Представление о духе, вселяющемся в неодушевленный предмет, животное или человека, есть древнейшее и достойное уважения верование, существующее с тех пор, как началась эволюция религии. Учение об одержимости духом представляет собой фетишизм. Дикарь необязательно преклоняется перед фетишем; он вполне закономерно поклоняется и благоговеет перед заключенным в фетише духом.
Поначалу пребывающий в фетише дух считался призраком умершего человека; позднее стали полагать, что в фетиши вселяются более высокие духи. В итоге культ фетишей объединил все примитивные представления о призраках, душах, духах и демонической одержимости.
1. ВЕРА В ФЕТИШИ
Первобытный человек стремился из всего необычного сделать фетиш; поэтому появление многих фетишей было случайным. Человек заболевает; что-то происходит и он выздоравливает. То же самое относится и к репутации многих лекарств и случайных методов лечения заболеваний. Предметы, связанные со сновидениями, легко превращались в фетиши.
Талисманы и амулеты.__#ответыкостекского #ислам #иман #религия #талисман #амулет #ширк
Ими становились вулканы но не горы, кометы но не звезды. Древние люди считали падающие звезды и метеоры свидетельством прибытия на землю особых духов-посетителей.
Первыми фетишами были камушки с необычными отметками, и с тех пор человек всегда искал священные камни. Когда-то ожерелье представляло собой коллекцию священных камней целый набор талисманов. Камни-фетиши были у многих племен, однако считанные из них сохранились в этом качестве, как, например, Каабский и Скунский камни. Вода и огонь также относились к древним фетишам. Поклонение огню и вера в святую воду существуют по сей день.
Фетишизация деревьев произошла в более поздние времена, но среди некоторых племен поклонение природе привело к вере в талисманы, в которые вселялись различные природные духи. Когда растения и фрукты становились фетишами, их запрещали есть. Одними из первых в эту категорию попали яблоки: левантийские народы никогда не употребляли их в пищу.
Если животное питалось человеческой плотью, оно превращалось в фетиш. Так собака стала священным животным парсов. Если фетишем является животное и в нем постоянно пребывает дух, то фетишизм может смыкаться с реинкарнацией. Дикари во многом завидовали животным; они не чувствовали своего превосходства и зачастую получали имена в честь любимых зверей.
Когда животное становилось фетишем, на его мясо накладывали запрет. Из-за своего сходства с людьми человекообразные обезьяны и мартышки уже в древности стали священными животными; позднее такого же отношения удостоились змеи, птицы и свиньи. Одно время фетишем
была корова: на коровье молоко было наложено табу, а ее испражнения пользовались большим почтением. В Палестине существовал культ змей, в особенности у финикийцев, которые, наряду с евреями, считали змею выразителем злых духов. Даже многие современные люди верят в колдовские способности пресмыкающихся. Змей чтили на всём пространстве от Аравии и Индии до племен индейцев хопи с их танцами змей.
Как хранить амулеты и талисманы?
Некоторые дни недели были фетишами. Веками пятница считалась несчастливым днем, а тринадцать злополучным числом. Счастливые числа три и семь появились в результате последующих откровений; четыре было счастливым числом у первобытного человека, который уже в древности открыл четыре стороны света. Считалось, что подсчет скота и другой собственности приносит несчастье; древние люди всегда противились переписи населения исчислению людей.
Первобытный человек не делал ненужного фетиша из секса; репродуктивная функция привлекала лишь ограниченное внимание. Отношение дикаря было естественным; в нем отсутствовали непристойность или похотливость.
Могущественным фетишем была слюна; плюя на человека, из него можно было изгнать дьяволов. Старший или знатный человек оказывал высшую честь тому, на кого он плевал. Некоторые части человеческого тела считались потенциальными фетишами, в особенности волосы и ногти. Высоко ценились длинные ногти, выраставшие на пальцах вождя, и их обрезки превращались в могущественный фетиш.
Фетишизация скальпов является одной из главных причин последующей охоты за головами. Ценным фетишем являлась пуповина; такое отношение к ней до сих пор существует в Африке. Первой игрушкой человека была сохраненная пуповина. Зачастую украшенная жемчугом, она стала первым ожерельем.
Горбатые и увечные дети становились фетишами; считалось что лунатики являются помешанными. Первобытный человек не отличал гения от безумного; идиотов либо забивали насмерть, либо почитали в качестве фетишей. Истерия всё больше подтверждала распространенные верования в колдовство; эпилептики часто становились жрецами и шаманами. На пьянство смотрели как на вид одержимости духом: когда дикарь принимал участие в попойке, он вставлял в волосы лист, чтобы снять с себя ответственность за свои поступки. Яды и крепкие напитки стали фетишами: считалось, что в них вселяются духи.
Многие смотрели на гениев как на фетишей, одержимых мудрым духом. Эти одаренные люди быстро научились прибегать к обману и надувательству в своих эгоистических целях. Человек-фетиш считался сверхчеловеком: он был божественным и даже непогрешимым. Поэтому вожди, цари, жрецы, прорицатели и церковные правители в итоге приобретали огромную и неограниченную власть.
2. ЭВОЛЮЦИЯ ФЕТИША
- 1
- 2
- 3
- 4
- Далее
Источник: geum.ru
ХР Человек современного вида Фетиш Амулет Талисман
ХР 2.5.4. Эпоха человека современного вида. Фетиши-амулеты-талисманы.
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью
Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.
Часть 5. Эпоха человека современного вида.
Глава 4. Фетиши-амулеты-талисманы.
Иллюстрации из открытой сети Интернет.
Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
262 000 до н.э.
Земля. Евразия. Похолодание климата. Московское и Самаровское оледенения. 262 000 до н.э.
Завершение Миндель-Рисского, Голштенского, Лихвинского, Одинцовского, Тобольского, Ярмутского межледниковье (400 000-250 000 до н.э.). Начало стадии потепления «интергляциал Рисс I/II)» (изотопная стадия III 7 нижняя, 262 000-240 000 до н.э.). Продолжение первого Московского оледенения (300 000-100 000 до н.э.). Самаровское оледенение в Северной Азии (280 000-200 000 до н.э.). Стадия позднего Среднего Плейстоцена (310 000-134 000 до н.э.).
Центральная Европа. Овраг Писечни (Чехия). Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Homo (sapiens) helmei – человек дважды разумный. Первопредки Homo sapiens neanderthalensis – расы человечества разумных неандертальцев. Первобытные люди современного человечества. Фетишизм.
Полировка (оглаживание) каменного орудия. Инструмент (фетиш) первобытной магии. Первобытная мифология. Первые фетиши (амулеты, талисманы). Пассивное почитание одухотворенных предметов.
262 000 до н.э.
В овраге Писечни (Бечов, Мост, Чехия, «древний Тейяк (протошарант), интер–Рисс, 262 000–204 000 до н.э.) остались несколько фрагментов кварцита со следами полировки, которые можно отнести к первым предметов фетишизма или инструментам первобытной магии. Развитие первобытной мифологии и трансформация причудливых камней, костей животных, каменных и деревянных орудий в фетиши, амулеты и инструменты магии. Возникновение фетишизма и первых фетишей (талисманов, амулетов) – предметов пассивного (слепого) почитания (262 000-105 000 до н.э.).
Земля. Первобытное человечество. Homo sapiens – человек разумный. Закономерности онтогенеза психики человека. Первобытное общество. Родовые семейно-брачные отношения.
262 000 до н.э.
Главная функция рода в отношениях между мужчинами и женщинами (мужем и женой) – регулирование семейно-брачных отношений. Возникнув из древней формы зоологического объединения – гаремной семьи – род имеет цель и задачу жизнеобеспечения своих и только своих членов, объединенных кровным родством.
Приобщение и родственная кровная связь пришлых или принятых мужчин и женщин к роду осуществляется через брак с членами рода и их потомство. При этом муж и жена представляются обществом рода как члены данного рода (рода мужа или рода жены). На самом деле семейные пары по условиям запрета родственного кровосмешения (экзогамия) происходят из разных родов и не состоят друг с другом в кровном родстве. Таким образом, семейно-брачная пара является элементарной или первичной общиной, состоящей из двух человек. По своей сути (структуре и функциям) семейно-брачная пара мужчины и женщины является идеальным средством приспособления людей к изменениям окружающей среды, к добыванию средств существования и жизнеобеспечения, к успешному освоению и самозащите в окружающей среде, к постоянному самовоспроизведению в своём потомстве.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: proza.ru
Фетишизм
Фетишизм — она из самых ранних форм древней культуры, известная практически всем народам нашей планеты. Фетиш – иначе — талисман или амулет, обладающий защитными, охранительными и сверхестественными свойствами. Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта, например камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетишем мог быть даже какой-нибудь рисунок, татуировка на теле, также — любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека.
До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служил предмет, кто рому приписывали магические свойства отвращатъ от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был всячески оберегать своего владельца от бед и неприятностей. Способность отвращать от беды приписывалась и талисманам (от лат – «посвящение»). Но амулет носили открыто, обычно на шее, а талисман прятали от посторонних глаз.
Помимо личных фетишей существовали и общие для всего племени или страны. Обычно ими становились какая-либо большая гора или красивое, сильное дерево. У общих фетишей могла быть и своя «специализация»: один управлял временами года, другой ведал здоровьем, третий — охотой, рыбной ловлей и т. д. Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом предков. Тогда изображения предков становятся предметом поклонения. Иногда это идолы — человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае.
Яркой иллюстрацией фетиша, связанного с культом предков, являются алэлы енисейских кетов. Алэл представляет собой деревянную куклу с большой головой, с руками, ногами, глазами из бусин или пуговиц, одетая в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьих шкур. Обычно куклы изображают старух, которые призваны помогать семье во всех её делах.
Они охраняют дом, следят за детьми, за оленями и собаками. Алэлы переходят от родителей к детям. При перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По понятиям кетов человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель.
Фетишизм в Африке распространён в форме культа обожествляемых материальных предметов — от деревянных столиков, брусков, раковин, камней, деревьев, скал до предметов традиционного африканского искусства (статуи и статуэтки людей и животных, различные украшения, маски, барабаны), всевозможных талисманов и амулетов (предметов, защищающих от болезней, несчастий и приносящих удачу). Фетишистские представления часто переплетались с анимистическими, и поэтому бывает трудно отделить одни от других.
Среди многообразия африканских фетишей учёные выделяют несколько условных групп. Это фетиши, предназначенные для семей и родов; для общин, племён и племенных объединений; так называемые общенародные или общегосударственные фетиши и, наконец, фетиши личные.
Семейные и родовые фетиши появились на заре человеческой истории. Такими фетишами были, например, каменные топоры, почитавшиеся в глубокой древности как окаменевшие молнии божества воды и грома Фаро у народа бамбара (Мали) и божества грома и молнии Шанго у йоруба. У бамилеке (Камерун) можно перечислить около 20 общеплеменных фетишей, в том числе священные камни, барабаны и гонги, табуретки и троны предков, глиняные трубки, слоновьи бивни, шкуры леопардов, кожи питонов и т.д.
В средневековом государстве Лунда (существовало на стыке территорий современных Анголы, Замбии и Заира) наибольшее распространение получили деревянные изображения животных и людей. Общенародные фетиши почитались в Африке как высшие святыни и имелись, в частности, у ашанти (Гана) и баганда (Уганда). История одного из них — так называемого Золотого тропа — полна драматизма. О ней некогда говорил весь мир, ей посвящены многие статьи и книги.
К числу наиболее известных и значительных фетишей, призванных обеспечить контакты между земным и священным мирами, между живущими, с одной стороны, и духами и богами — с другой, относятся статуи, статуэтки, маски и тамтамы (барабаны). И сегодня они являются непременной принадлежностью многих ритуальных церемоний и обрядов. Статуи и статуэтки предназначены для воздействия на участников церемоний своей торжественной неподвижностью, маски же, наоборот, — своим динамизмом.
Роль барабанов не сводится к простому ритмическому сопровождению религиозных шествий, танцев и песнопений. «Они, — пишет французский исследователь Верже, — считаются существами, наделёнными душой, личностью. Их освящают, время от времени в них вливают новую силу путем приношения даров и жертв. Если барабан во время церемонии опрокидывается, то церемонию сейчас же прерывают. У каждого барабана есть свой исполнитель, которому разрешается. играть на нём лишь после особого посвящения и длительного обучения.
Широко были распространены в Африке и личные фетиши. Чаще всего их получали или покупали у колдунов, знахарей и прорицателей, которые освящали фетиши и «отвечали» за их действенность. Фетиши должны помогать своим обладателям, оберегать от врагов, болезней и других напастей.
Некоторые фетиши могли действовать самостоятельно, без посредничества колдунов, но самыми сильными считались фетиши, которые подчинялись им. Поскольку поведение фетишей часто непредсказуемо, их побаивались и старались задобрить. Обладатель фетиша ублажал его, совершая определённые ритуалы и делая подношения. Если же приобретённый фетиш или вообще не действовал, его возвращали изготовителю. Иногда провинившиеся фетиши даже наказывали.
Интересен африканский обычай истязания фетишей, причём не только для наказания их, но и для побуждения к действию. Например, прося о чём-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращённые к нему просьбы и обязательно выполнит их.
Источник: www.mystic-chel.ru