Тайная вечеря где была

Тайная Вечеря (см.: Мф 26, 1 7–29; Мк 14, 12–25; Лк 22, 7–38; Ин 13, 1–30) Накануне праздника Пасхи ученики спросили Господа, где бы Он хотел совершить праздничную трапезу. Господь

Тайная Вечеря

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства.

Тайная Вечеря — последняя трапеза Христа

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии — величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93)

Перед самым началом Своих страстей Господь собирает учеников на Тайную вечерю. Хотя Господь наш имел право сказать: «Я ничего не говорил втайне» (как Он сказал Своим врагам); хотя христианству чуждо настроение заговора и конспирации, а тем более пустая игра в мнимые тайны, в таинственность, в секреты, как это свойственно оккультистам, в сердце христианства — тайна.

Вечеря Христова — тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Тайная Вечеря. Евхаристия. София Киевская

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой предательства остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, — и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину Евхаристии! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе — непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы — слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, — о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей — неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга — укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, — это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его — дна.

Читайте также:
Свойства мрамора 3 класс

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, — это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание — это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны — тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Блаженный Августин говорил о Евхаристии довольно трудные для нашего малодушного сердца слова. Он толковал Евхаристию, в частности, как призыв к мученическому подвигу: за тело и кровь, которые Христос предал за нас, мы должны быть готовы отдать наше тело и нашу кровь. К подвигу мученичества в полном смысле призваны немногие, и не будем говорить о вещах, слишком для нас высоких. Но если Господь наш предает нам, омыв наши ноги, Свое тело и Свою кровь, как же нам не терпеть великодушно хотя бы те малые невзгоды, которые нам приходится терпеть?!

Помолимся, чтобы нам никогда не забывать тайны, в которую мы взяты великой тайной — Тайной вечерью, чтобы нам никогда не выдать ее врагам видимым и невидимым, никогда не иметь окамененного нечувствия в отношении к ней. И чтобы наше сердце рвалось послужить Царю царствующих, который так милосерден, так близок — до последней близости, до близости вкушаемого нами Яства.

И еще одна мысль должна посетить каждого, кто слушает это Евангельское чтение. Мы видим, что Господь наш в земной Своей жизни соблюдал ветхозаветный Закон. И в город Иерусалим Он пришел в связи с тем циклом празднеств, которые были у иудеев, — между иудейской Пасхой и иудейской Пятидесятницей. Он пришел не разрушить, но исполнить, и Его жизнь началась с того, что Он по Закону подвергся обрезанию. Почему же в одном Господь наш так последовательно бросал вызов законничеству — в вопросе о полном бездействии, которого иудейские законники требовали от человека в субботу?

Конечно, это учит нас тому, что доброта важнее обряда, важнее обрядовой правильности, это избавляет нас от опасности обрядоверия. И всё-таки, кажется, дело не только в этом. Что значило для верующего иудея особо строгое почитание субботы? — Что творящая деятельность Бога окончена к седьмому дню: в седьмой день Бог опочил от трудов Своих, и эта завершенность Божьего творения празднуется каждую субботу.

И бездействие верующего — свидетельство о его вере в то, что мир изменен не будет. (Хотя у иудеев во времена Христа было учение, не очень ясное, о будущем веке и о воскресении, в которое верили фарисеи; саддукеи, впрочем, отрицали его, так что это еще не было всеобщей верой.) Если празднуется покой Бога, понимаемый как полное бездействие, как прекращение Его творчества, значит, мир стабилен. Это описано со скорбной красотой в книге Екклесиаста: что было, то и будет.

Этому Господь наш противопоставляет другое учение, не разрушающее смысл Ветхого Завета, но его дополняющее: покой Бога — это не прекращение Его творчества (хотя мир Божий завершен и совершенен в той мере, в какой он не испорчен действием падших духов и падших людей). Мы и сейчас, видя каждое творение Божье — распускающиеся ветви весной и любое другое творение, — слышим слова Творца о том, что это весьма хорошо.

Всё же замысел Бога еще не осуществлен — замысел о преображении мира. Бог создал нас людьми, а мы сами себя сделали падшими людьми. Но Бог хочет нас возвести к такому достоинству, для которого апостол Иоанн в своем послании не находит и слов, говоря: мы сейчас дети Божии, но не знаем, чтo будем. И слова Господа: Отец продолжает делать, продолжает творить, и Я продолжаю. Знамение этого — исцеление в субботу.

Милость Божия безгранична, щедра, она упреждает человека, его просьбы и мольбы, не говоря уже о его исправлении. Но милость Божия требовательна. Мы знаем, как мы себя ведем с чужими маленькими детьми и со своими детьми. Чужих маленьких детей, за которых мы не несем ответственности, мы рады приласкать, если уж не вовсе злые люди, дать им что-нибудь сладкое, обрадоваться за них и ничего от них не требовать. Мы за них не отвечаем. Это для них и для нас радость на мгновение, не имеющая продолжения и дальнейшего смысла. Но Бог добр к нам не как чужой дядюшка, который дарит нам конфетку и идет своим путем, ничего от нас не требуя. Христос встречает исцеленного Им человека и напоминает ему о том, что великая милость, им полученная, — это одновременно и требование: не греши. Чем больше Бог нам дает, тем больше Он от нас и требует.

Еще лучше будет, если мы поймем, что Его требовательность к нам — это самое лучшее, что Он нам дает. Слова «не греши» были сказаны человеку, исцеленному от очень тяжелой, очень длительной болезни, вызволенному из горчайшей беды. Но каждый из нас, даже живущий благополучной и как будто безопасной жизнью, не знает, над какими безднами проводит его, не зрящего, не видящего этих бездн, рука Божия. И эти слова обращены к каждому из нас: не греши, чтобы с тобой не сделалось чего худшего. Ибо даже те из нас (а много ли таких среди нас?), у кого нет воспоминаний о прошедшей мимо, чудом миновавшей тяжелой беде или беде уже настигшей и потом отступившей, имеют все основания знать, что с нами каждое мгновение может быть много хуже. Мы привели себя и Божий мир в такое состояние, когда беды должны с нами случаться. И благоразумно нам — не говоря о том, что это долг благодарности — не грешить, потому что не по грехам нашим поступает с нами Господь.

Читайте также:
Какие могут быть украшения

Помолимся о том, чтобы Бог воздвиг наши расслабленные души, расслабленные сердца и чтобы он совершил дело возрождения нашего Отечества. И мы сегодня должны ещё молиться о душах тех, кто своей кровью заплатил за победу нашего Отечества. Мы должны также вспоминать людей, отдавших свою жизнь в русской диаспоре за спасение тех, кому угрожала бесчеловечность гитлеровского режима. Мы должны вспоминать таких людей, как мать Мария. Помолимся о том, чтобы, как расслабленный, потерявший земную надежду, наше Отечество не по нашим грехам получило бы здравие. Аминь.

(Аверинцев С.С. Духовные слова, М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. С. 71-78)

Богослужение на Тайную Вечерю:

Тайная Вечеря в иконах и картинах

В Четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает Тайную Вечерю. На Тайной Вечере было установлено таинство Евхаристии.

Что такое Тайная Вечеря? Описание, иконы, картины, видео и многое другое Вы найдете в нашей статье на информационном портале "Правмир". Тайная Вечеря — последняя трапеза Христа. Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства.

Тайная Вечеря

(см.: Мф 26, 1 7–29; Мк 14, 12–25; Лк 22, 7–38; Ин 13, 1–30)

Накануне праздника Пасхи ученики спросили Господа, где бы Он хотел совершить праздничную трапезу. Господь указал, к кому в Иерусалиме ученики должны обратиться: «Пойдите и скажите ему: “Время Мое близко; у тебя буду праздновать Пасху с Моими учениками”». Ученики сделали все, как им велел Иисус, и приготовили пасхальную трапезу. На этой трапезе присутствовали только Иисус Христос и двенадцать Его апостолов. Все они понимали, что происходит что-то особое, таинственное. «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания», — сказал ученикам Господь.

Однако между учениками возник спор, кто из них должен почитаться старшим. Господь прервал этот спор: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий». И, подавая Своим ученикам пример кротости и служения ближним, Господь встал, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце и умывальницу, начал умывать ноги Своим ученикам и отирать их полотенцем. Когда же Он умыл им ноги и надел одежду Свою, то, вернувшись за стол, сказал им: «Знаете ли, что Я сделал для вас? если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу».

Омовение ног

Омовение ног

Пасхальная трапеза шла своим чередом. Но тут Господь взял хлеб и, сотворив благодарственную молитву, благословил и подал Своим ученикам со словами: «Примите, ешьте, сие есть тело Мое, которое за вас предается». А после, взяв чашу и вновь вознеся благодарственную молитву, подал ее со словами: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание». Так было установлено великое Таинство Евхаристии [1]. Господь за трапезой накануне Своей крестной смерти явил ученикам жертву, которую Он принесет за спасение людей. Это же чудо явления жертвы Христовой происходит и сейчас в каждом храме, где совершается Божественная литургия. Апостол говорит: Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, вы смерть Господню возвещаете, пока Он не придет. Кровью жертвенных животных скреплялся Ветхий Завет — союз Бога и древнего израильского народа. Своей собственной Кровью Господь скрепляет Новый Завет — вечный союз Бога и всего человечества. До Второго славного Пришествия Христова мы, христиане, приобщаясь Телу и Крови Христовым, не только соединяемся со Христом, но и объединяемся в единое тело со всеми теми, кто причащается вместе с нами. Это единое тело называется Церковью Христовой.

Причастие апостолов

Причастие апостолов

Еще во время трапезы Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам: «Истину говорю вам: один из вас предаст Меня». Ученики недоумевали: о ком говорит Учитель? Они спрашивали Христа: не я ли, Господи? Иоанн Зеведеев, ученик, которого Господь особенно любил, припав к груди Иисуса, спросил Его: Господи! кто это? Господь ответил: «Тот, кому Я, обмакнув, подам кусок хлеба». И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту со словами: Что делаешь, делай скорее. Сатана, толкавший ученика Христова на преступление против Учителя, в этот момент окончательно овладел Иудой. Иуда вышел в ночь и поспешил к врагам Господа. Однако никто из учеников не понял слов Спасителя. Они решили, что Господь отослал Иуду купить необходимое к празднику или раздать пожертвования нищим.

Читайте также:
Чертов палец магические свойства

Евангельский текст не говорит прямо, причастился ли Иуда Тела и Крови Христовых или же Господь обличил предателя до установления Евхаристии. Но видно, как Господь до последнего пытается пробудить в Своем ученике совесть и удержать его от гибельного шага.

Тайная Вечера – последнее общение Иисуса Христа с Учениками во время трапезы. В Иерусалиме, Сионской горнице, Всевышний с 12 апостолами праздновали иудейскую пасху. Каждый из учеников чувствовал, что этот вечер – особенный. Молитвы Богу о помощи в жизни. Тайная Вечеря. История, описанная в Библии. Ученики заранее поинтересовались, где должна пройти тайная Вечеря Иисуса Христа, чтобы подготовиться к ней. Спаситель назвал дом в Иерусалиме, хозяин которого согласился предоставить им комнату для торжественного ужина. В городе было много иудеев, стремящихся расправиться с любым сторонником Христа. Ужин должен был состояться тайно, в присутствии Учителя и 12 учеников.

Что происходило на Тайной вечери Иисуса Христа и Его учеников

Жизнь и учение

Тайная Вечера – последнее общение Иисуса Христа с Учениками во время трапезы. В Иерусалиме, Сионской горнице, Всевышний с 12 апостолами праздновали иудейскую пасху. Каждый из учеников чувствовал, что этот вечер – особенный.

Тайная Вечеря. История, описанная в Библии

По традиции в четверг перед Пасхой люди собираются на великую Трапезу. Ученики заранее поинтересовались, где должна пройти тайная Вечеря Иисуса Христа, чтобы подготовиться к ней. Спаситель назвал дом в Иерусалиме, хозяин которого согласился предоставить им комнату для торжественного ужина. В городе было много иудеев, стремящихся расправиться с любым сторонником Христа. Ужин должен был состояться тайно, в присутствии Учителя и 12 учеников.

Подготавливаясь к Тайной Вечери, ученики чувствовали, что этот ужин будет особенным. Они много времени провели со Спасителем и легко определяли Его настроение. К тому же, собирая своих последователей на вечернее застолье, Иисус сказал, что хочет разделить с ними свою последнюю трапезу перед Пасхой и Своими страданиями. Христос знал, что Его ждут мучения и Великий Четверг последний, когда Он живет на свободе.

Собравшимся ученикам Христос подал хлеб и вино. Он сопровождал угощение словами, что это Его тело и кровь, которые они должны теперь вкушать регулярно. Угощение напоминает верующим о принесенной Иисусом жертве ради спасения христиан и всех остальных людей. Также его плоть очищает души и тела от темных помыслов и негативной энергии, которую демон старается вселить в каждого.

На Тайной Вечере Христос установил истину Евхаристии. Во время подготовки к праздничному ужину апостолы начали спор о старшинстве и главенстве между ними. Тогда Иисус сказал, что все они равны перед Богом. Младший является старшим, старший младшим. После этого Он продемонстрировал пример Евхаристии.

Спаситель снял с Себя верхнюю одежду, взял тазик и кувшин с водой и помыл ноги всем Своим ученикам. Апостолы сначала пытались сопротивляться, но выполнили приказ Учителя.

Омывая ноги Своим ученикам, простым людям, Господь господствующих и Царь царствующих продемонстрировал смирение. Выше этого только готовность идти на мучения и смерть ради спасения людей.

Во время трапезы Христос предрек Своим ученикам, что сбудется в ближайшие дни. Он сказал, что один из них предаст Его, но имени не назвал. Когда Иоанн от имени всех присутствующих стал интересоваться, кто это, Иисус ответил, что этот тот, кому Он подаст кусок хлеба и протянул его Иуде Искариоту. Таким образом Иисус постарался ускорить свершение событий, чтобы неминуемое свершилось быстрее.

Библия в своих описаниях Тайной Вечери утверждает, что вместе со съеденным хлебом в душу предателя вошел Сатана. Иуда положил кусок в рот и выскочил из дома. Апостолы не заметили свершившегося. Они решили, что Христос послал его докупить продуктов к столу, поскольку Иуда был их казначеем и хранил у себя общие деньги.

Когда апостолы стали возмущаться недостойным поведением одного из них, Иисус рассказал, что все остальные отвернуться от Него уже очень скоро. Через несколько часов фарисеи схватили Христа как простого смертного. Он даже не пытался использовать Свои способности для освобождения. Тогда ученики усомнились в силе своего Учителя и отвернулись от него.

На этот раз Иисус не стал уединяться, как обычно, а стал молиться прямо за столом. Он обращался к своему Отцу Богу с просьбой помочь Ему перенести все страдания. Затем он попросил позаботиться о Своих учениках, сохранить их и укрепить в вере.

Христос просил Своих учеников поддержать Его и молиться вместе с Ним. Но сон одолел апостолов. Они проснулись только тогда, когда в комнату ворвались фарисеи и схватили Иисуса.

Тайная Вечеря и церковная служба

В своей проповеди протоиерей Владимир Воробьев говорит, что служба Страстной седмицы является самой лучшей, которая проводится в течение года. Это самое Боговдохновенное, талантливое и глубокое религиозное действие, созданное человеческим гением.

При благоговейном совершении молитвенного ритуала, осмысленном участии в нем, христианин переносится в реальность совершения Тайной Вечери и переживает все события прошлого, как реальные. Он проходит путь вместе в Божьей Матерью, апостолами, видит страдания Христа их глазами и встречает Светлое Христово Воскресение.

Торжественное богослужение в честь установления истины Евхаристии и в память о Тайной Вечере проводится в Чистый четверг, накануне Воскресения Христова.

Но торжественное чтение молитвенных текстов в честь Последнего ужина Христа не ограничивается пасхальными молитвами. Верующие постоянно вспоминают Тайную Вечерю и ее сакральное значение для христианской церкви. В течение года, до причащения во время литургии, священнослужители читают молебен «Вечери Твоея тайны днесь…». Текст был составлен Иоанном Златоустом.

Читайте также:
Шунгит для очистки воды как использовать в домашних условиях

Тайная Вечеря в искусстве

Тема Тайной вечери вдохновляла многих художников на написание шедевральных полотен. Наибольшую известность получила картина великого ученого Леонардо да Винчи.

Художник несколько отошел от фактического изображения ужина и изобразил Иисуса и апостолов сидящими за большим столом, уставленным яствами. В те времена не было специальной мебели для принятия пищи. Рабы спешно проглатывали свой кусок стоя. Свободные граждане, особенно знать, возлежали на коврах.

Леонардо допустил (возможно сознательно) еще одну ошибку. Ужин начинался после захода солнца. Позади Иисуса в окна видны горы, залитые светом.

Наиболее правдоподобно изображены события Тайной Вечери на картине кисти Александра Иванова. На ней запечатлен момент возлежания Учителя и Его учеников на коврах вокруг угощений.

В иконографии наравне с изображением трапезы, популярна тема утверждения Евхаристии, а именно момент, когда Иисус моет ноги своим ученикам. Множество вариантов икон с изображением этих событий, оставили древние иконописцы.

Тайная Вечеря в литературе

Писатели в разные времена использовали события Вечери для создания своей версии происходящих событий. Они по своему истолковывали их, изменяя отдельные элементы. Самой известной книгой стала книга пера Дэна Брауна. Британский писатель написал роман «Код да Винчи», по которому в 2006 году был снят фильм.

Встретившись в музее, герои начинают свои поиски, расшифровывая знаки, которые Леонардо да Винчи спрятал на своей картине.

Притча о Тайной Вечере

Тема Тайной Вечери во все времена интересовал людей. Наибольшей популярностью пользуется полотно да Винчи. Сохранилась притча, связанная с его созданием.

Леонардо стремился придать своей картине реалистичность. Он рисовал все лица с реальных людей. В натурщики для создания образа Христа он выбрал певчего церковного хора, глубоко верующего человека примерно 30 лет отроду. Своих героев он подбирал в основном в храмах во время проведения службы.

Работа шла к завершению. Не хватало на полотне только Иуды Искариота. Леонардо да Винчи отправился на поиски в бедные кварталы горда. Там он увидел грязного нищего в лохмотьях. На его лице отображались человеческие пороки.

После завершения картины нищий увидел ее полностью и сознался, что не всегда вел такую жизнь. Оказывается, что три года назад он позировал для фрески с изображением Вечери. Только тогда в него писали самого Иисуса.

История этого человека учит важности жить в согласии с Богом, веровать и соблюдать заветы. Благодаря своим праведным поступкам, каждый приобретает шанс на спасение и Царствие Небесное. Неверие, пороки, приводят к грехопадению и моральной смерти личности.

Заключение

Тайная Вечера – эпохальное событие в истории утверждения христианства и становления таинства Евхаристии. В память о последней Трапезе Иисуса Христа проводится торжественное служение, причащение христиан накануне Светлой Пасхи.

Тайная вечеря является сюжетом множества икон и картин, из которых самое, вероятно, известное произведение — это « Тайная вечеря » Леонардо да Винчи. Однако многие эксперты считают, что картина Александра Иванова более точно изображает восточные традиции того времени. В Палестине времён Иисуса стулья еще не были распространены, поэтому во время приёма пищи люди сидели по-восточному. Что пишут евангелисты об этом событии. Последний ужин Иисуса с учениками (Мк. 14:17–25; Лк. 22:17–23; 1 Кор. 11:23–25) 20 Вечером Иисус и двенадцать учеников возлегли у стола. 21 Когда они ели, Иисус сказал:— Говорю вам истину: один из вас предаст Меня.

Где находится Голгофа? Археологи о последних днях земной жизни Христа

Археологические данные не говорят нам о сути Крестной жертвы и Воскресении Христовом, но они позволяют нам понять контекст Евангельских событий. Данные раскопок дают зримое подтверждение веры, с их помощью мы понимаем, что в Евангелиях содержится именно исторический, а не мифологический рассказ.

Где находится Голгофа? Археологи о последних днях земной жизни Христа

Отец Александр Тимофеев, автор текста, на раскопках

Где прошла Тайная вечеря?

В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной вечери, которое носит название Сионской горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы можем установить только примерно.

Где находится Голгофа? Археологи о последних днях земной жизни Христа

Сионская горница

В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра, сказанные в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян 2:29).

В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида.

Каким город был при Ироде?

Где находится Голгофа? Археологи о последних днях земной жизни Христа

Реконструкция Иерусалимского храма

Ирод использовал при строительстве римские технологии того времени. И, действительно, мы находим развалины прекрасных больших зданий римского периода существования города. Храмовая платформа даже по современным меркам впечатляет размерами.

Читайте также:
Как отполировать пластиковое стекло на часах

В Евангелии есть слова, которые говорят о том, что апостолов поражала мощь иерусалимских строений: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! (Мк 13:1).

Где Христос шел на Голгофу?

Где находится Голгофа? Археологи о последних днях земной жизни Христа

Фото Владимира Ештокина

Наибольшие вопросы с археологической точки зрения вызывает так называемый Скорбный Путь Господа, или Via Dolorosa, по которому многочисленные христианские паломники проходят от Гефсимании до храма Гроба Господня.

Надо понимать, что Via Dolorosa — это путь крестного хода католических паломников. Он окончательно утвердился после крестовых походов в XIV веке. Францисканцы решили, что вероятное место расположения претории Понтия Пилата — это крепость Антония. Маршрут крестного хода, который раньше проходил южнее Храмовой платформы, был перенесен ближе к крепости. Но византийские паломники ходили иначе, и этот путь был гораздо ближе к тому, что можно установить на основании данных археологии.

К такого рода памятным местам Иерусалима, как Via Dolorosa, надо относиться, как к некой иконе на местности. А икона, как известно, хотя и не передает, в отличие от портрета, изображение с доскональной точностью, тем не менее открывает путь к встрече с событием или изображенным лицом.

Где Пилат судил Христа?

Другой вопрос, который для археологов остается открытым, — это место суда Пилата над Христом. Вероятно, это событие происходило не в крепости Антония, а в бывшем дворце Ирода Великого, который находился в распоряжении Понтия Пилата.

Где находится Голгофа? Археологи о последних днях земной жизни Христа

Реконструкция дворца Ирода, макет

Интересно, что Иосиф Флавий описывает действия прокуратора Иудеи Гессия Флора именно во дворце: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел. Первосвященники и другие высокопоставленные лица, как и вся знать города, предстали перед этим судилищем» (Иудейская война. II, 14:8).

Где находится Голгофа и Гроб Господень?

Другой не менее серьезный вопрос, который уже не первый век волнует умы людей, — подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня. После восстания Бар Кохбы (132–135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был возведен огромный храм Афродиты. Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан и выровнен. При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Следовательно, когда епископ Макарий и равноапостольная царица Елена искали Крест и Гроб Господень, имелся заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста.

Где находится Голгофа? Археологи о последних днях земной жизни Христа

Место обретения Креста. Сверху — отверстие цистерны

В XIX веке английский генерал Гордон, справедливо предполагая расположение Голгофы вне стен города, решил, что она находится совсем в другом месте. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города не совпадают.

Тем не менее в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп, с двумя могилами внутри. Это место известно как Садовая могила.

Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы — считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий.

В этом плане представляют большой интерес раскопки, произведенные начальником русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандритом Антонином (Капустиным). На участке, где ныне находится наше Александровское подворье, было найдено основание стены и ворота времен Ирода. Именно здесь Спаситель должен был пройти на Голгофу.

Другим аргументом, подтверждающим подлинность Гроба Господня, являются исследования самой гробницы. Из Евангелия мы знаем, что Христа положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19:41).

Где находится Голгофа? Археологи о последних днях земной жизни Христа

Гроб Господень

Гроб Господень имеет только одну нишу с ложем, в которую можно было положить тело усопшего. Традиционные же усыпальницы имели несколько боковых ниш, в которые клались тела умерших. Примерно через год кости человека забирали, омывали розовой водой и складывали в особый ящичек (оссуарий).

Почему же гробница Спасителя такая маленькая, с одним ложем? Небольшой размер гробницы, свидетельствует как раз о том, что она была новая, а значит, использовалась в первый и единственный раз. Тот факт, что гробница, в которой был положен Господь, в дальнейшем не разрабатывалась, говорит о том, что ее владелец не дерзнул хоронить в ней кого-либо еще. Гробница Иосифа Аримафейского, владельца гробницы, устроившего погребение Спасителя, расположена рядом.

Фото автора, кроме указанных особо. На заставке — Порог Судных врат

священник Георгий Тайная вечеря. В Избранное. Раздел «Пасха». В каждом православном храме над Царскими вратами помещается икона с изображением Тайной Вечери. В Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки, а также в Первом Послании к Коринфянам о Тайной Вечере рассказывается достаточно подробно. В Евангелии от Марка сказано: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим» (Мк.14:12). Пасха в ветхозаветной Церкви – это праздник воспоминания об исходе из Египта, из дома рабства, о первой ночи свободы. Вчерашние рабы, покидая Египет, обретают свободу, контуры которой им ещё не понятны.

"Источники"
  • https://www.pravmir.ru/tajnaya-vecherya/
  • https://pravoslavie.ru/104406.html
  • https://bogiisus.com/zhizn/tajnaya-vecherya-iisusa-hrista
  • https://foma.ru/gde-naxoditsya-golgofa.html

Рейтинг
Загрузка ...