Публикация «Коррекционно-развивающее занятие с детьми с использованием арт-терапии (мандалы) „Талисман для друга„» размещена в разделах
- Арт-терапия, изотерапия, цветотерапия, хромотерапия
- Игротерапия. Игровая терапия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мандала, мандалатерапия
- Темочки
-Чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей;
-Обсуждение различных ситуаций о дружбе;
-Прослушивание песен по теме;
-Просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда», «Лунтик».
-Повторение пословиц о дружбе, работа над смыслом пословиц:
— Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций»
-Игра «Скажи соседу комплимент», «Угадай кто это»
Оборудование: сундучок, мультимедиапроектор, ноутбук, мандолы, карандаши, краски, восковые мелки, фломастеры, клубок дружбы.
Ход занятия:
Педагог – психолог: Ребята, какое у вас сегодня настроение? Поделимся хорошим настроением с теми, кто рядом?
Что такое Арт -терапия? | Техники Арт-терапии | ПСИХОЛОГИЯ РЕАЛЬНОСТИ
К тебе я обращаюсь, друг.
Вставай скорее с нами в круг!
Почувствуй радость и тепло,
И как с друзьями хорошо!
А теперь повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка (приложить руки к губам)
Согреет всех своим теплом (приложить правую руку к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (вытянуть руки вперед)
Делится счастьем и добром (взяться за руки)
Молодцы! Как приятно чувствовать друг друга!
Посмотрите, как сегодня много у нас гостей. Не все гости знают, как нас зовут, а после игры узнают. Проводится упражнение «Назови соседа ласково по имени». Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем: «Здравствуй, Варя!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Полина!» и т. д.
Звучит песня о дружбе из мультфильма про кота Леопольда. Входит Леопольд.
Леопольд: Здравствуйте, дети! Вы узнали меня?
Я слышал, что вы очень дружные ребята и решил обратиться к вам за помощью. Помогите мне подружится с мышами. Они совершенно не умеют дружить, и не знают, что это такое.
Очень жить на свете туго
Без подруги или друга
Без тебя и твой щенок
Ребята, а у вас есть друзья? Почему друзьям хорошо вместе (ответы детей).
Понятно: друг- это тот, с кем тебе интересно, кто поможет в беде, с кем много общего.
Педагог — психолог: Ребята, а давайте мы раскроем Леопольду секреты дружбы, а поможет нам в этом волшебный сундучок. (Достает сундучок
«Секреты дружбы»).
Первый секрет «спрятан» в песне. Слушаем….
Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».
Педагог — психолог: Так с чего же начинается дружба?
Педагог — психолог: Вот так легко мы разгадали с вами первый секрет дружбы: «Чаще улыбайся — и у тебя будет много друзей». Давайте возьмемся за руки и каждый, глядя соседу в глаза, подарит самую добрую и приветливую улыбку.
Арт-терапия : МОЕ ТЕКУЩЕЕ И ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ (техника)
Звучит спокойная музыка, дети выполняют.
Педагог – психолог: А как вы понимаете слово «дружба»?
Дети: Когда люди хотят быть вместе, не ссорятся, играют и т. д
Педагог – психолог: Когда с кем — то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. И мы сейчас были все приветливыми. Это и есть второй секрет дружбы.
Педагог – психолог: А теперь друзья я хочу знать крепкая ли у вас дружба?
Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Поле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом.
Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.
Педагог – психолог: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?
Педагог – психолог: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.
Педагог – психолог: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?
Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.
Педагог – психолог: Это еще один секрет дружбы — говорить добрые слова друзьям
При разгадке следующего секрета, вы можете оказывать помощь и поддержку друг другу.
На столе вы видите части двух разрезанных картинок. Нужно собрать эти картинки.
Дети собирают изображения кошки и собаки.
Что у вас получилось? Вы собрали для себя друзей.
Можно ли назвать собаку и кошку друзьями?
(Дети отвечают, приводя примеры из жизни домашних любимцев).
Педагог – психолог: Леопольд, а наши ребята знают много пословиц о дружбе. Ребята, давайте вспомним их. Я буду произносить начало пословицы, а вы – ее продолжение.
*Нет друга – ищи (а найдешь, береги)
*Друзья познаются (в беде)
* Не бросай друга (в несчастье)
*Крепкую дружбу (и топором не разрубишь)
*Старый друг (лучше новых двух)
*Дружбу помни (а зло забывай)
-О каких секретах дружбы говорится в пословицах? (ответы детей)
Ребята, друзей найти непросто, а если уж он есть, то нужно дорожить им. Ведь друг из любой беды выручит, всегда поможет. И веселится вместе интереснее. Настоящий друг всегда поможет поднять настроение.
Динамическая пауза «Если есть хороший друг».
Настроение упало-опускают руки вниз
Дело валится из рук-качание головой, встряхивают кистями
Но еще не все пропало,- разводят руками
Если есть хороший друг-Разворачиваются лицом друг к другу
С делом справимся вдвоем,-пожимают руки друг другу
С облегчением вздохнем- делают глубокий вдох, выдох
Настроением поднимем-нагибаются и медленно выпрямляются
И от пыли отряхнем! — отряхиваются.
Педагог – психолог: Ребята, давайте вспомним мультфильм про Крошку Енота (на экране фрагмент мультфильма). Какой секрет дружбы» был
«спрятан» в мультфильме? Каким должен быть Крошка Енот, чтобы подружится с тем, кто сидит в пруду?
Педагог – психолог: А, что значит быть доброжелательным? Как другие узнают, что ты человек, желающий добра?
Дети: надо не вредничать, не жадничать, никого не обижать.
Педагог – психолог: А как можно узнать настроение у человека? Правильно, по лицу. Вот здесь расположены картинки с разными лицами. Найдите человечка, у которого грустное настроение, веселое, человечек, который испугался, удивился, разозлился. Давайте поиграем. (Игра «Узнай настроение»)
Игра «Раз, два, три …покажи»… Я вам буду давать команды. Например, раз-два-три, как я испугался (удивился, опечалился, разозлился, обрадовался) покажи. Вы должны показать на лице страх. А как еще можно узнать настроение человека? Правильно, по интонации, с которой он говорит.
Я буду произносить фразу, а вы будете называть настроение, с каким я его произнесла.
— Как же мне не плакать. Была у меня избушка деревянная, а у лисы ледяная. Пришла весна. У лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.
— Вот так дела! Мою избушку лиса заняла!
— Пойдем. Я ее выгоню.
— Одеваюсь. Шубу надеваю.
— Как выскочу, как выпрыгну. Пойдут клочки по закоулочкам!
Педагог – психолог: Вот еще один секрет дружбы – уметь узнавать настроение человека. Мы раскрыли все секреты дружбы. Пришло время составить правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни. Кот Леопольд может передать их мышатам. Ребята, предлагайте правила дружбы.
• Помогать другу.
• Не бояться просить прощения.
Педагог – психолог: Ребята, как вы думаете, чем мы ещё можем помочь Коту Леопольду? (Ответы детей). А может, мы подарим им талисманы дружбы?
Педагог – психолог: Но их надо раскрасить. Выберите, какой хотите талисман и материал, которым будете раскрашивать. (Дети выбирают и раскрашивают, затем вместе с воспитателем рассматривают рисунки и обсуждают).
Ребята, давайте сложим талисманы в сундучок и подарим Леопольду, для того, чтобы он рассказал о правилах дружбы мышатам и подарил им талисманы.
Леопольд: Большое мое спасибо, вам, ребята. Я побегу скорее к мышатам.
(дети прощаются с Леопольдом).
Педагог – психолог: Ребята, давайте встанем в круг.
Дружба наша крепка-руки опущены
Вот тебе моя рука-протянуть руки вперед
Снова в круг мы вместе встанем
Руку дружбы мы протянем -берутся за руки.
Я передаю свое доброжелательное отношение сначала к (перечисляю всех детей по имени) и чувствую, как ваше доброжелательное отношение переходит ко мне. Мы с вами дружим, и будем стараться соблюдать все правила.
Звучит аудиозапись «Большой хоровод».
Публикации по теме:
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории» Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.
Коррекционно-развивающее занятие на тему «Страх» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательных процессов через игровую деятельность. Задачи: Образовательные:.
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группе «Жадность» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о качествах личности, этических нормах поведения через игровую деятельность.
Коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста «Космическое пространство» Коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста «Космическое пространство» Цель: развитие у детей фантазии и творческого.
Коррекционно-развивающее занятие с детьми ОНР (старший дошкольный возраст) Цель: 1. Развитие слухового и зрительного восприятия; внимания и наблюдательности; зрительной и слуховой памяти; мышления и речи (активизация.
Коррекционно-развивающее занятие с использованием конструктора-присосок с детьми 2–3 лет Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию коррекционно развивающее занятие с использованием конструктора –присоски.
Коррекционно-развивающее занятие с использованием сказкотерапии с детьми старшей группы «Сказочное путешествие» Коррекционно — развивающее занятие с использованием сказкотерапии с детьми старшей группы А «Сказочное путешествие» Цель: — познакомить.
Коррекционно-развивающее занятие психолога с учениками 1 класса Коррекционно-развивающее занятие в 1-и классе НОДА на тему: «Я — уже ученица и я учусь учиться и развивать свои возможности и познавательные.
Рецензия на индивидуальное коррекционно-развивающее занятие Рецензия на индивидуальное занятие с учителем-логопедом Тема: «Человек. Части тела. Части лица» Дата: 13.11.2018 г. Направленность: речевое.
Коррекционно-развивающее занятие «Четвероногие бойцы» Видео Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми логопедической подготовительной к школе.
Источник: www.maam.ru
Талисман и тайная комната. Практикум
Начало года – прекрасное время для тех, кто делает первый шаг на пути к переменам. Многим хотелось бы сохранить это состояние на весь год, но день за днем наша решительность исчезает, уступая место неуверенности в себе, сомнениям и страхам. Не поддавайтесь! Создайте себе талисман, который будет наделять вас тем, в чем вы больше всего нуждаетесь.
Изготовление специальных предметов, одежды и украшений, приносящих их владельцу защиту и удачу, существует у всех народов мира. Турецкие синие глазки от сглаза, китайские монетки для привлечения денег и, конечно, славянские пояса-обереги, гайтаны и тряпичные куклы-крупенички. Известные артисты и спортсмены также держат при себе «счастливые» сувениры, приносящие удачу.
Амулеты и обереги принято связывать с религиозными или магическими верованиями и традициями. Но мы не будем обращаться к оккультизму, а сделаем талисман, руководствуясь принципами арт-терапии. Нам понадобится не магическая сила, кровь дракона и зуб мамонта, а просто немного творчества и воображения.
«Как это работает?» – спросите вы. Условный рефлекс и никакого мошенничества. Помните эксперименты с собакой, проводившиеся Павловым? Когда собаке давали понюхать мясо, у нее образовывался желудочный сок – это безусловный рефлекс. Но экспериментатор добавил к запаху звонок. Через некоторое время желудок собаки начал реагировать и на звук тоже. И нам подобное не чуждо.
Внешний стимул и внутреннее состояние связываются между собой.
Давайте рассмотрим знакомый всем пример. Что вы чувствуете, когда вдруг услышите песню, под которую впервые танцевали с любимым человеком, или почувствуете запах мандаринов, знакомый с детства, в преддверии новогодней ночи? Звуки, запахи, изображения и предметы имеют свойство крепко-накрепко привязываться к настроению и эмоциям, испытанным при взаимодействии с ними.
Бывает, что это играет и против нас. Поставьте ту же романтическую песню на звонок будильника, и все – через неделю-другую она будет вызывать у вас совсем другие чувства и мысли. Мы можем настолько преувеличить значение определенных предметов, что впадем в растерянность и ступор, утратив их. Давайте использовать наши ассоциации во благо, наделив свой «оберег» тем, чего нам порой очень не хватает.
Для начала подумайте, что вам хотелось бы вложить в талисман. Уверенность, спокойствие, силу, вдохновение? А может, напоминание о какой-то поставленной цели? Можно «перемешать» несколько важных для вас состояний или сосредоточиться на чем-то одном.
ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ
Влияют ли амулеты на что-нибудь? Сошлемся на известного физика Нильса Бора. Один из гостей с изумлением заметил прибитую над дверью его дома подкову. Ученый-материалист ответил: «Верю ли я, что подкова приносит счастье? Нет, конечно, не верю.
Но говорят, она приносит счастье даже тем, кто в это не верит».
1. «ТАЛИСМАН С НАЧИНКОЙ»
Вам потребуется: бумага, краски, карандаши, различные материалы на выбор, ваши воспоминания и воображение.
Допустим, вам нужен ресурс уверенности в себе. Вспомните самый яркий момент, когда вы были на высоте, чувствовали себя уверенно. Возможно, это победа в соревновании или успешно сданный экзамен, прием на работу, которую вы хотели заполучить. Если вы никак не можете припомнить такой момент, пофантазируйте, присмотритесь к человеку, который мог бы стать для вас образцом, – как он смотрит, как двигается, примерьте на себя его чувства. Сконцентрируйтесь на ощущениях и попробуйте изобразить свои впечатления на бумаге.
Какие образы у вас вызывает состояние уверенности? Для кого-то это дуб, сильный, широкий, твердо стоящий на земле, или дом, в котором можно укрыться, а для вас уверенность может выражаться в чем-то другом, понятном только вам. Смастерите подвеску, игрушку или брелок, символизирующий то, что вам требуется. Идите вслед за своим внутренним чутьем, используйте различные природные материалы, краски, фломастеры, наборы для творчества – главное в момент изготовления талисмана пребывать в желаемом состоянии и поддерживать его.
2. «СО ВКУСОМ МЕЧТЫ»
Вам потребуется: заветное желание (одна штука), воображение и материалы для творчества.
А может, у вас есть мечта? И то, что это ваша мечта, а не дорогих друзей-родителей или рекламируемых производителей, вы уверены. И план есть, и возможности. Но вот что-то мешает, отвлекает, и руки опускаются. Тогда вашим талисманом может стать изображение желаемого. Можно нарисовать его или слепить фигурку. Ощутите радость, которой наполнится ваше сердце, когда добьетесь своей цели.
Побудьте в ней пару минут. Приятно ведь? Положите талисман в кошелек, поставьте на рабочий стол – пусть напоминает о том, к чему вы стремитесь, и подталкивает вперед.
В ситуации, когда вам будет необходима поддержка и доступ к вашим внутренним ресурсам, дотроньтесь до талисмана, покрутите его в руках – и ваше состояние начнет преображаться.
3. «СКАЗОЧНОЕ ВЕЗЕНИЕ»
Вам потребуется: неприятная ситуация (одна штука), фантазия, готовый аксессуар или различные материалы для творчества.
Если вас волнует какая-то ситуация, ожидание решения суда, предстоящий сложный разговор или испытание, попробуйте создать символ «счастливого финала». Для начала переведите свою ситуацию в сказочный сюжет, где начальник Иван Георгиевич – властный король, а вы, служащий среднего звена, – его придворный слуга, который впал в немилость.
«И сказал разгневанный король, что не видать вам головы, коль не сдадите отчет о проделанной работе через двое суток. Пригорюнился Петр». И добавляем: «А его премудрая жена, отложив борщи и рукоделья, сказала волшебное заклинанье: “Да не парься ты, Петь, мы ж на одном курсе учились, и проект ваш я хорошо знаю. Я тебе помогу, вместе мы уложимся к сроку”. Сказано – сделано.
Отчет королю доставлен в лучшем виде. За сноровку – помилование и премия. Ни одной жар-птицы в процессе сочинительства не пострадало».
А теперь свой позитивный настрой вкладываем в определенный символ, например в готовый аксессуар, или делаем его своими руками.
4. «ТАЙНАЯ КОМНАТА»
Вам потребуется: объект или действие, вызывающее страх (сколько есть), кольцо, браслет, серьги или часы, которые вы носите постоянно.
Все мы чего-нибудь боимся. Допустим, в вашем черном списке значатся полеты на самолетах, а использовать вы будете обручальное кольцо. Как только заметите, что страхи овладевают вами, переключить внимание на что-то другое и расслабьтесь. Теперь выполните упражнение:
- 1. Вспомните место, где вы чувствуете себя спокойно. Например, теплый солнечный пляж или вашу комнату. Представьте, что вы сейчас находитесь там. Рассмотрите детали знакомого интерьера, дышите медленнее, расслабьтесь.
- 2. Дотроньтесь до кольца в этом приятном состоянии, «закрепите» его внутри.
- 3. Теперь представьте себя в самолете. Старайтесь, чтобы картинка была довольно реалистичной. Почувствуйте напряжение и снова дотроньтесь до кольца, возвращаясь в свою «тайную комнату». Проделайте упражнение несколько раз и непосредственно перед полетом, чтобы закрепить результат. Теперь, как только почувствуете наступление страха, достаточно будет просто дотронуться до кольца.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ КАСКАДЕРА
Талисман – одно из традиционных психотерапевтических средств арт-терапии. Очень многие люди экстремальных профессий – летчики-испытатели, каскадеры, моряки-подводники – и сегодня широко используют различные «счастливые» вещицы. Психологическая функция талисмана состоит в создании чувства защищенности, уверенности в благополучном исходе опасного предприятия, то есть в снижении уровня тревоги. Это позволяет использовать их в психотерапии при работе с высокотревожными клиентами.
Таким образом, талисман дает нам точку опоры, что помогает раскрыть резервы и проявить себя. Обращаясь к нему за помощью, мы обретаем чувство уверенности и не боимся воображаемых неприятностей. Многие психотерапевты используют метод создания талисманов, таким образом связывая стимул и реакцию. Именно по такому принципу в психотерапии создается талисман, амулет или оберег. Как показывает практика, это работает.
Источник: www.psyh.ru
3 техники арт-терапии для исполнения желаний
С детства мы верим, что канун Нового года — пора чудес, время, когда исполняются желания. Взрослые не пишут письма Деду Морозу, но все же размышляют о том, что хотели бы изменить и получить. Арт-терапевт делится техниками, которые помогут правильно сформулировать желания и увеличат шансы на их исполнение.
«Канун Нового года — время, когда мы так или иначе задаемся вопросом: „Чего я на самом деле хочу?“ — рассуждает арт-терапевт Полина Постельгина. — Весь год мы можем поступать с потребностями и мечтами как угодно, но этот новогодний ритуал помогает делать нашу жизнь осознаннее».
Подводя итоги и планируя следующий год, мы рефлексируем на темы желаний, прошлого и будущего, тех людей, что нас окружают. Мы испытываем чистые, искренние стремления души к миру, счастью, взаимопониманию с близкими, словно подходим к точке обнуления.
«Это время позволяет раскрыться творчески: нарядить елку, придумать и оформить новогодний стол, красиво упаковать подарки. Творчество — неотъемлемый атрибут ритуалов и праздников, и оно способно помочь намерениям и мечтам воплотиться в реальность. Как? Есть арт-терапевтические техники, которые помогут желаниям сбываться легче», — объясняет эксперт.
Техника № 1. Текущее и желаемое
Вам понадобится 3 листа формата А4, цветные мелки, карандаши или акварель, клей или скотч, ножницы.
Шаг 1
На первом листе нарисуйте ваше текущее состояние: состояние души, вашей жизни, то, в чем вы сейчас находитесь и как себя ощущаете. Рисуйте спонтанно, не думая о результате. Можно проговорить вслух, что это за состояние, каково находиться в нем, как долго оно присутствует в вашей жизни, что дает, а чему мешает.
Шаг 2
На втором листе нарисуйте идеальное, желаемое состояние. Как бы вам хотелось себя чувствовать, как жить, что ощущать. Это может быть и душевное состояние, и материальные ценности. Важно, чтобы рисунок также был спонтанным — это укажет на истинные потребности. Рассмотрите его: что вы испытываете?
Желаемое может быть необычным, неожиданным: возможно, до сих пор вам казалось, что нужно совсем иначе!
Шаг 3
Разложите два готовых рисунка перед собой и возьмите третий чистый лист. Теперь задача — создать единую композицию из них: положение листов может быть любым, их можно склеить, но это должна быть картина с целостным сюжетом. Дорисовывайте то, что хочется, закрашивайте, трансформируйте рисунки, размышляя о том, каким будет переход из первого состояния во второе.
Иногда у клиентов возникает желание создать инсталляцию, а не плоскую картину, или наложить листы друг на друга и что-то вырезать и вклеить. Реализуйте любое творческое решение. Важно, чтобы работа была целостная. Выкидывать лишние фрагменты можно только тогда, когда вы знаете, как с такой же легкостью избавиться в жизни от того, что они символизируют. Например, написать заявление об увольнении завтра же.
Ваша задача — создать единую композицию из двух работ и чистого листа. Дорисовывайте детали, обдумывая, как из первого состояния переместиться во второе.
Шаг 4
Теперь посмотрите, что вышло. Найдите на рисунке ответы на вопросы: какие конкретные шаги в реальной жизни мне необходимо предпринять для перехода в желаемое? Что мне поможет? Какое решение здесь изображено?
Источник: www.psychologies.ru