Технология ювелирного литья — это сложный процесс, состоящий из нескольких производственных этапов, каждый из которых имеет свое значение для получения отливок хорошего качества:
1. Изготовление мастер-модели. Мастер вырезает модель по эскизу художника, при этом учитывая множество физических факторов, которые впоследствии будут влиять на размеры будущего изделия.
2. Изготовление резиновых пресс-форм. Резиновые пресс-формы изготавливают для массового производства полученной модели. Как правило, пресс-формы изготавливают из резины горячей вулканизации.
3. Изготовление восковых моделей. С помощью резиновых пресс-форм на инжекторных установках производятся дубликаты мастер-модели из воска.
4. Формовка блока (елочки) изделий. Восковые изделия собираются в блоки для последующей формовки и заливки металлом.
5. Изготовление формы для литья. Восковые блоки заливаются быстротвердеющей гипсокристабалитовой смесью, после чего прокаливаются в печах.
6. Заливка форм металлом. Прокаленные формы заливаются сплавом драгоценных металлов, а затем охлаждаются.
Отделение изделий от стержня отливки. Производство ювелирных украшений NEWGOLD.
7. Размывка и разборка блока изделий. После заливки формы размываются, блок отливок отбеливается, просушивается и разбирается (раскусывается). Отливки отделяются от литниковой системы.
8. Запиловка мест подвода литников и осуществление финишных операций, шлифовки и полировки. У полученных отливок обрабатываются места подвода литников, затем придается эстетичный вид изделию на шлифовке при помощи различных полировальных паст.
ШТАМПОВКА
Штамповкой называют вид обработки металлов давлением при помощи штампов. Штамповка основана на использовании пластических свойств обрабатываемых материалов. Металлы и сплавы, применяемые в ювелирной промышленности, подвергаются холодной штамповке.
Это один из наиболее распространенных видов обработки давлением, в процессе которого формообразование совершается путем воздействия рабочих частей штампа на материал заготовки, находящейся в холодном состоянии. В качестве заготовки используется листовой материал, в качестве оборудования – пресс. Штампы служат технологической оснасткой.
Операции холодной штамповки делятся на разделительные и формоизменяющие. Разделительные операции – это те, при которых одна часть металла отделяется от другой. К ним относятся резка, вырубка, пробивка. Формоизменяющими называют операции, при которых форма изменяется без разрушения заготовок.
Штампы для холодной штамповки, используемые в ювелирном производстве, разнообразны, но, несмотря на технологические и конструктивные особенности, все они состоят из двух частей — нижней и верхней. Нижняя часть штампа крепится обычно на неподвижной части пресса (столе), а верхняя связывается с подвижной частью пресса — ползуном. Формообразование заготовки происходит при смыкании обеих частей штампа под действием пресса.
При соблюдении всех необходимых требований штамповка становится высокопроизводительной, технологически несложной, экономически выгодной технологией при массовом выпуске, а нередко просто незаменимой, позволяющей значительно расширить объемы выпуска ювелирных изделий.
Технология изготовления отливки ювелирного изделия Кубик игральный
ЗОЛОЧЕНИЕ
Золочение – электролитическое нанесение тонкого слоя золота на поверхность изделий в защитных или декоративных целях. Покрытия, которые получают с помощью гальванизации, отличаются высокой прочностью, а сам процесс — экономичностью.
Золочение всегда являлось наиболее распространенным способом отделки, потому что золото — один из первых металлов, ставших известными человеку. Кроме того, золото по интенсивности цвета, мягкости блеска, глубине тона и устойчивости декоративных качеств превосходит все другие металлы. Золочение – важный элемент златоделия.
Производят его холодным, горячим способом (на огне) и в жидком состоянии. Слой золочения зависит от назначения украшения. Слой золочения для серебряных брошей, медальонов, серег обычно не превышает 1 мкм (микрометр, или микрон, равный 0,01 мм). Цепочки покрывают слоем 0,5 мкм. Большой популярностью пользуются частично золоченыеизделия.
По цвету получаемого в результате гальванообработки металла различают два вида золочения:
— Золочение желтое – изделия приобретают цвет золота 999,9°
— Золочение красное – изделия приобретают цвет золота 850°
РОДИРОВАНИЕ
Родирование – это нанесение на поверхность металлических изделий тонкого слоя родия (толщиной 0,1-25 мкм) для повышения их коррозионной стойкости, отражательной способности, а также для придания защитно-декоративных свойств. Родий – благородный металл, по химической стойкости в большинстве коррозионных сред превосходит платину. Это самый яркий и твердый металл платиновой группы.
Родий относят к благородным металлам не только за эффектную внешность, но и за высокую химическую стойкость. По своим характеристикам родий — твёрдый металл, серебристо-серого цвета. Поверхность родия обладает очень высокой отражательной способностью (превышающей 80% для видимой части спектра).
В отличие от серебра, которое достаточно быстро тускнеет под воздействием внешней среды, родий сохраняет блеск довольно долго. Благодаря высокой твердости родий изнашивается медленнее, чем платина и золото, поэтому родиевое покрытие надолго сохраняет красоту ювелирных изделий: украшения приобретают дополнительные блеск и прочность. Холодный белый блеск родия подчеркивает красоту изделия. Родирование может быть черное, белое и цветное.
ЭМАЛИРОВАНИЕ
Для прочного схватывания с эмалью изделия тщательно очищают и обезжиривают. Перед эмалированием их обжигают, крацуют, промывают в воде и сушат в опилках; если капли воды еще собираются на поверхности, значит, сохранились жировые следы и процесс очистки следует повторить. Перед нагреванием порошок эмали растирают в ступке с водой как можно мельче, что улучшит ее качество.
Наносят эмаль на заданный фрагмент изделия небольшими порциями, кисточкой или узким шпателем. Масса эмали должна быть умеренно вязкой: жидкая будет растекаться по изделию, а чересчур вязкая неравномерно распределяется по рисунку. Для получения блестящего и ровного эмалевого слоя обжиг производится 3-4 раза.
При необходимости эмалевое покрытие шлифуют корундовым камнем, смачивая его водой, промывают и кратковременно обжигают. Обжиг длится до растекания эмали и появления на ее поверхности зеркального блеска. Затем изделие постепенно охлаждают. Также в работе широко применяются холодные эмали итальянского производства: они имеют насыщенные цвета, которые хорошо сочетаются с драгоценными металлами. Кроме того, эти эмали стойки к химическим веществам и механическим воздействиям.
ПЕСКОСТРУЙНАЯ ОБРАБОТКА
Пескоструйная обработка предназначена для очистки изделий от различных загрязнений и окислов, шлифовки, полировки и для создания матовой поверхности на изделиях.
Новости, статьи
- Уход за серебряными изделиями
- Используемые технологии
- Теперь существует возможность заказа изделий по собственному дизайну…
- Золотые изделия. Клеймение.
- Золотые изделия. Пробы.
- Золотые изделия. Уход за ними.
- Все статьи →
Источник: www.specnaz-gifts.ru
Литьё ювелирных украшений. Что такое опока в ювелирном деле
Опока представляет собой породу, сложенную опаловым кремнеземом тонкозернистого строения. Обычно это плотные, легкие (объемный вес 1,1—1,8), звонкие, пористые (прилипают к языку) породы с раковистым изломом. Легко чертятся ножом, но не растираются пальцами. Опоки фактически уплотненные трепелы. В естественных обнажениях окрашены обычно в светлые тона.
В более глубоких горизонтах они почти черного цвета, который в процессе выветривания замещается темно-серым и светло-серым. Эти разновидности можно наблюдать даже в пределах одного обнажения. Встречаются опоки, первоначально окрашенные в светлые тона. Нередко опаловое вещество опок переходит в халцедон. Присутствуют плохо сохранившиеся остатки диатомей и спикулы губок.
В строении опок принимают участие также песчаные частицы, сложенные кварцем, полевым шпатом и слюдой, и в особенности глинистые частицы, а также глауконит.
Опока Баканский карьер
Этапы создания золотых украшений методом литья
Какие этапы проходят кольца, серьги, браслеты и подвески Дива, прежде чем стать вашими?
- Дизайнер создает эскиз будущего украшения. Оно может состоять из 1 монолитного элемента, как в этом обручальном кольце с бриллиантами, или нескольких, которые монтировщик потом объединит в одно целое – как в подвеске из двух колечек с бриллиантами.
- Каждый элемент отливается в воске – получаются т.н. восковки.
- Восковки собирают в «ёлочку» – у каждого воскового элемента есть ножка, за неё их припаивают к стержню.
- Начинается формовка. Собранную «ёлку» помещают в опоку – металлический цилиндр, после чего заливают специальным составом, напоминающим глину, чтобы сделать форму для литья.
- Опоку ставят на виброплатформу – встряска нужна, чтобы из состава вышли пузырьки воздуха, иначе в литейных формах будут пустоты, что приведет к браку.
- Опоку отправляют в печь. При высоких температурах (до 1000оС) состав спекается, а восковки плавятся и вытекают – через ножку. Получается литейная форма, которую также нередко называют опокой.
- После охлаждения формы можно приступать непосредственно к литью ювелирных изделий.
- Финалом работы являются сборка, обработка, закрепка вставок.
Опока для литья ювелирных изделий – это и приспособление для формовки литейной формы, и результат этого процесса: нередко именно так называют форму для литья ювелирных изделий.
Применение опок
Термолит и трепельный гравий как пористый заполнитель получают при скоростном обжиге кремнистых пород кристобалит- опалового ряда — диатомитов, трепелов и опок. Этот заполнитель имеет объемную насыпную массу 250—900 кг/м3 и характеризуется высокой прочностью, водо- и морозостойкостью. Как правило, себестоимость термолито-бетона ниже, чем себестоимость керамзитобетона. Кристобалит-опаловые кремнистые породы широко используются в цементной промышленности, в производстве строительных теплоизоляционных материалов, в качестве абразивов, фильтров, адсорбентов, отбеливающих веществ, носителей катализаторов и т. д. Все эти области предъявляют к ним свои, специфические требования. Для получения термолита указанные кремнистые породы должны содержать 20—40% глинистых минералов и 80—60% опала и кристобалита; наиболее качественный заполнитель получают из пород следующего химического состава: Si02 60-65%; А1203 5-15%; Fe203 2-8%.
Этап отливки ювелирных изделий
Драгоценный металл загружают в установку для центробежного литья. Опока помещается в установку, из которой откачивают воздух. В образованный вакуум закачивают гелий (он полезен не только для шариков). Расплавленное золото заливают в опоку.
После заливки форму достают из установки и охлаждают – сначала вентиляторами, потом холодной водой. «Глина» вымывается, остаётся лишь драгоценная «ёлочка» – почти готовые кольца, элементы серег и подвесок.
Иногда на этапе литья добавляют и камни. Для драгоценных камней такую технику не применяют: она опасна для природных минералов. Для сапфиров, бриллиантов, рубинов и изумрудов используют ручную закрепку камней. Но недорогие вставки (в основном искусственного происхождения) могут заливать металлом. Во-первых, это удешевляет процесс изготовления украшений, во-вторых, сегодня эта технология нередко позиционируется как модный приём для создания авторских украшений, популярный у начинающих ювелиров.
В словаре Даля
ж. меловой известняк; известковатый суглинок; белая сероватая глина, для обмазки щелей в избе, особ. мергель, глина для отливки чугуна, меди арх.- мез. алебастр. | Мягкое и рыхлое вещество вообще, пушина. | Иней на деревьях, косматая изморозь, кухта, куржа, куржевина, твер. ивень. Густая опока (на деревьях), к урожаю овса. Опочистая, опоковатая почва, белая, известковатый суглинок.
Опоковая калыпь, опоковый льяк, форма для отливки. Опока садится на деревья, когда отпустит, после сильных морозов: сырость воздуха мерзнет на промерзхом дереве, накипает, опекает его; вязкая глина, опока, пристает к сошнику и заступу, липнет или опекает. Опочник м. опоковый, опочный камень, мергель, туф.
Финишная обработка ювелирных изделий
После отливки и промывки готовые элементы отправляются на дальнейшую обработку – их зачищают от огрехов литья, шлифуют и полируют, кольца – доводят до нужного размера, серьги и подвесы скрепляют в единое украшение (например, как серьги с жемчужинами на подвесе), добавляют драгоценные вставки и отправляют в Пробирную палату. Там драгоценности проходят проверку и получают знак качества – пробирное клеймо.
Нужно отметить, что финальная обработка качественных украшений и массового продукта отличается. Так, для недорогих ювелирных изделий вместо ручных процессов шлифовки и полировки применяется галтовка. Украшения помещают в центрифугу с абразивным материалом, например, дроблёной скорлупой ореха или пластиковыми гранулами. Качество такой обработки ниже, но она позволяет предложить рынку дешёвые золотые и серебряные украшения.
Высший пилотаж мастеров ювелирного дела – закрепка. Даже самые прочные из драгоценных камней, бриллианты, сломаются при неаккуратном обращении. Закрепить вставку необходимо надёжно и при этом деликатно. Это кропотливая ручная работа, требующая выдержки и потрясающей точности исполнения.
Представьте, сколько времени ушло на это кольцо на 2 пальца в виде змейки с изумрудными глазками и чешуей из белых и черных бриллиантов! С драгоценными камнями работают только мастера высшего класса. Ручная закрепка не идёт в сравнение с машинной. Последняя не может обеспечить надёжного результата, но даёт большую экономию.
Классификация опок и их конструкции. Определение типоразмеров опок
Опока
— приспособление для удержания формовочной смеси при изготовлении литейной формы, транспортировании ее и при заливке жидким металлом. Опоки классифицируют по геометрии, назначению, по применяемым для их изготовления сплавам и технологии изготовления. В зависимости от массы и геометрии отливок большинство опок по геометрии делят на прямоугольные и круглые различных размеров в свету и по высоте. Реже применяют специальные фасонные опоки.
Различают опоки для ручной и машинной формовки, для формовки методом прессования под высоким удельным давлением, специальные опоки для автоматических линий и для ручной безопочной формовки.
Опоки обычно изготовляют из серого чугуна, стали, алюминиевых и магниевых сплавов (последние используют исключительно для ручной формовки). Стальные опоки более прочные и долговечные.
В зависимости от размеров и массы опоки делят на ручные и крановые. К ручным относят опоки, масса которых вместе с уплотненной формовочной смесью не превышает 50 кг.
Опоки изготовляют литыми или сварными. Они могут быть цельнолитыми или сборными. Для облегчения выхода газов из форм в стенках опоки делают отверстия. Для удержания уплотненной смеси в средних и крупных опоках предусматривают внутренние ребра (крестовины). При сборке опоки соединяют с помощью втулок и центрирующих штырей.
Для предупреждения подъема верхней полуформы давлением жидкого металла кроме грузов, укладываемых сверху на форму, предусматривают приливы для скрепления опок между собой специальными скобами. В единичном производстве опоки скрепляют штырями с клином или болтами с гайками.
На все конструкции опок независимо от их назначения, типоразмеров, материала, из которого они изготовлены, имеются стандарты или технические условия, в которых указываются стандартные размеры и конструкции, а также стандарты и технические требования, в которых указываются материалы для изготовления опок, предельные отклонения размеров, массы и припуски на механическую обработку, допуски параллельности плоскости разъема, допуски перпендикулярности осей центрирующих отверстий к плоскости разъема опок, параметры шероховатости рабочих поверхностей центрирующих и направляющих втулок и сборочных штырей, а также другие требования.
На рис. 7.70 и 7.71 представлены конструкции опок для ручной и машинной формовки, а на рис. 7.72 показана деталировка конструкций цапф и соединительных втулок. На всех конструкциях опок одна из втулок имеет продольный разрез, необходимый для перемещения опок относительно друг друга в момент заливки формы жидким металлом и компенсации расширения металла и коробления.
Опоки, применяемые в автоматических и автоматизированных линиях, должны иметь жесткую конструкцию и точные размеры как внутренних, так и наружных полостей, хорошо обработанные базовые плоскости, удобное направляющее и центрирующее устройство для сборки двух полуформ. С целью полной взаимозаменяемости верхней и нижней опок применяются специальные симметричные опоки, имеющие две рабочие плоскости с центрирующей и направляющей втулками.
Важным моментом в выборе типоразмеров опок является правильная оценка основных размеров формы. Размеры опок должны обеспечивать беспрепятственное размещение моделей при формовке, а также прочность формы, т. е. снизу, сверху и сбоку моделей должен быть слой смеси, обеспечивающий соответствующую прочность.
При выборе размеров опок необходимо учитывать и то, что использование чрезмерно больших опок влечет за собой увеличение затрат труда на уплотнение смеси и большой ее расход. В табл. 2.11 приведены данные о толщине формовочной смеси на различных участках формы в зависимости от массы отливок. Полученные данные позволяют определить минимальные размеры опок, которые окончательно уточняют по соответствующему стандарту. При этом расчетные значения увеличивают до ближайшего регламентированного размера.
Как упрощают технологию ювелирного литья
Как вы уже поняли, полный цикл литья золотых украшений – процесс трудоёмкий, требующий высокого уровня владения технологией и дорогостоящего оборудования. Однако сделать кольцо или серьги на заказ предлагают не только крупные ювелирные компании, но и частные ювелиры. Неужели мастерская каждого из них оснащена так же хорошо?
Конечно, нет. Ювелирное литье – технология популярная, а потому ювелиры, которые не хотят или не могут проводить полный цикл производства, пользуются готовыми «полуфабрикатами». Одноразовая опока для литья ювелирных изделий – это товар, который можно недорого купить в Китае. Также предлагаются готовые восковки. Если вы зайдёте на форум или в группу ВК, где общаются ювелиры-частники, то увидите множество объявлений вроде «Ищу такую опоку» или «Есть у кого-нибудь восковка с гербом СССР?».
Нужно понимать, что литье на заказ украшений в готовых опоках или по готовым восковкам нельзя назвать авторской работой по индивидуальному эскизу, ведь изделие создается по шаблону. Если ваша цель – сэкономить, возможно, изготовить под заказ кольцо с использованием готовой опоки будет дешевле, чем купить такое же готовое в магазине. Однако нужно трезво смотреть на вещи и понимать, что эксклюзивным такое украшение назвать нельзя. А вот качество литья с помощью китайской одноразовой опоки оставляет желать лучшего.
Петербургский завод Дива – это полный цикл производства золотых украшений. Наши коллекции изготавливаются по авторским эскизам художников Дива небольшими тиражами. Наш принцип – соединение новых технологий и актуальных тенденций в дизайне с традициями старой ювелирной школы. Вот почему мы не применяем автоматизацию там, где ручной труд обеспечивает лучший результат. Мы также изготавливаем эксклюзивные золотые украшения на заказ.
Источник: color-diamonds-jewelry.ru
Ювелирное прямое
литье — золото, серебро
Изготовим полуфабрикат — ювелирное прямое литье в золоте, серебре на основе 3D модели
или эскиза в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме — доставка по всей России и СНГ
Сделаем вырост моделей в 3D
и отольем в металл
Стоимость готового полуфабриката — 199 р./грамм. + цена металла.
Изготовим ювелирные украшения сложных форм — сеточный, легковесный ассортимент.
То, что невозможно делать через резинку.
Полная конфиденциальность. Заказ от 1 изделия.
Сеточки, сложные формы, толщины 0,2 мм