Читать реферат по всему другому: ««Драгоценные камни»» Страница 1
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
-
Вступление…………………………………………………………3Обоснование выбранной темы…………………………………4Происхождение драгоценных камней…………………………5Физические характеристики камней:
Похожие работы
Интересная статья: Основы написания курсовой работы
- Интересные статьи
- Рефераты
- Курсовые работы
- Дипломные работы
- Контрольные работы
- Практические задания
- Отчеты по практике
- Сочинения
- Доклады
«РефератКо» — электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю
КАМНИ И ИХ СВОЙСТВА. ВЕДЬМИНА ИЗБА ▶️ ИНГА ХОСРОЕВА
Источник: referat.co
Тема камни и их свойства
Организация: МДОУ № 80
Населенный пункт: Московская область, г. Раменское
Цель: Расширять знания детей о камнях и об их свойствах.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства;
- Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня;
- Расширять знания о драгоценных и полудрагоценных камнях;
- Продолжать учить вести рассуждение. Формировать умение формулировать выводы;
- Развивать познавательную активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности;
- Воспитывать навыки сотрудничества;
- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Материалы и оборудование:
- мешочек с разными камнями и другими предметами (например монеты, маленькие игрушки;
- игрушка – Знайка;
- слайды 1-11;
- физкультурные палки;
- камни разной формы, цвета, веса, шершавые, гладкие на подносе для исследования;
- магнитная доска;
- цифры 1-7;
- лупы;
- вырезанные из цветной бумаги силуэты камней: ИЛИ ПИСАТЬ МЕЛОМ НА ДОСКЕ
- разных цветов,
- разного размера,
- шершавый – гладкий,
- с рисунками: полосками, крапинками,
- изображение весов, большой, маленький камни,
- синий и красный,
- изображение стакана с водой и камнем на дне стакана;
- слайды драгоценных камней;
- плоские камни для творчества + краски и кисти.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришел Знайка. Пришел он к нам не с пустыми руками. Здравствуй, Знайка! Какой красивый у тебя мешочек.
Что там?
Знайка: Здравствуйте, ребята! А давайте вы сами попробуете угадать, что у меня в мешочке.
Его в горах полным — полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
Правильно, ребята, это камень. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях и о их свойствах.
Знайка предлагает ребятам опустить в мешочек руку, нащупать там среди других предметов камень и описать его.
Знайка : Ребята, как вы узнали, что это камень? Какой камень? (твердый, гладкий, с круглыми, ровными краями).
Воспитатель : Почему все камни разные, не похожи друг на друга? Где мы можем увидеть камни?
Дети: На улице, в горах, в море, на даче…
Воспитатель : Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.
Воспитатель : А откуда берутся камни? Правильно! С гор. Горы — это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Также камни можно увидеть в морях и реках.
Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему?
Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море имеют более острые края. В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения. Для чего ещё служит камень человеку?
Слайд 1- В древние века человек использовал камни как орудия труда и для охоты.
Слайд 2- Позднее камнями стали украшать одежду.
Слайд 3 – Камни служили украшением, оберегом и просто игрушкой.
Слайд 4 – Из камней делали и делают сейчас предметы для интерьера дома.
Слайд 5 – Используют камни при строительстве домов, дорог, для тротуаров, лестниц и площадок он не заменим
Слайд 6 — Широко его используют дачники на приусадебных участках, создавая вот такую красоту.
Слайд 7 – Камень незаменим при строительстве памятников.
Слайд 8 — В строительстве фонтанов.
Слайд 9 – Мало кто знает, что соль это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.
Слайд 10 – Камнями в наше время даже лечатся!
Слайд 11 – А ещё камни можно собирать в коллекции, привозя из путешествий!
Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?
Воспитатель : Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре.
Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи!
Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!
Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?
Воспитатель : Знайка, идем с нами. Мы с вами идем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?
- Не шуметь, (почему, а то может быть обвал и засыплет камнями;
- Внимательно смотреть (почему, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке;
- Если разожгли костер, то его нужно потушить (почему); не мусорить (почему).
Молодцы, вы все знаете. Ну что, можно отправляться в путь?
Физкульт. Минутка (физкультурные палки – бревно)
Посмотрите, вот оно бревно,
Ох, их длинное оно!
К нему мы с вами подойдем
И осторожно все пройдем.
(Дети идут «по бревну», руки в стороны.)
И приседаем мы на нем (приседают)
Обойдем все деревца (ходьба «змейкой»)
И пробежимся все легка. (Легкий бег)
Сейчас пролезем под кустом-
Согнемся низко-низко (наклоны).
Воспитатель: вот мы и пришли. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли. Дети садятся на ковер.
Мы будем как настоящие геологи исследовать свойства камней. Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики работать.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.
Разложим камни для исследования на подносе.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Воспитатель: Посмотрите, какого цвета у вас камни.
Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Воспитатель на магнитной доске ставит цифру 1 и вешает вырезанные из бумаги силуэты камней разного цвета (черный, коричневый, белый, серый…)
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель: Все камни одинакового размера?
Воспитатель: А найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Воспитатель на магнитной доске ставит цифру 2 и вешает предварительно вырезанные из цветной бумаги силуэты камней разного размера.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Для этого опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики. Подготовка рук – самомассаж (разотрем, пожмем, погладим руки).
Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Воспитатель ставит цифру 3 на магнитную доску и клеит предварительно вырезанные силуэты гладкого и шероховатого камня.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. Дети рассматривают все свои камни.
Вывод: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети.
Воспитатель ставит цифру 3 и вешает силуэты камней с крапинками, различными узорами.
Опыт № 5. Определение веса.
Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Воспитатель ставит цифру 5 и вешает весы с лёгким и тяжелым камнями.
Опыт № 6: Определение температуры.
Воспитатель: Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель ставит цифру 6 и вешает на доску силуэт камня синего цвета (холодный) и красного цвета (горячий).
Опыт № 7: Тонет, не тонет
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
Давайте возьмем стакан с водой и бросим туда камень. Что мы видим? Правильно он утонул.
Вывод: камень тонет в воде.
Воспитатель ставит цифру 7 и клеит на доску изображение стакана, а в нем камень.
Воспитатель: Ребята, а кто может, опираясь на схемы на доске, повторить свойства камней, которые мы с вами сегодня узнали?
Дети повторяют свойства 1-7, опираясь на схемы.
Воспитатель: Ребята, как вы уже знаете, камни бывают драгоценными и полудрагоценными. Давайте посмотрим на слайды (или иллюстрации). Рассказ про драгоценные камни по изображениям.
Слайды или иллюстрации драгоценных и полудрагоценных камней.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения. Давайте и мы оживим свои камешки.
Дети рисуют на камнях.
Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите их себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.
Воспитатель: Какое интересное и необычное занятие у нас было сегодня, правда, Знайка. Мы с вами узнали, что камни бывают разные по форме, разные по цвету, разные по весу, гладкие или шероховатые, также мы узнали, что камни не тонут, и что многое, что окружает нас сделано из камня! Ребята, вы огромные молодцы! Мне было очень интересно с вами! Спасибо.
Источник: www.pdou.ru
Полезные свойства камней
2. Свойства камней и минералов. Свойства драгоценных камней
С древних времен известна связь
человека с природой и с камнем, как
неотъемлемой ее частью. Камни и
минералы — это не только удивительные
дары природы и материал для
украшений. Камни обладают
различнымисвойствами.
Свойства камней и минералов.
Свойства драгоценных камней
3.
Люди всегда с большим уважением
относились к могучим и
таинственным силам драгоценных камней.
Они наделяли камни магическими и
лечебными свойствами. Сила камня или
минерала воздействует на человека в
целом и отдельно на определенные
органы. Правильно выбранный камень
помогает исцелиться от целого ряда
недугов. Каждый камень обладает только
ему присущими свойствами и представляет
собой некую защиту для человека.
4.
Камни и минералы очень отзывчивы на
поведение человека, а порой обидчивы,
и в ответ на несправедливость камни
даже могут менять свою окраску. К
любому камню нужно относиться с
бережностью. Камень надо любить.
5.
Камень должен быть для человека чем-то
особенным, необыкновенным, близким
и дорогим. К нему нужно относиться с
должным почтением и тогда он ответит
взаимностью проявит все свои свойства.
Известно, что минералы обладают
энергетическими вибрациями лечебного
свойства. В определенные периоды
камни проявляют свои магические
свойства.
6.
Действия камня во многом определяется
его чистотой и целостностью. Камни с
трещинами, дефектами, пузырьками,
мутными областями усиливают
отрицательные качества. Для того, чтоб
эффект от камня или минерала был
ощутимым, необходимо обращать
внимание на выбор того или иного
камня. Следует иметь в виду и то, как
камень попал к владельцу.
7.
Краденые камни способны принести
огромные несчастья. Если камень
куплен, то входит в силу он лишь спустя
несколько лет. Быстрее всего камень
проявит свои свойства, если его Вам
подарили или он перешел в наследство.
8.
9.
Авантюрин — это кварцит белого,
розового, оранжевого, вишневого или
зеленого цвета с разноцветными
включениями слюды. Считают, что он
создает радостное, счастливое
настроение, помогает сохранить
бодрость духа и ясное мышление.
10.
Авантюрин называют камнем любви, он
оберегает это чувство. На Урале
встречается авантюрин от желтого до
красно-бурого цвета. Зеленый камень
добывают в Индии, США, Китае. Он
ценится не дешевле лучших
экземпляров нефрита.
11.
Название авантюрин получил от
итальянского «aventura», что означает
«счастье», «приключение».
Состав. Авантюрин, или авантюриновый
кварц, минерал, разновидность кварца
SiO2.
Физические свойства:
а) цвет зеленый, красно- или золотистокоричневый, просвечивает, блеск
стеклянный,
б) твердость 7,
в) плотность 2,65.
12.
Месторождение. Лучшие авантюрины
встречаются в Австрии, России (на
Урале), Бразилии и Индии (зеленый).
Применение Авантюрина. Авантюрин
относят к группе ювелирно-поделочных
камней. Этот красивый камень очень
популярен в Юго-Восточной Азии.
13.
Чароит — минерал пироксеновой группы
подкласса цепочечных силикатов и
одноименная горная порода (иногда
породу с чароитом называют
чароититом).
14.
Блеск — шелковистый, стеклянный. Твердость —
6,0 — 7,0; плотность — 2,5 — 2,7 г/см3.
Месторождения камня чароита. Чароит –
исконно российский камень. Единственное в
мире месторождение чароита находится на
стыке Якутии и Иркутской области, в районе
Байкало-Амурской Магистрали, в долине реки
Чара. Впервые глыбы с фиолетовыми
минералами нашел геолог В.Г. Дитмар в 1948
году, при проведении геологической съемки, и
условно назвал их кумингтонитовым сланцем.
15.
Применение чароита. Чароит легко
полируется и очень хорошо смотрится в
ювелирных изделиях. Поэтому он
широко применяется при изготовлении
вставок в кольца, бус и прочих
недорогих украшений. Тем не менее,
чароит не завоевал всемирной
популярности.
16.
Широкому распространению чароита
мешает установленный Правительством
Республики Саха-Якутии лимит на
добычу камня в размере 100 тонн в год
– это вынужденная мера, защищающая
от быстрого иссякания месторождения.
Источник: ppt-online.org
НОД в Подготовительной группе «В Царстве камней». Тема: Свойства камней
Для игр я приготовила несколько дидактических игр на тему геологии и минералов: мемори с картинками, кроссворды, паззлы, таблицы полезных ископаемых. Все это можно скачать одним архивом. Для этого надо нажать одну из кнопок соц. сетей и подождать перезагрузки страницы (пишите мне на почту, если что-то не выходит )
Tweet |
С Уважением, Несютина Ксения
Общие сведения о минералах
Мы прочитали немного о минералах и камнях из энциклопедий, рассматривали картинки, находили самые необычные и интересные. А вот, что можно сделать еще: Собирать на улице камни. В Москве трудно найти дорогу, где можно собирать камни. Но мы все же нашли интересные экземпляры около старых гаражей.
Правда там насыпь была уже 20 летней давности и многие камни были в земле. Зато они все были разные по цвету и размеру. Встречались даже очень красивые – прозрачно желтые. Еще можно походить по парковым и лесным дорожкам. Иногда вокруг озера или пруда много камней. Камень из песка. Некоторые садоводы любят делать камни сами из песка и цемента.
У нас сада нет, да и цемента тоже =) Поэтому мы сделали другую поделку из камней — склеили камень из песка и клея. Для этого находим бело-серый песок (мы взяли пол ведёрка с площадки). Дома его просеяли и прокалили в духовке. Затем остудили и смешали с клеем ПВА. Получилась пластичная масса, из которой сделали камешек.
Высохнув, он стал твердым и очень похожим на настоящий, только шершавый.
Сравниваем по весу и размеру. Возьмите средний камешек и большой кусок ваты или синтепона. Пусть ребенок возьмет эти предметы в разные руки. Что тяжелее? А теперь ходим по дому, подбираем предметы такого же размера как наш камень и сравниваем их вес.
На что похож по форме. Если включить фантазию, то камешки, как и облака, могут быть слониками, ежиками, рыбками. Придумайте образ для каждого! Найди в мешочке. А теперь кладем их все в мешочек и на ощупь вытаскиваем нужный или же просто ощупываем камень и стараемся вспомнить, какой образ мы для него придумали в предыдущей игре. Дорожка из камней.
Из камешков можно выкладывать дорожки и тропинки в сюжетно-ролевых играх. Как думаешь, удобно ли ездить по таким дорогам?Раньше ведь делали мостовые и дороги из камня – асфальта тогда еще не было. Можно сделать болото для игрушек, а камешки – это кочки. Поделки из камней для детей.Нам понадобятся мелкие камешки.
Мы взяли две горсти камней на дорожке в Измайловском парке, помыли, высушили. Возможно, у вас получится наколоть обычных камней молотком. Но наверное это занятие не для квартиры =) Потом мы раскрасили 5 горсточек камешков разными красками и выкладывали аппликации и добавляли «декор» в глиняные постройки. Вот наши поделки из камней: Рисунки на камнях для детей.
Делать эти поделки из камней, наверное, уже все попробовали со своими детьми! Надо взять гладкие камешки (можно — привезенные с моря, а можно купить набор). Берем обычную гуашь, тонкие кисти и рисуем на камнях с детьми. Камни могут превратится в животных, машинки, кусочки фруктов, жучков. Или же это могут быть просто абстрактные рисунки на камнях!
Одна свежая идея: после рисования на камнях, использовать получившиеся поделки, например в игре «крестики-нолики» или «морской бой».
Подбери камень по фотографии. Заранее фотографируем 5-10 камней. Затем выкладываем перед ребенком, и он старается подобрать к фотографии реальный камень. Фотографии можно показывать прямо с телефонафотоаппарата или перенести в компьютер.
Полудрагоценные и драгоценные минералы.
Мы начали с ощупывания наших образцов – малахита, кварца, горного хрусталя, аметиста и других. Нашли их картинки в энциклопедии и чуть-чуть прочитали про каждый. Вот то еще получилось сделать: Выращивание кристаллов для детей. Мы купили набор и две недели назад начали выращивать наш кристалл и сегодня достали его из раствора. Мы и дети в восторге!
Вот что получилось: Найти откуда привезли на карте, и приколоть название. После того как рассмотрели минералы, я приготовила небольшие карточки с их названиями. Мы находили, откуда его привели и прикалывали название на карту.
Рассматривать в лупу. Играть с лупой вообще весело. А в минералах можно увидеть интересные трещинки и щелочки, которые незаметны невооружённым глазом. Цвета камней. Каждый камешек своего неповторимого цвета. Можно постараться выложить их в соответствии с цветами радуги. А можно просто сравнивать, что еще бывает фиолетовым? А можно сказать аметистовое платье?
Как думаешь, какого оно цвета? Рассматривать под цветными стеклышками. Рассмотрели цвета? А теперь если взять цветные стекла и посмотреть через них? Желтый кальций становится зеленым, если смотреть через синее стекло!
Рисовать фракталы. Как нарисовать кристалл? Кристаллы часто обладают свойством самоподобия, то есть их форма напоминает фрактал. Вот наши рисунки. Мемори. В дополнительных материалах я приготовила мемори с драгоценными камнями. Пара образуется из картинки камня и его имени.
Я брала картинки камешков, которые есть у нас – так интереснее. Прочитать сказки Бажова о малахите и других драгоценных камнях. Обязательно прочитайте сказки Бажова! Во многих трудный и непривычный язык, но Глеб через время начал сам понимать непонятные слова. И даже говорить мне: «не объясняй, давай читать дальше, я понял уже».
Мы зависли на этих сказках и мультики уже все пересмотрели! Другие сказки о камнях. Попробуйте вспомнить все сказки, в которых говорится о камнях. Например, Волшебник изумрудного города, Три поросенка, сказки Бажова, Серебряное копытце. Найти уральские горы на карте и собрать паззл из разрезанной карты уральских гор. Малахит добывают на Урале.
Поэтому грех не найти Уральские горы на карте. Мы еще сложили паззл из разрезанных гор и посмотрели фотографии уральской местности и природы. Карта гор есть в дополнительных материалах. Звук камней. Попробуйте стучать камешками друг о друга. Похож звук или отличается? Если слышны различия, можно предложить закрыть глаза ребенку, вы стучите, а он отгадывает.
Если звук невозможно отличить, то просто потренируйтесь отстукивать ритмы.
Строение Земли и астрономия для детей
Геология для детей начинается с понимания того, как устроена наша планета. Поэтому мы начали именно с астрономии и связи нашей планеты с другими. Модель нашей планеты изнутри. Берем пластилин желтого, красного и коричневого цвета и лепим модель нашей планеты. Внутри ядро, дальше магма, а потом земная кора.
Когда шарик готов, можно отрезать кусочек и посмотреть на строение Земли своими глазами. Модель солнечной системы. Интересно и полезно при изучении астрономии с детьми сделать модель вселенной. Берем большой ватман. С краю делаем кусочек солнца (иначе, если соблюдать размеры оно все место на ватмане займет). Затем в нужном порядке делаем планеты.
Мы смотрели на рисунок в энциклопедии, старались повторить цвет и говорили, почему он именно такой. Астрономия в деле: полет на картонной ракете. Можно сделать ракету из коробки от бытовой техники, или из листов гофра картона и отправится в путешествие на Марс или на Луну! Ракета из рулончиков туалетной бумаги. Вариант ракеты попроще — из рулончиков бумаги.
К ним можно привязать воздушный шарик и ракета полетит по-настоящему на «реактивном двигателе». Благодаря серии таких игр, астрономия из сложной, «взрослой» науки превращается в занимательное детское времяпрепровождение! Сделать вулкан. Лепим из пластилина форму. Внутрь кладем шарик из 2 чайных ложек соды, красителя и 1 чайной ложки лимонной кислоты.
Льем 50 мл. воды и наблюдаем извержение вулкана. Рассмотреть и поиграть с пемзой – вулканической породой. Попробуйте, плавает ли обычный камень? А пемза? Сравните их по весу. Есть ли что-то внутри дырочек пемзы? (Воздух)
Источник: vzryvmozga.ru
Загадочный мир камней
конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Занятие строится на том, что дети знают уже о камнях и ещё хотят узнать о них. Затем на слайде показаны археологи и дети рассказывают об этой профессии. также дети делают опыты с камнями и делают выводы, что камни твёрдые, их можно нагреть, они тонут в воде. Результаты опытов фиксируют карточками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«загадочный мир камней»
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие»
Тема: «Загадочный мир камней»
Интеграция: речевое развитие
Форма организации: экспериментирование
Цель: Формирование у детей представлений о разнообразии камней средствами познавательно – исследовательской деятельности.
1.Формировать представления у детей о разнообразии камней, их свойствах, используя модели.
2.Развивать познавательные умения детей классифицировать камни по основным признакам (вес, цвет, размер, форма)
-Развивать умения использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь и речь – доказательство.
-Активизация словаря: «геологи», «шершавый», «взвешивают»
3.Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: камни, глина, сундучок, стаканы с водой, схемы-алгоритмы проведения опытов, мультимедийный комплекс,
Предварительная работа: рассматривание предметов, сделанных из камня, чтение произведений П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», рассматривание картин с горными ландшафтами, изготовление схем, индивидуальных карточек,
Методы и приёмы: показ, рассматривание, рассуждение, метод вопросов, игровой приём, метод организации деятельности, оценка, решение проблемной ситуации, прием сравнения, приём индивидуальной беседы, самооценка, художественное слово, метод педагогического требования, экспериментирование.
Дети входят в зал.
В-Ребята, давайте встанем в кружок, возьмёмся за руки и подарим друг другу улыбку.
Ребята, а Вы любите сюрпризы?
В- Я Вам тоже приготовила сюрприз.(Присаживаемся на пол возле сундучка)
В- Как Вы думаете, что здесь может лежать?
Д- Игрушки, листочки.
В- Хотите узнать?
В- Тогда давайте по очереди достанем и узнаем, что же здесь лежит.
Д-(достают предметы из сундучка и называют их)
В – Как Вы думаете, почему все эти предметы находятся в одном сундучке?
Д- Они сделаны из камня.
В- Правильно! Все эти предметы сделаны из камня.
В- А что Вы знаете о камнях?
Д- Камни твёрдые, разные по цвету и размеру.
В- Чтобы запомнить я предлагаю выставить карточки на первый мольберт. Здесь мы отметим то, что знаем о камнях (Выставляю карточки)
В- А теперь скажите мне, чтобы Вы ещё хотели узнать о камнях?
Д- Кто изучает камни, откуда появляются, из чего состоят.
В- Посмотрите, сколько у нас возникло вопросов. Как Вы думаете, у нас получится найти ответы на эти вопросы?
В- А поможет нам в этом наша лаборатория.
В — Кто трудится в лаборатории?
В- Что они делают в лаборатории ?
Д- Проводят опыты, изучают предметы.
В- И мы сейчас с вами станем настоящими учёными. Проходим, ребята за столы, рассаживаемся поудобнее и начинаем наши опыты.
Откройте салфетки и скажите, с чем мы будем проводить опыты?
В- Правильно! Самыми первыми работают наши глаза. Осмотрите внимательно все камни.
Опыт 1 «Поверхность камня»
В- Теперь по очереди погладьте каждый камень.
В- Расскажите какие камни?
Д- Гладкие и шершавые.
В- Найдите соответствующую карточку и выложите у себя в таблице. Не забываем, ребята, начинаем выкладывать в таблице слева направо.
Д- (Выкладывают карточки в таблице)
В- А я отмечу на третьем мольберте. Здесь мы будем отмечать то, что мы с вами узнали. Посмотрите, правильно ли я отметила?
В- Ребята, узнали мы ёщё одно свойство камней?
В- Тогда убираем один вопросительный знак.
Опыт 2 «Определение веса»
В- Сейчас, ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами?
В- Возьмите в одну руку большой камень, а в другую маленький. Что Вы скажите?
Д- Один камень тяжёлый, а другой лёгкий.
В- Значит какой вывод можно сделать?
Д- Камни бывают лёгкие и тяжёлые.
В- Находим карточку и отмечаем в таблице. Карточки выкладывайте по порядку. Отметили? Кто желает отметить на мольберте?
Д-(Отмечает ребёнок на мольберте)
В- И ещё одно свойство узнали. Что мы должны сделать?
Д- Убрать вопросительный знак.
Опыт 3 «Определение температуры»
В- Положите, ребята, ладони на стол и быстренько на щёки. Стол какой?
В- Наша кожа может быстро определить температуру.
Выберите два средних по размеру камня – один положите на стол, а второй возьмите в руки и погрейте.
Теперь возьмите оба камня и приложите к щекам. Что вы чувствуете?
Д- Один камень холодный, другой тёплый.
В- Какой вывод сделаем?
Д- Камни можно нагреть.
В- Отмечаем карточкой в таблице. Отметили? Проверьте, правильно ли сделал сосед, если нет – помогите ему.
В- Отмечаем также на мольберте ещё одно свойство камней. И что делаем с вопросительным знаком?
Опыт 4 «Твёрдый — мягкий»
В- Ребята, возьмите кусочек глины в правую руку. Ну – ка, проверим, все ли знают правую руку? А камень в левую руку. Сожмите кулачки. А теперь разожмите.
Что у Вас получилось?
Д- На глине есть вмятины, ямки.
Д- Потому что камень твёрдый.
В- И какой вывод делаем?
Д- Камни твёрдые.
В- Протрите руки салфеткой. Находим карточку и отмечаем в таблице.
Д- (Отмечают в таблице карточкой)
В- А то, что он твёрдый, мы показали уже на первом мольберте. Убираем вопросительный знак?
Опыт 5 «Камни тонут в воде»
В- Как Вы думаете, ребята, что будет с камнем, если его положить в воду?
В- Почему Вы так думаете?
Д- Потому что он тяжёлый.
В- А что нужно сделать, чтобы узнать правду?
Д- Провести опыт
В- Правильно. Поставьте поближе стакан с водой и осторожно опустите камень в воду. Что произошло с камнем?
В- Правы мы с вами оказались?
В- Значит какой вывод делаем?
Д- Камни тонут в воде
В- Находим карточку и отмечаем в таблице. Кто желает отметить на мольберте?
Д- (ребёнок отмечает на мольберте)
В- Ещё одно свойство узнали и убираем вопросительный знак.
Это мы узнали свойства камней. Подойдём к мольберту и повторим их.
(Показываю указкой – дети называют свойства)
В- Ребята, мы на все вопросы нашли ответы?
В- А кто нам может помочь найти ответы на эти вопросы?
Д- Родители, книги, энциклопедии, компьютер, интернет.
В- Вот сейчас, мы и обратимся к нашему компьютеру за помощью. На сначала немножко отдохнём.
Физкультминутка:
По дорожке мы шли,
Много камешков нашли.
Вот направо мы пошли,
Серых камешков нашли,
Вот мы в горку пошли,
Пёстрых камешков нашли,
А под горку пошли –
Белых камешков нашли,
С собой в садик принесли!
В- Молодцы! Ой, ребята, посмотрите, наш компьютер даёт подсказку. (Слайд 1)
В- А что они делают?
Д- Рассматривают камни, записывают что – то.
В- Вы знаете, что профессия людей, которые изучают камни, называется геологи. Повтори (имя ребёнка)
Д- (называют профессию)
В- Так кто изучает камни?
В- Отметьте, ребята карточкой на мольберте. Убираем вопросительный знак?
В- Ребята, о чём нам ещё хочет рассказать компьютер? (Слайд 2)
В- Хотите послушать историю о горах?
В- Тогда слушайте внимательно. У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна – возвышаются каменные горы. Но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы разрушаются, от них откалываются камни, ветер разносит их повсюду, люди перевозят их на машинах для строительства. Ведь у нас же нет гор, а камни мы встречаем везде.
Находим, ребята, карточку и отмечаем на мольберте.
Нашли ответ на вопрос?
В- Убираем вопросительный знак. (Слайд 3)
Ребята, а это кто?
В- Что они делают?
Д- Греются у костра.
В- А костёр они, чем разожгли? Наверное, у них были спички или зажигалка?
В- Тогда чем они разожгли костёр, как Вы думаете?
В- Правильно, ребята. Молодцы! Раньше люди добывали огонь с помощью камней. Они ударяли камни, и появлялась искра. Обозначим карточкой на мольберте.
Д- (отмечают на мольберте)
В- Ответили на вопрос?
В- Тогда убираем вопросительный знак. Ребята, всё, что нас окружает, состоит из маленьких частичек. (Слайд 4)
Эти маленькие частички – человечки изображены на экране.
Посмотрите, как они расположены?
Д- Близко друг к другу
В- Как Вы думаете почему они так близко стоят? Камень какой?
Д- Потому что камень твёрдый.
В- Вот как Вы рядом стоите друг с другом, так и человечки расположены в камнях.
Значит, из чего состоят камни?
Д- Из маленьких человечков.
В- Отметим на мольберте карточкой и убираем вопросительный знак.
Скажите, ребята, на все вопросы мы нашли ответы?
В- Подойдём, ребята, к первому мольберту. Смотрите – это мы знали о камнях, а вот, сколько нового мы сейчас узнали о камнях. Давайте повторим.
Д-(показывают указкой и называют)
В- Молодцы, ребята. А то, что Вы сегодня узнали о камнях, обязательно расскажите дома родителям. Посмотрите, ребята, у Вас остались карточки. Возьмите свои таблицы и дополните их в группе с другими ребятами.
Источник: kopilkaurokov.ru