Где сидел Иуда на Тайной вечере?
Если это понять, то становится очевидным: «предатель» был не предателем, а «доверенным лицом» Христа
В истории нас пленяют тысячи сюжетов. Но уже двадцать веков ни один из них не завораживает, как несколько дней в истории человечества — дни распятия и воскрешения Иисуса Христа. Мы находим в Евангелии трагедию и радость, верность и предательство, жестокость и смирение. Перечитывая эту книгу, мы иногда, как зернышки, вдруг выклевываем из ее строк совершенно неожиданные жемчужинки, которые заставляют нас удивиться и по-другому взглянуть на события и людей, о которых рассказывает великая книга.
Есть много намеков на то, что Иуда, предавший (если верить каноническим Евангелиям) Христа, был для Иисуса не просто одним из апостолов, а даже и наоборот — одним из любимейших учеников. Возможно, даже более любимым, нежели Иоанн, Павел и Петр.
Во всяком случае у многих литераторов мы читаем версии о том, что Иуда не предатель, а наоборот — единственный человек, который исполнил волю Христа (а значит, волю Божью), предавая учителя. Потому что без этого предательства не могло быть ни распятия, ни искупления наших грехов: кто-то должен был «запустить механизм» этого искупления по воле Божьей.
«Тайная Вечеря» — дуэт Иуды и Христа.. Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»
И вот, если внимательно читать Евангелие, а особенно описание Тайной вечери, вдруг абсолютно наглядно открывается простая вещь (только не падайте в обморок): Иуда был не просто учеником, а любимейшим учеником Христа, и доверить «предательство» Иисус мог только ему.
И об этом говорит, как во многих исторических расследованиях, обыкновенное описание жизни и быта в те далекие времена.
В частности, вечерней трапезы с приглашением друзей или учеников.
Давайте быка — за рога. Всем известная «Тайная вечеря» да Винчи — чистый вымысел. Во всяком случае то, как ее изобразил гений. Дело в том, что так сидеть за столом могли только современники этого самого гения.
В Иудее времен Христа даже в зажиточном доме (а Христос собрался с учениками именно в таком — там было два этажа, иначе невозможно объяснить застолье в «горней» (верхней) комнате), так вот, даже в зажиточном доме мебели было очень мало.
В обычном доме иудеи ели, как на столе, на сундуке, служившем заодно и хранилищем ценностей. Были низкие стульчики. Но их было очень мало, и представить себе, что в скромном доме обнаружилось сразу 13 штук (12 апостолов и Христос), невозможно. Это немыслимая роскошь. Значит, их заменяли ковры, подушки, валики.
Во всяком случае в римской традиции тех лет во время пиров гости располагались на коврах или низких лежанках, укладываясь на левый бок, чтобы правой рукой брать яства.
Древние римляне не только на общих пирушках или званых ужинах ели лежа, но, например, в повседневной жизни так же читали и писали. Стульями пользовались: хозяин при приеме визитеров в своем кабинете (на богатых виллах), женщины, больные и те, кому стул нужен был при какой-то работе.
Для званых вечерних ужинов невысокие лежанки для мужчин — клине — римляне заимствовали у греков. Лежанки расставляли по три в виде буквы «П» вокруг «трапезы» — небольшого столика (слово и сам предмет греческого происхождения).
Аудио проповедь — Предательство Иисуса Христа. Тайная вечеря. В Гефсиманском саду. Иуда предатель.
Почти так же было и у древних иудеев периода римского владычества. Изначально евреи ели, сидя у стола на низких стульчиках, но потом и к ним пришел «римский», а скорее греческий обычай трапезничать возлежа.
Итак, где же возлежал Иуда?
В Евангелиях сказано по-разному.
Вот у Луки (22:21):
«Но посмотрите! Рука того, кто предаст Меня на одном столе с Моей».
То есть Иуда ест как минимум за одним столом с Иисусом.
Но апостолов было двенадцать. И могли быть два варианта: общий большой стол, что трудно представить в иудейском доме тех лет. Или несколько небольших столов, делящих ужинающих на группы.
Марк (14:20) сужает это пространство:
«Один из двенадцати, макающий хлеб в ОДНО БЛЮДО со Мною».
То же и у Матфея (26:23):
«Меня предаст человек, опустивший руку в ОДНО БЛЮДО со мной».
Ага! Иуда не только возлежит за одним столом с Христом, но и возлежит рядом с ним или напротив него: он свободно дотягивается до блюда, стоящего перед Христом, хозяином вечери (в блюде обычно соус, в который макают хлеб и мясо). Именно дотягивается, потому что во время трапезы никто не вставал со своих лежанок и не подходил к столу с общим блюдом, все-таки не шведский стол.
То есть Иуда возлежал бок о бок с Христом или напротив него. Длина руки у нас — примерно 70 сантиметров.
Почему это так важно?
Потому что в любом застолье соблюдалась четкая иерархия. Рядом с главой застолья (или хозяином дома) располагались два самых дорогих и почетных гостя — справа и слева. Иногда еще один почетный гость возлежал напротив хозяина (там, где на схеме обозначен проход для прислужника). Но это бывало редко.
И получалось, что главное блюдо, поставленное перед хозяином, могли достать рукой только два (или три) особо дорогих гостя. Но никак не двенадцать человек.
Если принять гипотезу о том, что любимым учеником Христа был Иоанн (то есть одно место подле учителя занято), то второе остается только Иуде, который мог спокойно обмакнуть хлеб в одно блюдо с Иисусом.
Значит, этот «предатель» был Христом очень уважаем и приближен. Что, впрочем, вытекает и из того, что Иуда в общине апостолов носил денежный ящик, то есть был казначеем, министром финансов этой организации.
И теперь — главная интрига: почему Иисус, точно зная, что именно Иуда его должен предать, сажает его, как обычно, обок себя, за главный стол?
И было ли это вообще предательство, если Христос так вот запросто сообщил об этом за столом, где сидели, кроме Иуды, еще 11 человек, способных растерзать любого, кто покусился бы на жизнь их учителя? Ведь отважился же Петр броситься за Христа на храмовую стражу с мечом во время ареста Иисуса в Гефсимании!
Но это совсем другая история.
На эту тему есть три произведения Анны Арбатовой здесь на прозе.ру — http://www.proza.ru/avtor/hjrjn. Если Вам интересно, Вы можете с ними ознакомиться: "Иуда Искариот. Кто он и кто мы?", "Иуда Искариот. Без вины виноватый", "Иуда Искариот. За что он ненавидел Иисуса Христа?".
Мне ближе ее точка зрения.
С уважением,
Спасибо, обязательно прочту(
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
ИсточникСкрытый смысл и загадки самой известной фрески Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Весь мир знает загадочную улыбку «Моны Лизы», но это далеко не единственная работа Леонардо да Винчи, скрывающая множество тайн. Возможно, его величайшей работой является «Тайная вечеря» — монументальная роспись, которая изображает последнюю трапезу Иисуса с его учениками, и украшает стену церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Она буквально изобилует загадками и скрытым смыслом. Приведем только некоторые из скрытых значений «Тайной вечери», некоторые из которых обсуждаются до сих пор, даже спустя пятьсот лет после создания этого шедевра.
Иоанн может быть Марией Магдалиной
Любимого ученика справа от Иисуса историки искусства называют апостолом Иоанном, но некоторые считают, что это замаскированная Мария Магдалина. Большинство искусствоведов и ученых считают, что на росписи справа от Иисуса изображен его любимый ученик Иоанн. Но что, если присмотреться к этому персонажу.
Ряд искусствоведов и библейских ученых на самом деле считают, что человек по правую руку от Иисуса на картине — женщина, скорее всего являющаяся Марией Магдалиной. Это единственный человек на картине, носящий ожерелье или кулон. Многие говорят, что это доказывает, что данный персонаж, скорее всего, женщина (по крайней мере, это точно не Иоанн).
Многие считают, что средневековые христианские лидеры, увидев женщину на картине, предприняли осознанные усилия, чтобы окрестить этот персонажа «Иоанном». Их смутило то, что, в противном случае, на картине попросту не будет всех учеников, а также то, что женщина сидит по правую сторону от Иисуса, т. е. на самом почетном месте.
Также можно увидеть, что многие из людей с правой (от Иисуса) стороны стола разговаривают с Марией, а Иисус, кажется, общается с сидящими слева от него. Если присмотреться ближе к «Иоанну», несложно увидеть сходство с Моной Лизой, которая была написана пять лет спустя.
Леонардо мог создать на росписи нумерологическое сообщение
В «Евангелии от Матфея» Иисус говорит, что тот, кто опустит руку в блюдо вместе с ним, является «предателем». Что интересно, как во времена Иисуса, так и Леонардо (а в некоторых местах и сегодня) на Ближнем Востоке и в Средиземноморье зачастую на обеденный стол ставили одну чашу с соусом или оливковым маслом на всех.
Каждый человек за столом по очереди опускал в нее свой хлеб. Чаще всего это был круглый стол с миской или горшком в центре. Но Леонардо изобразил Христа и его учеников за прямоугольным столом. Это предоставляет лучший обзор, а также является художественным клише на то время, но, может быть, Леонардо сделал это по другой причине.
Окунать свой хлеб в чашу перед хозяином очень неуважительно, и можно считать, что тот, кто делает подобное, считает, что он лучше, чем хозяин. На картине подобное делает Иуда, причем он также опрокинул соль, что является признаком грядущей неудачи.
Исследование «Тайной вечери» из тетрадей Леонардо, где у девяти апостолов над головами написаны имена.
Наконец, да Винчи сгруппировал сидящих за столом группами по 3 человека — если учитывать Иисуса, то это выглядит так: 3-3-1-3-3. При этом художник прогнорировал условности, не нарисовав нимбы над Иисусом и его последователями.
Да Винчи, возможно, вложил в свою картину секретное сообщение, разместив апостолов именно так. В Библии Иисус говорит ученикам пить его кровь (вино) и вкушать его плоть (хлеб) в память о нем.
Далее он говорит, что только те, кто это сделают, будут иметь вечную жизнь. Некоторые ученые считают, что Леонардо, который был не только скептиком и ученым, но и человеком, которого обвиняли в гомосексуализме во время молодости, когда он жил во Флоренции. В то время это, несомненно, считалось поступком, недостойным «вознесения на небеса» после смерти. Поскольку Леонардо нарисовал учеников группами 3-3-1-3-3, некоторые исследователи утверждают, что этим художник Леонардо указывал на «Плач Иеремии, глава 3: стихи 31-33: «Никто не изгнан от Господа навеки».
Иуда нарисован в стереотипной форме, чтобы быть похожим на еврея и отличаться от остальных
Еще раз присмотримся к картине. Иуда (справа от Иисуса и «Иоанна») — единственный за столом, у кого темная кожа и нос с горбинкой. Он явно похож на еврея.
Перед Иудой стоит мешок с деньгами (в Евангелии от Иоанна 12: 6 говорится, что Иуда был вором, не говоря уже о тридцати сребрениках, выплаченных ему за предательство Иисуса), а в его стакане налито молоко, а не вино, как у остальных. Это сделано целенаправленно, чтобы Иуда отличался от остальных буквально в каждой мелочи.
Если бы Иуда пил вино, которое Иисус назвал «своей кровью» и которое якобы является «путем к спасению», он был бы прощен, но Леонардо нарисовал его так, что Иуда выглядит посторонним и не прощенным.
ИсточникГде Иуда на картине «Тайная вечеря»?
Как найти Иуду на картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»? Где он сидит?
На фреске "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи Иуда сидит слева стола рядом с Марией Магдаленой, напротив него опрокинута солонка, но по мнению исследователей это означает не проклятие Иуды, а его прощение.
На фреске "Тайная Вечеря", где запечатлен момент трапезы Иисуса Христа с учениками (евангелический сюжет), общее расположение апостолов можно посмотреть здесь, а конкретно местоположение Иуды Искариота отличают следующие признаки. Во-первых, он единственный находится не на одной линии с Иисусом, он противоположен, противопоставлен ему. Смотрим схему построения композиции:
Вторым признаком, указывающим на предателя служит опрокинутая солонка рядом с его правой рукой, сжимающим мешочек с золотом.
Третьим указующим признаком является нож в руке Петра, за спиной Иуды, символизирующий отсечение Иуды от остальных апостолов, в глобальном понимании лжи от правды.
Кроме всего прочего, силуэт Иуды находится против света и потому тёмный, что аллегорически также говорит о его негативных намерениях.
Есть еще указание на него в словах Иисуса, донесенным Марком, где он пишет "ядый со Мною предаст меня" (Марк (14:18), подтверждение этому некоторые видят в жестах Христа и Иуды, которые тянутся за одним хлебом.
ИсточникГде сидел Иуда на Тайной вечере?
В истории нас пленяют тысячи сюжетов. Но уже двадцать веков ни один из них не завораживает, как несколько дней в истории человечества — дни распятия и воскрешения Иисуса Христа. Мы находим в Евангелии трагедию и радость, верность и предательство, жестокость и смирение.
Перечитывая эту книгу, мы иногда, как зернышки, вдруг выклевываем из ее строк совершенно неожиданные жемчужинки, которые заставляют нас удивиться и по-другому взглянуть на события и людей, о которых рассказывает великая книга. Есть много намеков на то, что Иуда, предавший (если верить каноническим Евангелиям) Христа, был для Иисуса не просто одним из апостолов, а даже и наоборот — одним из любимейших учеников.
Возможно, даже более любимым, нежели Иоанн, Павел и Петр. Во всяком случае у многих литераторов мы читаем версии о том, что Иуда не предатель, а наоборот — единственный человек, который исполнил волю Христа (а значит, волю Божью), предавая учителя.
Потому что без этого предательства не могло быть ни распятия, ни искупления наших грехов: кто-то должен был «запустить механизм» этого искупления по воле Божьей. И вот, если внимательно читать Евангелие, а особенно описание Тайной вечери, вдруг абсолютно наглядно открывается простая вещь (только не падайте в обморок): Иуда был не просто учеником, а любимейшим учеником Христа, и доверить «предательство» Иисус мог только ему.
И об этом говорит, как во многих исторических расследованиях, обыкновенное описание жизни и быта в те далекие времена. В частности, вечерней трапезы с приглашением друзей или учеников. Да Винчи был большой фантазер Давайте быка — за рога. Всем известная «Тайная вечеря» да Винчи — чистый вымысел. Во всяком случае то, как ее изобразил гений.
Дело в том, что так сидеть за столом могли только современники гения. В Иудее времен Христа даже в зажиточном доме (а Христос собрался с учениками именно в таком — там было два этажа, иначе невозможно объяснить застолье в «горней» (верхней) комнате), так вот, даже в зажиточном доме мебели было очень мало.
В обычном доме иудеи ели, как на столе, на сундуке, служившем заодно и хранилищем ценностей. Были низкие стульчики. Но их было очень мало, и представить себе, что в скромном доме обнаружилось сразу 13 штук (12 апостолов и Христос), невозможно. Это немыслимая роскошь. Значит, их заменяли ковры, подушки, валики.
Во всяком случае в римской традиции тех лет во время пиров гости располагались на коврах или низких лежанках, укладываясь на левый бок, чтобы правой рукой брать яства. Древние римляне не только на общих пирушках или званых ужинах ели лежа, но, например, в повседневной жизни так же читали и писали.
Стульями пользовались: хозяин при приеме визитеров в своем кабинете (на богатых виллах), женщины, больные и те, кому стул нужен был при какой-то работе. Для званых вечерних ужинов невысокие лежанки для мужчин — клине — римляне заимствовали у греков. Лежанки расставляли по три в виде буквы «П» вокруг «трапезы» — небольшого столика (слово и сам предмет греческого происхождения). Почти так же было и у древних иудеев периода римского владычества. Изначально евреи ели, сидя у стола на низких стульчиках, но потом и к ним пришел «римский», а скорее греческий обычай трапезничать возлежа.
Итак, где же возлежал Иуда? В Евангелиях сказано по-разному. Вот у Луки (22:21): «Но посмотрите! Рука того, кто предаст Меня на одном столе с Моей». То есть Иуда ест как минимум за одним столом с Иисусом.
Но апостолов было двенадцать. И могли быть два варианта: общий большой стол, что трудно представить в иудейском доме тех лет. Или несколько небольших столов, делящих ужинающих на группы. Марк (14:20) сужает это пространство: «Один из двенадцати, макающий хлеб в ОДНО БЛЮДО со Мною». То же и у Матфея (26:23): «Меня предаст человек, опустивший руку в ОДНО БЛЮДО со мной».
Ага! Иуда не только возлежит за одним столом с Христом, но и возлежит рядом с ним или напротив него: он свободно дотягивается до блюда, стоящего перед Христом, хозяином вечери (в блюде обычно соус, в который макают хлеб и мясо). Именно дотягивается, потому что во время трапезы никто не вставал со своих лежанок и не подходил к столу с общим блюдом, все-таки не шведский стол. То есть Иуда возлежал бок о бок с Христом или напротив него. Длина руки у нас — примерно 70 сантиметров.
Почему это так важно? Потому что в любом застолье соблюдалась четкая иерархия (см. схему). Рядом с главой застолья (или хозяином дома) располагались два самых дорогих и почетных гостя — справа и слева. Иногда еще один почетный гость возлежал напротив хозяина (там, где на схеме обозначен проход для прислужника). Но это бывало редко.
И получалось, что главное блюдо, поставленное перед хозяином, могли достать рукой только два (или три) особо дорогих гостя. Но никак не двенадцать человек. Если принять гипотезу о том, что любимым учеником Христа был Иоанн (то есть одно место подле учителя занято), то второе остается только Иуде, который мог спокойно обмакнуть хлеб в одно блюдо с Иисусом.
Значит, этот «предатель» был Христом очень уважаем и приближен. Что, впрочем, вытекает и из того, что Иуда в общине апостолов носил денежный ящик, то есть был казначеем, министром финансов этой организации. И теперь — главная интрига: почему Иисус, точно зная, что именно Иуда его должен предать, сажает его, как обычно, обок себя, за главный стол?
И было ли это вообще предательство, если Христос так вот запросто сообщил об этом за столом, где сидели, кроме Иуды, еще 11 человек, способных растерзать любого, кто покусился бы на жизнь их учителя? Ведь отважился же Петр броситься за Христа на храмовую стражу с мечом во время ареста Иисуса в Гефсимании! Но это совсем другая история. И, возможно, я к ней еще вернусь. Автор ждет ваших откликов
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Источник