Термин «филигрань» произошел от латинских слов «filum» — нитка и «granum» — зерно, а термин «скань» — от древнеславянского глагола «съкати» — ссучивать, свивать, сучить.
Оба термина отражают технологическую сущность этого древнейшего вида прикладного искусства. Филигрань сочетает в себе два основных элемента, составляющих изделие, — мелкие шарики и проволочный узор. Скань же раскрывает технологический принцип изготовления — применение проволоки в свитом, ссученном виде. Причем чем тоньше взята проволока и чем круче она ссучена, тем красивее получается изделие.
Ассортимент филигранных изделий, сделанных в разное время и в разных местах, очень разнообразен: массивные подносы, ажурные легкие сухарницы, корзиночки, пряжки, пояса, пуговицы, браслеты, серьги, броши, ложки-ситечки, портсигары, оклады церковных книг и икон, лампады, кадильницы. В этих изделиях восхищают богатство фантазии мастеров и многообразие применявшихся ими приемов и орнаментов.
Известны две основные техники филиграни — напайная филигрань, когда узор напаивают на лист металла, и ажурная филигрань, когда узор, состоящий из проволоки, спаивают только между собой.
Изготовление серебряного филигранного кольца |кольцо своими руками| работа ювелира
Напайная филигрань имеет следующие разновидности:
- — фоновая, или глухая, филигрань — узор напаивают на листовой металл (самый простой способ);
- — просечная, или выпильная, филигрань — после пайки узора фон удаляют либо просечкой, либо выпиловкой;
- — рельефная филигрань по чеканке — узор напаивают на заранее подготовленный чеканный рельеф;
- — напайная филигрань с эмалью, или перегородчатая эмаль, — после пайки узора все пространства между перегородками, образованные проволокой, либо их часть заполняют эмалью.
К ажурной филиграни относятся:
- — плоская ажурная филигрань — из проволочных деталей, спаянных между собой, составляют плоское кружево;
- — ажурная филигрань с эмалью, или оконная эмаль, — проемы, ячейки заполняют прозрачной эмалью, образуя миниатюрный цветной витраж;
- — ажурная скульптурно-рельефная филигрань — образует скульптурный трехмерный рельеф;
- — многоплановая филигрань — узор состоит из нескольких планов, напаянных один на другой, т. е. когда на нижний узор, служащий фоном, напаивают новый рисунок, лежащий в другой плоскости.
Материалом для изготовления филиграни служат чистые металлы: высокопробные золото и серебро, а также медь, желательно электролитическая. Без примесей эти металлы обладают высокой пластичностью. Например, из 1 г золота можно вытянуть проволоку длиной 3 км, а из 1 г серебра — длиной 2 км.
Филигранные работы не требуют сложного оборудования и многочисленных инструментов. Проволоку протягивают вручную через ряд отверстий в стальной волочильной доске. Так как отверстия постепенно уменьшаются по диаметру, проволока после прохождения каждого из них становится все тоньше. В процессе протяжки проволока быстро нагартовывается, становится жесткой и легко рвется.
Чтобы избежать разрыва, проволоку периодически отжигают. Медную проволоку отжигают через каждые 3-4 отверстия, проволоку из чистого серебра — через 5-6 отверстий, а из чистого золота — через 6-8 отверстий. Чтобы уменьшить трение в фильере, проволоку слегка нагревают и протирают воском.
Тонкую проволоку, как правило, протягивают через алмазные или корундовые фильеры, закрепленные в стальной пластине.
После волочения проволоку ссучивают и плющат в вальцах. Раньше ссучивание (свивание) осуществлялось на скальнице — примитивном приспособлении, приводимом во вращение рукой. В настоящее время проволоку сучат с помощью электромотора.
Скрутка проволоки не должна быть слабой. Обычно необходимая степень свивания достигается в два приема, в интервале между которыми проволоку отжигают. Ссученную скань прокатывают в вальцах и вновь отжигают, затем промывают и сушат. Степень плющения скани может быть различной — от едва заметной до сильной. Чем шире, сильнее развальцована скань, тем прочнее изготовленное из нее изделие, так как поверхность пайки соответственно увеличивается.
Использование проволок различных толщин и чередование гладкой, ссученной в веревочки, шнуры или сплетенной в «косички» из трех или более нитей дают мастеру-сканщику возможность вносить большое разнообразие в узоры (рис. 5.44).
Одним из очень красивых элементов филигранных работ является зернь — мелкие шарики. Она дополняет и обогащает рисунок, выполненный из проволоки, и напоминает жемчужное шитье.
Рис. 5.44. Виды скани: а — гладь; б — веревочка; в — плоская веревочка; г, д- шнурки; е — струнцал; ж — плетенка; з — дорожка круглая; и — дорожка плющенная; к — зигзаг; л — зернь
Применение зерни очень разнообразно. Она бывает разбросана по всему орнаменту, иногда окаймляет предмет полосами или образует самостоятельный рисунок, а также располагается в виде рельефных пирамид и гроздей.
Для приготовления зерни проволоку плотно навивают на стальной стержень. Полученную спираль разрезают на колечки. Затем эти колечки смешивают с угольным порошком и нагревают до оплавления. Колечки, разделенные друг с другом угольным порошком, формируются в точные круглые шарики одинакового размера.
Набор филиграни состоит из вытягивания отдельных элементов рисунка, установления этих элементов на соответствующее место и закрепления клеем.
При напайной филиграни набор начинают с установки главных, наиболее крупных элементов композиции. Заканчивают установку самыми тонкими и мелкими деталями. В качестве клея в настоящее время применяют нитролак, БФ, значительно реже — столярный клей. Необходимо следить, чтобы все детали ложились на фон всеми своими точками и плотно прилегали друг к другу. При наборе зерни под каждое зерно подкладывают колечко или канфарят фон, т. е. ударом чекана-канфарника намечают место для каждого зерна.
Филигрань для объемного фонового изделия набирают по предварительно подготовленным объемным формам (цилиндры, конусы, шары, цветы, листья и др.). Иногда используют плоские развертки этих сложных фигур. Однако такой прием неизбежно ведет к некоторому искажению рисунка. Изделия, имеющие двойную кривизну, например шар, таким приемом изготовить нельзя.
Плоскую ажурную филигрань набирают на писчую бумагу, приклеивая нитролаком. Обращают особое внимание на плотность набора, чтобы при пайке детали прочно соединились между собой.
Объемную ажурную филигрань набирают на специальных шаблонах из малоуглеродистой стали, например из кровельного железа. Набирают так же, как и при объемной фоновой филиграни, с той лишь разницей, что после пайки ажурная филигрань к шаблону не припаивается и легко с него снимается.
Пайка филигранных изделий — весьма ответственная операция. Изделия, набранные на столярном клее, перед пайкой обвязывают тонкой железной проволокой, поскольку столярный клей при нагреве вспучивается и может нарушить собранную композицию.
Ажурную филигрань, набранную на бумагу, при пайке привязывают к пластине из мягкой листовой стали. При наборе на нитролак и другие современные клеи обвязку обычно не применяют.
Для пайки филиграни используют специальные припои (табл. 5.4).
Припои для пайки филигранных изделий
Состав припоя (массовые части)
Источник: bstudy.net
Филигрань из джута: схемы, технология изготовления для начинающих
Филигрань из джута – это целое искусство, которое позволяет создавать при помощи клея и ажурных узоров удивительно красивые изделия. В этой статье будет рассказано о филиграни из джута, схемы, технологии изготовления помогут быстрее освоить технику. Джутовая филигрань – это завитки или линии из материала, расположенные на поверхности, выбранной за основу. Джут – это слово, которое пришло к нам из Индии, это название растения, из волокон которого изготовляют нити, канаты, мешки. Он является натуральным текстильным волокном.
Краткая история филиграни
Если обратиться к истории возникновения, то она уведет нас в древний Египет, Крит и Грецию. Уже в 4-6-ом веках до н.э. филигрань была одной из базовых ювелирных техник изготовления ажурных украшений.
В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия вырос. В XVIII веке филигрань сочетают с камнями, хрусталем, перламутр. С помощью скани изготавливают вазочки, солонки, шкатулки. С 19-го века филигрань стала фабричным товаром. Искусство совершенствуется, процветает рельефная ажурная филигрань, появляется витражная разновидность с прозрачной эмалью.
В 1937 году работы мастеров-ювелиров из села Красное-на-Волге показали на всемирной выставке в Париже, где она произвела настоящий фурор, а в 1939 году в Нью-Йорке повторился успех. Филигранью стали заниматься в селе Казачково Нижегородской области.
Зернь и скань Древней Руси
Техника изготовления украшений стала применяться на территории русского государства в Х веке. Этот период характеризуется обилием зерни разного размера, небольшим разнообразием филигранных элементов. Затем технология производства развилась до изготовления напайной скани, с ХII века мастера освоили технику ажурной, рельефной филиграни.
Во времена царской России сканые изделия изготавливались разных размеров – от масштабных полотен до небольших брошей, серёг. Наиболее известными мастерами были Амвросий, Иван Фомин, чьи изделия сохранились до наших дней.
Ложные (литые) скань и зернь
Эти техники появились, чтобы удешевить процесс изготовления, ускорить его. Ложные (литые) скань, зернь – это изделия, отлитые в предварительно изготовленных сланцевых, известняковых формах. Подобные украшения похожи на оригинальные филигранные украшения, но отличались от них более простыми, гладкими рисунками без рельефа.
Виды филиграни
Если рассматривать разновидности скани, то она бывает напайной, ажурной и объемной.
- Напайная филигрань. В ней проволока и зерно напаивается прямо на листовой металл. Если фон оставлять, то получается фоновая или так называемая «глухая» филигрань.
- Просечная (выпильная) филигрань. Создается посредством удаления фона.
- Рельефная филигрань. Узор в данном случае напаивается на чеканный рельеф.
- Ажурная филигрань. Металлическая основа полностью отсутствует, узор из проволоки спаивается, а зернь крепится на кружево из металла. Само кружево может быть плоским, тогда это плоская ажурная флигрань, если же спайка происходит в двух измерениях, то получается скульптурно-ажурный тип. Ажурную, без фона, принято именовать русской филигранью.
- Объемная филигрань состоит из частей, смонтированных в единую композицию. Так создаются предметы ювелирного искусства, такие как всевозможные кубки, подносы, ларцы и вазы.
Техники филиграни в мире
Красивые кружева — отнюдь не русский народный промысел. Филигранные изделия изготавливают ремесленники по всему Земному шару. Обратимся к мировым практикам и их особенностям. Существуют несколько основных современных школ филиграни.
В Армении привыкли делать тонкие и плоскостные формы. В Дагестане любят обильную зернь и полусферы. В славном древнем русском городе Костроме преобладают сложные объемные формы изделий. Европейские ювелиры из Франции и Англии тоже не чужды сканному мастерству. Более того, ажурный узор вы можете встретить у латиноамериканских украшениях, например, из Эквадора.
В Южной Америке вообще довольно развит сканный промысел.
Красивая салфетница своими руками. Мастер-класс.
Здравствуйте, дорогие друзья Творчества в подарок! Сегодня я публикую мастер-класс опираясь на результаты ваших запросов поиска по сайту. Выяснилось, что вы чаще всего ищете мастер-класс моих салфетниц из джута. И как мне раньше не пришла в голову эта мысль? Идеальный опыт для новичка!
Процесс простой и довольно быстрый, а в результате на руках полезная и красивая вещь! Итак, красивая салфетница своими руками скоро будет украшать ваш стол.
Для работы нам понадобятся материалы, которые я указывала в этом мастер-классе. По желанию вы можете еще использовать для украшения различные бусины, стразы и т.д. Цвет шпагата также можете выбрать любой.
В своей работе мы будем использовать простые фигуры из джута.
Первой такой деталью у нас будет обычное “колесико”. Ленту из 3 – 4 нитей шпагата наматываем в 2 – 3 оборота на кончик карандаша (или чего-нибудь подобного). В результате получаются вот такие детали.
Склеиваем их в два ряда по 14 – 15 шт.
После того, как клей высохнет, скрепленные “колесики” обматываем такой же лентой в 3 – 4 ряда по всему периметру детали.
Основание салфетницы готово.
Теперь приступаем к самому интересному. Начинаем делать стенки салфетницы.
Принцип их изготовления: собираем узор из простых фигур.
Начинаем вот с таких изогнутых лент. Длина лент, форма изгибов произвольные. Смотрите, что бы ваш рисунок был красивым и симметричным.
Далее все этапы составления узора показаны на фотографиях. Просто вставляйте нужные элементы в свою работу и вы очень скоро увидите результат.
Теперь завитки идут вверх.
А к ним еще одни навстречу.
И в заключение добавляем большие простые петли и одна сторона салфетницы готова.
Вторую делаем идентичным образом. В конце работы можно приклеить, например, стразы на концы завитков.
Поздравляю! Красивая салфетница своими руками готова!
По данному мастер-классу можно изготовить самые разные салфетницы. Все зависит от вашего желания и фантазии. Дайте им волю и у вас получатся необыкновенные изделия.
Если вам понравился мастер-класс проголосуйте за него в иконках социальных сетей ниже. Отзывы, вопросы и пожелания оставляйте в комментариях в конце статьи. Буду вам очень благодарна. Для меня очень важна обратная связь!
При желании салфетницы можно заказать в магазине. Оформите заказ по электронной почте и красивая салфетница украсит ваш стол быстро и просто!
Спасибо всем за внимание и желаю творческих успехов!
ХОТИТЕ ПОЛУЧАТЬ ОБНОВЛЕНИЯ БЛОГА И УЗНАВАТЬ ОБО ВСЕХ СОБЫТИЯХ ПЕРВЫМИ ?
ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТИ ТВОРЧЕСТВА!
Технология изготовления филиграни из серебра
Раньше мастер сканного искусства работал на всех этапах процесса создания изделия. На современном же производстве применяется разделение труда, но технология осталась без изменений сама технология. Как же она выглядит?
Чтобы получилось кружево (скань), нужно:
- выгнуть детали рисунка с помощью пинцета;
- разложить их на бумаге с рисунком;
- подогнать и приклеить их на место;
- в случае же фоновой скани, просто скрепить между собой;
- заключительный этап — посеребрение изделия анодным серебром и состаивание методом оксидирования.
Плотность набора скани играет первостепенную роль. При неплотном наборе кружево «сыпется», что ведет к переделке.
Казаковская филигрань
В настоящее время «Казаковское предприятие художественных изделий» является мировым брендом, специализирующимся исключительно на изготовлении филигранных изделий из посеребренного сплава. Казаковские украшения отличает гармония всех частей, красота и точность самых мельчайших элементов. Поэтому они стали «элитой» серебряных украшений для женщин.
Кроме ажурных сережек, колец и колье ассортимент достаточно разнообразен. Свои изделия там найдут все: серебряную посуду — домохозяйка, ажурные брелки — хипстеры, курильщик со вкусом — курительные принадлежности.
Современные ювелирные изделия
На сегодняшнем рынке представлены самые разнообразные ювелирные предметы филигранного искусства. Начиная с женских украшений (броши, серьги, кольца, колье), заканчивая мужскими канцелярскими принадлежностями (портмоне, визитницы, папки). Изделия выглядят более чем изыскано и украсят как капризную модницу, так и амбициозного мужчину.
Несмотря на то, что у этого вида искусства есть история, сегодня филигрань не потеряла свою актуальность и продолжает радовать необычными, похожими на морозные, узорами своих обладателей.
Кубачинская филигрань
Знаменитая техника филиграни дагестанских мастеров из села Кубачи давно известна ценителям да и просто обычным людям. Обладая знаниями и умениями, передаваемыми из поколения в поколение от отца к сыну, кубачинские ремесленники творят чудеса с помощью чернения, чеканки и гравировки.
Интересно отметить, что отдельные семьи специализируются на разных изделиях. Одна семья искусно производит женские ювелирные украшения, другая — серебряную посуду, третья — кинжалы с серебряной инкрустацией и так далее. Каждого мастера Кубачи отличает свой особый фирменный стиль изготовления.
Столовое серебро кубачинцев просто поражает своей изысканностью и неповторимым шармом, причем, стоить заметить, по цене, вполне доступной для хорошего подарка.
Что же еще изготавливают ремесленники из Кубачей:
- серебряные браслеты женские и мужские;
- серебряные цепи плетения Бисмарк;
- подвески, кулоны и колье;
- сувенирные серебряные подковы;
- подстаканники, чашки, кружки;
- фужеры, бокалы, рюмки и стопки;
- неповторимые серебряные серьги;
- мужские ремни с пряжкой из серебра.
Это еще не полный список того, чем славятся мастера дагестанского села.
Кубачинское серебро — настоящий шедевр ручной работы, доступный обычным людям.
Перо Жар-птицы: талисман на счастье из джутовой нити
Умелые домашние рукодельницы – настоящие фантазерки и выдумщицы. Из обычного шпагата они могут изготовить красивые талисманы на счастье и удачу.
Простой пример – перо Жар-Птицы. На его создание уйдет небольшой моток шпагата, немного прозрачного клея и парочка красивых камушков.
Для начала как всегда необходимо изготовить эскиз и поместить его в прозрачный файл. По контуру рисунка тонкой струйкой нанести клей и аккуратно уложить джутовую нить, обрезая косые кончики.
Чтобы поместить стеклянный камушек в центр пера, необходимо изготовить под него основу – круглую улитку из рабочей нитки.
Кончики натуральной нити желательно дополнительно смазывать клеем, тогда они не будут махриться и аккуратно спрячутся в работе.
Те изгибы на рисунке, которые будут украшаться стразами, нужно усилить 2-3 полосками джута.
Готовую работу необходимо тщательно промазать разведенным клеем ПВА и отложить на 1-2 часа.
На заметку! Когда поделка полностью высохнет, ее необходимо отделить от основы, удалить излишки клея горячим паяльником, нагретой отверткой или просто обрезать ножничками.
Оригинальным талисманом в виде пера Жар-Птицы можно украсить журнальный столик, зеркало в прихожей, кухонный шкафчик или стену над кроватью.
Джутовая филигрань – простая и увлекательная техника, скачать схемы и картинки можно в интернете бесплатно. Она не требует особых знаний и специальных схем. Можно даже использовать детские раскраски в качестве шаблонов для изготовления оригинальных поделок. После освоения на практике простейших узоров, легко можно перейти на создание сложных картин в ажурной филигранной технике.
Как лучше носить филигранные украшения
Тем, кто только присматривается к украшениям из скани, стоит подумать, чтобы такие украшения выглядели максимально эффектно. Кружево требует контрастного фона, единого стиля с одеждой. Например, светлая филигрань отлично смотрится на темной загорелой коже и на брюнетках. Скань с чернением, наоборот, эффектно выглядит на блондинках и белокожих женщинах, одежда, соответственно, тоже должна быть светлого оттенка. При соблюдении закона контраста вы обязательно станете объектом восхищенных взглядов!
Источник: hobby-kalejdoscop.ru
Техника филиграни из серебра
Практически каждому знакомо выражение «филигранная работа», однако немногие догадываются о его происхождении. Филигрань – это вид ювелирного мастерства, тончайшее переплетение серебряных нитей, из которых создаются настоящие шедевры.
Техника хорошо известна мастерам былых лет, создававших изделия, сохранившиеся и по сей день.
Скань и филигрань
Различия лишь в происхождении слов, они обозначают один вид ювелирного искусства. Наименование «скань» произошло от древнерусского слова «скать», обозначающего «свивать», «ссучивать», точно отражающее суть работы.
Слово «филигрань» произошло от латинских слов, которые переводятся как «зерно», «нить».
Кому принадлежит техника филиграни: историческая справка
Считается, что первые мастера, освоившие интересную технику, появились ещё в Древнем Египте, античной Греции. Старейшие изделия, обнаруженные при раскопках древних городов, датируются VI веком до нашей эры.
Стремительный рост популярности филигранных изделий отмечается в XVIII веке.
Европейские мастера создавали уникальные украшения для богатых горожан, знатных особ. Расцветом филигранного дела по праву считается XIX век. В это время ювелирные украшения стали производиться массово, были доступны практически всем сословиям.
Русская скань берёт своё начало в древние века. Скань в Древней Руси – это в первую очередь обрядовые изделия, которые затем перекочевали в шкатулки княгинь.
Известная Красносельская скань произвела всемирный фурор на Парижской выставке в 1937 году. Успех повторился через 2 года в Нью-Йорке.
Виды ювелирной филиграни
В зависимости от техники выполнения произведения искусства выделяется несколько разновидностей филиграни.
Напайная филигрань
Этот вид скани был популярен в средневековой Европе. Метод заключается в напайке серебряной нити на предварительно подготовленную металлическую пластину.
Если в готовом изделии пластина остаётся, то такая разновидность именуется фоновой или «глухой». В некоторых случаях фон выпиливается, получается просечная (выпильная) скань.
Ажурная филигрань
Главная особенность ажурной скани – отсутствие фона. Из серебряных нитей, спаянных между собой, собирается узор. Зернь напаивается на проволоку. Если её в изделии нет, то оно называется плоским кружевом.
Двух- и трёхмерные объёмные филигранные узоры называются скульптурно-рельефной сканью.
Объёмная филигрань
Отдельно следует выделить изделия, выполненные в технике объёмной скани. Зачастую подобная филигрань принимает облик предметов быта, посуды, фигурок птиц, зверей.
Из-за повышенной сложности изделия сначала создаются отдельные элементы филиграни, которые затем соединяются в одно целое.
Как делают украшения из скани
Филигрань сочетает в себе несколько основных элементов, из которых складывается готовый узор – верёвочка, шнурок, ёлочка, плетёнка, дорожка. Иногда в ювелирные изделия добавляется зернь – мелкие металлические шарики.
Их напаивают на поверхность основного узора, повторяя его. Подобные украшения смотрятся необычно, изысканно.
Зачастую для изготовления филигранных изделий используется серебро. Можно встретить украшения из золота, латуни, мельхиора, меди.
В технике скани создаются ювелирные украшения любой сложности. Конечная стоимость зависит не только от использованного материала, но и от сложности техники.
Филигрань из серебра: технология изготовления
В древности мастер ювелирных дел занимался изготовлением филиграни от разработки эскиза до конечной полировки изделия.
На сегодняшний день крупные производства разделяют работу на этапы, поэтому в изготовлении одного украшения задействована целая команда специалистов. Частные ювелиры до сих пор изготавливают самостоятельно филигрань. Схемы узоров, мотивов передаются от мастера к ученику.
Производство начинается с изготовления тонкой металлической проволоки. Для этого цельный серебряный слиток подогревается, размягчается, затем вытягивается. Раскатывается до нужной длины, толщины.
Сканые узоры собираются из отдельных элементов, поэтому следующий этап – их изготовление. Тонкая проволока сгибается при помощи специального пинцета – корнцанга.
Готовые детали прикладывают к бумаге с заранее нарисованным чертежом изделия. Если все элементы в сборе, то мастер приступает к пайке. Ажурные элементы надёжно скрепляются между собой, образуя единое целое.
Качественно выполненное изделие отличается прочностью, несмотря на внешнюю нежность и воздушность.
Заключительный этап производства – родирование серебряных украшений, посеребрение металлических (для этого используется чистое серебро 999.99 пробы). В некоторых случаях производится искусственное состаривание оксидированием металла.
История расцвета скани
Рост популярности необычной техники начинается в XVII веке. Создаются шедевры, конкурирующие с хрустальными вазами, статуэтками, предметами быта.
Технология производства становится сложнее: применяются техники соединения металлических филигранных узоров с эмалью, хрусталём, перламутром, полудрагоценными поделочными камнями.
Спад популярности ювелирного искусства начался во время Первой мировой войны.
Казаковская филигрань – современное производство
«Казаковское предприятие художественных изделий» до сегодняшнего дня занимается разработкой, изготовлением уникальных произведений искусства. Казаковская филигрань отличается ажурностью, воздушностью.
Традиции филиграни в ювелирном творчестве разных стран
Доброго дня, уважаемые подписчики. Сегодня я хочу познакомить Вас с обзором филигранных ювелирных изделий, выполненных в традициях разных национальных школ.
Техника филиграни — одна из самых станинных ювелирных техних. А, возможно, и самая первая. Искусство «сплетать» сребряное кружево — было очень популярно во многих странах и сохранилось до наших дней. Хоть основа техники везде одна и та же, но, как и в любом другом искусстве — в каждой национальной школе можно увидеть свой стиль и особые штрихи и мотивы.
Например, филигрань Армении. Армянскому ювелирному наследию 5 000 лет. Армянская знать во все времена носила серебряные украшения. Ювелирным изделиям придавалось большое значение, кроме того, они были частью приданого девушки. И даже в XIX-начале XXI вв роль ювелирных изделий в армянском женском костюме была весьма велика.
Костюмным комплексом определялся способ ношения филигранных ювелирных изделий, которые за редким исключением изготовлялись из серебра. Основу женского костюма составляли шаровары, рубаха, верхнее платье, а также головной убор . Пояс являлся важным элементом женского костюма: невесте дарили свадебный филигранный пояс с серебряной пряжкой, который сменялся шелковым поясом и передником замужней женщины.
И все остальные ювелирные изделия — части костюма — были выполнены в технике филиграни. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность. Основной орнамент – стилизованный цветочный (часто – с крупной цветочной розеткой в центре), растительный. К концу XIX-нач. XX вв. в технике филиграни стали исполнять также предметы, выходящие за рамки традиционной культуры.
Это сувенирные изделия – портсигары, спичечницы, футляры, рамки для фотографий, которые были популярны в таких курортных городах, как Кисловодск, Пятигорск и др. В такого рода изделиях могли быть использованы также комбинированные техники, например – чернь и филигрань, что было невозможно для традиционных украшений и предметов быта.
На фото — Чаша из коллекции семьи Калоян
Армения, конец XVIII века
Серебро, позолота, эмаль, драгоценные камни.
А теперь давайте сравним филигрань Армении с филигранью Дагестана. Особенность Дагестанской филиграни — обилие зерни и полусфер. Многие ювелирные украшения тоже были неотъемлемой частью традиционного женского костюма. В Дагестане они имели не столько декоративное значение, сколь охранное, магическое.
Именно в изделиях из серебра, бытующих как в повседневной, так и в праздничной жизни народа, с их богатством форм наиболее полно раскрываются художественные функции народного искусства, его глубокая духовная сущность. Техника же филиграни пришла в Дагестан из России в конце XIX века. Нередко украшения декорировались драгоценными и полудрагоценными камнями (альмандинами, бирюзой, сердоликом, кораллами, гелиотропом), а также вставками из стекла и пасты.
В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.
На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.
В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.
Известный современный художник-ювелир Маланчук Юлия, продолжая традиции древних мастеров, включает древние техники — ювелирную скань и зернь в модные высокохудожественные ювелирные изделия и украшения. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма С. Бондарчука «Борис Годунов» как драгоценность хранится в музее Мосфильма.
А вот — Мальтийская филигрань.
В ней — солнечность и воздушность. История мальтийской филиграни – техники ажурного плетения из золотой или серебряной проволоки — началась еще при финикийцах. На самом деле все немного сложнее. Техника филиграни была знакома и финикийцам, и древним египтянам, и грекам.
Настоящего расцвета она достигла в Византии, откуда пришла и на Русь – русские изделия в технике скани и зерни известны на весь мир. Развивалась филигрань и в Италии, славной ювелирными украшениями.
А далее — Эквадорские украшения в технике филигрань. В них часто используется филигрань не как орнамент, а как воздушное, невесомое заполнение формы.
Филигрань Османской Империи — это сложность узора и формы.
И последнее — пример китайской филиграни. Это современный житель города Цзичжоу /провинция Хэбэй, Северный Китай/ Кан Юньцин — наследник ремесленных традиций цзичжоуской филиграни. Мастер не только бережно сохраняет и развивает секреты старинного промысла, но и передает их следующему поколению: Кан Юньцин основал в своем городе «Мастерскую филиграни», где обучает этому искусству молодежь.
Филигрань — одна из традиционных техник, применяющихся в ювелирном искусстве Китая. Мастера используют тонкую золотую, серебряную или медную проволоку для создания причудливых узоров при изготовлении украшений и декоративных изделий. В 2008 году искусство филиграни было включено в список нематериального культурного наследия Китая.
Спасибо за внимание. А Вам что оказалось ближе — филигрань какой страны, по-вашему, самая-самая?)
- Свежие записи
- Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на ЯМЗ 534?
- Эффект Холла и измерение величин датчиками Холла
- Датчик холла на ВАЗ 2109 инжектор: устройство и функции
- Датчик глубины в телефонах Samsung: что это такое и для чего нужен?
- Последствия неисправности датчика распредвала и как ее обнаружить
Источник: ollimpia.ru