией сусального золота, используется наряду с настоящим драгоценным металлом для отделки различных покрытий, в том числе статуэток, багетов, рамок, карнизов. Поталь на порядок дешевле золотых листов, что позволяет создавать шикарные интерьеры по вполне приемлемым ценам. Тем не менее, этот материал менее долговечен в сравнении с золотом, поэтому, во-первых, применяется только в интерьерах зданий, во-вторых, требует покрытия лаком для увеличения времени использования.

Каждый хозяин при разработке дизайна дома волен сам принимать решение, поталь или настоящее сусальное золото использовать в отделке!

Похожие статьи:

Масла для живописи

Масла для живописи

В масляной живописи используются натуральные растительные масла. Каждый художник, вырабатывая свой индивидуальный стиль, отдает предпочтение тем или иным экстрактам, но есть и общие закономерности их использования, которые важны для первоначального выбора.

Выбираем художественную бумагу

Художественная бумага

Художественная бумага – это материал с волокнами и минеральными компонентами. Он создается ненатурально, но способен впитывать влагу и краски. Бумага, которая предназначена для рисования, пропитана керосином или маслом, поэтому при намокании практически не изменяет свой внешний вид. Характеристики и свойства листов зависят от состава, типа обработки, отделки и других аспектов, которые положены в основу производства.

Хорошая гуашь – наименее капризный материал в мастерской художника

Хорошая гуашь – наименее капризный материал в мастерской художника

Гуашь – благодатный материал для цветов, пейзажей, натюрмортов, иллюстрации детских книг и сказок. Цветки гуашью получаются как живые за счёт ее матовости, бархатистости, яркости. Пейзажи гуашью также хороши – художнику удается передать свежесть и чистоту красок природы, разнообразие и призрачность ее оттенков в утреннюю и вечернюю пору. Это во многом объясняется тем, что гуашь – водорастворимая краска, она размывается и разбавляется водой до получения нужного оттенка. Подробнее.

Сфера применения досок АЦЕИД

Сфера применения досок АЦЕИД

Асбестоцемент – универсальный строительный материал, из которого изготавливают различные изделия. Наиболее востребованными в строительной индустрии стали асбесто-цементные дугостойкие доски – АЦЭИД. Подробнее.

Источник: xn——6kcamcjqgkdybocvdqga5b6c4b2v.xn--p1ai

Рейтинг
Загрузка ...