Тайная вечеря кто изображен

«Тайная вечеря» — очередная загадка Леонардо.

Пару лет назад мы с мужем посетили Милан. И, конечно, в программу наших экскурсий по Милану было включено знакомство с шедевром Леонардо да Винчи – фреской «Тайная вечеря». Знаменитая фреска находится в трапезной церкви доминиканского монастыря Санта-Мария-деле-Грацие.

Чтобы туда попасть, необходимо предварительно выкупить билеты на определенный день и время. В трапезную для осмотра фрески « Тайная вечеря» пускают небольшие группы туристов, по двадцать человек. Сеанс для каждой группы тоже ограничен и составляет 15 минут. Перед посещением трапезной посетителям нужно пройти через специальную комнату, в которой с них максимально удаляются частички грязи и пыли.

И наконец, мы в трапезной церкви монастыря Санта-Мария-Делле-Грацие, и перед нами фреска великого Леонардо «Тайная вечеря». На фреске изображен последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами накануне его ареста римлянами. Леонардо да Винчи работал над ней три года, с 1495 по 1498 год. Размер фрески 8,8 метра на 4,6 метра.

Тайная вечеря. 10 фактов от митрополита Илариона. Цикл «Читаем Евангелие»

Задумка Леонардо заключалась в том, чтобы у монахов создавалось впечатление, будто Иисус с апостолами трапезничает вместе с ними, практически за одним столом. Фигуры на фреске изображены в полный рост, и каждому, входящему в трапезную, действительно казалось, что Иисус, и впрямь, вкушает яства вместе со всеми за общим столом.

Фигура Иисуса расположена в центре фрески и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Справа и слева от Христа сидят его ученики – Апостолы. Они изображены четырьмя группами по три человека. Имена апостолов, на фреске слева направо: Первая группа: Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей. Вторая группа: Иуда Искариот, Петр и Иоанн.

Третья группа: Иаков Зеведеев, Фома и Филипп. Четвертая группа: Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

Для справки : Апостол в переводе с греческого языка – посол, посланник. Апостолы, изображенные на фреске «Тайная вечеря», это первые, ближайшие, двенадцать учеников Иисуса Христа. По преданию все они, за исключением Иоанна и Иуды Искариота (он повесился, после того, как предал Христа), умерли мученической смертью.

Дополнительно к двенадцати, позже, Иисус избрал еще 70 апостолов, которые называются апостолами от семидесяти. Среди них наиболее известны евангелисты- апостол Марк- покровитель Венеции и апостол Лука. Апостол Павел не входит в число ни тех, ни других, так как начал проповедовать слово божье после вознесения Иисуса Христа, но при этом, он является одним из самых почитаемых апостолов христианства.

Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи на своей фреске запечатлел именно этот момент, и в динамике изобразил бурную реакцию на эти слова учеников Христа. Крайний слева, Варфоломей, вскакивает на ноги и смотрит на Учителя, силясь понять, правильно ли он расслышал.

Иаков Алфеев толкает Петра в спину, в то время как Андрей поднимает руки, чтобы показать, что он совершенно ничего не знает. Сжимая нож, готовый наброситься на предателя, Петр шепчет на ухо Иоанну: «Спроси, кого Он имеет виду?». Юный Иоанн, не полностью осознав услышанное от Учителя, покорно его слушает.

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»

Потрясенный словами Христа, Иуда Искариот судорожно сжимает мешочек с тридцатью серебряниками – наградой за предательство, и в возбуждении задевает локтем солонку. Она опрокидывается и на стол просыпается соль. В христианстве рассыпанная соль считается плохой приметой.

На другой половине стола, справа от Христа, Иаков Зеведеев разводит руки и с ужасом наблюдает за неизбежной встречей протянутых рук Иисуса и Иуды. Он уже понял, кто из апостолов — предатель. Фома — подняв палец и, призывая в свидетели Бога Отца, как бы отвечает Учителю, что этого не может быть. Филипп прижав руки к груди, уверяет Христа в своей любви. Матфей, Иуда Фаддей и Симон на своем краю стола, толком не расслышали слова Иисуса и, теперь, переспрашивают друг друга.

Таков официальный, соответствующий каноническим Евангелиям, сюжет шедевра, написанного великим Леонардо.

Многие из Вас читали роман (смотрели одноименный фильм) американского писателя Дена Брауна «Код да Винчи». В этом бестселлере автор трансформирует сюжет «Тайной вечери» в зашифрованное Леонардом да Винчи послание потомкам о том, что Иисус Христос и Мария Магдалина были женаты. Одним из главных доводов этой гипотезы, приведенным автором книги, является то, что на фреске «Тайная вечеря» художник рядом с Иисусом (слева от него) изобразил не юного, шестнадцатилетнего, апостола Иоанна, а Марию Магдалину.

В апокрифических Евангелиях, действительно, содержится упоминание о том, что Магдалина якобы вступила в брак с Иисусом и у них родилось трое детей. Эти еретические тексты были знакомы Леонардо да Винчи, поэтому доводы Ден Брауна не столь абсурдны. И возможно, потомки Христа сейчас живут в разных местах мира.

Для справки : Апокрифические Евангелия – (в переводе с греческого — сокрытые, тайные) это раннехристианские тексты, по каким-либо причинам не канонизированные официальной Церковью.

Я очень внимательно рассматривала на фреске «Тайная вечеря» лицо Иоанна/ Магдалины, но не смогла обнаружить никаких, хоть малейших признаков мужчины в этом образе. Каждый видит то, что хочет увидеть, таков один из таинственных законов человеческого сознания. И если сознание человека верит в то, что черное – это белое, оно будет с уверенностью доказывать свою правоту. Субъективно, на мой взгляд, на фреске Леонардо да Винчи – женщина, а стало быть, никто иной, как возлюбленный ученик Иисуса – Мария Магдалина.

С Марией Магдалиной связывают появление традиции «пасхальных яиц». По легенде, когда Мария пришла к римскому императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это также невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было бы красным. После этих слов куриное яйцо, которое он держал, покраснело.

В иконописи Мария Магдалина изображается с сосудом воды или притираний (миром) и распущенными волосами. Изображение Марии Магдалины сопровождается, как правило, надписью, которая в переводе с латинского гласит:

« Не отчаивайтесь, вы, впавшие во грех. Вернитесь на путь истинный по моему примеру и через Бога».

Читайте также:
Если от золота остаются черные следы на коже
Источник

Скрытый смысл и загадки самой известной фрески Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Весь мир знает загадочную улыбку «Моны Лизы», но это далеко не единственная работа Леонардо да Винчи, скрывающая множество тайн. Возможно, его величайшей работой является «Тайная вечеря» — монументальная роспись, которая изображает последнюю трапезу Иисуса с его учениками, и украшает стену церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Она буквально изобилует загадками и скрытым смыслом. Приведем только некоторые из скрытых значений «Тайной вечери», некоторые из которых обсуждаются до сих пор, даже спустя пятьсот лет после создания этого шедевра.

Иоанн может быть Марией Магдалиной

Любимого ученика справа от Иисуса историки искусства называют апостолом Иоанном, но некоторые считают, что это замаскированная Мария Магдалина. Большинство искусствоведов и ученых считают, что на росписи справа от Иисуса изображен его любимый ученик Иоанн. Но что, если присмотреться к этому персонажу.

справа от Иисуса изображен его любимый ученик Иоанн

Ряд искусствоведов и библейских ученых на самом деле считают, что человек по правую руку от Иисуса на картине — женщина, скорее всего являющаяся Марией Магдалиной. Это единственный человек на картине, носящий ожерелье или кулон. Многие говорят, что это доказывает, что данный персонаж, скорее всего, женщина (по крайней мере, это точно не Иоанн).

Леонардо да Винчи, набросок «Тайной вечери».

Многие считают, что средневековые христианские лидеры, увидев женщину на картине, предприняли осознанные усилия, чтобы окрестить этот персонажа «Иоанном». Их смутило то, что, в противном случае, на картине попросту не будет всех учеников, а также то, что женщина сидит по правую сторону от Иисуса, т. е. на самом почетном месте.

Также можно увидеть, что многие из людей с правой (от Иисуса) стороны стола разговаривают с Марией, а Иисус, кажется, общается с сидящими слева от него. Если присмотреться ближе к «Иоанну», несложно увидеть сходство с Моной Лизой, которая была написана пять лет спустя.

Леонардо мог создать на росписи нумерологическое сообщение

«Тайная вечеря»

В «Евангелии от Матфея» Иисус говорит, что тот, кто опустит руку в блюдо вместе с ним, является «предателем». Что интересно, как во времена Иисуса, так и Леонардо (а в некоторых местах и сегодня) на Ближнем Востоке и в Средиземноморье зачастую на обеденный стол ставили одну чашу с соусом или оливковым маслом на всех.

Каждый человек за столом по очереди опускал в нее свой хлеб. Чаще всего это был круглый стол с миской или горшком в центре. Но Леонардо изобразил Христа и его учеников за прямоугольным столом. Это предоставляет лучший обзор, а также является художественным клише на то время, но, может быть, Леонардо сделал это по другой причине.

Окунать свой хлеб в чашу перед хозяином очень неуважительно, и можно считать, что тот, кто делает подобное, считает, что он лучше, чем хозяин. На картине подобное делает Иуда, причем он также опрокинул соль, что является признаком грядущей неудачи.

Исследование «Тайной вечери» из тетрадей Леонардо, где у девяти апостолов над головами написаны имена.

Исследование «Тайной вечери» из тетрадей Леонардо, где у девяти апостолов над головами написаны имена.

Наконец, да Винчи сгруппировал сидящих за столом группами по 3 человека — если учитывать Иисуса, то это выглядит так: 3-3-1-3-3. При этом художник прогнорировал условности, не нарисовав нимбы над Иисусом и его последователями.

Да Винчи, возможно, вложил в свою картину секретное сообщение, разместив апостолов именно так. В Библии Иисус говорит ученикам пить его кровь (вино) и вкушать его плоть (хлеб) в память о нем.

Далее он говорит, что только те, кто это сделают, будут иметь вечную жизнь. Некоторые ученые считают, что Леонардо, который был не только скептиком и ученым, но и человеком, которого обвиняли в гомосексуализме во время молодости, когда он жил во Флоренции. В то время это, несомненно, считалось поступком, недостойным «вознесения на небеса» после смерти. Поскольку Леонардо нарисовал учеников группами 3-3-1-3-3, некоторые исследователи утверждают, что этим художник Леонардо указывал на «Плач Иеремии, глава 3: стихи 31-33: «Никто не изгнан от Господа навеки».

Иуда нарисован в стереотипной форме, чтобы быть похожим на еврея и отличаться от остальных

Еще раз присмотримся к картине. Иуда (справа от Иисуса и «Иоанна») — единственный за столом, у кого темная кожа и нос с горбинкой. Он явно похож на еврея.

Картина, как она выглядела в 1970-х до реставрации.

Перед Иудой стоит мешок с деньгами (в Евангелии от Иоанна 12: 6 говорится, что Иуда был вором, не говоря уже о тридцати сребрениках, выплаченных ему за предательство Иисуса), а в его стакане налито молоко, а не вино, как у остальных. Это сделано целенаправленно, чтобы Иуда отличался от остальных буквально в каждой мелочи.

Если бы Иуда пил вино, которое Иисус назвал «своей кровью» и которое якобы является «путем к спасению», он был бы прощен, но Леонардо нарисовал его так, что Иуда выглядит посторонним и не прощенным.

Источник

Кто из апостолов и где сидит или стоит на Тайной Вечере (см. фото)?

«Тайная вечеря» — знаменитая фреска итальянского художника Леонардо да Винчи.

КТО ГДЕ С ЛЕВА НА ПРАВО.

текст при наведении

текст при наведении

Замечание автору вопроса. На приведённой Вами фотографии изображена "Тайная вечеря" кисти НЕ Леонардо Да Винчи. Оригинал см. выше.

По персонажам, справа налево (чтобы попытаться избежать копирования), по головам (а не по туловищам):

Симон, Фаддей, Матфей, Филипп, Иаков Зеведеев, Фома, Иисус, Иоанн, Пётр, Иуда, Андрей, Иаков Алфеев, Варфоломей.

Иуда Искариот (на момент описываемых событий всё ещё апостол) опирается локтем об стол; в руке Петра нож.

Голова Иуды — четвёртая слева.

Позабавила информация в Википедии о реставрации фрески. Особенно в 1726-ом году. Может всё-таки Носовский и Фоменко правы? :)))

Почему википедическая информация позабавила: фреска создана в самом конце XV-го века. Через 20 лет изображение практически стёрлось (исчезло). Ещё через сто лет была проведена ПЕРВАЯ реставрация.

Реставрация чего? Изчезнувшего изображения? Была ли вообще реставрация? Или картина была написана впервые?

Дэн Браун считает (роман "Код Да Винчи"), что слева от Христа изображена Мария Магдалена, а не апостол Иоанн. — 7 лет назад

Конечно это не оригинал самой работы.
Это просто копия, но яркая, разборчивая, детальная, без затирок, оттирок, туманностей, и плохой видимости.Токмо ради этого. — 7 лет назад

Христос в центре стола "Тайной вечери". Композицию Леонардо да Винчи разделил на группы.

Слева первая апостольская тройка. Крайним стоит Варфоломей (Нафанаил), следующий Иаков Алфеев, далее Андрей Первозванный.

Читайте также:
Как смотрятся обручальные кольца на руке

Четвёртый апостол Пётр, он перегнулся через Иуду Искариота, говорит что — то Иоанну Богослову. Голова Петра на картине пятая по счёту. Иоанн Богослов у правой руки Христа.

Седьмым сидит апостол Иаков Зеведеев, сзади за ним стоит Фома, голова которого оказалась ближе к Иисусу. Последним в тройке стоит Филипп. В крайней тройке Левий Матфей (стоит), затем Иуда Фаддей(тоже стоит), сидит Симон Кананит.

Иуда предавший Иисуса:

В центре этой картине сидит сам Иисус Христос а справа и слева от него 12 учеников Спасителя. Смотрим фото.

Под номером 5 я сразу узнала Иуду, он в мешочке держит свои 30 серебренников. Именно он предал своего учителя, которого потом казнили. Самого первого можно увидеть Варфоломея, под номером 2 Иакова, а третьим сидит Андрей прозванный первозванный (его брат апостол Пётр). Под номерами 4 и 6 — Петр и Иоанн Богослов. Они разговаривают. Под номером 7 тоже Иаков, но только не Алфеев, а Зеведеев.

Под номером 8 — Фома (апостол), которого еще прозвали неверующий. Под номером 9 — Филипп (апостол). Под номером 10 видим Левия Матфея. Под 11 номером тоже Иуда, но Фаддей. Не путать его с Иудой предателем.

Под 12 номером видим Симона.

Очень интересная картина. Ее нарисовал великий художник эпохи итальянского возрождения Леонардо Да Винчи. Он же, кстати, является создателем великой картины "Моно Лиза", что находится в Лувре.

Давайте перечислим всех апостолов, которые изображены на картине "Тайная вечерня".

  1. Варфоломей (в честь него кстати назвали историческое событие Варфоломеевская ночь)
  2. Иаков Алфеев
  3. Андрей первозванный (брат апостола Петра)
  4. Апостол Петр
  5. Иуда Искариот — он предал Иисуса Христа, сдав его за 30 серебрянников. Именно он является причиной казни Иисуса.
  6. Иоанн Богослов
  7. Иаков Зеведеев
  8. Апостол Фома
  9. Апостол Филипп
  10. Левий Матфей
  11. Иуда Фаддей (не путать с Иудой Искариотом)
  12. Симон.

Посередине расположился сам Иисус Христос.

Всего 12 апостолов изображено на картине "Тайна вечерня"

Если задано слева направо, то цифрой 1 обозначен апостол Варфоломей. Второй Иаков Алфеев, третий Андрей Первозванный. Апостол Пётр, взволнованный словами Христа про предателя среди апостолов, схватил нож и привстал, он четвёртый. Пятый Иуда Искариот (предавший), он опрокинул солонку, в руке держит кошель со деньгами. Шестой Иоанн Богослов.

По другую сторону Христа сидитседьмым Иаков Зеведеев, за ним стоит восьмым апостол Фома, девятым стоит апостол Филипп. Левий Матфей десятый, одиннадцатый Иуда Фаддей, двенадцатый апостол Симон.

Настенная фреска обезображена проделанной позднее дверью, поэтому часть её утрачена безвозвратно.

"Тайная вечеря" эта картина принадлежит кисти величайшего мастера всех времен Леонардо Да Винчи.

Считается, что художник на своей картине изобразил тот момент, когда Иисус произносит за столом фразу о том, что один из апостолов предаст его.

Апостолы были крайне удивлены, их удивление и смятение отражено на лицах. И реакция каждого также видна. Отчаяние, страх, негодование, смятение.

Фигура Иисуса возвышается в центре стола. Голова его находится в центре картины.

Слева и справа от него его ученики – двенадцать апостолов.

Они изображены группами по трое.

Почти все, после слов учителя устремляются к центру. И только Иуда отшатнулся назад. А в руках сжимает тридцать сребреников.

Тайная вечеря — знаменитая фреска Леонардо да Винчи, она находится в монастыре Санта-Мария-делле-Гр­ ацие в Милане.

На фреске изображен Иисус со своими учениками на последней перед его арестом пасхальной трапезе, это тот момент, когда Иисус предсказывает предательство одного из своих учеников.

Среди искусствоведов нет согласованной версии, кто изображен на фреске Тайная вечеря.

В частности, есть сомнения насчет того, слева от Иисуса сидит Иоанн или Мария Магдалина.

Но все же, считается, что изображена все-таки Мария Магдалина, которую Иисус привел на трапезу, как законную жену:

Здесь показана картина Леонардо да Винчи, который показывает последнюю трапезу Христа с учениками, двенадцатью апостолами, которую автор писал в конце пятнадцатого века, в промежуток времени 1495 — 1495 гг, находясь в доминиканстком монастыре из Милана Санта-Мария-делле-Гр­ ацие.

Это трапеза, которая состоялась перед Пасхой в чистый четверг, тогда Иисус Христос предсказал, что один из всех апостолов предаст, поэтому на лицах всех их сложные эмоции.

Здесь изображены все двенадцать апостолов изображены, хотя живописцы иногда показывают только одиннадцать, словно Иуда ушел и таинство Евхаристии проходило в его отсутствие.

Как узнать Иуду? Часто его показывают обособленно от других апостолов, а еще не показывают лицо так, чтобы его можно было рассмотреть, уловить взгляд.

В том случае, когда Иуда Искариот изображен находящимся среди других учеников, узнать его можно по мешочку, — держит кошелек в руках или тот висит на шее, словно приготовленный для тридцати сребреников (или наличие кошелька еще говорит о том, что Иуда заведовал деньгами в апостольской общине).

Кто из апостолов и где сидит или стоит на Тайной Вечере (см. фото)?

Кроме прочего, Иуду можно узнать по темным волосам — среди других самый темный брюнет.

Кто из апостолов и где сидит или стоит на Тайной Вечере (см. фото)?

Иисус Христос показан в центре. Другие апостолы изображены группами по трое, слева направо:

Источник

Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"

Леонардо да Винчи

Для многих ученых‑историков и искусствоведов «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи является величайшим произведением мирового искусства. В «Коде да Винчи» Дэн Браун фокусирует внимание читателей на некоторых символических элементах этой картины в те минуты, когда Софи Невё, находясь в доме Ли Тибинга, узнает о том, что Леонардо мог зашифровать в своем шедевре некий великий секрет.
«Тайная вечеря» — фреска, выполненная на стене трапезной монастыря Санта‑Мария делла Грацие в Милане. Еще в эпоху самого Леонардо она считалась его самой лучшей и знаменитой работой. Фреска была создана между 1495 и 1497 годами, но уже в течение первых двадцати лет своего существования, как явствует из письменных свидетельств тех лет, начала портиться.

Ее размеры — приблизительно 15 на 29 футов. Фреска была написана толстым слоем яичной темперы на сухой штукатурке. Под главным слоем краски находится грубый композиционный набросок, этюд, начертанный красным, в манере, предваряющей обычное использование картона. Это своего рода подготовительный инструмент.
Известно, что заказчиком картины был миланский герцог Лодовико Сфорца, при дворе которого Леонардо снискал славу великого живописца, а вовсе не монахи монастыря Санта‑Мария делла Грацие.
Тема картины — момент, когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст его. Об этом пишет в третьей главе своей книги «Божественная пропорция» Пачоли. Именно этот миг — когда Христос объявляет о предательстве — и запечатлел Леонардо да Винчи. Чтобы добиться точности и жизнеподобия, он изучал позы и выражения лиц многих своих современников, которых позднее изобразил на картине. Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо): Варфоломей, Яков‑младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков‑старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.
Многие искусствоведы считают, что эту композицию следует воспринимать как иконографическую интерпретацию евхаристии — причащения, поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом.
Почти все исследователи творчества Леонардо сходятся на том, что идеальное место для разглядывания картины — с высоты примерно 13—15 футов над уровнем пола и на расстоянии 26—33 футов от нее. Есть мнение — ныне оспариваемое, — что композиция и система ее перспективы основаны на музыкальном каноне пропорции.
Неповторимый характер «Тайной вечере» придает то, что в отличие от прочих картин подобного рода она показывает поразительное разнообразие и богатство эмоций персонажей, вызванных словами Иисуса о том, что один из учеников предаст его. Никакая другая картина, написанная на сюжет Тайной вечери, не может быть даже близко сравнима с уникальной композицией и проработкой деталей в шедевре Леонардо.
Так какие же тайны мог зашифровать в своем творении великий художник? В книге «Открытие тамплиеров» Клайв Принс и Линн Пикнетт утверждают, что несколько элементов структуры «Тайной вечери» свидетельствуют о зашифрованных в ней символах.
Во‑первых, они считают, что фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) — не Иоанн, а некая женщина. На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы V, а сами фигуры образуют букву М.
Во‑вторых, на картине, по их мнению, рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож. Принс и Пикнетт утверждают, что эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.
В‑третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса (справа — для зрителей) Фома, обращаясь к Христу, поднял палец. По мнению авторов, это типичный жест Иоанна Крестителя.
И наконец, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле автопортрет самого Леонардо.

Читайте также:
Как очистить серебро от желтизны

Леонардо да Винчи

Злотое сечение" Леонардо да Винчи

Наиболее прославленное произведение Леонардо — знаменитая “Тайная вечеря” в доминиканском монастыре Санта Мария деллe Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане — была выполнена между 1495 — 1497 годами.
Кисть Леонардо запечатлела последнюю совместную трапезу (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун дня (Страстной пятницы) крестной смерти Христа.

Обдумывая замысел "Тайной вечери", Леонардо не только выполнял наброски, но и записывал свои мысли о действиях отдельных участников этой сцены: "Тот, который пил и поставил кубок на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и выражает ртом удивление. " В записи не указаны имена апостолов, но Леонардо, по-видимому, ясно представлял себе действия каждого из них и место, которое каждый призван был занять в общей композиции. Уточняя в рисунках позы и жесты, он искал таких форм выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот страстей. Он хотел запечатлеть в образах апостолов живых людей, каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие.

“Тайная вечеря” — самое зрелое и законченное произведение Леонардо.
Есть несколько легенд-преданий, рассказывающих о великом Мастере и его картине.

Так по одной из них при создании фрески "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл идеальные модели.

Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. "Тайная вечеря" была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
— Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.

Согласно другой легенде недовольный медлительностью Леонардо, приор монастыря настойчиво требовал от него, чтобы он скорее закончил свое произведение. “Ему казалось странным видеть, что Леонардо целую половину дня стоит погруженный в размышление. Он хотел, чтобы художник не выпускал кисти из рук, наподобие того, как не прекращают работу на огороде.

Не ограничиваясь этим, он пожаловался герцогу и так стал донимать его, что тот был вынужден послать за Леонардо и в деликатной форме просить его взяться за работу, всячески давая при этом понять, что все это он делает по настоянию приора”. Затеяв с герцогом разговор на общие художественные темы, Леонардо затем указал ему, что он близок к окончанию росписи и что ему остается написать лишь две головы — Христа и предателя Иуды. “Эту последнюю голову он хотел бы еще поискать, но в конце концов, если он не найдет ничего лучшего, он готов использовать голову этого самого приора, столь навязчивого и нескромного. Это замечание весьма рассмешило герцога, сказавшего ему, что он тысячу раз прав. Таким-то образом бедный смущенный приор продолжал подгонять работу на огороде и оставил в покое Леонардо, который закончил голову Иуды, оказавшуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности”.

Источник

Изображения Тайной Вечери: От фресок в катакомбах до картин Сальвадора Дали

О том, как изображалась Тайная Вечеря византийскими мастерами, западными художниками Средневековья и Возрождения, русскими художниками XIX века, знаменитым сюрреалистом, африканскими художниками середины прошлого века рассказывает кандидат искусствоведения Наталья Боровская.

Читайте также:
Что можно делать из ниток мулине

Первые изображения Тайной Вечери принято относить еще к эпохе римских катакомб, хотя знаменитую сцену трапезы в катакомбе Святого Себастьяна (III век) многие исследователи склонны считать языческим произведением. Бесспорный образец ранней традиции – мозаика византийского храма Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (VI век), в которой мы видим весьма нестандартный подход к событию.

изображения Тайной Вечери - 3

Крупная фигура Христа и сидящие за ним апостолы образуют плотный полукруг возле стола, на котором лежат… пять хлебов и две рыбы, т.е. «атрибуты» чуда Умножения хлебов, которое воспринимается как «пролог» Евхаристии. Такая иконографическая комбинация помогает ощутить связь между словами Иисуса на Вечере: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19) и обращением к ученикам в момент умножения хлебов: «Вы дайте им есть» (Мк. 6, 37).

В средневековом искусстве при изображении Тайной Вечери на первом месте, безусловно, оказывался евхаристический аспект. Согласно византийскому канону в алтарной части храма (апсиде) на самом видном месте помещалась монументальная композиция «Причащение апостолов».

Она давала не историческое изображение конкретного Евангельского события, а символическую трактовку Таинства, и этим объясняется ряд сюжетных условностей. Прежде всего – отсутствие Иуды и обязательное присутствие апостола Павла, что с исторической точки зрения некорректно и почти абсурдно. Во многих храмах византийского происхождения можно встретить в композиции не одну, а две фигуры Христа, что должно было стать символом Его Богочеловечества. Именно это мы видим в мозаике из Софийского собора (XI век) и Михайловского Златоверхого монастыря (XII век) в Киеве.

Изображения Тайной Вечери - 2

В изображении Евхаристии немало живописцев стремились к более глубокому постижению мистической тайны события. Порой это приводило к парадоксальному результату. Так на картине Тинторетто «Тайная Вечеря» для венецианского храма Сан Джорджо Маджоре (1592-1594) вокруг сцены причащения апостолов создана удивительная световая атмосфера.

Маджоре. Изображения Тайной Вечери

Темное пространство, в котором происходит действие, прорезается сиянием вокруг головы Иисуса, нимбами над головами апостолов и светом лампы на потолке, вокруг которой видны фигуры летающих ангелов. Эти мощные и одновременно мягко согревающие глаз вспышки света придают изображению особую трепетность и помогают глубже ощутить духовную тайну происходящего.

Но мистерия света в картине сочетается с парадоксальностью бытовых деталей, не имеющих ничего общего с текстом Евангелия. Рядом со столом, за которым размещены Иисус и апостолы, находится другой стол, уставленный блюдами с едой и фруктами, вокруг этого стола суетятся люди, и даже за спинами апостолов вдруг появляются женщины с тарелками – создается ощущение, что евхаристическое действо совершается на постоялом дворе.

Бытовую сторону изображения колоритно дополняют собака, грызущая кость, и кошка, пытающаяся залезть в корзинку. К чему здесь все это? И какова связь между, казалось бы, такой некорректной бытовой суетой и Святым Таинством? У нас нет точных ответов на эти вопросы, кроме дежурной искусствоведческой версии о том, что Тинторетто, будучи венецианским живописцем, мыслил глубоко по-светски, как и все жители его родного города.

Венеция, конечно, не созерцательный монастырь, но Тинторетто по своей духовной глубине отличается от других мастеров своей школы. Вероятно, бытовое начало понадобилось ему для того, чтобы дать нам глубже почувствовать Евхаристию как реальность сегодняшнего дня.

Присутствие «посторонних» с их вроде бы неуместной бытовой суетой напоминает о том, что это Таинство – не эзотерический ритуал для избранных, а движение сердца Иисуса, направленное ко всем и каждому. Это удивительно точный образ литургии, на которой следом за апостолами к Причастию подойдем мы – люди, считающие себя обычными, такими похожими на «прислугу» с картины великого венецианца.

В искусстве ХХ века одним из самых выразительных образов Евхаристии стала картина «Тайная Вечеря» Сальвадора Дали (1955, Национальная галерея, Вашингтон).

Дали. Изображения Тайной Вечери

На первый взгляд, между эпатажным сюрреалистом и выбранной им темой не должно быть ничего общего. И многих до сих пор коробит от одной мысли, что автор «Вильгельма Телля» или «Пылающего жирафа» периодически «посягал» на святое. Но – как бы сильно ни хотелось никого расстраивать – без картин этого художника сейчас уже невозможно представить христианскую культуру прошлого столетия.

И их глубина – лишнее доказательство того, что «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8). Действие на картине происходит в строгом интерьере с огромным пятиугольным окном, за которым виден характерный для Дали пейзаж с морем и очертаниями гор на дальнем плане.

Коленопреклоненные вокруг стола апостолы со склоненными головами погружены в глубокую молитву. На столе – два куска хлеба и стакан с вином. Иисус указывает рукой наверх, где в оконном проеме виден обнаженный торс человека с распростертыми по сторонам руками – в позе, так сильно напоминающей Распятие.

Это – видение, указывающее на установительные слова Спасителя: «Сие есть Тело Мое» (Мф. 26. 26).

Столь прямолинейное, на первый взгляд, решение, на самом деле, построено на фундаментальной литургической основе. В католической литургии в момент совершения Таинства священник высоко поднимает Хостию – хлеб, ставший телом Христовым – и люди несколько секунд молча смотрят на Нее.

В момент Причащения священник снова на несколько секунд показывает Тело Христово причастнику, давая ему в буквальном смысле встретиться со Спасителем глазами. И именно момент визуального созерцания Тела Господня и стал основой композиции Дали.

Параллельно с духовно-символической иконографией Тайной Вечери в искусстве развивается так называемая «историческая» традиция изображения, основанная на желании максимально точно проиллюстрировать Евангельские тексты.

«Историков» интересовали, прежде всего, два события: Омовение ног (что очень быстро стало отдельной сценой) и сообщение Иисуса о предательстве Иуды.

И даже если центром изображения была все же Евхаристия, в «исторической» версии она нередко сопровождалась бытовыми повествовательными деталями, которые должны были сделать событие более понятным и художественно актуальным для современников мастера.

Так на рельефе для алтарной преграды (леттнера) собора в городе Наумбурге (Германия, XIII в.) один из апостолов (скорее всего, Петр) брутально облизывает пальцы. И как бы ни казалась такая «подробность» неуместной в данной ситуации, она позволяет глубже пережить смысл Таинства, совершаемого Спасителем не для святых, а для обычных людей, порой даже толком не понимающих, что происходит на их глазах.

изображения Тайной Вечери на соборе

А в живой и выразительной картине испанского живописца XVI в. Хуана де Хуанеса из музея Прадо в Мадриде, напротив, сделана попытка изобразить событие наиболее торжественно.

Хуан де Хуанес. Изображения Тайной Вечери

Поэтому Христос ведет себя как священник у алтаря, перед Ним поставлена чаша, похожая на церковный потир, а в руке у Него не просто хлеб, а Хостия – круглый пресный хлебец, который используется именно на литургии латинского обряда. Французский живописец Никола Пуссен в своей знаменитой композиции из цикла «Семь таинств» (1647, Национальная галерея, Эдинбург) стремился показать событие с максимальной исторической точностью.

Читайте также:
Как заживают уши после прокола пистолетом

Пуссен. изображения Тайной Вечери

Иисус и апостолы не сидят, а возлежат за столом, как было принято в античные времена, а интерьер горницы напоминает триклиний – парадную столовую древнеримского жилого дома.

Начиная с эпохи Возрождения, в рамках исторической традиции растет интерес к психологическому содержанию событий, прежде всего – к переживаниям апостолов, услышавших слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: один из вас предаст меня» (Мф. 26, 21).

В композиции Андреа дель Кастаньо для трапезной монастыря Санта Аполлония во Флоренции (1447) на лицах апостолов видна глубокая печаль, Иоанн трогательно целует руку Учителя, а темная фигура Иуды, отсаженного за противоположную сторону стола, в сочетании с экспрессивным колоритом всего изображения создает острое эмоциональное напряжение.

изображения Тайной Вечери

Большинство живописцев усиливали эмоциональное напряжения, стремясь всеми доступными средствами изолировать Иуду. Он оказывался либо на другой стороне стола в «гордом одиночестве», либо примостившимся поближе к выходу или уходящим с Вечери.

На картине Эль Греко (1696, Национальная Пинакотека, Болонья) Иуда расположился в непосредственной близости от зрителя (что явно можно рассматривать, как намек известного содержания) и своими черными одеждами резко выделяется из общей красно-охристой цветовой гаммы (аналогичным образом фигура Иуды может быть расположена и на русских иконах XVII века).

изображения Тайной Вечери. Эль Греко

В африканской живописи середины прошлого века (т.е. в разгар крушения колониальной системы) Иуда нередко оказывался единственным белым среди темнокожих участников действа (к коим относился и Спаситель). Кульминационное произведение в этом направлении – конечно же, роспись Леонардо да Винчи в трапезной миланского монастыря Санта Мария дела Грациа (1494-1497).

изображения Тайной Вечери. Леонардо да Винчи

Его апостолы, поделенные на четыре группы, активно жестикулируют, обсуждая друг с другом слова Иисуса. И даже Иоанн, который согласно его собственному Евангелию, должен был положить голову на грудь Иисуса, вовлечен в общую «дискуссию» – он слегка отодвинулся от Учителя и слушает наклонившегося к нему Петра.

Возможно, имелся в виду момент, когда Петр «сделал знак, чтобы спросить, кто это, о котором говорит» (Ин. 13:24). Динамика поведения апостолов резко контрастирует с абсолютным спокойствием Иисуса. Его фигура в центре композиции строго симметрична, поскольку в области Его переносицы расположена точка схода в линейной перспективе пространства горницы.

Леонардо словно «выстраивает» Его фигуру подобно тому, как архитектор выстраивает линии на чертеже своего будущего здания. Через это он подчеркивает в личности Иисуса другую, Божественную природу, выводящую Его в иное измерение, недоступное сидящим рядом апостолам. А в Его лице одновременно читаются и скорбь, и глубочайший покой, смиренное принятие Своей участи.

Контраст между статичностью и композиционным равновесием фигуры Иисуса и динамикой поведения апостолов усиливает психологическую остроту ситуации. Вероятно, Леонардо опирался на описание Евангелия от Луки, где говорится, что апостолы «начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает» (Лк. 22, 23.

В то время как другие синоптики утверждают, что они начали спрашивать об этом Иисуса). В результате они так погрузились в общение друг с другом, что уже сейчас, находясь еще рядом с любимым Учителем, психологически оставили Его одного. Другой, не менее интересный момент – это расположение фигуры Иуды вопреки всем традициям, по которым он должен был быть изолирован от всех.

Иуда размещен между Петром и Иоанном, т.е. очень близко к Иисусу, к тому же в его одежде есть голубой цвет – цвет одежд Иисуса, указывающий на Его Божественное сыновство. Возможно, такое расположение – тонкий намек на последующее отречение Петра. Но не исключено, что еще важнее было показать Иуду таким же апостолом, как и остальные, особо подчеркнуть, что и он тоже получил уникальное призвание стать учеником Христа, призвание, которое в данный момент он в себе убивает.

Еще одной кульминацией психологического решения темы Тайной Вечери можно считать картину Н.Н. Ге (1863, ГРМ. Санкт Петербург), которая первоначально называлась «Отшествие Иуды».

изображения Тайной Вечери. Н.Н. Ге

Бурная полемика вокруг интерпретации Евангельской темы в этом произведении прекрасно описана в исследовательской литературе. Также широко известен негативный комментарий Ф.М. Достоевского, утверждавшего, что автор полотна свел великое событие к «обыкновенной ссоре обыкновенных людей».

Разумеется, Николай Ге – мастер другой эпохи и человек с совершенно иным религиозным менталитетом. И пишет он не икону и не фреску для монастырской трапезной, а картину, предназначенную для светских выставочных условий, и вряд ли он чувствует себя обязанным придерживаться иконографических стандартов. И его – человека XIX века, психологический аспект ситуации интересует больше, чем сакральный.

Поэтому уход Иуды из трагического, но все же «периферийного» факта превращается в центральное событие, приковавшее к себе всех участников действа. По словам исследователя русского искусства XIX века С. С. Степановой, живописец отступает от текста Евангелия, показывая Иуду уже разоблаченным и всеми опознанным и тем самым превращая его из мелкого предателя в значительную личность – принципиального противника Христа.

Степень личностной значительности Иуды определить на картине сложно: его фигура настолько погружена в тень, что даже черты лица почти невозможно разобрать. Однако именно он, а не Христос, вопреки всем традициям, становится композиционной точкой притяжения, невольно приковывая к себе не только потрясенных апостолов, но и зрителя.

И если все апостолы единодушно смотрят на уходящего Иуду, показывая на своих лицах целый спектр сильных эмоций – от удивления до возмущения – то глаза Христа опущены вниз и весь облик полон сдержанной, но очень глубокой скорби. Уход Иуды стал для Него источником острейшей душевной боли и на какое-то время занял все Его внутренние силы, потому что Иуда уходил навстречу собственной гибели.

И именно это страдание, на наш взгляд, – психологический стержень произведения. Оно – не об Иуде, какое бы важное место он ни занимал. Еще меньше – о конфликте предателя с группой бывших единомышленников – «соратников по борьбе», как пытались интерпретировать это критики середины XIX века, близкие к революционно-демократическому движению. Картина – о скорби Христа по любому грешнику, упорствующему в своем грехе, а значит неизбежно приходящему к духовной смерти.

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Источник
Рейтинг
Загрузка ...