Свойства камней для дошкольников

Конспект занятия «Камни и их свойства»

2. Развивать навык и классификац ии, память, наблю дательность.

3. Воспитывать бережное отн ошение к природе, эстет ически й вкус.

Планируемый результат.

Самостоятельно делать выво ды по итогам э ксперимен та с оп орой на

полученные представления и собстве нные пре дположения.

Оборудовани е и материалы:

1.Посылка с ка мнями и письм о от Хозяйки Медно й горы.

2. На каждого ребенка лу па, салфетка.

3. Прозрачн ые банки с водой.

4. Подносы с наборами камне й.

5. Предметы, сдела нные из кам ня.

6. Пластилин (ку сочек).

7. Деревянные п алочки.

8. Иллюстрации с оляной и у гольной шахты, здан ий из камня, м остовой,

ювелирные у крашения.

Интеграция образовательны х областей.

Познание, комму никация, чтени е художественной лит ерату ры,

со циализация.

Предварительная работа.

1.Чтение сказо к П.П.Бажова: «Сер ебряное копытц е», «Синюшкин колодец»,

9. Виды камней. Окружающий мир — 2 класс

«Голубая змейк а», «Золотой вол ос».

2. Сбор коллек ции камней.

3. Наблюдения на прогулках.

4. Беседа по темам : «Какими б ывают камни?»

«Как человек ис пользует камни».

Место проведения.

Групповые по мещения.

Начало занятия .

Обратить вниман ие на гостей.

Показать посыл ку, только пот ом предложить сесть.

Что же за посылка ?

— Посылает ее Х озяйка Медной г оры.

Показываем иллюст рацию.

— Кто же она ? Из каких произведений? (Правильно, из ск азов). Кто автор ?

— Какие еще читал и сказы?

Открываем пос ылку, достаем письм о.

— «Здравству йте, дети!

— Посылаю вам п осылку, а что в ней вы узнаете, разгадав за гадку:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дор оге ненужный ле жит.

Меняет он ф орму, меняет он цвет.

А в стройке год ится на тысячу л ет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать.

Тяжелый, боль шой – одному не поднят ь.

Кто, дети, зага дку мою отгадал ?

Кто этот предм ет по приметам у знал?

— Давайте прове рим, правильн о ли мы отгадал и загадку (Да, здесь

Доставать по о дному. Здесь не пр остые камни, а У ральские самоцвет ы,

т.е. камни, кот орые до сих пор находят на Урале.

— Малахит. Любим ый камень Хозяйк и Медной горы.

Какого он цвета ? (зеленый)

Малахит – подел очный камень. Дав ным – давно люди нау чились

добывать кам ни из – под земли и делат ь красивые вещи.

Показать иллюстр ации с изоб ражением шкату лок, колец, колье,

браслетов из мал ахита.

— Вот другой ка мень – родонит. Это орлин ый камень. Е сли его

положить в пост ель к ребенку , он вырастет здор овым и зорким как орел.

— Яшма – камень разных цветов (зеле ный, белый, к оричневый).

Яшма считается си мволом верной д ружбы.

— Селенит– это камень, которы й добывают тольк о на Урале.

— Змеевик. Почему так называется ? (Похож окраской на змею)

11. Драгоценные камни. Окружающий мир — 2 класс

Люди, настоящие м астера каменног о дела, нау чились видеть

особенности кам ня, его крас оту и су мели найти камню свое предназначение.

Одни камни применяются в с троительстве зданий, мостов, д ругие для

их отделки.

В старинных г ородах камням и выложены у лицы (называется

Показать иллюстрации.

— Поделочные камни использу ются для скульпту р и отделки

помещений, для у крашений ст анций метро.

— Есть еще драго ценные камни. И х использу ют в украшениях. Из них

делают даже ка ртины. (Показать к артину).

— Дети, а где в п рироде мы еще мо жем увидеть камни?(в земле, в горах,

в воде, в пещер ах).

— Давайте отправ имся в путешеств ие за камнями.

Физкул ьтминутка.

По дороге мы п ошли (шагом)

Вход в пеще ру мы нашли (присе дают, руки в сторону )

По пещере мы и дем (идут, в ысоко поднимая коле ни)

И по камушку найдем.

Вот один, вот другой (приседают и поднимают воображаемый к амень)

Потанцу ем мы с тобой (кру жатся)

Из пещеры м ы идем (держать пере д собой раскрыты е ладони)

Песню звонку ю поем (идут маршев ым шагом).

— Сели удобно, с пинки прямые.

— Посмотрите, дет и, сколько раз ных камней м ы насобирали, сейч ас

будем их иссле довать.

— Ваша задача – ра ботать вдвоем, д оговариваться и помог ать друг

— Посмотрим вн имательно, что у вас на столе в тар елочках (Камни

— Рассмотрите их, потрогайте, погла дьте.

Что видим? (Трещ инки, ямки, ды рочки)

— Сейчас давайте вс помним.

Какие камни бывают по величине ? По цвету ? По форме?

— Найдите морс кой камешек! П очему? (окру глые, вода двигает кам ни,

ударяет их дру г о друга, трутся они и о песок, о стрые углы постепе нно

Вывод: Камни бывают гладкие и ше роховатые.

Еще вспоминаем св ойства камней.

Они легкие ил и тяжелые?

Мягкие или твер дые?

Как узнали? (Мо жно постучать по ст олу, можно сравнить с пластилином).

А мокрые камни от личаются от су хих (Да, мокрые более я ркие, темные).

Читайте также:
Камни и их волшебные свойства

И еще одно сво йство, которое не назвали.

Приложите каме нь к щеке. Какой о н? (Холодный)

Подышите на него.

Дыхательная гим настика:

Делаем вдох н осом, выдох через р от, губы тру бочкой (3 раза).

Опять приложит е к щеке.

Сейчас какой ? (Теплый)

— Правильно, кам ни могут быть тепл ыми и хол одными в зависимост и от

окружающей ср еды.

Вывод: Итак, мы с в ами выяснили, чт о все камни необ ычны по – своему.

Физкул ьтминутка.

Руки вверх по дняли,

Дружненько все вст али,

Руками помахал и.

Руки опустили и ти хонько сели.

— Сейчас я хочу вам показать еще нео бычные камни, с к оторыми мы

встречаемся п рактически кажд ый день (или очень часто).

Послушайте з агадку:

Отдельно я не та к вкусна,

Но в пище каж дому нужна.

— Вы знаете, ребята, а ведь это т оже камень. Единствен ное минеральн ое

вещество (каме нная соль), котор ое люди употребляют в пищу .

— Все вы знаете с оль. Пожалу йста, рассмотрите кристаллики соли. Опустим

затем соль в во ду. Что произошло ? (Растворилась).

Каменную соль добывают глу боко в руднике. Показыв аем иллюстраци и.

— Давным – давно, з десь был океа н, затем вода ис парилась, а соль

превратилась в камни (по — другому , в кристаллы).

Каменную соль применяют для приг отовления пищ и, в медицине, в

промышленн ости, в сельском х озяйстве.

— Слу шаем еще загадку:

Белый маленьк ий комочек,

Он лежит в моей руке,

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске.

Белят потолки и п ечки,

Растворяется легк о.

Опусти комочек в речку – утечет как м олоко.

— Правильно, это ме л.

Мел – это очищен ный камень – известн як. Это то, что отл ожилось на

морском дне.

Возьмите по ку сочку. Рассмотрите. Чт о можно про него сказать ?

(Белый, тверды й, не блестит)

Но когда им п ишут, он крошится, зна чит, хрупкий.

Опустим мел в воду, помешать палочк ой. Что произошл о?

Проводят опыт, делают выво д, что вода пому тнела, мел растворил ся.

Где использу ют мел? (Пишу т на доске в школе, бел ят потолки и печки).

Мел нужен не т олько для рисовани я; его прим еняют при изготовле нии

лекарств, в зу бных пастах, в промышленност и для производства извести,

лаков, красок, стекл а, цемента.

Слушаем т ретью загадку:

С виду непригля дный камень,

Он в земле л ежит пластом.

Чтоб наверх его поднять, надо в ша хте побывать

Под землею ого ньки – это в шахте го рняки.

Молотками от бивают этот очень ну жный камень.

Показ угл я, шахты.

— Каменный у голь – полезное ископаем ое растительног о

происхождени я.

— Погибшие древн ие деревья и расте ния гниют, разлагаются и

превращаются в ры хлый торф. Лежит э тот торф много – много лет,

прежде чем из него в земле образу ется каменны й уголь.

— Найдите камен ный уголь. О пишите. (Черный, твер дый, блестящий,

хрупкий – при у даре рассыпаетс я, очень пачкается).

Опустить в воду (вода пому тнела, окрасилась, но уголь не р астворился).

— Каменный у голь хорошо горит и дает много тепла. Идет уголь на

отопление жилы х помещений, исп ользуется как то пливо на фабрика х и

заводах; желез ных дорогах для п олучения электроэ нергии, ду хов, удобрений.

— Вот видите, дети, как много мы узнали о б удивительных камн ях.

Узнали, что камн и бывают разны е, отличаются по цвету , форме, величи не,

камни твердые, тонут в воде, о ни шершавые и гладк ие, некоторые

растворяются в во де, а некоторыми м ожно рисовать.

— Вы были моло дцы, и Хозяйка Медно й горы приготов ила вам еще

«морские» камешк и для у гощения.

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Получить код —>

Окружающий мир — еще материалы к урокам:

  • Конспект НОД «Что мы знаем о птицах» для детей старшего дошкольного возраста
  • Презентация «Развитие интеллекта старших дошкольников через организацию экологического экспериментирования»
  • Конспект занятия «Лес — это интересно»
  • Конспект НОД «Детский сад наш так хорош — лучше сада не найдешь»
  • Конспект занятия «Поможем зайке суп сварить»
  • Презентация «Чудо — чай»
Предметы
  • /algebra/Алгебра
  • /angliyskiy-yazyk/Английский язык
  • /biologiya/Биология
  • /georgrafiya/География
  • /geometriya/Геометрия
  • /izo/ИЗО
  • /informatika/Информатика
  • /istoriya/История
  • /literatura/Литература
  • /matematika/Математика
  • /music/Музыка
  • /mhk/МХК
  • /nachalnaya-shkola/Начальная школа
  • /obzh/ОБЖ
  • /obschestvoznanie/Обществознание
  • /okruzhayuschiy-mir/Окружающий мир
  • /orkse/ОРКСЭ
  • /pedagogika/Педагогика
  • /russkiy-yazyk/Русский язык
  • /tehnologiya/Технология
  • /fizika/Физика
  • /fizkultura/Физкультура
  • /himiya/Химия
  • /ekologiya/Экология
Похожие материалы
  • 3-04-2018, 09:40 Конспект занятия «Свойства камней»
  • 26-03-2018, 16:04 Конспект занятия «Соль и её свойства»
  • 5-03-2018, 08:48 Конспект занятия «Песок и его свойства»
  • 20-02-2018, 16:12 Конспект открытого занятия «Удивительные свойства воздуха»
  • 15-02-2018, 01:21 Конспект занятия «Свойства песка»
  • 2-02-2018, 18:50 Конспект занятия «Свойства веществ»
  • 17-12-2017, 00:37 План открытого занятия «Музыкальный звук и его свойства»
  • 12-05-2017, 10:52 Конспект занятия «Лимон и его свойства»

Источник: uchitelya.com

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Камни и их свойства»

В результате «расшифровки» у обеих команд получается слово «камни».
— О чём мы сегодня будем рассказывать Лунтику? (рассуждения детей).
— Как вы догадались?
Поисково – практический этап
Опыт №1. (Свойства камня: твёрдый)
Перед детьми в розетках лежат 8 камушков и 8 кусочков пластилина.
— Какие предметы вы видите на нашем столе?
— Чем они похожи? Чем отличаются?
— Возьмите в правую руку камешек, а в левую кусочек пластилина и сожмите их.
— Что почувствовали?
— Что произошло? Почему, так произошло? (рассуждения и выводы детей).
На основании проведённого опыта вместе с детьми приходим к выводу, что камни твёрдые.
Динамическая пауза
Смотрите, у меня есть, какой интересный камешек и он зовёт нас поиграть.
Считалкой выбирается водящий. Он становится в круг, к ногам кладётся камешек. Дети ходят по кругу, взявшись за руки, и говорят слова:
Скачи по дорожке на одной ножке
Раз, два, три…..
Камешек, лети.
Водящий толкает ногой камешек детям, кого камешек задел, тот становится водящим.
Опыт №2. (Свойства камня: при царапанье остаётся след)
— Неужели камень на самом деле такой твёрдый? Давайте, исследуем вместе.
Воспитатель предлагает детям встать в круг, руки за спиной и закрыть глаза. Каждому ребёнку в руку кладёт «секретик» (4-ым стеки, для работы с пластилином, остальным — монетки). С помощью «секретиков» дети делятся парами:
— Ребята, те, у кого к руках стека, найдите себе друга, у которого у руках монетка.
— Ребята, вспомните, когда мы работали с пластилином, что происходит, если по нему провести стекой, или другим твёрдым предметом? (рассуждения детей).
— А что будет, если мы твердым предметом проведём по камню? (предположения детей).
Предлагаю детям пройти в парах к столам и проверить данные гипотезы:
Один ребёнок стекой царапает по камню, второй – наблюдает, затем меняются местами, один процарапывает монеткой, другой наблюдает.
— Что вы увидели? Что мы можем сказать? (предположения детей о том, что след остаётся).
— Давайте в этом убедимся?
Обращаю внимание на лупы:
— Что это такое? Зачем они нам нужны?
С помощью лупы дети исследуют царапины на камнях.
На основании проведённого опыта вместе с детьми приходим к выводу, что на камнях остаётся след.
Опыт №3. (Свойства камней: при ударе издают звук)
Игра «Оркестр»
Предлагаю детям из волшебного ящика взять по 2 камешка и встать в круг. Воспитатель предлагает детям поиграть в «оркестр».
Правила:
— Сейчас мы с вами превратимся в необычный, сказочный оркестр. Что такое оркестр? Кто управляет оркестром?
— Ребята, вы позволите мне стать дирижером нашего оркестра? Сейчас я дирижерской палочкой буду «включать» инструменты. Педагог по очереди касается детей палочкой, и они начинают стучать камешками. В ходе «звучания оркестра» меняем темп: быстро – медленно.
На основании игрового опыта вместе с детьми приходим к выводу, что камни издают звуки, «звучат».
Рефлексивно – оценочный этап
Игра «Верно — неверно».
Задаю детям вопросы. Если «ВЕРНО» — хлопок, «НЕВЕРНО» — молчок.
Вопросы:
1. Камень тонет в воде?
2. Гвоздь можно забить в камень?
3. Мокрый камень от сухого отличается по цвету?
4. Из камня можно лепить как из пластилина?
5. Камень можно порвать как бумагу?
6. На камне остаётся след от острого предмета?
7. Камень тяжёлый?
— О чём сегодня мы с вами напишем Лунтику?
— Что нового вы узнали о камнях?
— Что бы вам ещё хотелось узнать?

Читайте также:
В женщину можно бросаться только драгоценными камнями

Источник: ped-kopilka.ru

КОНСПЕКТ НОД в старшей группе «Эти удивительные камни»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

· Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.

· Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

· Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

· Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.

· Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.

· Воспитывать бережное отношение к природе.

· Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

· Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

· Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Материалы и оборудование: рюкзак, коллекция камней, иллюстрации с изображением геологов, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка, лупы на каждого ребенка, камни на каждого ребенка, макет «гора», карта-схема, фонограмма, материал для творчества.

Предварительная работа: беседы: «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки»; сказы П.Бажова «Малахитовая шкатулка», Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка №31 детский сад «Журавлик»

НОД в старшей группе №8

«Эти удивительные камни»

Воспитатель: Баранова Н.А.

  • Расширять знания детей о профессии геолога.
  • Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.
  • Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
  • Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.
  • Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
  • Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Материалы и оборудование: рюкзак, коллекция камней, иллюстрации с изображением геологов, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка , лупы на каждого ребенка, камни на каждого ребенка, макет «гора», карта-схема, фонограмма, материал для творчества.

Предварительная работа: беседы: «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки»; сказы П.Бажова «Малахитовая шкатулка», Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».

Читайте также:
Схемы для плетения браслетов из мулине

Дети играют. Воспитатель подходит к столу и начинает собирать рюкзак. Дети начинают подходить к воспитателю, задавая вопросы: Н.А., что вы делаете?

Воспитатель : Ребята, у каждого человека есть любимое дело, которым он занимается в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение, называется коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Ответы детей). (Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов).

Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Кто, ребята, отгадал мою загадку? (Ответы детей).

Воспитатель достает и показывает камни в мешочке.

Воспитатель: Да, это действительно камень. А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей). Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (Ответы детей). Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям. Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? ( Ответы детей).

А почему «ископаемые»? ( Ответы детей) Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей. Людям приходится приложить немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны. Я хочу познакомить вас с моей коллекцией камней. Посмотрите сколько камней в моей коллекции.

Все они такие разные (Воспитатель показывает коллекцию камней, и дети рассматривают камни). Камней в природе существует очень много, и с ними вы подробно познакомитесь позже. А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

(На доске иллюстрации с изображением геологов).

Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре.

Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи!

Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!

Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?

Воспитатель: Хорошо. Но раз мы хотим отправиться в горы, то должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему) а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, (почему) нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему); не мусорить (почему)). Молодцы, вы все знаете.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

Д/И. «Собери рюкзак»

Материал: рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям надеть компасы на руку.

Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? ( Ответ детей — ДА) . А куда же нам идти? О чем мы забыли? Что нам подскажет направление нашего маршрута? (Ответы детей — КАРТА). (Достаю из рюкзака карту). У меня есть вот такая карта, которая нам покажет направление пути. Давайте ее посмотрим.

Дети читают план-схему, определяющую направление маршрута.

Воспитатель: Молодцы. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашей экспедиции и можем отправиться в путь. Будьте внимательны, на нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.

(Движение по плану-схеме по фонограмму «Звуки леса)

1. Перешагнуть через упавшее дерево.

2. На пути пригорок – подняться и спуститься с него.

3. Проползти через пещеру (арка).

4. Перейти горную реку по камням.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.

Дети добывают камни в горе.

Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? ( Ответы детей ). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.

Дети садятся на ковер.

Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).

Вывод: камни разного цвета.

ОПЫТ №2. Определение температуры.

Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный) Дыхательная гимнастика.

(Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Затем снова прикладывают камни к щеке) Что изменилось? (Камни стали теплыми)

Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №3. Определение характера поверхности.

Воспитатель : Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие) . А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? ( У воспитателя – другой камень ) Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

ОПЫТ №3. Определение твердости-мягкости.

Воспитатель : Ребята, посмотрите какой камень я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на свой камень. Что-нибудь изменилось? То же самое проделаем с глиной. ( От пальца остаются вмятины-ямки.)

Покатаем в руках камни. Что-нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками, а камень нельзя.

Вывод: камни бывают твердые и мягкие.

ОПЫТ №4. Плавучесть.

Читайте также:
Твердость драгоценных камней это

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. ( Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? ( Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня – более ярким).

Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? (Ответы детей).

ОПЫТ № 5. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).

Молодцы, вы очень внимательные дети.

Воспитатель: А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.

Игра “Гора и камешки”. Звучит музыка.

Стоит гора – старушка-

До небес макушка, Поднимаются на носки

Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук

Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.

Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.

Камешки теряет. Качают головой

И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются

Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.

Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Сегодня нам открылись многие тайны камней. Кто из вас о них еще раз скажет? ( Ребенок обобщает свойства камней: камни бывают разные по форме и цвету, их очень много, все камни твердые, тяжелые и холодные, но их можно нагреть, бывают гладкие и шероховатые камни). Скажите, а вам понравилась наша экспедиция?

А что понравилось больше всего (Ответы нескольких детей). Ребята, мы говорили, что камни не живые. Да? (Дети: да). А вы знаете о том, что в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения . Давайте и мы оживим свои камешки.

Дети выполняют художественную деятельность на камнях под музыку.

Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Свойства морских камней»

Конспект занятия по исследовательской деятельности используя морские камешки.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Эти удивительные камни»

Знакомство детей с разнообразием камней, выявлением свойств через опыты с камнями, познакомить с информацией о пользе камня для человека.

Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности «В удивительном мире камней»

Знакомство с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Конспект НОД в старшей группе «Удивительные камни»

Конспект НОД будет полезен воспитателям старшей группы детского сада при подготовке к занятию по исследовательской деятельности и экспериментированию по теме «Камни».

Методическая разработка на тему: Комплексное занятие в старшей группе «Мир удивительных камней».

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи &ndash.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Эти удивительные камни»

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Занятие в старшей группе «Мир удивительных камней»

разнообразие камней в природе.

Источник: nsportal.ru

НОД в Подготовительной группе «В Царстве камней». Тема: Свойства камней

Формировать представление о камнях, как части неживой природы и о их роли в жизни человека.

Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

Способствовать формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней, камни на каждого ребенка, материал для творчества, рюкзак.

Предварительная работа: беседы: «Что такое горы?», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни?»; чтение художественной литературы: сказка П. Бажова «Хозяйка Медной горы».

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства

2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.

3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.

4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.

1. Организационный момент

Дети стоят полукругом перед экраном.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю побеседовать о камнях и о их свойствах.

2. Основная часть

Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами : влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.

Посмотрите на экран. Что вы видите? Горы — это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни, которые вымываются из реки или моря гладкие.

Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими.

Читайте также:
Камень малахит свойства и кому подходить

В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №4, подойдите к нашей выставке камней, посмотрите, потрогайте, вам нравится (Ответы детей) Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей).

А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5-8 каменные дома, станции метро и памятники). Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9). Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Какие произведения вы знаете или читали о камнях, горах? (Хозяйка медной горы).

О чем рассказывалось в этой сказке? (ответы детей). Кто такой был Степан? Куда его отправили? Кого он встретил? Что сказала, предложила хозяйка горы? Какие сокровища предложила Хозяйка горы Степану? Какими качествами человека обладал Степан?

В сказках добро, всегда побеждает зло! (Слайды №10-15)

Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Дети: Геологи (изображения геологов слайд №16).

Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре.

Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№17 орудия труда геологов). Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи!

Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!

Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?

Воспитатель:Мы с вами идем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему, а то может быть обвал и засыплет камнями; Внимательно смотреть (почему, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему); не мусорить (почему). Молодцы, вы все знаете.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей –ДА). Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции.

(Фонограмму «Звуки леса) Фото леса)

1. Посмотрите, вот оно бревно,

Ох, их длинное оно!

К нему мы с вами подойдем

И осторожно все пройдем.

(Дети идут «по бревну», руки в стороны.)

И приседаем мы на нем (приседают)

Обойдем все деревца (ходьба «змейкой»)

И пробежимся все легка. (Легкий бег)

Сейчас пролезем под кустом-

Согнемся низко-низко (наклоны).

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.

Дети добывают камни в горе.

Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.

Дети садятся на ковер.

Мы будем как настоящие геологи исследовать свойства камней. Приаживайтесь. Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики работать (Пальчиковая гимнастика)

Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).

Вывод: камни разного цвета.

ОПЫТ №2. Определение температуры.

Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный).

Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №3. Определение характер поверхности.

Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

ОПЫТ №4. Плавучесть.

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? ( Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло?

(Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким). Молодцы, вы очень внимательные дети.

Воспитатель: А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.

Игра “Гора и камешки”.

Стоит гора – старушка-

До небес макушка, Поднимаются на носки

Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук

Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.

Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.

Камешки теряет. Качают головой

И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются

Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.

Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Скажите, вам понравилась экспедиция? Сегодня нам открылись многие тайны камней. Ребята, что вы можете мне сказать о камнях и об их свойствах (ответы детей). А в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения.

Давайте и мы оживим свои камешки.

Дети выполняют художественную деятельность по замыслу.

Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите их себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.

Дети убирают рабочие места.

Источник: www.maam.ru

Рейтинг
Загрузка ...