Святая которая всем помогала женщина

Святые равноапостольные русские женщины в православии: великая Ефросинья, княгиня Ольга, святая Матрона, юродивая Ксения. Жизнь, история и чудеса святых блаженных женщин.

Святые женщины в православии

Православная вера была верной спутницей славянских жен многие века. Но их кротость, преданность и мудрость в отношении своих мужей, детей и народа были продиктованы не только их личностными качествами, а прежде всего глубокой верой в нашего Творца. Именно благодаря вере обеспечивалось благополучие жителей, возводились церкви и монастыри, отвоевывались земли. За свои заслуги перед людьми и Господом нашим, многие из выдающихся женщин были причислены к лику святых.

Их путь не был выслан розами. Но они многого и не просили, откликались на любой зов о помощи, тяжко трудились, поддерживали всех страждущих и молились. Глубокая вера в Господа нашего была их основным спутником. Отстаивая свою веру, они страдали, их мучили, морили голодом и обрекали на многие другие страдания. Но молитва, а также глас Божий поддерживали их в самые тяжелые моменты и придавали сил.

Творец наш щедро наградил их, они могли видеть будущее, ощущать боль других и лечить. Многие из них обладали твердым характером и могли вести за собой целые народы. Их глас был слышен далеко, потому что во имя Господа они творили благие дела. Именно поэтому народ их помнит до сих пор, несмотря на то, что с даты смерти некоторых прошли многие века.

О чем молятся великомученице Екатерине? В чем помогает святая Екатерина женщинам?

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга

Фото: Krestilnoe.ru

Жизнь женщин в 10 веке на Руси не была легкой. Они не имели своего мнения и подчинялись мужчинам, по большей части торговцам и воинам. Не было еще великой державы, отдельные волости были разъединены и объединяли их только торговые интересы, общий язык и обычаи варягов.

Но Ольга была красива и умна, а также наделена многими талантами, такими как мудрость, терпение, милосердие, целомудренность и дипломатичность. Господь щедро ее наградил, ведь ей была отведена весьма важная роль – стать прародительницей христианства на Руси. И ее крестный ход начался.

В 903 году она стала женой князя Игоря. Благодаря своему уму, а также терпению и красоте вскоре она стала не только любимой женой, но и советчицей князя, заняв 2-е место в политической иерархии. Во время долгих военных походов князя Ольга единолично правила страной и весьма успешно, народ ее любил.

Спустя 20 лет Игорь погиб в очередной стычке с древлянами, утешение Ольга нашла в христианской вере. Вскоре после гибели любимого мужа она приняла крещение в Византии и стала любимой сестрой Василевса. Ее вера была столь глубока, что она понесла ее по всей Руси, посещая все крупные города и веси.

Но Ольга понимала, что русичи в одночасье не перейдут в христианскую веру, поэтому она не только рассказывала о Боге, но и перераспределяла дань, равномерно распределяя полученные средства между страждущими. Ее милосердию не было границ, она оказывала помощь всем, кто в этом нуждался, причем подобное отношение к людям она сохранила до конца жизни.

По ее велению на Руси стали возводиться монастыри и храмы, что вело к распространению христианского учения. Ее сын Святослав не понимал стремлений матери, поэтому отказался сменить веру, но святое дело Ольги окончил ее внук Владимир, который можно сказать продолжил начатую Ольгой миссию уже после смерти в 969 году.

Через 25 лет ее внук Владимир извлек мощи Ольги, которые остались нетленными и торжественно поместил в Десятинной церкви. Поток страждущих к ее мощам был нескончаем, многие получили исцеление. В 1547 году Ольга была канонизирована православной церковью, более того стала первой женщиной, признанной равноапостольской святой. Ведь ей удалось практически невозможное, создать великую и сильную державу, объединив разрозненных варягов и отвернуть свой народ от язычества, подарив им веру в Христианство.

Святая Феврония

Святая Феврония

Фото: Pravme.ru

Женитьба на простой девушке из народа в 13 веке для правителя не считалась честью. Но Петр – князь Муромский сдержал свое слово. Феврония исцелила его от проказы, и он женился на ней. Бояре не приняли Февронию, считая ее происхождение оскорблением. Но Петр полюбил девушку за ее скромность и благочестие, а также мудрость, поэтому отправился в изгнание вместе с ней. Любимая жена была для него дороже Муромского престола.

После их отъезда город погрузился в смуту, бояре боролись за власть, повышались налоги, царило беззаконие. Гнев Божий настиг Муром, и бояре взмолились о помощи, они направили к супругам послов с просьбой вернуться. Петр и Феврония вновь воцарились на троне Муромском и их правление, проходившее под знамением милосердия, доброты и любви к ближним стало притчей во языцех, дошедшей и до наших дней.

Перешли в мир иной Петр и Феврония в один день спустя четверть века. За благие дела они были причислены православной церковью к лику святых. А благодаря их верности и терпению, а также великой любви друг к другу они стали прообразом христианского супружества и покровителями брачующихся.

Святая Иулиания Лазаревская

Иулиания Лазаревская

Фото: Xpmi.ru

Видеть в людях доброту и Божью искру, несмотря на все их недостатки, может не каждый, но Иулиания обладала именно этим даром. Она рано потеряла родителей и воспитывалась тётей. Братья и сестры обижали ее и насмехались, но она с покорностью и кротостью сносила все их нападки. Все свои дни она проводила в молитвах и тяжком труде. Она шила одежду для бедных, вдов и сирот, была весьма почитаема простым людом к удивлению ее родственников.

В 16 лет ее выдали замуж. Ее муж Георгий был хорошим и праведным человеком, он уважал свою жену. Но он был вельможей и подолгу отсутствовал, выполнял свои обязанности, в то время как его верная жена оставалась дома в их родовом поместье в селе Лазареве. Изменение семейного статуса не изменило ни взглядов, ни привычек юной девушки.

Она по-прежнему отдавала всю себя заботам о ближних, много шила, молилась и занималась благотворительностью, но тайком от своих свекров. Она раздавала хлеб и небольшие суммы денег, которые удавалось сэкономить или выручить от продажи своего рукоделия. Посещала больных, лечила их и омывала, провожая в последний путь. Себе же она отказывала даже в малости, нося сапоги на босу ногу даже в лютые морозы.

Читайте также:
Опал это лунный камень или нет

Когда в село пришел голод, она посетовала свекрови на возросший аппетит. Ей стали выделять еду не только на день, но и ночь. Но еда предназначалась не ей, каждый кусочек хлеба Иулиания передавала страждущим. Однако ее добросердечность заключалась не только в помощи ближним своим. Иулиания всеми силами старалась сохранить мир в семье, при любой ссоре всегда брала вину на себя, считая себя великой грешницей.

Вскоре пришел на Русь вселенский голод. Иулиания раздавала съестное, пока оно не окончилось, а потом стала печь хлеб из лебеды и коры. Сии дары милости, по мнению страждущих, были самыми вкусными и сладкими, поток их не иссякал. За два года тяжких трудов Иулиания ни разу не пожаловалась на усталость, она всегда была рада оказать помощь любому, кто к ней обратиться.

В 1603 году на закате своих дней Иулиания отошла в мир иной. Когда ее душа поднималась на небеса, вокруг ее головы образовалось свечение. Ее сын похоронил мать возле ранее умершего отца и возвел над ними церковь. Спустя 10 лет умер сын блаженной и родственники, готовя место для его погребения, нашли гроб Иулиании. Место отдохновения праведницы было нетронутым, а гроб полон благоухающего миро, коим исцелилось впоследствии множество людей.

Ксения Петербургская

Святая Ксения Петербургская

Фото: Sofrino.ru

О первых годах жизни Ксении мало что известно, но это не так важно, ведь помнят ее за добрые дела и милосердие. В 26 лет Ксения осталась вдовой. Ее муж – певчий придворного хора умер внезапно, не успев принять христианского покаяния. И эту миссию возложила на себя его жена, став юродивой. Она раздала все свое имущество, переоделась в одежду мужа и стала откликаться только на его имя – Андрей Федорович.

Поначалу ее бродяжничество, внешний вид и странное поведение вызывали лишь насмешки, которые Ксения сносила с кротостью и покорностью. Но вскоре мнение горожан изменилось, люди поняли, что она не обычная бродяжка. Милостыню она брала не у всех, да и полученные деньги она себе не оставляла, а сразу же передавала нуждающимся.

Днем она бродила по Петербургу, а ночью выходила в поле и молилась за всех горожан, отдавая поклоны во все стороны света. Постепенно петербуржцы стали замечать, что в ее словах есть скрытый смысл, а ее прикосновение не только приносит удачу торговцам, но и исцеляет простой люд. Где бы она не появлялась, горожане наперебой предлагали ей свои товары и вели для благословения детей.

45 лет длилось покаяние Ксении Петербургской, и за этот срок она сделала много добрых дел, за прозорливость, милосердие и самоотверженность жители Санкт-Петербурга почитали ее уже при жизни. После кончины Ксении ее погребли возле церкви, которую она помогала строить. Но ее могила не осталась забыта, уже более века люди приходят в часовню, которая возведена на ее останках для молитвы и решения насущных проблем, и она слышит каждого.

Матрона Московская

Матрона Московская

Фото: Eparhia-saratov.ru

Матронушка появилась на свет в 1881 году в семье крестьян в Тульской губернии. Она была 4-м ребенком, и ее рождение не было радостью для бедной семьи с тремя детьми. Еще до рождения Матроны, ее матушка хотела передать ребенка в приют, но ей приснился вещий сон, где белая голубка с человеческим лицом, но закрытыми глазами села ей на правую руку.

И дитя осталось в семье, несмотря на то, что родилось слепым. Бог избрал Матронушку еще до ее рождения и уготовил тяжелую судьбу, полную лишений, но свой крест она несла со смирением и покорностью. Уже во время крещения священник заменил свечение вокруг ее тельца и предсказал, что сия девочка будет святой.

Из-за слепоты Матрона не могла играть с детьми, да они ее и не звали, а по большей части издевались. Но она не обижалась, ее любимым местом была церковь, где она буквально жила, зная все молитвы и песнопения. Матрона была мудра и прозорлива с раннего детства. Уже к 8 годам она чувствовала приближение опасности и могла не только читать мысли других, но и видеть их прегрешения.

Молясь за людей, Матрона их исцеляла. Столько редкий дар не мог остаться незамеченным и к избе семьи потянулись страждущие. Для каждого у Матронушки находилось доброе слово и мудрый совет, а также Божье слово, коим она поднимала на ноги даже лежачих больных. Но чтобы не делала Матронушка, молитва была ее основным спутником, а также Божья благодать.

В юности Матронушка много путешествовала. Дочь местного помещика была очень благочестива и часто отправлялась в паломничество, приглашая Матрону с собой. Но юность оканчивалась, и впереди юную Матрону ожидало большое несчастье, о котором она знала. Она сама говорила, что к ней подойдет женщина и после ее прикосновения ноги отнимутся. Так и произошло, но Матрона, будучи 17 летней девушкой не отвернулась от беды, а приняла ее стойко, ведь это Воля Божья.

Вскоре родители Матроны умерли, а ее братья и сестры не пожелали ухаживать за калекой. Ее выгнали. Добрые люди помогли ей добраться до Москвы, где она и скиталась по разным углам. Но где бы она не поселилась, о ее прибытии тут же узнавал простой люд и буквально толпами тянулся за помощью. А ведь время было тяжелое, революция, репрессии в отношении Божьих людей и сплошное безбожие.

Матрона практически не спала, прикорнет на маленьком сундучке в уголочке ненадолго, а потом просыпается и истово молится за грехи всего человечества, затем принимает больных и опять молится. Так прошла вся ее жизнь в молитвах и заботе о больных и страждущих. Она принимала по 40 человек в день и видела их буквально насквозь, лукавых выгоняла, а несчастных привечала и поила святой водой.

Но она не только исцеляла и зрила будущее, но и давала дельные советы, будучи не зрячей и не грамотной, Матрона могла рассказать обо всем на свете и как солнышко выглядит и какие улицы и дома. Бог наградил ее внутренним зрением, возможности которого безграничны, как и у мысли.

Но Матрона не только помогала людям, прежде всего она несла слово Божье и боролась за каждую душу. Матронушка учила молитвам, говорила о том, что нужно посещать церковь и верить в Бога и его милость. В мае 1952 года Матрона умерла и была похоронена на Даниловском кладбище возле Московского храма. Ее могила стала местом поклонения. Она еще при жизни говорила: Приходите, я всех услышу. Всем помогу. И она слышит.

Жития святых женщин. Богословы, библеисты, историки, писавшие о женщине в Православии. Книги, статьи и лекции о « женском вопросе» в Церкви. « Святые подвижницы Восточной Церкви» — сборник житий святых женщин Востока вплоть до X века, составленный выдающимся русским патрологом и агиографом XIX века, ныне прославленным в лике святых Филаретом (Гумилевским). «Легендарные характеры». Лесков в ответ на обвинение в том, что женщина в православной литературе рассматривается исключительно как «соблазн» для мужчины решил обратиться к источникам.

Святые равноапостольные русские женщины в православии

Творец по великой Своей любви создал женщину, сделав ее помощницей мужчине. Во все времена женщины играли важную роль в жизни мира.

Читайте также:
Как делается прокол пупка

Женщины в христианстве

Библейские героини почитаемы из века в век, и их знают все христиане.

Сарра стала прародительницей великого еврейского народа, Руфь была прабабкой царя Давида, Эсфирь спасла свой народ от уничтожения. Пресвятая Дева Мария по воле Божьей родила Миссию, Мария Магдалина была с Иисусом все время Его служения и продолжала дело Учителя на протяжении всей своей жизни.

Русские женщины также оставили в истории христианства память о подвиге веры и преданности Иисусу Христу, Богу Отцу и Святому Духу.

Святые русские женщины являются примером христианской веры, своими молитвами и послушанием Богу они прошли через великие испытания, за что причислены к лику святых.

Великая Ефросинья

На заре христианства в XII веке в Полоцке в семье князя Всеслава Брячиславича родилась девочка Предслава, в венах которой текла кровь великой Рогнеды, одной из жен Владимира Великого. Родители видели в красавице-дочери осуществление своих надежд, мечтая породниться со знаменитым родом, выдав дочь замуж за князя или царя небольшой державы.

Предслава могла стать даже королевой или великой княжной, но девочка с детства познала силу Святого Духа, постоянно пребывала в молитвах, и накануне своей свадьбы в 12 лет тайно постриглась в монахини. В то время сила Церкви была выше светских законов, постриг не имел обратной силы.

Стальная вера Ефросиньи, имя, данное Предславе при крещении, привела в монашество не только ее младшую сестру, но и племянниц. Набожная Ефросинья обладала даром видеть в людях Божью искру, поэтому выбирала себе в сподвижники тех, на кого указывал Бог.

До 12 лет княжна была обучена грамоте, знала языки, поэтому приняла решение переписывать христианские книги, что издавна было чисто мужским делом. Ранее перепись книг требовала определенных навыков и силы, во время работы писцы практически стояли на коленях все время. Епископ Илия внял просьбам девушки, направив ее в Софийский собор, основанный дедом Предславы Всеславом.

В 20 лет Ефросинью посетил Ангел, передавший повеление Божие о строительстве нового монастыря. С посохом и хлебом, в сопровождении няни и 4-х сестер, Ефросинья отправилась в указанное Всевышним место, и основала там Спасо-Ефросиньевский монастырь.

Через любовь к мужу, сыну, Ольга познала любовь к Богу. Еще до крещения Руси княгиня приняла христианство основой своей жизни. Из непроверенных источников Ольга была дочерью вещего Олега, от которого получила дар видеть вещие сны, и звалась тогда Прекрасной. По преданию, Ольгой ее назвал Игорь, по другой версии Ольга — производная от Олега.

Игорь — сын Рюрика, после смерти отца воспитывался вещим Олегом, по достижении положенного возраста, Игорь и Ольга были обвенчаны. Княгиня не скрывала своей любви к мужу, который основное время проводил в походах.

Игорь погиб от рук древлян, за что Ольга жестоко отомстила. Став правительницей, она несколько раз уничтожала всех вождей этого народа, заживо спалив их в бане, закопав живьем и порубав мечами, пока не увидела древлянского князя Мала мертвым.

В 955 году во время путешествия в Константинополь княгиня принимает крещение и нарекается Еленой. Все старания привить христианство сыну Святославу остаются тщетными, свою веру Святая Ольга посеяла во внуке Ярополке.

В 960 году Ольга становится признанной Константинополем правительницей Руси, которая по-прежнему живет по языческим законам.

Во время пребывания в Кронштадтском храме сам Иоанн Кронштадтский назвал Матрону восьмым столпом России. С 18 лет, после того как у нее отнялись ноги, слепая девушка России принимала людей дома. В 1925 Матрона поселилась в Москве. К ней ехали люди со всей России, как до войны, так и после нее. Сам Сталин, знавший о даре видеть будущее, обратился к предсказательнице за помощью.

С 1950 года целительница жила в Подмосковье, пользуясь особым уважением среди монахов Троице-Сергиевой Лавры. Матрона принимала в день более 30 паломников, ежедневно принимая причастие и молясь по ночам.

Умерла Матронушка в 1952 году, а в 1999 году была канонизирована, как святая. Примечательно, что похороны целительницы от Бога, на которые съехались тысячи людей, происходили в день Жен-Мироносиц.

Сознательно выбрала молодая вдова путь юродства, чтобы иметь возможность реализовать свой дар предсказания. Юродивые на Руси издавна пользовались особым вниманием, считалось, что через них говорит Сам Всевышний.

Молодая женщина распродала все свое имущество, вырученные деньги раздала бедным и жила на то, что ей подавали люди. Жители Петербурга с уважением относились к предсказаниям Ксении. Накормить, приютить, одеть юродивую считалось особым подарком судьбы, ибо сделавшим это для Ксении Бог воздавать сторицей.

К ней шли за советом и исцелением богатые и бедные, простолюдины и знатные люди. Целительная молитва Ксении обладала силой излечивать даже от эпилепсии.

Неизвестно точное время смерти юродивой Ксении, могила ее находится на Смоленском кладбище.

Многие верующие и поныне считают святую Ксению, которая была канонизирована в 1988 году, своим домашним доктором, ибо молитва к Ксении работает без выходных круглосуточно.

По молитвам Ксении Петербургской:

  • матери не раз спасали сыновей в армии;
  • налаживались отношения между супругами;
  • дарилось счастье материнства.

Невозможно перечислить все чудеса, дарованные как при жизни, так и после смерти святой Ксенией Петербургской.

При тщательном исследовании можно найти еще не одно имя святых. Русские женщины славятся своим терпением, смирением и любовью к Богу и многие из них канонизированы православной церковь.

12 святых русских женщин. Заступницей и покровительницей России считается сама Пресвятая Богородица. Неудивительно поэтому, что среди почти 300 русских православных святых есть и женщины. И первым человеком, принявшим христианство на Руси, стала княгиня Ольга. 1. Евфросиния Полоцкая. Княгиня Ольга – единственная русская женщина, которую причислили к лику равноапостольных святых. Ольга первая на Руси приняла христианство, еще до Крещения. О юности Ольги известно очень мало, наиболее точные сведения о ней появляются в летописях 945 года, когда погибает ее муж Игорь.

У каких святых просят заступничества женщины в православии и католичестве

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читайте также:
Что делать если кольцо окисляется

Всем святым может молиться кто угодно и о чём угодно, но есть традиция — группам людей выбирать себе покровителя. Если речь идёт о женщинах, то обычно — покровительницу. Но и покровительниц тоже делят между собой разные женские, так сказать, коллективы — что в православии, что в католичестве.

Параскева-Пятница

Одной из главных покровительниц женщин в русской деревне считалась Параскева, в ведении которой, как считалась, пряденье и ткачество — те два женских занятия, которые направлены не только на обслуживание семьи, но и на финансовое самообеспечение. Считалось, что эта святая также запрещает женщинам по пятницам (в один из постных дней) работать — по крайней мере, именно что прясть и ткать.

Нельзя было в пятницу также мыть и причёсывать волосы (вероятно, слишком похоже на работу с нитью). Ту же, что запретов не соблюдает, Параскева может наказать: запутать ей пряжу, ослепить и даже содрать кожу. Трудно сказать, какая именно святая Параскева, по мнению деревенских жительниц, проверяла соблюдение пятницы. Может быть, Параскева Полоцкая, дочь витебского князя, умершая в тринадцатом веке. Может быть, одна из античных мучениц.

В любом случае, учёные считают, что на её образ наложилась чуть ли не память о богине Мокошь — особенно с учётом того, что эта богиня ассоциировалась с землёй, а в пятницу мужикам запрещалось землю тревожить, то есть пахать.

Картина Ивана Казакова.

Святая Анастасия

Эта святая у православных женщин считалась помощницей во всяком женском труде, включая — особенно — беременность, роды и повивальное дело. Ей молились, чтобы получить помощи, но порой вела себя святая, по поверьям, так же сурово, как Параскева: она следила за тем, чтобы женщины свято блюли воскресенье, не выполняя в этот день обычной женской работы. То есть, нельзя было не только прясть и ткать, но и стирать бельё, и готовить: всё надо было сделать заранее. Нельзя было трудиться и в день почитания Анастасии. Её также поминали как Святую Неделю (где неделя — синоним воскресенья).

Интересно, что официальная биография никак не привязывает Анастасию к женщинам и женскому труду. Римлянка, дочь тайной христианки, ученица святого Хрисогона, Анастасия тайно посещала брошенных в тюрьму христиан, принося им еды и слова утешения и перевязывая им раны (кстати, знахарки в деревнях также молились Анастасии как покровительнице целительства). Когда Хрисогона казнили, Анастасия отправилась в странствия, врачуя христиан в разных краях. Наконец, её схватили, пытали и сожгли на костре.

Картина Фирса Журавлёва.

Жёны-мироносицы

Мария Магдалина и женщины, которые пришли вместе с нею ко Гробу Господню, зовутся жёнами-мироносицами. Именно Магдалине воскресший Христос явился первой и попросил всем сообщить о его воскресении. Жёнам-мироносицам посвящена целая праздничная неделя; на юге России она называлась Маргоськина. По русской традиции, эти дни женщины праздновали как свои и кумились — то есть подтверждали свою дружбу, подобно тому, как братались мужчины. Кроме того, на юге России казачки в эти дни жили “шиворот-навыворот” — оставляли хозяйство на мужей и шли в кабаки, куда обычно им путь был заказан.

На Маргоськиной неделе ни один кубанский казак не решался зайти в кабак — женщины считали полностью вправе осмеять его, оскорбить или даже наградить затрещинами. Казачки в эти дни больше веселились своей свободе, чем действительно напивались: плясали, пели задорные (агрессивные, оскорбительные или непристойные) песенки и, как и на севере, сестрились друг с другом. По окончании праздничных дней жёны, как ни в чём не бывало, возвращались к своей обычной жизни. Маргоськина неделя рассматривалась ими как законный отпуск и способ спустить пар на год вперёд.

По легенде, одной из мироносиц, Марии Магдалине, молились в католичестве неверные жёны, прося её заступничества перед Христом. Считалось, что Богородицу — которую просили о заступничестве всякого другого рода — просить об этом стыдно.

Большую часть года кубанские казачки держались строго, но на Маргоськиной неделе им было лучше не попадаться.

Большую часть года кубанские казачки держались строго, но на Маргоськиной неделе им было лучше не попадаться.

Святая Вальпурга

Из-за того, что, по поверьям, в ночь на праздник святой Вальпурги гуляют на шабашах ведьмы, многим также кажется, что Вальпурга была ведьмой. Но это — самая обычная католическая святая, при жизни — англичанка родом из дворянской семьи. Согласно официальной биографии, с одиннадцати до тридцати семи лет она обучалась в монастыре и Библии, и богословию, чтобы иметь возможность проповедовать, когда перестанет быть интересной мужчинам в силу возраста.

С миссией она отправилась в языческую тогда Германию, где уже проповедовали два её брата. Она стала настоятельницей обоеполого монастыря (тогда такие существовали, хотя, понятное дело, мужчины и женщины жили раздельно) и очень скоро обрела большое влияние. После её смерти о помощи Вальпургу стали просить по самым важным вопросам: чтобы не напали на море пираты и шторм, чтобы предотвратила неурожай и голод, но, главное, Вальпурга стала считаться покровительницей акушерок, целительниц, рожениц и больных, особенно — женщин.

Святая Вальпурга.

Святые Феврония, Анна и Елизавета; блаженная Лаура

Речь идёт о княгине, матери Богородицы и жене пророка Захарии. Эти разные женщины прославились долгим браком и благочестием, поэтому в православии им молятся, прося мира, любви и верности в семье. На деле, им молятся усердно только женщины, чьи мужья практикуют насилие в семье или изменяют.

А покровительницей покинутых жён в католичестве считается маленькая аргентинка Лаура Викунья. Она умерла в двенадцать лет: её избил отчим из-за настойчивых просьб венчаться с её матерью, а не жить в грехе. За два года до того в школе для девочек Лаура пыталась попросить монашек взять её в монастырь, но ей отказали; тогда девочка приняла личный обет нищеты и целомудрия. Отчим убил её, когда Лаура приезжала домой на каникулы.

Иногда кажется, что самые интересные святые жили в Ирландии, и это одна из 6 причин, почему Ирландия была самым крутым средневековым королевством.

Святая равноапостольная Нина — в III веке обратила в христианство грузинский народ во главе с царем. Отправилась на это служение в юном возрасте по велению Божией Матери, которая, напутствуя Нину, вручила ей крест из виноградных лоз. Св. Нина обращала в христианство воинствующих язычников, известна многими чудесами. Единственная из женщин, чьи произведения и по сей день используются в богослужении. Удостоилась посещения Божией Матери и своими молитвами помогала в различных нуждах всем, кто обращался к ней за помощью. Шли к ней непрерывным потоком. Была арестована советской властью за то, что, как написано в протоколе, «своей святостью сильно влияет на темную массу». Умерла в 1952 году.

Выдающиеся женщины Церкви: милость и мужество

Своих подвижниц Господь отмечает чудесами и дарами, которые прославили бы и любого из мужчин — священнослужителей или монахов. Мы решили напомнить о подвигах нескольких известных святых жен. Конечно, в истории их было в тысячи раз больше, но всех знает только Господь.

Читайте также:
Из чего сделать контейнеры для хранения

Ф.С.Завьялов. Мариам, воспевающая песнь Богу

Мариам — пророчица, сестра Моисея и Аарона, возгласила хвалебную песнь Господу после того, как войско фараона утонуло в Красном море: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он…» (Исх. 16, 20-21). Эта песнь стала первым благодарственным гимном в христианской гимнографии. Но когда пророчица стала упрекать Моисея за то, что он взял в жены ефиоплянку, Господь сошел в облачном столпе и покарал Мариам за «превышение власти» и вмешательство не в свои дела проказой. Прощена она была только по заступничеству Моисея.

Гюстав Доре. Девора торжественною песнею прославляет Бога за поражение Сисары (Суд., гл. 5)

Девора — пророчица, бывшая судиею Израиля (судьи были правителями еврейского народа со смерти Иисуса Навина до воцарения первого царя Саула. Судьи выполняли не только административные функции, но были и духовными наставниками). По ее предсказанию израильский народ победил войско ханаанского царя Иавина, поработившего богоизбранный народ. Во время ее дальнейшего правления «покоилась земля 40 лет» (Суд. 4, 4-14; 5, 1-12).

Мария Магдалина — эту святую называют «апостолом апостолов» за то, что ей первой явился воскресший Спаситель, и она рассказала об этом Его ученикам (см. Ин. 20, 1-18). С именем Марии Магдалины связана традиция красить яйца на Пасху — у святой вышел спор с императором Тиверием: тот утверждал, что скорее куриное яйцо, которое она хотела преподнести в дар императору, может стать красным, нежели Христос мог воскреснуть из мертвых. Тогда яйцо в руке Марии покраснело.

Слева: Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Справа: Рогир ван дер Вейден. Читающая Мария Магдалина

Фива — одна из первых диаконисс в истории Церкви. Апостол Павел писал о ней: «…помощница многим и мне самому» (Рим. 16, 1).

Прискилла — мученица, жена апостола Акилы (см. Деян. 18, 2-3; Рим. 16, 3-4). Апостол упоминает их с мужем как первых христианских вероучителей, «которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников».

свв Киприан и Иустина

Священномученица Иустина — пострадала за Христа в III веке вместе со своим бывшим мучителем и искусителем Киприаном. Тот, будучи колдуном и волхвователем, обратился ко Христу, видя веру Иустины. Св. Иустина — одна из многих мучениц, которые собственным примером обратили в христианство своих преследователей.

Святая равноапостольная Нина — в III веке обратила в христианство грузинский народ во главе с царем. Отправилась на это служение в юном возрасте по велению Божией Матери, которая, напутствуя Нину, вручила ей крест из виноградных лоз. Св. Нина обращала в христианство воинствующих язычников, известна многими чудесами. Обнаружила местонахождение хитона Господня.

Святая мученица Иулитта — была сожжена на костре в 304 (или 305) году, отказавшись отречься от веры. В беседе на память мученицы Иулитты святитель Василий Великий, ставя ее в пример христианам, восклицает: «Не попустите, мужи, чтоб вам оказаться в благочестии худшими жен!»

Преподобная Синклитикия — основательница женской монашеской традиции, она, ища возможности посвятить себя Богу, после смерти родителей раздала все их имущество нищим и со слепой сестрой удалилась в гробницу, принадлежавшую ее родственникам (IV век). После того, как место ее уединения было случайно обнаружено, сюда стали стекаться женщины, также искавшие подвига. Преподобная написала наставления монашествующим женщинам, она стала одной из трех амм, высказывания которых приводятся в Древнем патерике (патерик содержит высказывания 117 святых отцов).

Диаконисса Олимпиада — преданная ученица свт. Иоанна Златоуста. В 405 году по ложному обвинению была брошена в темницу, святитель утешал ее в дошедших до нас письмах: «Твое сокровище, которое ты собрала, неприкосновенно, и достоинство, созданное этими страданиями, не знает смены и не ожидает конца».

Елена Черкасова. "Письма к Олимпиаде"

Преподобная Макрина — жила в VI веке. Была обручена с благочестивым юношей, но после того, как он до свадьбы скончался, избрала девственную жизнь. Своим примером увлекла на монашеский путь собственную мать Емилию. Младшие братья Макрины — святые учители Церкви Василий Великий и Григорий Нисский своим учителем называли именно ее, ссылаясь на то, что она знала Священное Писание лучше них.

Преподобная Мария Египетская — после раскаяния в своих грехах ушла в пустыню за Иордан и прожила там сорок семь лет в полном уединении без крова, одежды, почти без пищи (VI век). Ее жизнь — монашеский идеал, пример глубокого духовного преображения. Воспоминанию о ее подвиге посвящена специальная покаянная служба во время Великого поста — «Стояние Марии Египетской».

Преподобная Кассия — жила в IX веке в Византии. Единственная из женщин, чьи произведения и по сей день используются в богослужении. Автор основной части канона Великой Субботы «Волной морскою», стихиры Великой Среды «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество. », стихиры на Рождество Христово «Августу единоначальствующу на земли. ». В общей сложности ей приписывают 2 канона и 49 тропарей, а также духовные стихи и мудрые высказывания. Одно из них гласит: «Я ненавижу тишину, когда время говорить». Однажды Кассия дорого поплатилась за смелость высказывания. Император Феофил, выбиравший себе невесту, на смотринах, где были собраны красивейшие и знатнейшие девицы, был поражен красотой Кассии и, решая испытать ее, спросил: «Не через жену ли произошло зло?» Она отвечала: «Но через жену же берет начало и лучшее». Император решил, что она слишком умна и не взял ее замуж. Правда, по другой версии, Кассия специально возразила императору, чтобы он отверг ее, так как не хотела становиться женой императора-иконоборца.

Византийский церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул включил ее имя в рифмованный перечень знаменитых поэтов-гимнографов, наряду с прп. Феодором Студитом, свв. Космой Маюмским и Андреем Критским. После того, как император отказался на ней жениться, Кассия основала в Константинополе монастырь, которым восхищались современники. Считается, что письма, которые писал прп. Феодор Студит некоей девице Кассии, были адресованы именно инокине-гимнографу. Преподобный пишет: «И мудро, и разумно все, что твоя добродетельность опять сказала нам; поэтому мы с полным правом удивились и возблагодарили Господа, встретив такой ум в юной девице». Кассия-гимнограф прославлена Греческой Православной Церковью в чине преподобных.

Великая княгиня Ольга в гостях у Византийского императора

Святая равноапостольная княгиня Ольга — после смерти мужа, князя Игоря (в 945 году), стала править княжеством, в ее житии читаем: «Управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж». Одна из первых на русской земле приняла христианство. Бабка святого князя Владимира, крестившего Русь.

Читайте также:
Как выбрать размер цепочки

До крещения Ольга была очень суровой правительницей. На илл.: Месть княгини Ольги. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Святая благоверная княгиня Феврония — благочестивая дочь простого крестьянина-пчеловода, она поразила муромского князя Петра рассудительностью и находчивостью и стала ему достойной женой. Муромские бояре опасались ума и проницательности княгини и не раз предпринимали попытки рассорить супругов и «заменить» Февронию, ссылаясь на ее низкое происхождение. Но Феврония терпением, смирением и мудрым поведением сохраняла мир в семье и побеждала боярские козни. Супруги умерли в один день и час в 1228 году, приняв перед этим монашеский постриг.

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская — жена св. блгв. князя Михаила Ярославича Тверского. Ее муж, два сына и внук были убиты татарами в Орде. Святая, мужественно переносившая удары судьбы, окончила свой жизненный путь в монастыре в 1338 году. «В женском естестве мужескую крепость имела еси. » — так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Это единственная в истории Русской Церкви святая, которую деканонизировали во время раскола со старообрядцами указом патриарха Иоакима в 1677 году, запретив поклонение ее святым мощам. (Старообрядцы считали ее своей покровительницей.) Но в 1908 году Анну Кашинскую снова причислили к лику святых.

Св. праведная Иулиания Лазаревская, милостивая — русская святая конца XVI века, прославленная как благочестивая мирянка за свое служение ближним. Выйдя замуж за владельца села Лазаревское, святая дневное время суток посвящала молитве и заботе о семье — Иулиания родила десять сыновей и троих дочерей — а по ночам занималась рукоделием. Свои работы она продавала, а на вырученные деньги помогала нуждающимся. Когда наступил голод, она тайком от родственников кормила голодающих. После смерти любимого и почитаемого мужа святая раздала семейное имущество бедным. Во времена еще более страшного голода 1601-1603 гг., когда дело доходило до людоедства, Иулиания пекла хлеб из лебеды и древесной коры, чтобы кормить людей. Но и в эти тяжелые годы она, как пишет ее сын, «ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе».

Блаженная Ксения Петербургская. Литография 1912 г.

Блаженная Ксения Петербургская — после внезапной кончины мужа решила принести покаяние за то, что он умер без исповеди, приняла тяжелейший подвиг юродства: отказа от дома, родных, всех мирских благ, на деле исполнила заповедь Христа, став «нищей духом». Скиталась по городу, жила подаянием, тайно совершала добрые дела. Почиталась в Петербурге как святая уже при жизни. Скончалась около 1803 года. Канонизирована в 1988 году.

Преподобномученица Елисавета—

Слева: Великая княгиня Елизавета Федоровна. Справа: останки Елизаветы Федоровны, поднятые белогвардейцами из Алапаевской шахты

великая княгиня, вдова великого князя Сергея Александровича (брата Александра III). Воспитанная в протестантской семье, после замужества, видя веру своего супруга, после многих молитв и раздумий, несмотря на протесты родственников, сознательно и сердечно приняла Православие. После убийства мужа террористами оставила светскую жизнь, основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия — принципиально новую форму служения ближним в России, сочетающую молитвенную и деятельную стороны. Организовала широкую службу помощи больным, сиротам, инвалидам. Сама обходила притоны, собирая брошенных детей для своего приюта. Отказалась покинуть Россию после революции. Была арестована в 1918 году. В числе других мучеников была брошена в шахту около г. Алапаевска, где, несмотря на собственные страдания, до последнего часа помогала раненым.

Мученица Татиана (Гримблит) —

жительница Томска. Когда в 20-е годы в Сибирь стали прибывать ссыльные, Татьяна почти все свои средства отдавала на продукты и вещи и передавала заключенным. Среди них были архиереи и священники. В 1923 году была арестована по обвинению в помощи ссыльным священнослужителям, переписке с ними, в ведении «религиозных разговоров». На эти обвинения Татьяна отвечала: «Своей веры я никогда не скрывала», «Вы можете тратить свои деньги на вино, одежду, сладкий кусок, а я предпочитаю поскромней одеваться, попроще есть, а оставшиеся деньги посылать нуждающимся в них», «Крест дан мне навечно, его могут снять с меня только с головой». Расстреляна 23 сентября 1937 года в Бутове.

Блаженная Матрона Московская — слепая с рождения, с десяти лет из-за болезни не могла ходить. Удостоилась посещения Божией Матери и своими молитвами помогала в различных нуждах всем, кто обращался к ней за помощью. Шли к ней непрерывным потоком. Была арестована советской властью за то, что, как написано в протоколе, «своей святостью сильно влияет на темную массу». Умерла в 1952 году. Одна из наиболее почитаемых недавно прославленных святых.

Преподобная Мария Гатчинская (Лелянова) * (1874-1932) —

последняя по времени из канонизированных Русской Православной Церковью святых женщин, причислена к лику святых 17 июля этого года. Родилась в состоятельной купеческой семье в Санкт-Петербурге. Успела окончить гимназию, затем заболела энцефалитом и в течение 20 лет была парализована. Несмотря на болезнь, утешала верующих в годы гонения на Церковь, давая им духовные советы. По благословению сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского, приняла в 1922 году постриг с именем Мария. В ответ на жалобу одного человека о мучительной и безысходной тоске, избавиться от которой он не мог, матушка говорила: «Тоска есть крест душевный, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, т. е. после покаяния снова впадают в прежние грехи. А потому только два лекарства лечат это порой крайне тяжкое духовное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный — тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния». Арестована ОГПУ в 1932 году. Скончалась в тюремной больнице 17 апреля 1932 года. Могила Марии Гатчинской на Смоленском кладбище находится недалеко от часовни св. Ксении Петербургской.

____________

* По материалам сайта ПСТГУ, http://www.mitropolia-spb.ru/rus/eventarch/2006_2/0718maria.shtml. Информационная база по пострадавшим за веру в годы гонения на Церковь

Назад

17. Святая преподобномученица инокиня Варвара. В последние десятилетия церковными соборами были канонизированы новые подвижники благочестия, среди которых и несколько святых жен, прославленных для местного почитания, например преподобномученицы монахиня Евдокия и игумения Маргарита[6], слепая старица блаженная Матрона Московская[7] и др. Более всего лик святых жен Руси пополнился в августе 2000 года, когда, как известно, Деянием Юбилейного Архиерейского Собора был прославлен для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и

"Источники"
  • https://omolitvah.ru/eto-interesno/svyatye-zhenschiny-v-pravoslavii/
  • http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/svyatye-zhenshchiny-v-pravoslavii.html
  • https://kulturologia.ru/blogs/061119/44557/
  • http://www.nsad.ru/articles/milost-i-muzhestvo

Рейтинг
Загрузка ...