Технология эмалирования ювелирных изделий

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭМАЛИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МЕТАЛЛ / ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА / ХУДОЖНИК-ЭМАЛЬЕР / ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ / ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ / ВИТРАЖНАЯ ЭМАЛЬ / ARTISTIC ENAMELING / TECHNOLOGICAL PROCESS / METAL / PRODUCTS OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS / ENAMEL ARTIST / CLOISONNE ENAMEL / CHAMPLEVé ENAMEL / STAINED ENAMEL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герасимова Антонина Анатольевна, Папшева Дарья Максимовна

Художественное эмалирование древняя техника, которая ценится очень высоко.Это обосновывается трудоёмкостью технологического производства, сложностью приготовления эмалевой массы из дорогостоящих и труднодоступных материалов, а также необходимостью длительного приобретения опыта.В статье рассматриваютсятрадиционные техники эмалирования, среди которых были выделены те, основой которых являются ячейки(перегородчатая, выемчатая, витражная эмаль ).На примере нескольких ювелирных брендов был проведен анализ современных изделий декоративно-прикладного искусства с использованием горячей эмали, был сделан вывод: современное искусство художественного эмалирования очень популярный способ раскрытия концептуальных образных идей художников-эмальеров в эксклюзивных изделиях,эта техника дает широкий простор для творчества и помогает автору более точно передать его мировоззрение и установить контакт со зрителем.

Технология эмалирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Герасимова Антонина Анатольевна, Папшева Дарья Максимовна

Петербургская эмаль: история и современность

Проблема формирования аукционной стоимости произведений эмальерного искусства в «Русском стиле»: П. А. Овчинников и Ф. Рюкерт

Развитие русской домонгольской эмали в контексте историко-культурного взаимодействия Руси и Византии
Флорентийские эмали первой половины xiv в
Русская эмаль как явление культуры
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic enameling is an ancient technique that is highly appreciated. This is justified by the laboriousness of technological production, the complexity of making enamel mass from expensive and hard-to-reach materials, as well as the need for a lengthy acquisition of experience. (cloisonne, notched, stained-glass enamel).In the example of several jewelry brands, an analysis of modern products was carried out active art with the use of hot enamel, the conclusion was made: modern art of artistic enameling is a very popular way of disclosing conceptual figurative ideas of enamel artists in exclusive products, this technique gives a wide scope for creativity and helps the author more accurately convey his world view and establish contact with the viewer.

Текст научной работы на тему «Использование традиционных технологий художественного эмалирования в ювелирных изделиях»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЭМАЛИРОВАНИЯ В ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ

Эмаль. Лана Шелкова

Герасимова Антонина Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественной обработки материалов,

г. Магнитогорск Папшева Дарья Максимовна

Студент ФГБОУ ВО «МГТУ им Г.И. Носова», 2 курс, магистратура, кафедра художественной обработки материалов, г. Магнитогорск DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2018.3.56.15-19

Художественное эмалирование — древняя техника, которая ценится очень высоко.Это обосновывается трудоёмкостью технологического производства, сложностью приготовления эмалевой массы из дорогостоящих и труднодоступных материалов, а также необходимостью длительного приобретения опыта.В статье рассматриваютсятрадиционные техники эмалирования, среди которых были выделены те, основой которых являются ячейки(перегородчатая, выемчатая, витражная эмаль).На примере нескольких ювелирных брендов был проведен анализ современных изделий декоративно-прикладного искусства с использованием горячей эмали, был сделан вывод: современное искусство художественного эмалирования — очень популярный способ раскрытия концептуальных образных идей художников-эмальеров в эксклюзивных изделиях,эта техника дает широкий простор для творчества и помогает автору более точно передать его мировоззрение и установить контакт со зрителем.

Читайте также:
Какие знаки брендовых браслетов

Artistic enameling is an ancient technique that is highly appreciated. This is justified by the laboriousness of technological production, the complexity of making enamel mass from expensive and hard-to-reach materials, as well as the need for a lengthy acquisition of experience. (cloisonne, notched, stained-glass enamel) .In the example of several jewelry brands, an analysis of modern products was carried out active art with the use of hot enamel, the conclusion was made: modern art of artistic enameling is a very popular way of disclosing conceptual figurative ideas of enamel artists in exclusive products, this technique gives a wide scope for creativity and helps the author more accurately convey his world view and establish contact with the viewer.

Ключевые слова: художественное эмалирование, технологический процесс, металл, изделия декоративно-прикладного искусства, художник-эмальер, перегородчатая эмаль, выемчатая эмаль, витражная эмаль.

Keywords: artistic enameling, technological process, metal, products of decorative and applied arts, enamel artist, cloisonne enamel, champleve enamel, stained enamel.

Художественное эмалирование — древняя техника, которая ценится оченьвысоко. Это обосновывается трудоёмкостью технологического производства, сложностью приготовления эмалевой массы из дорогостоящих и труднодоступных материалов, а также необходимостью длительного приобретения опыта.

Техника горячего эмалирования начала свой путь еще с античных цивилизаций. На протяжении становления и развития эмальерного искусства, в зависимости от места расположения центра этого вида декоративно-прикладного искусства, времени появления и приоритета стилей, определились традиционные техники эмалирования: перегородча-

тая, выемчатая, эмаль по скани (филиграни), витражная, расписная, финифть, эмаль по гильоширо-ванному фону.

В нашем исследовании мы рассмотрим более подробно только те техники эмалирования, в которых упор сделан именно наперегородки, так как считаем, что именно эти техники наиболее интересны, трудоемки и выполняются малыми партиями.

Благодаря историческим раскопкам можно утверждать, что первыеизделия из металла с эмалью были найдены в Микенах (Греция). В процессе исследования египетских пирамид также были найдены украшения из золота и серебра с включением эмали.

Рисунок 1. Пекторальфараона Аменемхета III. Золото, эмаль, полудрагоценными камнями

Предпосылкой для зарождения древнейшей нову напаивали перегородки изакрепляли обрабо-техники перегородчатой эмали послужили египет- танные по форме ячеек кусочки ляпис-лазури, ма-ские украшения, в которых на металлическую ос- лахита, смальты, бирюзы и цветного стекла.

Рисунок 2. Застежка-браслет королевы Аманишахето — Мероэ. Северный Некрополь. Первая половина

первого века нашей эры

Отличительной особенностью изделий с перегородчатой эмалью являются перегородки из прокатанной проволоки, которые вертикально напаиваются на металлическую основу и получившиеся ячейки полностью заполняются эмалью.

Витражная (оконная, ажурная) эмаль-разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Одна из самых изысканных и сложных техник художественного эмалирования, появившаяся в России в конце 19 века. Драгоценная художественная посуда, изделия декоративно-прикладного искусства, выполненные в этой тех-нике,всегда считались вершиной ювелирного искусства. Особенности технологического процесса-витражной эмали были доступна лишь значимым ювелирам мира — Карлу Фаберже, БенвенуттоЧел-лини, Павлу Овчинникову, Ивану Хлебникову, ряду эмальеров Франции и Германии. [7]

Читайте также:
Перламутр гелиотис что это

Для того чтобы создавать прозрачные декоративные элементы, способные пропускать свет, ювелиры разработалиоригинальный состав эмали и научились использовать его без металлической подложки.

Развитие промышленности и совершенствование технологий способствовало повышению декоративных качеств эмали и, во второй половине 19

века наступил расцвет эмальерного искусства в России. Распространение получили технически сложные виды ювелирных эмалей: эмаль по скани, витражная, эмаль по гильошированному фону. Используя достижения химиков и новые эмальерные технологии, изготавливался широкий ассортимент светских вещей: письменные принадлежности, пуговицы, портсигары, ювелирные украшения, кошельки, часы, шкатулки, флаконы для духов, пудреницы, пряжки для поясов, предметы сервировки стола, а также большое разнообразие столовой посуды. Наибольшую известность получили изделия с эмалью фирм Овчинникова и Фаберже.[8]

Изучив историю развития художественного эмалирования, проанализировав литературу, мы можем сделать вывод, что это очень востребованная техника обработки металла, и продолжает набирать интерес, как у ювелиров, так и у ценителей эксклюзивных, оригинальных изделий.

На примере нескольких ювелирных брендов провели небольшое исследование и составили таблицу современных изделий в технике эмалирования: характерный стиль украшений, применяемые технологии, временной период. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Художественная эмаль в изделиях декоративно-прикладного искусства России

Источник: cyberleninka.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЭМАЛИРОВАНИЯ В ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ

Художественное эмалирование — древняя техника, которая ценится очень высоко.Это обосновывается трудоёмкостью технологического производства, сложностью приготовления эмалевой массы из дорогостоящих и труднодоступных материалов, а также необходимостью длительного приобретения опыта.В статье рассматриваютсятрадиционные техники эмалирования, среди которых были выделены те, основой которых являются ячейки(перегородчатая, выемчатая, витражная эмаль).На примере нескольких ювелирных брендов был проведен анализ современных изделий декоративно-прикладного искусства с использованием горячей эмали, был сделан вывод: современное искусство художественного эмалирования — очень популярный способ раскрытия концептуальных образных идей художников-эмальеров в эксклюзивных изделиях,эта техника дает широкий простор для творчества и помогает автору более точно передать его мировоззрение и установить контакт со зрителем.

Artistic enameling is an ancient technique that is highly appreciated. This is justified by the laboriousness of technological production, the complexity of making enamel mass from expensive and hard-to-reach materials, as well as the need for a lengthy acquisition of experience. (cloisonne, notched, stained-glass enamel) .In the example of several jewelry brands, an analysis of modern products was carried out active art with the use of hot enamel, the conclusion was made: modern art of artistic enameling is a very popular way of disclosing conceptual figurative ideas of enamel artists in exclusive products, this technique gives a wide scope for creativity and helps the author more accurately convey his world view and establish contact with the viewer.

Художественное эмалирование — древняя техника, которая ценится оченьвысоко. Это обосновывается трудоёмкостью технологического производства, сложностью приготовления эмалевой массы из дорогостоящих и труднодоступных материалов, а также необходимостью длительного приобретения опыта.

Техника горячего эмалирования начала свой путь еще с античных цивилизаций. На протяжении становления и развития эмальерного искусства, в зависимости от места расположения центра этого вида декоративно-прикладного искусства, времени появления и приоритета стилей, определились традиционные техники эмалирования: перегородчатая, выемчатая, эмаль по скани (филиграни), витражная, расписная, финифть, эмаль по гильоширо-ванному фону.

Читайте также:
Дубровка рынок как добраться на метро

В нашем исследовании мы рассмотрим более подробно только те техники эмалирования, в которых упор сделан именно наперегородки, так как считаем, что именно эти техники наиболее интересны, трудоемки и выполняются малыми партиями.

Благодаря историческим раскопкам можно утверждать, что первыеизделия из металла с эмалью были найдены в Микенах (Греция). В процессе исследования египетских пирамид также были найдены украшения из золота и серебра с включением эмали.

Рисунок 1. Пекторальфараона Аменемхета III. Золото, эмаль, полудрагоценными камнями

Предпосылкой для зарождения древнейшей нову напаивали перегородки изакрепляли обрабо-техники перегородчатой эмали послужили египет- танные по форме ячеек кусочки ляпис-лазури, ма-ские украшения, в которых на металлическую ос- лахита, смальты, бирюзы и цветного стекла.

Рисунок 2. Застежка-браслет королевы Аманишахето — Мероэ. Северный Некрополь. Первая половина

первого века нашей эры

Отличительной особенностью изделий с перегородчатой эмалью являются перегородки из прокатанной проволоки, которые вертикально напаиваются на металлическую основу и получившиеся ячейки полностью заполняются эмалью.

Витражная (оконная, ажурная) эмаль-разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Одна из самых изысканных и сложных техник художественного эмалирования, появившаяся в России в конце 19 века. Драгоценная художественная посуда, изделия декоративно-прикладного искусства, выполненные в этой тех-нике,всегда считались вершиной ювелирного искусства. Особенности технологического процесса-витражной эмали были доступна лишь значимым ювелирам мира — Карлу Фаберже, БенвенуттоЧел-лини, Павлу Овчинникову, Ивану Хлебникову, ряду эмальеров Франции и Германии. [7]

Для того чтобы создавать прозрачные декоративные элементы, способные пропускать свет, ювелиры разработалиоригинальный состав эмали и научились использовать его без металлической подложки.

Развитие промышленности и совершенствование технологий способствовало повышению декоративных качеств эмали и, во второй половине 19

века наступил расцвет эмальерного искусства в России. Распространение получили технически сложные виды ювелирных эмалей: эмаль по скани, витражная, эмаль по гильошированному фону. Используя достижения химиков и новые эмальерные технологии, изготавливался широкий ассортимент светских вещей: письменные принадлежности, пуговицы, портсигары, ювелирные украшения, кошельки, часы, шкатулки, флаконы для духов, пудреницы, пряжки для поясов, предметы сервировки стола, а также большое разнообразие столовой посуды. Наибольшую известность получили изделия с эмалью фирм Овчинникова и Фаберже.[8]

Изучив историю развития художественного эмалирования, проанализировав литературу, мы можем сделать вывод, что это очень востребованная техника обработки металла, и продолжает набирать интерес, как у ювелиров, так и у ценителей эксклюзивных, оригинальных изделий.

На примере нескольких ювелирных брендов провели небольшое исследование и составили таблицу современных изделий в технике эмалирования: характерный стиль украшений, применяемые технологии, временной период. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Художественная эмаль в изделиях декоративно-прикладного искусства России

Источник: uchimsya.com

Техника ювелирной эмали

Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

Это одна из самых нарядных техник исполнения. Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком. Далее при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавят, превращая в стекло.

Вместо ленточек-перегородок иногда используют филигранную нить. Сама по себе эмаль красива, а тут ещё и золотые или серебряные кружева.

Выемчатая эмаль.

Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

Это роспись цветной эмалью. Здесь нет никаких перегородок или выемок. Эмаль наносят на изделие слоями и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет. Именно в этой технике работают мастера финифтяного промысла Ростова Великого, а также австрийский бренд Frey Wille.

Читайте также:
Трусики с жемчугом отзывы

Финифть – древнерусское название эмали, которое произошло от греческого финифтис, что означает блестящий, а слово эмаль – от французского (email). Искусство украшения финифтью пришло в Россию из Византии еще в Х – ом веке и достигло совершенства в XVI — XVII веках. В те времена все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке «финифть» сменилось на новый термин – «эмаль».

Изящная ростовская живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой филигранью. А филигрань (скань) – это один из древнейших видов художественной обработки металла или металлической нити. Термин филигрань происходит от латинских слов – «филюм» – нить и «гранум» – зерно. Слово скань означает свить или скрутить. Таким образом, скрученная проволока (скань) дополняется маленькими шариками, делающими изделие из эмали более нарядным, кружевным.

Эмаль-гильоше.

Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

Это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Эта техника получила название из-за сходства с витражными стёклами. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.

Металлические перегородки выполняются из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки. Ажурный орнамент делает изделие сказочно красивым. В производстве витражной эмали есть свои сложности – обжиг изделия производится не один раз, а после каждого нанесения очередного слоя эмали.

Сеяная эмаль.

Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

Выполняется распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет, где каждый слой закрепляется клеем.

Закрепление эмали происходит различными способами, их называют горячими и холодными.

Горячие эмали.

Горячая эмаль используется с давних пор, хотя она и самая трудоёмкая. Современные горячие эмали являются безусловными фаворитами в эмалевых ювелирных украшениях. Эмаль прочно припекается к металлу в специальных муфельных печах, где температура доходит до 600-800 градусов. Затем изделие охлаждают, очищают и полируют. Кажется, всё очень просто.

На самом же деле всё гораздо сложнее.

Эмалевый порошок разводят водой до сметанообразной массы, затем наносят на соответствующие участки изделия. После чего, прежде чем начать обжиг в печи, непременно надо подсушить, чтобы исчезли лопающиеся пузырьки воздуха, иначе они испортят гладкость эмалевого покрытия.

Во время обжига эмалевый порошок сплавляется в стекловидный слой и в зависимости от типа эмали становится прозрачным или непрозрачным (глухим). Но и это ещё не всё. После застывания изделие шлифуют и повторно обжигают в печи, так получают идеально гладкую поверхность.

Если в украшении эмаль многоцветная и перегородчатая, тогда необходимо соблюдать строгую очерёдность нанесения и обжига эмалевого порошка. А очерёдность устанавливается по жаростойкости эмали. Первой наносят самую жаростойкую эмаль и помещают на обжиг, затем наносят менее жаростойкую, и вновь изделие отправляется в печь, но при меньшей температуре. И так далее. Самая жаростойкая – белая эмаль, затем – розовая, синяя, зеленая, черная, и наконец, красная.

Эмаль необходимо заливать ровно, чтобы поверхность изделия была безупречной. Исходя из особенностей композиции, изделие может обжигаться от 5 до 100 раз. И при этом мастер регулирует температуру и время обжига, основываясь на своём опыте и интуиции. И именно это создаёт уникальные творения, которые и сам мастер иногда не в силах повторить во втором экземпляре. Согласитесь, что это не просто.

Холодные эмали.

Холодная эмаль бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.

Двухкомпонентная холодная эмаль просто заливается на изделие. Жидкая эмаль в определённых пропорциях смешивается с катализатором, образуется кремообразная паста, которая с помощью специального инструмента наносится на поверхность металла.

Читайте также:
Как креативно подписать открытку

После нанесения эмаль застывает при комнатной температуре примерно в течение 48 часов, а при температуре 70 градусов – в течение 20 часов. Изделия похожи на керамические покрытия. В этой технике мастер может смешивать разные эмали и получает различные цвета и оттенки.

Теплоотверждаемая холодная эмаль в некоторой степени схожа с горячей, но плавится она при 160 градусах. По сравнению с горячей эта эмаль не полируется, иначе на ней останутся матовые следы, и обладает она значительно меньшей прочностью. При небольшом нажатии ногтём на эмаль, она проминается.

Светоотверждаемая холодная эмаль. Техника выполнения этой эмали схожа с установкой зубных пломб. Нанесённый на поверхность изделия состав эмали облучают ультрафиолетовой лампой, за счёт чего происходит её затвердевание. Используя именно эту технику, ювелиры могут запломбировать сколы на эмалевых ювелирных украшениях. Светоотверждаемая холодная эмаль по твердости находится между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями.

В холодном эмалировании есть техника, при которой эмаль при нанесении растекается цветными узорами, как бензин на воде или как вулканическая лава. Вроде бы не соблюдают аккуратность, а получается красиво.

Следует дополнить, что горячая эмаль более дорогостоящая, чем холодная.

Как отличить более дорогостоящую горячую эмаль от холодной. Холодная эмаль мягче горячей. На изделиях с холодной эмалью видны неровности, так как полировать её нельзя. Поэтому горячая эмаль всегда выглядит блестящей, с ровной полированной поверхностью.

Однако холодные эмали не лишены достоинств. Они пластичны и неприхотливы в эксплуатации, просты в исполнении, практически не требуют специального оборудования, да и поверхность изделий не требует особой подготовки. Холодные эмали закладываются на любые сплавы.

Ювелирные изделия с эмалью – как ухаживать, носить и беречь.

Эмаль, по сути – это стекло. Отсюда и её свойства. Эмаль можно полировать, чистить, но при активном, да ещё и неаккуратном ношении сколы неизбежны. Эмаль чувствительна к механическим воздействиям. Наибольшему риску подвержены кольца. Как уже было сказано, ювелир может запломбировать скол.

Но лучше не ронять свои драгоценности, особенно на твёрдые поверхности, следить за исправностью застёжек.

Как сохранить первоначальную яркость эмалевых красок?

Украшения с эмалью следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Не надевайте их на пляж, в баню или сауну. Эмалевое покрытие может поблекнуть и потрескаться.

Не допускайте контакта эмали с любыми моющими средствами, порошками, кислотами, щелочами и хлором. Повреждение эмали может произойти и от взаимодействия с косметикой и морской водой.

Изделия с эмалью следует мыть в прохладной воде, с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Чистить эмаль можно мягкой щёточкой и зубным порошком, после чего промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако не забывайте, что лучшей чисткой украшений с эмалью может быть чистка в ювелирной мастерской.

И последнее. Эмалевые украшения рекомендуется хранить отдельно от других изделий, пусть даже и драгоценных, чтобы их поверхность не соприкасалась с другими изделиями. Возможно, и в ваших шкатулках сохранились бабушкины серьги или броши с ярко-синими цветами на белом фоне, украшенные филигранью, изготовленные мастерами Ростова Великого. Поверьте, цены им нет, это шедевры.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: stanank.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...