Все факты, которые известны нам о Тайной вечери. Чему учил Господь и какие наставления давал Своим ученикам. Все, что говорит нам Библия.
Значение Тайной вечери и знаменитые картины об этой трапезе
В христианстве Тайная вечеря выпадает на Великий четверг. Этот день богат на евангельские события: Иисус омывает ноги апостолам, молится в Гефсиманском саду, а затем его задерживают стражники, потому что Иуда предал его.
Самая знаменитая картина на данную тему. На ней фигурирует число три : все апостолы сидят группами по три, на заднем плане три окна, контур Иисуса напоминает треугольник. Все находятся с одной стороны стола, будто сели для общей фотографии.
Тайная вечеря — это собрание двенадцати учеников Иисуса Христа вместе с ним. Там он утвердил главное таинство христианства — евхаристию , или причастие.
Картина обращена с сюжету, когда Иисус Христос преломляет хлеб, что стало началом таинства евхаристии. Действие проходит в таверне, где помимо апостолов есть много женщин, собака, кошка, и ангелы, парящие сверху.
Тайная вечеря. 10 фактов от митрополита Илариона. Цикл «Читаем Евангелие»
Евхаристия (с греческого «благодарение») — одно из таинств в христианстве, при котором освящается хлеб и вино, где под видимым веществом находится «подлинные кровь и плоть Иисуса Христа» .
Христиане едят святые дары евхаристии для обожения, чтобы причаститься к Богу. Таинство является необходимым в делах спасения в традиционных церквях.
Блейк был английским художником романтизма со своим особым религиозным видением, отличным от христианства. Одна из самых мистических картин на данную тему.
Во время трапезы Иисус предсказал, что один из учеников предаст его . В будущем в литературной беллетристике Иуду оправдывали тем, что он взял на себя исполнение пророчества Иисуса, чтобы не подвергать этой участи остальных апостолов.
Сюжет обращен к моменту, когда Иисус сказал, что один из апостолов станет предателем. Непонятный темный образ указывает на Иуду.
В русской культуре Великий четверг является «чистым (белым) четвергом». Раньше до восхода солнца в этот день вся семья должна была помыться, чтобы весь год не хворать от болезней. Еще была практика обновления старого огня в печи на новый.
В регионах Белоруссии в этот день жгли громадные костры.
Дали исполнил картину в модернистском стиле со стеклянными, почти исчезающими стенами. Здесь нет беседы апостолов, они все преклонили колени перед своим учителем — богочеловеком.
В поп-культуре особенно популярна «Тайная вечеря» да Винчи. Её форму часто используют для создания новых произведений искусства с иным содержательным смыслом.
ИсточникЛеонардо да Винчи, «Тайная вечеря»
Тайная вечеря — это собрание двенадцати учеников Иисуса Христа вместе с ним. Там он утвердил главное таинство христианства — евхаристию, или причастие. Картина обращена с сюжету, когда Иисус Христос преломляет хлеб, что стало началом таинства евхаристии.
Действие проходит в таверне, где помимо апостолов есть много женщин, собака, кошка, и ангелы, парящие сверху. Самая знаменитая картина на данную тему. На ней фигурирует число три: все апостолы сидят группами по три, на заднем плане три окна, контур Иисуса напоминает треугольник. Все находятся с одной стороны стола, будто сели для общей фотографии.
Тайная вечеря — это собрание двенадцати учеников Иисуса Христа вместе с ним.
Что происходило на Тайной вечери Иисуса Христа и Его учеников
Жизнь и учение
Тайная Вечера – последнее общение Иисуса Христа с Учениками во время трапезы. В Иерусалиме, Сионской горнице, Всевышний с 12 апостолами праздновали иудейскую пасху. Каждый из учеников чувствовал, что этот вечер – особенный.
Тайная Вечеря. История, описанная в Библии
По традиции в четверг перед Пасхой люди собираются на великую Трапезу. Ученики заранее поинтересовались, где должна пройти тайная Вечеря Иисуса Христа, чтобы подготовиться к ней. Спаситель назвал дом в Иерусалиме, хозяин которого согласился предоставить им комнату для торжественного ужина. В городе было много иудеев, стремящихся расправиться с любым сторонником Христа.
Ужин должен был состояться тайно, в присутствии Учителя и 12 учеников.
Подготавливаясь к Тайной Вечери, ученики чувствовали, что этот ужин будет особенным. Они много времени провели со Спасителем и легко определяли Его настроение. К тому же, собирая своих последователей на вечернее застолье, Иисус сказал, что хочет разделить с ними свою последнюю трапезу перед Пасхой и Своими страданиями.
Христос знал, что Его ждут мучения и Великий Четверг последний, когда Он живет на свободе.
Собравшимся ученикам Христос подал хлеб и вино. Он сопровождал угощение словами, что это Его тело и кровь, которые они должны теперь вкушать регулярно. Угощение напоминает верующим о принесенной Иисусом жертве ради спасения христиан и всех остальных людей.
Также его плоть очищает души и тела от темных помыслов и негативной энергии, которую демон старается вселить в каждого.
На Тайной Вечере Христос установил истину Евхаристии. Во время подготовки к праздничному ужину апостолы начали спор о старшинстве и главенстве между ними. Тогда Иисус сказал, что все они равны перед Богом.
Младший является старшим, старший младшим. После этого Он продемонстрировал пример Евхаристии.
Спаситель снял с Себя верхнюю одежду, взял тазик и кувшин с водой и помыл ноги всем Своим ученикам. Апостолы сначала пытались сопротивляться, но выполнили приказ Учителя.
Омывая ноги Своим ученикам, простым людям, Господь господствующих и Царь царствующих продемонстрировал смирение. Выше этого только готовность идти на мучения и смерть ради спасения людей.
Во время трапезы Христос предрек Своим ученикам, что сбудется в ближайшие дни. Он сказал, что один из них предаст Его, но имени не назвал. Когда Иоанн от имени всех присутствующих стал интересоваться, кто это, Иисус ответил, что этот тот, кому Он подаст кусок хлеба и протянул его Иуде Искариоту.
Таким образом Иисус постарался ускорить свершение событий, чтобы неминуемое свершилось быстрее.
Библия в своих описаниях Тайной Вечери утверждает, что вместе со съеденным хлебом в душу предателя вошел Сатана. Иуда положил кусок в рот и выскочил из дома. Апостолы не заметили свершившегося.
Они решили, что Христос послал его докупить продуктов к столу, поскольку Иуда был их казначеем и хранил у себя общие деньги.
Когда апостолы стали возмущаться недостойным поведением одного из них, Иисус рассказал, что все остальные отвернуться от Него уже очень скоро. Через несколько часов фарисеи схватили Христа как простого смертного. Он даже не пытался использовать Свои способности для освобождения.
Тогда ученики усомнились в силе своего Учителя и отвернулись от него.
На этот раз Иисус не стал уединяться, как обычно, а стал молиться прямо за столом. Он обращался к своему Отцу Богу с просьбой помочь Ему перенести все страдания. Затем он попросил позаботиться о Своих учениках, сохранить их и укрепить в вере.
Христос просил Своих учеников поддержать Его и молиться вместе с Ним. Но сон одолел апостолов. Они проснулись только тогда, когда в комнату ворвались фарисеи и схватили Иисуса.
Тайная Вечеря и церковная служба
В своей проповеди протоиерей Владимир Воробьев говорит, что служба Страстной седмицы является самой лучшей, которая проводится в течение года. Это самое Боговдохновенное, талантливое и глубокое религиозное действие, созданное человеческим гением.
При благоговейном совершении молитвенного ритуала, осмысленном участии в нем, христианин переносится в реальность совершения Тайной Вечери и переживает все события прошлого, как реальные. Он проходит путь вместе в Божьей Матерью, апостолами, видит страдания Христа их глазами и встречает Светлое Христово Воскресение.
Торжественное богослужение в честь установления истины Евхаристии и в память о Тайной Вечере проводится в Чистый четверг, накануне Воскресения Христова.
Но торжественное чтение молитвенных текстов в честь Последнего ужина Христа не ограничивается пасхальными молитвами. Верующие постоянно вспоминают Тайную Вечерю и ее сакральное значение для христианской церкви. В течение года, до причащения во время литургии, священнослужители читают молебен «Вечери Твоея тайны днесь…».
Текст был составлен Иоанном Златоустом.
Тайная Вечеря в искусстве
Тема Тайной вечери вдохновляла многих художников на написание шедевральных полотен. Наибольшую известность получила картина великого ученого Леонардо да Винчи.
Художник несколько отошел от фактического изображения ужина и изобразил Иисуса и апостолов сидящими за большим столом, уставленным яствами. В те времена не было специальной мебели для принятия пищи. Рабы спешно проглатывали свой кусок стоя.
Свободные граждане, особенно знать, возлежали на коврах.
Леонардо допустил (возможно сознательно) еще одну ошибку. Ужин начинался после захода солнца. Позади Иисуса в окна видны горы, залитые светом.
Наиболее правдоподобно изображены события Тайной Вечери на картине кисти Александра Иванова. На ней запечатлен момент возлежания Учителя и Его учеников на коврах вокруг угощений.
В иконографии наравне с изображением трапезы, популярна тема утверждения Евхаристии, а именно момент, когда Иисус моет ноги своим ученикам. Множество вариантов икон с изображением этих событий, оставили древние иконописцы.
Тайная Вечеря в литературе
Писатели в разные времена использовали события Вечери для создания своей версии происходящих событий. Они по своему истолковывали их, изменяя отдельные элементы. Самой известной книгой стала книга пера Дэна Брауна.
Британский писатель написал роман «Код да Винчи», по которому в 2006 году был снят фильм.
Встретившись в музее, герои начинают свои поиски, расшифровывая знаки, которые Леонардо да Винчи спрятал на своей картине.
Притча о Тайной Вечере
Тема Тайной Вечери во все времена интересовал людей. Наибольшей популярностью пользуется полотно да Винчи. Сохранилась притча, связанная с его созданием.
Леонардо стремился придать своей картине реалистичность. Он рисовал все лица с реальных людей. В натурщики для создания образа Христа он выбрал певчего церковного хора, глубоко верующего человека примерно 30 лет отроду.
Своих героев он подбирал в основном в храмах во время проведения службы.
Работа шла к завершению. Не хватало на полотне только Иуды Искариота. Леонардо да Винчи отправился на поиски в бедные кварталы горда.
Там он увидел грязного нищего в лохмотьях. На его лице отображались человеческие пороки.
После завершения картины нищий увидел ее полностью и сознался, что не всегда вел такую жизнь. Оказывается, что три года назад он позировал для фрески с изображением Вечери. Только тогда в него писали самого Иисуса.
История этого человека учит важности жить в согласии с Богом, веровать и соблюдать заветы. Благодаря своим праведным поступкам, каждый приобретает шанс на спасение и Царствие Небесное. Неверие, пороки, приводят к грехопадению и моральной смерти личности.
Заключение
Тайная Вечера – эпохальное событие в истории утверждения христианства и становления таинства Евхаристии. В память о последней Трапезе Иисуса Христа проводится торжественное служение, причащение христиан накануне Светлой Пасхи.
ИсточникТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ (от слав. « вечеря » – ужин), прощальная трапеза Иисуса Христа с апостолами накануне Его пленения, распятия и смерти. Во время Т. в. (Мф. 26:17–30; Мк.
Вечеря называется « тайной », т. к. совершалась скрыто от иудеев, желавших убить Христа (Мф. 26:4). Т. в. состоялась в четверг вечером , накануне иудейской Пасхи, т. к. иудеям из отдалённых мест разрешалось совершить пасхальную трапезу на день ранее.
Накануне Т. в. Христос направил учеников Петра и Иоанна (см. Иоанн Богослов) в Иерусалим, чтобы они в определённом месте приготовили пасхальный ужин. Перед трапезой Иисус явил пример смирения, умыв ноги ученикам, чем вызвал смущение, особенно у ап.
Петра.
Тайная вечеря
Порядок проведения основан на указаниях апостола Павла (1 Коринфянам 11:23—34):
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. 26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. 28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. 29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. 31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. 32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
В течение нескольких столетий многие исповедовавшие христианство отмечали смерть Иисуса один раз в год. Так как они делали это 14 нисана (соответствует 5 апреля в 2012 году), их назвали квартодециманами (квартодецимианами), что означает «четырнадцатники» («четыренадесятники»).
В связи с обычаем, существовавшим во II веке, историк Иоганн Лоренц фон Мосхайм пишет: «Христиане Малой Азии привыкли праздновать этот священный праздник, знаменующий учреждение Вечери Господней и смерть Иисуса Христа, в то же самое время, в которое евреи ели своего пасхального агнца, а именно вечером четырнадцатого дня первого месяца [нисана]. …Они считали, что пример Христа для них — закон».
Макклинток и Стронг сообщают: «Церкви Малой Азии праздновали день смерти Господа в день, соответствующий 14-му дню месяца нисан, в тот день, когда, согласно убеждению всей древней церкви, произошло распятие» [2] .
Историк Амброджо Донини также пишет о Пасхе, что «христиане Малой Азии отмечали одновременно с евреями, в четырнадцатый день месяца нисан» [3] .
«День празднования пасхи в малоазийских церквах большинство учёных определяют одинаково. Все источники говорят о 14-м нисана… Феодорит прямо говорит о четыренадесятниках, что они, ссылаясь на евангелиста Иоанна, „торжествуют“ в 14-й день луны память страдания (Спасителя)» ( [4] ).
Профессор Лениградской духовной академии Н.Д. Успенский пишет, что «христиане апостольского времени в своем богослужении основывались на тех же благочестивых традициях иудейства и связанных с этими традициями текстах Ветхозаветного Писания, которые…соблюдал Сам Иисус Христос. Не нужно забывать, что первые христианские священные книги появились около 20 лет спустя после Вознесения Господа, тогда как Вечеря Господня совершалась с первых дней после Сошествия Святого Духа на апостолов. Мы ближе будем к истине, допустив, что апостолы и христиане ближайшего к ним поколения, совершая Вечерю Господню, следовали примеру Самого Господа» [5] .
Сюжет
В Великий Четверг (в народе этот день называется Четверток, а Страстная Пятница — Пяток) Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом.
Об установлении таинства Евхаристии на Тайной вечере достаточно подробно свидетельствует Евангелие от Матфея (26,20-30).
Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; |
В Великий Четверг обычно причащаются все православные христиане, поэтому храмы бывают наполнены верующим народом до отказа. В России до 1917 года большинство православных причащалось только в Великий Четверг — один раз в год; сейчас причащаются чаще, поскольку редкое причащение противоречит как установлению Самого Христа («сие творите в Мое воспоминание», — говорит Христос Своим Апостолам о Евхаристии), так и предание Церкви, но причащение в Великий Четверг все же остается совершенно особенным. В этот день на Литургии несколько раз повторяется молитва, читаемая перед причащением: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…», эту молитву поет хор, читают священники, повторяют все верующие.
После Литургии Великого Четверга — в том случае, если служит епископ, — совершается чин умовения ног. По образу Христа, по величайшему смирению умывшего ноги Своим ученикам, епископ умывает ноги служащим с ним священникам и отирает их особым полотенцем. Этот чин совершается в воспоминание описанного в Евангелии от Иоанна события (Ин 13, 2-17).
И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, |
Также в Великий Четверг происходит заготовление Запасных Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на Литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец — дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может прийти в храм и причаститься в храме.
В Великий Четверг издавна совершается в Православной Церкви еще и чин мироварения, во время которого лично Патриарх или те епископы, которых Патриарх благословил, варят и благословляют миро — особое благоуханное, ему подаются дары Святого Духа, которые он призван в себе сохранить и преумножить. Благословленное Патриархом в Великий Четверг миро затем развозят по епархиям, а из епархиальных центров — по приходам, вплоть до самого маленького, дальнего и захолустного сельского прихода.
Этим подчеркивается единство Церкви: каждый вновь входящий в Церковь через Крещение человек помазуется тем самым миром, которое варил и благословлял Патриарх и которое впоследствии по этой длинной цепочке дошло до данного прихода и было передано в руки данному священнику. Раньше чин мироварения совершали непременно в Успенском соборе Московского Кремля.
Вечером Великого Четверга совершается продолжительное богослужение, во время которого все стоят в храме с зажженными свечами. Это Последование 12-ти Евангелий. В храме читают последовательно двенадцать отрывков из Евангелия, посвященных Страданиям Христа.
Прощальная беседа Христа с учениками, скорбное моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды и предание в руки воинов, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода, — обо всем этом слышат собравшиеся в храме скорбное евангельское повествование. Существовал в России обычай, кое-где удержавшийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время 12-ти Евангелий, а постараться донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами. Даже в современной Москве вечером в Великий Четверг можно видеть огненные ручейки от горящих свечей, которые православные прихожане несут из храма домой.
В живописи
Тайная Вечеря является сюжетом множества икон и картин, из которых самое, вероятно, известное произведение это «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи, что объясняет наличие множества пародий на это произведение.
ИсточникЭто ещё одна параллель Тайной Вечери с пасхальной трапезой иудеев. Как и положено по пасхальной Агаде, Христос в конце Тайной Вечери , это подчёркивает апостол Павел, берёт чашу с вином и благословляет её. Этим кончается пасхальная трапеза.
В повторении той Тайной Вечери , когда накануне Своих страданий Господь научил учеников таинству Евхаристии, заключается основа христианской жизни. «Сие творите в Моё воспоминание», – говорит Иисус в конце Тайной Вечери (Лк.22:19), поэтому повторение Тайной Вечери по этим Его словам становится Литургией нашей Церкви.
Тайная Вечеря
Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства.
Тайная Вечеря — последняя трапеза Христа
Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства.
После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии — величайшее таинство соединения верующих со Христом.
Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93)
Перед самым началом Своих страстей Господь собирает учеников на Тайную вечерю. Хотя Господь наш имел право сказать: «Я ничего не говорил втайне» (как Он сказал Своим врагам); хотя христианству чуждо настроение заговора и конспирации, а тем более пустая игра в мнимые тайны, в таинственность, в секреты, как это свойственно оккультистам, в сердце христианства — тайна.
Вечеря Христова — тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников.
Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.
Евхаристия. София Киевская
Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой предательства остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, — и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором.
Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину Евхаристии!
И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.
Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе — непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть.
И Господь делает это.
Мы — слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, — о чем тоскует живое сердце?
О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.
Все мечтания людей — неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.
Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга — укоризненный, прощающий, видящий сердце.
Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, — это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его — дна.
Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, — это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание — это та самая длящаяся Тайная вечеря.
Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны — тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.
Блаженный Августин говорил о Евхаристии довольно трудные для нашего малодушного сердца слова. Он толковал Евхаристию, в частности, как призыв к мученическому подвигу: за тело и кровь, которые Христос предал за нас, мы должны быть готовы отдать наше тело и нашу кровь. К подвигу мученичества в полном смысле призваны немногие, и не будем говорить о вещах, слишком для нас высоких.
Но если Господь наш предает нам, омыв наши ноги, Свое тело и Свою кровь, как же нам не терпеть великодушно хотя бы те малые невзгоды, которые нам приходится терпеть?!
Помолимся, чтобы нам никогда не забывать тайны, в которую мы взяты великой тайной — Тайной вечерью, чтобы нам никогда не выдать ее врагам видимым и невидимым, никогда не иметь окамененного нечувствия в отношении к ней. И чтобы наше сердце рвалось послужить Царю царствующих, который так милосерден, так близок — до последней близости, до близости вкушаемого нами Яства.
И еще одна мысль должна посетить каждого, кто слушает это Евангельское чтение. Мы видим, что Господь наш в земной Своей жизни соблюдал ветхозаветный Закон. И в город Иерусалим Он пришел в связи с тем циклом празднеств, которые были у иудеев, — между иудейской Пасхой и иудейской Пятидесятницей.
Он пришел не разрушить, но исполнить, и Его жизнь началась с того, что Он по Закону подвергся обрезанию. Почему же в одном Господь наш так последовательно бросал вызов законничеству — в вопросе о полном бездействии, которого иудейские законники требовали от человека в субботу?
Конечно, это учит нас тому, что доброта важнее обряда, важнее обрядовой правильности, это избавляет нас от опасности обрядоверия. И всё-таки, кажется, дело не только в этом. Что значило для верующего иудея особо строгое почитание субботы? — Что творящая деятельность Бога окончена к седьмому дню: в седьмой день Бог опочил от трудов Своих, и эта завершенность Божьего творения празднуется каждую субботу.
И бездействие верующего — свидетельство о его вере в то, что мир изменен не будет. (Хотя у иудеев во времена Христа было учение, не очень ясное, о будущем веке и о воскресении, в которое верили фарисеи; саддукеи, впрочем, отрицали его, так что это еще не было всеобщей верой.) Если празднуется покой Бога, понимаемый как полное бездействие, как прекращение Его творчества, значит, мир стабилен. Это описано со скорбной красотой в книге Екклесиаста: что было, то и будет.
Этому Господь наш противопоставляет другое учение, не разрушающее смысл Ветхого Завета, но его дополняющее: покой Бога — это не прекращение Его творчества (хотя мир Божий завершен и совершенен в той мере, в какой он не испорчен действием падших духов и падших людей). Мы и сейчас, видя каждое творение Божье — распускающиеся ветви весной и любое другое творение, — слышим слова Творца о том, что это весьма хорошо.
Всё же замысел Бога еще не осуществлен — замысел о преображении мира. Бог создал нас людьми, а мы сами себя сделали падшими людьми. Но Бог хочет нас возвести к такому достоинству, для которого апостол Иоанн в своем послании не находит и слов, говоря: мы сейчас дети Божии, но не знаем, чтo будем. И слова Господа: Отец продолжает делать, продолжает творить, и Я продолжаю.
Знамение этого — исцеление в субботу.
Милость Божия безгранична, щедра, она упреждает человека, его просьбы и мольбы, не говоря уже о его исправлении. Но милость Божия требовательна. Мы знаем, как мы себя ведем с чужими маленькими детьми и со своими детьми.
Чужих маленьких детей, за которых мы не несем ответственности, мы рады приласкать, если уж не вовсе злые люди, дать им что-нибудь сладкое, обрадоваться за них и ничего от них не требовать. Мы за них не отвечаем. Это для них и для нас радость на мгновение, не имеющая продолжения и дальнейшего смысла.
Но Бог добр к нам не как чужой дядюшка, который дарит нам конфетку и идет своим путем, ничего от нас не требуя. Христос встречает исцеленного Им человека и напоминает ему о том, что великая милость, им полученная, — это одновременно и требование: не греши. Чем больше Бог нам дает, тем больше Он от нас и требует.
Еще лучше будет, если мы поймем, что Его требовательность к нам — это самое лучшее, что Он нам дает. Слова «не греши» были сказаны человеку, исцеленному от очень тяжелой, очень длительной болезни, вызволенному из горчайшей беды.
Но каждый из нас, даже живущий благополучной и как будто безопасной жизнью, не знает, над какими безднами проводит его, не зрящего, не видящего этих бездн, рука Божия. И эти слова обращены к каждому из нас: не греши, чтобы с тобой не сделалось чего худшего.
Ибо даже те из нас (а много ли таких среди нас?), у кого нет воспоминаний о прошедшей мимо, чудом миновавшей тяжелой беде или беде уже настигшей и потом отступившей, имеют все основания знать, что с нами каждое мгновение может быть много хуже. Мы привели себя и Божий мир в такое состояние, когда беды должны с нами случаться. И благоразумно нам — не говоря о том, что это долг благодарности — не грешить, потому что не по грехам нашим поступает с нами Господь.
Помолимся о том, чтобы Бог воздвиг наши расслабленные души, расслабленные сердца и чтобы он совершил дело возрождения нашего Отечества. И мы сегодня должны ещё молиться о душах тех, кто своей кровью заплатил за победу нашего Отечества. Мы должны также вспоминать людей, отдавших свою жизнь в русской диаспоре за спасение тех, кому угрожала бесчеловечность гитлеровского режима.
Мы должны вспоминать таких людей, как мать Мария. Помолимся о том, чтобы, как расслабленный, потерявший земную надежду, наше Отечество не по нашим грехам получило бы здравие. Аминь.
(Аверинцев С.С. Духовные слова, М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. С. 71-78)
Богослужение на Тайную Вечерю:
Тайная Вечеря в иконах и картинах
В Четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает Тайную Вечерю. На Тайной Вечере было установлено таинство Евхаристии.
ИсточникЛеонардо да Винчи – « Тайная вечеря », 1498. Никто и подумать не мог, что заказ на роспись трапезной в капелле при монастыре в Милане превратится в одно из популярнейших произведений искусства эвер)). Хотя да Винчи впервые брался за фреску, без попытки переизобрести вообще все он не обошелся.
Блин, а он даже строительные леса пробовал переделать.
Тайная вечеря
В Евангелии мы читаем о том, что накануне Своих страданий Христос провел вечер со своими учениками. Он и называется «Тайной вечерей». Что такое «тайная» — понятно, а вечеря – значит ужин, вечерняя трапеза.
Что это за тайный ужин?
Тайным он был, потому что Христос и Его ученики скрывались от иудеев, желающих схватить Его и предать смерти. Фарисеи дошли уже до крайней степени ненависти, что готовы были на страшный грех – убийство. И вдвойне страшно, что они собрались сделать это преступление накануне великого праздника у евреев – Пасхи.
Народ иудейский свято чтил этот праздник, за несколько дней начинали готовиться к нему.
Христос и апостолы не преступали еврейских обычаев и тоже готовились встретить Пасху. Конечно, Спасителю было известно, что Его ждет в ближайшие дни, поэтому Он был совсем не в праздничном настроении. Он скорбел внутренне и готовился к смерти.
Тайная вечеря: описание из Евангелие
За несколько дней до Иудейской Пасхи Христос сказал своим ученикам, когда те спросили, где они будут вкушать праздничную трапезу, чтобы они пошли в город. При этом Спаситель ни слова не сказал по Своему великому смирению, что Он – и есть та самая Пасха, Агнец Божий, которого предсказывали пророки. Но Он говорит, предвидя, что им встретится такой-то человек.
Его и должны были апостолы попросить приготовить им Пасху.
Так и произошло, как предсказывал Спаситель. Ученики встретили того человека, и горница для вечери была готова. Когда наступило время вечерней трапезы, Христос перед вкушением пищи снял верхние одежды, препоясался и стал омывать ноги апостолам.
Так поступали рабы, а для Учителя и тем более, Сына Божия, это было необычное поведение.
Этим Он показал ученикам пример великого смирения. Петр сначала противился этому, но потом смирился. По окончании омовения Христос объяснил, зачем Он это сделал.
И велел всем Его последователям поступать также – значит, смиряться.
Обычно на подобной трапезе глава семьи должен был благословить хлеб и вино. Поэтому Христос, по праву старшего, взял хлеб, но произнес при этом довольно странные слова: «Возьмите, ешьте, это – Тело Мое!». А потом взял чашу с вином и сказал не менее странные слова: «Пейте из нее, это – Кровь Моя». Конечно, апостолы сразу не могли понять смысл всего сказанного.
Таким образом Христос установил Таинство Причастия перед Своей кончиной.
Предательство Иуды
Раньше во время трапезы не сидели за столом, а возлежали вокруг низкого стола с едой. Около Христа возлежал апостол Иоанн, таким образом, что голова его оказалась на уровне груди Его. Неожиданно Спаситель стал грустить и говорить, что это – Его последняя трапеза в жизни.
Также Он предупредил, что скоро начнутся страшные времена для учеников, и надо готовить оружие.
Затем Христос сказал, что они видят Его в последний раз, им придется навсегда расстаться. В это время эмоциональный Петр воскликнул, что везде последует за Ним, даже на смерть. На это Христос печально возразил, что до первого пения петуха Петр отречется от Него трижды.
Потом Он восскорбел еще больше и сказал, что один из них предаст Его на смерть сегодня. Петр тогда сделал знак Иоанну, который находился ближе всего к Спасителю, чтобы тот спросил у Христа, кто Его предаст. Иоанн спросил и услышал в ответ, что это – тот, кому Он подаст кусок хлеба.
И подал его Иуде Искариоту. Евангелист утверждает, что вместе с этим куском в Иуду вошел сатана. Христос сказал ему, чтобы он совершал скорее задуманное.
Но никто не понял сказанного, думая, что Он велел Иуде купить что-то к празднику, ведь у него находились денежные припасы.
После этого Иуда быстро встал из стола и направился к фарисеям, чтобы сказать им, где находится сейчас Христос. Те обрадовались и стали собирать воинов для того, чтобы пойти туда и взять Его.
Молитва Христа
После этого, чувствуя совсем скорое приближение страшных страданий, Христос начинает Свою молитву. Он сначала молится за столом перед всеми учениками, прося Отца сохранить их в вере и укрепить. Потом, когда все встали изо стола, Он направился с тремя учениками: Петром, Иаковом и Иоанном в Гефсиманский сад.
Велев им молиться, Он признался, что душа Его скорбит перед смертью.
Отойдя от них, Христос повергся на землю, прося Отца пронести эти страдания мимо. Но Сам Он понимал, что это – невозможно, поэтому Он смирился и сказал: «Да будет воля Твоя». Спаситель молился до появления каплей пота, которые напоминали кровь. Трижды Он вставал и будил заснувших учеников, прося их молиться, но их глаза были скованны сном.
Они проснулись, только когда появилась толпа. Это были фарисеи с воинами, пришедшие схватить Иисуса.
На этом описание Тайной вечери заканчивается в Евангелии и начинается период страшных мук Христа за род человеческий.
ИсточникЧто такое Тайная Вечеря ? Описание, иконы, картины, видео и многое другое Вы найдете в нашей статье на информационном портале "Правмир". Содержание статьи [скрыть]. Тайная Вечеря — последняя трапеза Христа.
Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93). Богослужение на Тайную Вечерю : Тайная Вечеря в иконах и картинах. Тайная Вечеря — последняя трапеза Христа. Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю .