Тайная вечеря кто есть кто

Какие секреты зашифровал Леонардо да Винчи в своей «Тайной вечери»

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — одна из самых известных картин в мире. Это произведение искусства было написано между 1494 и 1498 годами и представляет собой последнюю трапезу Иисуса с апостолами. Картина была заказана Людовиком Сфорца. «Тайная вечеря» Леонардо по сей день находится на своем первоначальном месте — на стене в трапезной монастыря Санта—Мария—делле—Граци.

Сюжет

В 1494 году Леонардо да Винчи начал то, что станет одним из самых влиятельных произведений искусства в истории. «Тайная вечеря» — это визуальная интерпретация Леонардо события, записанного во всех четырех Евангелиях. Вечером Христос собрал своих апостолов вместе, чтобы устроить последний обед и сказать им, что ему известно грядущее событие о предательстве одного из них. Все его 12 последователей отреагировали на эту новость с разными эмоциями: это и страх, и гнев, и недоумение, и даже ненависть.

В отличие от подобных работ, Леонардо решил проиллюстрировать тот конкретный момент в евангельском сюжете, когда Иисус говорит своим последователям, что один из них предаст его, уделяя большое внимание индивидуальным выразительным реакциям. Ссылаясь на Евангелие, Леонардо изображает Филиппа, вопрошающего: «Господи, это я?», на что Христос отвечает: «Кто опускает руку со мной на блюдо, тот и предаст меня».

Тайная Вечеря — шокирующее послание да Винчи. читает Викрам

И зрители видят, что вкупе с Христом одновременно свою руку к блюдцу на столе тянет Иуда. Спокойное самообладание Иисуса с опущенными головой и глазами контрастирует с волнением апостолов. Все они сгруппированы по три человека. Иаков, слева от Христа, сердито размахивает руками, в то время как неверующий Фома, за Иаковом, указывает вверх и, кажется, спрашивает: «Это план Бога?».

Фома в этот момент пытается прикоснуться к ранам Христа, чтобы поверить в воскрешение. Петр с ножом в руке (им он позже отрезал ухо солдату, пытающемуся арестовать Иисуса) подходит к Иоанну, который сидит справа от Иисуса. Иуда схватил мешочек, в котором находится его награда за идентификацию Иисуса.

Вместе с тем, Леонардо также таинство Евхаристии ( Христос, благословляющий трапезу — чудесное превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа).

Техника исполнения шедевра

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, огромная картина 4,6 х 8,8 метров, была выполнена из темперы и масла на гипсовой заготовке вместо техники. Почему же не была использована популярная в то время техника фрески? Она была не по нраву Леонардо по двум причинам. Во—первых, он хотел добиться большей яркости, чем позволял метод фрески.

Во—вторых, быстросохнущая техника фрески требовала быстрой работы и спешки. А Леонардо известен своим тщательным и продолжительным процессом работы. Картина была выполнена с использованием собственной созданных пигментов непосредственно на сухой штукатурке на стене, и в отличие от фресок, где пигменты смешивались с мокрой штукатуркой, она не выдержала испытание временем. Еще до того, как картина была завершена, часть полотна уже начала отслаиваться от стены и Леонардо приходилось его снова корректировать. Чтобы создать эту уникальную работу, Леонардо создал огромное множество подготовительных набросков.

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»

Композиция: молоток + гвоздь

Два приспособления — молоток и гвоздь — помогли Леонардо достигнуть нужной перспективы. Что особенно делает «Тайную вечерю» настолько поразительной — это перспектива, которая, кажется, приглашает зрителя шагнуть на драматическую сцену и принять участие в трапезе Христа.

Чтобы достичь этой иллюзии глубины на плоской поверхности, Леонардо да Винчи вбил гвоздь в стену, а затем привязал к нему веревку, чтобы сделать отметки, которые помогли в создании перспективы. Эта техника была заново открыта в эпоху Возрождения. Еще одна деталь композиции: двенадцать апостолов сгруппированы в четыре группы по три человека, и есть также три окна. Цифра три часто является ссылкой на Святую Троицу в католическом искусстве. Кроме того, картина симметрична с одинаковым количеством фигур по обе стороны от Иисуса.

Читайте также:
Как собрать бусы из натуральных камней мастер класс

Магдалина или Иоанн?

Многих внимательных зрителей картины интересует один вопрос — ведь очевидно, что справа от Иисуса изображена женщина, в то время как церковь на протяжении тысячелетий искренне убеждает людей в версии об апостоле Иоанне (он же написал «Евангелие от Иоанна Богослова»)?
Все в апостоле Иоанне поразительно женственно. Это и тонкие грациозные руки, красивые нежные черты лица и золотое ожерелье. Интересный факт — эта женщина в своей позе и своем одеянии является зеркальным отражением Христа: одинаковый стиль плаща и халата, одинаковый наклон головы. Никто за столом не носит одежду, которая таким образом отражает одежду Иисуса.

И Иисус и, предположительно, Магдалина находятся в своих внутренних мыслях, они словно не замечают всего разнообразия эмоций окружающих апостолов. Они оба безмятежны и спокойны. Центральное место в общей композиции занимает фигура—буква, которую Иисус и эта женщина создают вместе — это гигантская, распростертая буква «М» (вполне возможно, это авторский посыл на имя Магдалины).

Символика

Ряд искусствоведов и ученых активно обсуждают значение сосуда с разлитой солью возле локтя Иуды. Пролитая соль может символизировать неудачу, потерю религии или веры в Христа.
Вторая символическая загадка: является ли рыба на столе сельдью или угрем. Это важно, поскольку у каждого свое символическое значение. По—итальянски слово «угорь» — «аринга» означает внушение. На северно—итальянском диалекте слово «сельдь» — «ренга» описывает человека, который отрицает религию (и это соответствовует библейскому предсказанию Иисуса о том, что его апостол Петр будет отрицать, что знает его). Таким образом, угорь — символизирует веру в Иисуса, а сельдь, напротив, символизирует неверующего.

«Тайная вечеря» в музыке и математике

По словам итальянского музыканта Джованни Марии Пала, да Винчи включил музыкальные ноты в «Тайную вечерю». В 2007 году Пала создала 40—секундную мелодию из нот, которые якобы были спрятаны на сцене.
Три года спустя исследователь Ватикана Сабрина Сфорца Галиция перевела «математические и астрологические» знаки картины в сообщение Леонардо да Винчи о конце света. Она утверждает, что «Тайная вечеря» предсказывает апокалиптическое наводнение, которое охватит земной шар в период с 21 марта по 1 ноября 4006 года.

«Тайная вечеря» поистине покорила аудиторию своим впечатляющим масштабом, уникальной композицией, таинственным сюжетом, символикой и загадками. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, несомненно, является одним из самых важных произведений искусства всех времен, как за свой инновационный подход, так и за влияние, которое оно оказало на художников всех времен и народов.

Источник

Леонардо да Винчи “Тайная Вечеря”. Путеводитель по шедевру

Леонардо да Винчи Тайная вечеря

Тайная вечеря (1495-1498). Без преувеличения самая известная настенная роспись. Хотя увидеть вживую ее сложно.

Находится она не в музее. А в той самой трапезной монастыря в Милане, где когда-то и была создана великим Леонардо. Вас туда пустят только по билетам. Которые нужно покупать за 2 месяца.

Сама я фреску пока не видела. Но стоя перед ней, у меня бы завертелись в голове вопросы.

Зачем Леонардо понадобилось создавать иллюзию объёмного пространства? Как ему удалось создать таких разнообразных персонажей? Рядом с Христом – Иоанн или все же Мария Магдалина? И если изображена Мария Магдалина, то кто среди апостолов – Иоанн?

1. Иллюзия присутствия

Леонардо да Винчи тайная вечеря трапезная

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия. Wga.hu

Леонардо задумывал гармонично вписать своё произведение в окружающую обстановку. Он выстроил идеальную перспективу. Реальное пространство плавно переходит в пространство изображённое.

Тени от тарелок и хлеба указывают на то, что Тайная вечеря освещается слева. В помещении как раз окна слева. Посуда и скатерти тоже были написаны такие же, как и в самой трапезной.

Леонардо тайная вечеря детали

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия

Ещё один интересный момент. Чтобы усилить иллюзию, Леонардо потребовал замуровать дверь. На той стене, на которой должна была появиться фреска.

Читайте также:
Что означает крыло на красной нити

Трапезная была очень популярна в городе среди горожан. Через эту дверь носили еду из кухни. Поэтому настоятель монастыря настаивал ее оставить.

Леонардо рассердился. Пригрозив, что если тот не пойдёт ему на встречу, он напишет его Иудой… Дверь замуровали.

Еду начали носить из кухни по длинным галереям. Она остывала. Трапезная перестала приносить тот же доход. Вот так Леонардо создал фреску. Но закрыл доходный ресторан.

Но результат всех поразил. Первые зрители были ошеломлены. Создавалась иллюзия, что вы сидите в трапезной. А рядом с вами, за соседним столом – Тайная Вечеря. Что-то мне подсказывает, что это удерживало трапезничающих от чревоугодия.

Через какое-то время дверь вернули. В 1566 году трапезную вновь соединили с кухней. Ноги Христа были “срезаны” новым проемом двери. Иллюзия была не так важна, как горячая еда.

2. Грандиозная работа

Когда работа гениальна, кажется, что ее создателю не составило никакого труда ее создать. Ведь на то он и гений! Чтобы шедевры выдавать один за другим.

На самом деле гениальность в простоте. Которая создаётся тяжёлым умственным трудом. Леонардо подолгу стоял перед работой в размышлении. Пытаясь найти лучшее решение.

Уже упомянутого настоятеля монастыря это раздражало. Он пожаловался заказчику фрески. Людовико Сфорца. Но тот был на стороне мастера. Он понимал, что шедевры создавать не то же самое, что огород полоть.

Долгие размышления были не совместимы с фресковой техникой (росписью по мокрой штукатурке). Ведь она предполагает быструю работу. Пока штукатурка не высохла. После чего внесить изменения уже нельзя.

Поэтому Леонардо решил рискнуть. Нанося масляные краски на сухую стену. Так у него появилась возможность работать сколько угодно. И вносить изменения в уже написанное.

Леонардо да Винчи Христос

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация. Wga.hu

Но эксперимент оказался неудачным. Через пару десятилетий от сырости краска начала отваливаться. Все 500 лет шедевр был на краю полной гибели. И до сих пор мало шансов, что наши потомки ее увидят.

3. Психологическая реакция

Такое разнообразие реакций персонажей нелегко далось мастеру. Леонардо понимал, что люди с разными характерами очень по-разному реагируют на одни и те же слова.

Собравшимся за одним столом в тавернах он рассказывал смешные истории или необычные факты. И наблюдал, как они реагируют. Чтобы потом наделить их жестами своих героев.

И вот мы видим, как отреагировали 12 апостолов. На неожиданные для них слова Христа “Один из вас предаст меня”.

Леонардо да Винчи варфоломей

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия

Варфоломей поднялся со скамейки и оперся на стол. В этом порыве видна его готовность действовать. Как только он расслышит, кто же предатель.

У Андрея совсем иная реакция. Он в лёгком испуге поднёс руки к груди ладонями к зрителю. Мол, это уж точно не ко мне, я чист.

А вот ещё одна группа апостолов. Уже по левую руку Христа.

Леонардо да Винчи Иаков заведеев

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия

Иаков Заведеев ошарашен услышанным больше всех. Он потупил взгляд, пытаясь осознать услышанное. Раскрыв руки, он сдерживает подступивших Фому и Филиппа. Мол, подождите, пусть Учитель продолжает.

Фома при этом указывает на небо. Бог не допустит такого. Филипп же бросился уверять Учителя, что ему он может верить. Ведь он на такое не способен.

Даже у современников Леонардо такого вы не увидите. Как, например, у Гирландайо. Апостолы реагируют, разговаривают. Но как-то уж слишком спокойно. Однообразно.

Гирландайо тайная вечеря

Доменико Гирландайо. Тайная вечеря. 1486 г. Фреска в Базилике ди Сан Марко, Флоренция, Италия. Wikimedia.commons.org

4. Главная загадка фрески. Иоанн или Мария Магдалина?

По официальной версии по правую руку Христа изображён апостол Иоанн. Но он изображён настолько женственным, что легко поверить в легенду про Марию Магдалину.

Леонардо да Винчи мария магдалина

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия

И овал лица чисто женский с заострённым подбородком. И надбровные дуги слишком плавные. Еще и длинные тонкие волосы.

И даже реакция у него чисто женская. От услышанного ему/ей стало не по себе. Бессильно он/она прильнул(а) к апостолу Петру.

Читайте также:
К чему во сне дарят часы

И руки у него/неё безвольно сложены. А ведь Иоанн до призвания Христом был рыбаком. То есть тем, кто тягал многокиллограммовую сеть из воды.

Ссылка на бесплатный курс

5. А где же Иоанн?

Иоанна можно идентифицировать по трём признакам. Он был моложе Христа. Как мы знаем, до призвания он был рыбаком. А ещё у него есть брат, тоже апостол. Так что ищем молодого, крепкого и похожего с ещё одним персонажем.

Вот и два претендента.

Тайная вечеря. Слева: Варфоломей. Справа: Матфей.

Тайная вечеря. Слева: Варфоломей. Справа: Матфей.

Хотя все может быть гораздо прозаичнее. Двое персонажей похожи друг на друга, потому что художнику позировал один человек.

А Иоанн похож на женщину, потому что Леонардо был склонен изображать андрогинных людей. Вспомните хотя бы миловидного ангела с картины “Мадонна в скалах” или женоподобного “Иоанна Крестителя”.

Картины Леонардо да Винчи. Слева:

Картины Леонардо да Винчи. Слева: “Мадонна в скалах” (фрагмент). 1483-1486 гг. Лувр. Справа: “Иоанн Креститель”. 1516-1518 гг.

Лувр.

Выбирайте сами, что вам больше нравится. Верить в легенду о Марии Магдалине или придерживаться официальной версии искусствоведов. От этого значимость “Тайной вечери” не уменьшится.

Ведь это единственное творение Леонардо, которое было доступно людям на протяжении всех веков. Все остальные картины до 19 века хранились в частных коллекциях. И их лицезрели лишь их владельцы.

О других шедеврах мастера читайте в статьях:

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Источник

Кто из апостолов и где сидит или стоит на Тайной Вечере (см. фото)?

«Тайная вечеря» — знаменитая фреска итальянского художника Леонардо да Винчи.

КТО ГДЕ С ЛЕВА НА ПРАВО.

текст при наведении

текст при наведении

Замечание автору вопроса. На приведённой Вами фотографии изображена «Тайная вечеря» кисти НЕ Леонардо Да Винчи. Оригинал см. выше.

По персонажам, справа налево (чтобы попытаться избежать копирования), по головам (а не по туловищам):

Симон, Фаддей, Матфей, Филипп, Иаков Зеведеев, Фома, Иисус, Иоанн, Пётр, Иуда, Андрей, Иаков Алфеев, Варфоломей.

Иуда Искариот (на момент описываемых событий всё ещё апостол) опирается локтем об стол; в руке Петра нож.

Голова Иуды — четвёртая слева.

Позабавила информация в Википедии о реставрации фрески. Особенно в 1726-ом году. Может всё-таки Носовский и Фоменко правы? :)))

Почему википедическая информация позабавила: фреска создана в самом конце XV-го века. Через 20 лет изображение практически стёрлось (исчезло). Ещё через сто лет была проведена ПЕРВАЯ реставрация.

Реставрация чего? Изчезнувшего изображения? Была ли вообще реставрация? Или картина была написана впервые?

Дэн Браун считает (роман «Код Да Винчи»), что слева от Христа изображена Мария Магдалена, а не апостол Иоанн. — 7 лет назад

Конечно это не оригинал самой работы.
Это просто копия, но яркая, разборчивая, детальная, без затирок, оттирок, туманностей, и плохой видимости.Токмо ради этого. — 7 лет назад

Христос в центре стола «Тайной вечери». Композицию Леонардо да Винчи разделил на группы.

Слева первая апостольская тройка. Крайним стоит Варфоломей (Нафанаил), следующий Иаков Алфеев, далее Андрей Первозванный.

Четвёртый апостол Пётр, он перегнулся через Иуду Искариота, говорит что — то Иоанну Богослову. Голова Петра на картине пятая по счёту. Иоанн Богослов у правой руки Христа.

Седьмым сидит апостол Иаков Зеведеев, сзади за ним стоит Фома, голова которого оказалась ближе к Иисусу. Последним в тройке стоит Филипп. В крайней тройке Левий Матфей (стоит), затем Иуда Фаддей(тоже стоит), сидит Симон Кананит.

Иуда предавший Иисуса:

В центре этой картине сидит сам Иисус Христос а справа и слева от него 12 учеников Спасителя. Смотрим фото.

Под номером 5 я сразу узнала Иуду, он в мешочке держит свои 30 серебренников. Именно он предал своего учителя, которого потом казнили. Самого первого можно увидеть Варфоломея, под номером 2 Иакова, а третьим сидит Андрей прозванный первозванный (его брат апостол Пётр). Под номерами 4 и 6 — Петр и Иоанн Богослов. Они разговаривают. Под номером 7 тоже Иаков, но только не Алфеев, а Зеведеев.

Читайте также:
К чему снится золотой медальон

Под номером 8 — Фома (апостол), которого еще прозвали неверующий. Под номером 9 — Филипп (апостол). Под номером 10 видим Левия Матфея. Под 11 номером тоже Иуда, но Фаддей. Не путать его с Иудой предателем.

Под 12 номером видим Симона.

Очень интересная картина. Ее нарисовал великий художник эпохи итальянского возрождения Леонардо Да Винчи. Он же, кстати, является создателем великой картины «Моно Лиза», что находится в Лувре.

Давайте перечислим всех апостолов, которые изображены на картине «Тайная вечерня».

  1. Варфоломей (в честь него кстати назвали историческое событие Варфоломеевская ночь)
  2. Иаков Алфеев
  3. Андрей первозванный (брат апостола Петра)
  4. Апостол Петр
  5. Иуда Искариот — он предал Иисуса Христа, сдав его за 30 серебрянников. Именно он является причиной казни Иисуса.
  6. Иоанн Богослов
  7. Иаков Зеведеев
  8. Апостол Фома
  9. Апостол Филипп
  10. Левий Матфей
  11. Иуда Фаддей (не путать с Иудой Искариотом)
  12. Симон.

Посередине расположился сам Иисус Христос.

Всего 12 апостолов изображено на картине «Тайна вечерня»

Если задано слева направо, то цифрой 1 обозначен апостол Варфоломей. Второй Иаков Алфеев, третий Андрей Первозванный. Апостол Пётр, взволнованный словами Христа про предателя среди апостолов, схватил нож и привстал, он четвёртый. Пятый Иуда Искариот (предавший), он опрокинул солонку, в руке держит кошель со деньгами. Шестой Иоанн Богослов.

По другую сторону Христа сидитседьмым Иаков Зеведеев, за ним стоит восьмым апостол Фома, девятым стоит апостол Филипп. Левий Матфей десятый, одиннадцатый Иуда Фаддей, двенадцатый апостол Симон.

Настенная фреска обезображена проделанной позднее дверью, поэтому часть её утрачена безвозвратно.

«Тайная вечеря» эта картина принадлежит кисти величайшего мастера всех времен Леонардо Да Винчи.

Считается, что художник на своей картине изобразил тот момент, когда Иисус произносит за столом фразу о том, что один из апостолов предаст его.

Апостолы были крайне удивлены, их удивление и смятение отражено на лицах. И реакция каждого также видна. Отчаяние, страх, негодование, смятение.

Фигура Иисуса возвышается в центре стола. Голова его находится в центре картины.

Слева и справа от него его ученики – двенадцать апостолов.

Они изображены группами по трое.

Почти все, после слов учителя устремляются к центру. И только Иуда отшатнулся назад. А в руках сжимает тридцать сребреников.

Тайная вечеря — знаменитая фреска Леонардо да Винчи, она находится в монастыре Санта-Мария-делле-Гр­ ацие в Милане.

На фреске изображен Иисус со своими учениками на последней перед его арестом пасхальной трапезе, это тот момент, когда Иисус предсказывает предательство одного из своих учеников.

Среди искусствоведов нет согласованной версии, кто изображен на фреске Тайная вечеря.

В частности, есть сомнения насчет того, слева от Иисуса сидит Иоанн или Мария Магдалина.

Но все же, считается, что изображена все-таки Мария Магдалина, которую Иисус привел на трапезу, как законную жену:

Здесь показана картина Леонардо да Винчи, который показывает последнюю трапезу Христа с учениками, двенадцатью апостолами, которую автор писал в конце пятнадцатого века, в промежуток времени 1495 — 1495 гг, находясь в доминиканстком монастыре из Милана Санта-Мария-делле-Гр­ ацие.

Это трапеза, которая состоялась перед Пасхой в чистый четверг, тогда Иисус Христос предсказал, что один из всех апостолов предаст, поэтому на лицах всех их сложные эмоции.

Здесь изображены все двенадцать апостолов изображены, хотя живописцы иногда показывают только одиннадцать, словно Иуда ушел и таинство Евхаристии проходило в его отсутствие.

Как узнать Иуду? Часто его показывают обособленно от других апостолов, а еще не показывают лицо так, чтобы его можно было рассмотреть, уловить взгляд.

В том случае, когда Иуда Искариот изображен находящимся среди других учеников, узнать его можно по мешочку, — держит кошелек в руках или тот висит на шее, словно приготовленный для тридцати сребреников (или наличие кошелька еще говорит о том, что Иуда заведовал деньгами в апостольской общине).

Кто из апостолов и где сидит или стоит на Тайной Вечере (см. фото)?

Кроме прочего, Иуду можно узнать по темным волосам — среди других самый темный брюнет.

Кто из апостолов и где сидит или стоит на Тайной Вечере (см. фото)?

Иисус Христос показан в центре. Другие апостолы изображены группами по трое, слева направо:

Источник

«Тайная вечеря» да Винчи

Роспись находится в трапезной доминиканского монастыря в Милане.

Читайте также:
Зачем нужен кальцит в майнкрафт

Сюжет

Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с 12 учениками. В тот вечер Иисус установил таинство евхаристии, которое заключалось в освящении хлеба и вина, проповедовал о смирении и любви. Ключевое событие вечера — предсказание о предательстве одного из учеников.

7.jpg

Ближайшие сподвижники Иисуса — те самые апостолы — изображены группами вокруг Христа, сидящего в центре. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; затем Иуда Искариот, Пётр и Иоанн; далее Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; и последняя тройка — Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

По одной из версий, по правую руку от Христа ближайший не Иоанн, а Мария Магдалина. Если следовать этой гипотезе, то её положение указывает на брак с Христом. В пользу этого говорит то, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Сделать это могла только законная жена.

фото 1 Николай Ге «Тайная вечеря»,1863.jpg

Точно не известно, какой именно момент вечери хотел изобразить Да Винчи. Вероятно, реакцию апостолов на слова Иисуса о грядущем предательстве одного из учеников. В качестве аргумента служит жест Христа: согласно предсказанию, предатель протянет руку к еде одновременно с божьим сыном, а единственным «кандидатом» оказывается Иуда.

Образы Иисуса и Иуды дались Леонардо сложнее других. Художник никак не мог найти подходящих моделей. В итоге Христа он списал с певчего в церковном хоре, а Иуду — с бродяги-пьяницы, который, кстати, в прошлом тоже был певчим. Есть даже версия, что Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Контекст

Для конца 15-го в., когда была создана фреска, воспроизведённая глубина перспективы была переворотом, изменившем направление развития западной живописи. Если быть точным, то «Тайная вечеря» — это, скорее, не фреска, а роспись. Дело в том, что технически она выполнена на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это происходит в случае с фресками. Сделал это Леонардо, чтобы можно было корректировать изображения. Техника фрески не даёт автору право на ошибку.

Да Винчи получил заказ от своего постоянного клиента — герцога Лодовико Сфорца. Жена последнего Беатриче д’Эсте, терпеливо сносившая необузданную любвеобильность мужа в отношении распутниц, в конце концов скоропостижно скончалась. «Тайная вечеря» была своего рода последней волей усопшей.

фото 2 Лодовико Сфорца.jpg

Не прошло и 20 лет после создания фрески, как из-за влажности работа Да Винчи начала осыпаться. Ещё через 40 лет было почти невозможно узнать фигуры. Видимо, современники не особенно переживали о судьбе произведения. Напротив, они всячески, вольно или невольно, только ухудшали его состояние.

Так, в середине 17-го в., когда церковникам понадобился проход в стене, они сделали его таким образом, что Иисус лишился ног. Позднее проем заложили кирпичом, но ноги уже было не вернуть.

Французский король Франциск I настолько был впечатлён произведением, что всерьёз задумывался о перевозе его к себе домой. А во время Второй мировой фреска чудом уцелела — попавший в здание церкви снаряд уничтожил все, кроме стены с работой Да Винчи.

фото 3 Санта-Мария-делле-Грацие.jpg

«Тайную вечерю» неоднократно пытались реставрировать, правда, не особенно удачно. В итоге к 1970-м гг. стало очевидно, что пора действовать решительно, иначе шедевр будет утрачен. За 21 год была проведена колоссальная работа. Сегодня у посетителей трапезной есть только 15 минут на созерцание шедевра, а билеты, разумеется, нужно покупать загодя.

Судьба автора

Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции — места, где на рубеже 15−16 вв. культурная, политическая и экономическая жизнь была чрезвычайно насыщенна. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.

фото 4 Статуя да Винчи во Флоренции.jpg

Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия. и так далее, и так далее. И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором.

Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...