Технология нанесения эмали в ювелирных изделиях

Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки. Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки. Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от 5 до ста обжигам.

Файлы: 1 файл

чаше всего это композиции мифологического содержания или «галантные» и охотничьи сцепки с двумя-тремя фигурами на фоне пейзажа, а также виды городов, изображения цветов или гербов.

1.5 Эмальерное искусство рубежа ХIХ-ХХ веков.

Произведения эмальерного искусства второй половины XIX века отличаются исключительным многообразием обработки материала и сложностью изготовления (рис.3). Восстанавливаются некоторые забытые технические приемы, в частности, возрождается на новой технологической основе перегородчатая эмаль, по-прежнему используется эмаль в сканом

Низкотемпературная эмаль. Обзор материала

обрамлении, совершенствуется техника применения полупрозрачной и светлой опалесцирующей эмали (переливающейся перламутровыми тонами). Заметно обогащается палитра эмальера, которая насчитывает теперь сотни оттенков. Однако в художественном отношении этот период ознаменован определенным упадком, отсутствием композиционно-декоративного единства.

Зачастую в поисках новых эффектов в одном произведении использованы элементы нескольких стилей (византийского, русского, ренессанса, рококо). Естественным свойствам материала навязаны чужеродные формы, в перенасыщенном декоре — цветовой и орнаментальный разнобой. В современном искусствоведении этот стиль получил название «историзм», или «эклектика».

Наивысшие достижения искусства эмали рубежа ХIХ-ХХ веков все исследователи единодушно связывают с фирмой Фаберже и творчеством ее выдающихся мастеров. Фирма была основана в Петербурге в 1842 году никому тогда не известным ювелиром Густавом Фаберже, предки которого приехали из Франции в Пярну еще в 1800 году.

В 1870 голу фирма перешла к его сыну Карлу и была значительно реконструирована. Используя новейшие технические достижения и лучшие традиции европейского ювелирного искусства, а также привлекая к работе талантливых ювелиров, имевших свои небольшие мастерские, Карл Фаберже добился признания и известности сначала в России, а затем в Европе и Азии. Отделения фирмы были открыты в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Лондоне. Среди разнообразных изделий фирмы наиболее высокую оценку в настоящее время получили работы с эмалями. Чистота и гладкость эмалевых поверхностей, глубина слоев и тонов, вариации цветов в различных слоях эмалей, использование эффектов свечения отдельных кристаллов эмали или глубины пространства, просвечивающий сквозь эмаль тонко исполненный гравированный или гильоширный фон, изменение цветов эмали в зависимости от угла зрения и

Как работать с фотополимерными эмалями Colorit

преломления света — таковы художественные приемы, которыми блестяще пользовались лучшие мастера фирмы в своих работах (приложение, рисунок 3).

История развития русского эмальерного производства является неотъемлемой частью национальной художественной культуры, В русских эмалях XII — XII веков нашли отражение общие изменения почти тысячелетнего периода развитая русского искусства, глубоко национальный характер декора, многообразие художественных тенденций, талант и богатство художественного языка множества крупнейших мастеров[1, 2].

Глава 2. Виды эмалей

Эмалирование — вид декоративной отделки, связанный с покрытием участков изделия легкоплавкой стекловидной массой. В производстве ювелирных изделий из драгоценных металлов пользуются горячими эмалями, т. е. теми, которые накладываются посредством обжига.

Кроме декоративных качеств эмаль обладает прекрасными защитными свойствами благодаря стойкости против химических реагентов. По химическому составу это соли кремниевой кислоты (свинцово-силикатное стекло), окрашенные молекулярными или коллоидными красителями. Цвет эмалей может быть самым различным. Цветные эмали могут быть прозрачными и непрозрачными (глухими). Непрозрачность эмалей достигается введением в состав сплава оксида олова, оксида мышьяка (III), фосфорной кислоты и других веществ, заглушающих прозрачность.

Классифицируются эмали по технологическим и конструктивным особенностям изделий, удерживающих эмаль на поверхности. Их делят на выемчатые, перегородчатые (приложение, рис.2, 4, 5), оконные и живописные[2, 3].

2.1 Выемчатая эмаль

Выемчатая эмаль — одна из древнейших эмальерных Рисунок 4 — Выемчатая эмаль по чеканке из меди

техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непрозрачной эмалью и производят обжиг эмали. Если используют прозрачную эмаль, то ее после обжига шлифуют и полируют.

В отличие от техники перегородчатой эмали, где изображение приподнято за счет перегородок над металлической пластиной — основой, в технике выемчатой эмали рисунок углублен в толщу металлической пластины. В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта.

Один из приемов заключается в том, что вырезанный на металле рисунок полностью покрывают вместе с пластиной цветной прозрачной эмалью. Другой — в том, что цветной непрозрачной эмалью заполняют только вырезанное изображение. Применяют также прием, когда металлическую пластину покрывают эмалью одного цвета, а углубление рисунка — эмалью других цветов. Выемчатые эмали делают на золоте, серебре, меди (рис. 4, 5).

2.2 Перегородчатая эмаль

Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические

Читайте также:
Как вырастить изумрудное дерево в террарии

Рисунок 5 — Выемчатая эмаль на золоте Рим (V-VI в.)

полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг (рис.6).

После этого эмаль шлифуется и окончательно отполировывается таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями (Пример, приложение, рисунок 1).

2.3 Оконная эмаль

Оконная эмаль — разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Своё название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как насквозь просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнёздах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла.

Рисунок 6 — Перегородчатая эмаль на золоте Византия (ХIII в.)

В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путём монтирования и пайки из сканой (скрученной) проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.

2.4 Расписная (живописная) эмаль

Расписная (живописная) эмаль — техника художественного эмалирования, использующая живописный прием письма эмалями при помощи кисти. Тонкую пластину серебра, меди или сделанную из этих материалов объемную форму покрывают с двух сторон белой эмалью.

На лицевой стороне эмалевой краской насыщенного цвета прописывают контур изображения и его детали, например лицо, волосы, складки одежды. Для нанесения контура рисунка применяют также способ перевода рисунка с бумаги, так называемый «припорох», когда контур изображения накалывается на бумажном листе и припорашивается сверху толченым углем или голландской сажей, которые, проходя через наколотые отверстия, образуют точечный контур.

Затем его обводят эмалевой краской, подвергают обжигу и расписывают контурное изображение разноцветными эмалями, которые располагают одну рядом с другой, создавая из отдельных цветовых пятен эмали единую красочную гамму. Так как эмаль накладывается локальными фрагментами, то обжиг делают по 10-15 раз, учитывая разный уровень температуры плавления используемых эмалей. В расписной эмали используют цветные прозрачные и непрозрачные эмали (приложение, рисунок 6). Применяют также бесцветную прозрачную эмаль которой перед последним обжигом покрывают рисунок для предохранения росписи от повреждений.

Глава 3. Технология эмалирования

Весь процесс эмалирования можно разделить на четыре этапа:

— подготовка изделия под эмаль

3.1 Подготовка изделия под эмаль

Таблица 7 – Число отжигов с последующим травлением для изделий из золота и серебра различных проб

Рабочее место эмальера должно содержаться в абсолютной чистоте. В цехе, где производятся полировка и шлифовка, нельзя вести работы с эмалями. У рабочего места должен быть водопровод. Перед эмалировщиком всегда должно лежать чистое полотенце, на которое укладывают подготовленное к работе изделие[3, 4].

3.2 Наложение эмали

Промышленность выпускает эмаль в виде плиток. Прежде всего ее необходимо превратить в порошкообразное состояние. Порошок должен быть достаточно мелким (до 0,01 мм), так как крупные частицы трудно распределить ровным слоем по поверхности металла. Непрозрачную эмаль растирают до тонкого порошка, а прозрачную — до мелких зерен, так как от этого зависит сила свечения эмали.

Однако очень тонкий порошок после обжига на изделиях образует мутные пятна. Очень важно, чтобы зерна в размолотой эмали были приблизительно одного размера, так как мелкие зерна плавятся гораздо быстрее и успевают уже выгореть до того, пока начнут плавится наиболее крупные зерна. В результате цвет эмали становится тусклым, а иногда и грязным.

Поэтому для удаления чрезмерно мелких (пылевидных) частиц, образующихся при размалывании, порошок промывают водой. Размолотая эмаль несколько раз взмучивается в воде — крупные частицы быстро оседают на дно, а мелкие пылевидные в виде мути сливаются. В каждом случае эмаль должна быть так отмыта, чтобы вода оставалась чистой. При глухой эмали вода может быть немного мутной.

Эмалевой массой заполняют маленькие фарфоровые чашечки и отмечают номер эмали. Если эмаль не всю используют в тот же день, остаток хранят в воде во избежание высыхания. Чашечки помещают под стеклянный колпак, чтобы эмаль не запылилась.

На крупных производствах эмаль размалывают на шаровых мельницах, а в лабораториях ее толкут в ступках, изготовленных из прочных материалов (яшмы, агата). Песты для ступок также делают из камня (яшмы или агата), вставленного в деревянную рукоятку. Можно использовать и стеклянные ступки и песты, правда они быстро царапаются, но частицы стекла, попадающие в эмаль, не вредят. Можно пользоваться также фарфоровой ступкой. Существуют два способа наложения эмали на изделие: ручной и машинный.

Ручной способ заключается в следующем: размолотую эмаль размешивают с водой и в виде кашицы накладывают на изделие с помощью кистей или специального инструмента — узкого металлического шпателя. Для разравнивания слоя эмали изделие слегка встряхивают. Ручной способ обычно применяется при наложении эмали на небольшие поверхности сложных конфигураций и профилей, например, в ювелирном деле.

Работа выполняется в следующем порядке. Влажной кистью из фарфоровой чашечки берут немного эмали, наносят ее на металл и разравнивают легким постукиванием по краю изделия.

На тонкие пластинки нужно наносить эмаль вначале с обратной стороны, т. е. сначала накладывают контрэмаль, дают ей немного подсохнуть, осторожно поворачивают изделие и такую же операцию проделывают на лицевой стороне. Как при перегородчатой, так и при выемчатой эмали углубления или ячейки полностью не заполняют, так как некоторые сорта эмали становятся мутными и тусклыми, если они нанесены слишком толстым слоем. Полная высота эмалевого слоя достигается путем постепенного заполнения ячейки и требует иногда от двух до четырех последовательных обжигов. При обжиге отдельные краски могут изменять цвет: так, красная после многих обжигов может стать черной.

Читайте также:
На чем доехать до жемчуга

Источник: www.yaneuch.ru

Техника ювелирной эмали

В мире ювелирного искусства заметна тенденция к декорированию золотых и серебряных украшений эмалью. Изделия с эмалью, щедро пересыпанные драгоценными камнями, в золотых и серебряных кружевах, издавна ценились поклонниками ювелирного искусства. Ими восхищаются и сегодня.

Ювелирные украшения с эмалью или, как их ещё называют, финифтевые украшения – сережки, броши, кулоны, браслеты, кольца красивы и неповторимы. Они украсят вечерние платья и костюмы, сделают вас элегантнее и красивее. Однако большинство из нас не задумываются, что же такое – ювелирная эмаль, как она изготавливается и различается ли между собой? А ведь всё это определяет красоту изделия, его стоимость и долговечность.

Украшения с эмалью – техника выполнения

Эмалирование – это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов.

Эмали различаются не только составом, но и способом нанесения на поверхность металлической основы. В ювелирном деле основой чаще всего является серебро и золото. Ювелирные украшения покрывают цветными эмалями. Они могут быть прозрачными и непрозрачными. Существуют разные способы и технологии нанесения эмали.

Перегородчатая эмаль.

Это одна из самых нарядных техник исполнения. Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком. Далее при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавят, превращая в стекло.

Вместо ленточек-перегородок иногда используют филигранную нить. Сама по себе эмаль красива, а тут ещё и золотые или серебряные кружева.

Выемчатая эмаль.

Специальным резцом согласно рисунку вынимают частицы металла из основы, получая углубления, которые заполняют эмалевым составом. Это одна из самых древних технологий. Выемчатая эмаль может выполняться на металлической основе, которая изначально гравируется или чеканится в соответствии с выбранным узором. В бижутерии используют штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.

Техника эмалевого художественного покрытия, или финифть.

Это роспись цветной эмалью. Здесь нет никаких перегородок или выемок. Эмаль наносят на изделие слоями и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет. Именно в этой технике работают мастера финифтяного промысла Ростова Великого, а также австрийский бренд Frey Wille.

Финифть – древнерусское название эмали, которое произошло от греческого финифтис, что означает блестящий, а слово эмаль – от французского (email). Искусство украшения финифтью пришло в Россию из Византии еще в Х – ом веке и достигло совершенства в XVI — XVII веках. В те времена все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке «финифть» сменилось на новый термин – «эмаль».

Изящная ростовская живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой филигранью. А филигрань (скань) – это один из древнейших видов художественной обработки металла или металлической нити. Термин филигрань происходит от латинских слов – «филюм» – нить и «гранум» – зерно. Слово скань означает свить или скрутить. Таким образом, скрученная проволока (скань) дополняется маленькими шариками, делающими изделие из эмали более нарядным, кружевным.

Эмаль-гильоше.

Гильоширование заключается в нанесении на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора, в основном это геометрические линии. В современном ювелирном деле используют специальные установки с вращающимся барабаном и резцом (гильоше).

Эмаль этой техники зародилась в XVIII веке во Франции, и всё выполнялось значительно труднее, однако, какие прекрасные изделия того времени нас удивляют и восхищают до сих пор. В России эмаль-гильоше стала применяться для украшения драгоценных изделий ювелирного искусства в конце XIX — начале ХХ века и связана она с именем Фаберже. Особенно роскошны были настольные предметы.

В технике эмали по гильоширу используют только прозрачные эмали различной цветовой гаммы. Именно благодаря этому металлический фон с нанесенным на него узором просвечивает под эмалью. Эмали-гильоше в ювелирных изделиях сегодня делают в основном на золоте или серебре.

Это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Эта техника получила название из-за сходства с витражными стёклами. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.

Металлические перегородки выполняются из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки. Ажурный орнамент делает изделие сказочно красивым. В производстве витражной эмали есть свои сложности – обжиг изделия производится не один раз, а после каждого нанесения очередного слоя эмали.

Сеяная эмаль.

Выполняется распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет, где каждый слой закрепляется клеем.

Закрепление эмали происходит различными способами, их называют горячими и холодными.

Горячая эмаль используется с давних пор, хотя она и самая трудоёмкая. Современные горячие эмали являются безусловными фаворитами в эмалевых ювелирных украшениях. Эмаль прочно припекается к металлу в специальных муфельных печах, где температура доходит до 600-800 градусов. Затем изделие охлаждают, очищают и полируют. Кажется, всё очень просто.

Читайте также:
Что такое ювелирная смола

На самом же деле всё гораздо сложнее.

Эмалевый порошок разводят водой до сметанообразной массы, затем наносят на соответствующие участки изделия. После чего, прежде чем начать обжиг в печи, непременно надо подсушить, чтобы исчезли лопающиеся пузырьки воздуха, иначе они испортят гладкость эмалевого покрытия.

Во время обжига эмалевый порошок сплавляется в стекловидный слой и в зависимости от типа эмали становится прозрачным или непрозрачным (глухим). Но и это ещё не всё. После застывания изделие шлифуют и повторно обжигают в печи, так получают идеально гладкую поверхность.

Если в украшении эмаль многоцветная и перегородчатая, тогда необходимо соблюдать строгую очерёдность нанесения и обжига эмалевого порошка. А очерёдность устанавливается по жаростойкости эмали. Первой наносят самую жаростойкую эмаль и помещают на обжиг, затем наносят менее жаростойкую, и вновь изделие отправляется в печь, но при меньшей температуре. И так далее. Самая жаростойкая – белая эмаль, затем – розовая, синяя, зеленая, черная, и наконец, красная.

Эмаль необходимо заливать ровно, чтобы поверхность изделия была безупречной. Исходя из особенностей композиции, изделие может обжигаться от 5 до 100 раз. И при этом мастер регулирует температуру и время обжига, основываясь на своём опыте и интуиции. И именно это создаёт уникальные творения, которые и сам мастер иногда не в силах повторить во втором экземпляре. Согласитесь, что это не просто.

Холодные эмали.

Холодная эмаль бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.

Двухкомпонентная холодная эмаль просто заливается на изделие. Жидкая эмаль в определённых пропорциях смешивается с катализатором, образуется кремообразная паста, которая с помощью специального инструмента наносится на поверхность металла.

После нанесения эмаль застывает при комнатной температуре примерно в течение 48 часов, а при температуре 70 градусов – в течение 20 часов. Изделия похожи на керамические покрытия. В этой технике мастер может смешивать разные эмали и получает различные цвета и оттенки.

Теплоотверждаемая холодная эмаль в некоторой степени схожа с горячей, но плавится она при 160 градусах. По сравнению с горячей эта эмаль не полируется, иначе на ней останутся матовые следы, и обладает она значительно меньшей прочностью. При небольшом нажатии ногтём на эмаль, она проминается.

Светоотверждаемая холодная эмаль. Техника выполнения этой эмали схожа с установкой зубных пломб. Нанесённый на поверхность изделия состав эмали облучают ультрафиолетовой лампой, за счёт чего происходит её затвердевание. Используя именно эту технику, ювелиры могут запломбировать сколы на эмалевых ювелирных украшениях. Светоотверждаемая холодная эмаль по твердости находится между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями.

В холодном эмалировании есть техника, при которой эмаль при нанесении растекается цветными узорами, как бензин на воде или как вулканическая лава. Вроде бы не соблюдают аккуратность, а получается красиво.

Следует дополнить, что горячая эмаль более дорогостоящая, чем холодная.

Как отличить более дорогостоящую горячую эмаль от холодной. Холодная эмаль мягче горячей. На изделиях с холодной эмалью видны неровности, так как полировать её нельзя. Поэтому горячая эмаль всегда выглядит блестящей, с ровной полированной поверхностью.

Однако холодные эмали не лишены достоинств. Они пластичны и неприхотливы в эксплуатации, просты в исполнении, практически не требуют специального оборудования, да и поверхность изделий не требует особой подготовки. Холодные эмали закладываются на любые сплавы.

Ювелирные изделия с эмалью – как ухаживать, носить и беречь.

Эмаль, по сути – это стекло. Отсюда и её свойства. Эмаль можно полировать, чистить, но при активном, да ещё и неаккуратном ношении сколы неизбежны. Эмаль чувствительна к механическим воздействиям. Наибольшему риску подвержены кольца. Как уже было сказано, ювелир может запломбировать скол.

Но лучше не ронять свои драгоценности, особенно на твёрдые поверхности, следить за исправностью застёжек.

Как сохранить первоначальную яркость эмалевых красок?

Украшения с эмалью следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Не надевайте их на пляж, в баню или сауну. Эмалевое покрытие может поблекнуть и потрескаться.

Не допускайте контакта эмали с любыми моющими средствами, порошками, кислотами, щелочами и хлором. Повреждение эмали может произойти и от взаимодействия с косметикой и морской водой.

Изделия с эмалью следует мыть в прохладной воде, с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Чистить эмаль можно мягкой щёточкой и зубным порошком, после чего промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако не забывайте, что лучшей чисткой украшений с эмалью может быть чистка в ювелирной мастерской.

И последнее. Эмалевые украшения рекомендуется хранить отдельно от других изделий, пусть даже и драгоценных, чтобы их поверхность не соприкасалась с другими изделиями. Возможно, и в ваших шкатулках сохранились бабушкины серьги или броши с ярко-синими цветами на белом фоне, украшенные филигранью, изготовленные мастерами Ростова Великого. Поверьте, цены им нет, это шедевры.

Источник: xn--80abkzflr3g.xn--p1ai

Технология холодной эмали

Перхин — наиболее известный мастер фирмы Фаберже. Он работал над созданием пасхальных яиц с 1885-86 до 1903 года. Все пасхальные яйца (за исключением первого), сделанные в эти годы, носят его инициалы. Несмотря на то, что он учился у деревенских мастеров, поздние работы Перхина носят элементы стиля рококо и Людовика XV.

Вильгельм Раймер (? — Умер около 1898 года)
Раймер делал маленькие эмалевые и золотые вещи.

Генрих Вигстрем (1862-1923)

Вигстрем стал главным мастером фирмы Фаберже после смерти Перхина в 1903 году. Как главный мастер фирмы он взял на себя изготовление пасхальных яиц для императорской семьи. Вигстрем отличался особенным умением в изготовлении портсигаров, рам и фигурок, которые фирма производила в больших количествах в свои самые продуктивные годы. Работы Вигстрема стилистически напоминают стиль Первой Империи и стиль Людовика XVI.

Читайте также:
Как почистить камень

Иоганнес Зенграф (1857-1908)

Зенграф был главным художником-миниатюристом фирмы Фаберже. Его миниатюры украшают яйцо с ландышами.

Василий Зуев (работал в 1908-1917 годах)

Зуев сменил Зенграфа в должности главного миниатюриста и писал по эмали и по слоновой кости. Наиболее известной его работой является яйцо к пятнадцатому юбилею.

Колье из пасхальных яиц. Конец XIX века. Работа фирмы Фаберже.

Золото, серебро, эмаль, ювелирные камни.

ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПОДВЕСОК И ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ, ВЫПОЛНЕННЫХ В СТИЛЕ ФАБЕРЖЕ

Технология горячей эмали Горячая эмаль — один из древнейших видов прикладного искусства. Эмали известны со времен династий фараонов и сохранили свою яркость до наших дней, что доказывает удивительную долговечность и прочность этой техники.На Руси мастера использовали технику горячей эмали для изготовления таких предметов прикладного искусства как оружие, одежда служителей, столовая и церковная утварь.

Процесс изготовления горячей эмали довольно сложен, этот вид искусства не получил широкого распространения, он доступен не всем. Тем не менее, в мире существуют несколько Эмальерных Школ, производящих домашнюю и ювелирную продукцию. Горячая эмаль обычно ассоциируется с работами Фаберже или с живописью на белой эмали с последующим обжигом (финифть) мастеров Ростова Великого.

Горячая эмаль таит в себе много различных техник и способов обработки как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений от аппликативно-локальных до сложно-живописных с богатой модуляцией цвета. И самое важное — в создании произведения в этой технике кроме художника участвует «огонь». И художник должен быть с этим огнем в согласии.

Он должен знать, чувствовать температуру по цвету светящейся раскаленной пластины в печи и вовремя вынуть ее из огня. Пластины подвергаются обжигу от 5 до 30 раз. Художник не может точно предсказать результат, вот почему каждая работа уникальна и не может быть повторена.

Состав эмали

Эмаль представляет собой стекловидное твердое соединение кремнезема, глинозема и некоторых других оксидов, называемых «плавнями». Некоторые из них — окиси свинца, калия и натрия увеличивают легкоплавкость эмалей, однако снижают ее стойкость к агрессивным средам — щелочи, кислотам, воде; другие — окиси кремния, алюминия, магния — увеличивают прочность и стойкость эмали, а также ее тугоплавкости.

Эмали подразделяются на прозрачные и непрозрачные или глухие. Для получения цветных эмалей, как прозрачных так и глухих, сначала приготовляют основной бесцвет­ный сплав, а затем к нему добавляют красители, которые определяют цвет, после чего смесь переплавляют.

Эмаль в виде кашицы накладывают шпателем малого размера на подготовленный обезжиренный металл. Сначала промокательной бумагой удаляют лишнюю воду, затем изделие сушат при температуре 100—150°С, пока порошок не станет сухим, и обжигают в электропечи. Операцию повторяют несколько раз, пока уровень эмали не достигает уровня фона.

Получив после обжига нужный результат, эмаль шлифуют крупнозернистым бруском с водой, затем — тонкими брусками и мелкой наждачной бумагой. В завершении операции ее промывают в проточной воде. После изделие нагревают до красного каления, чтобы окончательно ликвидировать все шероховатости и получить гладкую поверхность.

Заканчивается отделка эмалевого покрытия отбеливанием металлических частей изделия, которые в результате обжига покрываются окислами. И полируют. Цветные эмали получают путем смешивания различных веществ.
Таблица приготовления цветной эмали

Красящие вещества Получаемый цвет эмали
Окись железа в комбинации с другими соединениями Желтый, красный, коричневый, серый, черный
Окись марганца Фиолетовый, коричневый, серый, черный
Окись меди Гамма сине-зеленых оттенков
Металлическая медь (тонкодисперсный порошок) Рубиново-красный, розовый, лиловый
Закись-окись кобальта Синий различных оттенков, голубой
Окись хрома Зеленый
Хромовокислый свинец и хромпик Розовый, ярко-красный, коричневый
Хромистый железняк Черный, коричневый
Смесь окислов хрома, кобальта, олова, калия Сиреневый, цвет -«гвоздики»
Окись урана Желтый, красно-оранжевый
Титановая кислота Желтый
Трехокись сурьмы Желтые и оранжевые тона
Окись никеля Серый, Коричневый
Окись иридия Черный
Соединения золота Различные оттенки красного: от розового до пурпурного
Окись олова Молочно-белый, заглушающий прозрачность
Смесь окиси олова и фосфорнокислой меди Бирюзово-лазурный
Соединения серебра Желтый
Водная окись железа Охристый

Фирма Карла Фабеже использовала прозрачные эмали различных цветов высочайшего качества исполнения. Обычно они наносились на уже подготовленный гильошированный фон. Виды эмали

Виды эмалей. По виду эмали подразделяются на выемчатые, перегородчатые, расписные (живописные) и оконные (ажурные).

Выемчатые эмали.

Эмали, наносимые в углубления (выемки) изделий, называются выемчатыми.

Углубления под эмаль могут быть подготовлены при литье или штамповкой, чеканкой, гравировкой, травлением. Эмаль наносится за один прием при глубине выемок не более 0,2 мм или многократным заполнением при глубине выемок более 0,2 мм. После заполнения углублений эмалью предмет подвергается обжигу. В этом приеме эмалирования используются как прозрачные, так и непрозрачные эмали.

Эмаль по гильошированному фону

(эмаль по гильошировке, гильоширу, гильошпрованная эмаль) — это вариант техники эмали по гравировке (резьбе). Только в этом случае гравировка выполняется не вручную, а механическим способом, с помощью специального станка, который позволяет украшать металлическую поверхность геометрическим декором в виде лучей, полос, волнообразных линий, концентрических кругов, повторяющихся штрихов. В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы, в результате чего металлический фон и нанесенный на него узор просвечивают под эмалью. Эмали по гильоширу делают в основном на золоте или серебре, а с начала 20 века для недорогих изделий стали применять красную медь.

Читайте также:
Этно колье из бисера своими руками

Эмаль по гравировке (резьбе)

является разновидностью техники выемчатой эмали. При этом цветная непрозрачная эмаль заполняет гравированный контур рисунка или цветная прозрачная эмаль сверху полностью покрывает как гравированное изображение так и всю металлическую пластину. В результате под эмалью просвечивает и рисунок и металлический фон основы. Техника эмали по гравировке применяется на золоте, серебре, меди, латуни и бронзе.

Перегородчатые эмали.

Эмали, которые наносятся в углубления, образованные искусственно созданными перегородками из плоской проволоки или филиграни, называются перегородчатыми. Клеточки, получившиеся между отдельными частями перегородок, заполняются замешан­ным в воде порошком эмали (шликером), затем предмет обжигается. Техника перегородчатой эмали предусматривает использование прозрачных и непрозрачных эмалей.

Расписные (живописные) эмали.

Прием эмалирования расписными эмалями заключается в росписи эмалью по эмалям или краской по эмали. Изделие покрывают эмалью и обжигают, затем по полученному фону кистью наносят заданный рисунок, используя разноцветные краски или эмали. После этого изделие вновь обжигают. Этот прием эмалирования очень трудоемкий и кропотливый, требует от эмальера высокой профессиональной подготовки и хорошего художественного вкуса.

Оконные (ажурные) эмали.

Применяют в изделиях, которые смотрятся на просвет. Это может быть кованый абажур, фонарь, оконная решетка. Технология оконной эмали следующая.

Прием витражного эмалирования представляет собой перекрытие (затяжку) сквозных отверстий только прозрачными цветными эмалями. Рисунок на изделии под витражную эмаль вырезается непосредственно в металле или выполняется техникой филиграни. Отверстия рисунка перекрываются (в несколько приемов) эмалевым шликером, и изделие отправляется на обжиг. Обжиг повторяется после каждого нового добавления эмалевого шликера.

В последние 15 лет горячая эмаль вышла за традиционные границы своего применения. В связи с этим художники обратили свои творческие усилия к камерным формам интерьерного декора. Сегодня традиционные формы применения этой техники сохраняются, более того, спрос на них растет. Но проблема расширения сферы творческого применения горячей эмали по-прежнему актуальна.

Технология холодной эмали

Холодная эмаль — декоративные покрытия ювелирных изделий, основанные на применении промышленных лакокрасочных материалов. Нанесение эмали на деталь и ее сушка производится при комнатной температуре.

Гильоширование

Нанесение тончайшего орнаментального рисунка на металлическую основу. Часто покрывается прозрачной эмалью.

Скань

То же, что филигрань (от др.-рус. скать — сучить; лаг. fllum — нить и granum — зерно). Вид ювелирной техники, которая заключается в том, что из тонкой золотой, серебряной или другого металла (чаще мельхиора) проволоки, гладкой или скрученной в две-три нити и затем большей частью сплющенной, делается ажурный узор типа кружева.

Сборка скани начинается с установки наиболее крупных элементов рисунка, выполненных из толстой скрутки. После этого укладывают более мелкие фрагменты. Иногда это кружево накладывается на металлический фон.

Скань часто сочетается с зернью — мелкими металлическими шариками. В России была распространена начиная с X в.

Зернь

Мелкие гладкие золотые или серебряные шарики, украшающие сканные узоры, делаются из равных отрезков или колечек проволоки. Можно изготовить шарики и путем оплавления. Места под зернь обычно намечают легкими ударами керна.

Чеканка

Чеканкой называется процесс получения на заготовке рельефного изображения посредством холодной обработки – ударов молотка по чекану. Чеканка — одна из операций декоративной обработки ювелирных изделий, цель которой — облагородить изделия, придать им более яркий вид и новые внешние качества. Сущность процесса за­ключается в том, что за счет давления на чекан на заготовке остается отпечаток рисунка рабочей части чекана.

Ручную чеканку следует считать одним из самостоятельных способов изготовления изделий. Инструментом, с помощью которого выполняется ручная чеканка, являются чеканы и молотки. В качестве материала используют листовой ме­талл — золото, серебро, медь, томпак, мельхиор, алюминий.

Гравирование

(франц. graver — вырезать). Способ нанесения рисунка на поверхности твердых материалов (например, металла, камня, кости) с помощью специальных резцов и других инструментов. При этом изображение может быть углубленным или выпуклым. В настоящее время широко применяется машинное гравирование.

Издавна на Руси металлическая посуда украшалась разнообразными рисунками, выгравированными на поверхно­сти изделия. Использовалась гравировка и для ювелирных украшений.

Чернь, чернение

Один из видов декоративной отделки ювелирных изделий. Заключается в следующем: на поверхности металла, главным образом серебра, гравируется рисунок или орнамент, который заполняется специальной черневой смесью. Эту смесь готовят из серебра и меди, с добавкой буры; в другом сосуде расплавляют свинец и серу, затем оба состава соединяют. После покрытия изделия чернью поверхность шлифуют и полируют.

Чернь по серебру и золоту известна еще с античных времен. Древнерусские мастера изготовляли в X—XIII вв. браслеты, серьги, подвески из серебра, украшенные чернью. Высшего расцвета искусство чернения достигло в XVIII в. — оно широко использовалось при создании предметов сервировки стола и убранства интерьеров, а также ювелирных украшений, сосудов, оружия. Центром искусства черни в России по сей день остается Великий Устюг.

Инкрустация

(от лат. incrustatio — покрываю слоем). Рисунок, орнамент или узор, который создается кусочками какого-либо материала, врезанными в поверхность вровень с фоном. В России очень широко была распространена инкрустация перламутром, ценными породами дерева.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
Загрузка ...