«Говоря о Канте, все говорят Кант, Кант там еще чего-то — этот человек предал свою родину, который унижался и на коленях ползал, чтобы ему дали кафедру, понимаете, в университете — чтобы он там преподавал, писал какие-то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и никогда читать не будет.»
все: *говорят*
А что же писал этот Кант? Эта работа открывает цикл статей, написанных понятным языком (насколько это возможно) об одном из величайших немецких философов, идеи которого в областях этики и гносеологии (учения о познании) являются предметом обсуждений и по сей день.
Начнем мы разбирать систему этого гиганта мысли и отца русской демократии примерно в той последовательности, в которой она была изложена в его труде «Критика чистого разума». Поэтому приступим к разъяснению тех понятий, без которых дальнейшее понимание кантовской концепции попросту невозможно.
Априорное и эмпирическое познание
«Без всякого сомнения, все наше познание начинается с опытом. Но хотя всякое познание и начинается вместе с опытом, отсюда вовсе не следует, что оно целиком проистекает из опыта».
1.1. Различие аналитического и синтетического, априорного и апостериорного в системе точного знания.
Кант разделяет наше познание на чистое (априорное) знание , которое существует независимо от опыта и других чувственных впечатлений и на познание грязное апостериорное (эмпирическое), источником которого являются данные опыта . Важно еще отметить, что все априорные знания обладают всеобщностью и не имеют исключений. Так, к примеру, все теоремы и суждения в математике априорны. Мы с точностью и при этом независимо от опыта можем сказать, что сумма двух прямых углов будет равна сумме углов треугольника или что прямая линия — кратчайшее расстояние между двумя точками; у этих теорем не будет исключений, они будут работать всегда. Примером же эмпирического знания будет являться утверждение «некоторые кошки белые» . В самом деле, наше знание в этом случае определяется тем, встретили ли мы белую кошку или нет.
Представим же теперь, что мы за всю свою жизнь видели только черных и рыжих кошек и никогда не слышали о кошках другого цвета. На этом основании мы делаем вывод о том, что кошки бывают только черного и рыжего цвета, но вдруг на следующий день нам на глаза попадается белая кошка, совершенно выпадающая из выведенного нами правила. В общем-то, именно по этой причине правила, выведенные нами из опыта, не могут претендовать на всеобщность. Что, правда, не умаляет значения эмпирического знания как основного способа познания окружающего нас мира.
Аналитические и синтетические суждения
Если коротко, то аналитическое суждение — суждение, в котором то, что утверждается о понятии (предикат), не выходит за пределы этого понятия, как бы поясняя его . Наглядным примером будет утверждение «все геометрические тела имеют ширину» , само понятие геометрического тела уже включает в себя наличие у него ширины, и в этом случае нам совершенно не нужно выходить за пределы этого понятия. Аналогичная ситуация с утверждением «холостяк – мужчина, не состоящий в браке». Кстати, такие странные на первый взгляд утверждения как «а=а» и «стул это стул» тоже являются аналитическими, хоть и имеют разную познавательную ценность с первым примером.
Курс Золочения: 4 — Сусальное золото и натуральное серебро в листах
Что касается синтетических суждений, то это такие суждения, в которых то, что говорится о понятии, выходит за пределы того, что в этом понятии содержится. Кант называет их «расширяющими» (контрастирует с «поясняющими» аналитическими суждениями). Итак, синтетическими будут являться суждения вроде «2+4=6» или «некоторые кошки белые».
Ну, с кошками-то все ясно, белый цвет не входит в понятие «кошка», и мы действительно выходим за пределы этого понятия. Но вот почему суждение «2+4=6» обязательно синтетическое, а не аналитическое? Кант настаивает на том, что при использовании лишь аналитического способа познания сумма 2 и 4 говорит нам лишь то, что при соединении этих двух чисел получится одно число, но при этом вовсе неизвестно какое именно. А чтобы узнать, что за число будет являться результатом сложения 2 и 4, нам надо прибегнуть к созерцанию: например, представить какие-нибудь две точки на прямой линии (соответствующие понятию 2) и прибавлять постепенно еще четыре точки (соответствующие понятию 4) и только тогда оказывается, что перед нами находится то количество точек, которое соответствует числу 6.
При работе с несколько бо́льшими числами кантовский ход мыслей становится еще очевиднее. Отметим, что с точки зрения Канта произведенное нами сложение двух чисел с получением результата произошло совершенно априори: нам вовсе не надо было прибегать к помощи опыта, чтобы получить правильный ответ.
Как уже можно было заметить, с априорными, эмпирическими, синтетическими и аналитическими суждениями можно оформить комбинации. По Канту их возможны три штуки. Проиллюстрируем каждое их них.
- Априорное аналитическое. Вообще можно просто «аналитическое», ведь эмпирических аналитических не бывает. Примеры аналитических суждений можете посмотреть выше.
- Априорное синтетическое. Совершенно уникальный вид суждений, выведенных Кантом, на который обрушивается большинство критики со стороны аналитических философов. Примерами априорных синтетических суждений будут являться все математические суждения. «Прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками», «2+2=4» и т. д. По Канту такие суждения в математике возможны благодаря тому, что математическое познание способно к конструированию, то есть представлению априори. Например, мы можем представить себе какой-нибудь конус или треугольник просто на основе его определения, совершенно не прибегая к помощи опыта, и затем проводить с ним другие операции, просто опираясь на свое представление.
3. Апостериорное (эмпирическое) синтетическое. Можно просто «эмпирическое». В этом типе суждений мы расширяем наше знание, прибегая к опыту, например, говоря «все тела имеют тяжесть». Понятие тяжести вовсе не заключается в понятии тела, и узнать о тяжести тела мы можем лишь прибегнув к опыту.
Трансцендентность и трансцендентальность
Запутавшись в этих терминах переломала себе ножки с копытцами половина адского воинства. Проясняем.
Трансцендентность. Здесь будет просто. Это то, что выходит за пределы всякого опыта , тут подойдет такой синоним как «сверхчувственное» . Например, христианский Бог будет иметь такую характеристику, ведь чувственному познанию он недоступен.
Трансцендентальность. А теперь усложняемся. В кантовском понимании, трансцендентальное — то , что делает возможным априорное знание , иначе говоря, его форма .
Отметим также, что любое трансцендентальное познание является априорным, но не всякое априорное познание является трансцендентальным. Ведь не каждое априорное знание дает нам информацию о том, что то или иное понятие может существовать совершенно независимо от опыта.
На этом, пожалуй, закончим. В следующий раз мы поговорим про разделение всех предметов на Phaenomena и Noumena.
Источник: dzen.ru
Суждение всякое золото желто является априорным
АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ A PRIORI
- Описание
- Алфавитный указатель
- Арабская философия
- Индийская философия
- Китайская философия
- Русская философия
- Этика
- Авторы
- Приложения
АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ A PRIORI (нем. analytische und synthetische Urteile a priori) – термины кантовской философии, имеющие также широкое применение в различных направлениях современной философской мысли, главным образом в рамках аналитической философии. Введены И.Кантом в «Критике чистого разума».
Вопрос о возможности синтетических суждений a priori заявлен Кантом как основной вопрос всей критической философии. Дихотомия аналитических и синтетических суждений основывается на возможности различного отношения между субъектом и предикатом суждений.
Под аналитическими Кант понимает такие суждения, где предикат, уже содержащийся в понятии субъекта и смутно мыслящийся в нем, эксплицируется из этого понятия по закону тождества. Хотя аналитические суждения и не расширяют наших познаний, они все же расширяют сферу отчетливо мыслимого.
В этом психологическом моменте основное отличие аналитических суждений от бессодержательных тавтологий. Будучи основанными на непреложном законе тождества, все аналитические суждения априорны (строгая необходимость трактуется Кантом в качестве одного из критериев априорного знания).
В числе примеров аналитических суждений, приводимых Кантом, положения: «все тела протяженны», «всякое золото желто», «все мои представления объединены в Я». Разъяснения Канта позволяют связать аналитические суждения с экспликациями правил словоупотребления.
Суждение «золото желто» имеет в таком контексте следующий смысл: необходимым условием именования предмета «золотом» является наличие у данного предмета желтого цвета (если трактовать данное суждение как синтетическое, возможность чего Кант в принципе не исключает, то оно будет означать, что всякий предмет с такими-то и такими-то свойствами, т.е. золото, обладает также и желтым цветом). В метафизике, как и в других науках, аналитические суждения играют служебную роль, уточняя и разъясняя основные понятия. Аналитическое «добавление» к критике чистого разума превращает последнюю в трансцендентальную философию. Сама же критика концентрируется на выяснении основных принципов синтетических суждений.
Под синтетическими Кант понимает такие суждения, где предикат извне прибавляется к субъекту. Расширяя наше познание, синтетические суждения являются подлинной целью всех наук. Примеры синтетических суждений: «все тела имеют тяжесть», «всякое изменение имеет причину», «7+5=12».
К синтетическим Кант относит и все экзистенциальные суждения, ибо ни в одном понятии не содержится предикат существования. Номинальная дефиниция синтетических суждений не дает, однако, адекватного представления о кантовской концепции. Канта интересуют только истинные синтетические суждения, т.е. синтетические познания.
Истинность синтетических суждений не может быть задана их формальной структурой, как в случае аналитических суждений. Поэтому она зависит от отношения субъекта и предиката к какому-то внешнему X, который и должен удостоверить правильность их соединения. Таким образом, все синтетические суждения – суждения о вещах (аналитические – о словах).
В отношении синтетических суждений возможны два случая. 1) Связь между субъектом и предикатом «подсказывается» наличными предметами, как в тезисе «все тела имеют тяжесть». Тогда мы имеем дело с эмпирическими синтетическими суждениями. Их всеобщность может быть исключительно «индуктивной».
2) Связь между субъектом и предикатом удостоверяется благодаря тому, что образуемая ею формальная структура отображает залегающие в душе необходимые условия самой данности предметов чувств в опыте, так что эти предметы заведомо должны соответствовать тому, что мыслится в таком суждении (напр., Кант доказывает, что a priori знать о том, что всякое изменение имеет причину, можно именно потому, что подчинение последовательности событий закону причинности есть необходимое условие восприятия нами этой последовательности). Это и есть синтетические суждения a priori. Они обладают строгой всеобщностью и необходимостью.
Синтетические суждения a priori составляют каркас чистой математики и общего естествознания. Метафизика только претендует на априорные синтетические познания и может реализовать их лишь в качестве практических постулатов.
Неспособность метафизики к априорным синтетическим познаниям связана с тем, что ее предметная область (Бог, свобода и бессмертие души) лежит за границами возможного опыта. Между тем антиципировать можно лишь формы возможного опыта. Соответственно сфера априорных синтетических познаний связана исключительно с предметами, которые могут стать объектами восприятия.
Таким образом, исследование Кантом синтетических суждений a priori включает: 1) установление общих условий их возможности, 2) определение на основании этих условий границ синтетического познания, 3) доказательство реализованности этих условий в том или ином конкретном случае, к примеру для основоположения о причинности (область возможных случаев определяется также a priori). Кантовская концепция аналитических и синтетических суждений вызвала значительный резонанс в европейской философии.
Однако ближайшие последователи Канта не придавали ей определяющего значения, выдвигая тезисы об относительности данной дистинкции. Активные дискуссии на эту тему возникли в 20 в. в связи с «лингвистическим поворотом» современной философии. Среди наиболее спорных проблем – вопрос о синтетической природе математического знания.
Этот кантовский тезис отвергался большинством аналитиков, близких идеям Венского кружка. Правда, при этом нередко принималось во внимание одно лишь номинальное определение синтетических суждений. Еще более мощной атаке подверглось центральное положение Канта о возможности синтетических суждений a priori в целом.
Стандартная «аналитическая» схема вообще исключает эту разновидность суждений и подразумевает жесткое противопоставление конвенциональных аналитических положений и синтетических суждений опыта. Во 2-й пол. 20 в. вновь усиливается тенденция к отказу от резкого противопоставления аналитического и синтетического познания (У. ван О.Куайн, Р.Рорти).
Источник: iphlib.ru
1.2.5 Немецкая классическая философия Основные понятия и термины
АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ ГЕГЕЛЯ — основное понятие философии Г. Гегеля, раскрывающее общую схему творческой деятельности Мирового духа, как объективного, безличного, идеального начала, выступающего основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Все что существует на свете, — лишь бледное отражение абсолютной идеи, следствие и результат ее активности. Процесс развертывания богатств абсолютной идеи включает три стадии:
- логика — безличное, «чистое», непредметное мышление, конструирующее из самого себя систему логических категорий;
- природа — понимаемая как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие». На этой ступени появляется человек (как часть и завершение природы), преодолевающий, в конечном счете, материальность природы своей духовной деятельностью;
- дух — история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Последняя возвращается в философии к себе самой, познает самое себя.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ — термин введен И. Кантом в «Критике чистого разума». Предикат, уже содержащийся в понятии субъекта и смутно мыслящийся в нем, эксплицируется из этого понятия по закону тождества. Аналитические суждения не углубляют наших познаний, но все же расширяют сферу отчетливо мыслимого. Это отличает аналитические суждения от тавтологий.
Примеры аналитических суждений: «все тела протяженны», «всякое золото желто», «все мои представления объединены в «Я». Как аналитическое суждение, положение «золото желто» имеет следующий смысл: необходимым условием именования предмета «золотом» является наличие у данного предмета желтого цвета. Аналитические суждения играют служебную роль, уточняя и разъясняя основные понятия.
АНТИНОМИЯ (греч. — противоречие в законе) — логически невозможное соединение двух противоречащих друг другу высказываний относительно одного и того же предмета мысли. Антиномия, согласно И. Канту, неизбежно возникает в человеческом уме вследствие стремления осмыслить конечный мир опыта с помощью понятий абсолютного и бесконечного. Этих антиномий четыре:
- Мир имеет начало во времени и заключен в пространственные границы. — Мир не имеет ни начала во времени, ни границ в пространстве.
- Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из него. — Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в нем не существует ничего простого.
- Причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений, для их объяснения необходимо признать еще и свободную причинность. — Нет никакой свободы, все в мире происходит исключительно по законам природы.
- В мире есть нечто, что либо как часть мира, либо как его причина есть безусловно необходимая сущность. — Не существует никакой безусловно необходимой сущности ни в мире, ни вне мира в качестве его причины.
Доказательство ведется от противного, доказывается как тезис, так и антитезис. Ключ к разрешению антиномий — трансцендентальный идеализм как учение о субъективной природе пространства и времени и различении явлений и вещей самих по себе — феноменов и ноуменов.
АПРИОРИ (лат. — изначально) — термин, означающий знание, которым человечество располагает независимо от опыта. В истории философии этот термин связан с учением о врожденных идеях, поскольку их признание предполагает существование внеопытного знания. У И. Канта знание априори отличается от врожденных идей тем, что оно касается только формы, а не содержания познания.
Для И. Канта априори есть условие достоверного знания, содержащееся в интеллекте человека независимо от какого-либо опыта. Он различает априорные формы чувственности — пространство и время и априорные формы рассудка — 12 форм суждения и соответствующие им 12 категорий (причина, следствие, необходимость, случайность и др.). Априорные формы чувственности и рассудка организуют, придают связность и упорядоченность хаотическому знанию.
ВЕЩЬ В СЕБЕ — важнейшее понятие в философии И. Канта, означает вещь со стороны тех ее свойств, которые не зависят от человеческого восприятия и его специфических условий, она противоположна явлению как тому, что с формальной стороны всецело определяется субъективными условиями чувственности. Связка «вещь в себе — явление» синонимична понятиям «ноумен — феномен», «вещь вообще — вещь как предмет возможного опыта», «трансцендентальный объект — многообразное чувственности». Кант полагает, что разделение всех возможных предметов на явления и вещи сами по себе (феномены и ноумены) — необходимое условие преодоления внутреннего столкновения рациональных максим в антиномии чистого разума.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — материалистическое понимание истории — термин введен К. Марксом. Маркс подчёркивал, что в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные необходимые, от их воли независящие, отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — появилась в 40-х гг. 19 столетия. Основоположники — К. Маркс, Ф. Энгельс. Предпосылками послужили диалектика Г. Гегеля и материализм Л.
Фейербаха. Преодолев их идеалистический и созерцательно-метафизический характер, они развили в своем учении диалектический метод познания и мышления, распространив его на общество
МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН — фундаментальное понятие практической философии И. Канта. По его мнению, моральное законодательство проистекает из воздействия на волю всеобщих максим разума. Взаимодействие разума и воли имеет характер императивов (высказываний о должном).
Кант полагает, что повелевающий характер не может быть логически доказан, а должен быть принят как внутренний факт чистого разума. Само наличие моральных предписаний говорит о возможности свободно следовать им, т.е. поступать морально. Допущение такой возможности влечёт за собой признание свободы человеческой воли, не зависящей от каких-либо внешних побуждений.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — философия, охватывающая последнюю треть 18 — первую треть 19 вв., представлена учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Ей свойственны:
- Понимание роли и назначения философии как критической рефлексии (осмысления) культуры.
- Вера в то, что философию можно выстроить как строгую систематическую науку, четко дифференцированную по разделам онтологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии.
- Общие методологические принципы философского знания: рационализм, диалектика, историзм.
- Концентрация внимания на гуманистических ценностях — свободе и достоинстве личности, гражданских правах.
ОТЧУЖДЕНИЕ — термин введен в марксистской философии, отражает процесс, в ходе которого результаты активности или сама активность некоторого субъекта становятся самостоятельными по отношению к этому субъекту, отделяясь от него и определяя себя чуждым ему образом. Отчуждению подвергаются продукты деятельности человека, окружающая среда, другие люди, а также сам индивид. В той мере, в какой человеческая деятельность подлежит объективации, она отчуждается в форме производимых ею объектов, которые в дальнейшем имеют самостоятельное и независимое от человека значение и выступают как внешняя, порабощающая его сила.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — совокупность материальных экономических отношений, в которые вступают люди в процессе общественного производства. Можно выделить:
- отношения собственности,
- обмена деятельностью,
- распределения создаваемых в производстве различных предметов и услуг.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ — прежде всего, применяемые в производстве орудия труда, например современная техника, а также используемые в нём электроэнергия, технология, транспорт, производственные помещения, предметы труда и многое другое. Они представляют собой вещественную сторону производительных сил, с помощью которой люди воздействуют на природу, перерабатывая её материал для удовлетворения своих потребностей
РАЗУМ — в философии И. Канта обозначение высшей познавательной и практической способности, которая проявляется как способность к умозаключениям. Разум возвышается над рассудком, задавая принципы единства его законов. Основные понятия разума — идеи — выражают возможные виды безусловных миров (душа, космос, бог). Идеи производны от категорий.
Разум выполняет регулятивную функция в познании, направляя рассудок ко все более глубокому проникновению в законы природы. Он становится практическим, когда определяет волевые поступки по всеобщим принципам.
СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ — понятие философии И. Канта. Это такие суждения, в которых предикат привносит новый признак, не содержащийся до этого в содержании понятия, относящегося к субъекту. Расширяя наше познание, синтетические суждения являются подлинной целью всех наук. Примеры синтетических суждений: «все тела имеют тяжесть», «всякое изменение имеет причину».
Если толковать пример «золото желто» как синтетическое суждение, то это будет означать, что всякий предмет с такими-то и такими-то свойствами, т.е. золото, обладает также и желтым цветом.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. — переходить, переступать) — один из важнейших терминов философии И. Канта. Употребляется в двух смыслах. В первом и основном смысле Кант называет трансцендентальными те исследования или представления, которые способствуют объяснению возможности априорного синтетического познания.
Второй, более традиционный смысл термина, имеет отношение к вещам вообще. Это понятие не применимо к бытию, к внешнему миру. Оно служит для характеристики сознания человека, его познавательных способностей. Трансцендентальное сознание – это «чистое» сознание, одинаковое у всех людей. Оно содержит некие априорные формы, например пространство и время, которые изначально присущи сознанию и благодаря которым только и возможно всякое познание, всякий опыт.
ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ — термин философии И. Канта, который обозначает то, что лежит за границами сознания и познания (потусторонний, выходящий за пределы). Характеристика основоположений, которые устраняют границы опыта и «даже повелевают переступить их». Трансцендентное употребление понятий противоположно имманентному, остающемуся в рамках возможного опыта, и трансцендентальному, просто упускающему из виду границы между предметами возможного опыта и вещами вообще.
Например, трансцендентным является мир «вещей в себе», он находится за пределами человеческого опыта, и при всякой попытке выйти за границы опыта, познать трансцендентное (свободу воли, бессмертие души, бога) человеческий разум впадает в неразрешимые противоречия.
ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — понятие социальной философии, обозначающее определённую ступень исторического процесса по восходящей линии. Формации соответствует исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Понятие введено К.Марксом.
- Практическая философия И. Канта исследует:
- Природу морали.
- Природу познания.
- Природу прекрасного.
- Моральность, по Канту, всегда связана с долженствованием:
- Условным
- Категорическим (безусловным)
- Соотнесите имена философов и их понятия:
Источник: studfile.net