НАУКА ОГРАНКИ — Виды и формы огранки драгоценных камней
Что лучше – сохранить первоначальный вес камня или всё же смириться с его потерей, но при этом получить то совершенство, которое радует глаз?
Большинство мастеров стремятся к красоте. Но в древности основной обработкой камня являлось простое выцарапывание фигур и символов. До XVII века вопрос об огранке вообще не поднимался, камни обрабатывали, только слегка обтачивая природные кристаллические поверхности, а также полировали.
Предполагается, что первые мастера-шлифовщики были в Индии. Именно эта страна славилась своими драгоценными камнями, что явилось для неё не счастьем, а трагедией, – ведь, так называемые, «цивилизованные» страны мечтали найти и покорить сказочную страну и её народ.
Самые древние из сохранившихся драгоценных камней имеют огранку из множества маленьких и неровных граней. Такую огранку выполняли в Индии. С конца XV века стали применять шлифовальный диск, и это дало возможность улучшить качество огранки. Как известно, сначала мастера-гранильщики слегка обтачивали камень, придавая ему форму восьмигранника. Это естественная форма алмаза.
Огранка ювелирных камней
В Милане и Венеции в течение XVI – ого века итальянские гранильщики обтачивали камень таблитчатой огранкой с горизонтальной верхней гранью. Мастера-гранильщики этого периода занимали почётное первое место среди всех профессий и ремёсел. В XVII веке Антверпен являлся главным экономическим центром всей Европы, а мастерство его гранильщиков было общепризнанным.
Из всех старинных видов огранки следует назвать некоторые из них:
XVI век – «таблитчатая»
XVI – XVII век – «восемь-восемь»
XVII век – огранка«Мазарини», которая была, по предположению, названа в честь французского кардинала Мазарини, будто бы подсказавшего мастеру-гранильщику идею огранки с 34 гранями – 17 граней сверху и 17 – снизу. Кардинал собрал уникальную коллекцию драгоценных камней, которая стала сокровищем французского двора.
В конце XVII века венецианский мастер Виченцио Перуцци разработал огранку с 58 гранями, которую назвали «Перуцци»
В конце XVIII – в начале XIX века – огранка «Олд Майн»
В начале XIX века появилась «старинная огранка»
И наконец, самая знаменитая – «бриллиантовая» огранка, разработанная на основе «старинной огранки». Именно благодаря «бриллиантовой» огранки алмаз приобрёл доселе невиданное совершенство и явился миру во всей своей славе и красоте.
Но в дополнение к естественным граням кристалла, возникали всё новые и новые грани, увеличивалось их количество, усиливался оптический эффект камня. В дальнейшем способы огранки совершенствовались, появлялись новые технологии и возможности, благодаря которым открывалась красота драгоценных камней. И сейчас таких способов, которые придают камню максимальное сияние, множество.
А вот история огранки одного из алмазов. Крупнейший в мире алмаз – Куллинан. Он был найден в 1905 году в Южной Африке в провинции Трансвааль, на шахте, принадлежавшей Томасу Куллинану. Камень был длиной 11см, шириной 5см и высотой 6см, весил 621,2 грамма или 3106 карат.
Томас Куллинан продал его правительству Трансвааля, которое преподнесло эту драгоценность английскому королю Эдуарду VII в день рождения. Распиловку камня король поручил братьям Ашерам, гранильщикам из Амстердама, которые уже доказали своё мастерство в огранке драгоценных камней. Наконец, в 1908 году 10 февраля состоялась распиловка камня.
Мастера-гранильщики были в страшном напряжении, а один из них, Джозеф Ашер, даже лишился чувств, подумав, что первый надрез при распиловке сделан им неудачно. Однако всё было верно, и расчёт оказался правильным. В результате распиловки получили 9 больших камней и 96 маленьких. Затем началась огранка, на которую ушло несколько месяцев.
После огранки общий вес 105 камней составил 1055,9 карат, то есть было утрачено 65% первоначального веса. Два самых крупных камня «Куллинан I и II» украсили Сокровищницу Британской Короны.
Применяются различные виды огранки – «маркиза», «капелька», «изумрудная» и многие другие фантастические виды, придуманные мастерами-гранильщиками. Если рассматривать огранку исходя из оптического впечатления, то можно отметить три основных вида огранки – фасетная, гладкая и смешанная.
Именно в фасетной огранке мы можем увидеть поистине магическое сияние камня. Этот вид огранки имеет множество мелких граней, благодаря которым усиливается блеск и цвет камня. Фасетная огранка имеет в свою очередь множество различных видов огранки и используется для прозрачных камней. Техника фасетной огранки когда-то хранилась в строгой тайне.
Гладкая огранка, или шлифовка выполняется выпуклой (кабошон) или ровной и используется для многих поделочных камней и непрозрачных драгоценных камней. Для таких камней, как агат, бирюза, коралл, достаточно лишь отшлифовать поверхность, и это украсит его и передаст замысловатые фантастические узоры камня.
Смешанная огранка – это сочетание фасетной огранки и гладкой шлифовки. Камень в одной части может иметь грани, а в другой может быть гладким.
Форма огранки – это ещё одна тема дизайнерской фантазии. Формы огранки камней чрезвычайно разнообразны. Они могут быть круглыми, коническими, квадратными, ромбовидными, в виде сердечка, овальными, прямоугольными, треугольными, многоугольными и, наконец, просто фантастическими, которые являются образами дизайнерской выдумки.
Драгоценные кристаллы, пройдя пылающие недра Земли, приобретают благородный облик и поражают своим сиянием и красотой, а в сочетании с творчеством и умением мастера становятся совершенством природы.
Источник: newsland.com
Этапы огранки бриллиантов
Прежде чем засверкать в ювелирном изделии алмаз проходит достаточно долгий путь превращения в бриллиант. Технология огранки бриллиантов существует уже несколько сотен лет и до сих пор остается практически без изменений. Обработка кристаллов алмазов состоит из нескольких последовательных этапов: предпроизводственный просмотр, разметка, распиливание, обдирка, огранка, полировка и промывка. Рассмотрим каждый этап более подробно.
На первом этапе предпроизводственного просмотра по сути происходит планирование, что будут делать с алмазом и какой в итоге получится результат. Прогнозируют размер будущего бриллианта, его примерные характеристики, количество бриллиантов из одного кристалла, также отсеиваются напряженные и сильно дефектные алмазы.
На следующем этапе разметки на алмаз наносят линии, по которым будет происходить его распиливание.
Распиливание алмаза, третий этап обработки, позволяет получить две или более заготовки для будущих бриллиантов. Этот процесс является достаточно трудоемкий и требует аккуратности, так как от этого зависит качество «полуфабрикатов» будущих бриллиантов. Для распиливания кристаллов алмаза применяют циркулярную пилу с алмазным напылением.
Наиболее ответственным считается следующий этап — обдирка. От качества выполнения работ на данном этапе зависит коэффициент использования алмазного сырья. Процесс обдирки или обточки заключается в изготовлении формы будущего бриллианта на специальном токарном обдирочном станке.
После обдирки алмазную заготовку гранят, тоесть наносят на ее поверхность грани в определенной последовательности и с соблюдением параметров того или иного вида огранки. Огранка осуществляется вручную с помощью алмазного диска и паст разной жесткости.
Дальнейшие манипуляции, происходящие с уже «почти бриллиантом», это его полировка. Она заключается в улучшении качества поверхности нанесенных на кристалл граней. Для этой цели также используются диски, но уже с использованием полировочных паст.
И последний этап — промывка. Она предназначена для удаления грязи и масла с поверхности бриллианта, попавшие на него в процессе производства. Промывают бриллианты в несколько этапов с использованием различных жидкостей, в том числе серной кислоты, спирта и дистиллированной воды.
Другие публикации
Согдианит минерал довольно-таки редкий и чаще его можно встретить как коллекционный материал (причём в систематических коллекциях), а в ювелирных изделиях он встречается крайне редко.
Таусон Лев Владимирович (27.10.1917 – 23.11.1989), выдающийся советский геолог и геохимик, член АН СССР (с 1981 г.). Основатель научного направления «Химическая геодинамика магматических процессов».
23 октября 1992 года, практически 30 лет назад, произошло знаменательное событие – на Сунтарском заводе совместного предприятия «Саха-Джапан Даймонд» («Туймаада-Даймонд» [Якутия] и «Арда-компани» [Япония]) был огранён первый в Якутии бриллиант.
Многим известен, так называемый, «солнечный нефелин» – просвечивающий (до полупрозрачного) нефелин с включениями, вызывающими авантюрисценцию.
Прошедший август не был щедр на находки крупных самородков янтаря, но к своему завершению, накануне яблочного спаса, и этот летний месяц порадовал добытчиков янтаря крупным самородком.
Источник: mgc-labs.ru
Какие наиболее популярные виды огранки камней существуют
Огранка драгоценных камней позволяет придать им более совершенный вид, подчеркнуть их достоинства. Данный способ обработки минералов появился лишь в 15-м столетии, а до этого момента ювелиры ограничивались только обдиркой и шлифовкой. Качество огранки во многом зависит от искусности мастера. Лишь обладая истинным талантом, удастся правильно подобрать ее тип и изготовить совершенный шедевр при минимальной утрате массы. О том, какие существуют виды огранки драгоценных и декоративных камней, мы расскажем далее.
Для чего минералы гранят
Огранкой именуют механическую обработку как полудрагоценных, так и драгоценных минералов, позволяющую проявить все лучшие их свойства, при этом подчеркнуть уникальность каждого отдельного образца, а также устранить или скрыть имеющиеся дефекты.
В процессе работы на предварительно подготовленный минерал с помощью шлифовального станка наносят грани, представляющие собой различные геометрические фигуры, создающие идеальную комбинацию. Их очертания на внешней и тыльной стороне отличаются, что и позволяет достигнуть максимального блеска и игры переливов. Чем больше граней наносят на изделие, тем сильнее оно искрится.
Прозрачному камню обработка обеспечивает и разложение отбиваемого света на полный спектр – без данного эффекта белые минералы выглядят блекло. Иногда, кстати, под них подкладывают фольгу – этот незамысловатый прием был придуман еще в 17 столетии придворным ювелиром Людовика 14-го.
Процесс огранки очень сложен – работа отличается кропотливостью. Справиться с ней в состоянии лишь квалифицированный специалист. Самый простой тип дизайна предполагает нанесение 30 граней, а наиболее сложный – больше 200. При этом все они должны сохранять абсолютную симметричность и ровность.
Гранение позволяет не только усилить блеск и игру преломленного света, но еще и:
- раскрывает индивидуальные особенности конкретного образца;
- обеспечивает стилистическое единство инкрустируемого предмета;
- помогает снизить потерю веса.
Цвет камня, его естественная форма и наличие (отсутствие) дефектов также непременно учитываются при разработке дизайна.
Основные понятия
Чтобы получить лучшее представление о рассматриваемом процессе, необходимо разобраться в используемой терминологии.
Основными элементами огранки являются:
- рундист – это тонкий краешек камня необходимый для закрепления его в оправе;
- под ним (с тыла) находится павильон;
- еще ниже – калета (острая оконечность);
- на лицевой стороне имеется корона (сходящиеся к центру грани);
- верхняя ровная поверхность именуется площадкой.
Все описанные элементы встречаются практически в любом дизайне огранки.
Круглая огранка
Существующие виды огранки различных драгоценных камней отличаются по сложности и внешнему виду. Наиболее простые формы применяют в ходе обработки непрозрачных минералов – здесь такой важный момент как игра света (по причине ее отсутствия) не учитывается.
Огранку кабошоном (или по-другому – круглую) используют для камней, носящих такие названия:
- нефрит;
- опал;
- агат;
- жадеит;
- бирюза;
- лазурит и т. д.
Готовое изделие приобретает выпуклую с лицевой стороны и плоскую с тыльной форму. Абрисы могут быть самыми разными:
- каплевидные;
- ромбические;
- лодочкой;
- сердечком;
- треугольные и пр.
Полупрозрачные разновидности, и в том числе имеющие посторонние включения, создающие интересные эффекты, оформляют двусторонним кабошоном, то есть в данной ситуации куполовидная выпуклость присутствует с лица и тыла изделия. Нередко им вообще придается форма идеального шара.
Указанный вариант подходит для:
- авантюрина;
- оникса;
- лунного камня;
- серафинита и пр.
Бриллиантовая огранка
Предназначение круглой фасетной огранки – обеспечивать игру света для полностью прозрачных самоцветов, обладающих выраженной способность преломлять лучи. Данный способ позволяет:
- многократно увеличить блеск драгоценного минерала;
- снизить риск его повреждения в ходе обработки.
Главным недостатком рассматриваемого способа является серьезная потеря массы. Иногда готовая вставка оказывается на 50-60 процентов легче исходного минерала. Так, к примеру, знаменитый алмаз Кохинор, что был огранен лично королевой Викторией, в результате с 186,1 карата похудел до 108,93. В настоящее время артефакт служит украшением короны британских монархов, которая сберегается в мастном аналоге Алмазного фонда – Тауэре.
У круглой огранки фасетного типа есть две разновидности. Первая именуется классической бриллиантовой. Ее признаки таковы:
- павильон состоит из 24 граней;
- в короне их насчитывается 33.
Данный вариант обычно применяют, когда необходимо окультурить большие алмазы, сапфиры или изумруды массой от одного карата.
Получающиеся 57 граней обеспечивают мощную игру света в готовом камне – инкрустированное ими украшение будет ярко сверкать даже при очень слабом мерцании свечей.
Упрощенную бриллиантовую форму придают мелким самоцветам массой не более 1/9 карата. Здесь совокупно делается около 33 граней, а иногда ограничиваются и всего 17-ю. Описанный дизайн применяют для всех цветных и белых камней, имеющих идеальную прозрачность.
Ступенчатая фантазийная огранка
В отличие от приведенных ранее видов, фасетная ступенчатая огранка не дает возможности обеспечить максимальный блеск минерала, но ее предназначение в другом – подчеркивать его цвет. Применяют ее для прозрачных экземпляров, окраска которых определяется как средняя по насыщенности.
Здесь есть довольно много разновидностей, самой простой из которых является «столовая» (по-другому называется «таблицей»). Обычно готовые камни идут на мужские перстни. Стандартные признаки:
- 4 грани – в павильоне;
- 5 – в короне.
Вариацией «таблицы» является «багет». Отличается он удлиненной формой.
Для очень чистых драгоценных камней применяют «октагон» (иногда это оформление именуют «изумрудным»). Огранка похожа на «багет», но имеет существенное отличие – наличие скошенных углов. Таким образом, получается на короне 9 площадок, а на павильоне – 8.
Восьмиугольную разновидность называют «ашер». У нее есть совокупно 58 граней. «Королевский» вид имеет 74.
Фасетная клиньевая
Сочетанием бриллиантовой и ступенчатой является клиньевая. Она позволяет полностью раскрыть все достоинства обрабатываемого минерала, максимально усилить его сверкание. В основном применяют ее на сравнительно крупных экземплярах хорошего качества.
Наиболее популярным видом считают «овал» – стандарт велит делать не менее 57 граней, но их количество по факту мастера часто меняют в ту или иную сторону. Готовый камень, прежде всего, становится визуально крупнее, массивнее. Благодаря усиленному преломлению света, украшения смотрятся намного эффектнее. Данную форму, как правило, придают:
- сапфирам;
- аквамаринам;
- бериллам;
- топазам.
Огранка «Маркиз» сильно похожа на «овал», но кончики вставки заостряются, из-за чего она начинает напоминать лист или челнок. Придумали данное оформление во Франции еще в 18-м веке. Достоинство варианта в экономичности – готовое изделие почти не утрачивает массу.
Каплевидную форму имеет «груша». По сути, она представляет собой сочетание круглой огранки и маркиза. Максимальный эффект сверкания достигается, лишь если мастеру удается четко выдержать симметрию по оси идущей через острый кончик.
Огранка «маслиной» похожа на «грушу», но не имеет венчающей корону площадки, а также рундиста.
«Принцесса» была придумана не очень давно и используется для плоских алмазов. Первоначально стандарт требовал наносить на камень не меньше 49 граней, но сейчас их количество выросло до 59. Более утонченный вариант «принцессы» именуется «фландерс». Основные его отличия:
- сточенные уголки;
- наличие 61 грани;
- крайне тонкая структура.
Среди наиболее сложных видов обработки следует упомянуть «сердечко». Данная форма применяется исключительно при создании индивидуальных украшений. Зачастую труд мастера обходится заказчику дороже камня-исходника.
Разновидность «шар» также эксклюзивна – на минерал наносится не менее 120 граней, что требует высокого профессионализма.
Кроме описанных вариантов, есть и комбинированные, сочетающие в себе признаки нескольких стилей. К таковым причисляют огранку:
- крестовую;
- радиант;
- французскую;
- барион и пр.
Технология обработки камня
Полученный камень мастер в первую очередь хорошенько изучает. Крупные экземпляры распиливают на несколько частей, а мелким подбирается идеальная форма.
Далее заготовки доводят до требуемой формы. Данный этап именуют обточкой либо обдиркой. Здесь для работы необходим станок схожий по принципу действия с токарным.
Достигнув желаемого переходят к шлифовке. Мастер все делает с помощью станка, оснащенного алмазным диском, вращающимся на очень высоких оборотах. Именно тогда на самоцвет наносят грани.
Последняя процедура – полировка. Осуществляют ее с помощью специальной пасты созданной из оливкового масла и алмазной пыли. Вещество накладывают на поступательно двигающуюся чугунную пластину. Прижимая к ней камень, ювелир доводит его внешний вид до совершенства.
Источник: kamniinfo.ru
Геометрия и огранка камней
Творческая работа учащихся 7 класса «Геометрия и огранка камней» знакомит учащихся со стереометрическими фигурами на примере рассмотрения огранки драгоценных камней.
Скачать:
![]() |
1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Геометрия и огранка камней. Работу выполнили: Медведева Мария, Андреева Елена, у чащиеся 7 «В» класса, МБОУ Школа № 120 г .о . Самара. Учитель: Деревянкина Е.А .
Цель работы: и зучение огранки в геометрии на примере драгоценных камней. З адачи исследования: изучить историю возникновения первой огранки; проследить процесс создания огранки; описать опыт и на примере него выяснить предназначение огранки.
Огранка — технологический процесс обработки драгоценных (и полудрагоценных) камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска.
История создания первой огранки Первые обработанные алмазы назывались «островершинный камень» ( Point Stone ) или «острый камень ». Это были правильные октаэдры (один из пяти выпуклых правильных многогранников, так называемых Платоновых тел) с остроконечными вершинами, они считались первым видом базовой огранки, относящейся к XIV веку.
В историю бриллиантового искусства смело вошел венецианский мастер Винченцо Перуцци . Его именем даже назвали вид огранки, при которой форма нижней части бриллианта напоминала конус, на который наносились грани.
Существует семь основных видов огранки : Бриллиантовая Ступенчатая Смешанная Роза Кабошон Клиньевая (скрещенная) Таблитчатая (плоская) Процесс изготовления огранки.
Технология обработки алмазов в бриллианты: предпроизводственное исследование кристаллов алмазов, разметка, распиливание (раскалывание ), подшлифовка ( грубая обдирка), обдирка (обточка), огранка, полировка, промывка оценка .
С уществует множество видов огранки, в результате которых получаются высококачественные ювелирные вставки. Такое разнообразие форм позволяет ювелирам — дизайнерам создавать настоящие шедевры и удовлетворять желания самых взыскательных покупателей. Использование огранки в современном мире
В настоящее время известны множество различных фантазийных видов огранки драгоценных и полудрагоценных камней. Некоторые ювелирные вставки гранят именно в той форме, которая намечена у будущего украшения. В любом случае, внешний вид обрабатываемого камня и его качество напрямую зависит от мастерства огранщика.
Исследование формы огранки Додекаэдр
Форма камня определяется с учетом того, для какого изделия он предназначен. Ее разнообразие позволяет нам получать совершенно новые и оригинальные украшения . От огранки камня, количества граней зависит его привлекательность и ценность. Предназначение огранки
1.Н . Корнилов. Ювелирные камни. М., Недра6 1983 2.А.К . Бурцев, Т.В. Гуськова . Драгоценные камни. М., Примат, 1992 3.В.И . Лебединский, Л.П. Кириченко. Книга о камне. М., Недра, 1988 4.В.И . Лебединский. В удивительном мире камня. М., Недра, 1985 5.В . Шуман.
Мир камня. Т. 1–2, М., 1986 Литература:
Источник: nsportal.ru