Большинство из нас, живущих в 2020-м, жалеет себя из-за разразившейся пандемии. Нам приходится постоянно наталкиваться на различные блокировки и другие строгие меры по преодолению коронавируса. Но стоит вспомнить историю. До нас человечеству не раз доводилось переживать эпидемии, убившие огромное количество людей и внушившие ужас всем преодолевшим беду.
Не так давно в Великобритании, на берегу реки Темзы, был найден артефакт, свидетельствующий о том, что двести лет назад в стремлении спастись от постигшего бедствия люди прибегали к различным способам защиты. Таковыми были не только медицинские методы, но и магия. Обнаруженный учеными документ оказался амулетом, содержащим специальную молитву. Тонкая свинцовая пластина с нацарапанным на ней текстом передана в Лондонский музей.
О хозяине амулета
Предполагается, что найденный артефакт содержит текст молитвы, защищающей от чумы. По подсчетам ученых, документ был создан примерно в 165 году н. э. В это время в Европе свирепствовала так называемая Антонинова чума, или чума Галена.
Чума. Эпидемия
Эксперты высказали предположение, что артефакт принадлежал некоему иммигранту из Греции. Свиток содержал текст, написанный на древнегреческом языке. Из текста стало известно имя его владельца – Деметрий (Деметриос), жителя римского города Лондиниума (современный Лондон). Как стало понятно ученым, греческому иммигранту удалось пережить эпидемию или ее часть. Человек пытался не заразиться, постоянно нося с собой свиток с зарифмованной в форме гекзаметра молитвой.
Ученые считают, что текст молитвы мог нацарапать на поверхности гнущегося свинцового листа сам Деметриос. Мог это сделать и профессиональный писец или даже продавец амулетов. Возможность доставки документа из Греции исследователи отвергают. Как именно амулет Деметриоса оказался на берегу Темзы?
Бросил ли он его туда намеренно, разочаровавшись и проникнувшись отвращением после того, как заразился? Или ему удалось выжить и свиток попал на побережье после его естественной смерти?
Материал, из которого изготовлен свиток
Состав материала, из которого изготовлен свиток, тщательно изучен. Это сплав, состоящий из 55 % свинца и 45 % олова. Эти пластичные металлы в большом количестве добываются в Англии, но не на Балканском полуострове. Именно поэтому учеными было высказано предоложение о том, что родиной амулета является Лондон, а Деметриос, имя которого упомянуто в тексте, был одним из членов многочисленной лондонской греческой общины.
Об особенностях текста
Молитва была составлена в том же стиле, который использовал Гомер при написании «Илиады» и «Одиссеи». Проникновенный текст содержал письменную просьбу о защите от разбушевавшейся беды, от которой возникала несказанная боль и истощалась и таяла человеческая плоть. Молитва была обращена к греческим божествам Шаббату, Саваофу, Абрасаксу, Аполлону и Иао. Автор умоляет богов позаботиться о Деметрии и защитить его от болезни.
Монолог «Чума чудильная» — Е.Петросян (ЮЮЮ 10)
Самой формулировкой текста молитвы даются историкам подсказки, по которым можно судить о времени ее создания. В частности, в нем содержится строка с обращением к Фебу «с неостриженными волосами, лучнику, с просьбой прогнать облако чумы». Эта строка похожа на некое магическое заклинание, составленное в конце 160-х годов н.э. святым отшельником по имени Александр, проживающим в это время на черноморском побережье. Автор заклинания утверждал, что его формула была начертана на домах его последователей, это могло уберечь их от заражения.
Текст молитвы взывает не к одному, а к нескольким богам, которые и греками, и римлянами считались могущественными. Это свидетельствует о том, насколько велика беда и как велик страх человека перед ней.
Об Антониновой чуме
Пандемию Антониновой чумы (примерно 160-180 гг. н.э.) считают одной из наиболее разрушительных в истории человечества. Возникшая на территории восточных провинций Римской империи болезнь быстро распространилась на запад и, как свидетельствует найденный в Лондоне амулет, достигла британских берегов.
Современные исследователи сходятся во мнении, что, скорее всего, это была корь или оспа. Однако за эпидемией, продлившейся примерно пятнадцать лет и убившей около пяти миллионов жителей Римской империи, оставили ее историческое название.
Источник: fb.ru
Костюмчик – чума: почему одеяние Чумного доктора так странно выглядит. Разбор
Черный балахон до пят, длинная палка в руке, маска с вороньим клювом. Образ Чумного доктора настолько популярный в массовой культуре, что сегодня не каждый знает, что это реально существовавшая медицинская одежда, времен средневековой эпидемии.
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
Современные респираторы и костюмы биологической защиты прямые потомки этого мрачного одеяния. «Черная Смерть» — кошмар в истории человечества. Пандемия чумы началась в середине XIV века и продержалась, в некоторых регионах, вплоть до XIX. Она захватила большую часть Евразии и пробралась в Африку.
Невзирая на чины и звания, болезнь пожирала византийских правителей, русских князей, великих живописцев и мудрых ученых. Простой люд она косила обильно, как острый серп срезает колосья. Собрав жатву в более чем 25 миллионов жертв, эпидемия опустошала города и страны. В разные годы она уничтожала половину населения Европы.
«Уже давно опустошала страну Красная смерть. Ни одна эпидемия еще не была столь ужасной и губительной. Кровь была ее гербом и печатью – жуткий багрянец крови!» Эдгар Алан По, «Маска красной Смерти»
Вслед мору шли фигуры в темных одеяниях, чьи лица блестели стеклянными глазами и заканчивались крючковатыми клювами. Европейцы так часто видели Чумных докторов, бредущих по заваленным мертвецами улицам, что созданный в начале XVII века костюм стал непременным атрибутов карнавалов и уличных представлений. Чума навсегда изменила историю.
Повлияла на искусство, политику, философию, науку и даже моду. Породила религиозные течения: шокирующие флагелланты – секта экстремальных аскетов, которые секли себя плетьми и калечили, чтобы вымолить прощение у Господа. Перекраивала карту государств. И породила кровавый расовый геноцид – погромы и убийства евреев, взращенные безумными теориями заговоров.
«Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой. »
Александр Сергеевич Пушкин, «Пир во время чумы»
Все это красочный, сложный и пестрый фон, на котором ярко выделяется наш герой – облаченный с головы до пят в тяжелое кожаное одеяние, сам Чумной доктор. Окончательный вид костюма создал французский медик Шарль де Лорм в 1619 году. За основу он взял кожаный доспех пехоты, но добавил к нему элементы, как согласные с медицинской наукой своего времени, так и вовсе магические!
«Они по-прежнему делали дела, готовились к путешествиям и имели свои собственные мнения. Как же могли они поверить в чуму, которая разом отменяет будущее, все поездки и споры? Они считали себя свободными, но никто никогда не будет свободен, пока существуют бедствия». Альбер Камю, «Чума»
Плащ или балахон – из плотной кожи или из ткани, пропитанной маслом и воском, чтобы исключить контакт между врачом и зловонными выделениями из тел умирающих. Одна из самых популярных процедур, которую проводили Чумные доктора, – рассечение бубонов: огромных болезненных вздутия, на месте воспаленных лимфатических узлов. Рассечение было крайне болезненным.
Анестезии тогда еще не существовало, убить могло одно лишь это. Если пациент выживал, то за дело принималась инфекция, бьющая сразу с двух сторон: из раны и попавшая в рану. Антисептики? Появятся только во второй половине XIX века. Иногда бубоны или рассечения прижигались раскаленным металлом, для обеззараживания и быстрого заживления.
Стоит ли говорить, что прижигания не работают? Ожог только усиливает нагрузку на иммунитет и служит очагом дополнительного инфицирования.
Трость – руки Чумного доктора спрятаны в толстые плохо гнущиеся перчатки. Но эта защита даже была излишней. Ведь медик старался не прикасаться к больному. На этот случай у него была длинная трость. Ею он приподнимал одежду, обследовал пациента, даже щупал пульс.
А в некоторых случаях и отбивался от зараженных.
Шляпа – отличительный головной убор средневековых докторов и просто ученых людей. Обратите внимание на картину Иеронима Босха «Извлечение камня глупости». На голове у хирурга-шарлатана перевернутая воронка. Символ легко понятный и сегодня – его ум не наполнен знаниями, и пусть он и выглядит профессионалом, на деле, обманщик.
Поммандер – медальон, который носили на шее, и внутрь которого помещались ароматические травы. Кроме этого, Чумной доктор мог вешать на себя вязанки с чесноком или другими сильно пахнущими травами.
Маска – самый знаменитый атрибут. Глаза скрыты за стеклянными очками. По возможности, никаких щелей, плотно прилегает к лицу, чтобы не попала зараза. Маска Чумного доктора, по сути, примитивный противогаз. Дело в том, что средневековые представления о болезнях были связаны с испорченным воздухом.
Например, название болезни «малярия» (mala aria) — так и переводится «плохой воздух». В кончике длинного носа помещалась смесь из душистых трав и специй, которые должны были отгонять миазмы. Вера в целебные свойства специй: перца, шафрана, ванили или кардамона придавала им стоимость золота и даже выше. Как минимум, их аромат отгонял смрад гниющих тел.
Иногда смесь из носа изымалась и поджигалась, чтобы окурить помещение, где находился больной. Ноздри самого доктора и его закладывали кусочками ткани, пропитанными ладаном. Но что не менее важно, сам вид маски напоминал египетского бога Тота, покровителя мудрости, науки и Луны. Такой облик должен был отпугнуть болезнь!
«В каждую из таких ям опустили по пятьдесят-шестьдесят трупов, потом стали делать углубления побольше и складывать в них всех, кого привозили телеги в течение недели; больше тел ямы не вмещали. Тогда-то распорядились вырыть этот чудовищный котлован – ведь это, скорее, был котлован, чем просто яма»
Даниэль Дефо, «Дневник чумного года»
Источник: www.eg.ru