В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров — фреска « Тайная вечеря » Леонардо да Винчи .
Композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи писал по заказу герцога Лодовико Моро, который правил Миланом в то время. Сюжет «Тайной вечери» изображался флорентийскими живописцами и до Леонардо , однако среди них можно отметить только работу Джотто (или его учеников) и две фрески Доменико Гирландайо.
Для своей фрески на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам — один из вас предаст меня» и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов.
После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены.
Ленардо да Винчи, Христос и Иуда
Готовый к самопожертвованию склонился к Христу юный Филипп, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя, схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми серебренниками.
Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение. Все в этой фреске выполнено с удивительной правдой и тщательностью, даже складки на скатерти, покрывающей стол, выглядят настоящими.
У Леонардо так же, как и у Джотто, все фигуры композиции расположены на одной линии — лицом к зрителю. Христос изображен без ореола, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах.
Игрой лиц и движением выражают они свое душевное беспокойство. « Тайная вечеря » — одно из великих творений Леонардо , судьба которого оказалась очень трагичной. Любой, кто видел эту фреску уже в наши дни, испытывает чувство непередаваемой скорби от вида тех страшных утрат, которые нанесли шедевру неумолимое время и варварство людское.
А между тем сколько времени, сколько вдохновенного труда и самой пламенной любви вложил Леонардо да Винчи в создание своего произведения! Рассказывают, что часто можно было видеть, как он, внезапно бросив все дела, бежал среди дня в самую сильную жару в церковь Святой Марии, чтобы провести одну-единственную черту или поправить контур в «Тайной вечере».
Он был так увлечен своей работой, что писал беспрестанно, сидел над ней с утра до вечера, забыв о пище и питье. Бывало, однако, что несколько дней он совсем не брался за кисть, но и в такие дни он по два-три часа оставался в трапезной, предаваясь размышлениям и рассматривая уже написанные фигуры.
Все это весьма раздражало приора монастыря доминиканцев, которому (как пишет Вазари) «казалось странным, что Леонардо добрую половину дня стоит погруженный в раздумье и созерцание.
Он хотел, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу на огороде. Настоятель пожаловался самому герцогу, но тот, выслушав Леонардо , сказал, что художник тысячу раз прав. Как объяснил ему Леонардо , художник сначала творит в своем уме и воображении, а затем уже запечатлевает кистью свое внутреннее творчество».
Предательство Иисуса Христа. Тайная вечеря. В Гефсиманском саду. Иуда предатель.
Леонардо тщательно выбирал модели для образов апостолов. Он ежедневно отправлялся в те кварталы Милана, где обитали низшие слои общества и даже преступные люди. Там он искал модель для лица Иуды, которого считал величайшим негодяем на свете.
Вся композиция «Тайной вечери» пронизана движением, которое породили слова Христа. На стене, как бы преодолевая ее, развертывается перед зрителем древняя евангельская трагедия. Предатель Иуда сидит вместе с другими апостолами, а старые мастера изображали его сидящим отдельно.
Но Леонардо да Винчи выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, окутав его черты тенью. Иисус Христос — центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонардо — идеал человеческой красоты, ничто не выдает в нем божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трогателен, но он остается человеком. Точно так же страх, удивление, ужас, живо изображенные жестами, движениями, выражением лиц апостолов, не превосходят обыкновенных человеческих чувств
Это дало французскому исследователю Шарлю Клеману основание задаться вопросом: «Превосходно выразив истинные чувства, дал ли Леонардо своему творению всю силу, какую требует такой сюжет?» Да Винчи был отнюдь не христианином и не религиозным художником, религиозная мысль не проявляется ни в одном из его произведений. Не найдено тому подтверждения и в его записях, где он последовательно записывал все свои мысли, даже самые тайные.
Христос и двенадцать апостолов сидят на этом возвышении, замыкая четырехугольником столы монахов, и как бы вместе с ними справляют свою вечерю.
Личности апостолов неоднократно были предметом споров,однако судя по надписям на копии картины,хранящейся в Лугано,это слева-направо:Варфоломей,Яков- младший,Андрей,Иуда,Петр,Иоанн,Фома,Яков- старший,Филипп,Матвей,Фаддей и Симон Зелот.
От центра — Иисуса Христа — движение растекается по фигурам апостолов вширь, пока в предельном своем напряжении не упирается в края трапезной. И тогда взгляд наш снова устремляется к одинокой фигуре Спасителя. Его голова освещена как бы естественным светом трапезной.
Свет и тень, растворяя друг друга в неуловимом движении, придавали лицу Христа особую одухотворенность. Но, создавая свою «Тайную вечерю», Леонардо никак не мог нарисовать лицо Иисуса Христа. Он тщательно написал лица всех апостолов, пейзаж за окном трапезной, посуду на столе. После долгих поисков написал Иуду. Но лицо Спасителя осталось на этой фреске единственным не завершенным.
Казалось бы, что « Тайная вечеря » должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти сам великий да Винчи . Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок. Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения.
Результат сначала оказался прекрасным, но уже через несколько лет на росписи появились следы начинающегося разрушения: проступили пятна сырости, небольшими листиками стал отставать красочный слой. В 1500 году, через три года после написания «Тайной вечери», вода залила трапезную, коснувшись и фрески. Через 10 лет ужасная чума постигла Милан, и монашествующая братия забыла о том, какое сокровище хранится в их обители. К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии.
Монахи прорубили посреди картины дверь, которая нужна была для сообщения трапезной с кухней. Эта дверь уничтожила ноги у Христа и у некоторых апостолов, а потом картину обезобразили огромным государственным гербом, который прикрепили над самой картиной.
Позже картину многократно реставрировали,но не всегда удачно. Неповторимый характер «Тайной вечере” придает то, что в отличие от прочих картин подобного рода она показывает поразительное разнообразие и богатство эмоций персонажей, вызванных словами Иисуса о том, что один из учеников предаст его.
Никакая другая картина, написанная на сюжет Тайной вечери, не может быть даже близко сравнима с уникальной композицией и проработкой деталей в шедевре Леонардо
Так какие же тайны мог зашифровать в своем творении великий художник? В книге «Открытие тамплиеров” Клайв Принс и Линн Пикнетт утверждают, что несколько элементов структуры «Тайной вечери” свидетельствуют о зашифрованных в ней символах.
Во-первых, они считают, что фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) — не Иоанн, а некая женщина. На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы V, а сами фигуры образуют букву М.
Во-вторых, на картине, по их мнению, рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож. Принс и Пикнетт утверждают, что эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.
В-третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса (справа — для зрителей) Фома, обращаясь к Христу, поднял палец. По мнению авторов, это типичный жест Иоанна Крестителя.
Источник: proza.ru
4 вещи в картине да Винчи «Тайная вечеря», о которых никто не знает правду
Одни причисляли его к лику святых, другие считали, что он продал свою душу дьяволу. Леонардо ди сер Пьеро да Винчи… Гениальный итальянец: художник, изобретатель, писатель, музыкант. Пожалуй, самая неординарная и загадочная личность эпохи Высокого Возрождения. Мы еще не разгадали его шифр, не раскрыли его тайны. Пока мы можем только догадываться и строить предположения.
Курс по когнитивной психологии
Ты узнаешь, откуда берется тревога и когда это перестает быть нормой. Найдешь у себя мысли, из-за которых тебе плохо на душе. Научишься понимать свои эмоции и чувства. Поймешь, как побороть лишнюю тревогу, стать уверенней в себе и не зависеть от чужого мнения.
Многим известна роспись “Тайная вечеря”, находящаяся в монастыре в Милане. Изображение последней трапезы Христа с апостолами, когда Иисус поведал своим ученикам, что кто-то из них предаст его. 5 веков прошло, а люди до сих пор пытаются понять скрытый смысл картины.
Христос и Иуда
Леонардо да Винчи никогда не спешил работать. Его произведения “созревали” и создавались годами. Сфера его интересов была обширна, он с легкостью переключался с одного на другое. И свою “Тайную вечерю” художник тоже писал несколько лет. Вся загвоздка была в натурщиках. Да Винчи не просто рисовал лица, он писал эмоции.
На внешности человека должен был быть некий отпечаток того, что живописец собирался изобразить.
Дольше всего Леонардо да Винчи искал “своего” Иуду. Если прототип Христа художник нашел в церковном хоре, то воплощение “абсолютного зла”, которое должен был олицетворять Иуда Искариот, никак не находилось. Ну не было рядом таких людей, во внешности которых были бы видны все пороки сразу.
Прошло три года, картина оставалась незавершенной. И тут помог случай. Прогуливаясь по “злачным” местам, Да Винчи заметил в канаве пьяного оборванца, внешность которого как нельзя лучше подходила для образа Иуды. Пьяницу привели в собор и, не дожидаясь пока тот протрезвеет, художник начал делать наброски. Когда натурщик немного пришел в себя, он сначала не мог понять, где находится, а потом вспомнил, что уже видел эту картину.
— Как такое может быть? — спросил живописец.
— Несколько лет назад, когда я был молод и полон надежд, я пел в церковном хоре. Тогда с меня писали Христа.
Легенда ли это или домыслы, но нельзя не заметить, что пропорции лица (уши, нос, разрез глаз) двух персонажей удивительно похожи. Историки разных стран сходятся во мнении, что действительно моделью служил один и тот же человек в разные годы своей жизни.
Два в одном. В любом человеке есть черное и белое, добро и зло. Граница между ними порой незаметна, и каждую минуту мы делаем выбор, в какую сторону шагнуть. Вполне возможно, что именно такой в этом смысл.
Чаша Грааля или просто сосуд?
Если смотреть прямо, то кажется, что перед Иисусом стоит обычный сосуд. Но если взглянуть в зеркальном отражении, то очень похоже на Чашу Грааля.
За этой реликвией охотились на протяжении веков. Еще бы, испившему из чаши прощались все грехи и даровалась вечная жизнь. Но среди орудий Страстей, которые вроде бы находили и которые в средние века выставлялись в различных европейских храмах, отсутствовала чаша, из которой Христос вкушал на Тайной вечере.
А может быть, Грааль — это вовсе не чаша, а кровь потомков Иисуса Христа, как описано в романе “Код да Винчи”. Кто знает…
Мария Магдалина или Иоанн?
За столом справа от Христа находится… кто? Историки на этот счет так и не сошлись во мнениях. Некоторые из них считают, что это Мария Магдалина, которая была не просто последовательницей, а законной женой Иисуса. Доказательная база, прямо скажем, слабовата. Будто-то бы контуры тел Иисуса Христа и Магдалины образуют букву “M”, что означает “Matrimonio”, что в переводе на русский значит “брак”.
Другие ученые умы доказывают, что там изображен юный Иоанн. А то, что в изображении отсутствуют мужские черты, то всех юношей “нежного возраста” в те времена так изображали.
Соль и рыба
Еще два “зашифрованных” символа “Тайной вечери” — перевернутая солонка и рыба. С солонкой все более или менее понятно — во все времена просыпанная соль считалась плохой приметой. С рыбой сложнее.
Роспись плохо сохранилась, и по внешнему виду трудно определить, какая рыба изображена. Исследователи решили, что это или сельдь, или угорь. Толкование зависит именно от сорта. Сельдь (аринга) — наставление. Угорь (ренга) — тот, кто не признает религию.
К единому мнению не пришли до сих пор.
Можно скептически относится к теме загадок и кодов произведений Леонардо да Винчи. Но художников было много, а он такой один. Его картины действительно завораживают. Как будто в каждую да Винчи вложил частицу своей души.
Источник: femmie.ru
«Тайная Вечеря» — Легенда Леонардо
«Тайная Вечеря» при просмотре «вживую», действительно, создает эффект 3D. (Под потолком изображены гербы рода Сфорца)
Шедевр «Тайная вечеря» (Il Cenacolo или L’Ultima Cena) Леонардо да Винчи создал в Милане на службе у герцога Людовико Сфорца. Герцог заказал роспись трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, в котором желал сделать фамильную усыпальницу.
Леонардо изобразил эпизод «Тайной Вечери», когда Иисус Христос собрал всех своих учеников и произнес «Один из вас предаст меня». Леонардо был первым художником, который смог передать эмоции героев библейского сюжета: недоумение, растерянность, возмущение, испуг. Услышав слова Христа, апостолы спрашивают «Не я ли, Господи?» Зритель становится наблюдателем этой трагичной сцены. На картине Леонардо легко отличить Иуду среди остальных учеников.
Все ученики устремляются к центральной фигуре Иисуса Христа. Только Иуда испуганно отпрянул назад. Его темный профиль на светлом фоне символически указывает на нечистую совесть.
Христос произнес, что Его предаст тот, кто обмакнет хлеб в блюдо вместе с Ним. На картине Леонардо только рука Иуды тянется к блюду. Другие апостолы — эмоционально жестикулируют, обсуждая грядущее предательство.
Слева от Иуды «третья рука с кинжалом», которая непонятно кому принадлежит. Возможно, это появилось при первых неудачных попытках реставрации
Ценители искусства назвали работу Леонардо «гениальным синтезом всех искусств и всех наук, в которой душа Ломбардии и Италии чувствует отзвук своего величия и своих бедствий».
Работа над фреской заняла около трех лет (предположительно 1495-1498), Леонардо, занятый размышлениями и экспериментами, часто мог отложить живопись на несколько дней, обдумывая новые идеи для своего творения.
По одной из версий, Леонардо изобразил себя на картине в образе апостола Фаддея (в центре).
«Он имел обыкновение, как я много раз видел и наблюдал, рано утром влезать на помост и от восхода солнца до сумерек не выпускать кисти из рук и, забывая о еде и питье, беспрерывно писать. Однако затем могло пройти два, три и четыре дня, в течение которых он не брался за работу или проводил около картины один, два или три часа, но только созерцал, рассматривая и внутренне обсуждая и оценивая ее фигуры» — свидетельствует Банделло.
На стене напротив изображено «Распятие» работы Монторфано
К сожалению, шедевр ждала непростая судьба. Фреска начала разрушаться еще при жизни Леонардо. Одна из причин — эксперимент с красками, который помог создать «эффект присутствия», но оказался недолговечным.
Другая причина — акт вандализма в 1499 году при захвате Милана французами. В зале, где находилось творение знаменитого живописца, была устроена конюшня. Как обычно в истории, победители демонстрируют пренебрежение к культурным идеалам поверженного врага.
Живописцу пришлось покинуть захваченный Милан и поступить на службу к Чезаре Борджиа.
Победитель — король Франции Людовик XII был образованным человеком, и не одобрил бесчинств своих солдат. Узнав о разрушении шедевра великого Леонардо, он сокрушался, что нельзя увезти с собой в Париж всю стену с произведением великого мастера.
Потомки на протяжении 300 лет пытались восстановить картину, но только ухудшали ситуацию.
Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие сильно пострадал во Вторую мировую войну, все стены здания подверглись сильно повреждены, нетронутой осталась только стена с фреской Леонардо.
Основная реставрация «Тайной Вечери» началась в 1970-е годы и длилась более 20 лет, реставрационные работы были завершены в 1999 году.
К произведению Леонардо всегда был повышенный интерес, в наши дни творчество художника трактуется весьма своеобразно. Чего только не придумают, чтобы показать «сакральное послание» Леонардо потомкам: и круги с треугольниками, и прочие тайные знаки. В Италии ценители искусства не поддерживают эти глумления над классикой.
Репродукция шедевра
По одной из современных версий, слева между Иисусом Христом и Иудой изображен не младший ученик Иоанн, а Мария Магдалина. Эта версия объясняется «излишней миловидностью лица» персонажа. Искусствоведы возражают, по средневековым канонам младший ученик Иоанн всегда изображался с юным ангельским лицом, и Леонардо решил последовать этому привычному узнаваемому образу.
Историки критикуют картину за «недостоверность». Художник изобразил Христа и апостолов сидящими за столом по-европейски, а в древней Иудее пищу принимали лежа или сидя на полу.
Сейчас шедевр Леонардо находится за несколькими защитными дверьми. Для сохранения фрески в зале поддерживается определенная температура.
Фасад монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, где находится творение Леонардо
Теперь в Милане полюбоваться на работу гения может каждый желающий.
Для посещения нужно заранее заказать билет через интернет. Зрителей пускают в зал группами по 20 человек на 15 минут.
Источник: lenarudenko.livejournal.com