В трапезной миланского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, где монахи сотнями лет вкушали посланное Господом пропитание, находится фреска, которая большинством людей признается одним из самых великих художественных произведений, когда-либо созданных человечеством.
Конечно, речь идет о «Тайной вечери», вышедшей из-под кисти гениального Леонардо да Винчи. Работа над шедевром велась годами, а попытки его сохранения заняли столетия.
Художник не хотел писать эту фреску
В 1494 г. фреску заказал миланский герцог – Людовико Сфорца. В монастырской столовой он рассчитывал создать семейный мавзолей Сфорца, а картина должна была стать его центральным элементом.
По мнению эксперта по истории и искусству Франции, Италии и Канады Росса Кинга, Да Винчи не хотел создавать эту фреску: «У него планах было создание гигантского бронзового монумента, который, безусловно, сделал бы Леонардо знаменитым. Планам не суждено было сбыться. Началась война 1494 г. В качестве компенсации, герцог поручил художнику данную работу.
ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ. «Тайная вечеря». Библейский сюжет
Да Винчи никогда не рисовал в таких объемах. Неудивительно, что он был не очень доволен заказом. Боялся потерпеть неудачу. К счастью, такого не произошло.»
Результатом работы стала фреска, 4,5 на 8,8 метра, сцена которой основана на событии, описанном в Евангелии от Иоанна (13:21). На ней изображен последний ужин Спасителя и его апостолов, за день до распятия. Леонардо очень живо и образно показал реакцию учеников на весть, что один из них предаст учителя.
«Никто в истории не создавал фресок таких больших размеров, с таким уровнем реалистичности», – говорит Кинг. «Ни один человек, писавший Тайную вечерю столетия спустя, не в состоянии был это воплотить, без оглядки на работу да Винчи».
Ключом к пониманию изображенных фигур стали записные книжки самого автора, хоть специалисты и поныне не могут прийти к единому мнению по некоторым деталям.
Основной канвой описано событие, происходящее непосредственно перед рождением Святого Причастия. Иисус протягивает руки к хлебу и вину, символизирующие его тело и его кровь. Далее мы видим группы людей, апостолов Христа, сидящих за одним столом с ним. Все вместе они создают образ неподдельного удивления на слова учителя.
В одной группе находится Иаков (сын Алфея), Варфоломей и Андрей. Во второй Иуда Искариот, Иоанн, Петр.
Отдельно стоит обратить внимание на Иуду, которого художник писал с настоящего преступника, заточенного в одной из тюрем Милана. Иуда находится немного на заднем плане, держа в руках мешочек с деньгами и опрокидывая солонку. «Опрокидывать соль», по мнению экспертов, значит предать своего хозяина.
С другой стороны от Иисуса сидят Фома, Иаков Большой и Филипп, а также Матвей, Иуда Фадей и Симон Зилот. Симметрия – отличительная черта картин да Винчи. Художник в своей работе предпочитал баланс, расположив по обе стороны от Иисуса равное количество людей.
Интересно и то, что до Да Винчи художники, изображая тайную вечерю, рисовали всех присутствующих на вечере с нимбами, кроме Иуды Искариота. Таким образом они показывали, что они святые.
Удивительные факты о самой загадочной работе Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Да Винчи изобразил всех персонажей без нимбов. Так, по мнению итальянского ученого Марио Таддея, он оставил скрытое послание о том, что все ученики Христа были обычными людьми, а Иисус был смертен.
Сложная история легендарной фрески
Специалисты отговаривали его от этого шага. Неудивительно, что вскоре началось отслоение красок. Холод и сырость в помещении активно тому способствовали.
Потом было еще хуже. Консерваторы от художественного цеха решили провести реставрацию фрески, причинив больше вреда, чем пользы. В 1652 г. монахи пробили дыру в стене, которая должна была служить дверным проемом. Этот акт вандализма стоил «отрезанных» ног Христа.
В 19 веке монастырь затопило, а Наполеон использовал здание под конюшню, заполнив его лошадьми и навозом. Часть трапезной была разрушена в огне Второй мировой, после взрыва бомбы. Реставрация началась только в 1980-м году и длилась почти 20 лет. В результате фреска была восстановлена, но при этом потеряла большую часть краски.
«Тайная вечеря» для Леонардо
Нужно признать, что «Тайная вечеря» возвела художника на пьедестал узнавания и почитания. Леонардо было уже за 40, когда он создал то, что можно назвать «произведением славы».
«Удивительно думать, что если бы он умер, скажем, в 1492 г., он был бы в истории искусства не больше чем сноска, человек, который подавал надежды, но так и не смог их воплотить», – отмечает Росс Кинг. «Но, в Тайной вечере он предъявил себя очень эффектно. Без «Тайной вечери», скорее всего, Леонардо не получил бы заказ на Мону Лизу, как, впрочем, и на другие свои работы».
Источник: dzen.ru
Секреты фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Тайная вечеря.
Леонардо да Винчи – самая загадочная и неизученная личность прошлых лет. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дьяволу. Но гений великого итальянца неоспорим, поскольку все, к чему когда-либо прикасалась рука великого живописца и инженера, моментально наполнялось скрытым смыслом. Сегодня мы поговорим о знаменитом произведении «Тайная вечеря» и множествах секретов, которое оно скрывает.
Месторасположение и история создания:
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие.
Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие , расположенной на одноименной площади Милана. А точнее – на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.
Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона — миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками.
Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте , которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.
Тайная вечеря в трапезной.
Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением.
Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом чуть позже.
Идея произведения:
Эскиз Тайной вечери.
«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя.
Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники).
Интересные факты:
Вот мы и дошли до самой интересной части статьи: секретов и особенностей, скрытых в произведении великого автора.
Иисус на фреске Тайная вечеря.
1. Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей. Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего – настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он – прототип Иисуса для его «Тайной вечери» . Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.
Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую.
Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре.
Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.
Кстати, во время работы Леонардо да Винчи отвлекал настоятель монастыря, который постоянно торопил художника и утверждал, что тот должен сутками писать картину, а не стоять перед ней в раздумьях. Однажды живописец не выдержал и пообещал настоятелю списать с него Иуду, если тот не перестанет вмешиваться в творческий процесс.
Иисус и Мария Магдалина.
2. Самым обсуждаемым секретом фрески является фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это не кто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была не любовницей Иисуса, как это принято считать, а его законной женой. Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары.
Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак». Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи — буква «V». В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Согласно традициям, сделать это могла только законная жена. Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии дочь Сару, которая положила начало династии Меровингов.
3. Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина – девой.
Мария Магдалина.
4. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски. В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб.
Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню.
И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.
Фреска Тайная вечеря.
5. Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине.
Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске — сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово – «арринга» (наставление).
В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста художника ближе второе толкование.
Как видите, в одной-единственной картине скрыто множество тайн и недосказанностей, над раскрытием которых борется не одно поколение. Многие из них так и останутся неразгаданными. А современникам останется лишь строить догадки и повторять шедевр великого итальянца в красках, мраморе, песке, стараясь продлить жизнь фрески.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
На изящном: что восхищало современников Леонардо да Винчи в «Тайной вечере»
В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. На этот раз поговорим о вечном — о «Тайной вечере» да Винчи.
Мария Аборонова
Legion-Media
Не только французские реалисты в XIX веке и авангардисты в XX веке шокировали современников уходом от привычных художественных принципов и практик. В эпоху Возрождения таких революций тоже было достаточно.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сегодня мы в основном по умолчанию признаем, что «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — шедевр мировой живописи, а современники художника точно знали, почему это было так. Давайте разбираться.
Начнем с простого вопроса. Наверное, дело в необычном сюжете? Вовсе нет: писать сцену из Евангелия, в которой Иисус произнес: «Истинно, истинно говорю вам: один из вас предаст меня» (Мф. 26, 21), было очень распространенной практикой до да Винчи.
Потрясла ли современников фантастически точная перспектива, зрительно углублявшая помещение трапезной монастыря? Тоже нет: тогда она уже была привычным художественным приемом. Еще в середине XIV века архитектор Филиппо Брунеллески доступно и популярно сформулировал существовавшие ранее, но не особенно распространенные математические законы построения перспективы.
Вооружившись его рекомендациями, флорентийский художник Мазаччо немедленно воплотил их в жизнь на фреске «Троица». Джорджо Вазари писал о своих впечатлениях так: «Казалось, что стена пробита». Вспомните, как вы реагировали на первую часть «Аватара» в 3D-кинотеатре. Примерно такой же шок испытали зрители, увидев изображение, уходящее вглубь стены в XIV веке, а к концу XV века перспектива стала подвластна большинству художников. Поэтому Леонардо едва ли удивил кого-то этим приемом.
Мазаччо, Троица. 1425–1426. Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция
Legion-Media
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Может быть, «Тайная вечеря» потрясла современников да Винчи потому, что он первым изобразил апостолов живыми и активными? Но и это не так. Еще со времен Джотто, от революции во фресках которого и принято отсчитывать итальянское Возрождение, художественная традиция трансформировалась. Персонажи приобретали более «земные» черты и эмоции. Посмотрите, например, на «Пир Ирода» Донателло (1423–1427) — не менее реалистично и эмоционально, чем святые да Винчи.
Донателло. Пир Ирода. 1427-1428. Рельеф купели в баптистерии Сиенского собора
Legion-Media
Если это придумали аж в начале XV века, почему не все подряд так творили, спросите вы? Действительно, нельзя сказать, что, несмотря на понимание, как и что можно писать иначе, это делали все подряд. Не стоит забыть, что художники работали по заказу, а не все заказчики хотели отходить от устоявшихся традиций.
Несмотря на появление в искусстве приемов перспективы и реализма, многие продолжали работать по-старому, удовлетворяя запрос того, кто платит деньги. Только к концу XV века ситуация изменилась. Многие знатные люди, особенно во Флоренции, желая выделиться среди остальных, были готовы инвестировать в «прорывные» работы, заказывая их у лучших мастеров. Заинтересованность была настолько высока, что художники могли наконец-то начать работать на своих условиях и внедрять новые традиции живописи даже в такие канонические работы, как церковные фрески. (Источник: Эрнст Гомбрих, «История искусства».)
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Наконец, была ли революция в том, что апостолы сидели за столом, а не лежали вокруг него, как принято в иудейской традиции? Вновь ответ отрицательный. До Леонардо уже и Кастаньо, и Гирландайо усаживали апостолов вокруг стола. Однако тут мы подбираемся к отходу от традиции. Обратите внимание: на этих фресках Иуда написан отдельно.
Его вообще было принято выделять из общего ряда — если не в пространстве фрески, то посредством отличительных жестов и эмоций. Да Винчи решился выделить Иуду исключительно композиционно. Он сидит вместе со всеми, но оттенен цветовой гаммой и сжимает мешочек с деньгами в руке.
Андреа дель Кастаньо. Тайная вечеря. 1447. Фреска. Трапезная монастыря Сант-Аполлония, Флоренция
Legion-Media
Доменико Гирландайо. Тайная вечеря. 1480.
Фреска. Трапезная церкви Оньисанти, Флоренция
Legion-Media
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Так в чем же все-таки гениальность работы Леонардо? Дело не столько в применении перспективы или реалистичности различных эмоций апостолов. Но в том, что после внедрения в художественную практику новых приемов стало сложно использовать старые, а именно композиционное единство. Без него сложно было представить не просто роспись храмов (все-таки было важно, чтобы фреска красиво смотрелась с большого расстояния и вписывалась в окружающий архитектурный ландшафт), но и понятие гармонии.
Гармония формы — одна из ключевых философских идей Возрождения. Современники да Винчи опирались на учения Пифагора о гармонии числовых соотношений (пропорций) и трактаты Платона о геометрической метафоре. Геометрия была синонимом красоты, важнейшим компонентом. Искусство без гармонии — это как сторис без фильтров в одной запрещенной нынче социальной сети.
Обычно в попытке охватить все и сразу у художника начинала ломаться перспектива, или тела походили больше на плоские готические фигуры, или композиция утрачивала совершенство и симметричность, а если худо-бедно удавалось найти баланс, то работа выглядела как нагромождение тел и теряла визуальную привлекательность.
Именно Леонардо да Винчи элегантно и красиво совместил в работе, заказанной ему его покровителем герцогом Лодовико Сфорцей, все новые приемы живописи. Не говоря уже про фирменную светотень, делающую фигуры живыми и подвижными. Когда современники Леонардо увидели фреску в монастыре, они вроде наблюдали хорошо и давно знакомую религиозную сцену, но впервые в максимально реалистичном и эмоциональном исполнении. При этом соблюдалась привычная гармония композиции. Как если бы они вдруг увидели сцену трапезы Иисуса с учениками живьем.
Это было действительно абсолютно гениально.
Источник: www.pravilamag.ru