1. Выпишите имена существительные, распределив их на три группы: 1) имена существительные 1-го склонения, 2) имена существительные 2-го склонения, 3) имена существительные 3-го склонения.
Ладонь, куль, шея, вихрь, насыпь, капля, аллея, полынь, брошь, огонь, пыль, батарея.
1) имена существительные 1-го склонения: шея, капля, аллея, батарея;
2) имена существительные 2-го склонения: куль, вихрь, огонь;
3) имена существительные 3-го склонения: ладонь, насыпь, полынь, брошь, пыль.
2. Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Степь, желтизна, цифра, участник, расстояние, выставка, засуха, дело, яблоко, золото.
Степь — степи, желтизна, цифра — цифры, участник — участники, расстояние — расстояния, выставка — выставки, засуха — засухи, дело — дела, яблоко — яблоки, золото.
Форму только единственного числа имеют только два из этих имен существительных: желтизна и золото.
3. Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
№5.Тема: имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Карташова В., 42 гр
Книги, носки, очки (для глаз), берега, чернила, километры, кусачки, газеты, грабли.
Книги — книга, носки — носок, берега — берег, километры — километр, газеты — газета
Очки, чернила, кусачки, грабли — имеют форму только множественного числа.
4. Просклоняйте имена существительные деревня, тетрадь.
И. п. деревня тетрадь
Р. п. деревни тетради
Д. п. деревне тетради
В. п. деревню тетрадь
Т. п. деревней тетрадью
П. п. деревне тетради
5. Работа с текстом.
(1) Вдруг в стороне тихо зазвучала очень приятная музыка. (2) Ворота замка распахнулись. (3) Оттуда вышли двенадцать крошек пажей с зажжёнными факелами из стеблей гвоздики в руках. (4) За ними следовали дамы в роскошных нарядах.
(По Г.-Х. Андерсену)
1. Определите склонение всех имён существительных в предложении 3.
2. Выпишите имя существительное, которое имеет форму только единственного числа.
3. Выпишите имя существительное, которое имеет форму только множественного числа.
4. Графически покажите синтаксическую роль имён существительных в предложении 1.
5. Произведите морфологический разбор существительного (В) нарядах (предложение 4).
1. (3) Оттуда вышли двенадцать крошек(1 скл.) пажей с зажжёнными факелами(2 скл.) из стеблей(2 скл.) гвоздики(2 скл.) в руках(1 скл.).
4. (1) Вдруг(обст.) в стороне(обст.) тихо(обст.) зазвучала(ск.) очень приятная(опр.) музыка(п.).
5. (В) (чем?) нарядах — сущ.
Пост. пр. — м. р., нариц., неодуш., 2 скл.
Непост пр. — мн. ч., П. п.
Синтакс. роль — дополнение
1. Выпишите имена существительные, распределив их на три группы: 1) имена существительные 1-го склонения, 2) имена существительные 2-го склонения, 3) имена существительные 3-го склонения.
Дыня, качество, цепь, боль, щель, стебель, фигура, словарь, родинка, песнь, пузырь, пособие, марля.
1) имена существительные 1-го склонения: дыня, фигура, родинка, марля;
2) имена существительные 2-го склонения: качество, стебель, словарь, пузырь, пособие;
3) имена существительные 3-го склонения: цепь, боль, щель, песнь.
2. Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Фамилия, оттепель, картошка, мышь, гололедица, область, керосин, берёза, досуг, столица.
Фамилия — фамилии, оттепель — оттепели, картошка, мышь — мыши, гололедица — гололедицы, область — области, керосин, берёза — берёзы, досуг, столица —столицы.
Имеют форму только единственного числа слова: картошка, керосин, досуг.
3. Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Ели, дрожжи, болезни, тефтели, ветви, жмурки, горы, леса, сливки (напиток), площади.
Ели — ель, дрожжи, болезни — болезнь, тефтели, ветви — ветвь, жмурки, горы — гора, леса — лес, сливки (напиток), площади — площадь.
Имеют форму только множественного числа слова: дрожжи, тефтели, жмурки, сливки.
4. Просклоняйте имена существительные библиотека, площадь.
И. п. библиотека площадь
Р. п. библиотеки площади
Д. п. библиотеке площади
В. п. библиотеку площадь
Т. п. библиотекой площадью
П. п. библиотеке площади
5. Работа с текстом.
(1) На другой день погода стояла чудесная! (2) Утка со своей семьёй отправилась к канаве. (3) Там утята играли в прятки, барахтались в воде. (4) Потом утята выбрались на поляну, стряхнули с перьев воду и стали сушиться на солнышке.
(По Г.-Х. Андерсену)
1. Определите склонение всех имён существительных в предложениях 2 и 4.
2. Выпишите имя существительное, которое имеет форму только единственного числа.
3. Выпишите имя существительное, которое имеет форму только множественного числа.
4. Определите синтаксическую роль существительных в предложении 3.
5. Произведите морфологический разбор существительного (К) канаве (предложение 2).
1. (2) Утка(1 скл.) со своей семьёй(1 скл.) отправилась к канаве(1 скл.). (4) Потом утята(2 скл.) выбрались на поляну(1 скл.), стряхнули с перьев(1 скл.) воду(1 скл.) и стали сушиться на солнышке(2 скл.).
4. (3) Там(обст.) утята(п.) играли(ск.) в прятки(доп.), барахтались(ск.) в воде(обст.).
5. (К) канаве — сущ.
Пост. пр. — неодуш., нариц., ж. р., 1 скл.
Непост. пр. — ед. ч., Д. п.
Синт. р. — обст. места
«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Источник: grammarian.ru
Контрольная работа по теме сущ. Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 33.7 Kb.
Контрольная работа по теме «Имя существительное». 5 класс.
- Имя существительное изменяется по:
- Укажите существительное 1 склонения:
- Укажите разносклоняемое существительное.
- Укажите строку, в которой все существительные женского рода:
Б) ладонь, простыня, полотенце
В) вестибюль, картошка, метро
- Укажите ошибку в определении рода имени существительного.
- Укажите существительные общего рода.
- Укажите существительное, которое имеет форму только множественного числа:
- Укажите существительное, которое имеет форму только единственного числа:
- Укажите существительное, в окончании которого пишется И:
- Укажите существительное, в окончании которого пишется Е:
- Укажите строку, в которой во всех словах пишется Е.
Б) трикотаж..м, тираж..м, этаж..м
В) дач.й, финиш..м, душ..м
- Укажите строку, в которой во всех словах пишется Ь.
Б) около дач. пейзаж. полноч. тиш..
В) рож. роскош. гореч. печ..
- Укажите слова, в которых пишется Ё.
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
- В каком примере НЕ пишется раздельно?
- Спишите, раскрывая скобки.
- Каким членом предложения является выделенное слово в предложении
- Спишите предложение. Выполните морфологический разбор выделенного имени существительного.
Контрольная работа по теме «Имя существительное». 5 класс.
- Имя существительное изменяется по:
- Укажите существительное 3 склонения:
- Укажите разносклоняемое существительное.
- Укажите строку, в которой все существительные женского рода:
Б) молния, тополь, путь
В) фамилия, леди, педаль
- Укажите ошибку в определении рода имени существительного.
- Укажите существительные общего рода.
- Укажите существительное, которое имеет форму только множественного числа:
- Укажите существительное, которое имеет форму только единственного числа:
- Укажите существительное, в окончании которого пишется И:
- Укажите существительное, в окончании которого пишется Е:
- Укажите строку, в которой во всех словах пишется Е.
Б) зародыш..м, плющ..м, этаж..м
В) пищ..й, овощ..м, душ..м
- Укажите строку, в которой во всех словах пишется Ь.
Б) нет туч. ковш. брош. тиш..
В) рож. глуш. гореч. теч..
- Укажите слова, в которых пишется Ё.
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
- В каком примере НЕ пишется раздельно?
- Спишите, раскрывая скобки.
- Каким членом предложения является выделенное слово в предложении
- Спишите предложение. Выполните морфологический разбор выделенного имени существительного.
Контрольное списывание текст №6. Списать текст в тетрадь, выполнить задание.
В..сна – уд..вительное время года. Со..нце ласк..во пр..грело пр..снувшуюся землю. Снег давно сб..жал с полей мутными руч..ями. От раз..езда до ближней д..ревни з..ленеет озимая рожь, и по син..му небу плывут бел..ватые облака. Вдали расп..ложилась б..рёзовая роща, а на её ..пушке раскинулась м..лодая п..росль кустов.
В воздухе уже совсем не(чувствуется) сырости, которая обычно бывает ран..ей в..сной.
Жизнь как будто встр..пенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрес..ных рощ, с пашен и пас..бищ д..носится радос..ный птичий гомон. П..слышался шум груз..вика на переезде. «Егорыч, открывай д..рогу!» — раздаётся в..сёлый крик ш..фёра. В л..сной чаще, в каждой б..роздке слышит..ся чей-то ш..пот.
Всё в..круг начинает изм..нят..ся: самая мален..кая вет..чка растёт, нежный ст..белёк собирает силы и распр..мляется навстречу со..нцу.
Пр..рода праз..нует в..сеннее обн..вление. Здра..ствуй, в..сна! (119 слов)
Задание: подчеркните грамматическую основу в 1 и 2 предложении 1 абзаца текста.
Контрольное списывание текст №6. Списать текст в тетрадь, выполнить задание.
В..сна – уд..вительное время года. Со..нце ласк..во пр..грело пр..снувшуюся землю. Снег давно сб..жал с полей мутными руч..ями. От раз..езда до ближней д..ревни з..ленеет озимая рожь, и по син..му небу плывут бел..ватые облака. Вдали расп..ложилась б..рёзовая роща, а на её ..пушке раскинулась м..лодая п..росль кустов.
В воздухе уже совсем не(чувствуется) сырости, которая обычно бывает ран..ей в..сной.
Жизнь как будто встр..пенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрес..ных рощ, с пашен и пас..бищ д..носится радос..ный птичий гомон. П..слышался шум груз..вика на переезде. «Егорыч, открывай д..рогу!» — раздаётся в..сёлый крик ш..фёра. В л..сной чаще, в каждой б..роздке слышит..ся чей-то ш..пот.
Всё в..круг начинает изм..нят..ся: самая мален..кая вет..чка растёт, нежный ст..белёк собирает силы и распр..мляется навстречу со..нцу.
Пр..рода праз..нует в..сеннее обн..вление. Здра..ствуй, в..сна! (119 слов)
Задание: подчеркните грамматическую основу в 1 и 2 предложении 1 абзаца текста.
Контрольное списывание текст №6. Списать текст в тетрадь, выполнить задание.
В..сна – уд..вительное время года. Со..нце ласк..во пр..грело пр..снувшуюся землю. Снег давно сб..жал с полей мутными руч..ями. От раз..езда до ближней д..ревни з..ленеет озимая рожь, и по син..му небу плывут бел..ватые облака. Вдали расп..ложилась б..рёзовая роща, а на её ..пушке раскинулась м..лодая п..росль кустов.
В воздухе уже совсем не(чувствуется) сырости, которая обычно бывает ран..ей в..сной.
Жизнь как будто встр..пенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрес..ных рощ, с пашен и пас..бищ д..носится радос..ный птичий гомон. П..слышался шум груз..вика на переезде. «Егорыч, открывай д..рогу!» — раздаётся в..сёлый крик ш..фёра. В л..сной чаще, в каждой б..роздке слышит..ся чей-то ш..пот.
Всё в..круг начинает изм..нят..ся: самая мален..кая вет..чка растёт, нежный ст..белёк собирает силы и распр..мляется навстречу со..нцу.
Пр..рода праз..нует в..сеннее обн..вление. Здра..ствуй, в..сна! (119 слов)
Источник: topuch.com
Существительные только единственного числа. Примеры
Существительные только единственного числа объединяют собирательные, вещественные, абстрактные, некоторые собственные имена существительные.
В русском языке можно выделить ряд существительных единственного числа, не имеющих формы множественного числа.
Такие слова употребляются только в форме единственного числа. Приведем примеры.
Категория числа является непостоянным грамматическим признаком у существительных, называющих исчисляемые предметы. Имеем в виду, что у существительных только единственного числа эта категорию назовем их постоянным морфологическим признаком.
Собирательные существительные в форме единственного числа
Собирательные существительные называют множество лиц, однотипных предметов как совокупность, как единое целое:
Вещественные существительные
Сюда присоединим большинство вещественных существительных, которые называют однородное по составу делимое вещество, например:
Но если некоторые существительные обозначают сорта, виды, типы веществ, то, употребляемые в качестве специальных терминов в научной и профессиональной лексике, они могут иметь форму множественного числа.
Сравните:
- свекольный сахар — сахара (в химии);
- оливковое масло — автомобильные масла;
- вересковый мёд — мёды Башкирии;
- красное вино — французские вина;
- родниковая вода — минеральные воды;
- блестящая сталь — высокопрочные стали.
В таких сочетаниях, как «бесконечные пески», «белые снега», формы вещественных существительных указывают на большое количество вещества, занимающего определенное пространство.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.Алексей Плещеев «Осень»
Форма единственного числа абстрактных существительных
Не могут обозначать множество предметов большинство абстрактных существительных:
Хотя в поэтической речи можно встретить такие строки:
Некоторые из отвлеченных существительных, приобретая в контексте конкретное значение, могут употребляться в форме множественного числа, например:
Названия сторон света и месяцев употребляются только в форме единственного числа:
Разговорное выражение «поехал на юга́» содержит морфологическую ошибку.
Разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «темя», «пламя» не имеют указанной грамматической формы.
Некоторые имена собственные, географические названия употребляются как обозначения единичного предмета:
Нарицательные имена существительные, например слово «луна», в определенном контексте могут использоваться в форме множественного числа:
В электронный телескоп хорошо просматриваются луны Юпитера.
Читаем у В.В. Маяковского:
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Следовательно, при определении группы, к которой относятся рассмотренные существительные, важно учитывать контекст.
Дополнительный материал
Продолжает эту тему статья «Существительные только множественного числа».
Источник: russkiiyazyk.ru