Финифть, или искусство росписи эмалью по металлу, известно давно. Незнакомые с технологией люди были уверены, что яркую финифть делают из расплавленных драгоценных камней, но всё куда прозаичнее: искусство появилось примерно в то же время, когда на Востоке научились плавить стекло. Выглядит всё так: на металлическую пластину наплавляют эмаль и расписывают ее особыми надглазурными красками.
Популярности финифти в XVII веке способствовало изобретение французского ювелира Жана Тутена: он придумал полупрозрачные огнеупорные краски. Это значительно упростило работу мастеров, и росписью стали заниматься и за пределами Москвы. В итоге финифть стала одним из ключевых промыслов Русского Севера.
Искусство мастеров Русского Севера
Сейчас принято считать, что финифть обязательно рисуют на белом фоне. Конечно, это не так: даже в наше время есть много художников, которые пишут, например, по синему или зеленому . А белый фон — изобретение мастеров Усолья, нынешнего Сольвычегодска в Архангельской области. Там в XVII веке массово освоили искусство украшения по эмали, а белый фон стал местной особенностью: на нем изображали птиц и зверей, мифологических персонажей и растения. Огнекрылая птица Сирин, олень Золотые Рога, лебедушки — вот традиционные для Усолья сюжеты.
Финифть — история и технология изготовления, моя коллекция украшений с финифтью
Из Усолья финифть перекочевала в Вологду, а оттуда и в Ростов Великий, один из духовных центров страны. В местные церкви и монастыри приезжало множество паломников, и все хотели увезти с собой что-нибудь на память. Яркие финифтевые изделия пришлись кстати: стоили они недорого, выглядели красиво, а потому хорошо продавались.
Вторая жизнь при Советах
К началу ХХ века финифть начала затухать — на фоне промышленного развития ручное производство стало невыгодным. Новые технологии штамповки и печати, а также расцвет фотографии затмили промысел: количество мастеров резко сократилось, а искусство росписи по эмали было под угрозой исчезновения. Но его спасла советская власть.
После революции финифтью занимались преимущественно в Ростове Великом. На смену религиозным сюжетам пришли изображения Ленина и Сталина, пятиконечной звезды, серпа и молота. А в 1960-е годы появилось много финифти с портретом Юрия Гагарина: первый полет человека в космос подарил мастерам новые сюжеты для творчества.
Спасла промысел и политика государства: в конце 1960-х в СССР активно поддерживали возрождение традиционного народного искусства. Спрос на финифть со стороны населения был невысок, зато заказы размещало государство: пусть не масштабные, зато постоянные. Более того, лучшие работы того периода выставлялись за рубежом: на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году и Международной ярмарке в Токио 1975 года СССР презентовал работы ростовских умельцев.
Наше время: ростовская финифть и независимые мастера
После распада СССР мастера финифти заново осваивали иконописные начала — религия вышла из-под запрета, а покупатели начали ценить штучную работу, у которой нет аналогов. Сейчас изделия из финифти, которые делают в России, можно разделить на два больших блока: массовое и кустарное производства.
Финифть. Ростовская финифть. Завод ростовской финифти.
При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Этот краткий обзор процесса создания миниатюр на финифти свидетельствует о том, насколько трудоемка и сложна работа художника, ведь малейшее отклонение от строгой последовательности в работе, даже минутная передержка в процессе обжига могут привести к порче произведения, иногда даже на самом последнем этапе, когда роспись эмали уже почти готова.
Это — традиционная основа эмалевой пластины. Особое внимание уделяется состоянию поверхности. Она должна быть без грубых рисок и вмятин. Также не должно быть фольгированных отслоений. Оптимальная толщина 0,35 мм.
Латунь
Используется для изготовления знаков отличия и ювелирных изделий.
Томпак
Хорошо подходит для прозрачных эмалей, так как после их наплавки остаётся внутренний блеск.
Эмаль ювелирная
представляет собой прозрачные и непрозрачные свинцовые стёкла, которые используются для декоративного покрытия изделий из золота, серебра, меди и медных сплавов.
Огнеупорные краски
Номер, цвет, t обжига :
Процесс изготовления
Вырезанная из меди пластинка покрывается порошком эмали и обжигается при высокой — до 900 градусов — температуре в печи. Эмаль плавится и ровным, стекловидным слоем, покрывает пластину. Так делается несколько слоев покрытия. В результате, пластина становится молочно-белой, блестящей и готовой к росписи.
В самом начале, художник наносит рисунок. Для этого требуется остро отточенный карандаш, калька и специальная игла.
Сперва рисунок переводится на тонкую прозрачную кальку. Затем, по всем линиям делаются проколы тонкой иглой и через них рисунок натирается смешанной со скип@$ существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.
Ростовская финифть — один из наиболее интересных и ярких видов миниатюрной живописи, который всегда относился к элитарным видам искусства. Элитарный, эксклюзивный характер эмалевых миниатюр определяется с одной стороны высоким живописным мастерством художника по эмали, а с другой — чрезвычайно сложным и трудоемким процессом их изготовления.
Самое первое упоминание о русской финифти мы встречаем в Ипатьевской летописи, датированной 1175 годом. В Древней Руси цветные эмали считались одним из самых дорогих и красивых материалов, техника изготовления которых была заимствована из Византии. Со временем искусство эмали приобрело чисто русские национальные черты, изменилось на русский лад и само название этой техники: из греческого «фингитис» превратилось сначала в «финипт», а затем в «финифть».
В XVIII столетии основным центром миниатюрной росписи по эмали становится Ростов Великий. Многие поколения мастеров сохранили древние традиции и донесли это истинно народное искусство до наших дней. С тех далеких времен и до сей поры оно известно как «Ростовская финифть». Оно прошло сложный путь развития с периодами расцвета и упадка, но, как один из самых интересных народных промыслов, сохранилось до наших дней.
Для росписи по эмали используются огнеупорные краски с t плавления от 700 до 800 0С. Они готовятся из тщательно растертых пигментов, смешанных со скип@$рным маслом. Каждая краска имеет определенную температуру плавления и при обжиге изменяет свой первоначальный цвет. Поэтому живописцы при работе пользуются палитрой-«опытницей» — белой эмалевой пластинкой с пробами красок. При помощи ее определяются температура плавления каждой краски и ее цвет после обжига.
Традиционно в технике Ростовской финифти, эмаль кладется на лист тонкой меди (он должен быть выпуклым и уже подготовленной формы) и покрывается тремя слоями белой эмали, а обратная сторона во избежание деформации – контрэмалью.
Все это последовательно обжигается в муфельной печи при температуре в 800С.
Техника припильной эмали
Художественная роспись выполняется по эмали, положенной в углубления, сделанные в пластине из золота 750 пробы или серебре 925 пробы.
В основе лежит техника выемчатой эмали.
Затем миниатюрная живопись покрывается несколько раз прозрачной эмалью (фонданом) и обжигается. Это делается для того, чтобы защитить рисунок от механического и химического воздействий и одновременно повысить блеск эмалевой поверхности.
Нанесение защитного эмалевого слоя — это сложный процесс. Защитный фондан (прозрачная эмаль) при определенных условиях обжига может помутнеть или пожелтеть, и почти готовая работа будет испорчена. После нанесения достаточного количества фондана производится припиливание вровень с бортиками металла. Потом идет шлифовка и полировка до тех пор пока поверхность не приобретет ровный зеркальный блеск.
Прозрачное стекловидное покрытие предохраняет роспись от повреждений.
Техника выемчатой эмали
Выемчатая эмаль — одна из древнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют эмалью и производят обжиг эмали. Если используют прозрачную эмаль, то ее после обжига шлифуют и полируют.
В отличие от техники перегородчатой эмали, где изображение приподнято за счет перегородок над металлической пластиной — основой, в технике выемчатой эмали рисунок углублен в толщу металлической пластины.
В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта.
Один из приемов заключается в том, что вырезанный на металле рисунок полностью покрывают вместе с пластиной цветной прозрачной эмалью.
Другой — в том, что цветной непрозрачной эмалью заполняют только вырезанное изображение. Применяют так же прием, когда металлическую пластину покрывают эмалью одного цвета, а углубление рисунка — эмалью других цветов.
Выемчатые эмали делают на золоте, серебре.
Удивительная красота и изящество серебряных антикварных подстаканников. Традиция чаепития на Р.
ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ. *** П РОШУ ПРОЩЕНИЯ У ВСЕХ, КОГО ОБИДЕЛ — **** Р искну.
Сен-Жерменский дворец (Château de Saint-Germain-en-Laye)-бывшая королевская резиденция .
С днем рождения, Маринэ (Марина_Ушакова)! .
Художник Александр Стародубов — Старая Москва .
Источник: obrazovanie-gid.ru
Финифть — уникальная эмалевая техника
Финифтью в Древней Руси называли эмаль, древнейшую технику, применяемую в ювелирном искусстве, а также изящные художественные изделия из различных металлов, декорированные ею. Отсюда и пошло название промысла.
Слово «финифть» греческое и означает в переводе «блестящий камень». При ее создании массу стеклянного порошка, разведенного водой, наносят на искусно обработанную металлическую поверхность и обжигают до появления стекловидного слоя. Расписная финифть — тончайшая миниатюрная живопись огнеупорными красками по эмалевому фону. Она хрупка, но не боится ни сырости, ни жары, ни времени.
Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.
В создании большинства произведений принимают участие два человека — живописец и ювелир, обрамляющий изображение тонким узором металлической филиграни и зерни. Эмалевая миниатюра очень сложный и трудоемкий в исполнении вид художественной росписи, он требует острого глаза, верной руки, безупречного владения секретами обжига; его безусловным преимуществом является яркость, долговечность произведений, прозрачность красок, не подверженных влиянию света, воздуха, времени. Данный вид художественной росписи сохраняет долгие годы свой первоначальный блеск и свежесть.
Нужно упомянуть о прикладном назначении этих миниатюрных произведений искусства с использованием художественной росписи. Эмалевыми миниатюрами можно изысканно украсить интерьер своего дома. С давних времен эти изделия высоко ценились и пользовались огромным спросом. В первой половине XVII века русские эмальеры стали применять художественную роспись эмалевыми красками по эмалевому фону, непосредственно, на предметах прикладного искусства. Миниатюрные изображения, главным образом религиозные композиции, украшали церковную утварь – потиры, чаши, панагии, оклады икон и книг.
В XVIII веке такие изображения стали применяться для украшения предметов светского и бытового назначения – кубков, кружек, ларцов, пресс-папье, сервизов и ваз, и, конечно, ювелирных изделий – часов, табакерок, браслетов, колец. Изделия с эмалевыми изображениями стали чуть ли не главным украшением туалетов дам и кавалеров. Придворный ювелир Карл Фаберже использовал художественную роспись для создания многих шедевров, он и его ученики применял в своих изделиях эмалевую миниатюру. Это были пасхальные яйца, украшенные изящными миниатюрами по прозрачной эмали и портреты царствующих особ. За счет эмали разных цветов эти изделия были очень яркими, тем самым привлекли огромное внимание ценителей искусства.
Миниатюры с данным видом художественной росписи для ковшей и шкатулок писались с подлинников мастеров того времени: Васнецова и Кустодиева. Только художники, обладающие высоким мастерством в работе с эмалью, могли создавать эти прекрасные произведения.
Центром искусства финифти издавна считается Ростов Ярославский. В 18 веке изделия ростовских мастеров ценились очень высоко и поступали на хранение в Московскую Оружейную палату.
Уже в первой четверти 18 века работы в виде эмалевой миниатюры стали предметом коллекционирования. Одно из самых больших собраний – коллекция Государственного Эрмитажа, ведущая свое начало со времен Петра I и сохранившаяся до наших дней.
К концу 19 века промысел стал вырождаться. На смену уникальным изделиям пришли шаблонные образки и украшения для церковной утвари. В начале двадцатых годов прошлого столетия промысел стал восстанавливаться.
Много сил для этого приложил известный художник С. Чехонин, давший новую жизнь забытым приемам и формам 17-18 вв. Расписная финифть Он создал интересные работы с росписью цветами по темно-синему фону. Эти мотивы легли в основу многих произведений последующих поколений ростовских эмальеров.
На изящных ювелирных украшениях под кистью мастера расцветают букеты из полевых цветов, сочные георгины, венки из ромашек и колокольчиков.
Нужно отличать финифть и от других изделий художественных промыслов. Миниатюры с ростовской финифтью при создании многократно обжигаются, при температуре 700 – 800О С, при этом огнеупорные краски накрепко вплавляются в эмаль, что придает им яркость и, самое важное, многовековую стойкость. Отсюда и другое название финифти – горячая эмаль.
Расписная горячая эмаль в ювелирном изделии никогда не потускнеет, не деформируется, рисунок не смажется при попадании ацетона или растворителя, оно не будет испорчено после посещения сауны, потеряв свою форму. Ростовская финифть никогда не пожелтеет и не потрескается от времени. Эмаль можно повредить, только уронив, например, на кафельный пол.
Каждая работа художников-мастеров становится подлинным произведением декоративно-прикладного искусства. Поэтому не случаен успех ростовской финифти на многих международных выставках и ярмарках. Красочное, одухотворенное искусство ростовской финифти, уходящее корнями в народные представления о прекрасном, продолжает дарить радость людям.
Именно русская народная художественная роспись очень известна во всех странах мира, она отличается своим разнообразием и большим спектром материалов, на которых воспроизводится. Эмалевые миниатюры представляют собой истинную ценность, они долговечны и поэтому могут стать достойными представителями искусства своей эпохи для будущих поколений. Миниатюрные произведения пользуются постоянным спросом ценителей мастерства русского школы художественной росписи.
Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю
Источник: www.liveinternet.ru