Икона Матроны Московской: история, значение, в чем помогает, молитвы, в каких храмах можно поклониться образу. Подробнее в статье.
Два жития Матроны Московской
Блаженной Матроне (память 2 мая) выпал уникальный посмертный подвиг — ей катастрофически не повезло с житием.
Канонизация святой праведной Матроны Московской до сих пор вызывает споры. Несогласные цитируют житие святой, возмущаясь призывами Матроны хвататься за ее «пяточку», чтоб спастись, и встречей со Сталиным, которому святая Матрона якобы давала советы, как вести войну.
Откуда взялись такие фрагменты в житии канонизированной святой? Оказывается, житий было два: народное и каноническое.
Рассказывает историк Андрей Зайцев, специалист по древнерусским житиям, автор книг «Жития святых. Путеводитель» (М.: Эксмо, 2008) и «Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Творчество. Миссия» (М.: Эксмо, 2009).
Казус
В 2004 году состоялось общецерковное прославление блаженной Матроны Московской (в 1999 году она стала местночтимой святой Московской епархии). Блаженной Матроне выпал уникальный посмертный подвиг — ей катастрофически не повезло с житием.
В Русской Церкви исторически народное почитание праведника вместе с чудотворениями прижизненными и (или) посмертными считались достаточными для прославления. Причем чем больше фиксировалось посмертных чудес, тем меньше времени проходило от смерти подвижника до его канонизации.
🔔«Святая Матрона» ◆🌼Приходите ко мне, как к живой
Например, основатели русского монашества преподобные Антоний и Феодосий умерли, соответственно, в 1073 и 1074 году. Феодосия Печерского канонизировали в 1108 году — из-за большого почитания и обилия чудес. А его учитель Антоний Печерский был прославлен значительно позже, от 1132 до1231 года.
Кроме народного почитания и чудес для канонизации необходимо и житие подвижника, где факты его жизни были бы проверены с исторической и осмыслены с духовной с богословской точек зрения.
Народное почитание Матроны было огромным. Чудесные исцеления и помощь немало этому способствовали. А вот канонического жития с проверкой фактов жизни и объяснением духовного смысла подвига блаженной перед канонизацией составлено не было.
Зато в 1993 году огромным тиражом вышла книжка Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Сказанию, изданному Ново-Голутвинским монастырем, было суждено стать самой популярной народной версией рассказов о Матроне. Именно здесь читателю предлагались история встречи Матроны со Сталиным, упоминание о спасительной «пяточке», освящении св. Матроной воды и масла.
Этот текст подвергся резкой критике со стороны членов Комиссии по канонизации: митрополита Ювеналия (Пояркова), бывшего в то время председателем комиссии; епископа Тихона (Емельянова), бывшего председателем Издательского совета; игумена Дамаскина (Орловского), составителя житий новомучеников, секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых; протодиакона Андрея Кураева, посвятившего сборнику воспоминаний о Матроне под редакцией Ждановой немало страниц в книге «Оккультизм в Православии».
Жизнеописание св. Матроны в авторской редакции З. Ждановой было признано не соответствующим статусу жития.
Комиссией была назначена экспертная группа из преподавателей МДА, которая составила канонический текст жития блаженной Матроны, убрав исторически не достоверные и богословски искаженные сведения о святой.
Эту версию жития сегодня можно увидеть на православных сайтах: «Православие.ру», «Седмица.ру», сайте Покровского монастыря.
Житийный материал
Случай, когда к моменту канонизации святого не было составлено его официальное житие, не исключительный, в истории Церкви их было немало. После канонизации историки и богословы могут составить житие подвижника, опираясь на реально существующие тексты о святом.
Для жития преподобного Амвросия Оптинского таким источником стало прекрасное жизнеописание старца, составленное в 1900 году архимандритом Агапитом (Беловидовым); о преподобном Серафиме Саровском мы знаем из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», написанной митрополитом Серафимом (Чичаговым), и записок Николая Мотовилова.
Но как же вышло, что именно Зинаида Жданова, простая русская женщина, не сведущая в христианской догматике, становится, пусть и ненадолго, агиографом блаженной?
Сложность здесь в самом понятии канонического агиографического текста, в написании которого есть своя специфика. Жития делятся на две большие группы: мученические и преподобнические. В первом случае в основу агиографического текста ложится судебный протокол допроса мученика, а центральное место повествования занимает описание страданий за Христа.
Из древних мартириев (протоколов, свидетельств) читатель мог ничего не узнать о жизни святого до последних дней жизни и его мученической кончины. Они кратки, но почти всегда исторически достоверны.
Классическое преподобническое житие восходит к античному жанру биографий и представляет собой более или менее полный рассказ о жизни подвижника, который может начинаться до момента его рождения (с предсказаний о его рождении) и завершаться описанием посмертных чудес святого.
В зависимости от объема сведений о святом и времени, прошедшем с момента его кончины до написания агиографического текста, а также от компетентности составителя житие могло быть подробным и достоверным (как житие преподобного Феодосия Печерского), а могло и состоять из очень скудной биографической канвы с обилием не связанных между собой рассказов о чудесах праведника, его прижизненной и посмертной помощи, большого количества фольклорных элементов, исторически недостоверных сведений (как в случае с одной из версий жития первых русских святых Бориса и Глеба, написанной монахом Иаковом Черноризцем, или народной версией жития свв. Петра и Февронии Муромских).
Комиссия по канонизации может рассматривать в качестве «житийного материала» все версии текстов о святом, однако обязана дать свою оценку. Народные жития не запрещаются, но получают статус апокрифа
(произведения, не признанного Церковью в качестве достоверного исторического и богословского источника информации о святом), как это случилось с «Повестью о Петре и Февронии» или «Сказанием о Борисе и Глебе» в версии Иакова Черноризца.
Если текст, предложенный как житие, вызывает сомнения, комиссия проводит расследование и выносит свое суждение — что и произошло в случае с житием блаженной Матроны Московской в редакции З. Ждановой. В акте о канонизации св. Матроны, подписанном патриархом Алексием II, отдельным пунктом указывалось на необходимость составления жития подвижницы, что подчеркивает непризнание Церковью версии «жития» св. Матроны, написанной З. Ждановой.
Бабьи басни
Москва, Староконюшенный переулок, д. 30. Фото 1929 г. Здесь, в семье Ждановых, блаженная Матрона жила с 1942 по 1949 гг. Фото с сайта pokrov-monastir.ru
Степень достоверности жития всегда напрямую зависела от его авторства. Традиционно в Русской Церкви преподобническое житие писали ученики святого, лично его знавшие, по благословению игумена монастыря или епископа накануне канонизации праведника.
Они опрашивали очевидцев, поднимали монастырский архив, записывали истории паломников о чудесах, произошедших по молитвам подвижника. Если с момента кончины святого до момента написания жития проходило более 50 лет, то в распоряжении составителя жития оставались либо монастырские и церковные записи, либо устные рассказы, передававшиеся из поколения в поколение.
В этом случае агиограф становился историком и богословом, способным критически отобрать материал с учетом жанрового канона, соответствия воспоминаний исторической фактуре и христианской догматике. Ничего этого не было и не могло быть сделано Зинаидой Ждановой.
Вариант авторской редакции Ждановой «Сказания о Матроне» представляет собой набор очень кратких биографических сведений с обильными рассказами о чудесах. Жданова действительно знала Матрону лично — святая жила в ее квартире на Арбате в 1942-1949 годах.
Жданова видела фрагменты жизни блаженной, слышала обрывки ее разговоров с людьми и как могла постаралась записать это, не удерживаясь от попытки интерпретировать некоторые слова или «чудеса» святой так, как она их понимала.
Сборник «бабьих басен» дополняли истории, записанные со слов других людей, обозначенных в тексте только по именам. Они видели в св. Матроне «целительницу», которая борется с колдунами и исцеляет людей с помощью «маслица» или «водички». Кстати, упор на целительскую практику святой, борьбу с колдунами характерен и для многих апокрифов. В «Повести о Петре и Февронии» немало примеров того, как Феврония лечит князя от болезней с помощью своего «снадобья».
Жданова и другие соавторы «народного жития» Матроны были очень простые женщины, пережившие войну, личные трагедии. В Матроне они смогли увидеть лишь «простую веру», очевидно явленную в «чудесах», — как и многие нынешние почитатели святой.
Этот образ «народного Православия» всегда был распространен на Руси. Еще проповедник XIII века епископ Серапион Владимирский обличал верующих в том, что они слишком мало заботятся об участии в таинствах и благочестивой жизни, но слишком много внимания уделяют чудесам, колдунам и нестандартным способам исцеления.
Известно, что языческий элемент «народной» веры крепнет во времена гонений: лишенная возможности открытого исповедания, открытого участия в таинствах, загнанная в подполье, она рождает новые апокрифы и мифы, как это было в начале XX века.
Характерно, что по популярности апокрифические жития нередко вытесняли канонические, отвечающие всем литературным и богословским требованиям. И тому есть причины: например, агиографический текст жития о Борисе и Глебе, составленный Нестором, дошел до нас в меньшем количестве списков, чем Сказание о Борисе и Глебе Иакова Черноризца, где святые показаны как живые люди, которые боятся смерти, проявляют нормальные человеческие чувства; у Нестора же эпизоды убийства свв. Бориса и Глеба даны сухо, с опорой на традиционный житийный канон, а сами образы святых непоколебимо правильны и бескомпромиссны.
Народная «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная Ермолаем-Еразмом в середине XVI века, — с оборотнем-змием, забрызгавшим своей ядовитой слюной князя Петра, от чего князя и вылечила Феврония загадочной целебной мазью, — куда более известный древнерусский памятник, чем официальное житие муромских святых.
То же самое произошло и с текстом З. Ждановой. Основная проблема с почитанием св. Матроны в том, что именно апокрифический текст сегодня получил наибольшее распространение, вызвав у одной части православных отвержение, а у другой — горячее сочувствие.
Народное житие Матроны в полной мере отразило представления значительного числа современных верующих о том, как готовы они верить и каким должен быть «настоящий» православный святой. Но истинный образ блаженной Матроны этому народному образу не тождествен.
Чего со святой Матроной никогда не происходило
В тексте Ждановой содержится ряд сведений о св. Матроне, не имеющий никакого отношения к действительности: Святая Матрона никогда не встречалась со Сталиным.
Жданова пишет о том, как в октябре 1941 года якобы Сталин приходил к блаженной Матроне и советовался с ней, как вести оборону Москвы. Историки МДА не смогли найти подтверждающих данных о том, что эта встреча действительно произошла. Из канонического текста жития св. Матроны этот эпизод удален.
Святой Иоанн Кронштадтский никогда не грозил солдатам «утопить в крови и уморить голодом» Петербург за то, что они попытались вскрыть гробницу святого, как написано в «житии» З. Ждановой будто бы со слов св. Матроны.
(При этом факт знакомства праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Матроны и их встречи в Кронштадтском соборе в 1899 году признан действительным и вошел в каноническое житие.)
Рассказ об «утоплении в крови» полностью противоречит как образу почитаемого святого, так и всей христианской традиции, зато поразительно напоминает апокрифические Евангелия (отвергнутые Церковью и не вошедшие в Новозаветный канон). Например, в «Евангелии детства Христа» есть рассказ о том, как маленький Иисус с помощью чуда убивает мальчика, насмехавшегося над ним.
Святая Матрона никогда не давала советов избавляться «от беса с помощью рвоты после причастия», не собиралась в генеральском мундире идти «на доклад к Господу Саваофу» и не говорила о том, что спасутся те, кто «будут держатся за ее пяточку».
Последний совет в интерпретации З. Ждановой представляет святую Матрону сектанткой по типу царебожников, ставящей себя на место Спасителя. Это противоречит словам самой Матроны, которая всегда говорила приходящим к ней, что помогает не она, а Господь.
Что хотела сказать блаженная?
Язык, способ общения блаженных с людьми часто бывает метафоричен, образен. Василий Блаженный кидался камнями в стены храма и обнимал углы блудилища (дома терпимости), вводя православных в соблазн. Но святой объяснял, что в храм заглядывал бес и он так его отгонял, а у дома терпимости плакал ангел и он так ему сочувствовал.
Как понять «трудные места» жития св. Матроны? Редакторский подход канонического варианта предложил аллегорическое объяснение в духе святоотеческой мысли. Например:
Из первой редакции жития З. Ждановой: «В дни демонстраций Матушка просила нас всех не выходить, закрывать окна, форточки, двери. Полчища демонов заняли все пространство, весь воздух и объяли всех людей. Учила нас не забывать крестить еду, и особенно на ночь все убирать и накрывать, т. к. бесы полощутся, везде проникая. Силою Честнаго и Животворящего Креста спасайтесь и защищайтесь».
Из канонического жития: «В дни демонстраций матушка просила всех не выходить на улицу, закрывать окна, форточки, двери — полчища демонов занимают все пространство, весь воздух и охватывают всех людей. (Может быть, блаженная Матрона, часто говорившая иносказательно, хотела напомнить о необходимости держать закрытыми от духов злобы «окна души» — так святые отцы называют человеческие чувства. А форточки для демонов – не препятствие.)».
Мы видим, что составители канонической версии жития попытались объяснить народную этимологию, которую использовала Жданова (созвучие слов демонстрация и демон, при отсутствии между ними реальных родственных связей), с помощью толкования слов подвижницы в согласии со святоотеческой традицией.
И все-таки она святая!
Пример блаженной Матроны показывает, что жития святых редко пишут святые, а потому нельзя ставить абсолютный знак равенства между самим праведником и тем, что о нем рассказывают его почитатели. По мнению митрополита Ювеналия,
«канонизация праведника не означает канонизации каждой строчки, им написанной».
Очевидно, что почитание св. Матроны у части верующих будет усиливаться, а кто-то не будет испытывать особенной близости и теплоты к этой праведнице. Но Церковь способна вместить и тех и других.
Канонизация святого — не принудительный акт, лишающий человека личного отношения к праведнику, а предложение верующим ориентира для спасения.
Блаженная Матрона не канонизирована в качестве учителя Церкви или богослова, она прославлена в чине праведных. Это означает, что она служила Христу и ближним, несмотря на свои тяжкие страдания и недуги, во времена, когда за веру убивали.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
На какой руке принято носить обручальные кольца женщинам и мужчинам в разных странах? На какой палец невесте одевать помолвочное кольцо? Можно ли носить чужие обручальные кольца? Носят ли обручальные кольца разведенные и вдовы? На пальце какой руки носят обручальное кольцо. 62849 0 4.36. Содержание. Почему обручальное кольцо носят на безымянном пальце. На какой руке носят обручальное кольцо? Обручальное кольцо на левой руке. Обручальное кольцо на правой руке. На каком пальце носят помолвочное кольцо. На какую руку надевают венчальное кольцо. Можно ли до свадьбы носить обручальные кольца. На каком пальце носить кольцо разведенным.
Икона Матроны Московской
Икона Матроны Московской Матрона Московская — одна из самых почитаемых Святых в православном мире. Ее жизнь — это пример настоящего духовного подвига. С самого рождения Матрона, жившая в простой крестьянской семье, была незрячей, а в юном возрасте потеряла и возможность ходить. Несмотря на это, уже в раннем возрасте глубоко верующая девочка, наделенная Господом особым даром, […]
Икона Матроны Московской Матрона Московская — одна из самых почитаемых Святых в православном мире. Ее жизнь — это пример настоящего духовного подвига. С самого рождения Матрона, жившая в простой крестьянской семье, была незрячей, а в юном возрасте потеряла и возможность ходить. Несмотря на это, уже в раннем возрасте глубоко верующая девочка, наделенная Господом особым даром, […]
Икона Матроны Московской
Матрона Московская — одна из самых почитаемых Святых в православном мире. Ее жизнь — это пример настоящего духовного подвига. С самого рождения Матрона, жившая в простой крестьянской семье, была незрячей, а в юном возрасте потеряла и возможность ходить.
Несмотря на это, уже в раннем возрасте глубоко верующая девочка, наделенная Господом особым даром, помогала людям, проявляя к ним бесконечную любовь и сострадание. Сохранилось много свидетельств такой помощи и исцеления.
Воспринимая свои болезни, как Божий дар, она не отказывала в помощи обратившимся к ней людям, утешая, исцеляя и наставляя их. Каждый, кто обращался к святой, имея чистые помыслы, получал желаемое.
Где поклониться образу
И после смерти Матронушки, как любовно величают блаженную Матрону в народе, она продолжала помогать тем, кто прибегает к ней с молитвенными просьбами. Бесчисленное количество верующих посещает Покровский монастырь в Москве, где хранятся две иконы Матроны Московской и ее святые мощи.
Одна из икон находится внутри храма, а вторая расположена на стене главного храма.
Иконы Матроны Московской
- На иконах Матрона Московская почти всегда предстает перед нами с закрытыми глазами, хотя на некоторых иконах она изображена зрячей.
- Руки святой или сложены на груди или воздеты к небу с молитвой.
- На некоторых иконах Матрона Московская держит в руках четки или образ Пресвятой Богородицы.
В чем помогает икона Матроны Московской
Тысячи людей, молившиеся перед иконой Матроны Московской с чистыми помыслами и глубокой искренней верой получали помощь и утешение.
Перед иконой Матроны Московской молятся
- при пропаже близкого человека;
- в стрессовых ситуациях — при тревожности, депрессии и других расстройствах;
- при различных заболеваниях;
- для сохранения семьи;
- о долгожданном младенце;
- об утешении в скорби.
И во многих других трудных для человека моментах. Многие отмечают, что нет такой просьбы, на которую не откликнулась бы святая.
Молитвы образу Матроны Московской
О даровании ребенка
«О, блаженная мати Матрона, к твоему предстательству прибегаем и тебе слезно молим. Яко имущую велие дерзновение по Господу, пролей теплую молитву о рабех твоих, в скорбе дущевней пребывающих и помощи от тебе просящих. Истинно бо слово Господне: просите и дается вам и паки: яко аще два от вас совещаете, на землю о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на Небесех. Услыши убовоздыхания наша и донеси ко престолу Владычню, и деже ты предстоиши всмы, яко много может пред Богом молитва праведника. Да не до конца забудет нас Господь, но призрит с высоты небесныя на скорбь рабов Своих и плод чрева на полезное дарует. Воистину, Богидете хощет, тако сотвори Господь Аврааму и Сарре, Захарии и Елисавете, Иоакиму и Анне, с ним же моли. Тако да сотворит Господь Бог и нам по милости своей и неизреченному человеколюбию. Буди имя Господнее благословенно от ныне и до века. Аминь.»
Об исцелении
«О блаженная, мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь».
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Когда обручальные кольца не носят? Обручальное кольцо — это древний символ любви и верности. Обручальные кольца могут передавать по наследству, их традиционно носят на безымянном или «перстневом» пальце, но есть народы, которые предпочитают для обручального кольца — указательный. С обручальным кольцом связано много примет и суеверий. Например, считается, что потерять обручальное кольцо — к разводу. Православные христиане обычно носят обручальное кольцо на правой руке. Но не только у православных есть такая традиция, она сформировалась в следующих странах: У православных христиан принято во время брака носить кольцо на безымянном пальце правой руки.
В чем помогает святая Матронушка? О чем молятся святой блаженной Матроне Московской
Прежде чем говорить о том, в каких просьбах и бедах помогает одна из самых почитаемых в народе святых угодниц Божиих – святая блаженная Матрона Московская, необходимо напомнить о том, что почитание того или иного угодника Господня не должно выходить на первое место, заслоняя собою Самого Отца Небесного.
Святые – это ходатаи пред Господом, имеющие особую благодать от Него – помогать нам, грешным, в тех или иных трудностях на жизненном пути. Молитвам к ним нельзя придавать какие-то магические свойства, мол, «произнесу набор слов и святой или святая исполнит то, о чем прошу». Помощь нам подает Господь! Святая Матрона постоянно говорила обращающимся к ней людям о том, что помощь, которую они получают по ее молитвам, — от Бога: « Что, Матронушка – Бог, что ли? Бог помогает !»
Святая матушка Матрона не забывала наставлять приходящих к ней за помощью или советом в том, что главное – это искренняя вера во Христа, покаяние, частое причастие Святых Таин, посещение Богослужений, изменение жизни согласно Заповедям Божиим. Пожалуй, об этом очень важно помнить и сегодня, когда мы молимся святой блаженной Матронушке!
Сама блаженная Матрона являла своей жизнью пример истинной веры во Христа: старица непрестанно пребывала в молитве, и даже по ночам клала поклоны, была смиренна и послушна Господу, не роптала, неся свой нелегкий крест, а была полна любви и сострадания к людям. Несмотря на слепоту, святая Матронушка регулярно и неотступно ходила в храм на Богослужения, исповедовалась и причащалась. И, обращаясь к ней за помощью, нам также нужно стараться следовать пути христианскому, укрепляясь в вере и совершая Богоугодные дела.
Преподобный Паисий Святогорец говорил об этом так: « Дело всех вообще святых — помогать и защищать нас, несчастных, от видимых и невидимых напастей. Наше дело — стараться жить духовной жизнью, не огорчать Господа, зажигать лампадки святым и просить их о помощи. В этой жизни нам нужна помощь, чтобы мы могли приблизиться ко Христу. В другой жизни, если Бог удостоит нас быть рядом с Ним, нам святых не придётся уже утруждать, да и необходимости не будет просить у них помощи ».
В чем помогает святая Матрона? О чем молятся Матронушке?
Святая блаженная матушка Матрона Московская имеет благодать от Господа помогать обращающимся к ней в самых различных житейских ситуациях. Многочисленные свидетельства о чудесах, происходящих по молитвам к ней, явно говорят о том, что святая Матрона и после своей блаженной кончины неотступно ходатайствует обо всех нас к Богу, слышит просьбы и молитвы, даже самые «незначительные» и помогает обращающимся к ней с верою во Христа.
Ко святой обращаются за помощью:
— в исцелении от болезней, в том числе и тяжелых;
— в трудоустройстве, поиске работы или разрешении конфликтов на работе;
— в налаживании взаимоотношений внутри семьи, примирении людей;
— в поиске второй половинки, заключении брака;
— в самых разнообразных затруднительных, тяжелых ситуациях.
А также любому святому, в том числе и святой Матроне, можно и нужно молиться об укреплении веры, о духовном наставлении и вразумлении. Святые не делятся по принципу «один помогает от болезни глаз», «второй – от почек», «третий – чтобы машину купить». Некоторые святые своей жизнью снискали у Господа благодать особо ходатайствовать за людей в определенных ситуациях, но, в первую очередь, святые угодники молятся Богу о нас грешных, чтобы Он укрепил нас в вере, благочестии, милосердии и любви.
Молитва святой блаженной Матроне Московской
О, блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных.
Исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая святой блаженной Матроне Московской
О, блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различные чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам все наши согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящего дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единого Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвы и акафисты на все случаи жизни вы можете найти в Telegram-канале «Молитвослов» по этой ссылке .
Помоги вам Господь!
Дорогие братья и сестры! Ваша активность под постом – лайки и комментарии – помогают нам и дальше трудиться на ниве Христовой во славу Божию! Поддержите труд православных христиан! Спаси Господи!
Где обычно носят обручальные кольца? На какую руку надеть обручалку — на правую или на левую? Как поется в одной старой песне, « обручальное кольцо – не простое украшение, а решение соединить свои жизни двух любящих сердец». И хотя любовь не знает правил и условностей, некоторые ритуалы и церемонии соблюдать приходится. Например, как носить обручалки. Что интересно, в зависимости от страны, обручальное кольцо надевают на правую или левую руку. • Для наших широт (стран постсоветского пространства, в том числе России) характерно выбирать именно правую руку. В христианстве, которое больше распространено в этих краях, правая рука считается ведущей.
Блаженная Матрона Московская – любимая святая
Не счесть чудесных исцелений, рожденных в семьях долгожданных малышей, заключенных супружеских союзов по молитвам блаженной Матроны Московской. Перед смертью она оставила особое завещание: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Сотни людей каждый день идут в Покровский монастырь, чтобы поклониться ее святым мощам, испросить у святой помощи и молитвенной поддержки. Она слышит, она помогает, оберегает, исцеляет.
О том, какую роль блаженная старица играет в его жизни, рассказывает клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово иерей Алексий Некрасов.
Трудник Покровского монастыря
Я еще в детстве как-то прилепился к Матронушке, и она для меня как родная стала. Хотя мы к вере пришли через Дивеево, через преподобного Серафима Саровского. Я родился в Саранске, и меня родители часто привозили в Москву, где я исповедовался своему духовнику. У него же было такое послушание: каждую субботу он исповедовал в Покровском монастыре монахинь. Подруга моей прабабушки видела Матронушку еще при жизни. Ей было тогда лет 8. Она жила на Таганке, напротив монастыря, а я как раз святую водичку ей возил, просфорочки. Наверное, все тогда и началось. Я стал читать акафист, меня все чаще стало тянуть к ее мощам.
В монастыре уже не просто молился, но стал исполнять свои первые послушания: подметал, собирал цветы, которые принято приносить блаженной Матроне. Спустя какое-то время меня попросили в алтаре помочь, зажечь лампадки. И когда матушки узнали, что я исповедуюсь у их духовника, меня благословили постоянно там помогать. Потом пономарить пригласили. Когда патриарх приезжал, участвовал в службах архиерейских.
Трудников пропускали к мощам без очереди, но я помогал не ради этого. Сказал про то, что к мощам без очереди пропускали, но однажды, 22 ноября, в день рождения Матронушки, в очереди стоял 10 часов.
Мне очень нравилось в монастыре, и старица всегда помогала. В Саранске я учился в техникуме, но мне там не нравилось: матом там ребята ругались, курили, выпивали. Хотел уйти оттуда, но все не складывалось. Решил блаженной Матроне помолиться. Только лампадку зажег, звонок слышу. Поднимаю трубку, а это дядя звонит из Москвы: нужен алтарник в храм Ризоположения в Леонове. И он меня позвал. Я с радостью согласился и не пошел в нелюбимый техникум учиться. Я алтарничал в этом храме, успел еще три курса в Таможенном институте закончить, но душа не лежала к этому. И духовник меня благословил поступать в семинарию.
Отучился, женился, и нас вместе с матушкой отправили служить в Архангельскую область, в городок Котлас. Приезжаем, заходим в квартиру, которую нам выделили, и первое, что мы видим на стене… – икону блаженной Матроны Московской.
Как я чуть не забыл дочку Матроной назвать
Матушка моя вот-вот должна была родить, и, уезжая в Котлас, я пообещал: если родится дочка, то назову ее Матроной. А потом как-то забыл про это обещание. Перед отъездом на Север заехал в Покровский монастырь, и одна монахиня, которая меня хорошо знала, но была не в курсе, что мы ждем рождение ребенка, подозвала и говорит: «Алексей, это очень важно. У тебя дочка родится – назови Матроной, а остальных детей как матушка скажет, супруга»… И вот я вспомнил о своем обещании.
В квартире, куда нас поселили в Котласе, мебель была в ужасном, ветхом состоянии. Супруге рожать надо через две недели. Пошел в магазин: ценники огромные, а зарплата – небольшая. Я акафист читал каждый день, молился. Однажды служил Литургию, приходит женщина в храм и спрашивает: «Батюшка, можно Матронушке помолиться?». Я отвечаю: «Конечно, вот икона, молитесь». Потом приехал владыка, и я занят был очень. А уже после эта женщина подходит ко мне и говорит: «Батюшка, вот мой номер телефона, я директор мебельного магазина, если что, звоните». Сначала я как-то стеснялся звонить, а потом решился, поздравил с праздником, договорился приехать купить мебель. Выбрали все, и она мне ее подарила, сказала, что это будет во славу Божию. Потом мы с той женщиной стали общаться, акафист вместе читать блаженной Матроне. Она рассказала, что к ней во сне Матрона приходила и приказала срочно прийти в храм. Она исполнила ее наказ, в храме мы и встретились. Позже с ней и ее мужем стали ездить к Матронушке втроем на их машине. Потом у нее внучка родилась, ее тоже Матроной назвали, я стал ее крестным, потом повенчал ее дочку. А мебель ту мы с собой в Москву забрали, она до сих пор нам служит.
Храм блаженной Матроны Московской
В Котласе мы строили большой кирпичный храм иконы Божией Матери «Троеручица», и рассчитывали, что когда он будет освящен, то временный, деревянный будет в честь блаженной Матроны. Я из Котласа продолжал по возможности ездить в Москву в Покровский монастырь служить ночные Литургии. Прямых авиарейсов до столицы не было. Нужно было на кукурузнике добираться до Сыктывкара. А кукурузник этот ветер сдувает, в кабинку садишься, занавеску закрыл и полетел. Страшно. Но из Сыктывкара в Москву самолеты летают не каждый день. У Матронушки 22-го числа день рождения, а 21-го утром меня поставили служить, хотя я хотел на машине ехать в Москву. Я смирился, послужил, а мне звонят из монастыря и говорят, что ждут. Брат игумении говорит: «Делай что хочешь, но приезжай». На машине я бы уже не успел. Захожу в интернет, узнаю, что в 2 часа вылет из Котласа на кукурузнике, а в 9 вечера самолет из Сыктывкара летит, и он в 23 часа прилетает в Москву. Так утром я отслужил в Котласе, а ночью – уже в Покровском. В монастырь я зашел без десяти двенадцать. А там батюшка ждет меня, он сам митрофорный протоиерей, и говорит: «Возглавляй службу», а потом еще и частицу мощей блаженной Матроны Московской подарил.
В котласском храме у нас была огромная икона святой, мы перед ней каждую неделю служили акафист. Народу собиралось много, человек по 60, у нас такого никогда не было. И когда стали закладку камня делать, первый кирпич, то строители сказали, что они могут только 2 мая прийти, а это как раз день памяти Матронушки.
Перед Новым годом нужно зарплату рабочим платить, а нечем. Им тоже родным хочется подарочков купить. Я к блаженной Матроне… на колени встал, молюсь… Мне зарплату дали, я ее тут же строителям отдал. А через два дня очень крупную сумму пожертвовали на храм. Рассчитался с долгами, слава Богу.
При нашем храме Спаса Нерукотворного Образа есть приписной храм блаженной Матроны Московской, он расположен на территории Дома ветеранов сцены имени А.А. Яблочкиной. И вот уже два года по благословению настоятеля я окормляю там прихожан. Святая Матрона ведет к себе. Церковную награду — набедренник — мне тоже вручали в день памяти Матронушки. В этом году, кстати, Пасха приходится на праздник блаженной Матроны – 2 мая…
Еще пару историй вспомнил, хотя их не счесть. В храме нашем отпевание было, его должен был другой священник совершать. Но внутренний голос подсказывал, что надо батюшку того пожалеть и пойти самому отпевать. Это было 22 ноября, в день рождения блаженной Матроны. И привозят бабушку Матрону. Так я Матрону на Матрону отпевал.
В другой раз в морге дежурил, тоже была память Матроны, а там бабушка лежит. Смотрю, а у нее иконочка блаженной Матроны. Обычно икону Божией Матери или Спасителя в гроб кладут. Спрашиваю: «А почему Матрону положили?». Отвечают, что бабушка при жизни очень почитала Матрону. Она сподобилась умереть в день рождения почитаемой святой. Говорят, что она забирает тех, кто ее любит, в такие дни. Я был бы не против.
«К пустому колодцу народ не идет»
Есть люди, которые утверждают, что святость блаженной Матроны под большим сомнением, потому что ее прославление в лике святых основывалось по большей части на книге Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Что я могу сказать в ответ?! Только вспомнить слова Патриарха Кирилла: «К пустому колодцу народ не идет». Если бы не было помощи, то народ толпами к Матроне не шел. Значит, она слышит и помогает.
Был такой случай в Покровском монастыре. У женщины украли сумочку, она начала кричать, чуть ли не истерика с ней случилась. А ей охранник спокойно отвечает, что Матронушка из обители вора с сумкой не выпустит. И тот ее либо на выходе оставит, либо сам вернет женщине. Бывало не раз: воруют, а из монастыря не могут выйти. Также я слышал, что когда люди обворовывали храм, выносили икону например, то потом не могли жить спокойно. Часто обратно приносили ее.
Почитая святых, нужно помнить, что нельзя к ним относиться как к исполнителям наших желаний, этаким палочкам-выручалочкам. Надо исполнять заповеди, жить благочестивой жизнью, участвовать в Таинствах, исповедоваться, причащаться, чтобы была христианская жизнь.
Бывает, что человек просил у Господа велосипед, а Он ему его не давал, в итоге выпросил и на этом велосипеде разбился насмерть. Что нам не полезно, Господь и не дает.
Нужно молиться: «Господи, если мне это будет во спасение, то благослови. Если в искушение, то отведи». Бывает, люди говорят: «Вот мы пришли к блаженной Матроне, попросили, а она нам в этом не помогла. Больше не пойдем». Видно, что у этих людей потребительский подход. А вера нужна – это самое главное.
Как принято носить обручальное кольцо в России и в других странах, в зависимости от вероисповедания. В каких случаях кольца не надевают. Обручальное кольцо – довольно загадочный аксессуар, с которым связано большое количество различных суеверий. Именно поэтому многие парни задаются вопросом о том, как правильно его носить. Дело в том, что существует немало различных традиций ношения данного аксессуара. Поэтому каждый парень должен заранее разобраться, на какой руке носят обручальное кольцо мужчины. История. У обручальных колец довольно интересная история появления. Некоторые считают, что традиция их ношения появилась относительно недавно.
- https://www.miloserdie.ru/article/dva-zhitiya-matrony-moskovskoj/
- https://www.pravmir.ru/ikona-matrony-moskovskoj/
- https://zen.yandex.ru/media/id/6127d105adccb30ee2d5acdc/v-chem-pomogaet-sviataia-matronushka-o-chem-moliatsia-sviatoi-blajennoi-matrone-moskovskoi-619bd03af169457c0ee5fe8a
- https://monastery.ru/zhurnal/bog-i-chelovek/blazhennaya-matrona-moskovskaya-lyubimaya-svyataya/