Святая троица где находится сейчас

«Сноб» рассказывает, почему РПЦ и ученые не могут поделить «Троицу» Андрея Рублева и как может выглядеть компромиссный вариант, который устроит искусствоведов и церковь.

Впервые с 1917 года икону Андрея Рублева «Троица» принесли в Троице-Сергиеву лавру

В рамках торжеств в честь 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкую Сергиеву лавру впервые с 1917 года принесли икону «Троица», написанную преподобным Андреем Рублевым.

Знаменитая святыня, постоянно пребывающая в Государственной Третьяковской галерее, доставлена в Лавру на период торжеств 17-18 июля 2022 года, сообщает сайт «Патриархия.ru».

«Знаменитая икона Троицы прп. Андрея Рублева, находящаяся в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, в ночь на 17 июля впервые после 1917 года была принесена в Троице-Сергиеву лавру в рамках торжеств, посвященых 600-летию обретения мощей преподобного Сергия», – отмечается в сообщении.

Подчеркивается, что с целью подготовки к транспортировке и экспонированию иконы Министерством культуры России была создана специальная комиссия, главной задачей которой стало обеспечение сохранности этой святыни.

Что нужно знать о Святой Троице. 10 тезисов митрополита Илариона. Цикл «Православное вероучение»

Уточняется, что икона «Троица» была перевезена в Лавру «в специально изготовленной климатической витрине», а после завершения торжеств ее перевезут обратно в Третьяковскую галерею.

– В этом году по моему ходатайству перед властями наш праздник украшен пребыванием в этом святом храме чудотворного образа Святой Троицы, написанного преподобным Андреем Рублевым, – сказал о принесении иконы в Троице-Сергиеву лавру Святейший Патриарх Кирилл 17 июля после малой вечерни в Троицком соборе обители.

Как отметил Первосвятитель, великая святыня – икона «Троица» – «соединяет нас с временем преподобного Сергия, тем самым временем, когда наша Русь, находясь в большой опасности от врагов внешних и внутренних, сосредотачивалась для того, чтобы по милости Божией стать в будущем великой державой».

17-18 июля икона «Троица» находится в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Андрея Рублева, находящаяся в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, в ночь на 17 июля впервые после 1917 года была принесена в Троице -Сергиеву лавру в рамках торжеств, посвященых 600-летию обретения мощей преподобного Сергия», – отмечается в сообщении. Подчеркивается, что с целью подготовки к транспортировке и экспонированию иконы Министерством культуры России была создана специальная комиссия, главной задачей которой стало обеспечение сохранности этой святыни. 17-18 июля икона « Троица » находится в Троицком соборе Свято — Троицкой Сергиевой лавры. | Читайте также: « Троица » Андрея Рублева. Любовь, ждущая ответа.

Где должна находиться «Троица» Рублева — в музее или храме?

16 июля икону «Троица» Андрея Рублева вывезли из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру. Искусствоведы выступили против транспортировки иконы, опасаясь, что ее могут повредить, однако Минкульт опроверг опасения. 19 июля икону вернули обратно в музей. Несмотря на заявление Минкульта, ее состояние изучают реставраторы. «Сноб» рассказывает, почему шедевр древнерусской иконописи не могут поделить верующие и ученые и как можно решить затяжной конфликт между исследователями и духовенством, который длится больше 100 лет

1+гл+сс.jpg

Верующие около иконы Андрея Рублева «Троица», доставленной в Троице-Сергиеву Лавру

Читайте также:
Casio как отличить подделку от оригинала a168

Тайна, которая хранилась под окладом

«Икона всегда покрывается защитным лаком», — рассказывает «Снобу» директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин. Русские иконописцы часто использовали в качестве лака олифу — специально приготовленное вещество из нескольких ингредиентов на основе растительного масла. Оно образовывает поверх изображения пленку, которая защищает икону от влаги. Но олифа имеет неприятное свойство — за 30-90 лет она полностью темнеет.

«Под потемневшим слоем изображение иконы плохо просматривалось, — продолжает Миндлин. — Раньше снимать этот слой не умели. Поэтому, чтобы освежить живопись на иконе, художники прописывали изображение поверх защитного слоя. Причем делали они это достаточно вольно — в соответствии с эстетическими вкусами своего времени. В итоге на древних русских иконах образовывались несколько слоев записей. И если перед нами икона конца XIV — начала XV века, то представляете, сколько за это время на ней могло появиться живописных слоев?»

Среди искусствоведов нет единого мнения, когда была написана «Троица», однако большинство исследователей полагают, что это были 20-е годы XV века. С этого времени икона «Троица» хранилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры и как минимум с XVI века считалась одной из самых почитаемых в ней: Иван Грозный и Борис Годунов жертвовали ей драгоценные оклады, закрывавшие изображение Рублева, за исключением нескольких иконописных деталей. Поэтому вплоть до начала XX века икона была почти полностью закрыта от глаз — в 1904 году из-под оклада виднелись только ступни, кисти рук и лики трех ангелов. В том же году реставратор Василий Гурьянов нашел способ снять слой олифы и расчистил небольшой фрагмент изображения одежды на одной из фигур Троицы. Под напластованием слоев он увидел «пронзительный голубой цвет Рублева», рассказывает искусствовед Ирина Языкова. Затем его увидели прихожане, и к иконе потянулись паломники. Монахи лавры стали беспокоиться, что ее могут случайно повредить. Чтобы этого избежать, братия решила закрыть икону окладом, одновременно запретив все реставрационные работы. Полностью раскрыть икону удалось только в 1918 году реставраторам под руководством художника Игоря Грабаря. Специалисты увидели под окладом трех ангелов, сидящих за столом, и «райские цвета», говорит Языкова: «пронзительно-голубой, золотой и темно-красный, почти вишневый».

Подлинность расчищенной иконы не вызывает сомнения у всех серьезных исследователей, отмечает Миндлин. При этом, по его словам, «Троица» — единственная дошедшая до наших дней икона, полностью созданная Андреем Рублевым. В остальных иконостасах, связанных с его именем, Рублев мог выступать в качестве художника, рисующего деревья, одежды, лики святых, или, например, в качестве редактора — человека, который правит живопись после работы группы художников.

Как «Троица» стала русским брендом

«Рубеж XIV-XV веков, когда работал Андрей Рублев, был временем глобального кризиса для всего православного мира», — рассказывает историк искусства Алексей Лидов. Константинополь опасался взятия османами, прося помощи у Запада, внутри Византии усугублялся экономический кризис, в результате которого многие греческие художники, не имевшие возможности зарабатывать на родине, начинали искать работу в других странах. До конца существования Византии, у которой Русь позаимствовала традицию живописи, оставалось примерно полвека.

Стиль Рублева был как раз одним из направлений византийского искусства кризисного времени, когда империей правила последняя династия — Палеологов, говорит Лидов.

«Рублев этот стиль не изобрел. Он его воспринял и начал развивать, — отмечает историк искусства. — Причем на Руси этот стиль оказался очень востребованным, а в XV веке — уже доминирующим. В XVI веке он был закреплен решением Стоглавого собора как обязательный для иконописцев. То есть Андрей Рублев был поставлен государством на уровень великих византийских мастеров, а его иконописная манера стала мейнстримом русского искусства».

Читайте также:
Гидротермальный александрит что это

Как и «Троица» Рублева, многие работы его последователей хранились за окладами. «Иконы в музейном восприятии (неприкрытые окладами. — Прим. ред.) сразу после их появления практически никто не видел», — отмечает Алексей Лидов. Большинство из них удалось вскрыть и очистить от поздних слоев только после революции 1917 года. В 1920 годы стали появляться первые репродукции икон и мир впервые смог увидеть «Троицу». Из самой иконы советские власти предполагали сделать товар, превратив ее в один из русских брендов. Так, в 1929 году впервые открытые средневековые русские иконы были показаны на выставке в Германии. В их числе была специально созданная копия «Троицы» Андрея Рублева. Она побывала в Берлине, Кельне, Гамбурге и Мюнхене.

«Эта выставка была организована с не очень добросовестными целями, потому что советская власть пыталась эти иконы продать, — рассказывает Алексей Лидов. — Она проехала по Европе триумфально и громко, но желающих покупать иконы было немного (на Западе была Великая депрессия. — Прим. ред.). Уже потом, в 1930-е, появились богатые американцы, которые скупали иконы через Торгсин, но часто им подсовывали подделки, которые изготовлялись специально для продажи. Так или иначе в итоге всей этой истории большевики, конфисковав иконы и пытаясь их продать, сделали им большую рекламу».

В том же году «Троица» Рублева была передана на хранения из музея, созданного на месте лавры, в Третьяковскую галерею.

«Еще в 1920-е искусствоведам стало понятно, что это выдающееся произведение средневекового искусства, — отмечает Лидов. — Тогда же появилась традиция, которая сегодня видна в храмах Запада: выставлять в неправославных храмах репродукции или списки, в первую очередь с иконы Владимирской Богоматери или «Троицы» Андрея Рублева, как главные молитвенные образы и как пример молитвенного образа из другой христианской традиции. На Западе даже связывают эти образы со своими представлениями об истинной христианской духовности».

«Сейчас это произведение имеет для отечественной и мировой культуры первостепенное значение. Это национальное достояние, как флаг или герб», — отмечает Михаил Миндлин.

В 2009 году, по оценке бывшего министра культуры Александра Авдеева, стоимость «Троицы» Андрея Рублева составляла 600 миллионов долларов. Для сравнения, самым дорогим лотом русской живописи, проданным на аукционах, считается «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, ушедшая с молотка за 85,8 миллиона долларов.

Почему «Троицу» не могут поделить и как решить спор об иконе?

«Во времена Советского Союза я специально ходил в Третьяковскую галерею в отдел древнерусской живописи, где молился иконе Троицы», — рассказывает «Снобу» настоятель храма Святой Троицы в Хохлах Алексей Уминский. Он считает «Троицу» одной из главных православных святынь и называет спор вокруг нее между учеными и верующими «конфликтом».

«Части православных не нравится, что чтимые ими иконы находятся не в храмах, для которых они писались, а на музейном хранении, где людям трудно совершать привычное поклонение святыням, — говорит Алексей Уминский. — С другой стороны, научное сообщество не может принять эту аргументацию, потому что оно не видит в иконе сакральности, а видит в ней только культурное и художественное значение. Эту точку зрения тоже можно понять, потому что шедевры уровня «Троицы» нуждаются в надлежащем хранении, так как это не только святыня для христиан, но и общенациональное достояние».

Читайте также:
Цвет и чистота бриллианта как выбрать

Впервые вопрос о том, где должна находиться «Троица», был затронут российскими властями 4 ноября 1993 года, когда на Красной площади был открыт заново восстановленный храм Казанской иконы Божией Матери. На его освящении присутствовал Борис Ельцин. Президент заявил, что «Троица» Рублева будет возвращена из Третьяковки православной церкви и будет висеть в храме в специальном саркофаге, который защитит ее от разрушения. Однако историки выступили против, и икона осталась в музее.

«Основной аргумент искусствоведов против нахождения иконы в храме — отсутствие там влажностно-температурного режима, без которого она будет разрушаться», — говорит директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин. В настоящее время доски иконы расходятся, на ее живописном слое есть трещина.

«Но конфликт не в этом, — считает Михаил Миндлин. — А в том, что профессиональное реставрационное сообщество считало недопустимым любую транспортировку иконы — потому что наши дороги не идеальны и транспорт не идеален, а колебания в пути могут повредить икону: возможны отставания грунта, красочного слоя, растрескивания».

В 2007 году, вспоминает Миндлин, после транспортировки иконы из здания Третьяковки в Лаврушинском переулке в здание на Крымской набережной и обратно на «Троице» были обнаружены повреждения — отставание грунта и красочного слоя, растрескивание основы и расхождение досок по стыкам. В итоге икону пришлось реставрировать в течение года, добавляет Миндлин. Последующие 15 лет она не покидала пределов Третьяковской галереи.

16 июля, впервые с 1917 года, икона была доставлена в Троице-Сергиеву лавру по личной просьбе патриарха Кирилла. Ее привезли в монастырь для празднования 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского. СМИ писали, что искусствоведы были против транспортировки, однако после сообщений СМИ Минкульт заявил, что против никто не выступал, а для доставки иконы на праздник была создана специальная комиссия и икона перевозилась в лавру специально изготовленной климатической витрине. В тот же день депутат Госдумы от «Единой России» призвал навсегда отдать икону лавре. Днем позже о том, что место «Троицы» в церкви, высказалась председатель Совета по правам человека Мособласти Марина Юденич.

«Есть суперблагочестивая церковная позиция: икона написана, чтобы на нее молились, а не разглядывали ее в музее, — комментирует позицию сторонников нахождения иконы в храме Алексей Лидов. — Но в храмах иконы просто разрушаются, как и раньше. Уместно вспомнить историю Звенигородского чина, который когда-то приписывался Андрею Рублеву. По иконам этого чина нет документации, но с большой вероятностью они были найдены в дровяном сарае. И [если бы их не обнаружили ученые] с ними поступили так, как поступали со старыми иконами на протяжении тысячи лет: если икона вышла из употребления, не может больше использоваться, то, согласно византийскому каноническому праву, ее можно захоронить или сжечь. Скорее всего, большинство древних икон ушли из этого мира именно таким образом. Поэтому отправлять такие памятники в храмы — фактически обрекать их на смерть».

Чтобы сохранить икону для новых поколений, можно создать огромный музей с идеальными климатическими условиями, считает Лидов. «Такие музеи созданы в Ватикане, — поясняет он. — Но вопрос, кому этот музей будет принадлежать. Есть ли сейчас у Русской православной церкви ресурсы для такого музея? На мой взгляд, ответ один: если мы хотим, чтобы иконы жили дальше, они должны находиться в музее».

Читайте также:
Камень хризопраз кому подходит по знаку зодиака

«Владимирская икона Божией Матери — не менее узнаваемая в мире, чем «Троица» Андрея Рублева, — говорит Алексей Уминский. — И эта икона хранится в храме Николы в Толмачах, который приписан к Третьяковской галерее (храм находится примерно в ста метрах от музея, и для перемещения в него реликвий не требуется транспорт. — Прим. ред.). Я не знаю, как сейчас, но несколько лет назад «Троица» раз в год выносилась из музея в этот храм. Там есть специальные ковчеги, в которых соблюдается температурный режим. Мне кажется, что подобные вещи могут решить этот конфликт. Например, во Флоренции или Венеции во многих храмах, где хранятся шедевры, введен билетный режим. Конечно, это тоже кого-то не устроит. Но есть разные варианты, и на их основе можно думать, как преодолеть конфликт», — считает священник.

Эти записи сообщали, что икона « Троица » находилась в местном ряду иконостаса Троицкого собора — то есть в том ряду, где обычно находится храмовая икона. Храмовой называется икона с изображением того праздника или святого, в честь которого освящен конкретный храм. Также об этой иконе сообщал документ XVII века «Сказание о святых иконописцах». В нем написано, что именно Андрей Рублев исполнил « Троицу » по просьбе тогдашнего настоятеля Никона «в похвалу отцу своему Сергию Радонежскому». Опираясь на эти сведения, многие специалисты считают, что именно Андрей Рублев создал икону, ставшую знаменитой на весь мир.

После завершения торжеств в Троице-Сергиевой лавре икона «Троица» отправится обратно в Третьяковку

СМИ и общественность весь день обсуждали состояние иконы и условия ее транспортировки в Лавру. Искусствоведы-реставраторы отмечают, что другой температурный режим может негативно повлиять на сохранность иконы

Фото: Александра Мудрац/ТАСС —>

«Троицу» Андрея Рублева доставили в Троице-Сергиеву лавру на праздничное богослужение из Третьяковки, где она находилась на вечном хранении.

Сотрудники музея опасались, что перемещение и изменение условий хранения шедевра древнерусского искусства могут пагубно сказаться на его сохранности, сообщали СМИ. Но, как заявили «Интерфаксу» в пресс-службе Третьяковки и в Минкульте, икона в Троице-Сергиевой лавре находится в специальной капсуле с поддерживаемым климатом.

Два ближайших дня в Лавре проходят торжества по случаю 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского с участием множества паломников и патриарха Кирилла.

Договор Третьяковской галереи с настоятелем Троице-Сергиевой лавры предполагает, что обратно икону Андрея Рублева отправят вечером 18 июля.

В Троице-Сергиеву лавру «Троица» Андрея Рублева была доставлена в ночь на воскресенье. Ев выгружали из специального автомобиля молодые люди с надписями на толстовках «Арт-курьер». Третьяковка воспользовалась услугами той же компании, которая перевозила работы коллекции Морозовых после выставки в фонде Louis Vuitton во Франции. Однако в «Арт-курьере» на звонки в воскресенье не отвечали. Затем икона была установлена в специальный саркофаг, а наместник Лавры епископ Фома, обратившись к собравшимся, сказал, что пусть и краткосрочное возвращение святыни на свое историческое место это возможность преклониться перед ней в стенах собора, для которого икона и была написана.

Действительно, последний раз икона была в Троице-Сергиевой лавре до Октябрьской революции, советское правительство передало ее на реставрацию, а с 1929 года «Троица» находилась в Третьяковке.

На видео с богослужения видно, что икона находится в стеклянной витрине и свечей рядом с ней нет. Однако транспортировка «Троицы» вызвала бурные дискуссии. В Третьяковке и Минкульте говорят, что шедевр древнерусского находится в соборе в специальной капсуле с поддерживаемым климатом и перемещался со всеми необходимыми предосторожностями. Но реставраторы-искусствоведы так не считают. По их мнению, она перенесена в другое пространство, не связанное с ее жизнью последние сто лет.

Читайте также:
Размер кольца 20 5

80 километров туда и обратно — это недопустимая нагрузка. А действующий храм — это живой организм, где большое скопление народа, горят свечи, во время богослужений используют кадило — все это резко меняет температуру и влажность, говорит эксперт Государственного научно-исследовательского института реставрации Михаил Красилин:

Михаил Красилин эксперт Государственного научно-исследовательского института реставрации «Этот хрупкий памятник 80 километров трясется по не всегда хорошей дороге. Ее состояние действительно очень сложное. Структура самой доски, грунта, многоосного красочного слоя, который веками наносился, — это сложный организм. Если икона посыплется, это уже будет необратимый процесс — памятник погибнет. Я уже знаю о том, что икона помещена в иконостас, который совершенно не приспособлен для включения той капсулы, в которой икона находится в Третьяковской галерее. Фактически икона открыта, и смена температурно-влажностного режима, безусловно, будет губительно сказываться на этом памятнике. Если мы потеряем, это для нас будет национальной катастрофой. В соборе [в Троице-Сергиевой лавре] есть прекраснейшая копия с этой «Троицы», весьма почитаемой уже и намоленной».

Музейное сообщество уже пошло на компромисс с Московской патриархией. Раз в год в день Троицы икона переносится в домовую церковь Третьяковской галереи, в церковь Николы в Толмачах. Долго решался вопрос, можно ли ее там оставить, но реставраторы категорично ответили — нет.

Последний раз на относительно далекое расстояние икону перевозили на выставку из Лаврушинского переулка на Крымский вал, в 2007-м. Это 3 километра, и тогда она пострадала.

Говорит директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин:

Михаил Миндлин директор Музея имени Андрея Рублева «Ее перевозили из Лаврушинского на Крымскую набережную и обратно. Ну, в общем, появились отставания грунта, живописного слоя, возникли проблемы. Хотя был специализированный транспорт с определенными механизмами, гасящими колебания при движении, но это не очень помогло. И реставрационные работы велись на протяжении всего, насколько я помню, 2008 года и позднее. И сейчас икона находится в стабильном состоянии, в климатической витрине, ее переносят только в Третьяковский храм на праздник Троицы. Но это буквально 100 метров, переносят на руках, и практически она не испытывает каких-то серьезных колебаний. Поэтому предсказать последствия будет проблематично».

Ранее РПЦ уже дважды пыталась получить икону для использования в богослужениях на Троицу. В 2008-м с письмом в Минкульт обратился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поскольку «нас ожидают непростые времена». Второй раз был совсем недавно, 12 июня, когда праздник Святой Троицы совпал с Днем России. Музей в обоих случаях отказал. Теперь это сделать удалось.

"Икона " Святая Троица " преподобного Андрея Рублева вернулась из Свято — Троицкой Сергиевой лавры в Государственную Третьяковскую галерею в привычные и необходимые для нее условия хранения", — говорится в телеграм-канале галереи. Уточняется, что сейчас икону изучают реставраторы, "видимых признаков ухудшения состояния этого важнейшего произведения древнерусского искусства не выявлено". "После детального и всестороннего обследования иконы будет принято решение о сроках возвращения " Троицы " на привычное место в экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке", — сообщили в галерее. Икона находилась в специальной витрине в Троицком соборе лавры 17 и 18 июля.

"Источники"
  • https://foma.ru/vpervye-s-1917-goda-ikonu-andreja-rubleva-troica-prinesli-v-troice-sergievu-lavru.html
  • https://snob.ru/society/gde-dolzhna-nahoditsya-troica-rubleva-v-muzee-ili-hrame/
  • https://www.bfm.ru/news/504672

Рейтинг
Загрузка ...