Если Н. – подозреваемый, следовательно, он или задержан по подозрению в совершении преступления, или является лицом, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Н. не был задержан по подозрению в совершении преступления, и он не является лицом, к которому применена мера пресечения. Следовательно, Н. не является подозреваемым.
3. Записать следующие суждения на языке логики предикатов:
Некоторые юристы знают логику.
Записать следующие суждения на языке логики высказываний и на языке логики предикатов. Сравнить выразительные возможности полученных формул.
Либо каждый любит кого-нибудь и ни один не любит всех, либо некто любит всех, и кто-то не любит никого.
5. Средствами СНВ проверить правильность следующих рассуждений:
Если преступление совершил Иванов, то он знает, где находятся похищенные вещи. Иванов знает, где находятся похищенные деньги, но не знает, где находятся похищенные вещи. Иванова видели на месте преступления примерно в то время, когда было совершено преступление. Следовательно, Иванов не совершал этого преступления.
? Древний путь к внутренней свободе с Ричардом Хейтом…
Занятие 5. Теория умозаключений.
Определить вид непосредственного умозаключения и проверить его правильность?
Некоторые юристы – хорошие психологи. Следовательно, многие психологи – хорошие юристы.
Если среди адвокатов немало женщин, то немало и мужчин.
2. Превратить суждения:
Все млекопитающие – позвоночные животные.
Некоторые адвокаты – не являются не юристами.
3. Превратить, обратить и осуществить противопоставление субъекту и предикату следующих суждений, осуществить все возможные заключения по логическому квадрату:
Некоторые правонарушения не являются преступными деяниями.
Все сложные предложения состоят из простых.
Ни один человек не имеет права нарушать законы.
Книга – источник знаний.
Всякое суждения выражается в предложении.
Каждый профессиональный футболист имеет свой уровень мастерства.
Среди преступников есть рецидивисты.
Все силлогизмы являются умозаключениями.
Человек, который не платит членские взносы, не является членом профсоюза.
Все студенты-юристы знают логику.
4. Проверить правильность ПКС, определить фигуру и модус ПКС:
Некоторые автомашины дребезжат на ходу. Моя автомашина – это некоторая автомашина. Поэтому неудивительно, что она дребезжит на ходу.
Ни одна работа, в которой нет новых идей, не может быть премирована. Работа Сергеева не премирована. Значит, в ней нет новых идей.
Я человек. Ты не я. Значит ты не человек.
5. Вывести заключение из двух посылок (Л Кэрролл):
Ни один вор не честен. Некоторых нечестных людей удается уличить.
Все осы необщительны. Все щенки общительные.
6. Восстановить силлогизм по энтимемам и проверить его правильность:
Спички – очень нужная вещь в путешествии. Отправляясь в путешествие, все лишнее следует оставлять дома.
Российская аспирантура в поисках идеальной модели — семинар 28.01.2020
Раз все люди – разумны, то ни одна улитка неразумна.
Занятие 6. Теория умозаключений.
1. Определите какие правила нарушены при построении данных умозаключений и найдите опровергающую схему:
MiP SoM SiP | MoP MoS SaP | PaM SiM SeP | PeM MiS SaP | MaP SiM SoP |
2. Получите все возможные простые следствия из следующих суждений (обратите, превратите, противопоставьте предикату, умозаключение по логическому квадрату):
Каждый адвокат имеет юридическое образование;
Москва – столица России;
В любом государстве имеются люди нарушающие закон;
Не все законы справедливы.
3. Определите, к какому типу относятся эти рассуждения и являются ли они правильными:
Раз французы — европейцы, значит некоторые европейцы — не французы;
Говорят, что «не все то золото, что блестит». Значит, встречается и не
Если свиньи умеют летать, то некоторые летающие предметы — свиньи.
Занятие 7. Теория аргументации.
1. Задания на нахождение логической ошибки в аргументации:
Если этому больному суждено умереть, то он умрет все равно – позовет он врача или нет; а если ему суждено выздороветь, то он выздоровеет все равно — позовет он врача или нет. Но так как ему суждено либо умереть, либо выздороветь, то не стоит звать врача.
Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего – дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.
Конечно, это пьяница: взгляните только, какой у него красный нос.
2. Выделите тезис, аргументы и форму обоснования тезиса:
Петров имеет право на защиту. Всем подследственным предоставляется защита. Следовательно, и Петров имеет на это право.
3. Постройте доказательство (прямое или косвенное), подбирая аргументы к следующим тезисам:
Все свидетели должны давать только правдивые показания.
4. Проанализируйте следующие доказательства и найдите содержащиеся в них ошибки:
Согласно общим правилам для силлогизмов при обеих утвердительных посылках заключение должно быть утвердительным, а при одной отрицательной посылке заключение должно быть отрицательным. Тогда получается, что когда в силлогизме присутствуют две утвердительных и одна отрицательная посылки, то заключение будет утвердительно-отрицательным.
Примеры контрольных заданий приведены для подготовки студентов к выполнению контрольной работы и зачетной письменной работы.
Примеры контрольных заданий
Вариант 1.
1. Нарушение каких законов логики можно проиллюстрировать следующим примером: «…Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плаваем по течению. Нас топят, мы всплываем, хотя, кажется, никого этим не радуем. Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит.
Никому до нас нет дела».
а) закон тождества
б) закон противоречия
в) закон исключенного третьего
г) закон достаточного основания
д) ничего не нарушено
2. Дайте логическую характеристику следующего понятия: Человек.
3. Определите, в каком отношении находятся следующие понятия: Преступление, уголовное правонарушение
а) пересечение б) подчинение в) равнозначность г) соподчинение
4. Определите отношение между объемами понятий и изобразите их с помощью круговых диаграмм: кодекс, гражданский кодекс РФ, налоговый кодекс РФ, ст.12 гражданского кодекса РФ
5. Определить вид суждения, распределенность терминов, графически проинтерпретировать отношения между терминами: Некоторые люди юристы.
6. Для суждения из предыдущего задания по логическому квадрату постройте оставшиеся виды суждений и определите их истинностные значения: а) при истинности и б) ложности исходного суждения.
7. Обратите, превратите и противопоставьте предикату суждение из 5 задания.
8. Определите деонтическую модальность суждения, запишите его с помощью модальных операторов «обязательно» (О), «запрещено» (F), «разрешено» (P): Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
9. Исчислите логическое значение суждения по таблице истинности и укажите вид формулы: (((A→ B) A)→ B)
10. Формализуйте и исчислите на совместимость с помощью таблицы истинности следующие сложные суждения, определите кто виновен, а кто невиновен: А говорит: если я – невиновен, то либо В – виновен, либо С — виновен. В говорит: если только один из нас, либо я, либо С – виновен, то я — невиновен. Сговорит: А – невиновен.
11. Определить большую и меньшую посылки, заключение, фигуру и модус силлогизма: Иванов подлежит уголовной ответственности, так как Иванов захватил заложников, а любое лицо, захватившее заложников, подлежит уголовной ответственности.
12. Укажите какие общие правила силлогизма нарушены, найдите опровергающую схему:
Вариант 2.
1. Нарушение каких законов логики можно проиллюстрировать следующим примером: Перебивать собеседника – не порядочно. Но сами-то вы то и дело меня перебиваете… Тут другое дело: я даю тебе уроки хорошего тона.
а) закон тождества
б) закон противоречия
в) закон исключенного третьего
г) закон достаточного основания
д) ничего не нарушено
2. Дайте логическую характеристику следующего понятия: Закон
3. Определите в каком отношении находятся следующие понятия:
Источник: lektsia.com
Логика РФЭИ ответы на 50 вопросов RF-E-111-14-10
1. Логика – это
а) наука, занимающаяся сбором и обработкой различного рода информации;
б) наука о формах и законах правильного мышления;
в) специальный раздел математики.
2. Кого из великих ученых считают основоположником логики?
а) Аристотеля;
б) Декарта;
в) Лейбница.
ВНИМАНИЕ! В течение 30-40 минут после оплаты товар в прикреплённом файле высылается на электронный адрес, указанный Вами в платёжной форме. Если Вы по каким-либо причинам не получили оплаченный товар, свяжитесь с нами звонком или смс с 10.30 до 19.00 по московскому времени по тел. +7(906)657-69-44 , укажите артикул товара и приблизительное время оплаты.
3.Какое из высказываний принадлежит Аристотелю?
а) «Платон мне друг, но истина дороже»;
б) «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!»
в) «Ученость без добродетели — все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи».
4. Кого из ученых считают основоположником создания математической логики?
а) Д. Буля;
б) К. Шеннона;
в) Г. Лейбница.
5. Какая из форм мышления позволяет отличать предметы и явления от других предметов и явлений?
а) суждение;
б) понятие;
в) умозаключение.
6. Какая функция языка отражена в следующей фразе: «В случае пожара, все находящиеся на пятом этаже, спускаются
к выходу по левой лестнице».
а) описательная;
б) нормативная;
в) декларативная.
7. Какие функции языка являются основными с точки зрения логики?
а) экспрессивы и обещания;
б) декларативная и нормативная;
в) описательная и оценочная.
8. Какие из приведенных понятий являются единичными?
а) Региональный финансово – экономический институт;
б) высшее учебное заведение;
в) депутат.
9. Какие из приведенных понятий можно отнести к пустым понятиям?
а) менеджер Петров;
б) компьютерный салон;
в) русалка.
10. Какое из понятий является отрицательным?
а) компетентность;
б) халатность;
в) контроль.
11. Какие из приведенных понятий являются совместимыми?
а) преступление, уголовное правонарушение;
б) скрипка, нотный стан;
в) низкая цена, брокер.
12. Какие из понятий находятся в отношении подчинения?
а) сделка и торговая операция;
б) эрудиция и невежество;
в) склад и брокерская контора.
13. Отношением какого вида задается отношение между следующими понятиями: акционерное общество; член АО; председатель правления АО; Петров.
а) пересечения;
б) подчинения;
в) противоположности.
14. Отношению каких понятий соответствует схема, представленная на рис.1.
а) А – «населенный пункт», В – «город на Волге»;
б) А – «верующий», В – «атеист»;
в) А – «акционерное общество», В – «сделка».
15. Какое из предложенных определений относится к виду номинальных определений?
а) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или
прекращение гражданских прав или обязанностей;
б) этот знак («) – квантор общности, символизирует выражения: все, каждый, всегда.
в) термин «консенсус» заимствован из латинского языка и означает согласие, общее мнение.
16. В чем заключается принцип соразмерности в делении понятий?
а) в том, что сумма объемов членов деления должна равняться объему делимого понятия;
б) в том, что каждый отдельный предмет должен входить в объемы других видовых понятий;
в) в том, что каждый отдельный предмет должен находиться в объеме только одного видового понятия.
17. Как называют признак, по которому осуществляется деление понятий?
а) основанием деления;
б) аргументом деления;
в) естественностью деления.
18. Что называют суждением?
а) всякие вопросительные предложения;
б) всякие побудительные предложения;
в) смысл, выражаемый правильным предложением.
19. Среди перечисленных высказываний укажите оценочные высказывания.
а) «Этот город когда-то был намного меньше Москвы»;
б) «Я обещаю подумать над вашим предложением»;
в) «Не сможете ли вы передать пакет?»
20. Какие из предложенных высказываний являются описательными?
а) «Не сможете ли вы передать соль?»;
б) «Вы могли бы вести себя немного тише»;
в) «Нам всем было бы лучше, если бы вы немного сбавили тон».
21. Какие из высказываний следует отнести к бессмысленным?
а) «Если идет дождь, то голова»;
б) «Частная собственность — собственность отдельного лица или его семьи»;
в) «Ни один нормальный человек не желает зла другому».
22. К какому из видов суждений принадлежит следующее суждение: «Внедрение новых технологий – основа
повышения эффективности производства».
а) к суждению отношения;
б) к атрибутивному суждению;
в) к суждению существования.
23. К какому из видов суждений следует отнести суждение: «Не все то золото, что блестит».
а) к частноотрицательному;
б) к частноутвердительному;
в) к общеотрицательному.
24. К какому из типов по распределенности субъекта и предиката принадлежит следующее суждение: «Суждение – форма мышления».
а) субъект и предикат распределены;
б) субъект распределен, предикат не распределен;
в) субъект и предикат не распределены.
25. Какими могут быть одновременно противные высказывания?
а) только ложными;
б) истинными и ложными;
в) только истинными.
26. Высказыванием какого вида является строгая дизъюнкция?
а) «А или В»;
б) «либо А, либо В»;
в) «А и В».
27. Определите, какие из высказываний будут истинными?
а) «луна – планета и 2 + 3 = 5»;
б) «луна – планета или 2 + 3 = 5»;
в) «кислород – металл и 2 х 2 = 5».
28. Что означает логическая связка «эквивалентность»?
а) равнозначность двух высказываний;
б) наличие отношения между основанием и следствием;
в) отрицание высказывания.
29. Какой символической записью задается следующее высказывание; «Если руководство компании признает невозможность оставления менеджера в занимаемой должности, то оно увольняет его с этой должности».
а) А ® В;
б) А « В;
в) ~ А Ú В.
30. Какие из перечисленных понятий можно отнести к эпистемическим?
а) доказано, что площадь параллелограмма равна произведению стороны на высоту к ней проведенную;
б) человек должен любить ближнего своего, как самого себя;
в) хорошо, когда наступает отпуск.
31. При применении какой из логических связок получаем высказывание эквивалентности?
а) «если и только если»;
б) «А и В»;
в) «если А, то В».
32. Если применить к приведенным высказываниям отрицание, то какое из полученных высказываний будет истинным?
а) семь – четное число;
б) двенадцать – четное число;
в) нельзя делить на ноль.
33. Какие из перечисленных формул являются всегда ложными?
а) (А Ú ~ А);
б) (А
в) (А Ú В).
34. Какие из перечисленных формул являются всегда истинными?
а) (А ® ~ А);
б) (А Ú ~ А);
в) (А Ù В).
35. Предполагая, что А – истинное высказывание, определите, пользуясь таблицами истинности, какое из приведенных
сложных высказываний будет истинным?
а) (~А Ù А);
б) ~(А ® А);
в) А ® (~ (~А)).
36. Предполагая, что А – истинное высказывание, В – ложное, определите, пользуясь таблицами истинности, какое из
сложных высказываний будет истинным?
а) (А
б) А ® ~ (В ® А);
в) А ® ~ (А Ú В).
37. Предполагая, что А – ложное высказывание, В – истинное, определите, пользуясь таблицами истинности, какое из
сложных высказываний будет истинным?
а) (А ® (В
б) (А ® В) ® А;
в) ~А ® (А
б) закон исключенного третьего;
в) закон двойного отрицания.
39. Среди предложенных символических записей выберите ту, которая соответствует закону тождества:
а) А ® А;
б) (А ® ~А) ® В;
в) (А
б) при истинности обеих простых суждений;
в) при истинности хотя бы одного простого суждения.
41. Какая из логических связей соответствует суждению: «Если работник компании нарушил дисциплину, то руководство
компании обязано взять у него либо устные, либо письменные объяснения».
а) А ® (В Ú С);
б) (А « В) Ù С;
в) А « (В Ù С).
42. Какое из превращений суждения: «Всякая доверенность, в которой не указана дата ее совершения, является
недействительной» соответствует превращению общеотрицательного суждения?
а) «все доверенности, в которых не указаны даты их совершения, недействительны»;
б) «ни одна доверенность, в которой не указана дата ее совершения, не является действительной»;
в) «некоторые доверенности, в которых не указаны даты их совершения, недействительны».
43. Какое из суждений является обращением суждения: «Незаконное предпринимательство – преступление в сфере экономической деятельности».
а) «ни одно незаконное предпринимательство не является преступлением в сфере экономической деятельности»;
б) «некоторые преступления в сфере экономической деятельности – незаконное предпринимательство»;
в) «некоторые преступления в сфере экономической деятельности не связаны с незаконным предпринимательством».
44. Даны два суждения: «генеральному директору подчиняется начальник отдела маркетинга; «начальнику отдела маркетинга подчиняется маркетолог». Какой вывод, вытекающий из этих суждений, будет правильным?
а) «генеральному директору подчиняется маркетолог»;
б) «маркетолог не подчиняется генеральному директору»;
в) «маркетологу подчиняется генеральный директор».
45. Установите распределенность субъекта и предиката в следующем суждении: «Все мелкие предприятия торговли были приватизированы».
а) субъект распределен, предикат не распределен;
б) субъект и предикат распределены,
в) субъект не распределен, предикат распределен.
46. Какие из сложных суждений являются разделительными (дизъюнктивными) суждениями?
а) «Если предприятия концерна повысят производительность труда на 2% и снизят себестоимость продукции на 0,3
долларов, концерн получит прибыль в миллион долларов;
б) «Собственность на средства производства существует либо в форме частной, либо кооперативной, либо государственной»;
в) «Каждый из нас в ответе за страну перед потомками, перед историей».
47. Какой вывод на основе свойства отношений следует из двух суждений:
Золото дороже меди.
Платина дороже золота
а) «Золото не дороже платины»;
б) «Платина не дороже меди»;
в) «Платина дороже меди».
48. К какому типу умозаключений относят следующее сложное суждение:
«Если концерн по производству продовольствия занимался выпуском недоброкачественной продукции, то он может быть ликвидирован».
«Концерн выпускал недоброкачественную продукцию».
«Следовательно, он может быть ликвидирован».
а) к условно – категорическому (отрицающий модус);
б) к условно – разделительному;
в) к условно – категорическому (утверждающий модус).
49. Определите вид дилеммы:
«Если расширить отдел рекламы нашей фирмы, придется прибегнуть к займу».
«Если реконструировать отдел капитального строительства, без займа тоже не обойтись».
«Нам необходимо расширить отдел рекламы и реконструировать отдел капитального строительства».
а) простая конструктивная дилемма;
б) сложная конструктивная дилемма;
в) простая деструктивная дилемма.
50. С чем связана знаменитая теорема Геделя?
а) с проблемами формализации в доказательстве;
б) с построением новой системы исчисления;
в) с разработкой структуры математической логики.
Рубрики Логика Метки Итоговый контроль, Итоговый экзамен, Ответы, РФЭИ
Источник: lekar68.com
КОТ — Краткий Ориентировочный Тест
Авторы — В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик. Источник — Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб. пособие. Сост.: Т.И.
Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. – М., 1996.
Цели теста и инструкция к нему
Тест предназначен для определения интегрального показателя общих способностей.
Инструкция к тесту: «Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее.
Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:
1. «Быстрый» является противоположным по смыслу слову:
- тяжелый,
- упругий,
- скрытный,
- легкий,
- медленный.
- Правильный ответ: 5
2. Бензин стоит 44 цента за литр. Сколько стоит 2,5 литра?
- Правильный ответ: 110 центов или 1,1 доллар.
3. Минер – минор. Эти два слова являются:
- сходными,
- противоположными,
- ни сходными, ни противоположными по значению.
- Правильный ответ: 3.
Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов. На выполнение теста Вам дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо – пользуйтесь бумагой для записи. О том, что Вам не понятно, спросите сейчас.
Во время выполнения теста ответы на ваши вопросы даваться не будут.
После команды «Начали!» переверните страницу и начинайте работать.
Через 15 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку.
Сосредоточьтесь. Положите ручку справа от себя. Ждите команды.
«Начали!»
1. Одиннадцатый месяц года – это:
2. «Суровый» является противоположным по значению слову:
- резкий,
- строгий,
- мягкий,
- жесткий,
- неподатливый
3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других:
- определенный,
- сомнительный,
- уверенный,
- доверие,
- верный
4. Ответьте Да или Нет.
- Сокращение «н.э.» означает: «нашей эры» (новой эры)?
5. Какое из следующих слов отлично от других:
6. Слово «безукоризненный» является противоположным по своему значению слову:
- незапятнанный,
- непристойный,
- неподкупный,
- невинный,
- классический
7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову «жевать» как обоняние и нос:
8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?
- Sharp M.C. Sharp M.C.
- Filder E.H. Filder E.N.
- Connor M.G. Conner M.G.
- Woesner O.W. Woerner O.W.
- Soderquist P.E. Soderquist B.E.
9. «Ясный» является противоположным по смыслу слову:
- очевидный,
- явный,
- недвусмысленный,
- отчетливый,
- тусклый
10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 долларов заработав при этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал?
11. Слова «стук» и «сток» имеют:
- сходное значение,
- противоположное,
- ни сходное, ни противоположное
12. Три лимона стоят 45 центов. Сколько стоит 1,5 дюжины.
13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?
- 5296 5296
- 66986 69686
- 834426 834426
- 7354256 7354256
- 61197172 61197172
- 83238224 83238234
14. «Близкий» является противоположным слову:
- дружеский,
- приятельский,
- чужой,
- родной,
- иной.
15. Какое число является наименьшим:
16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова.
- одни ухода они гостей после наконец остались
17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?
18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?
19. «Восходить» и «возродить» имеют:
- сходное значение,
- противоположное,
- ни сходное, ни противоположное.
20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет П, если неправильно – Н.
- Мхом обороты камень набирает заросший.
21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их:
- Держать нос по ветру.
- Пустой мешок не стоит.
- Трое докторов не лучше одного.
- Не все то золото, что блестит.
- У семи нянек дитя без глаза.
22. Какое число должно стоять вместо знака «?»:
- 73 66 59 52 45 38 ?
23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:
24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:
- верно,
- неверно,
- неопределенно
- Все передовые люди – члены партии.
- Все передовые люди занимают крупные посты.
- Некоторые члены партии занимают крупные посты.
25. Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 с?
26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:
- верно,
- неверно,
- неопределенно
- Боре столько же лет, сколько Маше.
- Маша моложе Жени.
- Боря моложе Жени.
27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 доллара. Сколько килограмм фарша можно купить за 80 центов?
28. Расстилать и растянуть. Эти слова:
- схожи по смыслу,
- противоположны,
- ни схожи, ни противоположны.
29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат:
30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет:
- верно,
- неверно,
- неопределенно
- Саша поздоровался с Машей.
- Маша поздоровалась с Дашей.
- Саша не поздоровался с Дашей.
31. Автомобиль стоимостью 2400 долларов был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?
32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция:
33. На платье требуется 2 1/3м. ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?
34. Значения следующих двух предложений:
- сходны,
- противоположны,
- ни сходны, ни противоположны
- Трое докторов не лучше одного.
- Чем больше докторов, тем больше болезней.
35. Увеличивать и расширять. Эти слова:
- сходны,
- противоположны,
- ни сходны, ни противоположны
36. Смысл двух английских пословиц:
- схож,
- противоположен,
- ни схож, ни противоположен.
- Швартоваться лучше двумя якорями.
- Не клади все яйца в одну корзину.
37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?
38. Претензия и претенциозный. Эти слова по своему значению:
- схожи,
- противоположны,
- ни сходны, ни противоположны
39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 доллара, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 центов?
40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили:
- 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6
41. Отражаемый и воображаемый. Эти слова являются:
- сходными,
- противоположными,
- ни сходными. ни противоположными
42. Сколько соток составляет участок длиною 70 м и шириной 20 м?
43. Следующие две фразы по значению:
- сходны,
- противоположны,
- ни сходны, ни противоположны
- Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.
- Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое – сложностью.
44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить все сто процентов?
45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место:
- 1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14
46. Три партнера по акционерному обществу (АО) решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 долларов, К. – 3500 долларов, П. – 2000 долларов. Если прибыль составит 2400 долларов, то насколько меньше прибыль получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?
47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл:
- Куй железо, пока горячо.
- Один в поле не воин.
- Лес рубят, щепки летят.
- Не все то золото, что блестит.
- Не по виду суди, а по делам гляди.
48. Значение следующих фраз:
- сходно,
- противоположно,
- ни сходно, ни противоположно
- Лес рубят щепки летят.
- Большое дело не бывает без потерь.
49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?
50. В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?
Ключ к тесту
Интегральный показатель общих умственных способностей (Ип) равен количеству правильно решенных задач.
Интерпретация результатов теста
Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.
Установленный уровень является многопараметрическим показателем общих способностей. Данная методика позволяет выделить эти параметры и проанализировать их.
Способности обобщения и анализа материала устанавливаются на основе выполнения заданий на пословицы. Эти задания требуют абстрагирования от конкретной фразы и перехода в область интерпретации смыслов, установления их пересечений и нового возврата к конкретным фразам.
Гибкость мышления как компонент общих способностей также определяется по выполнению заданий на пословицы. Если ассоциации испытуемого носят хаотический характер, то можно говорить о ригидности мышления (например, такие задания, как №11).
Инертность мышления и переключаемость – это важные характеристики общих способностей к обучаемости. Для их диагностики предусмотрено специальное расположение заданий в данном тесте. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен.
Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость выявляются по заданиям, которые могут снижать показатель теста у испытуемых (24, 27, 31 и др.). Эмоционально реагирующие испытуемые начинают улыбаться и обращаться к экспериментатору вместо того, чтобы быть направленными на объект, то есть задачу.
Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания определяются заданиями №8 и 13. Они выявляют способность в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основные содержания, сопоставлять цифры, знаки и т.п.
Употребление языка, грамотность может быть проанализирована на основании выполнения заданий на умение пользоваться языком. Задача №8 предполагает элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита).
Пространственное воображение характеризуется по решению четырех задач, предполагающих операции в двумерном пространстве.
Таким образом, методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качества человека.
Тест позволяет продумать рекомендации для развития тех аспектов интеллекта, из-за которых медленно или неправильно выполнены соответствующие задания.
- Например, если испытуемый не выполнил задания №10, 13, то ему нужно рекомендовать упражнения, развивающие концентрацию и распределение внимания.
- Если испытуемый плохо справляется с заданиями типа №2, 5, 6, то в этом случае ему поможет чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей, а также полезно решать лингвистические задачи.
- Если испытуемый плохо выполнил числовые задачи, то для развития соответствующего свойства полезны сборники головоломок.
- В случае, когда у испытуемого вызывали проблемы задачи, требующие пространственного представления, важна тренировка концентрации внимания на разнообразных объектах, с последующим преобразованием их образов в представлении.
Источник: psychologos.ru