Тайная вечеря что означает

Содержание

Икона «Тайная вечеря» — одна из самых известных и узнаваемых росписей во всем мире. Какое значение несет в себе данный образ, в чем помогает икона «Тайная вечеря» верующим. Кто изображен на росписи.

Тайная Вечеря

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства.

Тайная Вечеря — последняя трапеза Христа

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства.

После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии — величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Тайная вечеря. 10 фактов от митрополита Илариона. Цикл «Читаем Евангелие»

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93)

Перед самым началом Своих страстей Господь собирает учеников на Тайную вечерю. Хотя Господь наш имел право сказать: «Я ничего не говорил втайне» (как Он сказал Своим врагам); хотя христианству чуждо настроение заговора и конспирации, а тем более пустая игра в мнимые тайны, в таинственность, в секреты, как это свойственно оккультистам, в сердце христианства — тайна.

Вечеря Христова — тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Тайная Вечеря. Евхаристия. София Киевская

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой предательства остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, — и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором.

Удивительные факты о самой загадочной работе Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину Евхаристии! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе — непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы — слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, — о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей — неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга — укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, — это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его — дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, — это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание — это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны — тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Блаженный Августин говорил о Евхаристии довольно трудные для нашего малодушного сердца слова. Он толковал Евхаристию, в частности, как призыв к мученическому подвигу: за тело и кровь, которые Христос предал за нас, мы должны быть готовы отдать наше тело и нашу кровь. К подвигу мученичества в полном смысле призваны немногие, и не будем говорить о вещах, слишком для нас высоких. Но если Господь наш предает нам, омыв наши ноги, Свое тело и Свою кровь, как же нам не терпеть великодушно хотя бы те малые невзгоды, которые нам приходится терпеть?!

Помолимся, чтобы нам никогда не забывать тайны, в которую мы взяты великой тайной — Тайной вечерью, чтобы нам никогда не выдать ее врагам видимым и невидимым, никогда не иметь окамененного нечувствия в отношении к ней. И чтобы наше сердце рвалось послужить Царю царствующих, который так милосерден, так близок — до последней близости, до близости вкушаемого нами Яства.

Читайте также:
Почему чернеет палец от обручального золотого кольца

И еще одна мысль должна посетить каждого, кто слушает это Евангельское чтение. Мы видим, что Господь наш в земной Своей жизни соблюдал ветхозаветный Закон. И в город Иерусалим Он пришел в связи с тем циклом празднеств, которые были у иудеев, — между иудейской Пасхой и иудейской Пятидесятницей. Он пришел не разрушить, но исполнить, и Его жизнь началась с того, что Он по Закону подвергся обрезанию. Почему же в одном Господь наш так последовательно бросал вызов законничеству — в вопросе о полном бездействии, которого иудейские законники требовали от человека в субботу?

Конечно, это учит нас тому, что доброта важнее обряда, важнее обрядовой правильности, это избавляет нас от опасности обрядоверия. И всё-таки, кажется, дело не только в этом. Что значило для верующего иудея особо строгое почитание субботы? — Что творящая деятельность Бога окончена к седьмому дню: в седьмой день Бог опочил от трудов Своих, и эта завершенность Божьего творения празднуется каждую субботу.

И бездействие верующего — свидетельство о его вере в то, что мир изменен не будет. (Хотя у иудеев во времена Христа было учение, не очень ясное, о будущем веке и о воскресении, в которое верили фарисеи; саддукеи, впрочем, отрицали его, так что это еще не было всеобщей верой.) Если празднуется покой Бога, понимаемый как полное бездействие, как прекращение Его творчества, значит, мир стабилен. Это описано со скорбной красотой в книге Екклесиаста: что было, то и будет.

Этому Господь наш противопоставляет другое учение, не разрушающее смысл Ветхого Завета, но его дополняющее: покой Бога — это не прекращение Его творчества (хотя мир Божий завершен и совершенен в той мере, в какой он не испорчен действием падших духов и падших людей). Мы и сейчас, видя каждое творение Божье — распускающиеся ветви весной и любое другое творение, — слышим слова Творца о том, что это весьма хорошо.

Всё же замысел Бога еще не осуществлен — замысел о преображении мира. Бог создал нас людьми, а мы сами себя сделали падшими людьми. Но Бог хочет нас возвести к такому достоинству, для которого апостол Иоанн в своем послании не находит и слов, говоря: мы сейчас дети Божии, но не знаем, чтo будем. И слова Господа: Отец продолжает делать, продолжает творить, и Я продолжаю. Знамение этого — исцеление в субботу.

Милость Божия безгранична, щедра, она упреждает человека, его просьбы и мольбы, не говоря уже о его исправлении. Но милость Божия требовательна. Мы знаем, как мы себя ведем с чужими маленькими детьми и со своими детьми.

Чужих маленьких детей, за которых мы не несем ответственности, мы рады приласкать, если уж не вовсе злые люди, дать им что-нибудь сладкое, обрадоваться за них и ничего от них не требовать. Мы за них не отвечаем. Это для них и для нас радость на мгновение, не имеющая продолжения и дальнейшего смысла.

Но Бог добр к нам не как чужой дядюшка, который дарит нам конфетку и идет своим путем, ничего от нас не требуя. Христос встречает исцеленного Им человека и напоминает ему о том, что великая милость, им полученная, — это одновременно и требование: не греши. Чем больше Бог нам дает, тем больше Он от нас и требует.

Еще лучше будет, если мы поймем, что Его требовательность к нам — это самое лучшее, что Он нам дает. Слова «не греши» были сказаны человеку, исцеленному от очень тяжелой, очень длительной болезни, вызволенному из горчайшей беды.

Но каждый из нас, даже живущий благополучной и как будто безопасной жизнью, не знает, над какими безднами проводит его, не зрящего, не видящего этих бездн, рука Божия. И эти слова обращены к каждому из нас: не греши, чтобы с тобой не сделалось чего худшего. Ибо даже те из нас (а много ли таких среди нас?), у кого нет воспоминаний о прошедшей мимо, чудом миновавшей тяжелой беде или беде уже настигшей и потом отступившей, имеют все основания знать, что с нами каждое мгновение может быть много хуже. Мы привели себя и Божий мир в такое состояние, когда беды должны с нами случаться. И благоразумно нам — не говоря о том, что это долг благодарности — не грешить, потому что не по грехам нашим поступает с нами Господь.

Помолимся о том, чтобы Бог воздвиг наши расслабленные души, расслабленные сердца и чтобы он совершил дело возрождения нашего Отечества. И мы сегодня должны ещё молиться о душах тех, кто своей кровью заплатил за победу нашего Отечества. Мы должны также вспоминать людей, отдавших свою жизнь в русской диаспоре за спасение тех, кому угрожала бесчеловечность гитлеровского режима.

Мы должны вспоминать таких людей, как мать Мария. Помолимся о том, чтобы, как расслабленный, потерявший земную надежду, наше Отечество не по нашим грехам получило бы здравие. Аминь.

(Аверинцев С.С. Духовные слова, М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. С. 71-78)

Богослужение на Тайную Вечерю:

Тайная Вечеря в иконах и картинах

В Четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает Тайную Вечерю. На Тайной Вечере было установлено таинство Евхаристии.

Источник

Что такое Тайная Вечеря ? Описание, иконы, картины, видео и многое другое Вы найдете в нашей статье на информационном портале "Правмир". Содержание статьи [скрыть]. Тайная Вечеря — последняя трапеза Христа. Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93). Богослужение на Тайную Вечерю : Тайная Вечеря в иконах и картинах.

Тайная Вечеря — последняя трапеза Христа. Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю .

Икона «Тайная вечеря»: значение, в чем помогает

Если вы не слишком набожный человек, то могли и не заметить, какая монументальная икона красуется на Царских Вратах каждого православного храма, непосредственно над входом в алтарь. А между тем, эта духовная святыня служит визуальным воплощением основной идеи христианской религии.

Глобальный смысл иконы «Тайная вечеря» понятен каждому, кто хоть более-менее знаком со Священным Писанием. Однако этот образ имеет множество смысловых слоев, поэтому ему посвящено множество научных работ и богословских трактатов. Их основные положения должен знать каждый человек, считающий себя православным христианином.

Значение иконы «Тайная вечеря»

В основу сюжета иконы «Тайная вечеря» легло великое событие, подробно описанное в Новом Завете. Напомним о нем в общих чертах в привязке к иконографии образа.

Общеизвестно, что Иисус Христос по рождению был иудеем и, конечно, отмечал праздники, принятые в культуре этого народа. Поэтому понятно, почему в основу сюжета легло празднование ветхозаветной Пасхи – Песаха.

Ветхозаветная Пасха имеет принципиально иное значение, чем христианская. Она посвящена Великому Исходу евреев из Египта. Ныне Песах является одним из главнейших государственных праздников Израиля и отмечается в течение недели.

В этот день почти две тысячи лет назад Иисус Христос пригласил своих учеников на празднование Пасхи и указал на дом, где должен был состояться тайный ужин. Согласно иудейскому обычаю, для праздника был испечен традиционный пресный хлеб и приготовлено вино (хотя некоторые исследователи утверждают, что это был другой напиток, вплоть до чистой воды).

Читайте также:
Не могу снять кольцо с пальца опухшего что

Когда настало время, Иисус и ученики возлегли перед трапезой, в чем был глубочайший смысл. В то время иудеи были угнетаемым народом и чувствовали себя фактически рабами. Это значит, что они должны были вкушать пищу фактически на ходу, а возлежать за трапезой могли только свободные люди.

Евангельский сюжет Тайной вечери демонстрирует, что Иисус Христос дал людям не только веру, но и желанную свободу. Но, к сожалению, втайне: Учитель и апостолы уже подвергались гонениям и не могли встретиться открыто. Отсюда и название – Тайная вечеря (то есть, ужин).

На этой эпохальной встрече Иисус раскрыл перед апостолами свою Божественную суть и основные постулаты христианского учения. Кульминацией действа стало установление таинства Евхаристии – то есть, приобщения людей к Богу.

Во время тайной трапезы Иисус кормил учеников хлебом и угощал вином, говоря о том, что они вкушают плоть и кровь его. Этим самым он подчеркнул, что приносит себя в жертву роду людскому. Это Евхаристия – ключевой момент христианской религии, положивший начало таинству причастия.

Причастие – главный обряд христианской церкви, во время которого люди вкушают хлеб и вино, символизирующие тело и кровь Господни. Считаются что в этот момент верующие соединяются с Богом, принимая в себя его великую жертву.

Не менее показателен и момент, когда Христос омывает ноги собственным ученикам. Тем самым он учит их равенству и смирению, будто говоря им: среди людей, преданных Богу, не может быть рабов и господ – все равны перед лицом Господа.

Во время трапезы Иисус печален и сосредоточен: он знает о предательстве одного из апостолов и предчувствует свою великую, но страшную участь. Тем не менее, он не указывает на предателя Иуду и дозволяет ему вместе с другими вкушать свою кровь и плоть. Это значит, что дорога к спасению открыта для самого страшного грешника – Господь способен простить абсолютно все.

После трапезы Иисус с учениками выходит в сад, где его хватают стражники и бросают в темницу. А дальше – путь на Голгофу, мученическая смерть на кресте, воскресение из мертвых и начало новой религии.

Таким образом, икона «Тайная вечеря» символизирует три основных постулата христианской церкви:

  • Евхаристию (приобщение к Господу через его жертву);
  • смирение как высочайшую доблесть (омовение Христом стоп апостолов);
  • всепоглощающую любовь к ближнему (Иисус не отвергает Иуду, даже зная о его предательстве).

Не стоит сбрасывать со счетов и акцент на человеческой природе Христа. Он внутренне страшится уготованной кровавой участи (как любой человек), но отдает себя в руки Бога и подчеркивает, что все будет по велению Его.

История образа

Первые иконы тайной вечери Иисуса Христа с учениками появились достаточно рано. Самые старинные изображения этого сюжета датированы VI-VII столетиями. Это, прежде всего, фрески и мозаики, которые располагались над входами в храмы и в нефах раннехристианских храмов. Известны и тематические иллюстрации в древних рукописных Евангелиях.

Великие живописцы Средневековья неоднократно обращались к теме Тайной вечери. Причем она была доминантой не только для икон, но и для светских живописных полотен религиозной тематики, весьма популярной в те времена.

Наиболее известным образцом «Тайной вечери» является монументальная роспись, по сей день украшающая стены трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Она принадлежит кисти одного из величайших гениев мировой истории, Леонардо да Винчи. С созданием этой фрески связано множество легенд.

Великий Леонардо трудился над бессмертным шедевром около более трех лет. Он хотел достигнуть совершенства и искал идеальных натурщиков для каждого персонажа.

Натура для Иисуса Христа была найдена очень быстро: художнику попался на глаза юный певчий при церкви с возвышенным и одухотворенным ликом. Вскоре были написаны и другие персонажи. Хотя, с точки зрения обывателя, выбор Да Винчи не всегда понятен. Например, святой Иоанн написан явно в женственном облике.

Тем не менее, работа близилась к завершению, но маэстро никак не мог найти натурщика для образа Иуды. А заказчик шедевра, Людовико Сфорца, торопил мастера.

В конце концов, маэстро увидел пьяницу, валявшегося в луже. Лицо его было еще не старым, но изможденным пороками и неправедным образом жизни. Леонардо привел его в мастерскую – и пьяница вздрогнул: он узнал неоконченную фреску. Как оказалось, это был тот самый юноша-певчий, с которого маэстро ранее писал Иисуса Христа!

Скорее всего, история о певчем-пьянице – это легенда, но весьма символичная. Она демонстрирует, насколько высоко может взлететь человек благодаря вере в Бога, и как низко пасть, потакая собственным греховным страстям.

Первые православные иконы Тайной вечери именно над алтарными вратами появились, скорее всего в Египте. Во всяком случае, они имеются в самых древних из дошедших до нас коптских церквях.

В русских православных храмах подобная традиция установилась гораздо позднее, примерно в XV-XVI столетиях. Церкви, построенные позже этого времени, обязательно украшались надалтарным изображением Тайной вечери. В некоторых храмах подобные монументальные шедевры занимали (и занимают) всю площадь Царских врат.

К теме Тайной Вечери обращались многие русские иконописцы. Например, икона Андрея Рублева, написанная в 1425-1427 годах и чудом дошедшая до наших времен, считается бессмертным шедевром православной иконописи. Кстати, на ней Андрей Рублев изобразил Иуду в образе себя самого, то есть, вписал в икону автопортрет.

А в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике хранится чудесная икона кисти Симона Ушакова. Несмотря на то, что шедевр был написан в 1685 году, он чудесно сохранился и по сей день радует восхищенных зрителей яркими красками.

Кто изображен на полотне

На иконе изображен один из самых знаковых моментов христианской истории, описанный в трех Евангелиях. Канонический сюжет – Иисус, восседающий за трапезным столом вместе с 12 апостолами, включая Иуду.

Как уже было сказано выше, Иисус и апостолы не сидели за столом, а возлежали – так говорит Евангелие, и нет оснований этому не верить (тогда среди свободных людей бытовала подобная традиция). Да и обеденных столов тогда еще как таковых в восточных культурах не существовало.

Тем не менее, на православных иконах Иисус и его ученики именно восседают за столом, что противоречит Евангелию. В этом есть глубочайший духовный смысл: стол символизирует алтарь, на котором Иисус приносит себя в жертву во имя человечества.

На столе отсутствует жертвенный агнец, обязательный для празднования еврейской Пасхи. Его роль играют хлеб и вино – тело и кровь Господни. Иисус сам раздает их апостолам, чем подчеркивает добровольность жертвы.

В православной традиции принято изображать всех персонажей со сверкающими нимбами (Иисуса – с крестообразным). Исключение составляет лишь Иуда, «прославившийся» как величайший предатель в истории человечества. Его зачастую изображают несколько в стороне от основной группы апостолов. Иногда Иуда сам тянется за жертвенным хлебом, что подчеркивает то, что именно он предал Христа.

Читайте также:
Где ты была когда два золотых кольца с другой одела мне судьба

Очень часто Иуду изображают с ларцом, кошелем или мешочком, где хранятся те самые тридцать серебренников – считается что за эти деньги ученик и предал своего учителя. Он рассказал первосвященникам о доме, где будет проходить Тайная вечеря, а затем поцеловал Иисуса в саду, тем самым указав на него стражникам.

На светских полотнах различных художников мы можем увидеть различие трактовок евангельского сюжета. Например, для многих из них образ Иуды является чуть ли не центральным – живописцев интересует история его предательства, в которой очень много противоречий.

Согласно Евангелию, после предательства Иуда устыдился содеянного до такой степени, что повесился. Способен ли на это человек, вероломно подаривший учителю «иудин поцелуй»? Сомнительно, но события того времени сейчас проверить на правдивость невозможно.

Светские полотна на религиозную – это не иконы, написанные по четко установленным канонам. Поэтому художники зачастую значительно отходят от традиционного видения эпохальной сцены вечери.

Например, к этой тематике обращался даже Сальвадор Дали – отец сюрреализма. На его полотне, пронизанном светом, ученики изображены со склоненными в молитве головами – невозможно различить даже лиц. А венецианец Тинторетто, творивший в эпоху позднего Ренессанса, и вовсе уподобил Тайную вечерю ужину на многолюдном постоялом дворе.

Словом, интерпретаций Тайной вечери насчитывается множество. Но на то оно и искусство, чтобы передавать картину мира через призму восприятия художника!

Картины на религиозную тематику иконами не считаются. Их можно вешать в доме, но подальше от домашнего алтаря. Светская живопись в православном иконостасе неприемлема!

В чем помогает икона

Икона «Тайная вечеря» помогает людям осознать суть христианского вероучения, основанную на идее жертвенности Бога. Если в других религиях учителя предлагают последователям некие отвлеченные истины или что-то извне, то в христианстве Господь преподносит верующим самого себя. Такого нет ни в одной религии мира.

Иисус кормит учеников своей плотью и кровью во имя единения. Более того, несмотря на удивление и некое сопротивление апостолов, он омывает им ноги, подчеркивая идею смирения и равенства. А ведь это сам Бог, пусть и в образе человека! И, наконец, зная о предательстве Иуды, Спаситель не отвергает его, оставляя открытым путь в Царствие Небесное даже для великих грешников.

В христианстве Тайная Вечеря соотносится с Великим Четвергом, который в народе называют Чистым. Он отмечается на неделе перед Пасхой. В этот день принято наводить чистоту в доме, красить яйца, печь куличи. Но за бытовыми заботами не стоит забывать о том, что в Великий Четверг нужно обязательно сходить в церковь и прикоснуться к таинству Евхаристии.

Источник

Икона « Тайная вечеря ». Наверняка каждый человек, верящий в Господа, слышал эту икону. Как правило, икона « Тайная вечеря » располагается над парадным входом в храме и люди, которые часто посещают церковь, могут видеть ее.

Более того, даже те, кто ни разу не был в храме и не посетил ни одного святого места, может быть знаком с этой иконой благодаря знаменитой фреске, написанной Леонардо да Винчи. Содержание и значение иконы. На данной иконе запечатлены последние дни Иисуса Христа. В тот день он позвал всех своих последователей и угостил их хлебом, который символизировал его тело, страдающее за человеческие греховные деяния.

Икона «Тайная вечеря»

Наверняка каждый человек, верящий в Господа, слышал эту икону. Как правило, икона «Тайная вечеря» располагается над парадным входом в храме и люди, которые часто посещают церковь, могут видеть ее. Более того, даже те, кто ни разу не был в храме и не посетил ни одного святого места, может быть знаком с этой иконой благодаря знаменитой фреске, написанной Леонардо да Винчи.

Икона Тайная Вечеря

Содержание и значение иконы

На данной иконе запечатлены последние дни Иисуса Христа. В тот день он позвал всех своих последователей и угостил их хлебом, который символизировал его тело, страдающее за человеческие греховные деяния. Также в качестве угощения Сын Божий предложил им выпить вино, символизирующее его кровь, которая искупит все грехи искренне уверовавших людей.

Два этих главных символа позже использовали для проведения Причастия.

Собственно, они используются и до сих пор, а евангельская сцена указывает на то откуда появилась традиция.

Тайняя Вечеря Леонардо да Винчи

Если поразмыслить глубже что означает икона Тайная Вечеря, становится понятным – она наполнена скрытым смыслом и является знаменем истинной веры и объединения всего человечества. Недавно ученым удалось выяснить, что Иисус во время вечери провел иудейский ритуал. Многие могут подумать, что подобным образом он нарушил древние традиции. Однако все наоборот, своим поступком он доказал, что служение Богу возможно без отрыва от общества и даже существующего уклада. Таким образом Христос, по сути, следовал традициям, которые были и за много времени до него и вдохнул в эти традиции новый смысл – смысл спасительный, для всего человечества.

Где располагают икону

Никто не может знать, в какое именно время происходило это событие. Также невозможно точно узнать, каким образом стало известно, что на ужине находится предатель. Одно можно знать точно, если человек проникся верой и хочет украсить свой дом ликом святых, то он без сомнения может повесить икону с изображением тайного ужина.

Если рассматривать, где вешать икону Тайная Вечеря, то значение не меняется в зависимости от помещения. Многие предпочитают вешать на кухне или в столовой. Этот образ может помочь всем, кто хочет пообщаться с Господом и поведать ему о своих неурядицах. К тому же данное изображение может посылать благословение, помогающее в приготовлении еды. До и после трапезы молясь перед этой иконой можно выразить благодарность Богу за посланную пищу.

Тайная Вечеря икона православная

Вообще значение иконы Тайная Вечеря является основополагающим для верующих, так как говорит об одном из наиболее существенных евангельских событий и о подвиге Христа.

Многие считают неприемлемым располагать такой образ в спальне, но равно как для кухни тут не наблюдается каких-либо запретов. Если речь ведется про православный дом, то иконы могут располагаться, практически везде (пожалуй, разве только ванна является неприемлемым вариантом). В остальном благословение иконы поможет и на кухне и в спальне.

В чем помогает икона Тайная Вечеря

Как сказано ранее про икону Тайная Вечеря, в доме ее значение многогранно.

Образ может использоваться в различных помещениях и помогать в разных делах

Если говорить о наиболее прикладном и насущном значении, то чаще всего используется образ для освещения пищи.

Помимо этого, может использоваться образ для того чтобы молиться после грехопадения и нарушения каких-либо обетов. Ведь, как вы знаете из описания икона Тайная Вечеря связана с этим. Ведь Христос сам говорил об апостолах, которые в страхе оставят его, об Иуде, который предаст и Петре, который отречется.

Сам Господь говорил о таких проявлениях, которые, пожалуй, следует назвать маловерием. Сами апостолы, которые потом явили чудеса и практически все приняли мученическую гибель, повели себя малодушно, когда Христа взяли под стражу. Поэтому и верующие могут раскаиваться перед этим образом.

Кто изображен на иконе Тайная Вечеря

Ближе всего к Спасителю располагается Иоанн Богослов, который вопрошает о предателе. Сам Иуда выдает себя, он протягивает руку к чаше и выделяется из числа других апостолов.

Читайте также:
Как начать плести из пряжи

Другие иконы также изображают Христа и апостолов, но акцент может быть сделан, к примеру, на том как Христос преломляет хлеб, создавая традицию Евхаристии.

Молитва и акафист иконе Тайная Вечеря

Почитание иконы приходится на Великий Четверг в дни Пасхальной недели, этот день является переходящим, то есть каждый год высчитывается отдельно в зависимости от дня Пасхи.

Молитва

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь

Тропарь на Великий Четверг

глас 8

Егда славнии ученицы / на умовении вечери просвещахуся, / тогда Иуда злочестивый, / сребролюбием недуговав, омрачашеся, / и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает. / Виждь, имений рачителю, / сих ради удавление употребивша! / Бежи несытыя души, / Учителю таковая дерзнувшия: / Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

Кондак на Великий Четверг

глас 2

Хлеб прием в руце предатель, / сокровенно тыя простирает, / и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, / и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец.

Источник

Что означает Тайная вечеря ? Считается, что именно Тайная вечеря стала последней трапезой Иисуса Христа. Она была посвящена великому событию, празднованию ветхозаветной иудейской Пасхи. В этот день праздновали чудесное освобождение еврейского народа от египетских рабовладельцев.

Согласно традициям и православной истории, Иисус Христос стал Агнецом Божьим, о чем не сказал никому из своих учеников. Этого события ждали всего, в том числе и его ученики, и это предсказывали все пророки, не зная, кто именно станет тем самым Спасителем. На Тайном вечери он показал пример смирения. Придя на трапезу, он снял с себя одежды препоясался и омыл ноги всех апостолов.

Что происходило на Тайной вечери Иисуса Христа и Его учеников

Жизнь и учение

Тайная Вечера – последнее общение Иисуса Христа с Учениками во время трапезы. В Иерусалиме, Сионской горнице, Всевышний с 12 апостолами праздновали иудейскую пасху. Каждый из учеников чувствовал, что этот вечер – особенный.

Тайная Вечеря. История, описанная в Библии

По традиции в четверг перед Пасхой люди собираются на великую Трапезу. Ученики заранее поинтересовались, где должна пройти тайная Вечеря Иисуса Христа, чтобы подготовиться к ней. Спаситель назвал дом в Иерусалиме, хозяин которого согласился предоставить им комнату для торжественного ужина. В городе было много иудеев, стремящихся расправиться с любым сторонником Христа. Ужин должен был состояться тайно, в присутствии Учителя и 12 учеников.

Подготавливаясь к Тайной Вечери, ученики чувствовали, что этот ужин будет особенным. Они много времени провели со Спасителем и легко определяли Его настроение. К тому же, собирая своих последователей на вечернее застолье, Иисус сказал, что хочет разделить с ними свою последнюю трапезу перед Пасхой и Своими страданиями. Христос знал, что Его ждут мучения и Великий Четверг последний, когда Он живет на свободе.

Собравшимся ученикам Христос подал хлеб и вино. Он сопровождал угощение словами, что это Его тело и кровь, которые они должны теперь вкушать регулярно. Угощение напоминает верующим о принесенной Иисусом жертве ради спасения христиан и всех остальных людей. Также его плоть очищает души и тела от темных помыслов и негативной энергии, которую демон старается вселить в каждого.

На Тайной Вечере Христос установил истину Евхаристии. Во время подготовки к праздничному ужину апостолы начали спор о старшинстве и главенстве между ними. Тогда Иисус сказал, что все они равны перед Богом. Младший является старшим, старший младшим. После этого Он продемонстрировал пример Евхаристии.

Спаситель снял с Себя верхнюю одежду, взял тазик и кувшин с водой и помыл ноги всем Своим ученикам. Апостолы сначала пытались сопротивляться, но выполнили приказ Учителя.

Омывая ноги Своим ученикам, простым людям, Господь господствующих и Царь царствующих продемонстрировал смирение. Выше этого только готовность идти на мучения и смерть ради спасения людей.

Во время трапезы Христос предрек Своим ученикам, что сбудется в ближайшие дни. Он сказал, что один из них предаст Его, но имени не назвал. Когда Иоанн от имени всех присутствующих стал интересоваться, кто это, Иисус ответил, что этот тот, кому Он подаст кусок хлеба и протянул его Иуде Искариоту. Таким образом Иисус постарался ускорить свершение событий, чтобы неминуемое свершилось быстрее.

Библия в своих описаниях Тайной Вечери утверждает, что вместе со съеденным хлебом в душу предателя вошел Сатана. Иуда положил кусок в рот и выскочил из дома. Апостолы не заметили свершившегося. Они решили, что Христос послал его докупить продуктов к столу, поскольку Иуда был их казначеем и хранил у себя общие деньги.

Когда апостолы стали возмущаться недостойным поведением одного из них, Иисус рассказал, что все остальные отвернуться от Него уже очень скоро. Через несколько часов фарисеи схватили Христа как простого смертного. Он даже не пытался использовать Свои способности для освобождения. Тогда ученики усомнились в силе своего Учителя и отвернулись от него.

На этот раз Иисус не стал уединяться, как обычно, а стал молиться прямо за столом. Он обращался к своему Отцу Богу с просьбой помочь Ему перенести все страдания. Затем он попросил позаботиться о Своих учениках, сохранить их и укрепить в вере.

Христос просил Своих учеников поддержать Его и молиться вместе с Ним. Но сон одолел апостолов. Они проснулись только тогда, когда в комнату ворвались фарисеи и схватили Иисуса.

Тайная Вечеря и церковная служба

В своей проповеди протоиерей Владимир Воробьев говорит, что служба Страстной седмицы является самой лучшей, которая проводится в течение года. Это самое Боговдохновенное, талантливое и глубокое религиозное действие, созданное человеческим гением.

При благоговейном совершении молитвенного ритуала, осмысленном участии в нем, христианин переносится в реальность совершения Тайной Вечери и переживает все события прошлого, как реальные. Он проходит путь вместе в Божьей Матерью, апостолами, видит страдания Христа их глазами и встречает Светлое Христово Воскресение.

Торжественное богослужение в честь установления истины Евхаристии и в память о Тайной Вечере проводится в Чистый четверг, накануне Воскресения Христова.

Но торжественное чтение молитвенных текстов в честь Последнего ужина Христа не ограничивается пасхальными молитвами. Верующие постоянно вспоминают Тайную Вечерю и ее сакральное значение для христианской церкви. В течение года, до причащения во время литургии, священнослужители читают молебен «Вечери Твоея тайны днесь…». Текст был составлен Иоанном Златоустом.

Читайте также:
Что делать если потерялась помолвочное кольцо

Тайная Вечеря в искусстве

Тема Тайной вечери вдохновляла многих художников на написание шедевральных полотен. Наибольшую известность получила картина великого ученого Леонардо да Винчи.

Художник несколько отошел от фактического изображения ужина и изобразил Иисуса и апостолов сидящими за большим столом, уставленным яствами. В те времена не было специальной мебели для принятия пищи. Рабы спешно проглатывали свой кусок стоя. Свободные граждане, особенно знать, возлежали на коврах.

Леонардо допустил (возможно сознательно) еще одну ошибку. Ужин начинался после захода солнца. Позади Иисуса в окна видны горы, залитые светом.

Наиболее правдоподобно изображены события Тайной Вечери на картине кисти Александра Иванова. На ней запечатлен момент возлежания Учителя и Его учеников на коврах вокруг угощений.

В иконографии наравне с изображением трапезы, популярна тема утверждения Евхаристии, а именно момент, когда Иисус моет ноги своим ученикам. Множество вариантов икон с изображением этих событий, оставили древние иконописцы.

Тайная Вечеря в литературе

Писатели в разные времена использовали события Вечери для создания своей версии происходящих событий. Они по своему истолковывали их, изменяя отдельные элементы. Самой известной книгой стала книга пера Дэна Брауна. Британский писатель написал роман «Код да Винчи», по которому в 2006 году был снят фильм.

Встретившись в музее, герои начинают свои поиски, расшифровывая знаки, которые Леонардо да Винчи спрятал на своей картине.

Притча о Тайной Вечере

Тема Тайной Вечери во все времена интересовал людей. Наибольшей популярностью пользуется полотно да Винчи. Сохранилась притча, связанная с его созданием.

Леонардо стремился придать своей картине реалистичность. Он рисовал все лица с реальных людей. В натурщики для создания образа Христа он выбрал певчего церковного хора, глубоко верующего человека примерно 30 лет отроду. Своих героев он подбирал в основном в храмах во время проведения службы.

Работа шла к завершению. Не хватало на полотне только Иуды Искариота. Леонардо да Винчи отправился на поиски в бедные кварталы горда. Там он увидел грязного нищего в лохмотьях. На его лице отображались человеческие пороки.

После завершения картины нищий увидел ее полностью и сознался, что не всегда вел такую жизнь. Оказывается, что три года назад он позировал для фрески с изображением Вечери. Только тогда в него писали самого Иисуса.

История этого человека учит важности жить в согласии с Богом, веровать и соблюдать заветы. Благодаря своим праведным поступкам, каждый приобретает шанс на спасение и Царствие Небесное. Неверие, пороки, приводят к грехопадению и моральной смерти личности.

Заключение

Тайная Вечера – эпохальное событие в истории утверждения христианства и становления таинства Евхаристии. В память о последней Трапезе Иисуса Христа проводится торжественное служение, причащение христиан накануне Светлой Пасхи.

Источник

В повторении той Тайной Вечери , когда накануне Своих страданий Господь научил учеников таинству Евхаристии, заключается основа христианской жизни. «Сие творите в Моё воспоминание», – говорит Иисус в конце Тайной Вечери (Лк.22:19), поэтому повторение Тайной Вечери по этим Его словам становится Литургией нашей Церкви. Подобно тому как иудей, совершающий седер, ощущает, что это он сам ушёл из египетского плена, так и христианин чувствует себя во время Евхаристии участником Тайной Вечери . Мы выражаем это чувство в молитве, которая читается перед причастием: « Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими».

Верующие вспоминают 21 апреля Тайную вечерю: что означает Тайная вечеря, кто присутствовал на Тайной вечере? Где сидел Иуда на Т

Тайная вечера вспоминается 21 апреля, в Великий четверг. Это событие считается одним из самых важных в истории христианской веры.

Во все дни страстной недели, последней недели Великого поста, принято вспоминать то или иное событие, связанное с Иисусом Христом. Так, в Великий четверг, 21 апреля, все православные вспоминают такое событие как Тайная Вечеря. Однако не все понимают, почему это событие считается одним из самых важных в православной вере.

Что означает Тайная вечеря?

Считается, что именно Тайная вечеря стала последней трапезой Иисуса Христа. Она была посвящена великому событию, празднованию ветхозаветной иудейской Пасхи. В этот день праздновали чудесное освобождение еврейского народа от египетских рабовладельцев.

Согласно традициям и православной истории, Иисус Христос стал Агнецом Божьим, о чем не сказал никому из своих учеников. Этого события ждали всего, в том числе и его ученики, и это предсказывали все пророки, не зная, кто именно станет тем самым Спасителем.

На Тайном вечери он показал пример смирения. Придя на трапезу, он снял с себя одежды препоясался и омыл ноги всех апостолов. После этого, во время приема пищи, Иисус Христос по праву старшего благословил вино и хлеб. Взяв в руки хлеб, он произнес следующую фразу: «Возьмите, ешьте, это – Тело Мое!», а затем взял чашу вина и сказал: «Пейте из нее, это – Кровь Моя».

На тот момент никто из апостолов не понял действия Христа. Такое поведение для их учителя и Сына Божьего показалось очень странным, и никто не понял смысл этих фраз. Однако Иисус Христос вложил в них большой смысл и дал понять, что таким образом он установил Таинство Причастия перед Своей кончиной.

Это библейское событие считается важным именно по этой причине. Это событие стало символом и олицетворением того момента, когда всем апостолам открылась божественная природа Иисуса Христа. Более того, Спаситель обозначил свою роль всем верующим христианам, которые присутствовали на Тайной вечере.

В этот день принято не просто вспоминать это событие, связанное с жизнью Иисуса Христа, но и исповедоваться и причащаться. Таким образом, каждый верующий сможет приобщиться к учению Христа. Каждый христианин должен сделать это в последний четверг Великого поста.

Кто присутствовал на Тайной вечере?

Ни для кого не секрет, что на Тайной вечере, помимо Иисуса Христа присутствовали апостолы. Говоря конкретно обо всех апостолах, стоит сказать, что на этом событии были Симон, Фаддей, Матфей, Филипп, Иаков Зеведеев, Фома, Иисус, Иоанн, Петр, Иуда, Андрей, Иаков Алфеев или Варфоломей.

Иуда Искариот сидел справа от Иисуса рядом с апостолом Петром и Иоанном Богословом. Согласно приданиям, именно в руках Петра был нож Иуды.

Источник

Что такое « тайная » — понятно, а вечеря – значит ужин, вечерняя трапеза. Что это за тайный ужин? Словосочетание « Тайная вечеря » слышал каждый хоть раз в жизни. Но что оно означает , знают не все. Содержание. Что такое Тайная вечеря . Тайная вечеря : описание из Евангелие. Предательство Иуды.

Молитва Христа. Что такое Тайная вечеря . В Евангелии мы читаем о том, что накануне Своих страданий Христос провел вечер со своими учениками. Он и называется « Тайной вечерей ». Что такое « тайная » — понятно, а вечеря – значит ужин, вечерняя трапеза. Что это за тайный ужин? Тайным он был, потому что Христос и Его ученики скрывались от иудеев, желающих схватить Его и предать смерти.

Рейтинг
Загрузка ...